Биографии Характеристики Анализ

Определить согласные звуки по их характеристикам. Фонетические чередования согласных по месту и способу образования

Согласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воз-душной струи.

С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шка-ле сонорности (звучности) согласные делятся на сонорные (больше тона и меньше шума), звонкие шумные (больше шума и меньше тона) и глухие шумные (только шум).

С точки зрения артикуляции важнейшим признаком согласных звуков является наличие препятствия на пути воздушной струи. При образовании согласных напряжение локализовано (сосредоточено) в месте образования преграды. Сильная воздушная струя преодолевает преграду, образуя шумы, которые и составляют акустическую харак-теристику согласного.

Поскольку преграда является главной артикуляционной характе-ристикой согласных звуков, основные признаки согласных связаны с местом образования преграды и способом её преодоления.

Согласный мягкий звук — согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. Этот артикуляционный жест является дополнитель-ной артикуляцией, которая сопутствует основной — месту и способу образования согласного звука.

Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставлен-ных по твердости — мягкости: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’]. Непарными мягкими являются звуки [ч’] и долгий [ш’] (на письме буква щ).

Мягким непарным согласным является также сонорный [j] (на письме буква и). Более того, мягкость согласного [j] нельзя счи-тать его дополнительной артикуляцией: данный звук образуется за счет сближения средней части спинки языка с твердым нёбом, т.е. эта работа органов речи — его основная артикуляция.

Согласный твердый звук — согласный звук, при образовании которого тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки языка приподни-мается к мягкому нёбу. Это дополнительная артикуляция — движение, которое сопровождает основную артикуляцию — место и способ об-разования конкретного согласного звука. В русском языке 15 твердых согласных имеют парный мягкий звук , есть и непарные твердые согласные — [ж], [ш], [ц].

Согласный звонкий звук — согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон, при этом шум преобладает над тоном. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть если при произнесении звонкого согласного мы сохраним место и способ артикуляции, но произнесем звук без голоса (без работы голосовых связок), мы получим соответствующий глухой звук. В русском языке 11 пар согласных по признаку звонкости — глу-хости: 6 пар твердых согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с]) и 5 пар мягких согласных ([б’] — [п’], [в’] — [ф’], [г"]-[к’],[д’]-[т’],[з*]-[с’]).

Согласный глухой звук — согласный звук, который образуется без го-лосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на письме буква щ).

Некоторые глухие согласные имеют парные звонкие, то есть со-гласные, произносимые с участием голоса (см. Согласный звонкий). Однако среди глухих согласных есть звуки, которые не имеют парного звонкого: это [х], [х’], [ц], [ч’]. В школьной традиции непарным глухим считается и долгий [ш’], выглядящий на письме как щ, хотя некоторые носители русского языка до сих пор в ряде слов произносят долгий [ж’]: например, в словах дрожжи, вожжи, а также на месте букв зж в слове позже или на месте букв жд в слове дожди.

Согласный сонорный звук (сонант) — согласный звук, в образова-нии которого преобладает голос. Сонорные согласные, как и все согласные звуки, образуются с участием шумов, но шумы здесь минимальны. Эта особенность акустически сближает сонорные со-гласные с гласными звуками. Материал с сайта

Сонорные не только акустически, но и функционально близки глас-ным звукам: как и гласные, сонорные могут выполнять слогообразующую функцию. Так, например, благодаря слоговым сонорным мы можем про-изнести слова декабрь, джентльмен, корабль так, что у них будет по три слога, хотя в каждом слове есть только по два гласных звука.

При образовании сонорных звуков струя воздуха встречает пре-граду, но находит различные пути обхода этого препятствия: проходит через носовую полость ([м], [н]), или обходит смычку по бокам ([л]), или смычка многократно образуется и прерывается ([р]), что позволя-ет воздуху относительно свободно проходить сквозь полости рта или носа. Однако наличие преграды на пути воздушной струи создает не-значительные шумы, которые накладываются на основной тон звука.

Сонорный согласный й [j] по образованию похож на гласный и, однако при образовании согласного звука наблюдается большее су-жение на пути воздушной струи, что способствует образованию не-значительного шума, и имеется локализация мышечного напряжения в месте образования согласного.

В русском языке сонорными согласными являются звуки [м], [н], [л], [р], [j]. Согласные [л] и [р] — плавные, а [м] и [н] — носовые. Со-норные согласные не имеют глухой пары. Все сонорные согласные (кроме j) имеют мягкий парный согласный.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие буквы звонкие и какие мягкие
  • проектные работы мягкие и твердые согласные
  • согласный звук признаки
  • мягкий звонкий согласный звук

Артикуляционная характеристика

Однако следует заметить, что в данной схеме представлены только варианты гласных, встречающихся в сильной позиции, т.е. в ударных слогах. В безударных же слогах произносятся и другие, так называемые слабые варианты, речь о которых пойдёт в § 10. Следовательно, гласных звуков в русском языке больше 6-ти, и деление на три подъёма и три ряда не отражает действительного состава гласных русского языка. Полный вариант таблицы артикуляционной характеристики гласных звуков представлен в Приложении 2.

Вопросы и задания

1. На каких признаках основывается артикуляционная характеристика гласных звуков?

2. Какие звуки являются лабиализованными? Почему?

3. Охарактеризуйте гласные по степени подъёма языка.

4. Охарактеризуйте гласные по ряду.

5. Какими общими и различительными признаками обладают следующие пары гласных: [а] – [ы], [у] – [о], [и] – [э], [и] – [у], [э] – [о]?

6. Определите гласный звук по данному описанию:

а) лабиализованный, верхний подъём, задний ряд;

б) нелабиализованный, верхний подъём, передний ряд;

в) нелабиализованный, нижний подъём, средний ряд;

г) нелабиализованный, средний подъём, передний ряд.

7. Произнесите звук верхнего подъёма переднего ряда. Измените ряд на средний. Какой звук получим? Произнесите звук среднего подъёма переднего ряда. Измените подъём на верхний. Какой звук получим?

8. В подчёркнутых словах охарактеризуйте гласные в ударных слогах:

Апрель щебечет в синеве. И я один . Вокруг весна

А под берёзой старой И день такой хороший!

Лежит калоша на траве. А где-то есть ещё одна

Забытая. Без пары. Непарная калоша.

(В.Левин)

Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи. В зависимости от места и способа образования звука в основу артикуляционной классификации согласных положены такие признаки:

1. Место образования звука. По месту образования все согласные различаются в зависимости от артикуляции активного и пассивного органов речи. Активными органами являются язык и нижняя губа, пассивными – верхняя губа, зубы и нёбо. По действию активного органа согласные подразделяются на губные и язычные .

Губные согласные создаются в результате сближения или смыкания нижней губы с одним из пассивных органов – верхней губой или зубами. В соответствии с этим губные согласные звуки в свою очередь подразделяются на 2 подгруппы: губно-губные ([б], [б`], [п], [п`], [м], [м`]) и губно-зубные ([в], [в`], [ф], [ф`]).



Язычные согласные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды с пассивными органами – зубами и нёбом (которое в свою очередь условно делится на переднюю, среднюю и заднюю части), подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по пассивному органу делятся на зубные ([т], [т`], [д], [д`], [ц], [с], [с`], [з], [з`], [н], [н`], [л], [л`]) и передненёбные ([ч`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [р], [р`]).

Средняя часть языка может приподниматься только к средней части нёба. Поэтому среднеязычный средненёбный согласный только один: [й`].

Заднеязычные согласные по пассивному органу делятся на средненёбные ([г`], [к`], [х`]) и задненёбные ([г], [к], [х]).

2. Способ образования звука. При классификации по способу образования учитывается характер преграды, образующейся между активным и пассивным органом речи. Эта преграда может быть двух типов: либо происходит полное смыкание органов речи, либо они сближаются, оставляя между собою узкую щель. В соответствии с этим все согласные по способу образования можно разделить на 2 основные группы: смы́чные и щелевые (их ещё называют фрикативные , от лат. fricatio – трение ).

При образовании смычных согласных, как было сказано, активный орган тесно смыкается с пассивным, прекращая прохождение воздушной струи. В зависимости от характера преодоления такой преграды смычные согласные делятся на следующие подгруппы: взрывны́е : размыкание органов речи происходит в результате резкого их прорыва воздушной струёй с характерным шумом ([п], [п`], [б], [б`], [т], [т`], [д], [д`], [к,] [к`], [г], [г`]); аффрикаты (или смычно-щелевые ): органы речи не резко размыкаются, а приоткрываются, образуя щель для выхода воздушной струи ([ц], [ч`]); носовые : в результате смыкания органов речи воздушная струя свободно проходит через носовую полость ([м], [м`], [н], [н`]); дрожащие : кончик языка периодически прижимается к передней части нёба или отходит от неё, создавая своеобразную вибрацию, дрожание ([р], [р`]).

Щель при образовании щелевых согласных может образовываться посередине сближенных органов речи или между боковой частью языка и нёбом. В соответствии с этим щелевые согласные подразделяются на срединные ([ф], [ф`], [в], [в`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [х], [х`], [й`]) и боковые ([л], [л`]).

3. Наличие или отсутствие палатализации. Палатализация согласных (от лат. palatum – твёрдое нёбо ) – это дополнительная артикуляция, возникающая вследствие подъёма средней части языка по направлению к твёрдому нёбу. Согласные, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, являются мягкими , а без неё – твёрдыми (сравните артикуляцию парных по данному признаку согласных, например, [п] – [п`], [н] – [н`] и др.). Только у звука [й`] такая артикуляция является не дополнительной, а основной (вспомните его характеристику по месту образования – среднеязычный средненёбный).

Различие согласных по твёрдости-мягкости требует особенного внимания, т.к. при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита: парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой, хотя и при помощи других средств (букв ь, е, ё, ю, я ), что, по-видимому, несправедливо даёт основания некоторым авторам школьных и вузовских учебников не принимать во внимание наличие или отсутствие соответствующих пар различных согласных.

Так, например, часто можно услышать и прочитать высказывания типа «Мягкий звук [н] в слове конь » (но ведь в этом слове нет звука [н], а есть [н`]. Если же произнести слово с [н], то получим кон , а не конь , т.е. разные по смыслу слова); «Звук [ч`] всегда мягкий» (но разве звуки [т`], [с`] или [л`] и др. не «всегда мягкие»? Ведь не могут же они быть то твёрдыми, то мягкими, иначе не различали бы мы по звучанию лексическое значение слов [пут] – [пут`] (пуд – путь ), [вл`эс] – [вл`эс]

(в лес – влезь ), [лук] – [л`ук] (лук – люк ) и т.п.).

Кроме того, в ряде пособий при характеристике согласных по месту и способу образования указываются только твёрдые звуки, тем самым создавая ошибочное впечатление, что мягкие согласные являются лишь разновидностью твёрдых. Отметим, что существующая особенность в буквенном обозначении твёрдых и мягких согласных, а также схожесть артикуляции при их образовании не может служить основанием для предположения, что само различие твёрдых и мягких звуков имеет лишь второстепенное значение. Это различие так же важно, как и различие по всем другим признакам: звонкости-глухости, способу образования и т.п., т.к. твёрдые и мягкие согласные способны различать слова: мать – мять ([м] – [м`]), был – быль ([л] – [л`]), кров – кровь ([ф] – [ф`]) и многие другие. Следовательно, это вполне самостоятельные звуки, а не варианты одной и той же фонетической единицы.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют соотносительные пары: [д] – [д`], [р] – [р`], и т.д. Однако не у всех согласных имеются подобные пары. Так, в русском языке нет мягких пар у звуков [ц], [ж], [ш] ([ж`:] и [ш`:] нельзя считать соответствующими мягкими парами, т.к. они отличаются от [ж] и [ш] не только мягкостью, но и долготой, которая является их самостоятельным признаком), а твёрдых – у [ч`], [й`]. Их можно называть либо непарными твёрдыми (или мягкими согласными), либо звуками, не имеющими мягкой (или твёрдой) пары (но не «всегда твёрдыми» или «всегда мягкими»).

В фонетической транскрипции мягкость согласного обозначается [`]. Отсутствие такого значка указывает на твёрдость согласного. Поэтому особо хочется оговорить обозначение в транскрипции звука [й`]. Традиционно мягкость этого звука не указывается, возможно, на том основании, что для него палатальная артикуляция является основной, в то время как для других мягких звуков – дополнительной. Но всё же, по нашему мнению, отсутствие значка мягкости в фонетической транскрипции, особенно в младших классах, может ввести в заблуждение: ребёнок автоматически назовёт звук твёрдым. Поэтому лучше обозначать звук так: [й`], ведь указывается же всегда мягкость [ч`], также не имеющего в русском языке твёрдой пары.

Таблица акустико-артикуляционной характеристики согласных звуков представлена в Приложении 3.

Вопросы и задания

1. На каких признаках основывается артикуляционная характеристика согласных звуков?

2. Охарактеризуйте согласные по месту образования (учитывая активный и пассивный орган речи).

3. Охарактеризуйте согласные по способу образования.

4. Что такое палатализация? Охарактеризуйте согласные в зависимости от её наличия или отсутствия.

5. Докажите наличие мягких согласных как самостоятельных фонетических единиц.

6. В одном из пособий по русскому языку приводится такое объяснение: «В словах жир, цирк, шёпот непарные твёрдые согласные ж, ш, ц остаются твёрдыми и произносятся твёрдо, а в словах чаща, чудо, щука непарные мягкие согласные ч, щ произносятся мягко». Оцените правильность данного утверждения.

7. Выпишите слова, не имеющие мягких согласных: матч, лось, маяк, тема, мел, мышь, цыплёнок, бороться .

8. По каким классификационным признакам различаются согласные [б]-[б`], [т]-[с]-[ц], [г]-[к], [ф]-[х]? А какими признаками они объединены?

9. Какие артикуляционные особенности создают трудности в произношении скороговорок?

На дворе трава, на траве дрова. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. В один, Клим, клин колоти.

10. Определите согласные звуки по данному описанию. Приведите примеры слов, где встречаются такие звуки.

а) шумный, звонкий, парный; губно-губной; смычный, взрывной;

мягкий, парный;

б) шумный, глухой, непарный; переднеязычный, зубной; смычный,

аффриката; твёрдый, непарный;

в) сонорный; переднеязычный, передненёбный; смычный, дрожащий;

мягкий, парный;

г) шумный, звонкий, парный; заднеязычный, задненёбный; взрывной,

твёрдый, парный.

11. Определите слово, в состав которого последовательно входят звуки со следующими признаками:

Согласный; сонорный; среднеязычный, средненёбный; щелевой, срединный; мягкий, непарный;

Гласный; лабиализованный; средний подъём; задний ряд;

Согласный; шумный, глухой, парный; переднеязычный, передненёбный; щелевой, срединный; твёрдый, непарный.

12. Затранскрибируйте слова. Дайте характеристику гласным и согласным звукам1: пень, струя, всё, сбор, дед, пример, жизнь, юрист, часть, цвет, ящик, кто, футбол, ружьё .

Согласные звуки - это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды.

Согласные русского языка классифицируются по 5 признакам:

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации (по твёрдости - мягкости);

5) по наличию или отсутствию назальности.

Основными признаками согласных являются место и способ образования. Определить место образования согласного - это значит указать, в каком месте речевого аппарата происходит сближение или смыкание активного органа с пассивным. Определить способ образования согласного - это значит указать, каким образом создается преграда и как она устраняется. Важными признаками согласных являются также глухость - звонкость и твердость - мягкость.

Артикуляция каждого согласного складывается из одновременных работ разных произносительных органов. При этом основной работой является та, при которой возникает основной фокус, т. е. то место, где образуется шум. Так, звуки [п] и [б] называются губными, т. к. местом образования шума являются губы, звуки же [с] и [з] являются, соответственно, зубными и т. д.

Артикуляция, направленная на образование основного фокуса, называется основной .

Кроме основной, при образовании согласного может использоваться также дополнительная артикуляция, которая, не изменяя основного характера шума, придает ему специфический оттенок. Наиболее распространенной дополнительной артикуляцией согласных русского языка является палатализация (от лат. palatum - нёбо). Она выражается в напряжении и подъеме средней части языка к твердому нёбу. При помощи палатализации образуются мягкие (палатализованные) согласные.

Веляризация (от лат. vеlaris - задненёбный) - это дополнительная артикуляция, при которой в противоположность палатализации, образуются твердые согласные (например, русский твёрдый [л]). Артикуляция веляризации состоит в подъеме задней части спинки языка к мягкому нёбу. Дополнительной артикуляцией является также назализация (от лат. nasalis - носовой), т.е. с точки зрения артикуляционной - участие нёбной занавески при образовании носовых согласных ([н], [н"], [м], [м"]) в отличие от остальных звуков.

1. Классификация согласных по участию голоса и шума:

1) согласные сонорные , образуемые с помощью голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р], [j];

2) согласные шумные , подразделяемые на шумные звонкие , образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [ж"], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], [дз], [дж]; и шумные глухие , образуемые только с помощью шума, без участия голоса: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [ш"] (на месте щ), [х], [х"], [ц], [ч"].


Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по звонкости-глухости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своём звучании. Сравните: роза - роса и роз - рос [рос - рос ]. Соотносительный ряд звонких и глухих согласных представлен 12 парами звуком. Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Таблица классификации согласных по звонкости-глухости

Артикуляционная фонетика.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо - физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речи производства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего. Звук, с точки зрения артикуляции – это определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии), выдержки и отступа (рекурсии). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние. В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов речи (язык, губы).

Речевой аппарат, т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма следует понимать условно.

Весь речевой аппарат лингвистики, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части:

Всё, что ниже гортани

Всё, что выше гортани

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ, называется речевым трактом. Знание артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка.

Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных звуков более сильная воздушная струя встречает на своем пути преграды.

Артикуляционная фонетика изучает анатомофизиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства. Артикуляционная характеристика позволяет рассмотреть звук с позиции говорящего.Звук (с точки зрения артикуляции) – определенное звуковое единство, которое состоит из приступа (экскурсии) и отступа (рекурсии). В основу артикуляционной характеристики кладется работа произносительных органов, прежде всего активных органов.

Термин «речевой аппарат», т.е. совокупность органов речи, к которым относятся губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, следует понимать условно. Поэтому весь речевой аппарат лингвистически (т.е. с точки зрения образования звуков в речи) можно разделить на три части:

1. всё, что ниже гортани (дыхательный аппарат, необходимый для образования речевых звуков);

2. гортань (преобразование воздушного потока);



3. всё, что выше гортани (в которых осуществляется артикуляция).

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция от голосовых связок до губ называется речевым трактом.

Значение артикуляции делает возможной классификацию звуков русского языка. Артикуляционными различиями обусловлено деление звуков русского языка на гласные и согласные. При образовании гласных звуков слабая воздушная струя проходит свободно, не встречая преград. При образовании согласных более сильная воздушная струя встречает преграды.

В русском языке гласные классифицируются по 3-ём признакам:

1.по ряду – определяется движением языка по горизонтали:

· гласные переднего ряда – и, э

· гласные среднего ряда – ы, а

2.по подъему – движение языка по вертикали:

· нижнего подъема – а

· среднего подъема – э, о

· верхнего подъема – и, ы, у

3.по наличию или отсутствию лабиализации, т.е. по вытягиванию или округлению губ:

· лабиализованные о, у

· нелабиализованные все остальные

Согласные звуки характеризуются по 4-ем основным признакам:

[р] [л] [м] [н] [j]

[р, ] [л, ] [м, ] [н, ]

· шумные

- звонкие [б] [в] [г] [д] [з] [ж] [й]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ]

- глухие [п] [т] [к] [с] [х] [ц] [ч]

[п, ] [т, ] [к, ] [с, ]

2. по месту образования:

Согласные:

· губные

Ø губно-губные [б] [п] [м]

[б, ] [п, ] [м, ]

Ø губно-зубные [в] [ф]

[в, ] [ф, ]

· язычные

Ø переднеязычные:

Зубные [д] [т] [з] [с] [л] [н] [ц]

[д, ] [т, ] [з, ] [с, ] [л, ] [н, ] [ц, ]

Небные [ж] [ш] [р] [ч]

[ж, ] [ш, ] [р, ] [ч, ]

Ø среднеязычные [j]

Ø заднеязычные [г] [к] [х]

[г, ] [к, ] [х, ]

3. по способу образования – обусловлен характером преграды, которая встречается на пути воздушной струи (полная смычка органов речи или щель)

· смычные (взрывные) [б] [п] [д] [т] [г] [к]

[б, ] [п, ] [д, ] [т, ] [г, ] [к, ]

При образовании смычных согласных вначале происходит полное смыкание органов произношения, а потом воздушная струя резко размыкает их.

· аффрикаты [ц] [ч]

Согласные звуки, которые образуются путем смыкания органов речи, между которым остается щель и воздух, проходя через эту щель как бы взрывается.

· дрожащие (вибранты) [р]

Образуются при помощи дрожащего кончика языка, который вибрирует при выходе воздушной струи.

· смычно-проходные

Ø боковые [л]

Ø носовые [м] [н]

[м, ] [н, ]

Образуются в результате того, что воздушная струя из-за смычки органов находит другой выход.

· щелевые (фрикативные) [ф] [в] [з] [с] [ж] [ш] [х] [j]

[ф, ] [в, ] [з, ] [с, ] [ж, ] [ш, ] [х, ]

При образовании фрикативных согласных активный орган сближается с пассивным, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, щель образуется в результате трения.

4. по отношению к палатализации

Одной из характерных черт русских согласных является признак твердости/мягкости. При произношении мягких согласных кроме основной артикуляции используется дополнительная артикуляция палатализации (j-овая пал.). Для твердых согласных характерна особая артикуляция твердости (веляризация).

Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [х]

[б, ] [в, ] [г, ] [д, ] [з, ] [к, ] [л, ] [м, ] [н, ] [п, ] [р, ] [с, ] [т, ] [х, ]

Непарные мягкие:[j] [ч, ] [ш, ]

Непарные твердые:[ж] [ш] [ц]

Слог членится на еще более мелкие единицы — звуки, которые представляют собой наименьшие единицы звучащей речи, произносимые за одну артикуляцию.

Звуки речи создаются колебаниями воздуха и работой речевого аппарата. Поэтому их можно рассматривать как явления физиологические, так как они возникают в результате артикуляторной деятельности человека, и физические (акустические), т.е. воспринимаемые на слух. Однако этими двумя аспектами при характеристике звуков речи ограничиться нельзя; языкознание изучает звуки как особые единицы языка, выполняющие социальную функцию, т.е. функцию общения между людьми. Для языкознания важно выяснить, в какой мере звуки связаны с различением смысла слов и их форм, все ли звуки в одинаковой степени важны для языка как средства общения. Поэтому в конце XIX — начале XX в. лингвисты стали изучать именно функциональную сторону звуков, в результате чего появился новый отдел языкознания — фонология.

Звуковой состав русского языка

Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные и согласные различаются акустическими и артикуляционными признаками: 1) гласные — это тональные звуки, согласные образуются с участием шума; 2) гласные — это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы — [б], [п], щель между языком и твердым нёбом — [х] и т.д.); 3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации; 4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда; 5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, так как ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду; 6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовать слог.

В этом противопоставлении гласных и согласных звуков речи промежуточное положение занимают сонорные согласные, которые частью признаков сближаются с согласными (образование с помощью преграды, дифференциация по способу и месту образования, наличие шума), а частью — с гласными (преобладание тона, способность образовывать слог).

Гласных звуков (фонем) в русском языке шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд, участие губ.

Согласных звуков (фонем) в современном русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных.

Интонация

Каждая фраза интонационно оформлена.

Интонация — это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона (мелодики — повышении или понижении тона), ритма речи (соотношении сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз (что отражается на ритмике фразы) и общего тембра высказывания, который, в зависимости от целевой установки, может быть «веселым», «игривым», «испуганным», «мрачным» и т.д. Интонация выполняет важные функции: она не только оформляет фразы, предложения и различные синтаксические конструкции, но и участвует в выражении мыслей, чувств и волеизъявления людей. В самом деле, один и тот же отрезок звучащей речи в зависимости от того, как, с какой интонацией он будет произнесен, может иметь разное значение: Он пришел. — Он пришел! — Он пришел? Интонация повествовательной речи характеризуется повышением тона в начале фразы и понижением тона в конце фразы, на отступе; вопросительная фраза характеризуется резким повышением на отступе; интонация восклицательной фразы ровная высокая.

На письме интонационные различия передавать трудно. Кроме точки, двоеточия, тире, запятой, скобок, восклицательного, вопросительного знаков и многоточия у нас нет способов передачи характера интонации на письме. И даже с помощью этих знаков далеко не всегда можно отразить интонационный рисунок фразы. Например:

Кому не известно, что он первый высказал эту мысль? — в конце предложения стоит вопросительный знак, однако фраза имеет утвердительный, а не вопросительный смысл.

Интонация выполняет и еще одну важную функцию — с ее помощью производится членение предложения на семантико-синтаксические единицы — синтагмы.








Разнообразие звуков и их отличие

В каждом языке звуков довольно много. Причем в разных языках количество их различно, как и соотношение между гласными и согласными звуками.

Каждый звук имеет свои акустические особенности, характеристики, которым современные фонологи уделяют все большее внимание, так как считают, что акустическая классификация — это подлинно языковая классификация, занимающаяся выяснением, что такое звук, в то время как артикуляционная классификация звуков (самая распространенная) нацелена на выяснение, как производится звук.

Звуки отличаются один от другого высотой тона, долготой, силой и тембром. Поэтому любые два звука, которые имеют разные показатели высоты, силы и тембра, являются с акустической точки зрения разными. Кроме того, есть различия между звуками, объясняемые субъективными и объективными моментами.1. Индивидуальные различия между звуками связаны с особенностями произношения отдельных людей. Каждый человек произносит звуки в какой-то степени по-своему. Для лингвистики важны лишь такие различия между звуками, которые вносят изменения в значения слов. Если два человека (например, школьник и профессор) произнесли слово студент , то мы замечаем, что это слово было произнесено ими неодинаково, но одновременно утверждаем, что произнесли они одно и то же слово. Но если один и тот же человек произнесет два слова, например сад и суд, то мы без малейшего затруднения узнаем, что это разные слова, так как в них есть два разных звука [а, у], которые различают их звуковой облик и указывают на различия в значении.

Таким образом, индивидуальные различия при произнесении одного и того же звука не имеют лингвистически важного значения. И наоборот, лингвистически важное значение имеют разные звуки как единицы системы языка независимо от различного произношения их отдельными людьми.


2. Когда мы произносим слово город [горът], в заударном слоге на месте звука [о] звучит очень неясный звук, так как происходит редукция (от латинского reducere — возвращать, приводить обратно) — ослабление звука под влиянием тех фонетических условий, в которых звук оказался (безударная позиция). Здесь звук [о] не только теряет часть своей звучности, но теряет и качество — превращается в звук [ъ]. В этом же слове конечный звук [д] оглушается, произносится как [т] — это характерный закон современного русского языка (звонкие согласные в позиции конца слова оглушаются). Оглушаться или озвончаться могут согласные и в середине слова под влиянием последующего глухого или звонкого согласного: дубок — дубка [дупка], просить — просьба [проз"ба]. Эти явления свидетельствуют о том, что в определенных фонетических условиях (звонкий перед глухим, глухой перед звонким, звонкий в конце слова, гласный в безударной позиции и др.) возможно влияние одного звука на другой и их изменения или иные звуковые процессы. Такие различия между звуками принято называть фонетически обусловленными . Они также не имеют лингвистически важного значения, так как слово и его значение не меняются.





3. В словах воз и вуз после согласного [в] мы произносим разные звуки. Эти звуки в данных словах служат различителями их смысла. Различие звуков позиционно не обусловлено, так как оба выступают в одинаковой позиции (ударной — сильной для гласных звуков), влияния соседних звуков здесь также нет. Различия между звуками, не обусловленные ни индивидуальными особенностями произношения, ни позицией звука, ни влиянием одного звука на другой, называются функциональными. Функциональные различия между звуками имеют лингвистически важное значение.

Следовательно, два звука, различие между которыми не обусловлено позицией или влиянием соседних звуков, а связано с изменением значения слова, являются функционально разными.

онетическая транскрипция

Для записи звучащей речи используется специальная система знаков — фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом.


Транскрибируемый звук (слово, предложение, текст) принято заключать в квадратные скобки: [мы] мы. Запись звучащей речи осуществляется без прописных букв и знаков препинания, но с расстановкой пауз.

В словах, состоящих более чем из одного слога, следует указывать место ударения: [з’имá] зима. Если два слова (например, предлог и существительное) характеризуются единым ударением и произносятся слитно, то они соединяются лигой: [в_дом].
В русской фонетической транскрипции в основном используются буквы русского алфавита. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й. Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука:

[н’] — мягкий согласный ([н’]ёбо нёбо);

[н:] — долгий согласный (ванна); может обозначаться надстрочной чертой или [н:].

Буква щ в большинстве случаев соответствует звуку, который передается знаком [ш’:]: у[ш’:]éлье, [ш’:]етина. Звонкой параллелью к [ш’:] будет звук [ж’:], выступающий, например, в слове дрó[ж’:]и дрожжи (допускается и иное произношение — дрó[ж:]и).

Латинская буква [j] обозначает в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах блоко яблоко, водом водоём, воро[б’jи´] воробьи, зык язык, сарá[j] сарай, мá[j]ка майка, чá[j]ник чайник и т.д. Обратите внимание, что согласный «йот» далеко не всегда передается на письме буквой й.

Запись гласных звуков осуществляется с использованием разного рода знаков.

Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: [и] — [п’ир] пир, [ы] — [пыл] пыл, [у] — [луч] луч, [э] — [л’эс] лес, [о] — [дом] дом, [а] — [сад] сад.
Безударные гласные подвергаются различным изменениям в зависимости от места по отношению к ударению, от соседства твердых или мягких согласных, от типа слога. Для записи безударных гласных применяются символы [у], [и], [ы], [а], [ъ], [ь].

Безударный [у] встречается в любом слоге. По своему качеству он похож на соответствующий ударный гласный: м[у]зыкáльный, р[у]кá, вóд[у], [у]дáр.
Безударные гласные [и], [ы], [а] произносятся в слоге, который непосредственно предшествует ударному (такой слог называется первым предударным): [р’и]дóв рядов, мод[ы]льéр модельер, д[а]скá доска. Эти же гласные, за исключением [ы], выступают и в абсолютном начале слова: [и]кскурсáнт экскурсант, [а]быскáть обыскать.
Безударные [и], [ы], [а] по своему качеству похожи на соответствующие ударные звуки, но не идентичны им. Так, безударный [и] оказывается гласным, средним между [и] и [э], но ближе к [и]: [л’и]сá лиса — ср.: [л’и´]сам лисам. Отличается произношение и остальных гласных. Употребление символов [и], [ы], [а] для обозначения безударных звуков связано с определенной степенью условности.

Итак, перечисленные выше безударные гласные характерны для позиций 1-го предударного слога и абсолютного начала слова. В остальных случаях произносятся звуки [ъ] и [ь].

Знак [ъ] («ер») передает очень краткий звук, по своему качеству средний между [ы] и [а]. Гласный [ъ] — один из самых частотных звуков в русской речи. Он произносится, например, во 2-м предударном и в заударных слогах после твердых: п[ъ]рохóд пароход, в[ъ]довóз водовоз, зáд[ъ]л задал, гóр[ъ]д город.

В аналогичных позициях после мягких согласных фиксируется звук, напоминающий [и], но более краткий. Этот гласный передается знаком [ь] («ерь»): [м’ь]ровóй мировой, [м’ь]ловóй меловой, зá[м’ь]р замер, зá[л’ь]жи залежи.




Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

Звуки произносятся во время выдоха. Поток выдыхаемого воздуха является необходимым условием образования звуков.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через гортань, в которой находятся голосовые связки. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызовет их колебание, в результате чего возникнет голос, то есть музыкальный звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных.

Произношение согласных обязательно связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до границ щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]).

Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения.

Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука.

При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое звучание каждого гласного (то, что отличает [и] от [ы] и т. д.) зависит от положения языка и губ.

Движения произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками.
















ласные звуки
Ударные гласные: классификационные признаки
В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи:1) движение языка вперед — назад (ряд);
2) движение языка вверх — вниз (подъем);
3) положение губ (лабиализованность).


По признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции гласных переднего ряда ([и], [э]) язык концентрируется в передней части полости рта. При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) — в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию.
Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.
Гласные [у] и [о] являются лабиализованными (или огубленными), т.к. при их произношении губы вытягиваются вперед и округляются. Остальные гласные произносятся с нейтральным укладом губ и являются нелабиализованными: [и], [ы], [э], [а].

Таблица ударных гласных гласных выглядит следующим образом:

подъем:
верхний и´ ы´ ý (лабиал.)
средний э´ ó (лабиал.)
нижний á

Безударные гласные: классификационные признаки
В безударных слогах произносятся иные, чем под ударением, звуки. Они оказываются более краткими и артикулируются с меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Итак, все безударные гласные в русском языке являются редуцированными.
Безударные гласные отличаются от ударных и количественно, и качественно. С одной стороны, безударные гласные всегда короче ударных (ср.: с[а]ды´ сады´ — с[á]дик сáдик, п[и]лá пилá — п[и´]лит пúлит). Эта особенность звучания гласных в безударном положении называется количественной редукцией.
С другой стороны, изменяется не только длительность, но и само качество гласных. В этой связи говорят о качественной редукции гласных в безударном положении. В паре с[ъ]довóд садовóд — с[á]дик сáдик безударный [ъ] не просто короче — он отличается от ударного [á].
Любой безударный гласный испытывает количественную и одновременно качественную редукцию. При произношении безударных язык не достигает крайних точек продвижения и стремится занять более нейтральную позицию.

Самым «удобным» в этом отношении оказывается звук [ъ]. Это гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный: с[ъ]молёт самолёт, б[ъ]роздá борозда.

Артикуляция всех безударных гласных сдвигается в сторону «центрального» [ъ].При произнесении безударных [ы], [и], [у], [а] сила изменения оказывается не очень существенной: ср. р[ы]бáк рыбáк — р[ы´]ба ры´ба, [с’и]нéть синéть — [с’ и´]ний сúний, р[у]кá рукá — р[ý]ки рýки, л[а]скáть ласкáть —л[á]сковый лáсковый.. Безударные [ы], [и], [у], [а] можно оставить в тех же клеточках таблицы, что и ударные, несколько сместив их к центру.
Безударный [ь] ([с’ь]невá синева) должен занять промежуточное положение между безударным [и] и «центральным» [ъ].
Звук «ерь» характеризуется как гласный передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.
Редукция может быть более сильной и менее сильной. Среди перечисленных безударных гласных звуки [ъ] и [ь] выделяются своей краткостью. Остальные гласные произносятся более отчетливо.
Таблица гласных, дополненная безударными звуками, получает следующий вид:
ряд: передний средний задний
подъем:
верхний и´ ы´ у(лабиал.)у
и ы у
ь
средний
э´ Ъ ó (лабиал.)
нижний а
á

Особенности произношения гласных в безударных позициях (позиционное распределение гласных)

Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий:
1) места по отношению к ударному слогу,
2) положения в абсолютном начале слова,
3) твердости / мягкости предшествующего согласного.
Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.
В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждá нужда, [ч’и]с ы´часы, ш[ы]лкá шелка, н[а]чнóй ночной.
В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой, [м’ь]сорýбка мясорубка, [ч’у]дотвóрный чудотворный.
В заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам, нéжн[ъ]й нежный и нежной, си[н’ь]м синим и синем, пó[л’ь]м полем, лóшадь лошадью.
В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты, нóт[ъ] нота, нó[т’ь] нóте, нóт[у] нóту.
Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать, [и]кспортёр экспортёр, [а]говáривать оговáривать.

Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

В ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´], [ó], [á]
В 1-м предударном слоге, в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]
Во 2, 3-м предударном слоге, в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)
Твердость / мягкость предшествующего согласного — важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных:

1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой, [лы]сéть лысеть, [ла]рéц ларец, [лъ]шадéй лошадей;
2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л’у]бовáться любоваться, [ч’и]рнéть чернеть, [л’ь]дорýб ледоруб;
3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р’и]ды´ ряды, [п’и]ти´ пяти, [р’ь]довóй рядовой, [п’ь]тилéтка пятилетка;
4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном –ся , в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.:
получ и´л[с’ъ] получился — у бабý[с’ь] у бабуси;
кáп[л’ъ] капля — кáп[л’ь] капли;
медвé[д’ъ]м медведям — медвé[д’ь]м медведем;
в ы´са[д’ъ]сь высадясь — в ы´са[д’ь]сь высадись.
Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго, б[о]á, андáнт[э].кт

Нетрудно заметить, что выражение мысли, заключенной в этой фразе, требует обязательной паузы после слова оружие. Наличие паузы создает два речевых такта во фразе. Таким образом, речевой такт — это часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Речевой такт, так же как и фраза, имеет прямое отношение к выражению содержания в языке. В зависимости от того, где кончается один речевой такт и начинается следующий, порой меняется весь смысл фразы: Как поразили его // слова брата. — Как поразили его слова // брата. Произвольность членения фразы на речевые такты может привести к полному разрушению мысли.

Как правило, фраза состоит из нескольких речевых тактов: В час испытаний // поклонись отчизне // по-русски // в ноги (Д. Кедрин). Такт может совпадать с отдельным словом. Но обычно в речевом такте объединяется несколько слов.

онетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме

Гласный, принадлежащий определенной морфеме, может в одних словах оказываться ударным, в других безударным. Так, безударный [и] в слове [д’и]шёвый дешёвый соотносится с ударным лабиализованным [ó], звучащим в том же корне в слове [д’ó]шево дёшево.

Звуки, принадлежащие одной морфеме (корню, приставке, суффиксу, окончанию) и замещающие друг друга в разных фонетических позициях, образуют фонетическое чередование. В приведенном выше примере фиксируется фонетическое чередование [ó] // [и].

В русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков:

1. [ý] // [у] з[ý]бы, з[у]бнóй: зубы, зубной.

2. [и´] // [и] // [ь] [п’и´]шет, [п’и]сáть, [п’ь]сани´на: пишет, писать, писанина.

3. [ы´] // [ы] // [ъ] ш[ы´]ре, ш[ы]рóк,ш[ъ]рокá: шире, широк, широка.

4. [и´] // [ы´] // [и] // [ы] [и´]гры, с[ы´]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть.

5. [э´] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стá, ш[ъ]стовóй: шест, шеста, шестовой.

6. [э´] // [и] // [ь] [п’э´]ший, [п’и]шкóм, [п’ь]шехóд: пеший, пешком, пешеход.

7. [ó] // [а] // [ъ] д[ó]мик, д[а]мáшний, д[ъ]мовóй: домик, домашний, домовой.

8. [ó] // [и] // [ь] [п’ó]стро, [п’и]стр и´ть, [п’ь]стротá: пёстро, пестрить, пестрота.

9. [ó] // [ы] // [ъ] ш[ó]лка, ш[ы]лкá, ш[ъ]лков и´стый: шёлка, шелкá, шелковистый.

10. [á] // [а] // [ъ] тр[á]вка, тр[а]вá, тр[ъ]вянóй: травка, трава, травяной.

11. [á] // [и] // [ь] [п’á]тый, [п’и]тáк, [п’ь]тачóк: пятый, пятак, пятачок.

Обратите внимание, что на письме качество безударного звука не обозначается. Факт безударности гласного — это сигнал орфограммы . В корнях слов пешком, пестрить, пятак, произносимых с безударным [и], буква и не пишется. При выборе правильной буквы в этих примерах нужно ориентироваться на ударный вариант произнесения корня: [п’э´]ший, [п’ó]стро, [п’á]тый.

Подобная проверка лежит в основе ведущего принципа русской орфографии — морфематического (точнее говоря, фонематического). Морфема получает такое графическое представление, при котором. позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с сильным вариантом (гласный проверяется ударением, согласный — постановкой перед гласным).

Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, подпадает под действие другого принципа орфографии — традиционного. В словарных словах с[а]бáка, п[’и]чáль, р[’и]б и´на принято писать буквы о, е, я, в примерах типа ум[’и]рлá / ум[’и]рáла — буквы е и и. Последние два примера связаны с действием правил, которые во всех справочниках даются под рубрикой «Чередующиеся гласные в корне». Следует учитывать, что ни о каких фонетических чередованиях в этом случае речь не идет.

Крайне редко безударные гласные обозначаются на письме в соответствии с фонетическим принципом орфографии. Приставка рас-/раз-/рос-/роз- имеет четыре графических варианта, соотносимых с особенностями ее произношения в разных словах, а не с ситуацией проверки: р[а]спýтать распутать, р[а]зрýшить разрушить, р[ó]спись роспись при наличии р[ó]зыгрыш розыгрыш (именно последний вариант являлся бы проверочным, т.к. в нем гласный стоит под ударением, а согласный — перед гласным).






огласные звуки




Согласные звуки: классификационные признаки.
При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
2) участие или неучастие голоса (звонкость / глухость),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.

Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.

Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки

Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.

К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. Однако сила трения воздушной струи о сближенные / сомкнутые органы речи минимальна: воздушная струя находит относительно свободный выход наружу и шум не образуется. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м’], [н], [н’]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л’]). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р’]) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).
Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.

Тон (голос) свойствен произношению звонких, их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж:’], [з], [з’].

[б] — [п] [б’] — [п’] [з] — [с] [з’] — [с’]

[в] — [ф] [в’] — [ф’] [ж] — [ш] [ж:’] — [ш:’]

[д] — [т] [д’] — [т’] [г] — [к] [г’] — [к’]

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным — звуки [ц], [ч’], [х], [х’].





онетические чередования согласных по глухости / звонкости. Обозначение глухости / звонкости согласных на письме

Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:
1) перед гласными: [су]д суд — [зу]д зуд, [та]м там — [да]м дам;
2) перед сонорными: [сл]ой слой — [зл]ой злой, [тл’]я тля — [дл’]я для;
3) перед [в], [в’]: [св’]ерь сверь — [зв’]ерь зверь.

В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.

В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.

В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дý[б]а дуба – ду[п] дуб, мá[з’]и мази – ма[с’] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з’] // [с’].

Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лó[д]очка лодочка – лó[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готó[в’]ит готовит – готó[ф’т’]е готовьте (т.е. [в’] // [ф’] перед глухим).

Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в’]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т’]и´ть молотить – моло[д’б]á молотьба ([т’] // [д’] перед звонким), про[с’]и´ть просить – прó[з’б]а просьба (т.е. [с’] // [з’] перед звонким).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio ‘уподобление’). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости.

Обозначение глухости / звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость / звонкость. Звуковые признаки которые оказываются «вынужденными», позиционно обусловленными на письме не обозначаются. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п] дуб пишется буква б, как и в проверочном дý[б]а дуба.

Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскрипция при наличии транскри[б’]ировать транскрибировать) и приставок на с /з (и[с]пóльзовать использовать при наличии и[з]учи´ть изучить). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить расшевелить.

Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г]зал вокзал, а[з]бест асбест. Их написание не зависит ни от проверки (она невозможна), ни от произношения.

вердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] — [б’] [п] — [п’] [м] — [м’]

[в] — [в’] [ф] — [ф’] [н] — [н’]

[г] — [г’] [к] — [к’] [р] — [р’]

[д] — [д’] [т] — [т’] [л] — [л’]

[з] — [з’] [с] — [с’] [х] — [х’]

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным — согласные [ч’], [ш:’], [ж:’] и [j].

Согласные [ш] и [ш:’], [ж] и [ж:’] не образуют пар, так как отличаются сразу двумя признаками: твердостью / мягкостью и краткостью / долготой.

Следует отметить, что звук [ж:’] редкий. Он возможен лишь в ограниченном круге слов: езжу, вожжи, дрожжи, брызжет, позже и некоторых других. При этом [ж:’] все чаще заменяется на [ж:].

Совершенно особое положение среди мягких согласных занимает звук [j]. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу является, как уже отмечалось выше, дополнительной артикуляцией. У согласного [j] указанная артикуляция основная, т.к. иных преград при произношении [j] не образуется. Поэтому звук [j] в принципе не способен иметь парный твердый.

онетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме. Буквы Ь и Ъ

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:

1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук — [л’у]к люк, [но]с нос — [н’о]с нёс, пас[т э´]ль пастель — пос[т’ э´]ль постель;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые — в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].

2) на конце слова: ко[н] кон — ко[н’] конь, жа[р] жар — жа[р’] жарь;

3) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: во[л]нá волна — во[л’]нá вольна;

4) у согласных [c], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] (у переднеязычных)
– в позиции перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка — гó[р’]ко горько, бá[н]ка банка — бá[н’]ка банька;
– в позиции перед [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] (перед губными): и[з]бá изба — ре[з’]бá резьба;

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н’] с твердым [с], ср.: кó[н’] конь – кó[нс]кий конский, Испа[н’]ия Испания – испа[нс]кий (т.е. [н’] // [н] перед твердым). Пара ию[н’] июнь – ию´[н’с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш:’], ср: барабá[н] барабан - барабá[н’ч’]ик барабанчик, гó[н]ок гóнок – гó[н’ ш:’]ик гонщик (т.е. [н] // [н’] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м’к’]и лямки, [в’б’]ить вбить; [д’в’]ерь дверь; [с’j]ем съем; [с’т’]енá стена. В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк’]и лямки (аналогично тря´[пк’]и тряпки, лá[фк’] и лавки) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н’] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой - буквами и, ё, ю, я: лик, лёд, люк, лязг;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те… нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит – тесто или тест.

2) на конце слова буквой мягкий знак: конь, жарь, пыль;

3) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма, весьма, банька.

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:

Буквами ы, о, у, а, э: лыко, лодка, лук, ласка, каратэ;

В конце слова отсутствием мягкого знака: кон_, жар_, пы_л;

В середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин, с_ мотрит, бан_ ка.

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы, ё/о, ю/у, я/а после букв ш, ж, ч, щ, ц, соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь, цифра, цыпленок, ожёг, ожог, шутка, брошюра, чашка. То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: рожь, замуж _, тишь, малыш_, вещь, товарищ_ , мочь, кирпич_ .

Обратите внимание, что название букв Ь и Ъ оказывается коварным. Буква "твердый знак" никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: ст съест, а[д’jу]тант адъютант.

Функции буквы "мягкий знак" шире. Во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjý]га вьюга, бу[л’jó]н бульон. В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает. Во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным (см. выше). Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает. И наконец, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше).


есто и способ образования согласных

Место образования согласного звука — признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]) и губно-зубными ([ф], [ф’], [в], [в’]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц], [л], [л’], [н], [н’]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к’], [г’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к пцубликации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного — это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды – либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш¯’], [ж], [ж¯’], [j], [х], [х’].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч’].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’].

При образовании смычных боковых [л] и [л’] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории — между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р’].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой – [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой – [ш:’ ч’]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:’] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть – о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой – по[ч’ ш:’]екой под щекой ([д] // [ч’] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:’]) произошло уподобление по всем четырем признакам – глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок – лё[х’к’]ий лёгкий, мя´[г]ок мягок – мя´[х’к’]ий мягкий, где [г] чередуется с [х’], а не с [к’] перед [к’], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т’] и [д] / [д’] между зубными, между [р] и [ч’], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

Стл: счас[т’]ье счастье – счасливый счастливый, т.е. [т’] // ;

Стн: мéс[т]о места – мéсный местный, т.е. [т] // ;

Здн: уéз[д]а уезда – уéзный уéздный, т.е.[д] // ;

Здц: уз[д]á узда – под узцы´ под уздцы, т.е. [д] // ;голлáн[д’]ец голландец – голлáнцы голландцы, т.е. [д’] // ;

Рдц: сер[д’]éчко сердечко – сéрце сердце, т.е. [д’] // ;

Рдч: сер[д’]éчко сердечко – сéрчишко сердчишко, т.е. [д’] // ;

Лнц: сó[л]нышко солнышко – сóнце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя – [маи´] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т’]ье счастье и т.д.

Слог

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. В каждом слоге выделяется только один слоговой звук, составляющий ядро, вершину слога. К нему примыкают остальные звуки — неслоговые.

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам. По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые — начинающиеся с неслогового звука: [ру-кá] рука,

2) неприкрытые — начинающиеся со слогового звука: [á-ист] аист.

По конечному звуку слоги делятся на:
1) закрытые — кончающиеся на неслоговой: [бал-кóн] балкон;

2) открытые — кончающиеся на слоговой звук: [вá-зъ] ваза.

В современном языкознании существует несколько определений слога. Широкое распространение имеет определение слога как совокупности разных по степени звучности (сонорности) звуков — от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, он представляет собой вершину слога. При таком понимании слог строится по закону восходящей звучности.

Данный закон предопределяет следующие особенности слогоделения.

1. Неконечные слоги стремятся к открытости. Открытых слогов большинство: [на-ý-къ] наука, [а-па-здá-лъ] опоздала.

2. Закрытые слоги в составе слова могут появляться лишь в трех случаях:

1) в конце слова: [пла-тóк] платок, [ра- ш:’óт] расчет;

2) на стыке сонорного и шумного в неначальном слоге. Сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный — к последующему: [зáм-шъ] замша, [бал-кóн] балкон;

3) на стыке [j] и любого согласного. Звук [j] отходит к предшествующему слогу, согласный — к последующему: [ваj-нá] война, [мáj-къ] майка.

Обучаясь делить слова на слоги, следует помнить, что правила не до конца отвечают языковым фактам и остаются все-таки произвольными, значимыми прежде всего в рамках конкретной теории.

В заключение отметим, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилами переноса на письме.
Сравним:
Фонетические слоги Морфемное членение Перенос слова
[ма-jóр] майор май-ор
[са-глá-снъ] со-глас-н-а со-глас-на / сог-ла-сна