Биографии Характеристики Анализ

Портрет вити конь с розовой гривой. Вопрос: Характеристика главного героя "Конь с розовой гривой"

Вопросы и задания (к стр. 105-106 (82))

1. В какое время и где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях, происходивших в России в те времена?

События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени - голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места - Енисей, увалы, тайга рядом с деревней.

2. От чьего лица ведётся повествование?

Повествование в рассказе ведётся от лица семилетнего мальчика.

3. Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Прочитайте описание внешности Саньки. Согласны ли вы с автором, что «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? Как рассказчик относится к нему?

Семья Левонтия отличалась от семей хозяйственных и серьёзных сибиряков своей беспорядочной жизнью. Левонтий не крестьянствовал, как дедушка мальчика, а был рабочим, заготавливал бадога для завода. Он пьянствовал после получки, безрассудно тратил деньги и, напившись, бил жену и детей, которые убегали и прятались по соседям. Левонтий не заботился о воспитании детей, и они росли, как беспризорники, и питались, как придётся.

4. Прочитайте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Какое впечатление этот дом оставляет у читателя? «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». Какая художественная деталь даёт представление о неустроенности семьи Левонтьевых?

Описание дома Левонтия оставляет у читателя впечатление безалаберности и абсурда. С одной стороны, вроде бы хорошо, когда ничего не мешает смотреть на свет белый, но, с другой стороны, дом, который не имеет ни наличников, ни ставень, ни даже сеней, не назовёшь уютным домом, в нём не захочется жить. О неустроенности семьи Левонтьевых говорит отсутствие самых необходимых в деревенском быту деталей дома, «кое-как застеклённые окна», описание печки, «раскорячившейся посреди избы», и рассказ о том, как семейство ковыряло весной землю вокруг дома, возводило изгородь и зимой сжигало эту изгородь в печке, потому что в запасе не было дров.
Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане - вошь на аркане».

5. Проследите, как менялось настроение героя рассказа после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, её интонации, в поведении героя?

От имени мальчика Астафьев пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать весёлым. От имени ребёнка автор называет этот день весёлым, но таким образом призывает читателей подумать, так ли это.
С утра дети пошли на увал брать ягоду. Сначала они собирали молча, но потом им это надоело, они стали дразниться, драться, съели все ягоды. Затем брызгались в речке, ловили подкаменщика, потом растерзали его на берегу. Подбили стрижа и похоронили его в гальке, скоро забыв о птичке. Затем они забегали в устье холодной пещеры, хвастались друг перед другом. Санька пугал своих братьев и сестёр. Затем левонтьевские ушли домой, а мальчика оставили одного в тайге и без ягод, зная, что его дома накажут.

6. Из каких эпизодов мы узнаём, как герой был втянут в тяжкий обман?

После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он выбежал гулять и сообщил обо всём Саньке. Санька стаи шантажировать мальчика, вымогать у него калачи. Мальчик знал, что калачи нельзя брать без разрешения бабушки, но украл для Саньки три калача.
Ночью мальчика стала мучить совесть. Он хотел признаться во всём бабушке, но пожалел её будить, решил подождать до утра и с этой мыслью спокойно уснул. Проснулся он, когда бабушка уже уехала в город на базар. Мальчик пошёл к Левонтьевым. Он уже снова восхищался Санькиной дыркой в зубах и дал ему крючок, лишь бы тот взял его на рыбалку. Мальчик снова был радостным и забыл про ночное раскаяние. Он играл с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над тем, что будет, ког да приплывёт бабушка. Ему стало жалко себя, хотелось избежать наказания, Санька заметил это и начал опять дразнить мальчика, подговаривая его спрятаться, как будто он утонул. Но мальчик нашёл в себе силы сказать ему: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..»
Однако, когда из-за поворота показалась лодка с бабушкой, мальчик сбежал от неё и опять нашёл возможность оттянуть объяснение. У дяди-Ваниного дома дети играли в лапту. Мальчик ввязался в игру и снова отложил встречу с бабушкой. Он понимал, что виноват, и вёл себя трусливо.

7. Герой был постепенно втянут в тяжкий обман: сначала он высыпал ягоды на траву, и их съели левонтьевские ребята; потом он послушал Саньки и натолкал туда травы, затем крал калачи, чтобы задобрить Саньку. Вечером он не нашёл в себе силы признаться бабушке в том, что он её обманул, и таким образом сделал обманщицей саму бабушку, которая чуть было не продала в городе туесок с травой вместо ягод.

8. Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке?

Сожаление героя о совершённом поступке больше всего ощущается ночью перед поездкой бабушки в город.

Будьте внимательны к слову (к стр. 106-107 (83))

1. «Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой,барахтались, раза два принимались драться, плакали,
дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько пёрышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, накаменистый увал». Обратите внимание на глаголы в этом отрывке. Как они характеризуют левонтьевских ребятишек? Почему писателю потребовалось так много глаголов? Подберите к ним синонимы.

Бросали (кидали), барахтались (кувыркались), принимались драться (начинали бороться, возиться), плакали (ревели), дразнились (подначивали друг друга), заскочили (забежали), не поспело (не созрело), напластали (нарвали), наелись (нажрались), побросали (покидали), оставили (сохранили), пищали (дудели), пришли (добрались).
Эти глаголы характеризуют левонтьевских ребятишек как беспорядочную и недисциплинированную ораву. Писателю потребовалось так много глаголов, чтобы передать большое количество беспорядочных действий.

2. Детей дяди Левонтия писатель называет так: «ребятишки дяди Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», «народ». Что можно сказать об отношении писателя к этим детям? Как менялось оно и почему?

Отношение писателя к детям грустное и ироничное. Он понимает, что это дети, которых не воспитывают, как надо, и они не виноваты в этом. Они часто остаются голодными, и родители плохо заботятся о них. Тогда автор называет их «ребятишки». Ирония автора проявляется в названии «левонтьевские орлы». Возмущение их поведением передаётся в словах «левонтьевская орда». Словом «народ» называет своих братьев и сестёр Санька, это слово нельзя считать авторской характеристикой.

3. Увал - пологий холм, имеющий значительную протяжённость.
Туесок - берестяная корзинка с тугой крышкой.
Бадога - длинные поленья.
Заполошная - суетливая.
Шаньга - булочка с творогом, ватрушка.
Заимка - земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
Поскотина - пастбище, выгон.
Яр - крутой край оврага.

Сделаем выводы

1. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что особенно привлекало его в этой семье?

Героя рассказа тянуло к Левонтию, потому что семья Левонтия была не похожа на другие семьи в деревне. Мальчика там кормили и вслух жалели сироту. Он ещё не понимал, что настоящая любовь проявляется не в пьяном жалении, а в делах. Истинное отношение Левонтьевых к мальчику проявилось в том, что они его бросили одного на увале без земляники.

2. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

Герой рассказа - мальчик семи лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых. Мне кажется, что у него светлые волосы и курносый нос.

3. Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конём»?

Бабушка купила сыну пряник конём, потому что она понимала, что ребёнка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.

4. Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»?

Герой извлёк из этой истории главный урок: урок доброты, прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник, который бабушка купила внуку, несмотря на обман: конь с розовой гривой.

Литература и изобразительное искусство

На иллюстрации запечатлён эпизод, когда мальчик после ночи в кладовке сел за стол: «Бабушка одним махом плеснула в бокал молока и со стуком поставила посудину передо мной». Наиболее удачно передано движение бабушки. Ей жалко внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. Это удалось отразить художнику.
В рисунках хотелось бы отразить, как мальчик отчаянно высыпает на землю землянику, как свистят левонтьевские ребята в дудочки из лука, как хвастается Санька, что он видел домового с домовнихой.

Для самостоятельной работы
1. Устно.
2. План пересказа сюжета.
1) Бабушка велела сходить на увал за земляникой.
2) Поход за ягодами.
3) Обман.
4) Калачи для Саньки.
5) Ночные сожаления.
6) Рыбалка.
7) Бегство от бабушки.
8) Ночь в кладовке.
9) Слёзы.
10) Прощение. Пряник конём.
3. Санька Левонтьев.
Цитатный план.
1) «- Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о...»
2) «Санька взвыл, кинулся на старшого».
3) «Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились...»
4) «...Санька был вреднее и злее всех Левонгьевских ребят».
5) «Дальше всех в пещеру забежал Санька».
6) «Санька свистнул, заорал, поддавая нам жару».
7) «- Знаешь чё? - поговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. - Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело!..»
8) «- ...Принеси калач, тогда не расскажу».
9) «Санька собирался на рыбалку и распутывал леску».
10) «...Санька командовал напропалую».
11) «Санька вздел на палочки рыб и начал их жарить».
12) «- Ништяк! - утешил меня Санька. - Не ходи домой, и всё!..»


Характеристика главного героя "Конь с розовой гривой".

Ответ:

Какие нравственные проблемы ставит перед читателем В. П. Астафьев? (по рассказу «Конь с розовой гривой») Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности» . Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество - он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой. Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку... » И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» . В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана. Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Похожие вопросы

  • Оксанка хоче сплесты з блакытных намыстын 15 волошок · На кожному волошку йде 112 на??ыстын · Третына всих потрибных намыстын в оксаны е · Скилькы намыстын йй треба докупыты?

Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Вступление.

Цель

    изучить реплики главных героев рассказа; определить роль речевых характеристик в создании образов героев; охарактеризовать героев на основе анализа особенностей их речи.

    развивать навыки анализа текста;

    воспитывать любовь к природе, чувства милосердия. сострадания.

Ход урока

    Орг. момент. Учитель

В П. Астафьев - выдающийся русский писатель двадцатого века. Его произведения поражают своей искренностью и душевностью. Среди них значительное место занимают произведения, посвящённые его детству. К ним относится рассказ «Конь с розовой гривой».

Главные герои рассказа – простые люди: бабушка Катерина Петровна, её внук – в будущем автор рассказа, дядя Левонтий и его дети. В изображении их характеров

В. П. Астафьев использует многочисленные приёмы создания литературного образа:

    описание природы;

    портрет героя;

    изображение окружающего быта;

    описание отношений героев друг к другу;

    речь героев.

2.Работа с текстом

Речь героев рассказа. Из неё складывается речевая характеристика, в которой «писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определённой речевой среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию.

Вопросы:

    Диалектизмы-это…….

    Жаргонизмы- это…….

    Просторечные слова- это….

    Устаревшие слова- это…..

    Поговорки- это……

При необходимости воспользоваться словарем.

рупь,

восподь,

каторжанец,

ихняя,

чё

трескать

потакал,

потатчик,

чумовая,

пролетарьи,

горемычный

дитятко,

батюшко

В кармане –вошь на аркане.

возьму в оборот

Санька

не подманишь,

вглыбь,

лешак,

побёг,

тама,

гибель

ништяк,

ша,

залимонил,

слабо,

слопает,

ша

дрожмя дрожит

Дядя Левонтий

угнетат,

жисть,

бадога,

слобода,

выдь,

отсюдова

Вывод:

Таким образом, больше всего в речи героев диалектизмов, их используют все герои рассказа, так как с рождения живут в одной местности. Автор тем самым показывает самобытную жизнь сибирской деревни, особенность речи людей.

3.Составление речевых характеристик героев рассказа

Речевая характеристика бабушки Катерины Петровны .

Основными составляющими языка бабушки являются просторечные и диалектные слова. Она, как представитель отживающего свой век поколения, употребляет устаревшие слова: дитятко, батюшко . В речи её много обращений: чумовая, чучело безглазое, дитятко, сиротинка . Употребление большого количества обращений характеризует бабушку как общительного, разговорчивого человека. Все эти слова имеют эмоциональную окраску. Так, обнаружив, что «заполошная» тётка Васеня возвращает ей денег больше, чем нужно, бабушка справедливо возмущается: «Как ты с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое !» Обращаясь к своему внуку Вите, Катерина Петровна употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дитятко, сиротинка, батюшко. Она любит своего внука, но, воспитывая его, вынуждена быть строгой, требовательной, беспокойной. Эти свойства её характера отражены и в речи, почти все предложения сопровождаются восклицательной интонацией («Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь! Нечего куски выглядывать! Не спишь ведь, не спишь! Я всё вижу!») Бабушка – главная в доме, она привыкла командовать, поэтому в её репликах много глаголов в повелительном наклонении («Да постой ты, чумовая! Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!») Однако, разговаривая с покупательницей земляники в городе, бабушка показывает умение говорить правильно, деликатно, как и полагается культурному человеку: «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…»

Особую выразительность речи бабушки придаёт употребление фразеологизма. Возмущаясь обманом внука, она грозится «взять в оборот» левонтьевских детей, которые научили Витю обманывать её. Катерина Петровна прекрасно знает ещё один пласт народной речи – поговорки. «У них самих в кармане – вошь на аркане», - так подчёркивает она бедность и неустроенность семьи Левонтьевых. И лишь один раз в речи бабушки встречается слово жаргонной лексики: «Ладно уж, умойся да садись трескать !» Употребление этого слова оправдано. Оно произнесено в кульминационный момент, когда Витя признавался в своём поступке и просил прощения. Чувства переполнили бабушку.

Речевая характеристика Саньки.

В речи Саньки звучат жаргонизмы. Он предлагает Вите съесть ягоды, упрекает его в жадности. «Слабо!» - говорит он. Утешая Витю после совершённого проступка, он употребляет жаргонное слово ништяк. Этим он желает подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность. Санька – смелый и безрассудный. «А домовниха худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только – схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил!..» - рассказывает он о посещении тёмной пещеры. Употребление слова домовниха в этом предложении подчёркивает его суеверность, показывает хорошее знание фольклора данной местности и богатое воображение. Всю жизнь он провёл в деревне, о чём свидетельствует большое количество диалектных слов в его речи. Она не содержит сложных синтаксических конструкций, но яркая, выразительная. Особый колорит ей придают междометия («Ха-ха! А тебе-то хо-хо!») и фразеологизм («В мохе весь, серый, дрожмя-дрожит – студёно ему.») Употребление междометий в указанном предложении демонстрирует его злорадный смех над Витей, поэтому можно сделать вывод, что Санька обладает вредным характером.

Речевая характеристика дяди Левонтия.

Образ дяди Левонтия автор рисует только в начале рассказа. Из первой реплики дяди Левонтия, произнесённой им в рассказе, мы узнаём, что это добродушный человек, любящий свободу и море: «Я, Петровна, слободу люблю! Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетат!» Он жалеет Витю, по-доброму относится к нему («Он сирота, а вы всё ж при родителях!») Но у него есть отрицательная черта – пьянство: «Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» - скажет и… опохмели-и-ит…» Отрывистость фраз, паузы свидетельствуют о том, что он говорит это в нетрезвом состоянии. Лексический состав его языка беден, не отличается выразительностью. Являясь представителем данной местности, дядя Левонтий в своей речи использует диалектные слова.

4.Заключение.Вывод делают учащиеся.

Наблюдения над особенностями речи героев помогают понять индивидуальные особенности их характеров, отношение к окружающим, уровень культуры, раскрывают их духовный мир. Так, бабушка Катерина Петровна представляется нам справедливым, честным человеком. Она любит внука, ответственно относится к его воспитанию. Её речь выразительна, богата, эмоциональна, что свидетельствует о её высоком культурном уровне.

Речевая характеристика Саньки особенно удачно раскрывает образ озорного деревенского мальчишки, безрассудного, грубоватого, немного вредного. Он старается казаться взрослым, самостоятельным. Санька обладает богатым воображением.

Его отец, дядя Левонтий, изображается добрым, но пьющим человеком. Об этом свидетельствуют особенности его речи.

Таким образом, В.П. Астафьев, настоящий мастер речевой характеристики, прекрасно знал все пласты лексики русского языка. Это позволило ему создать незабываемые образы героев в рассказе «Конь с розовой гривой

5.Демонстрация творческих работ учащихся.

Ребята показывают свои буклеты «Сибирские диалектизмы», буктрейлеры по рассказу «Конь с розовой гривой».

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Сообщения о творчестве В.Г.Распутина

Тема. А.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя.
Цель: отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту; развивать умение отвечать на проблемные вопросы, составлять синквейн; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе.
Оборудование: пряники для каждого учащегося, фигурки лошадей, вырезанные из бумаги (элемент оформления интерьера); иллюстрации, подготовленные учащимися; наборы разноцветных карточек для каждого учащегося (красная, зеленая, синяя).
Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; урок изучения художественного произведения.

Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.
Генри Уорл Бичер
До тех пор пока мы любим, мы умеем прощать.
Франсуа Ларошфуко
Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Дени Дидро

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Сообщение темы и целей

На данном этапе учитель должен настроить учащихся на понимание изучаемого произведения, этому способствует ваза с пряниками на учительском столе, стены, украшенные фигурками лошадей, рисунки учащихся, закрепленные на доске.
  • Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
  • Какое впечатление оставил у вас прочитанный рассказ? Что вы чувствовали во время чтения?
  • Кто из героев понравился больше остальных? Почему?

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся по очереди рассказывают, какой эпизод они изобразили, какое название подобрали.
С целью систематизации материала и для дальнейшей работы над текстом составляется простой план рассказа.

Примерный план:

  1. Левонтьевское семейство.
  2. За земляникой (пряник конем).
  3. В лесу.
  4. Ссора.
  5. Жалко ягод.
  6. Шалости на реке.
  7. Санька советует обмануть бабушку.
  8. Кража калача.
  9. Бабушка уезжает на рынок.
  10. Рыбалка.
  11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
  12. Обман раскрыт.
  13. Бабушка простила.
  14. Дивный конь с розовой гривой.
  15. Урок на всю жизнь.

III. Работа над темой урока

Для дальнейшей работы учащиеся объединяются в 5 групп, задание для каждой группы одинаковое: охарактеризовать героя, дать оценку его поведению и составить синквейн о данном персонаже.
1 группа – все о Витьке (герое-рассказчике);
2 группа – о бабушке мальчика;
3 группа – Левонтий и его жена Васеня;
4 группа – Санька Левонтьевский;
5 группа – остальные Левоньевские ребята.
Для групповой работы отводится 10 минут, для обсуждения результатов – 15 минут. Во время выступления участников группы остальные учащиеся поднимают карточки (зеленая – «согласен», красная – «не согласен», синяя – «хочу высказать свое мнение»).
Синквейны выписываются на отдельные карточки и вывешиваются на доску. Если останется время, можно провести голосование за лучший синквейн.

IV. Подведение итогов урока

  • Какие нравственные проблемы ставит В.П. Астафьев перед читателями? Запишите их в тетрадь. (Проблема честности, доброты, бережного отношения к природе, порядочности и долга – учитель делает запись на доске).
  • Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?
  • Права была бабушка, когда несмотря на проступок все-таки купила внуку пряник? Как бы вы поступили на ее месте?
  • Какие выводы из рассказа вы сделали для себя?
  • Подумайте о вашей работе на уроке. Оцените себя. Вы удовлетворены результатом? Если да – возьмите из вазы пряник.
Учитель раздает сладости всем детям (даже тем, кто не взял пряник сам) и говорит о том, что для кого-то пряник будет символом поощрения, для кого-то – прощения, а для многих – символом совести и порядочности.

V. Домашнее задание

  1. Прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
  2. Написать небольшое эссе (на выбор):
    • Смысл заключительных слов рассказа.
    • «Уроки моей бабушки (дедушки)».
    • «Поступок, который я больше никогда не совершу».

Кузнецова Яна, 6 класс.

Исследовательская работа, цель которой - анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Вступление.

Речь любого человека имеет большое значение. По ней можно судить о его уровне воспитанности, образованности, словарном запасе и даже темпераменте. Я решила доказать это на примере рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Целью моего исследования является анализ речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить реплики главных героев рассказа;
  • определить роль речевых характеристик в создании образов героев;
  • охарактеризовать героев на основе анализа особенностей их речи.

Основная часть.

В П. Астафьев - выдающийся русский писатель двадцатого века. Его произведения поражают своей искренностью и душевностью. Среди них значительное место занимают произведения, посвящённые его детству. К ним относится рассказ «Конь с розовой гривой».

Главные герои рассказа – простые люди: бабушка Катерина Петровна, её внук – в будущем автор рассказа, дядя Левонтий и его дети. В изображении их характеров

В. П. Астафьев использует многочисленные приёмы создания литературного образа:

  1. описание природы;
  2. портрет героя;
  3. изображение окружающего быта;
  4. описание отношений героев друг к другу;
  5. речь героев .

Объект моего исследования – речь героев рассказа. Из неё складывается речевая характеристика, в которой «писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определённой речевой среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию» .

Изучив реплики героев рассказа, я поделила лексические единицы на группы (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные и устаревшие слова, фразеологизмы, поговорки) и представила исследование в виде таблицы.

Герои рассказа

Диалектизмы

Жаргонизмы

Просторечные слова

Устаревшие слова

Поговорки

Фразеологизмы

Бабушка

рупь,

восподь,

каторжанец,

ихняя,

чё

трескать

потакал,

потатчик,

чумовая,

пролетарьи,

горемычный

дитятко,

батюшко

В кармане –вошь на аркане.

возьму в оборот

Санька

не подманишь,

вглыбь,

лешак,

побёг,

тама,

гибель

ништяк,

Ша,

залимонил,

слабо,

слопает,

ша

дрожмя дрожит

Дядя Левонтий

угнетат,

Жисть,

бадога,

слобода,

выдь,

отсюдова

Таким образом, больше всего в речи героев диалектизмов, их используют все герои рассказа , так как с рождения живут в одной местности. Автор тем самым показывает самобытную жизнь сибирской деревни, особенность речи людей.

Все диалектизмы, используемые в рассказе, можно поделить на четыре группы.

1. Лексико-фонетические диалектизмы. Они отличаются от литературных слов фонетической структурой: слобода – свобода, восподь – господь, рупь – рубль, бегишь – бежишь, угнетат – угнетает, выдь – выйди, чё - что.

2. Лексико-словообразовательные диалектизмы. Они отличаются от литературных слов словообразовательными особенностями: не подманишь – не заманишь, каторжанец – каторжанин, ихняя – их, лешак – леший, отсюдова – отсюда.

3. Лексические диалектизмы. Это диалектные названия каких-либо предметов, имеющие в литературном языке синонимы: шурунёт – испугает, бадога – поленья.

4. Лексико-семантические диалектизмы. Они имеют диалектное значение литературных слов: гибель – много.

Речевая характеристика бабушки Катерины Петровны.

Основными составляющими языка бабушки являются просторечные и диалектные слова. Она, как представитель отживающего свой век поколения, употребляет устаревшие слова: дитятко, батюшко . В речи её много обращений: чумовая, чучело безглазое, дитятко, сиротинка . Употребление большого количества обращений характеризует бабушку как общительного, разговорчивого человека. Все эти слова имеют эмоциональную окраску. Так, обнаружив, что «заполошная» тётка Васеня возвращает ей денег больше, чем нужно, бабушка справедливо возмущается: «Как ты с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое !» Обращаясь к своему внуку Вите, Катерина Петровна употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дитятко, сиротинка, батюшко. Она любит своего внука, но, воспитывая его, вынуждена быть строгой, требовательной, беспокойной. Эти свойства её характера отражены и в речи, почти все предложения сопровождаются восклицательной интонацией («Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь! Нечего куски выглядывать! Не спишь ведь, не спишь! Я всё вижу!») Бабушка – главная в доме, она привыкла командовать, поэтому в её репликах много глаголов в повелительном наклонении («Да постой ты, чумовая! Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!») Однако, разговаривая с покупательницей земляники в городе, бабушка показывает умение говорить правильно, деликатно, как и полагается культурному человеку: «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…»

Особую выразительность речи бабушки придаёт употребление фразеологизма. Возмущаясь обманом внука, она грозится «взять в оборот» левонтьевских детей, которые научили Витю обманывать её. Катерина Петровна прекрасно знает ещё один пласт народной речи – поговорки. «У них самих в кармане – вошь на аркане», - так подчёркивает она бедность и неустроенность семьи Левонтьевых. И лишь один раз в речи бабушки встречается слово жаргонной лексики: «Ладно уж, умойся да садись трескать !» Употребление этого слова оправдано. Оно произнесено в кульминационный момент, когда Витя признавался в своём поступке и просил прощения. Чувства переполнили бабушку.

Речевая характеристика Саньки.

В речи Саньки звучат жаргонизмы. Он предлагает Вите съесть ягоды, упрекает его в жадности. «Слабо!» - говорит он. Утешая Витю после совершённого проступка, он употребляет жаргонное слово ништяк. Этим он желает подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность. Санька – смелый и безрассудный. «А домовниха худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только – схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил!..» - рассказывает он о посещении тёмной пещеры. Употребление слова домовниха в этом предложении подчёркивает его суеверность, показывает хорошее знание фольклора данной местности и богатое воображение. Всю жизнь он провёл в деревне, о чём свидетельствует большое количество диалектных слов в его речи. Она не содержит сложных синтаксических конструкций, но яркая, выразительная. Особый колорит ей придают междометия («Ха-ха! А тебе-то хо-хо!») и фразеологизм («В мохе весь, серый, дрожмя-дрожит – студёно ему.») Употребление междометий в указанном предложении демонстрирует его злорадный смех над Витей, поэтому можно сделать вывод, что Санька обладает вредным характером.

Речевая характеристика дяди Левонтия.

Образ дяди Левонтия автор рисует только в начале рассказа. Из первой реплики дяди Левонтия, произнесённой им в рассказе, мы узнаём, что это добродушный человек, любящий свободу и море: «Я, Петровна, слободу люблю! Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетат!» Он жалеет Витю, по-доброму относится к нему («Он сирота, а вы всё ж при родителях!») Но у него есть отрицательная черта – пьянство: «Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» - скажет и… опохмели-и-ит…» Отрывистость фраз, паузы свидетельствуют о том, что он говорит это в нетрезвом состоянии. Лексический состав его языка беден, не отличается выразительностью. Являясь представителем данной местности, дядя Левонтий в своей речи использует диалектные слова.

Заключение.

Наблюдения над особенностями речи героев помогают понять индивидуальные особенности их характеров, отношение к окружающим, уровень культуры, раскрывают их духовный мир. Так, бабушка Катерина Петровна представляется нам справедливым, честным человеком. Она любит внука, ответственно относится к его воспитанию. Её речь выразительна, богата, эмоциональна, что свидетельствует о её высоком культурном уровне.

Речевая характеристика Саньки особенно удачно раскрывает образ озорного деревенского мальчишки, безрассудного, грубоватого, немного вредного. Он старается казаться взрослым, самостоятельным. Санька обладает богатым воображением.

Его отец, дядя Левонтий, изображается добрым, но пьющим человеком. Об этом свидетельствуют особенности его речи.

Таким образом, В.П. Астафьев, настоящий мастер речевой характеристики, прекрасно знал все пласты лексики русского языка. Это позволило ему создать незабываемые образы героев в рассказе «Конь с розовой гривой».