Биографии Характеристики Анализ

Произведение в списках не значился. Борис Васильев, "В списках не значился": анализ произведения

Борис Васильев, прежде чем взять в руки перо, сам прошел фронтовые "огни и воды". И, разумеется, война оказалась одной из главных тем его творчества. Герои произведений Васильева оказываются, как правило, перед выбором - жизнь или смерть. Они принимают бой, который для кого-то оказывается последним.

Герои рассказов Васильева делают выбор сами. Они не могут не сдаться, они могут только погибнуть в бою! В своём произведении, “В списках не значился”, Борис Васильев отразил данную тему очень хорошо.

Не нарушая реалистической ткани рассказа, автор ведёт нас в мир легенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себе неисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёт и главный герой романа “В списках не значился”, только что окончивший военное училище молоденький лейтенант Николай плужников. Он принадлежит к прекрасному поколению, о котором его сверстник, погибший на фронте, поэт Николай Майоров сказал:

Мы были высоки,

русоволосы

Вы в книгах прочитаете,

как миф,

О людях, что ушли

недолюбив

Не докурив последней

папиросы.

Тёзка поэта наш герой Николай Плужников мне представляется молодым человеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось ему скрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был роста среднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственные качества.

Прочитав произведение Бориса Васильева “В списках не значился” можно сказать, что главный герой Николай Плужников был храбр, да и не только. Он был настоящим патриотом своей страны, он любил её. Именно поэтому он начал воевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какой список. Он мог вовсе и не принимать участие в военных действиях, но ему не позволила бы этого совесть, он был благодарен своей Родине за всё, поэтому он сражался до последнего и смог всё же победить. Выйдя из сражения непобеждённым, выстоявшим борьбу, он рухнул у машины скорой помощи и умер.…

Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, он считал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо.

В характере главного героя большая правда времени, которое писатель рисует без модернизации и своеволия, что, к сожалению, не редкость в иных сочинениях. Автор хорошо чувствует историческую связь дня минувшего с сегодняшним, но не склонен подменять одно другим.

За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью и риторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое и целостное понимание своего гражданского дома, осознанная любовь к родной земле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком с большой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы, непобеждённым, несдавшимся, свободным, “смертью смерть поправ”.

Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости, не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалы насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды - пулемётам! И вот в живых только один - Плужников, герой книги Б. Васильева “В списках не значился”. Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы сказать фашистам последнее, сокровенное: “Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?”

Напуганные страхом за себя, предатели укорачивали врагам вёрсты.

“Я виноват… один я!” - восклицает Плужников, когда погибает всеми любимая тётя Христя. Нет, не он один, а все мы, советские, “виноваты” в том, что, уважая человека, тогда, в 1941г., не научились в такой же мере ненавидеть его, если он враг. В грозных испытаниях придёт к нам эта суровая “наука ненависти”.

Войну Б. Васильев изображает не только во внешних событиях - грохоте разрывов, трескотне пулемётов… Во внутренних переживаниях героев - ещё больше. Обрывки воспоминаний то и дело мелькают в сознании Плужникова, создавая контраст вчерашнего и сегодняшнего, мира и войны.

Не жертвой - героем выходит Плужников из развалин. И немецкий лейтенант, “щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку”, а солдаты “ вытянулись и замерли”. Это и Плужников не он. Разве таким он явился в крепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из “Капитанской дочки”. А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой, ослепший, “уже не имевший возраста”. Но не это - не внешний вид важен. “Он был выше славы, выше жизни и выше смерти”. Что значат эти строки? Как понять это “выше”? И то, что Плужников плачет: “Из пристальных немигающих глаз неудержимо текли слёзы?”

Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой - земным, обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогда произносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове “плачет молоденький лейтенант Коля”, который хочет жить, видеть солнце, любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни, выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя.

Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Это - слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужников защищал крепость и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу, потому что истёк кровью.

Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? “Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти”, - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашисты шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву.

“Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью. Чаще - суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо - значит, надо!- логика тех, для кого подвиг - до конца выполненный долг”.

Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. “Я русский солдат”, - ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках. Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное - жил и умер её солдатом, остановив врага на русской версте…

Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичные собирательному патриот.

Плужников пережил чувство отрешённости от самого себя, своё гордо - бесстрашное “выше”, когда не захотел спрятаться от дымящейся возле его ног гранаты. Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить не на шаг - это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты! Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, коль вливается оно в общий труд Родины.

История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон врагу, обрела под пером Бориса Васильева убедительную реалистическую ткань. Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим других командиров и политработников, которые вместе с ним идут из атаки в атаку…

Постепенно редеет число оставшихся в живых, но они остаются в памяти Плужникова, как и в нашей….Отчаянный храбрец, не раз спасающий жизни Плужникову; старший лейтенант, осуждающий его за малодушие; приписанный к части Прижнюк…

Все они были связаны совместно пролитой кровью, общим патриотическим чувством и солдатским мужеством. И все они учили Плужникова. Не словесными наставлениями, а примером собственной жизни и смерти.

Внутреннее ядро романа проявляется в ощущении несгибаемости, невозможности подчиняться тупой и тёмной силе. Люди, оказавшиеся наедине со своей совестью, выдержали тяжкое испытание. Они были верны приказам, данным ими самим себе.

Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественной войны и можно писать о них в стиле легенды. Николай Плужников не принадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное, недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он именно простой рядовой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычные представления о мужестве и патриотическом поведении советского человека.

И, тем не менее, за этой будничностью и обыкновенностью скрывается огромная сила духа, невиданная концентрация нравственных сил. Простота и скромность рассказа о таком человеке, как Плужников, придают повествованию о нём большую художественную силу. В этом своеобразие того направления современной прозы о войне, к которому принадлежит Борис Васильев. Он не одинок в своём стремлении увидеть романтику легенды в будничном, рядовом поступке бойца Отечественной войны, обнаруживая скрытые, незаметные снаружи, силы морального сопротивления злу как залог нравственной победы над врагом.

За всю жизнь Коле Плужникову не встречалось столько приятных неожиданностей, сколько выпало в последние три недели. Приказа о присвоении ему, Николаю Петровичу Плужникову, воинского звания ждал давно, но следом посыпались неожиданности в изобилии. Коля просыпался по ночам от собственного смеха. После приказа выдали лейтенантскую форму, вечером начальник училища поздравлял каждого с окончанием, вручая «Удостоверение личности командира РККА» и увесистый ТТ. А потом начался вечер, «самый прекрасный из всех вечеров». У Плужникова не было девушки, и он пригласил «библиотекаршу Зою».

На следующий день ребята стали разъезжаться в отпуск, обмениваясь адресами. Плужникову проездные документы не выдавали, а через два дня вызвали к комиссару училища. Он попросил Николая вместо отпуска помочь разобраться с имуществом училища, которое расширялось в связи с осложнившейся обстановкой в Европе. «Коля Плужников остался в училище на странной должности „куда пошлют“. Весь курс давно разъехался, давно крутил романы, загорал, купался, танцевал, а Коля прилежно считал постельные комплекты, погонные метры портянок и пары яловых сапог и писал всякие докладные». Так прошли две недели. Однажды вечером его остановила Зоя, стала звать к себе, муж её в отъезде. Плужников было согласился, но увидел комиссара и смутился, пошел за ним. Комиссар вызвал Плужникова на следующий день к начальнику училища поговорить о дальнейшей службе. В приемной генерала Николай встретил своего бывшего взводного командира Горобцова, предложившего Плужникову служить вместе: «Ты ко мне просись, ладно? Мол, давно вместе служим, сработались…» Вышедший от генерала взводный Величко после ухода Горобцова также звал Плужникова к себе. Потом лейтенанта пригласили к генералу. Плужников смутился, ходили слухи, что генерал был в сражающейся Испании, к нему испытывали особое почтение.

Посмотрев документы Николая, генерал отметил его отличные оценки, прекрасную стрельбу и предложил остаться в училище командиром учебного взвода, поинтересовался возрастом Плужникова. «Я родился 12 апреля 1922 года», - отбарабанил Коля, а сам лихорадочно соображал, что ответить. Хотелось «послужить в войсках», чтобы стать настоящим командиром. Генерал продолжал: через три года Коля сможет поступить в академию, и, судя по всему, «вам следует учиться дальше». Генерал с комиссаром стали обсуждать, к кому, Го-робцову или Величко, направить Плужникова. Краснея и смущаясь, Николай отказался: «Это большая честь… Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках… так нам говорили в училище… Направьте меня в любую часть и на любую должность». «А ведь он молодчага, комиссар», - неожиданно ответил генерал. Николая направили в Особый Западный округ командиром взвода, об этом даже не мечтал. Правда, с условием, что через год вернется после войсковой практики в училище. Единственное огорчение - не дали отпуск: к воскресенью надо прибыть в часть. Вечером он «отбыл через Москву, имея три дня в запасе: до воскресенья».

В Москву поезд пришел ранним утром. До Кропоткинской Коля доехал на метро, «самом красивом метро в мире». Подошел к дому и ощутил трепет - все здесь знакомо до боли. Навстречу из ворот вышли две девушки, в одной он не сразу узнал сестру Веру. Девушки побежали в школу - последнее комсомольское собрание пропускать нельзя, сговорились встретиться в обед. Мать ничуть не изменилась, даже халат был прежний. Она вдруг расплакалась: «Боже, как ты похож на отца!..» Отец погиб в Средней Азии в 1926 году в схватке с басмачами. Из разговора с матерью Коля выяснил: Валя, подруга сестры, когда-то была в него влюблена. Сейчас выросла в замечательную красавицу. Все это слушать чрезвычайно приятно. На Белорусском вокзале, куда Коля приехал за билетом, выяснилось: его поезд отправляется в семь часов вечера, но это невозможно. Сказав дежурному, что больна мать, Плужников взял билет с пересадкой в Минске на три минуты первого и, поблагодарив дежурного, отправился в магазин. Купил шампанского, вишневую наливку, мадеру. Мать испугалась обилия спиртного, Николай беспечно махнул рукой: «Гулять так гулять».

Придя домой и накрывая на стол, сестра постоянно расспрашивала об учебе в училище, о предстоящей службе, обещала навестить его на новом месте службы с подругой. Наконец появилась Валя, просила Николая задержаться, но он не мог: «на границе неспокойно». Говорили о неизбежности войны. По утверждению Николая, это будет быстрая война: нас поддержит мировой пролетариат, пролетариат Германии и, самое главное, Красная Армия, её боеспособность. Потом Валя предложила посмотреть принесенные ею пластинки, они были замечательные, «пела сама Франчески Гааль». Заговорили о Верочке, собирающейся стать артисткой. Валя считает, что кроме желания необходим и талант.

За девятнадцать лет Коля так ни с кем и не целовался. В училище он регулярно ходил в увольнения, посещал театры, ел мороженое, на танцы не ходил - танцевал плохо. Ни с кем, кроме Зои, не знакомился. Теперь же «он знал, что не знакомился только потому, что на свете существовала Валя. Ради такой девушки стоило страдать, а страдания эти давали ему право гордо и прямо встречать её осторожный взгляд. И Коля был очень доволен собой».

Потом они танцевали, Коля смущался своей неумелости. Танцуя с Валей, приглашал её в гости, обещал заказать пропуск, просил только заранее сообщить о приезде. Коля понял, что влюбился, Валя пообещала ждать его. Уезжая на вокзал, простился с мамой как-то несерьезно, потому что девчонки уже потащили его чемодан вниз, пообещал: «Как приеду, сразу напишу». На вокзале Николай переживает, что девушки опоздают на метро, и боится, если они уйдут до отправления поезда.

Николай впервые так далеко ехал на поезде, поэтому всю дорогу не отходил от окна. Долго стояли в Барановичах, наконец мимо тяжело прогремел бесконечный товарный состав. Пожилой капитан недовольно отметил: «Немцам день и ночь хлебушек гоним и гоним. Это как понимать прикажете?» Коля не знал, что ответить, у СССР ведь договор с Германией.

Приехав в Брест, он долго искал столовую, но так и не нашел. Встретив лейтенанта-тезку, пошел обедать в ресторан «Беларусь». Там к «Николаям» присоединился танкист Андрей. В ресторане играл прекрасный скрипач Рувим Свицкий «с золотыми пальцами, золотыми ушами и золотым сердцем…». Танкист сообщил, что летчикам отменили отпуска, а пограничники каждую ночь за Бугом слышат ревущие моторы танков и тягачей. Плужников спросил о провокации. Андрей слышал: перебежчики сообщают: «Немцы готовятся к войне». После ужина Николай и Андрей ушли, а Плужников остался - Свицкий собирался сыграть для него. «У Коли немного кружилась голова, и все вокруг казалось прекрасным». Скрипач предлагает проводить лейтенанта в крепость, туда же едет его племянница. По дороге Свицкий рассказывает: с приходом советских войск «мы отвыкли от темноты и от безработицы тоже». Открылась музыкальная школа - скоро будет много музыкантов. Затем они наняли извозчика и поехали в крепость. В темноте Николай почти не видел девушку, которую Рувим называл «Миррочка». Позже Рувим вышел, а молодые люди поехали дальше. Они осмотрели камень на границе крепости и подъехали к КПП. Николай ожидал увидеть нечто наподобие Кремля, но впереди чернело что-то бесформенное. Они вышли, Плужников отдал пятерку, но извозчик отметил, что хватит рубля. Мирра указала на КПП, где надо было предъявлять документы. Николай удивился, что перед ним крепость. Девушка объяснила: «Перейдем через обводной канал, и будут Северные ворота».

На контрольно-пропускном пункте Николая задержали, пришлось вызывать дежурного. После чтения документов дежурный попросил: «Миррочка, ты - человек нашенский. Веди прямо в казармы 333-го полка: там есть комнаты для командировочных». Николай возразил, ему надо в свой полк. «Утром разберетесь», - ответил сержант. Идя по крепости, лейтенант поинтересовался жильем. Мирра обещала помочь ему найти комнату. Она спросила, что в Москве слышно о войне? Николай ничего не ответил. Провокационные разговоры он вести не намерен, поэтому заговорил о договоре с Германией и о мощи советской техники. Плужникову «очень не понравилась осведомленность этой хромоножки. Она была наблюдательна, не глупа, остра на язык: с этим он готов был смириться, но её осведомленность о наличии в крепости бронетанковых сил, о передислокации частей лагеря, даже о спичках и соли не могли быть случайной…». Даже свое ночное путешествие по городу с Миррой Николай склонен был считать не случайным. Лейтенант стал подозрительным, когда их остановили на следующем КПП, он потянулся к кобуре, поднялась тревога. Николай упал на землю. Вскоре недоразумение выяснилось. Плужников схитрил: полез не в кобуру, а «почесаться».

Неожиданно расхохоталась Мирра, а за ней остальные: Плужников был весь в&nb-

sp;пыли. Мирра предупредила, чтобы он не стряхивал пыль, надо щеткой, иначе вобьет грязь в одежду. Девушка пообещала достать щетку. Миновав речушку Мухавец и трехарочные ворота, вошли во внутреннюю крепость к кольцевым казармам. Потом Мирра вспомнила, лейтенанта надо вычистить, и повела его в склад. «Он вошел в обширное, плохо освещенное помещение, придавленное тяжелым сводчатым потолком… В складе этом было прохладно, но сухо: пол кое-где покрывал речной песок…» Привыкнув к освещению, Николай разглядел двух женщин и усатого старшину, сидящего около железной печурки. Мирра отыскала щетку и позвала Николая: «Пойдем уж чиститься, горе… чье-то », Николай возражал, но Мирра энергично вычистила его. Лейтенант сердито молчал, поддаваясь командам девушки. Вернувшись в склад, Плужников увидел еще двоих: старшего сержанта Федорчука и красноармейца Васю Волкова. Они должны были протереть патроны и набить ими диски и пулеметные ленты. Христина Яновна угощала всех чаем. Николай собрался в полк, но Анна Петровна остановила его: «Служба от вас не убежит», предложила ему чая и стала расспрашивать, откуда он родом. Вскоре все собрались вокруг стола пить чай с выпечкой, которая, по словам тети Христи, сегодня особо удалась.

Вдруг снаружи полыхнуло синее пламя, послышался тяжелый грохот. Вначале подумалось, гроза. «Вздрогнули стены каземата, с потолка посыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые разрывы тяжелых снарядов». Федорчук вскочил и закричал, что взорван склад боепитания. «Война!» - крикнул старшина Степан Матвеевич. Коля кинулся наверх, старшина попытался его остановить. Это было 22 июня 1941 года, четыре часа пятнадцать минут по московскому времени.

Часть вторая

Плужников выскочил в самый центр незнакомой, полыхающей крепости, - артиллерийский обстрел еще продолжался, но наметилось его замедление. Немцы перенесли огневой вал на внешние обводы. Плужников огляделся: кругом все пылало, в промасленном и пробензиненном гараже заживо горели люди. Николай побежал на КПП, там ему скажут, куда явиться, по пути к воротам прыгнул в воронку, спасаясь от тяжелого снаряда. Сюда же скатился боец, сообщивший: «Немцы в клубе». Плужников ясно понял: «немцы ворвались в крепость, и это означало: война действительно началась. Боец послан на склад боепитания за боеприпасами. Плужникову нужно срочно раздобыть хоть какое-то оружие, но боец не знает, где склад. Кондаков знал, но его убило. Парнишка вспомнил, они бежали влево, значит, склад слева. Плужников выглянул и увидел первого убитого, который невольно притягивал к себе любопытство лейтенанта. Николай наскоро разобрался, куда следует бежать, и приказал бойцу не отставать. Но они не нашли склада.»Плужников понял, что вновь остался с одним пистолетом, променяв удобную дальнюю воронку на почти оголенное место рядом с костелом.

Началась новая атака немцев. Сержант стрелял из пулемета, Плужников, удерживая окна, стрелял и стрелял, а серо-зеленые фигуры бежали к костелу. После атаки опять началась бомбежка. После нее - атака. Так прошел день. При бомбежках Плужников уже никуда не бегал, а ложился тут же у сводчатого окна. Когда бомбежка кончалась, он поднимался и стрелял в бегущих немцев. Хотелось просто лечь и закрыть глаза, но он не мог позволить себе даже минуты отдыха: надо было узнать, сколько осталось в живых, и где-то раздобыть патроны. Сержант ответил, что патронов нет. Живых - пятеро, раненых - двое. Плужников поинтересовался, почему не идет армия на помощь. Сержант уверил, к ночи придут. Сержант с пограничниками пошел в казармы за патронами и распоряжениями комиссара. Сальников отпросился сбегать за водой, Плужников разрешил попробовать достать, пулемету тоже необходима вода. Собрав пустые фляжки, боец побежал к Мухавцу или Бугу. Пограничник предложил Плужникову «пощупать» немцев, предупредил, чтоб автоматы не брал, а лишь рожки с патронами и гранаты. Набрав патронов, они нарвались на раненого, который стрелял в Плужникова. Пограничник хотел его добить, но Николай не разрешил. Пограничник озлился: «Не сметь? Дружка моего кончили - не сметь? В тебя пальнули - тоже не сметь?..» Он все же добил раненого, а потом спросил у лейтенанта, не задел ли его немец? Отдохнув, вернулись в костел. Сержант уже был там. «Ночью приказано собрать оружие, наладить связь, перевести женщин и детей в глубокие подвалы». Им же приказано удерживать костел, обещано помочь людьми. На вопрос о помощи армии сказано, что ждут. Но это прозвучало так, что Плужников понял, «из 84-го полка никакой помощи не ждут». Сержант предложил Плужникову пожевать хлеба, он «мысли оттягивает». Вспоминая утро, Николай подумал: «И склад, и тех двух женщин, и хромоножку, и бойцов - всех засыпало первым залпом. Где-то совсем рядом, совсем недалеко от костела. А ему повезло, он выскочил. Ему повезло…» Вернулся Сальников с водой. В первую очередь «напоили пулемет», бойцам дали по три глотка. После рукопашного боя и удачной вылазки за водой страх Сальникова прошел. Он был радостно оживлен. Это раздражало Плужникова, и он отправил бойца к соседям за патронами и гранатами, а заодно сообщить, что костел они удержат. Через час пришли десять бойцов. Плужников хотел их проинструктировать, но из обожженных глаз текли слезы, не было сил. Его заменил пограничник. Лейтенант прилег на минуту и - как провалился.

Так кончился первый день войны, и он не знал, скорчившись на грязном полу костела, и не мог знать, сколько их будет впереди… И бойцы, вповалку спавшие рядом и дежурившие у входа, тоже не знали и не могли знать, сколько дней отпущено каждому из них. Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя.

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

Часть I

Коля Плужников – выпускник военного училища. Один из преподавателей просит его ненадолго задержаться и помочь разобрать имущество учебного заведения. На протяжении некоторого времени Коля занимается выполнением просьбы преподавателя. Он отказывается от предложения стать командиром учебного взвода, так как хочет пойти служить в армию.

Главному герою помогают получить направление в Западную группировку войск, но при условии его возвращения в родное училище через год. По пути к месту службы, Коля заезжает к родным в Москву. Здесь живет мать и его младшая сестра. Отец погиб в одной из азиатских войн. Дома Коля встречает подружку своей сестры – Катю, которая уже продолжительное время испытывает любовные чувства к парню.

Из Москвы Коля отправляется в Брест. Здесь ощущается близость войны: за рекой слышны звуки работы танков, тягачей и прочей военной техники. В ресторане главный герой знакомится с племянницей местного скрипача – Миррой, которая сопровождает Колю к месту его проживания. Оказывается, что главный герой пока что еще не внесен в списки военнослужащих. Сама девушка является еврейкой и работает в Брестской крепости.

После недоразумения на одном из КПП, Мирра отводит Колю в подвал одного из складов. Там также находятся две пожилые женщины, и трое военных: сержант, старшина и молодой рядовой солдат. Коля присоединяется к ним пить чай. Ночь 22 июня 1941 года подходит к концу. Наверху слышатся разрывы снарядов. Один из военных уверяет, что немцы перешли в атаку. Главный герой спешит на поверхность, чтобы попасть в свой полк, так как там еще не успели внести его в списки.

Часть II

Коля оказывается в центре крепости. Повсюду гибнут люди. Герой рассказа устремляется к командному пункту. По пути он сталкивается с бойцом, который говорит, что началась война, и немцы уже захватили крепость. Коля пробирается к своим и вместе с ними отбивает здание клуба. Ему поручают удерживать занятую точку. Весь день главного героя и нескольких солдат подвергают обстрелу. Бойцы тратят воду на охлаждение оружия, а сами страдают от жажды.

Коля спускается и осматривает подвал клуба. Там прячутся женщины. По их словам в подвале немцев нет. Спустя некоторое время именно через этот подвал немцы прорываются в клуб. Коля с несколькими выжившими бойцами спасается бегством и перебирается в другой подвал, где прячутся другие военнослужащие. Они винят главного героя в потере контроля над клубом. Коля согласен с ними.

Главному герою удается искупить свою вину и вернуть контроль над клубом. Весь день он проводит за обжигающим от перегрева пулеметом. Утром Колю и его бойцов сменяют. Главный герой, спасаясь от обстрела, снова прячется в сети подвалов. Вместе с выжившими бойцами он сражается с немцами, но через некоторое время ими принято решение сдать женщин и детей в плен, чтобы не допустить их смерти от нехватки воды.

Коля выводит наверх смертельно раненного пограничника. По пути он рассказывает ему, что командование передало приказ бросать город и спасаться бегством. Но отсутствие боеприпасов делает выполнение этого приказа невозможным. Вместе с боевым товарищем Коля решает добраться до склада с боеприпасами. По пути к складу товарища ловят немцы и начинают избивать, а Коле удается скрыться в подвале.

Подвал оказывается бункером. В нем главный герой находит Мирру и двух военных: Федорчука и Волкова. У обитателей бункера есть вода и еда. Понемногу Коля возвращает себе силы.

Часть III

Коля решает через сеть подвалов пробраться к оставшимся в живых остаткам своей части, которые скрываются под крепостью. Но он опаздывает: немцы взрывают крепость, и она хоронит под собой всех солдат. Коля возвращается в бункер, собирает остатки выживших, и устраивает вылазки на поверхность. Федоров сдается в плен немцам, но главный герой стреляет ему в спину. Волков начинает бояться Плужникова.

Часть IV

Коля собирается отдать Мирру в плен немцам, чтобы девушка выжила. Девушка понимает, что в плену ее обязательно расстреляют, так как она еврейка. Она признается в любви Коле, а тот отвечает взаимностью. Молодые люди становятся мужем и женой. Они остаются жить в развалинах. Однажды Коля встречает Волкова, который сошел с ума. Солдат, увидев Плужникова, начинает бежать, попадает под прицел немцев и его расстреливают.

Осенью Мирра говорит Коле, что беременна. Главный герой отводит ее в отряд пленных женщин, в надежде, что Мирре удастся затеряться между них. Но девушку вычисляют и убивают.

Часть V

Плужников не видел смерти своей жены и думает, что ей удалось пробраться к родным. Он продолжает жить в развалинах Брестской крепости. Наступает зима. Немцы вычисляют место пребывания Коли и взрывают бункер в его отсутствие. Главный герой ищет убежище в других подвалах. В одном из них он встречает раненого и парализованного бойца Семишного. Боец не пал духом и мотивирует Колю продолжать борьбу с немцами.

У главного героя начинаются проблемы со зрением.1 января 1942 года парализованный боец умирает. Немцы находят Колю и приглашают местного скрипача, отца Мирры, в качестве переводчика. От скрипача главный герой узнает, что под Москвой Красная Армия разбила немцев и начинает контрнаступление. Коля, с чувством выполненного долга, выходит из укрытия и сдается в плен. Изнеможенный и почти слепой, Плужников идет к санитарной машине, а немцы отдают ему честь.

Эпилог

Прошли годы. В музее Брестской крепости рассказывают о героическом подвиге солдата, который несколько месяцев в одиночку продолжал сражаться с немецкими захватчиками.

Сочинение

Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине «народной войной» для наших соотечественников. Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...», в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева «В списках не значился», который был опубликован в журнале «Юность» в 1974 году.

В центре романа - судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы - в Брестскую крепость - поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

«В списках не значился» - это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.
Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное - это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар». Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.

Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.
Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.
Не сразу удалось пройти Николаю ту «науку ненависти», о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в «товарища командира».
Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников - последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.

Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы».
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, «вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли». Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. «Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель

Сюжеты повестей Василя Быкова представляют собой обычно какой-нибудь небольшой военный эпизод. Нравственная проблема же служит ключом, открывающим дверь в произведение. Так построены «Круглянский мост», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая» и некоторые другие произведения писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести «Обелиск» воспитывал в детях доброе, светлое, честное. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывающийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения Мороз должен был подтвердить своим поступком то, чему он учил детей, в чем убеждал их. Мороз не мог бы жить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Учитель был казнен вместе с ребятами. Кто-то, может быть, расценит его поступок как безрассудное самоубийство. Но я так не думаю.

После войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось! Но нашлись те, в чьих душах проросло то доброе семя, которое заронил Мороз своим подвигом. Они сумели добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

В заключение своей повести Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из сегодняшних умников пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. В ответ на это собеседник, в ком жива благодарная память героям войны, резко говорит: «Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...». Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа общества.

Герои Василя Быкова всегда стоят перед выбором. В книге «Сотников» перед нами два главных героя - Сотников и Рыбак. Рыбак более приспособлен к жизни нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, - сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.

Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.

Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.

Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!

Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, - мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.
Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью, «...в тартарары, навеки... это единственный возможный выход...» Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.

Проблемы столкновения добра и зла, равнодушия и гуманизма актуальны всегда, и, как мне кажется, чем сложнее нравственная ситуация, тем сильнее интерес к ней. Конечно, эти проблемы не могут быть решены одним произведением и даже всей литературой в целом. Каждый раз это личное дело каждого. Но, может быть, людям будет проще сделать выбор, когда они будут иметь нравственный ориентир.

  1. Николай Плужников – главный герой, которому посвящен весь роман. В начале книги он – выпускник военного училища, который сам вызывается в действующую боевую часть, чтобы оправдать только что полученное звание «лейтенанта».
  2. Мирра – еврейка, которой на момент начала войны всего 16 лет. Это тихая и скромная девушка, всю жизнь, страдающая от того, что была калекой и хромала, нося протез. В Брестской крепости она подрабатывала, помогая готовить.
  3. Сальников – боевой товарищ Николая, с которым он знакомится после первого же боя. Вместе они проходят через многие испытания, а впоследствии Сальников спасает ему жизнь, а сам попадает в немецкий лагерный госпиталь.
  4. Федорчук – военнослужащий, прячущийся в подвале. Он хочет спасти себя любой ценой и вскоре сдается в плен. Но Николай убивает его, не позволив совершить преступление.
  5. Волков – один из бойцов в подземельях, который постепенно сходит с ума от ужасов войны. Он боится Николая.
  6. Семишный – последний товарищ лейтенанта в руинах крепости, который наказал ему хранить знамя полка.

Незадолго до 22 июня

Успешный выпускник военного училища, которого последние 3 недели преследовали только приятные неожиданности, задерживается в свой отпуск на пару дней помочь с распределением имущества заведения. Там же ему предлагают стать командиром взвода, но Коля считает, что невозможно стать настоящим военным, если не «понюхал пороха». Генерал, предложивший ему эту должность, оценил поступок молодого человека, и сразу же предложил через год военной службы возвратиться и продолжить учебу. Этим Николай был несомненно доволен. Но теперь сразу после завершения всех дел здесь, он отправляется в Брестскую крепость.

По пути туда он заезжает в Москву, чтобы повидать маму и младшую сестру Веру. Здесь же он видится с подругой сестры Валей, которая дает понять, что испытывает к нему чувства. Последний вечер дома заканчивается застольем и неумелыми танцами, а также пробуждением интереса к Вале и ее обещанием дождаться.

Следующая остановка Коли – Брест. Здесь все не так радужно, как казалось. Ощущается напряжение с предчувствием войны, но многие не верят, что она начнется. В ресторане он встречает скрипача Свицкого, который отправляет его со своей племянницей Миррой в крепость. На КПП его немного задержали. Оказывается, его еще не внесли в списки, но так как время позднее, все бумажные дела оставляют на утро.

Ночь на 22 июня 1941 года главный герой встречает в подвале одного из складов, рядом с ним еще несколько человек, с которыми они пьют чай. Но уже скоро они слышат грохот и взрывы. Так начался для них последний бой, который не скоро закончится. Один из военных говорит о том, что это немцы атакуют. Николай устремляется наружу в свой полк, где его еще не внесли в списки.

Война

Выбежав из подвала, Плужников с головой окунается в хаос войны и обстрелов – повсюду на его глазах гибнут люди. Оказавшись в самом центре Брестской крепости, он спешит к командному пункту. В пути ему говорят о том, что да, это немцы, перешли в наступление без объявления войны. Многие говорят о захвате крепости. Объединившись с другими военными, главный герой помогает отбить местный клуб, после чего получает поручение – занятую точку удержать. Здесь же, после первой атаки, он знакомится с одним из бойцов – Сальниковым. Обстрел и налеты немцев не прекращаются весь день. Бойцы стойко отбивают атаки – для того, чтобы охладить оружие, они тратят всю свою воду.

Спустившись в подвальные помещения, Николай обнаруживает там трех спрятавшихся женщин, которые якобы видели здесь немцев. Обход подземелий не дал результатов. Все, что занимает солдат сейчас – где раздобыть патроны и воду, и когда придет подмога? Но уже через небольшой промежуток времени именно из подвала прорываются немцы. Бойцам ничего не остается, как покинуть эту точку. Перебравшись в другой подвал, где прячутся уже солдаты, Коля становится виновным в потере доверенного ему здания клуба, по закону военного времени его должны расстрелять. Спасает только нехватка патронов.

Он и сам это понимает, поэтому делает все возможное и возвращает контроль над зданием. Он пытается искупить свою вину, не отходя от пулемета весь день. Через долгое время приходит подмога, и их отправляют в подвалы. Но отдохнуть им не удается, ведь на каждом шагу они натыкаются на немцев. Один из солдат говорит о бегстве из крепости, но Плужников отвергает эту идею, ведь такого приказа не было. В это время захватчики сменили тактику. Если раньше они предлагали сложить оружие под угрозой расстрела, то теперь, увидев, что защитники не сдаются, по громкоговорителям обещали хорошую жизнь и включали знакомые всем советские песни. Ответом немцам стал хор, звучащий из руин: «Это есть наш последний и решительный бой…»

Но вскоре лейтенанту снова приходится спасаться бегством в обширных подвалах. Выжившие спасаются из последних сил. Ночью они прорываются к немцам и воруют боеприпасы, а днем этим же оружием отбивают атаки. Они уже не знают, сколько дней и ночей продолжается этот ад. Воды катастрофически не хватает, и они принимают решение, отдать женщин и детей, которые прячутся в тех же подземельях, в плен, поскольку их нечем поить и кормить.

Помимо них Николай выводит раненого пограничника Денищика, который рассказывает ему, что город приказано сдать и спасаться все кто может. Но они оба понимают – для того, чтобы выбраться из крепости им необходимо оружие, которого у них нет. Так им приходит идея добраться до склада, где хранятся боеприпасы. Вместе с Сальниковым они отправляются на поиски, но в пути они натыкаются на фашистов, и боевой товарищ Плужникова оказывается у них в руках, спасая Колю.

Сам же он с трудом скрывается в очередном подземелье, которое по факту оказывается целым бункером, засыпанным в первые минуты немецкой атаки. В нем уже спрятались знакомая ему ранее Мирра и еще пару военнослужащих по фамилии Федорчук и Волков. Они кое-как откопались и иногда выбирались наружу. Здесь есть вода и продовольственные запасы, которые помогают герою встать на ноги. По сети подземных тоннелей можно было добраться к оружейному складу.

По законам военного времени

Бойцы не готовы сдаваться. Поняв, что всю крепость пронизывает сеть подвалов, Плужников не хочет отсиживаться и решает пробраться к, оставшимся в живых, солдатам своей части. Он выдвигается в путь, но опаздывает. В это время немецкая армия взрывает крепость, и все бойцы погибают. Ему ничего не остается, как вернуться в бункер. Здесь он не понимает, что делать дальше, а Федорчук не хочет воевать, а желает лишь спасти свою жизнь. В крепости своих уже почти не осталось – почти весь день тишина, и лишь изредка слышатся выстрелы. Тогда Плужников решает покончить с собой, но от этого его спасает Мирра. Этот эпизод вернул к нему уверенность в необходимости продолжать жизнь и борьбу.

Периодически они поднимаются на поверхность и устраивают вылазки, в одну из которых Федорчук сдается в плен. Но Николай не может этого допустить и стреляет ему в спину. Все это происходит на глазах у Волкова, который начинает бояться своего товарища. От работающих недалеко пленных, Плужников узнает о том, что Сальников жив и находится в немецком госпитале. В это время Василий Волков пропадает после вылазки, а главный герой захватывает «языка» и узнает все новости. Безоружного пленного следовало убить, но Коля не смог этого сделать и отпустил его.

Он знал заранее, что это было ошибкой, и скоро немцы обнаружили их лаз, но защитникам удалось спастись. Лейтенант, бывший с ними в подвале, обнаружил у себя заражение крови и подорвал себя связкой гранат в толпе немецких солдат. Коля и девушка остаются в подвалах вдвоем.

Первая любовь

Вскоре Николай принимает решение отдать Мирру в немецкий плен, чтобы она не умерла. Но Мирра – еврейка, и если об том узнают немцы, то ее сразу же расстреляют. Поэтому она остается. Между девушкой и Плужниковым вспыхивают теплые чувства, и они признаются друг другу в любви. Девушка уже и не думала, что когда-то сможет быть любимой из-за своей хромоты, но военное время подарило ей такую возможность. Так они впервые влюбляются и становятся мужем и женой в этих подземельях.

Известный ранее, Волков, сходит с ума и, однажды случайно встретив Николая в руинах, убегает. Из-за чего попадает к немцам, и его расстреливают.

Наступает осень. Мирра понимает, что беременна. Запасы продовольствия на исходе и вместе они решают, что медлить больше нельзя. Она отправляется к другим пленным женщинам, которые работают на завалах, рассчитывая, что затеряется среди них. Но этому плану не суждено было сбыться. Немцы девушку вычисляют, избивают и еще живую заваливают кирпичами. Единственное на что она надеялась в этот момент, что Коля ничего этого не видит.

Долгая зима

Молодой человек и правда оказывается вне этой трагедии и, счастлив думать, что Мирра спаслась. Все это время он продолжает жить один в подземельях развалин, оставшихся от Брестской крепости. Тем временем наступает зима. Все это время немцы ищут тайное укрытие последнего бойца, который доставляет им неудобства. Они находят бункер и взрывают его. Тогда Плужникову приходится искать другое убежище.

Спасаясь от организованной за ним погони, в одном из подвалов он обнаруживает слабого и парализованного старшину Семишного. Ни смотря на полученные ранения, он внушает главному герою веру и уверенность в том, что нужно продолжать сопротивляться захватчикам. Сам старшина не может ходить, поэтому посылает воевать Колю, чтобы показать немцам, что «крепость жива».

Из-за постоянной жизни в подземелье и нехватку еды и воды, главный герой постепенно начинает слепнуть. Наступает 1 января 1942 года, когда умирает последний живой человек рядом с ним. Семишный перед смертью открыл лейтенанту тайну – под его ватником – знамя полка, который теперь переходит к Плужникову. Ведь пока хоть один боец оказывает сопротивление, крепость – не сдана.

Последний солдат

Вскоре последнего солдата обнаруживают немцы, и для того, чтобы организовать перевод, приглашают пленного скрипача. По воле случая, им оказывается дядя погибшей Мирры, который рассказывает ему последние новости с фронта. Красная армия начала контрнаступление, после того как разбила фашистские войска под самой Москвой. Спросив у еврея, какое сегодня число, Николай узнает, что ему уже исполнилось 20 лет.

Теперь Николай чувствует, что его долг перед Родиной выполнен и сам выходит из укрытия. Он оказывается еле живым и практически слепым, седым стариком, но пока он идет к немецкой санитарной машине, немецкий генерал отдает ему честь. На вопрос о его имени, он отвечает: «Я – русский солдат». Женщины, работающие неподалеку, увидев последнего защитника крепости, упали на колени и заплакали. Но лейтенант ничего этого не видел – он смотрел на солнце своими слепыми глазами. Не дойдя до машины пары шагов, он упал замертво.

Эпилог

После Великой отечественной войны прошли годы. Но в музее крепости города Бреста рассказывают о великом подвиге последнего солдата, который многие месяцы в одиночку сражался с фашистскими захватчиками. Из всех знамен найдено только одно.

Каждый год 22 июня на вокзал города Бреста приезжает старая женщина и приносит цветы к табличке, на которой написано о подвигах советских солдат, в том числе и неизвестного лейтенанта Николая.

Заключение

Благодаря произведениям, подобным «В списках не значился», страна и современные люди узнают о мучениях, пережитых советским народом, и подвиге, который они совершили.

Тест по повести В списках не значился