Биографии Характеристики Анализ

Полезные материалы по географии. Начальный курс физической географии Начальный курс по географии

Так как основной целью любого обучения является формирование всесторонне образованной и развитой личности, то обучение географии преследует ту же цель. Но эта наука имеет характерные отличительные особенности, так как является чуть ли не единственным предметом, который рассматривает как естественные процессы, происходящие в природе, так и общественно-социальные объекты. Очень часто предметом рассмотрения становится влияние деятельности человека на окружающий мир. Поэтому цели, которые преследует география, имеют всеобъемлющий характер:

  • Во-первых, необходимо дать понять, что такое географическая картина мира с ее природными богатствами, населением и хозяйственной деятельностью человека. Научить определять территориальные различия, их характер, значение в жизни коренного населения.
  • Во-вторых, с научной точки зрения посмотреть на взаимосвязь социальных объектов и природы, на территориальные черты и особенности их взаимодействия.
  • Воспитывать в подрастающем поколении нравственность, миролюбие и патриотизм.
  • Показать этапы развития производственной деятельности человека, его отношение к охране природы и рациональному подходу при использовании ее богатств. Все эти аспекты необходимо рассматривать с научной точки зрения.

Ученым с мировым именем российским географом В.П.Максаковским в понятие "географическая культура" были введены такие компоненты, как географическая картина мира, географическое мышление, язык и методы познания географии. Он считал это важным не только для узкоспециальной географической, но и для массовой культуры.

В понятие "географическая культура" для любого современного человека, в том числе и школьника, входит следующее:

  • изучать окружающий мир с научной точки зрения;
  • уметь пользоваться географическим языком через понятия и термины;
  • аналитически мыслить и всегда выявлять причинно-следственные связи;
  • уметь пользоваться картой и показывать на ней все пространственные представления о мире в рамках географии;
  • быть подкованным в области геоэкологии, развивать чувство экологического сознания;
  • знать, как научные географические познания применять на практике.

Предметы изучения физической географии

Представление о науке начинается с вводного курса обучения, который называется физическая география. На этом уровне происходит знакомство с таким понятием, как природный комплекс, его компонентами и их взаимосвязью.

В начале идет ознакомление с самым крупным природным комплексом Земли, которым является географическая оболочка с 4-мя ее основными составляющими: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.

Неотъемлемой закономерностью географической оболочки является круговорот веществ. На формирование литосферы оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Если говорить о малом и большом круговороте воды, то ведущую роль здесь играет гидросфера, хотя связан он со всеми географическими оболочками Земли. Как только произойдут небольшие изменения в каком-либо одном компоненте географической оболочки, так моментально изменения коснутся и всех ее остальных составляющих.

Главная цель, преследуемая начальным курсом физической географии, состоит в том, чтобы показать целостность строения географической оболочки, заложить фундамент науки для дальнейшего ее изучения. Благодаря этому создаются предпосылки для развития научного мировоззрения. Начиная с этого курса идет развитие абстрактного мышления, формируется основа геоэкологического воспитания, поднимаются вопросы, связанные с природоохранной деятельностью. И еще он учит не только наблюдать за природными явлениями, но и разумно вести себя, прикасаясь к богатствам природы.

Три раздела физической географии:

1. Землеведение - рассматривает вопросы геоморфологического строения и развития твердой географической оболочки.

2. География материков и океанов - изучает природные особенности этих комплексов;

3. Ландшафтоведение - оценивает состояние геосистемы на региональном уровне.

Начальному курсу физической географии уделяется очень большое значение, поэтому он изучается не только в школах, колледжах, но и в университетах.

С помощью каких методов происходит обучение

Географию условно делят на физическую и экономическую, для каждой из которых существуют свои методы изучения. Так как физической географии уделяют внимание, практически, на всех уровнях обучения (от школы до университета), то существуют различные методики преподавания этой дисциплины. Метод обучения зависит от характера познания этой науки, например:

1. Иллюстративно-объяснительный - основан на применении наглядных пособий, которые помогают учителю максимально раскрыть тему урока и тем самым получить положительный эффект от такой подачи материала. Как только будет накоплена база теоретических знаний, можно перейти на самостоятельную работу аудитории. У этого метода существует и отрицательный момент: обучаемые пассивно запоминают и осмысливают предмет.

2. Репродуктивный метод побуждает кдействию. С помощью этого метода закрепляются знания, формируются навыки. Он нацелен на многократное воспроизведение полученных знаний. В процессе воспроизведения активируется логика, побуждается деятельность. Все это проходит в соответствии с планом действий, по определенному образцу (инструкции).

3. Способ проблемного изложения тоже преследует определенную цель. Через сложный путь познания истины демонстрируется выход из сложившейся ситуации, как образец борьбы с проблемой, которая четко формулируется преподавателем и им же решается. Учащимся остается только следить за ходом мысли учителя и запоминать доказательство, которое является образцом научного изложения.

4. Поисково-частичный метод настроен на практическое обучение учащихся находить способ решения поставленной проблемы. Благодаря этому методу можно самостоятельно применять собственные знания и получать новые. Конечно, этот метод опирается на уже приобретенные знания и одна из главных ролей здесь отводится эвристической беседе, которая выстраивается по системе логически связанных вопросов, соединенных между собой следующимпринципом: следующийвопрос содержится в ответе на предыдущий.

5. Исследовательский-этометод самостоятельного изучения нового материала, алгоритм которого проходит по следующей схеме:

  • процесс изучения интересующих фактов;
  • выявление проблемы;
  • гипотеза появления этой проблемы;
  • разработка плана действий;
  • поэтапная работа в соответствии с намеченным планом;
  • подведение результатов;
  • контрольная проверка;
  • итог: где могут пригодиться результаты данного исследования.

К сожалению, этот метод практически не доступен ученикам, так как реализация его не обходится без больших затрат, на его осуществление уходит большое количество времени и нужна тщательная подготовка учащихся, которые должны быть еще и мотивированы для такого рода деятельности.

Название науки географии переводится с древнего греческого языка, как землеописание. На данном этапе география - это наука, которая изучает описание Земли и выявляет основные закономерности в её развитии.

  • Изучение географии школьники начинают в 6 классе, и продолжают заниматься ей до конца обучения в школе.

В 6 классе школьники получают основные сведения и навыки из курса географии, тем самым закладывая прочный фундамент, для последующего изучения предмета. Самым главным в 6 классе являются навыки работы с географическими картами и планами местности.

7 класс посвящен изучению особенностей географии материков и океанов. Кроме того повторяются основные моменты изученные в начальном курсе географии.

8 и 9 классы полностью посвящены географии России. Причем, в 8 классе изучается природа нашей страны, а в 9 классе - социальная и экономическая география нашей страны. Таким образом, на примере России школьники познают основы социально-экономической географии.

В 10 и 11 классе рассматривается социально-экономическая география мира. И если 10 класс больше посвящен изучению общей картины мира, то в 11 классе подробно рассматривается социально-экономическая характеристика отдельных материков и крупных стран. Отдельно стоит выделить изучение в 11 классе глобальных проблем человечества.

  • Стоит отметить, что география является одним из предметов для сдачи экзамена по выбору, в формате ЕГЭ.

Все материалы разбиты по классам:

География 6 класс
География 7 класс

Работаю с Классической линией по географии. Удобно работать с учебником Бариновой И.И. на уроке. В тексте параграфа есть все что нужно - задания и вопросы к ученикам, которые нужно задавать по ходу урока, вопросы для повторения после каждой темы, красочные картинки и схемы, практикумы, которые ученики выполняют дома или в классе, есть различные памятки, географическая номенклатура.

Сомова С. , учитель, МБОУ СОШ г. Багратионовска, Калининградская область

К сильным сторонам учебника по географии в 7 классе из "Классической линии" относится четкость, структурированность материала, разумное сочетание научности и доступности для учащихся.

Егоркина Г.К. , учитель географии, МБОУСОШ №4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска, Ростовская область Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Работаю с "Классической линией" по географии. Красочный учебник, интересный, доступно изложенный текст параграфов, есть карты России и мира. К плюсам так же могу отнести наличие электронного приложения к учебникам.

Смаженко З. , учитель географии, МБОУ "Новобезгинская СОШ", Белгородская область

Работаю с атласами и контурными картами по географии издательства Дрофа-Дик, преподаю по Классической линии.

Отдельно хочу отметить атлас по географии для 7 класса - соответствует ФГОС, есть полезные справочные сведения, хорошее качество печати. Атлас помогает школьникам усвоить информацию о материках и океанах, особенностях природы. Спасибо издательству!

Никонорова Л.Р. , учитель географии, Санкт-Петербург

Часто смотрю вебинары по географии, очень помогают и развивают профессиональную компетентность учителя. Спасибо за их организацию.

Емельянова О.В. , учитель географии МБОУ "Черноборская СОШ"

Работаю с Классической линией УМК по географии. Из плюсов хочу отметить доступный в изучении материал, наглядный материал есть в достаточном количестве, в учебнике очень хорошие вопросы на повторение изученных тем после разделов.

Косточкина Ю.В. , учитель географии, МБОУ СОШ №34, Московская область

В учебниках 5-7 классов формируется целостное представление о многообразии современного мира, знание о природе, населении и его хозяйственной деятельности, раскрываются сложные взаимосвязи общества и окружающей среды. В учебниках 8-9 классов учебный материал представлен компактно, разнообразные схемы и рисунки облегчают понимание материала. Представлены задания разного уровня сложности, творческого и проблемного характера.

Т. М. Фоминых , учитель географии МАОУ Лицей №34 г. Тюмени

Все учебники хорошо иллюстрированы - содержат огромное количество фотографий, схем и карт. Материал изложен доступным языком, что соответствует возрастным особенностям учащихся. Логика изложения материала позволяет результативно обучать школьников разного уровня подготовленности.

Н. М. Кирьянова , учитель ГБОУ СОШ №102 г. Москвы

УМК, в основном, очень нравится. Устраивает изложение учебного материала, достаточно рисунков с картами.

С.Р. Аликеева , учитель географии, Тюменская область, п. Сетово

География - общеобразовательный предмет, который начинают изучать в средних классах школы. Программа по географии включает в себя три блока - общую географию, физическую географию и экономическую географию. Все эти разделы очень важны для тех, кто хочет открыть для себя новый мир, познать процессы, которые в нем происходят. Тем более что многие школьные предметы так или иначе базируются на знании географии.

Компактно и наглядно

Изучение этого предмета невозможно представить без наглядных материалов - таблиц, схем, диаграмм и, конечно же, географических карт. составлена таким образом, что в ней предусмотрено время для самообразования школьников. Необходимый материал для этого можно найти в учебниках, но зачастую его оказывается недостаточно, чтобы хорошо понять тему. Обучение предполагает также написание рефератов на различные темы. Многие школьники изучают географию через Интернет, получая недостающую информацию на различных ресурсах. Для помощи школьникам в изучении географии онлайн существуют специальные сайты с видеоуроками и текстовой информацией, сформированной в соответствии с программой по географии для общеобразовательной школы.

Такие ресурсы не предлагают готовые работы по предмету - подобные сайты предназначены для дистанционного обучения. Они дают школьникам возможность побывать на уроках , получить ту информацию по предмету, которую они пропустили или не поняли. Это отличное подспорье в самообразовании. Основным преимуществом видеоуроков является наглядность. Это не сухой текст учебника или статья с сайта. Материал в видеоуроках дается преподавателем точно так, как это происходит на занятиях в школе. В подборке видеоуроков по географии онлайн отражена вся программа по предмету, что исключает необходимость перемещения с ресурса на ресурс в поисках материала и экономит время учеников.

В поисках информации - в интернет

Школьная программа по географии охватывает огромный пласт материала, который освоить самостоятельно не под силу ни одному ученику. Часы, отпущенные на изучение предмета в классе, не позволяют педагогу в полном объеме осветить все темы, школьникам приходится самостоятельно разбирать недопонятый материал. Еще 10-15 лет назад единственным подспорьем для детей при изучении географии были учебники и энциклопедии.

В современном мире овладевать знаниями можно не выходя из дома, просто подключившись к сети Интернет и набрав в строке поисковой системы запрос «география онлайн ». Для написания реферата информацию по-прежнему надо собирать по крохам на разных ресурсах, а для восполнения пробелов в знаниях достаточно лишь побывать на видеоуроках. Такой вариант обучения подходит и тем, кто не может постоянно ходить в школу по каким-либо причинам. Нередко это трудности со здоровьем, которые служат предпосылкой для обучения только дома. Хотя многие школьники просто предпочитают обучаться удаленно, не посещая класс.

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны) ()

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.


Луна - спутник Земли ()

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».


Международная космическая станция )

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.


Планета Марс ()

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.


Вид на гору Фудзияма, Япония ()


Северное сияние, Финляндия ()

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.


Торнадо, США ()


Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия ()


Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония ()

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.


Южная часть России (вид из космоса) ()

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.


Эратосфен Киренский ()

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

  • Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.


Карта Эратосфена - Обитаемая Ойкумена ()

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества

Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.


Метеостанция Владивосток, Россия )

Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.

Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.


Понятие Календаря )

Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.

Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.


Передача и обмен знаниями ()

Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.

Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!


Система географических наук ()

Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.

С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.

Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.

Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.

  • Землеведение — отслеживает особенности географической оболочки.
  • Ландшафтоведение — рассматривает многообразие природно-территориальных комплексов.
  • Палеогеография — рассказывает о физико-географических условиях земного геологического прошлого.

Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:

  • о климате (климатология);
  • о погодных условиях (метеорология);
  • о рельефе (геоморфология);
  • о океанах (океанология);
  • о льдах (гляциология);
  • о природных водах (гидрология).


Древо Географии ()

В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.

Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:

  • Почвенная география.
  • Биогеография.

Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:

  • медицинская;
  • экологическая;
  • инженерная;
  • социально-экономическая;
  • картографическая и т.д.

Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.


Разноликое человечество ()

Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени

Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.

В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.

Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:

  • части внутренней Антарктиды;
  • дебри Амазонки;
  • высокогорная область Тибета;
  • горные районы Кордильер, Анд и великих Гималаев;
  • российская необъятная Сибирь и Дальний Восток;
  • центральные районы Австралии;
  • районы Великих пустынь — Сахары, Гоби и т.п.


Дебри Амазонки ()


Гималаи, панорама ()


Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта ()

Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:

  1. Земная поверхность в плоскостном начертании.
  2. Оболочки планеты: лито, атмо, гидро, био.
  3. Человечество как объект изучения.
  4. Взаимодействие природы и человека.

Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:

  • как использовать изображение Земли на планах и картах и определять «адреса» географических объектов;
  • как обобщать полученный «багаж знаний»;
  • как правильно описывать процессы, происходящие в 4-х основных географических оболочках плане.

Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.


Дети с глобусом ()

Словарь

Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.