Биографии Характеристики Анализ

Причины нарушения точности речи.

Как отмечалось выше, причинами, приводящими к неточности, неясности и двусмысленности высказывания, являются: а) употребление слов в значении, несвойственном для литературного языка; б) неумение пользоваться синонимами, паронимами, терминами, многозначными словами и омонимами; в) межъязыковая лексико-семантическая интерференция в условиях билингвизма; г) нарушение норм лексической, грамматической и стилистической сочетаемости; д) речевая избыточность; е) речевая недостаточность.

Кроме того, быстрое и точное восприятие речи затрудняют следующие погрешности в ее структуре:

1) «нанизывание» падежей. В речи встречаются конструкции, включающие в себя несколько одинаковых надежных форм, зависящих последовательно одна от другой или от одного и того же слова: В целях устранения причин отставания производства деталей для тракторов...; Для дальнейшего повышения материального уровня трудящихся республики... В этих примерах «нанизывание» образовано «цепочкой» форм родительного падежа. Подобные конструкции являются наиболее распространенными, особенно часты они в текстах официально-делового стиля. Устранить нанизывание таких форм можно путем замены отглагольных существительных инфинитивными или другими конструкциями: Чтобы устранить причины отставания производства деталей для тракторов...

Встречается нанизывание и других падежей, например, творительных субъекта и объекта (Директор ознакомился с принятыми рабочими решениями), предложных (Обсуждался вопрос об отчете о работе председателя месткома). Исправить подобные предложения можно так: Директор ознакомился с решениями, которые приняли рабочие; Обсуждался вопрос об отчете председателя месткома о проделанной работе;

2) нарушение порядка слов в предложении. В русском языке, в отличие от других, нет строго закрепленного места за тем или иным членом предложения. Оно определяется смысловой нагрузкой, стилистической и синтаксической функциями, структурой и типом предложения и т. д. Перестановка слов ведет к семантическим и стилистическим сдвигам, создает добавочные семантико-стилистические оттенки, изменяет экспрессивные функции членов предложения. Любая инверсия должна быть стилистически оправданной. Стилистически немотивированный порядок слов приводит к искажению смысла высказывания, к двусмысленности, мешает быстрому и адекватному восприятию текста. Например, в предложении Необходимо оказывать первую помощь пострадавшему на рабочем месте словосочетания оказывать первую помощь и на рабочем месте разобщены словом пострадавшему, в результате читающий вынужден тратить время и усилия на то, чтобы установить грамматические и смысловые связи между словосочетаниями. Неправильный порядок слов в предложении Он не только писал стихи, но и повести приводит к смещению логического ударения. Часто порядок слов нарушается в предложениях с причастными оборотами: Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами (здесь слово листья разрывает причастный оборот опавшие с деревьев);

3) загромождение предложения придаточными, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями. Причиной нарушения точности речи может служить неудачное построение сложного предложения с несколькими придаточными, объединенными соподчинительной или последовательной подчинительной связью. Например: Преподаватель утверждает, что в числе заданий, которые даются учащимся на дом, должны быть и краткие характеристики второстепенных персонажей — Дикого, Феклуши, Варвары, Кудряша, Кулигина, которые складываются из наблюдений, которые были сделаны учащимися в то время, когда они читали сцены, где участвуют эти действующие лица.

Мешает восприятию речи употребление в неоднородных придаточных предложениях одинаковых союзов или союзных слов, особенно который и что: Родиной волнистых попугайчиков, которые по внешним признакам подразделяются на две группы, которые объединяют птиц с опереньем определенной окраски и формы, является Центральная Австралия, где они населяют равнины; Ей казалось, что время настолько медленно движется, что никогда не наступит вечер и что она так и не узнает, что он хотел ей сказать.

Пониманию смысла высказывания может препятствовать скопление обособленных конструкций в предложении: Разговорная лексика, проникающая в художественную литературу и способствующая обогащению литературного языка, помогающая правдивому изображению реальных живых людей, — один из способов реализации принципа народности, являющегося важнейшим принципом искусства реализма.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Нарушение порядка слов.

Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.

Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе "не только, но и". Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.

4) Нарушение согласования .

Например: Молодая врач пришла на прием.

Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим "врач" и определением "молодая", что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришел (или пришла) на прием (если речь идет о женщине).

Синтаксисо-стилистические ошибки

Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.

Например: Он есть мой брат.

Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля. В разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.

Вопросы:

  1. Дайте определение морфологических норм.

2. Приведите примеры существительных, имеющих в форме мн.ч.окончания -ы(-и), -а(-я).

3. Какие существительные 2-го склонения в род. п. мн.ч. имеют окончания -ов(-ев), а какие – нулевое?

  1. Какое окончание имеют в творительном падеже иностранные фамилии на -ов и -ин? Приведите примеры.
  2. Расскажите о сложных морфологических нормах, касающихся прилагательных.
  3. Расскажите об основных нормах употребления числительных.
  4. Расскажите об основных нормах употребления глаголов.
  5. Расскажите об основных нормах употребления местоимений.
  6. С чем связаны морфологические ошибки? Приведите примеры.
  7. С чем связаны морфолого-стилистические ошибки? Приведите примеры.

11. Что изучает синтаксис?

12. С чем связаны синтаксические ошибки?

13.С чем связаны синтаксисо-стилистические ошибки?

14. Расскажите о правилах согласования сказуемого с подлежащим.

15. Расскажите о правилах построения предложений с однородными членами.

16. Расскажите о правилах употребления деепричастных оборотов.

Лекция №-4

Тема: Нормативно-стилистическое направление культуры речи. Функциональные и эмоционально-экспрессивные стили русского литературного языка

План:

1. Социально-содержательные особенности функциональных стилей русского литературного языка.

2. Речевые чертыфункциональных стилей русского литературного языка.

3. Лексика с точки зрения эмоционально-экспрессивной окрашенности.

Литература :

1. Русский язык и культура речи: учебник / А.И.Дунаева, В.А Ефремова, В.Д.Черняк. Под.ред. В.Д.Черняк.Спб.:САГА:М.:Форум, 2007.

2. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н.Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили
речи. 10-11 классы. - М., 1997.

4. 5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: учебник /Т.В Потемкина, Н.Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2007.

Как известно, для того чтобы Ваша речь производила желаемый эффект, недостаточно говорить и писать без ошибок, нужно владеть и другими коммуникативными качествами хорошей речи. Одно из рассматриваемых коммуникативных качеств – уместность речи – непосредственно связано со знанием стилей русского литературного языка: функциональных и эмоционально-экспрессивных. Таким образом, необходимо подробно познакомиться со стилями русского литературного языка, изучить их социально-содержательные особенности и речевые черты, чтобы уместно использовать языковые средства, характерные для того или иного стиля, в своей речи.

Одно из значений слова коммуникация – «сообщение ин формации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (созда­тель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие ин­формацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был за­интересован в получении информации.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной си­туации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:

    логичность,

    точность,

    богатство,

    чистота,

    выразительность,

    уместность.

Логичность речи предполагает умение последовательно, аргументировано, непротиворечиво излагать выражаемое содержание. Каковы же причины нарушения логичности речи? К ним относятся:

нарушение порядка слов;

утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности;

сопоставление логически неоднородных понятий;

объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия.

Точность определяется умением четко и ясно мыслить, зна нием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной? Назовем наиболее распространенные:

      употребление слова в несвойственном ему значении;

      неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность;

      смешение паронимов;

      речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность.

Вот какие при меры смешения паронимов приводил А. М. Горький: «Проза ик пишет: он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой . Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом до гнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же».

Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.

Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли.

Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, телевидению. Например, среди географической терминоло­гии есть слово эпицентр . Оно образовано от греч. epi в значении «над», «сверх» + центр. Его значение - «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения». Следова­тельно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово гипоцентр образовано от греч. hipo в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг земле­трясения в глубине земной коры, где произошли переме­щения и откуда исходят подземные толчки». Так правиль­но ли говорить: «эпицентр событий находился...», «в эпи­центре событий», «в эпицентре пожара»? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр.

Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, паронимам (подробнее см. стр. 45-46).

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, делится на две большие группы – лексику неограниченного употребления (общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченного употребления (слова, употребляемые в определенной сфере - профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины).

Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости.

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала.

Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель.

Диалектная лексика – слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села (подробнее см. стр. 9).

Например: биспой - «седой, серебристый» (в говорах Архангельской об­ласти); зобать - «есть» (в рязанских говорах); жварить - «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону (подробнее см. стр. 10).

Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Английский просветитель, крупнейший философ-материа лист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в за блуждение. А тот, кто делает это умышленно, является вра гом истины и познания.

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную экспрессию. Например, слово смелый имеет следующие синонимы : храбрый, мужественный, отважный, дерз кий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблест ный, героический; геройский (разг.); дерзновенный, бестре петный (высок.); дерзостный (уст. высок.); решительный принятии решения); не робкого (или не трусливого) десятка, о двух головах.

Чистота речи предполагает прежде всего отсутствие в ней тех языковых элементов, которые находятся за пределами литературного языка. Данное коммуникативное качество речи ограничивает употребление тех иноязычных слов, значение которых многим непонятно. Кроме того, оно налагает запрет на употребление жаргонных, просторечных и диалектных слов, а также тех слов и выражений, которые отвергаются понятиями нравственности.

Нарушают чистоту речи также речевые штампы и канцеляризмы .

Речевые штампы – слова и обороты, которые из-за частой употребительности превратились в ходовую и надоевшую стандартную языковую единицу.

Канцеляризмы – характерные для распространенных деловых документов слова и обороты за пределами официально-делового стиля.

Выразительность речи – это коммуникативное качество, которое предполагает образность, эмоциональность высказывания. Выразительность речи зависит от многих условий: от собственно лингвистических до экстралингвистических. К лингвистическим средствам выразительности относятся тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), стилистические фигуры (антитеза, инверсия, повтор и др.), фонетическое благозвучие , разнообразие грамматических форм, пословицы, поговорки, фразеологизмы и крылатые слова . К экстралингвистическим средствам выразительности относятся мимика, жесты и пантомима. Они служат для уточнения мысли, оживления речи.

Конечно, все элементы, перечисленные нами, не исчерпывают всего многообразия выразительных средств русской речи. Прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П. С. Пороховщиков (П. Сергеич), хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Уместность речи – обязательное коммуникативное качество хорошей речи, которое предполагает не только лингвистическое чутье – умение подбирать правильные слова, интонацию, даже тему разговора, но и внутренний такт, то есть уместность речи – это не только понятие культуры речи, но и культуры поведения.

Различают 3 вида уместности речи: стилевую, ситуативно-контекстуальную, личностно-психологическую.

Стилевая уместность учитывает тот факт, что каждый функциональный стиль имеет свои языковые средства, которые неуместны в другом стиле. Так, слова, употребительные в официально-деловом стиле, неуместны в разговорном стиле.

Ситуативно-контекстуальная уместность диктует употребление языкового материала в зависимости от ситуации общения, с учетом возраста адресата речи, интересов, уровня подготовки и т.д. Лекции на одну тему для разной возрастной категории, конечно же, должны различаться между собой.

Личностно-психологическая уместность предполагает внутреннюю вежливость, тактичность, умение учесть индивидуально-психологические особенности собеседника.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Использованная литература

Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 71 – 81).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

    Можно ли ставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?

    Что может быть причиной нарушения логичности речи?

    Что понимается под точностью речи?

    Что является свидетельством богатства речи?

    Какие элементы нарушают чистоту речи?

    Что понимается под выразительностью речи?

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Дайте характеристику речи кого-либо из известных политиков, отметив коммуникативные качества, присущие ему или отсутствующие в его речи. Проиллюстрируйте их примерами из своих наблюдений.

Тест 1. Предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание такое коммуникативное качество речи, как

    точность речи;

    выразительность речи;

    уместность речи;

    логичность речи.

Тест 2. Предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение такое коммуникативное качество речи, как

    точность речи;

    выразительность речи;

    уместность речи;

    логичность речи.

Тест 3. Предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм такое коммуникативное качество речи, как

    богатство речи;

    чистота речи;

    уместность речи;

    выразительность речи.

Тест 4. К экстралингвистическим средствам выразительности относится

    употребление тропов;

    фонетическое благозвучие;

    использование стилистических фигур;

    мимика, жесты, пантомима.

Тест 5. Нарушение порядка слов может привести к

    двусмысленности, искажению смысла;

    нарушению стилистической сочетаемости;

    нарушению лексической сочетаемости;

    нарушению грамматической сочетаемости.

Тест 6. Перечисление в одном ряду неоднородных понятий может привести к нарушению

    логичности речи;

    уместности речи;

    точности речи;

    чистоты речи.

Тест 7. Частое употребление не к месту какого-либо слова может привести к нарушению

    логичности речи;

    уместности речи;

    точности речи;

    чистоты речи.

Тест 8. Причиной возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью - является

    нарушение сочетаемости слов;

    нарушение порядка слов;

    нарушение стиля;

    употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

Тест 9. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Участники митинга строго обсудили террористов - является

    нарушение стиля;

    нарушение порядка слов;

    плеоназм;

    смешение паронимов.

Тест 10. Причиной нарушения логичности речи в предложении: Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю - является

    сопоставление логически неоднородных понятий;

    соединение логически неоднородных понятий;

    утверждение взаимоисключающих понятий;

    неправильный порядок слов.

Тест 11. Причиной двусмысленности предложения: Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться - является

    многозначность слова;

    нарушение лексической сочетаемости;

    нарушение порядка слов.

Тест 12. Во фразе: Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии - нарушена

    точность речи;

    выразительность речи;

    логичность речи;

    чистота речи.

Тест 13. Причиной нарушения чистоты речи во фразе: В семье я никак не достигну консенсуса - является употребление

    иноязычных слов;

    просторечных слов;

    жаргонных слов;

    речевых штампов.

Тест 14. Причиной нарушения чистоты речи во фразе: Целиком и полностью поддерживаю ваш проект - является употребление

    иноязычных слов;

    просторечных слов;

    жаргонных слов;

    речевых штампов.

Тест 15. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Он вернулся домой с ребенком и насморком - является

    неверное употребление однородных членов;

    неверный выбор глагольной формы;

    сопоставление логически несопоставимых явлений;

    нарушение порядка слов.

Ключи: 1 – способен; 2 – бойче; 3 – бессмыслен.

1. Отметьте ряд, в котором нет ошибок в образовании формы слова.

1) этот рисунок красивше;

2) более лучше;

3) наилучшим образом;

4) едьте быстрее.

2. Образуйте степени сравнения от прилагательных: высокий , печальный , мелкий , тихий .

3) Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Образуйте от них формы составной сравнительной и превосходной степени.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы...,

Да Иван-то вас...:

Он у вас коней не крал!»

Примерные темы проектов / докладов: Язык СМИ, речь современного носителя языка (разных социальных групп).

Занятие № 4.

    Тема: «Нормы использования глагольных форм»

    Формы работы:

Причины вариантности в формах глагола; трудные случаи изобилующих и недостаточных форм глагола; синонимия повелительной формы глагола; колебание видовременных форм глагола.

1. Оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени в ряду

1) переубедить, полоскать;

2) чудесить, угораздить;

3) сиживать, рыскать;

4) служить, хлестать.

2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени

1) дудеть, мыслить;

2) переубедить, писать;

3) смутить, идти;

4) очутиться, дерзить.

3. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1-го лица настоящего или будущего простого времени

1) убедить, принести;

2) победить, уходить;

3) ощутить, беречь;

4) пылесосить, чудить.

Ключи: 1-2; 2-4; 3-4.

    Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме.

Найдите ошибки, исправьте их.

    Молодые специалисты направляются на практику.

    Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

    Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

    Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

    Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции [поставьте слово в нужной форме].

    Перечень практических умений по изучаемой теме.

– уметь применять нормы на практике;

– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением форм слов.

Занятие № 5.

    Тема: « Качества «хорошей» речи. Точность речи и ее нарушения. Смысловая точность речи»

    Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия: Точность речи; фактическая точность; понятийная точность; нарушение точности речи;

    Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно оформлять выражаемое содержание?

1) точность речи;

2) выразительность речи;

3) уместность речи;

4) логичность речи.

2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?

1) точность речи;

2) выразительность речи;

3) уместность речи;

4) логичность речи.

3. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?

1) богатство речи;

2) чистота речи;

3) уместность речи;

4) выразительность речи.

4. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?

2) фонетическое благозвучие;

3) использование стилистических фигур;

4) мимика, жесты, пантомима.

Ключи: 1-4; 2-1; 3-2; 4-4.

    Самоконтроль по ситуационным задачам. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Деловая игра “Хозяйка гостиницы”.

2. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание, мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан ) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построена, смонтирована, создана, установлена ) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в сентябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать ) зелёный лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить ) конструкцию двух … (больших, крупных, мощных, огромных ) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом ) году производство наладилось. Уже... (выпущено, изготовлено, произведено, сделано ) 867 кв. метров … (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий ).

    Перечень практических умений по изучаемой теме.

– уметь находить в текстах ошибки в смысловой точности употребления слов;

– уметь исправлять контексты с ошибочным употреблением слов.

Занятие № 6.

1. Тема: «Логичность речи. Основные законы логики»

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия : логичность речи; основные законы логики; соответствие речи законам логики; нарушение логики повествования;

3. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1. К чему может привести нарушение порядка слов?

1) к двусмысленности, искажению смысла;

2) к нарушению стилистической сочетаемости;

3) к нарушению лексической сочетаемости;

4) к нарушению грамматической сочетаемости.

2. К чему может привести перечисление в одном ряду неоднородных понятий?

3) к нарушению точности речи;

4) к нарушению чистоты речи.

3. К чему может привести частое употребление не к месту какого-либо слова?

1) к нарушению логичности речи;

2) к нарушению уместности речи;

3) к нарушению точности речи;

4) к нарушению чистоты речи.

4. Назовите причину возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью .

1) нарушение сочетаемости слов;

2) нарушение порядка слов;

3) нарушение стиля;

4) употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления. Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.

Условия логичности - овладение логикой рассуждения, т.е. принципами правильного рассуждения, знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь; сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, так как в результате объединения несоотносимых понятий в пределах высказывания могут возникать логические ошибки. Так, неправильное словоупотребление часто приводит к алогизмам – сопоставление несопоставимых понятий.

Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах. Алогизмы встречаются в устной и в письменной речи. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность декану. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом». Здесь соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт. Или: «Лучшие люди у нас награждаются Доской почета

Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов. В синтаксической структуре предложения порядок слов определяет взаиморасположение компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения, к неясности смысловых акцентов в нем. Вот пример неудачного словорасположения в предложении: «Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются » вместо «На базы отдыха дети без путевок не принимаются ».

Логические ошибки в речи, возникающие вследствие неправильного словоупотребления, - большое зло: они не только порождают неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму речи.

? Как выпонимаете смысл выражения« воспитывать в себе строгую дисциплину мысли »? Что такое алогизм? Когда возникают логические ошибки - алогизмы? К чему приводит нарушение порядка слов?

2. Найдите нарушения логики изложения в предложениях. К чему приводит нарушение логической связи?

1)Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере дружбы и понимания.
2)Выражаем искреннюю благодарность врачу 12- ой городской больницы Абдрахимовой М.З. Она всегда вежлива, имеет приятную внешность и большой стаж работы. 3)Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма. 4) Без путевок и направлений желающие на все базы отдыха не принимаются. 5) Данный лекарственный препарат противопоставлен детям дошкольного возраста.

3. Прочитайте лингвистический текст. Составьте сиквейн к ключевому слову.

Ударениеэто выделениеодного из слогов фонетическими средствами: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного. В русском языке ударение может падать на разные слоги слова: на первый (оп-ти-ка ), на второй (ап-те-ка ), на третий (фар- ма-цевт ), на четвертый (фар-ма-цев-ти-чес-кий ) и т.д. Такое ударение называется свободным или разноместным. Подвижное ударение при изменении слова, склонении, спряжении, может переходить с одного слога на другой. Сравните: трава – трав, написать -напишет. Некоторые слова русского языка могут иметь ударение на разных слогах, и это не противоречит нормам произношения, т.е. возможны варианты, например: творог творог .

4. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение согласного перед е . Выпишите существительные, используемые в сфере медицины, и поставьте в них ударение.
Твердое произношение: альтернатива, анестезия, бактерия, бартер, фармацевт, велотрек, вундеркинд, генетика, детектив, идентичный, фармацевтический, индекс, сонет, турне, мотель, тоннель, тезис, эстетика, экстрасенс, рейтинг, тент, термос, сервис, компьютер, артерия.
Мягкое произношение: аптека, берет, гейзер, дебют, демагог, фен, дефект, кредит, фреска, фанера, шинель, ортопед, маркетинг, кейс, дисплей, дезинфекция, дезодорант, меценат, текст, ассамблея,трахея.
5. Произнесите слова с твердыми и мягкими согласными перед е . В 1-й ряд запишите слова с твердыми согласными перед е , во 2-й ряд – слова с мягкими согласными перед е .
Декан, ректор, бутерброд, кабаре, консенсус, бифштекс, бассейн, бизнесмен,спортсмен, каре, мулине, кегли, кемпинг, панель, пенсне, пропеллер, портмоне, буриме, кафе, теннис, термос, фермент, темп, стресс, декадент, менеджер, компетенция, Диснейленд, декада, декольте, демарш, депо, дефолт, брудершафт, декан, сессия, ретро, кредо, террорист, бестселлер.
6. Произнесите правильно аббревиатуры и расшифруйте их. Составьте с любыми из них распространенные предложения.
РК, МОН РК, Минздрав, КазНМУ, МЧС, СНГ, КНР, США, КТК, АЗС.
7. Прочитайте выразительно текст. Соответствует ли название содержанию текста? Если да, то почему?

Врач – профессия особая

Как важно воспитать в будущем враче чувство нового, вкус к нему, жажду к постоянному пополнению знаний. Нередко бывает так, что ученик превосходил своего учителя, успевал сделать больше в науке. И скорее всего, так и должно быть! Пусть ученик пойдет дальше учителя – к этому надо стремиться. Иначе трудно рассчитывать на успех в развитии науки.

Древние говорили: «Ученик – это сосуд, который надо наполнить, и факел, который надо зажечь». Бывает, что именно в трудах учеников по-настоящему раскрывается все величие и значение подвига учителя, которому при жизни не удалось добиться признания выдвинутой гипотезы, внедрить в практику разработанный метод диагностики или лечения.

Задача врача не только лечить болезни, сколько предупреждать их и учить беречь свое здоровье. Эти вещие слова давно вошли в моральный кодекс врача. Предупреждение заболеваний, профилактика стали ведущим принципом нашей медицины.

Самопожертвование, благородство, гуманизм, бескомпромиссность в выполнении общественного долга – норма поведения наших врачей. «Профессия врача – подвиг, - писал А.П.Чехов – Она требует самопожертвования, чистоты души и высоты помыслов. Не всякий способен на это».

Как эстафету, передавали ученые опыт и знания следующему поколению, прививали ему любовь к науке, преданность своему врачебному долгу. С давних пор студенты-медики, выходя из стен вуза, дают клятву верности своему врачебному долгу. Выпускники медуниверситетов торжественно обещают честно и добросовестно трудиться в области охраны народного здоровья:

Продолжать изучение медицины и всеми силами содействовать ее процветанию, в необходимых случаях обращаться за советом и помощью к своим учителям и коллегам;

Любить больных, проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, не применять медицинские знания во вред здоровью человека;

Не разглашать сведения, доверяемые врачу больными;

Всегда помнить о своем врачебном долге, о высокой ответственности.

И эту клятву медицинские работники проносят через всю жизнь.

По-разному сложится жизнь молодых специалистов. Одни посвятят ее лечению больных, другие – науке, третьи придут на смену тем, кто когда-то приобщал их к великому искусству врачевания, станут преподавателями. Их ждут напряженный труд, успехи, трудности, победа над тяжелым недугом, над смертью, спасение жизни больных, шаг вперед к науке и высшая радость – радость призвания, творческого труда в системе здравоохранения.

8. Выпишите из текста «Врач- профессия особая» цитаты. Объясните их смысл.

9. Составьте и запишитетематическую группу словосочетаний, характеризующих обязанности врача.

10. Выпишитеиз текста «Врач- профессия особая» сложные слова. Обозначьте морфемы и поставьте ударение.

11. Найдитев тексте «Врач- профессия особая»заимствованные слова, произнесите их. Выпишите, поставив в них ударение.

12. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту «Врач- профессия особая», соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения повествовательных и вопросительных предложений.

13. Прочитайте про себя данный текст. Найдите в нем ошибки и еще раз прочитайте вслух текст без речевых ошибок. Как вы думаете, кто автор данного высказывания. Сформулируйте основную мысль текста.

Общаясь, человек должен показывать уважение своему собеседнику. Вежливость – это, конечно, очень даже хорошо, но не во всех обществах это качество приемлемо. Я, разумеется, не хочу сказать, что я грубая и неотесанная невежда, начисто лишенная этических и моральных принципов.
Я хочу показать свой речевой портрет. Мне всегда сложно давать оценку и анализировать себя. Богатство и разнообразие речи являются основополагающими критериями для более эффективного общения. Моя речь не отличается богатством, но шансы на ее преобразование велики с помощью учебной литературы. Если соблюдать все правила, как я, то успех в разговоре у тебя обеспечен.
Во время беседы я обычно принимаю активное участие. Во-первых, успех разговора зависит от того, с кем я разговариваю. Конечно, я предпочитаю говорить, чем слушать, но не всегда. А особенно очень трудно говорить одному перед большой аудиторией. Я начинаю часто сбиваться, нервничать. Это происходит во многом из-за того, что большинство именно не умеет слушать говорящего. Наверное, я не один такой, а так выходит у каждого человека.
Конечно, в моей речи иногда, но встречаются отрицательные качества. И я постараюсь, чтобы было так, чтобы они исчезли из моей речи. Я практически не употребляю грубых слов и выражений, благодаря тому, как меня учили в школе. Неодобрительные слова и просторечные употребляю тоже крайне редко. Я непримирим с теми, кто допускает в своей речи грубые слова и выражения.
Конечно, лучше бы большинству из нас следовало бы поучиться речевому этикету. Я стараюсь приложить максимум усилий к тому, чтобы избавиться от всех своих отрицательных качеств в своей речи.

14. Выберите нужную форму причастия.
1)Проблема, (обсуждающаяся, обсуждаемая, обсуждавшаяся) сегодня в узком кругу специалистов, имеет большое значение для развития современной медицины. 2) (Проводимая, проведенная) накануне экскурсия дала нам возможность еще раз побывать в этом древнем монастыре. 3) Заводы, (построившиеся, построенные) на берегах небольших рек, заложили основы черной металлургии Урала. 4) Компьютеры, (выпускающиеся, выпускаемые, выпущенные) фирмой «Майкрософт», надежны в эксплуатации и долговечны. 5) Открытие в области генетики, (совершенное, совершаемое, совершившееся) русскими учеными, дало новый импульс в развитии генной инженерии.

15. Исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов.
1)Путь героя усеян не только победами, а также поражениями. 2) Благодаря сильному пожару, бушевавшему в Калифорнии почти неделю, многие реликтовые леса сгорели. 3) Некоторые участники выставки приехали с самых отдаленных районов. 4) Не столько промышленные центры Урала, как красота и уникальность его природы создают предпосылки для развития экологического туризма.

16. Найдите алогизмы в предложениях и исправьте их.

1)Банкиры понимают о необходимости помочь и стимулировать развивающимся предприятиям. 2) Тихо затаив дыхание, студенты слушали рассказ врача. 3) Компьютеризация оказывает большое влияние на повышение культурности людей. 4)Несмотря на успехи нашей студенческой группы, никто не торопится петь нам фимиам. 5)Скрипя сердцем он согласился на мое предложение сходить в музей. 6) Отъезжающие громко смеются и махают нам руками. 7)У обоих студенток сессия закончилась в январе. 8) Фруктовый салат из ананас, апельсинов и грейпфрут – самое полезное лакомство. 9) Благодаря интенсивной терапии состояние здоровья больного ухудшилось.

17. Подготовьтесь к дискуссии: «Почему непрофессионализм врача может привести к трагедии?»

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

- наука о законах мышления и его формах

Тип логической ошибки, которая заключается в нарушении логических связей в тексте

Выделениеодного из слогов фонетическими средствами: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного

Ударение, которое может падать на разные слоги слова

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Почему существуют разные цвета кожи?

Цвет кожи зависит от окружающей среды. Так, в богатых солнцем районах необходима темная кожа как защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Светлокожие люди в Северной Европе, где мало солнца, не нуждаются в такой защите. Правда, ультрафиолетовое излучение необходимо для образования витамина D, который требуется телу для формирования костей. Это означает, что чем темнее кожа, тем меньше света может в нее проникнуть и тем меньше образуется витамина D. Таким образом, в районах, где мало солнечного света, темная кожа была бы скорее вредна для здоровья.

Пациент:
- Доктор...

Врач:
- Помолчите, я вас слушаю...

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

СРСП

1. Прочитайте выразительно текст и выполните задания 1-13.

Большая часть лекар­ственных средств принадлежит к растительному миру. Сообразно с делением тела на три пояса, головки и верхние части растений употребляются при болезнях верхнего пояса, стебли растений - при болезнях среднего, а корни – при болезнях нижнего пояса; ветви растений употребляются при болезнях конечностей, кора - при болезнях мышц и кожи, сердцевина - при болезнях внутренностей.

Организм человека представляется в китайской медицине как единое целое, гармонично вплетенное в суть мира. Все органы взаимодействуют между собой, являются частью целого и работают в гармонии и согласии. Таким образом, необходимо лечить человека в целом, а не часть его.

Особой известностью пользуется корень женьшеня . На вкус он слегка горько-кислый, его вываривают до консистенции кашицы, прозрачной на вид со слегка красноватым и желтоватым оттенком . В Китае есть много препаратов женьшеня; употребляется он утром и вечером вместе с чаем и супом. Китайцы называют его "чудом мира", "даром бессмертия".О нем написаны целые тома; по мнению китайцев , он восстанавливает изнуренные силы,старым возвращает юность и вообще служит самым верным укрепляющим средством .

К традиционным методам китайской медицины относится иглоукалывание (аккупунктура), дыхательные упражнения, различные прижигания, массаж, мануальная терапия и многие другие методы . Как бы ни была богата своим разнообразием китайская медицина, но все ее методы направлены на развитие гармонии человека, сохранения внутренней энергии (энергии ци), слияния духовного и материального и установление равновесного баланса.

2. Укажите количество абзацев в тексте. Запишите ключевые слова каждого абзаца. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Как бы вы озаглавили текст? Предложите свой вариант заголовка.

4. Выпишите из 1-го абзаца 1-ое предложение. Найдите прилагательное, в котором возможны два варианта постановки ударения. На каком слоге нужно поставить ударение: на 1-м или 2-м?Переведите данное слово на родной язык.

5. Выпишите выделенные слова в начальной форме, поставьте ударение. Прочитайте данные слова, обращая внимание на произношение согласного перед е .

6. Найдите в 1-м предложении 2-го абзаца глагол-пароним. Какая ошибка может быть допущена в его употреблении? С каким глаголом его нельзя смешивать?

7. Найдите в 3-м абзаце выразительные средства. Для чего они использованы?

8. Выпишите из текста термины-слова и терминосочетания. Объясните их значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания.

9. Выпишите из 4-го абзаца сложные слова и поставьте ударение. Как они образованы? Сделайте морфемный разбор.

10. Объясните устно расстановку запятых в последнем предложении текста. С какой интонацией нужно читать это предложение? Почему?

11. Найдитев тексте предложения с вводными словами, указывающими: на а)связь мыслей, последовательность изложения и б) на источник сообщаемого. Прочитайте данные предложения с соответствующей интонацией.

12. Составьте любой вид плана (вопросный, назывной, тезисный) к данному тексту и запишите.

13. Подготовьте краткий пересказ прочитанного текста по составленному плану.

СРС : Составьте глоссарий по специальности.

1. Произнесите скороговорки сначала медленно, затем убыстряя темп. Обратите внимание на произношение согласных.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке. На дворе - трава, на траве – дрова. От топота копыт пыль по полю летит. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон. Осип охрип, Архип осип. Около кола колокола, около ворот коловорот.

2. Поставьте глаголы в прошедшем времени и укажите ударение.
О б р а з е ц: взять - взял, взялА, взЯло, взЯли.
Спать, ждать, гнать, врать, жить, плыть, рвать, звать, лгать, забраться.
О б р а з е ц: отбыть – Отбыл, отбылА, Отбыло, Отбыли.
Побыть, задать, отдать, предать, продать, дожить, занять, принять, поднять, начать.

3. Поставьте ударение в глаголах. Составьте словосочетания с теми глаголами, которые используются в сфере медицины.
Включит, звонят,звонишь, заиндеветь, закупорить, запломбировать, исчерпать, маркировать, нормировать, облегчить, откупорить, плесневеть, предвосхитить, премировать, пригубить, принудить, уведомить, удить, ходатайствовать.
4. Образуйте краткие прилагательные и поставьте ударение.

О б р а з е ц: резкий – рЕзок, резкА, рЕзко, рЕзки.
Короткий, краткий, длинный, долгий, мелкий, ровный, ясный, яркий, мелкий, резкий, редкий, важный, правый.
О б р а з е ц: больной – бОлен, больнА, больнО, больнЫ.
Высокий, глубокий, грешный, далекий, легкий, малый, равный, смешной, широкий.

5. Образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Поставьте ударение во всех формах.. Обратите внимание на ударение в полной форме причастия.

Использованный, откупоренный, поставленный, уточненный, примененный, назначенный, налаженный, подверженный, противопоказанный, взвешенный, отпущенный, разфасованный, распределенный, составленный.

6. Произнесите слова, соблюдая норму.Укажите слова, где возможно двоякое произношение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Конечно, копеечный, гречневый, нарочно, сердечный, яичница, пустячный, скворечник, молочный, булочная, подсолнечный, горничная, скучно, будничный, молочница, прачечная, полуночный, сливочный, нечто, чтобы, горчичник, порядочный, перечница, двоечник, отличник, помощник, шапочный, Ильинична, Кузьминична, Никитична.

7. Произнесите слова и укажите разницу в написании и произношении. Продолжите ряд своими примерами.
Властный, безучастный, праздник, счастливый, здравствовать, сверстник, бездна, окрестный, припоздниться, постный, проездной, жалостливый.

8. На основе материала практической части занятия вставьте вместо точек:

Логичность речи – это соответствие речи …

Уместность речи – это подбор и организация языковых средств, отвечающих … общения.
Алогизм – тип …. ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах.