Биографии Характеристики Анализ

Полный анализ не позволяй душе лениться. Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой к уроку
II.Предкоммуникативная фаза

1) Скороговорка

2) Работа со словом

В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души).

Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью).

Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.
А) проблема жизненной цели

Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…»)

Б)проблема освоения новых жизненных рубежей : только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.

4)Исследовательская работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание , выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

Задания для групп:

Группа № 1) Мастера художественного слова

Задание :

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь памяткой..

Группа №2) Мастера слова

Задание:

1) Объясните лексическое значение непонятных слов (должны были подготовиться дома)

Бурелом – поваленный бурею лес.

Ухаб – выбоина, яма на дороге.

Коль – если.

Узда – то, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего-нибудь.

Поблажка – нестрогое, излишне снисходительное отношение к кому-чему-нибудь.ъ

2) Объясните значение фразеологизмов.

«чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», « пустырь», «держи лентяйку в черном теле», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи».

Толочь воду в ступе – заниматься бесцельным, бесполезным занятием. (Комментарий учителя: душа человека должна постоянно обогащаться новыми впечатлениями, новыми мыслями).

Держать в чёрном теле – плохо обращаться с кем-нибудь, притеснять кого-либо. (Комментарий учителя: человек по натуре ленив. Лень свою нужно держать в чёрном теле).

Не снимать узды – держать в повиновении. (Комментарий учителя: лень, эгоизм, равнодушие, чёрствость – всё это нужно держать в повиновении).

Сорвать последнюю рубашку – разорить, довести до нищенского состояния. (Комментарий учителя: эгоизм, злоба, зависть, равнодушие уничтожают, разоряют духовный мир человека).
3)Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Почему такое обилие глаголов?

4) Найдите в стихотворении художественно-изобразительные средства. (фразеологизмы, восклицательные предложения, повторы, олицетворение, анафора, антитеза). Какова их роль в тексте?

5) Размер стиха. Вид рифмы.

1 /2 1 /2 1 /2 1 /2 1

О|на| ра|бы|ня| и| ца|ри|ца, а

Она работница и дочь, б

Она обязана трудиться а

И день и ночь! б

Размер – ямб. Расположение рифм – перекрёстное.


5)Выступления групп
6)Коллективный анализ текста, осмысление его. Работа над проблемой урока

А)Работа с таблицей. Деление на микротемы

- Попробуем разделить стихотворение на микротемы.


п\п

Текст

Микротемы

1

Не позволяй Душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

2

Гони её от дома к дому,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды !


Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать?

3

Коль дать ей вздумаешь поблажку ,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт .


Что произойдет, если она обленится?

4

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна ,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Что делать, если она испытала на себе прелести лени?

5

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь !


Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

-Какова основная мысль стихотворного текста? «душа обязана трудиться»

-Зачем она должна трудиться?

«Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время.

(«Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

- Что произойдет, если душе «дать поблажку»?

Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

-Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?

- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам .
-
Какие слова в стихотворении повторяются? (кольцевое обрамление). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.
6)Формулирование проблемы урока

-Какова идея стихотворения? (человеческая душа должна работать, трудиться) В каких строчках она заключается?( Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь)

-Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?( Душа – это целый мир. Но этот мир нужно постоянно обогащать. А для этого душа должна трудиться. Именно труд души позволяет стать тем, кем хочешь. Такими людьми держится жизнь.
-Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали?

(Воспитание души, труд души)

Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…
Свободный микрофон. Выводы

Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели.

Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни . Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. У человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится»

О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать

Рефлексия

-Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.

Домашнее задание :

Задание №1

Написать сочинение- миниатюру на тему « Что делать, если душа сопротивляется?»

Задание №2

Выучить стихотворение наизусть (по выбору). Пользуясь сочинением-миниатюрой, объясните свой выбор.

Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление с целью найти ответы на основополагающие вопросы. Стихотворение «Не позволяй душе лениться» - одно из наиболее популярных произведений автора, и звучит оно не просто как совет, а как призыв.

Всем знакома мысль о том, что труд помогает человеку расти. Но труд этот не обязательно должен быть физическим. Деятельность ума и души, внутреннее беспокойство, извечная смена мыслей и чувств – вот, что действительно важно. И именно душа, а не тело, по мнению Заболоцкого, «обязана трудиться и день и ночь». Речь не о том, чтобы загнать себя в угол: человек, естественно, должен отдыхать, но внутренний источник жизни, сил и вдохновения не должен засыпать и замедляться, потому что это – прямой путь к иссушению. Труд здесь – в познании и развитии, в движении вперед и вверх, которое никогда не должно прекращаться.

Лениться – значит прерывать полет души, «спать при свете утренней звезды» - это пропускать рассветы и судьбоносные встречи. Собственную душу надо неустанно «учить и мучить», потому что лишь так можно сделать из нее мудрую и крепкую опору для всей своей жизни.

Трудиться душой значит так же не позволять ей черстветь, сохранять в себе отзывчивость к тому, что происходит рядом, даже если это причинят нам боль. Душа – таинственная и неизведанная субстанция, но именно с нее начинается все человеческое: страх, трепет и любовь рождаются в ней. Поэтому можно сказать, что в масштабном смысле это стихотворение – о любви к жизни. Тот, кто чувствует ее и стремится понять мир, в котором живет, никогда не остановится, не застынет, не загубит бездействием и равнодушием невероятный потенциал, которым от рождения обладает.

Анализ стихотворения Не позволяй душе лениться по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

    Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

  • Анализ стихотворения Фета Весенний дождь 5 класс

    Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт

  • Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс

    Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность

  • Анализ стихотворения Разлука Барто

    Произведение детской поэтессы является одним из стихотворений, входящих в сборник под названием «Думай, думай».

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

Заболоцкий вошел в русскую литературу в начале 30-х годов и стал известен как поэт-философ, поэт-гуманист. В то время наиболее популярной становится тема труда и индустриализации. Появляются новые приемы стихосложения, новые жанры и направления.

Главное место занимают агитационные стихотворения, произведения, воздающие славу народному труду. Страна была одной большой стройкой, народ нуждался в поддержке со стороны писателей и поэтов. Писались песни для поднятия трудового духа населения, было сочинено множество патриотических произведений.

Писатель

Хоть и старался идти «в ногу со временем», но все же его стихотворения отличались тем, что в них имелся глубокий смысл, они заставляли задуматься, а в некоторых из его произведений есть и некая романтическая нотка, хотя эта тема во времена 20-30-х годов была отодвинута на второй план.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» – одно из самых известных произведений этого поэта. Главной мыслью Заболоцкого в этом стихотворении является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой

Большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души.

Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет». Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» – это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная. Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством.

Только от самого человека зависит, какой будет его душа – будет она рабой или царицей, работницей или дочерью. И если остановиться в саморазвитии, заниматься бессмысленной работой – толочь воду в ступе, то можно скатиться вниз и никогда уже не взять вверх над своей ленью.

И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Помогите пожалуйста ответить на вопрос по литературе: В чем заключается труд души? НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ Не позволяй душе

лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958 Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака. Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

понимаю, что задание творческое, но люди,помогите пожалуйста...сама бы написала, да времени нет, а сроки поджимают...мне ещё 3 сочинения писать.ааааа..

Заране благодарна! сочинение на тему: анализ стихотворения Заболоцкого - "Не позволяй душе лениться..." План сочинения: 1) Тема(о чём?); 2) Идейный замысел (как?); 3) Образы и символы; 4) Образ лирического героя (состояние); 5) Выразительные средства: 6) Моё восприятие стихотворения; Вот стихотворение: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

«Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Произведение появилось в 1958 г., за несколько месяцев до кончины автора. Стихотворный текст, являющийся поэтическим напутствием, отличается взыскательностью позиции лирического субъекта: самовоспитание декларируется как необходимость, непременное условие гармоничного существования.

В идейной системе произведения самостоятельный статус получает олицетворенный образ души. Он наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду.

Зачин открывается афористичным обращением к адресату. Поэт призывает лирическое «ты» строго и взыскательно относиться к собственной духовной жизни: постоянный труд и самоконтроль - надежный способ обеспечить рост личности.

Во второй строфе получает развитие мотив дороги. Его появление предваряет авторская мысль о непрерывной работе, упорном и энергичном движении вперед. Метафорический путь, ожидающий душу, труден, длителен, полон препятствий. Эти особенности подчеркиваются при помощи комплекса однородных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Под неусыпным контролем, без поблажек и снисхождения - таково правильное отношение к душе, коварной «лентяйке». В четвертом катрене череда наставлений сменяется предостережением: если поддаться минутной слабости и смягчить строгие требования, душа безжалостно воспользуется временной уступкой, обратив ее против человека.

В финальном эпизоде сообщается о разнообразии портретов и ролей, исполняемых душой. Это обстоятельство не снимает жестких обязательств, заявленных в предыдущих строфах.

Стихотворение завершается анафорой. С ее помощью обрамляется композиция, а также подчеркивается мысль о динамике духовного бытия как непременном условии гармонии.

Моделируя картину взаимоотношений человека со своим внутренним миром, поэт широко использует идиомы: в текст включены четыре устойчивых речевых оборота, которые способствуют созданию естественной атмосферы задушевной беседы, окрашивают лирический сюжет в натуральные тона. Эффект дополняют примеры употребления лексем, относящихся к разговорному стилю: наречие «по-человечьи», жаргонное слово «этап».