Биографии Характеристики Анализ

Песталоцци биография кратко. Педагогические идеи иоганна песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист. Свыше 50 лет жизни он посвятил воспитанию и обучению детей. Его называют «создателем детского царства». На нише с его бюстом над могилой начертано: «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек. Гражданин. Все для других. Для себя ничего» .

И.Г. Песталоцци внес существенный вклад в развитие теории и практики воспитания и обучения, развитие гуманной педагогики.

Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. В Ивердонском «институте» учились дети из самых разных стран Европы – так велика была уже к этому времени известность И.Г. Песталоцци, прежде всего благодаря его литературным произведениям педагогического характера .

В произведении И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей. Письма Генриха Песталоцци» предпринята попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. Этот труд принес Песталоцци славу создателя нового метода обучения, включает 14 писем, обращённых к книгоиздателю Г. Гесснеру. Книга, в которой автор стремится показать, каким путём он пришёл к тем основным педагогическим идеям, на которых базируется «метод» и дать соответствующее его теоретическое обоснование, вышла в 1801 г. Конкретное раскрытие самого «метода», должно было, по замыслу швейцарского педагога, последовать в самих учебных книгах.

На русском языке письма «Как Гертруда учит своих детей» были опубликованы впервые в 1895 г.

Основное произведение Песталоцци, посвящённое методике умственного воспитания детей дошкольного возраста – «Книга матерей, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» вышла в 1803 г.

Песталоцци написал ее в соавторстве со своим сотрудником Крюзи. Первоначально Песталоцци хотел издать под этим названием серию картинок с подписями. Многие гравюры были заказаны, но, как пишет об этом в своих воспоминаниях Крюзи, наблюдения над детьми убедили Песталоцци в том, что их больше интересуют действительные предметы. Стремясь удовлетворить эту потребность детей, Песталоцци ищет центр, вокруг которого могло было быть объединено предметное преподавание, и приходит к мысли, что сначала таким центром должно быть тело самого ребёнка, как наиболее близкое. «Книга матерей» и представляет осуществление этой идеи Песталоцци. В ней шаг зашагом мать знакомит ребёнка с частями его собственного тела, их количеством, связью между ними назначением.

На русском языке книга вышла в 1806 г. .

Песталоцци придавал большое значение «Книге матерей», устанавливая преемственную связь между «Миром в картинках» Я.А. Коменского и «Эмилем» Ж.-Ж. Руссо.

Педагогические учреждения Песталоцци в Бургдорфе и особенно в Ивердоне приобрели международную известность. Ряд выдающихся деятелей, а также учителей многих европейских стран приезжали изучать работу учебно-воспитательных заведений И.Г. Песталоцци и его «метод». В их числе можно упомянуть английского социалиста-утописта Р. Оуэна, немецкого философа И.Г. Фихте, известного немецкого философа и теоретика педагогики И.Ф. Гербарта, русских педагогов Ф.И. Буслаева, А.Г. Ободовского, М.М. Тимаева и др. И хотя некоторые из них, как, например, И.Ф. Гербарт, критиковали отдельные стороны «метода», однако все были солидарны с устремлением И.Г. Песталоцци гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка .

В качестве одной из важнейших педагогических проблем Песталоцци поставил вопрос о роли воспитания в развитии ребенка: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения».

Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, то есть осуществляется в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.

По глубокому убеждению Песталоцци, школьное обучение должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», содействовать развитию «ума, сердца и руки». «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы». С этим аспектом педагогической теории Песталоцци связана разработанная им идея развивающего обучения, которую К.Д.Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

Песталоцци ищет и находит такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать природные силы ребенка. Метод Песталоцци оформлен им в стройную теорию элементарного образования . Она названа элементарной, так как требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным.

Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, «метод элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка на основе принципов природосообразности, наглядности, последовательности и постепенности, а также учета психологических особенностей детей разного возраста. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.

Песталоцци тесно связывал умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требования воспитывающего обучения. Прогрессивной является постановка вопроса о двухсторонности обучения: оно: 1) способствует накоплению знаний; 2) развивает умственные способности.

Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Познание начинается с чувственного наблюдения и восходит путем переработки представлений к идеям, которые находятся в сознании человека как образующие силы, хотя и пребывают в неясном состоянии. Без возбуждения самодеятельности , без проявления активности, как в умственном, так и в физическом и нравственном отношении, Песталоцци не считал возможным осуществить естественное развитие ребенка. Это положение выдающегося педагога, как и идея развивающего обучения, стало новаторским для его времени, обогатило педагогическую науку. Состояние полной самодеятельности, к которой стремится ребенок, вышедший из-под опеки матери, проявляется, считал Песталоцци, в трех направлениях: «В нравственном отношении – это самодеятельность в любви, в умственном – самодеятельность мышления, в физическом – самодеятельность тела».

Программа воспитания

Цель воспитания – развитие нравственной личности, формирование человечности.

Трудовое воспитание – вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Умственное воспитание – формирование умения считать, измерять и владеть словом. Простейшие элементы знания – число, форма, слово.

Физическое воспитание – развитие заложенных природой физических сил и соответствующих навыков. Простейший элемент – движение суставов.

Нравственное воспитание – формирование человечности, народности, мудрости, трудолюбия, покорности, смирения. Средства – упражнения в поступках, метод воздействия на живые впечатления детей. Простейший элемент – любовь ребенка к матери.

Цель и сущность воспитания – развить все природные силы и способности человека.

Песталоцци отстаивал общечеловеческие цели и задачи воспитания, считая, что оно призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех природных сил и способностей. В своих педагогических сочинениях Песталоцци неоднократно подчеркивал, что природа ребенка, ползающего в пыли», ничем не отличается от природы «сына князя».

Песталоцци вошел в историю педагогики и как один из продолжателей и последователей идей Я.А. Коменского, основоположников методики первоначального обучения. Созданная им методика первоначального обучения способствовала развитию массовой народной школы.

Основные даты жизни и деятельности

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769-1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775-1780 - создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800-1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы

1781-1787 - «Лингард и Гертруда».

1801 - «Как Гертруда учит своих детей».

1826 - «Лебединая песня».

Фридрих Фрёбель – создатель детского сада

Возросшее внимание к образованию всех слоев населения, противоречия и проблемы педагогической практики находили отражение в педагогической мысли. С одной стороны, педагогическое мышление базировалось на широком использовании педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци. С другой стороны, оно часто сочеталось с крайней схематичностью теоретических построений, с оправданием авторитарных принципов и методов обучения. Несмотря на эти противоречия, западноевропейская педагогическая мысль ХIХ века оставила в истории педагогики значительный след. Это связано, прежде всего, с именами выдающихся немецких педагогов – Фридриха Фрёбеля и Фридриха Адольфа Дистервега.

Фридрих Фрёбель (1782-1852) немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци, вошедший в историю как создатель оригинальной системы общественного дошкольного воспитания, организатор дошкольных учреждений нового типа – детских садов , получивших широкое распространение во всём мире.

Главные положения своей теории Фрёбель изложил в педагогическом сочинении «Воспитание человека» (1826 г.). В этой работе Фрёбелем раскрыты собственные воззрения на сущность развития личности, пути воспитания, его своеобразие на разных ступенях детства. Книга, которая включала в себя разделы: 1. Введение, 2. Грудной ребёнок, 3. Ребёнок, 4. Отрок, 5. Школа, 6. Семья и школа, оказала большое влияние на развитие педагогики общественного дошкольного воспитания.

Фрёбель также подчёркивал, что человек по своей сути творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

В 1943 г. Фрёбель опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844 г. вышли его «Сто песен к играм в мяч» После смерти Фрёбеля была составлена из издававшихся им периодических журналов книга «Детский сад». В книгу, состоящую из 20-ти глав, вошли «Дары игр», «Строительные песни» и другие ранее издававшиеся им произведения

Ф. Фрёбель поставил своей целью философское обоснование явлений педагогического процесса. Вёл обширную просветительскую, общественно-педагогическую деятельность, был замечательным воспитателем детей в организованных им школьных и дошкольных учреждениях. Ученик и последователь Песталоцци, он шёл самостоятельным путём, развивая его идеи о наглядности, элементарном образовании.

Педагогическая система Фрёбеля складывалась под влиянием немецкой классической философии начала XIX века (Фихте, Гегеля, Шеллинга). Будучи вдохновлённым их идеями, педагог писал: «Воспитание должно на практике руководить и привести человека к ясному самосознанию, к мирному самосознанию, к мирному общению с природой и к единению с Богом, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя».

Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра - зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним - окружающей средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал - так называемые дары Фрёбеля.

С детьми дошкольного возраста Фрёбель работал в своём «Универсальном германском воспитательном институте», где были классы детей младшего возраста. Первое дошкольное учреждение «для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» он открыл в 1837 г. в Тюрингии в г. Бланкенбурге. В 1840 г. Оно было переименовано в «Детский сад».

В основу своей педагогической теории Фрёбель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов и творческой самодеятельности – в речи, в играх, в строительстве, изобразительной, трудовой деятельности; понимание познания как процесса пробуждения дремлющих внутренних сил путём сенсорного опыта, движений.

Цель воспитания – развитие природных способностей ребёнка.

Придавая огромное значение детской деятельности, Фрёбель разработал теорию игры, собрал и методически комментировал подвижные игры, разработал в определённой, строго регламентированной системе многообразные изобразительные, трудовые занятия, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений, числа; тесно связал со всей деятельностью ребёнка развитие речи, дал её теорию и методику .

Фрёбель выступил не только теоретиком и организатором первых дошкольных учреждений, но и организатором педагогического образования для воспитательниц первых дошкольных учреждений, так называемых «фёбелевских девушек». Подготовка воспитателей также получила европейской распространение, создавались и «фрёбелевские общества», занимавшиеся распространением идей Фрёбеля и подготовкой педагогов для дошкольных учреждений.

Таким образом, Фрёбель представил впервые в истории дошкольной педагогики целостную систему общественного дошкольного воспитания детей и способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.

Основные даты жизни и деятельности:

21 апреля 1782 г. - Фридрих Фрёбельродился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт.

1792 г. - его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался мало способным.

В 1797 г. - поступил в учение к лесничему в Нейгаузе.

С 1799 г. - слушал в Иене лекции по естественным наукам и математике, но покинул университет.

13 ноября 1816 г. - открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе.

В 1852 г. - Фридрих Фрёбельумер.

Основные работы:

1826 - «Воспитание человека»;

1843 - «Материнские и ласкательные песни»;

после 1852 года - «Детский сад» (эта книга была составлена из издававшихся им периодических журналов).

Ф.А. Дистервег – выдающийся немецкий педагог-демократ,

Реферат по социальной работе в Германии

«Социально-педагогическая деятельность Иоганн Генриха Песталоцци».

    Введение.

    Краткая биография И.Г. Песталоцци.

    Основные положения педагогической теории И.Г.Песталоцци.

    Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

    Физическое и трудовое воспитание.

    Нравственное воспитание.

    Умственное образование.

    Создание частных методик начального образования.

    Значение педагогической теории И.Г.Песталоцци.

    Актуальность социально-педагогического творчества И.Г.Песталоцци в наши дни.

    Литература.

Введение.

Цель исследования:

Выявить значение социально-педагогической деятельности И.Г.Песталоцци в наши дни.

    Ознакомиться с социально-педагогической деятельностью И.Г.Песталоцци.

    Ознакомиться с его произведениями.

    На основе выше сказанного, подвести итог о значимости социально-педагогического творчества И.Г.Песталоцци в наши дни.

И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивал К.Д. Ушинский.

Это был народник в лучшем значении слова. Песталоцци горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И.Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал.

Краткая биография И.Г.Песталоцци.

Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что "все зло из города", и заявлял: "Буду большим стану помогать крестьянам".

Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу.

Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т. е. швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали проблемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества...» Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.

Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание революционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностранцев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием французского гражданина.

В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное.

Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.

В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: «С утра до вечера я был один среди них... Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.

В связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт. Песталоцци с 1799 года начинает проводить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе.

В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале XIX века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения.

В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон (немецкое наименование - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение), который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере.

Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - «Лебединая песнь» (1826). Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.

Основные положения педагогической теории И.Г.Песталоцци.

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития "физической и духовной природы ребенка". Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. "Деятельная любовь к людям" вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.
Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.
Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.
Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.
Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.
В школе дети по мысли Песталоцци ("Лингард и Гертруда") проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы "согревать и развивать ум детей" ибо цель, которую он себе ставил, - воспитание человека, а "не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами". Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.
Однако такое "практическое" трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.

Для сегодняшнего поколения Швейцария – «страна чудес молочных», богатое государство с экономикой, с блестящей системой высшего образования. Но, кто её создал, откуда появились все блага, с неба что ли свалились?

Марксистские учебники объясняли любое преуспевание буржуазной страны «присвоенной прибавочной стоимостью». Вот мы и видим сегодня в России строй, где реализован буржуазный строй по Марксу: он весь основан на присвоении верхушкой национального достояния за бесценок. Стала Россия от этого уважаемой капиталистической державой Европы?..

«Мы такие же, как вы!» - всерьез, а не в издёвку заявляют европейским политикам и бизнесменам представители российской власти, исповедовавшие в «реформах» три принципа: «законного» грабежа, дележа и кутежа.

Зарубежные политики теряют дар речи от таких сравнений, ведь их страны создавались совсем на иных основах…

Немного коснусь забытой истории Швейцарии. В XVIII веке на швейцарской земле возник духовный ренессанс, созданный молодыми подвижниками , один из которых известен всей планете.

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе, в семье врача. Рано лишившись отца, воспитывался матерью и служанкой, простой крестьянкой. Образование получил в высшей школе имени Карла Великого, основанной еще в 1523 г.

Восхищает нравственная чистота устремлений швейцарского подвижника при поиске себе цели в большой совместной работе государственного строительства. Песталоцци пишет: «Обстоятельства и условия жизни уже смолоду привели меня в среду страждущих и униженных – вдов, сирот, обремененных заботами разных бедных людей. Я стал доискиваться до источников зол, которые в нашем отечестве низвели народ до положения гораздо более низкого, чем он должен был занимать».

И он понял, что дело в несовершенной системе образования, причем не только в Швейцарии, но и во всей Европе.

Этот вроде бы отрешенный от мирской жизни человек, ходящий пешком, не имеющий вилл, земель, решил сам «радикально излечить недуги школьного дела, которые лишают сил большинство народов Европы»!

Что, в сущности, делал всю жизнь Песталоцци? Он проводил уроки с детьми из низших сословий, которым некому было нанять репетиторов, и наблюдал, что они усваивают из урока. Если они не понимали предмета, то Песталоции не считал детей тупицами и олухами, а обвинял себя в том, что это он сам плохо объяснил урок и искал новые формы преподавания. Такая работа вела его от одного педагогического открытия к другому. Позже люди всех сословий благословляли Песталоцци за то, что их дети стали легче усваивать материал школы.

В своем произведении «Метод» Песталоцци постоянно соотносит недостатки школьного обучения с развитием всей Европы: «Я… задаю вопрос: что сделала Европа для того, чтобы привести элементарные средства человеческого познания, которые мы приобрели в результате многотысячелетних усилий в соответствие с существом человеческого разума, чтобы использовать сущность этих законов в организации своих учебных заведений, в преподавании языка, рисования, письма, чтения, счета и измерения? Я ничего подобного не вижу… Очевидным результатом… системы обучения, при которой беднота получает в школах клочкообразные, лишенные психологической основы, бессистемные знания, является огрубление чувств, односторонность, поверхностность и самонадеянная пустота, которая характерны для народных масс нашего времени».

Песталоцци не идеализировал народные массы, но и подчеркивал, что такое социальное положение лишает сил державы и целые континенты.

Этот мудрый взгляд нашел отклик у государственных деятелей того времени. На средства, пожертвованные Александром I , работы Песталоцци были переведены и опубликованы в Российской империи. Великий педагог скончался в 1827 г., пережив императора на два года.

Уже в XVIII в. мыслители Европы обнаружили, что силы государства и даже континента можно подорвать или, наоборот, приумножить, в зависимости от организации средней школы.

Песталоцци выявил законы согласования усвоения новых знаний с психологией школьника. Они помогли Швейцарии построить новую школу, выпускники которой прославили и развили страну.

Учитывались эти законы Песталоцци в системе образования России, СССР, что позволяло готовить хороших специалистов, но вот пришли к власти, плюющие на все, кроме «прибавочной стоимости», в первую очередь на среднюю школу, и подорвали силы России.

«ЛЕСТНИЦА» ЗНАНИЙ

ОСНОВНОЙ ЗАКОН Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы ПРЕЖДЕ, чем их станут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в статью «Как Гертруда учит своих детей», гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: «все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость ОТДЕЛЯТЬ НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТ ТЕОРИЙ О НЕМ.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. «Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?»- восклицал Песталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».

НАКОНЕЦ, ПЯТОЕ ПРАВИЛО призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы и самостоятельности».

Вчитайтесь в эту систему, каждое правило которой подтверждено не только многими десятилетиями подвижнического труда, но и экономическим взлетом Швейцарии, Германии и всей Европы, о которой думал Песталоцци. А также России XIX века, где слоговая азбука открыла миллионам путь к грамоте.

Мне пришлось испытать на себе, что происходит, когда учащемуся неясны исходные понятия. Я в детстве ходил в кружок физики при Дворце пионеров. Наш преподаватель упирал на решение задач, хотя куда больше мне и всем остальным запомнились впервые виденные лазерные голограммы и светодиоды. Школьники их с восторгом воспринимали «всеми видами чувств».

В задачах же нужно было использовать понятия тригонометрии: «синуса», «косинуса» и т.п., которые мы ещё не прошли в школе. Знал их лишь один парень из примерно 10 кружковцев. Занятия превратились для нас в мучительные высиживания, а этот единственный казался светилом науки... Каково же было потом мое удивление, что ОДНОГО УРОКА в школе, где учительницей были просто разъяснены азы тригонометрии, было достаточно, чтобы легко решать куда более сложные задачи.

Такие же препятствия встретились при посещении в другом классе кружка биологии, где его участникам определили задачу наблюдать за белками. Нам, школьникам-горожанам, ничего не было известно о повадках белок, и мы не знали, Как нужно наблюдать за животными и зачем? Сегодня я, как преподаватель вуза, учитываю эту проблему, когда поручаю даже хорошим студентам что-нибудь исследовать. Их же никто и по сей день не учит навыкам натуралистов.

Примечание Эксперта портала сайт Викентьева И.Л. : справедливости ради нужно отметить, что в современной педагогике часто используется обратный - педагог, учитывая , лишь «подводит» их к нужной мысли, но открыть, изобрести правило они должны сами:

  • Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приёмы .

ПОЧЕМУ БЕСПРАВНЫ РОДИТЕЛИ?

Преподаватель вуза обычно встречается сегодня с ситуацией, когда у студентов младших курсов имеются именно клочковатые, отрывочные знания. При этом каждый из них может принести 20-страничный реферат, скаченный из Internet’а, и почти полчаса его читать. Простой же вопрос на понимание повергает студента в состояние «грогги»...

Если эта картина наблюдается в массе, значит виноваты не студенты, а школьные обучения. Обучают массе фактов, а не принципам, кроме того, нет отсчета от житейского опыта самих школьников.

Приведу пример, как нелегко понять школьнику и студенту опасность вредных излучений: ультрафиолета, рентгеновского, гамма-излучения, если все параметры их даны в разных единицах, устоявшихся в своей области физики. Я сам сначала терялся в этом мелькании показателей. Самое главное, что на примере своих учащихся я видел, что они не могут оценить вредность количественно. И однажды убедился на практике в ценности идей Песталоцци.

Ключом к пониманию оказалось сравнение энергии безвредного видимого света с опасными излучениями. Энергия кванта ультрафиолета будет БОЛЬШЕ безвредной в 1,2-40 раз, рентгеновского излучения в 40-40 млн. раз, а радиоактивного гамма-излучения – больше, чем 4000- 40000 млрд. раз! После такого сопоставления, я почувствовал, что студенты буквально съёжились от представленных ими в воображении масштабов опасности. Многим тогда становится понятной вредность даже малых доз радиоактивного вещества. Они легко сами объяснят себе, что такое «мягкое» и «жесткое» рентгеновское и УФ-, гамма-излучения и какое из них опаснее.

Писать учебники, соблюдая правила Песталоцци, необычайно трудно, поэтому в старой России и СССР они долго отрабатывались, а затем издавались десятилетиями. «Дикий рынок» 1990-х объективно оказался не заинтересован в понятных детям учебниках, так как любая замудренность увеличивала число частных уроков и репетиторов.

Если правительство не на словах, а на деле заботится о качестве образования, то оно должно произвести пересмотр имеющихся учебников и привлечь к их корректировке успешных учителей с большим стажем и преподавателей вузов.

При стали особо оплачиваться в школах так называемые « ». Вместо того, чтобы оценивать РЕЗУЛЬТАТ обучения школьников, то есть, кто из учителей объясняет доходчивее и быстрее, стали превозносить новую ФОРМУ подачи материала без связи с результатом! Я знаю, что не только школьники, но и родители буквально воют от некоторых «авторских программ» и таких же учебников.

Родители порой находят старые советские издания, тайно преподают по ним, и ребёнок говорит: теперь я всё понимаю! Наоборот, иной раз профессор физики, химии, математики, пытаясь объяснить внукам или племянникам тему по их учебникам, вдруг хватает эту методическую «новацию» и швыряет ее об стену с возгласом: с такими «курсами» и я бы не знал ничего!

Очень жаль, что правила Песталоцци не изучаются в курсе педагогики, преподаваемой аспирантам вузов. Ведь они будущие методисты и, возможно, авторы новых учебников. Факт: защитивший диссертацию порой не знает даже приблизительно, как надо начать , как методически преподавать материал студентам.

Хотел бы обратить внимание на полное бесправие родителей при выборе образовательной политики в масштабах России. Пора уже создавать политическую партию «Родители и преподаватели за качество образования», чтобы выступать единым фронтом против законов, протаскиваемых «партией одобрямса» в угоду политической конъюнктуре.

А миллионы родителей затем будут расплачиваться за это своими детьми, их будущим, заработанными тяжёлым трудом деньгами. Мало ли что захотят марионеточные власти принять в качестве «обязаловки» для школ, для того, чтобы порадеть ЕС, Всемирному банку или МВФ, списать какой-нибудь грязный должок. Нужен противовес против дурных решений и законов в лице партии или иной общественной силы в лице родителей и учителей.

Пока же вузовские преподаватели вынуждены выполнять работу школьных учителей, напоминая студентам, что такое синус, кислота, основание, восстанавливая связи между понятиями, например, объясняя, что щелочные металлы связаны с формулами щелочей, а кислотные осадки с кислотообразующими газами.

Положение вузовского педагога сегодня иногда напоминает работу офицеров флота с новобранцами из глубинки, у которых спрашивают, что измеряет амперметр, а лишь потом двигаются к более сложным предметам. Но в университете это приводит к потере времени на «латание дыр» в системе , оставшихся как следствие развала среднего образования.

Я привел правила педагогики Песталоцци, чтобы родители знали, что усилия в образовании детей полезно направить, в первую очередь на то, чтобы ребенок сам удостоверился в свойствах и формах предметов, а его любопытство было направлено на выяснение их связей в природе. Пособия для школьных учителей должны содержать факты, доказательства, понятные школьникам на примерах из их личного опыта.

Почему же появились в Швейцарии такие подвижники как Песталоцци? Вот, что великий педагог писал об условиях, сформировавших его личность: «Жил я в такое время и в такой стране, где образованная молодежь была охвачена всеобщим стремлением к свободному анализу причин испытываемых страной бед, в чем бы они ни проявились, и исполнена горячего желания их устранить».

С этого начинается истинное величие державы.

Место первой публикации – газета «Новый Петербург» от 01.11.2007.

Мировоззрение носило демократический характер, но было исторически огра­ ничено. Мечтал о возрождении народа путем его просвещения и воспитания.

Биография

Воспитание,образование

Методики

Родился в Швейцарии в Цюрихе. Образование: начальная, ла­тинская сред­няя школа, кол­легиум (фило-софско-фило-логический фа­культет). 1769 г. -организовал в Нейгофе «Учреждение для бедных».

    г. - создал приют для беспризор­ ных детей в Швейцарской Республике.

    г. - эксперимен­ тальная работа в школах Бургорфа. 1805 г. - открыл инсти­ тут в Ивердоне. 1825 г. - возвращение в Нейгоф. Работы: Как Гертруда учит своих детей; Книга матерей, как учить их де­ тей наблюдать и говорить; Азбука нагляд­ ности (нагляд­ ное учение об измерении); Наглядное учение о числе; Лебединая песнь; Лингард и Гертруда.

Цель воспитания - развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания - создание гармонически развитого человека.

Основной принцип воспитания - согласие с природой.

Средства воспитания - труд, игра, обучение. Теория элементарного (элементного) образо­вания: воспитание начинается с простых эле­ментов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число - счет: единица\ форма - измерение: линия; слово - речь: звук. Умственное образование. Средство - систе­ма спец. упр. (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа - наблюдение и опыт. Основа обучения - наглядность. Основные принципы - строгая последова­ тельность, концентричность, посильность. Физическое воспитание - первый вид разум­ного воздействия взрослого на развитие детей, развитие и укрепление всех физических возмож­ностей, основано на естественном стремлении к движению (военные упражнения, игры, строе­вые занятия, туристические походы). Трудовое воспитание - соединение обучения с производительным трудом. Труд развивает силы, ум, формирует нравственность. Учит пре­зирать слова, оторванные от дела, вырабатыва­ет следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Нравственное воспитание - постоянные уп­ражнения в делах, приносящих пользу другим. Является центром всего воспитания. Религиозное воспитание - против официаль­ной религии и ее обрядности; за естественную религию, развивающую моральные чувства и нравственные наклонности. Развивающее воспитывающее обучение - «обу­ чение должно быть подчинено воспитанию». «Школы, где главную роль играют учитель и кни­ га, - никуда не годятся».

«Учитель должен вырабатывать в ученике дея­ теля ...не вливать в него, как в сосуд, готовые знания».

Родной язык:

развитие речи и обогащение словарного за­паса, звуковой метод обуче­ния грамоте. Письмо: изображение прямых и кри­вых линий - элементы букв, зарисовка ре­зультатов из­мерений; пря­мая линия, угол, квадрат (его части). Арифметика: изучение чисел, начиная с элемента каждого целого числа - 1, дро­би - пример соотношения частей в квад­рате («ариф­метический ящик»).

География: от близкого к да­лекому, от наблюдения окружающей местности к более сложно­му, рельефы местности из глины - потом карта.

Разработал общие основы первоначаль­ ного обучения и частные методики начального образования.

КЛОД АНРИ СЕН-СИМОН ДЕ РУВРУА (1760-1825), французский социалист-утопист

Биография

Педагогические взгляды

Основные работы

Родился в Париже в аристократи­ческой семье.

Образование получил под руководством д"Аламбера.

Участвовал в боях за независи­мость северо­американских колоний против Англии.

Во время франц. революции был сторон­ником якобин­цев, но отошел от них.

Участвовал в

деятельности

Общества

начального

образования в

Париже и в

представил

доклад о

задачах и

направлениях

общества.

Мечтал о таком общественном строе (ассоциа­ции), в котором обеспечиваются лучшие условия для большинства:

    все люди работают;

    производство ведется на основе единого обще­ ственного плана при использовании всех дости­ жений науки и техники;

    в ассоциации сохраняется частная собствен­ ность и прибыль на капитал.

Переход к новому обществу он мыслил исключи­тельно средствами убеждения.

Нравственной основой общества хотел сделать новое христианство, основной принцип которого гласил: «...все люди должны относиться друг к другу как братья».

В соч. О промышл. системе выразил свои взгля­ды на воспитание в виде обращения к промыш­ленникам, ученым и артистам, а также в виде про­ектов указов.

Воспитание - великое социальное явление, оно должно быть предметом особых забот общества:

    идейно влиять на молодое поколение, давать известное направление умам;

    посвятить индивидов в желательные отнош. к обществ, жизни;

    внушать каждому чувство любви.

Результаты воспитания, полученные в детстве и юности, следует поддерживать в течение всей жиз­ни.

Необходимость знаний, относящихся к промыш­ленности, элементы знаний об основных законах природы.

Неразрывная связь личного интереса с обще­ственным - человек должен работать.

Необходимость взаимного обучения.

Специальное образование - сообразно способ­ностям людей.

Письма женевского обитателя к современни­ кам (1803);

Введение к научным трудам XIX в. (1807-1808);

Записки о всеобщем тяготении (1813);

Очерк науки о

человеке

Статьи в сборнике «Индустрия» (1817-1818);

Организатор (1819-1820);

О промыш­ ленной системе (1821 - 1822);

Катехизис промышлен­ ников (1823- 1824);

Новое христи­ анство (1825).

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858), английский социалист-утопист

Отрицал принцип свободы воли. Полагал, что начало качественно новому состоянию мира - всечеловеческой гармонии - может быть положено лишь должным воспитанием людей. Человек - продукт среды. Во всех недостатках современных людей виновата соцсреда, т. е. капитализм, являющийся источни­ ком всех социальных бедствий. Надо заменить капитализм социализмом.

Биографические сведения и основные труды

Отдельные мысли

Сын ремесленника. Приходская школа. Самообразование. С 1781 г. служил в торговых заведениях. Конец 80 - начало 90-х гг. - общался с англ. физиком и химиком Джоном Даль­тоном. Вошел в лит.-философское обще­ство.

С1791 г. - предприниматель. В 1794-1795 гг. основал Чорлтонскую хлопкопрядильную кампанию. 1800-1829 гг. - управляющий пря­дильного предприятия в Нью-Лэнарке (Шотландия).

Разрыв с ортодоксальным христиан­ством. В 30-е гг. организовал «Базары справедливого обмена», «Великий наци­ональный союз профессий». 1848-1849 гг. - замыкается в месси­анских иллюзиях. Работы:

Об образовании человеческого характе­ ра (1813-1814), Книга нового нравствен­ного мира (1836- 1844) и др.

Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без прояв­ления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям.

Доказывал, что основной причиной обще­ственного зла является невежество лю­дей. Общественные противоречия мож­но устранить путем распространения знаний, внедрения истины. Трудовое воспитание - необходимое ус­ловие для всестороннего развития чело­века. Ребенок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки.

Существуют периоды - пятилетия в жиз­ни человека, вплоть до 30-летнего возра­ста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причем каждая группа занята своим делом. Это способ­ствует лучшему развитию человека. Выступал за антирелигиозное светское образование.

Важнейшей и основной педагогической идеей великого швейцарского педагога является всестороннее гармоничное развитие личности в процессе обучения и воспитания. Это цель любого учебно-воспитательного учреждения, достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. И.Г. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека , одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

Также и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.

Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.

Идея природосообразности в обучении и воспитании в понимании И.Г. Песталоцци - это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, и рука - хватать. Но также и сердце - верить и любить. УМ хочет мыслить», - пишет Песталоцци в «Лебединой песне» . Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.

При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль - на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения И.Г. Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения - это число, форма, слово , а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда - необходимость урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету - числом, посредством развития речи - словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого – к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод обучения, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял уистоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», - утверждал он в «Лебединой песне».

И.Г. Песталоцци утверждал, что для школы очень важны отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Эти взаимоотношения в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом.

Одной из важных задач педагогики И.Г. Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.

Педагогические идеи И.Г. Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал широкому распространению в западноеврепейских государствах школьной практики знаменитого педагога. Так как институт И.Г. Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем И.Г. Песталоцци.

Основные даты жизни и деятельности:

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769-1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775-1780 - создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800-1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы:

1781-1787 - «Лингард и Гертруда».

1801 - «Как Гертруда учит своих детей».

1826 - «Лебединая песня».

7.3. Развивающее и воспитывающее обучение Ф.А. Дистервега. Одним из известнейших педагогов-классиков XIX столетия является Фридрих Адоьлф Дистервег (1790 - 1866). В историю педагогики он вошел как «учитель немецких учителей», так как был организатором и в течение длительного времени директором учительских семинарий в Мёрсе и Берлине, готовившими педагогические кадры для народной массовой школы.

В 1827 – 1866 гг. издавал педагогический журнал «Рейнские листки…», создал четыре учительских общества, в 1848 г. был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза, выступил с предложениями по реформе существующей в то время школы, требуя отделения ее от церкви и всеобщего обучения детей, осуществления общечеловеческого, гражданского и национального воспитания.

Основной педагогический труд А. Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835). В книге содержатся указания. Каким образом учитель может повышать свой профессиональный уровень, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами для этого пользоваться.

Педагогом было написано свыше 20 учебников (он занимался в основном вопросами обучения и воспитания в начальной школе), учебных руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Книги пользовались широкой известностью в Германии и во всей Европе.

В основу воспитания Дистервег положил три принципа:

Ø Природосообразность обучения и воспитания. Этот принцип он понимал как развитие в педагогическом процессе тех хороших задатков, которые заложены в ребенке от природы.

Ø Принцип самодеятельности и активности детей в учении и собственном личностном развитии. В современной педагогике он трактуется как создание в педагогическом процессе условий для становления и развития субъектной жизненной позиции ребенка.

Ø Культуросообразность обучения и воспитания, то есть учет в педагогическом процессе условий и уровня культуры данного времени страны, родины, семьи ученика.

Реализация этих принципов в педагогической практике обусловила необходимость разработки принципиально новых идей обучения. Таковыми в педагогическом наследии А. Дистервега являются идеи развивающего обучения. На их основе он выстроил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать индивидуальные проявления своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов и увлечений. Только зная и учитывая все это можно учить «естественным путем», преодолевая трудности постепенно о последовательно.

Педагог решительно вытупал против учебных перегрузок учащихся: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, на самом же деле надо сообщить учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» .

Особое внимание в вопросах дидактики Дистервег обращал на своевременное повторение учебного материала , но повторении он рассматривал не как простое заучивание, зубрежку, а осмысленное запоминание самого существенного в изучаемом материале. Это не только дает возможность прочно усвоить содержание предмета, какую-то сумму знаний, но способствует развитию памяти, а следовательно, и ума.

Дистервег указывал на необходимость в преподавании перехода от простого – к сложному, от близкого – к далекому, от неизвестного – к известному. Однако дидакт предупреждал от механического применения этих правил обучения. Ведь легкое должно перемежаться с трудным: учение не должно быть легким, это достаточно тяжелый труд ума и сердца, всего человеческого организма. Нередко удаленное от учащихся во времени и пространстве оказывается весьма близким, интересным и доступным, а близкое – трудным и сложным. Необходимо побуждать учеников, подчеркивал педагог, работать самостоятельно, добиваясь того, чтобы работа стала их второй натурой. Стремление все внимательно продумать, усвоить учебный материал должно быть потребностью ученика, только в этом случае можно говорить о развивающем характере обучения.

Большов внимание было уделено А. Дистервегом в его педагогических работах вопросам школьной дисциплины. Он высказывал свое отрицательное отношение к использованию наказания в педагогической практике как методу обучения и воспитания. «О мерах наказания мы лучше говорить не будем, - обращался он к учителям. – Они большей частью бесполезны и не нужны, то есть согласно природе самого предмета обучения. Надо только, чтобы ученик работал в школе охотно. Там. Где это имеет место, не может быть и совсем не бывает случаев неповиновения учащихся. Там же, где этого нет, приходится постоянно и безуспешно придумывать наказания» .

Во всех работах А. Дистервега красной нитью проходит мысль о значении искусства обучения и воспитания учителя (педагогического мастерства) в успешном решении педагогических задач. Мастерство профессиональной деятельности он органично связывал с личными качествами учителя, однако рассуждал «не об общих качествах учителя-воспитателя: его честности, нравственности и т.д., а только о качества учителя, делающих обучение образовательным и плодотворным» . К таким важнейшим качествам относил энергичность и живость, силу характера, любовь к детям и своей педагогической работе.

Одним из первых «учитель немецких учителей» высказывался о педагогическом значении внешнего вида учителя, манеры его поведения, указывая на то, чтобы учитель усваивал «как можно больше живости! Последняя заключается не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице. На всем внешнем облике и жестах» . Он советовал учителям заботиться о своей внешности, о физическом и духовном здоровье, организации здорового и рационального образа жизни, так как во многом, по мнению немецкого педагога, результативность работы учителя обусловлена его физическим здоровьем, хорошим самочувствием, внутренней энергетической силой.

Примечательно, что А. Дистервегом впервые была предпринята попытка выделения нескольких уровней профессиональной деятельности педагога. Он указывал на то, что есть учителя, работающие добросовестно, добиваясь хороших результатов в обучении и воспитании, но есть и «гениальные виртуозы педагогического дела», которые формируются как профессионалы «при редчайших и счастливейших обстоятельствах» . Дистервег не проанализировал эти обстоятельства, указал только на отдельные факторы развития высокого уровня профессионализма педагога. Важнейшим среди них назвал способность учителя к постоянному самообразованию, самоусовершенствованию. Он призывал педагогов «никогда не останавливаться» и подчеркивал, что учитель «до того времени способен образовывать других, пока продолжает работать над собственным образованием… общим, как человека и гражданина, и специальным, как учителя» .

Педагогическое наследие Ф.А. Дистервега детально изучается современными педагогами, служит неиссякаемым источником педагогических идей в разных направлениях педагогических исследований, педагогической теории и практики.

7.4. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Известный немецкий педагог, психолог, философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776- 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.

Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, который посвятил знаменитому швейцарцу.

Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией по подготовке учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.

Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от педагогических идей Песталоцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание может повлиять на нравственность. Гербарт считал, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет И.Г. Пестолоцци, разрабатывая свои психолого-педагогические представления. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремится к изучению физического мира, то Гербарт не считал такой подход достаточным и ставил целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитал занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.

Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.

Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство - она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя жизненный опыт ребенка, развивать знание, а расширяя социальное общение - развивать чувства. Отсюда следовало два важных вывода:

1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).

2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, - воспитание.

Процесс воспитания Гербарт делил на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Цели и задачи воспитания педагог и философ выводил из философии и этики.

Цель воспитания он определял так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии «нравственность». Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называл их эстетическими представлениями (свой философский трактат он назвал «Эстетическое представление о Вселенной как главная цель воспитания»). Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», то есть все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.

Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желани я. Дело воспитания - сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.

Задачи воспитания были определены немецким педагогом-классиком так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений, выработка идеи и мотивов поведения.

Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь - от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому пришел Гербарт: «Делание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, - это, а не что другое, есть образование характера». Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога.

  • Вопрос. Социальные и профессиональные, профессионально-педагогические функции учителя начальных классов и особенности педагогической деятельности.
  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
  • Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
  • Глава З ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
  • Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.