Биографии Характеристики Анализ

Репарации за 1941 1945 г. Компенсации жертвам нацизма

В силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Поддержание и копирование генома. Мутации и репарация ДНК

    ✪ Россия в мире репараций (Познавательное ТВ, Валентин Катасонов)

    ✪ Нарушения процессов репарации ДНК как универсальный механизм онкогенеза

    Субтитры

Репарации с Германии и её союзников после Первой мировой войны

Впервые право на получение репараций обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции .

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор , по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

Статьёй 116 Версальского договора оговаривалось право России на предъявление Германии реституционных и репарационных требований.

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый План Дауэса.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов для выплаты репараций Франции.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113, 9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931-1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. ХХ века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Гер­манией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Репарации с Германии после Второй мировой войны

Формы репараций с нацистской Германии и её союзников в возмещение ущерба, нанесённого ими в ходе Второй мировой войны 1939-1945 , были определены на Ялтинской конференции 1945 года . На Потсдамской конференции 1945 было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия из восточной зоны Германии и за счёт германских активов, находящихся в Болгарии , Финляндии , Венгрии , Румынии и Восточной Австрии ; репарационные претензии Польши СССР удовлетворит из своей доли; претензии США , Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций о репарациях СССР из западных зон Германии западными державами не были выполнены полностью.

Согласно опубликованным в 1990-е годы российскими исследователями Михаилом Семирягой и Борисом Кнышевским данным Главного трофейного управления, в СССР из Германии было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов, в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов, 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака. В СССР вывезли телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта, вагоны берлинской подземки и круизные лайнеры. В частности, в 1950 году конфискованным технологическим, энергетическим и грузоподъёмным оборудованием из Германии был оснащён строившийся в Краснодаре Компрессорный завод . В г. Кемерово на предприятии КОАО «Азот» до сего дня используются трофейные компрессоры 1947 г. выпуска фирмы «Шварцкопф».

На Центральной телефонной станции Москвы, номера которой начинались на «222» и которая обслуживала, в том числе, ЦК КПСС , до 1980-х годов использовалось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. По данным историка и экономиста Гавриила Попова , даже техника для подслушивания, применявшаяся после войны советской госбезопасностью, была германского происхождения.

По утверждению немецкой стороны, в России и странах СНГ в настоящее время находятся около 200 тысяч вывезенных после войны музейных экспонатов, два миллиона книг. .

Изъятое промышленное оборудование, прочее оборудование и торговые суда по Парижскому соглашению от 14 января 1946 г. из западной зоны Германии в пользу США, Великобритании и других государств оценивается в общей сложности в 4,782 млрд. рейхсмарок (по курсу 1938 г. 2.5 РМ за доллар)(правда это лишь часть репараций).

Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений в общей сложности 15,8 млрд. долларов , что эквивалентно приблизительно 14 041 тонне золота. Для сравнения, крупнейший золотой резерв в настоящее время принадлежит США и составляет 8133,5 тонн.

Репарации с союзников Германии после Второй мировой войны

Репарации с государств, воевавших на стороне Германии в Европе , были предусмотрены в мирных договорах на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.

Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей военные репарации в сумме 226,5 млн долларов.

Другие репарации

  • 20.01.1958 Между Японией и Индонезией подписаны Мирный договор и репарационное соглашение, по которому Индонезия в течение 12 лет должна была получить от Японии 223 миллиона долларов.

В последнее время отношения между Грецией и Германией стали особенно напряженными. При этом неделю назад греческое правительство заявило, что оно потребует выплаты репараций от Германии за преступления, которые были совершены нацистскими войсками по время Второй мировой войны.

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что Германия "никогда должным образом не выплачивала репарации за нанесенный ущерб", цитирует его слова агентство Reuters.

Только на прошлой неделе правительство Великобритании заявило о том, что они завершили выплаты долгов со времен Первой мировой войны.

Так почему же страны до сих пор выплачивают долги со времен войн, которые произошли еще в прошлом веке?

Большая часть этих сумм – это предмет постоянных спекуляций. Большая часть сумм, о которых изначально шла речь, были подсчитаны в ныне устаревших валютах, поэтому они множество раз пересмотрены и пересчитаны.

Издание CNBC проанализировало, какие страны имеют долги и кому они должны.

Что такое военные репарации?

В конце войны страны должны выплатить репарации в качестве возмещения нанесенного ущерба. Именно так происходило в конце Первой и Второй мировых войн.

Эти репарации могут потребоваться по целому ряду причин: нанесение ущерба технике, принудительный труд и так далее. Как правило, компенсация выплачивается в виде денег или материальных благ.

После Второй мировой войны был подписан целый ряд соглашений, в которых оговаривались выплаты таким странам, как Греция, Израиль и в первую очередь Советский Союз, за нанесенный ущерб. Те, кто проиграл в войне, должны были выплатить странам-победителям.

Единственная страна, которая оказалась среди победителей, но была вынуждена выплатить компенсации, это США – компенсации Японии.

В 1988 г., согласно Акту о гражданских свободах, президент США Рональд Рейган извинился перед американцами японского происхождения за то, что их содержали в лагерях во время Второй мировой войны, а также объявил о том, что США выплатят $20 тыс. каждому оставшемуся в живых арестанту.

Германия

От Германии потребовали выплатить основную сумму после Второй мировой войны, однако изначальная сумма до сих пор не совсем ясна, в основном из-за того, что союзные государства требовали выплат в разных формах и на разных встречах, во время которых обсуждалось положение Европы после войны.

Считается, что изначально союзные государство предложили, чтобы Германия выплатила $320 млрд, однако вскоре они поняли, что это требование не может быть выполнено Германией в то время, особенно если учесть, что у Германии на тот момент был не выплачен еще долг за Первую мировую войну.

На конференции в Лондоне в 1952 г. часть долга была списана до 7 млрд немецкий марок (что в настоящее время составляет приблизительно $3 млрд) по сравнению с предыдущей суммой в 16,2 млрд немецких марок, в то время как довоенные долги страны были сокращены до 7,3 млрд немецких марок.

При этом предполагалось, что после выплаты репараций у Германии должно было остаться достаточно средств, чтобы народ Германии мог жить без внешней помощи.

14 января 1946 г. в Париже были установлены две формы репараций: в виде ценных бумаг и в виде "промышленного и производственного оборудования". Великобритания, США, Франция и Югославия стали основными держателями ценных бумаг.

Кроме того, Германия подписала соглашение 10 сентября 1952 г., подтверждая, что Западная Германия выплатит 3 млрд немецких марок Израилю в рассрочку и также 450 млн немецких марок Всемирному еврейскому конгрессу, который представляет интересы еврейских общин, за 12 лет.

Точно так же как и в случае с Грецией, министр финансов Израиля в 2009 г. заявил, что он требует от Германии выплаты репараций в размере от 450 млн до 1 млрд евро в качестве компенсаций евреям, которые оказались в концлагерях, несмотря на тот факт, что Германия уже выплатила установленный долг Израилю.

Тем не менее пока остается неясно, сколько Германия изначально была должна и сколько в настоящий момент ей осталось выплатить, особенно учитывая тот факт, что многие страны до сих пор заявляют, что Германия никогда должным образом не выплачивала свои репарации, а также учитывая проценты с долга.

История вопроса

Формы репараций с нацистской Германии и ее союзников в возмещение ущерба, нанесенного ими в ходе Второй мировой войны 1939-1945 гг., были определены на Ялтинской конференции 1945 г.

На Потсдамской конференции 1945 г. было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятия из восточной зоны Германии и за счет германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; репарационные претензии Польши СССР удовлетворит из своей доли; претензии США, Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии.

Взимание репараций с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и Польши с 1 января 1954 г.

Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов по Парижскому соглашению от 14 января 1946 г. из западной зоны Германии в пользу США, Великобритании и других государств оценивается в общей сложности в $4,782 млрд (по курсу 1938 г.), что эквивалентно 4249,5 тонны золота.

Япония

Для Японии выплата репараций после Второй мировой войны оказалась делом более сложным. После Второй мировой войны было подсчитано, что Япония потеряла 42% национального богатства. Поэтому в 1951 г. Япония подписала "Соглашение о мире с Японией" в Сан-Франциско.

Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам.

Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности).

В целом Япония должна была выплатить $6,7 млн Международному Красному Кресту в качестве компенсации бывшим военнопленным.

При этом, как отмечают историк Кристофер Гертис, те сумма, которые Япония выплатила в качестве репараций в 1950-е гг., хоть и являются незначительными, однако переговоры о размере репараций были завершены и достигнуто соглашение по этому вопросу, и сейчас страны Восточной и Юго-Восточной Азии считают вопрос репараций закрытым.

Кто еще?

Есть и другие страны, которые должны выплатить репарации в рамках Парижского мирного договора от 1947 г.

Италия ($360 млн)

Италия, как и Япония, была одним из самых важных союзников Германии. Согласно мирному договору страна должна была выплатить $125 млн Югославии, $105 млн Греции, $100 млн Советскому Союзу, $25 млн Эфиопии и $5 млн Албании.

Финляндия ($300 млн)

Из всех стран, которые должны выплачивать репарации после Второй мировой войны, Финляндия – это единственная страна, которая полностью выплатила свои долги. Последний перевод она сделала в 1952 г. - $300 млн Советскому Союзу.

Венгрия ($300 млн)

Согласно мирному договору Венгрия должна была выплатить $200 млн Советскому Союзу и $100 млн Чехословакии и Югославии.

Румыния ($300 млн)

Что касается Румынии, то она должна была выплатить $300 млн Советскому Союзу за ущерб, который она нанесла во время военных операций на его территории. Согласно мирному договору долг необходимо было выплатить в течение 8 лет с 12 сентября 1944 г. в виде сырьевых товаров.

Болгария ($70 млн)

От Болгарии потребовали выплаты $45 млн Греции, $25 млн - Югославии. Все $70 млн, как значилось в мирном договоре, страна должна была выплатить в течение 8 лет в виде промышленных продуктов и продуктов добывающих отраслей.

0 110651

О том, кто снял сливки с мировых войн ХХ века

Германия закончила выплату репараций за Первую мировую, выплатив последний транш в 70 млн евро только 3 октября 2010 года.

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд. фунтов стерлингов).

В 1932 году мораторий президента США Герберта Гувера отменил все репарации - ради прихода к власти А.Гитлера , однако Германии оставалось еще вернуть все средства, занятые ранее у других стран. Пришедший к власти Гитлер прекратил выплаты, но сотрудничество с ним американских банков только усилилось – Адольфа затачивали на войну в Европе .

Отметим, что еще апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс («группа Моргана», за которой стояли Ротшильды) выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого «Плана Дауэса».

Первым пунктом этого плана было решение о выводе французских войск с территории Германии, который должен был завершиться 31 июля 1925 г. Уже одно это решение означало полное поражение Франции в борьбе за гегемонию в Европе в 1918-1923 гг. Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции. В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд. долл., от Англии - 1,5 млрд. долл. (Примерно 400 млрд. долл. по курсу 1999 г.). Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства. При этом в Германию были проданы все технологии, обеспечивающие военное производство, а американские промышленники были владельцами большинства преприятий...

Но в самом начале 1930-х эти займы резко приостанавливаются и Германия оказывается в социально-экономическом кризисе. Американские кредиты вновь стали поступать только после прида к власти «Адольфа Алоизовича»…

Уже после Второй мировой, в 1950 году, на конференции главы МИД США, Англии и Франции и обязали Германию вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году согласно Лондонскому договору потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения.

3 октября 1990 года, после падения Берлинской стены, выплаты по процентам были возобновлены – на то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Что касается самих репараций, то они были погашены в полном объеме еще в 1983 году, как отметило Министерство финансов в коммюнике. По словам представителя Финансового агентства ФРГ Бориса Кнаппа , «с 1990 по 2010 год было выплачено почти 200 миллионов евро процентов ».

3 октября 2010 года Федеральный банк Германии перевел в Лондон последний транш в 69,9 млн. евро. Немецкое правительство не уточняет, каким образом средства достигнут своих получателей, но газета Daily Mail сообщает, что деньги будут перечислены на счет в британском банке, а уже затем – частным держателям облигаций и кредиторам.Британское издание Daily Telegraph уточняет, что большая часть средств будет направлена и впенсионные фонды.

По Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 году Москва отказалась от немецких денег в обмен на признание правомерности национализации собственности Германии в России.

Интересно, а соответствовала ли национализированная «собственность Германии» в России, суммам репарации? Да и о какой «собственности Германии»после мировой войны можно было говорить? Это к вопросу о связи большевиков с германским генштабом и МИДом…

При этом достаточно очевидно, чтокабальные условия Версальского мира и непомерные суммы репараций спровоцировали начало Второй мировой войны: испытавшие унижение немцы охотно шли под крыло партии, пропагандировавшей национальное превосходство.

Зато при этом неплохо нажились иудо-протестантские ростовщики…

Германские репарации по Второй Мировой войне или что же пропадать «миллиардам без учёта»
В 2000 году одним из немцев был сделан запрос Федеральному правительству Германии :

«В каком размере, в тогдашних и нынешних значениях, осуществлялись германские выплаты после Второй мировой войны через конфискацию германского внутреннего и внешнего имущества, германские патенты, демонтаж, поставки материалов (изъятие из текущего производства) и отчуждения движимой и недвижимой собственности? »

Ответ парламентского госсекретаря при федеральном министре финансов, Карла Дилера (Берлин, 9 марта 2000 г., дело № VB2 - O 1266 B - 7/00):

«Запрошенные данные по размеру германских репараций после Второй мировой войны не могут быть предоставлены в указанной форме, так как Федерация не располагает соответствующими численными данными по этому вопросу. Результатом проделанных поисков по вопросам финансовых последствий войны является приложенное собрание «Общих послевоенных выплат» (по состоянию на 31 декабря 1997 года), которое даёт обзор о репарациях Германии.

После Второй мировой войны…не было репарационных положений, схожих с Версальским договором, и, таким образом, не было документируемых долгосрочных выплат. Впрочем, страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке. Нормативных записей об этом не существует. Нормативные данные о репарациях, выплаченных бывшей ГДР, также не могли быть получены. Соответственно, невозможно привести определённых данных по отдельным видам репараций, выплаченных Германией, а тем более разделение по тогдашней и нынешней стоимости...

Имеющиеся данные по репарациям не аутентичны и… основываются на оценках, так как в случае необходимости Федерация также может опираться лишь на литературу, имеющуюся в наличии в большинстве научных библиотек. Помимо этого, обзор выплат по итогам войны содержит прочие расходы на преодоление последствий войны, к которым, например, относится помощь, предложенная в рамках компенсации военного ущерба. Но и в этой области имеются цифры лишь из отдельных отраслей. Общая стоимость имущества, взятого странами-победителями прямым доступом, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени, и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно ».
Министерство финансов

К этому письму было и официальное приложение:
«Общая стоимость последствий войны(по состоянию на 31 декабря 1997 г.)

Не представляется возможность целиком определить финансовые последствия произошедших несправедливостей национал-социализма и Второй мировой войны. Последующая сводка… не может быть полной. Она... основывается на хозяйственно учтённых монетарных тратах, которые, согласно правовым предписаниям, в периодическом масштабе отражают лишь часть действительно причинённого ущерба в отдельном случае, с другой стороны, на неофициальных источниках и/или оценках.

Так, сводка отмечает... как самостоятельные изъятия стран-победителей из оккупационных зон, репарационные и восстановительные выплаты ФРГ на основании правовых норм и межгосударственных договорённостей, выплаты в сфере поддержки жертв войны, а также возмещение ущерба от национал-социалистических несправедливостей по внутригосударственному праву.

С учётом того, что имеющиеся в наличии цифры неполны, зачастую основываются на оценках и/или неофициальных источниках и тем самым не могут ни претендовать на абсолютную точность, ни считаться официальной точкой зрения, следует исходить из следующих произведённых выплат без учёта обширных территориальных потерь с их экономической мощью:

I. Германские выплаты по реституциям, репарациям и возмещению ущерба (без внутригосударственных выплат, см. II)

1) Западные оккупационные зоны

Уполномоченное Парижской репарационной конференцией 1946 года на учёт репараций в «Западной зоне» (т.е. ФРГ и западное иностранное имущество) Межсоюзническое Репарационное Агентство (ИАРА) назвало в своём итоговом отчёте от 1961 г стоимость зарегистрированного и распределённого ею имущества в размере около 520 млн. долл. по курсу 1938 года. Однако, это число занижено. Следует исходить из следующих выплат:

1.1) Вывоз монет и слитков из драгоценных металлов, а также иностранных дензнаков (объявление верховного главнокомандующего оккупационных сил от 20 сентября 1945 г, часть 5 № 15, бюллетень контрольного совета № 1, стр. 8-19): стоимость неизвестна.

1.2) Реституция имущественных объектов; услуги по восстановлению уничтоженных объектов и устранение повреждений (объявление от 20 сентября 1945 г, часть 6).

1.3) Изъятие промышленного оборудования, прочего оборудования и торговых судов (Парижское соглашение от 14 января 1946 г., ст. 1 категория "B"). В обосновании закона о репарационном ущербе от 12 февраля 1969 г. (печатное издание бундестага V/2432 от 23 декабря 1967 г., стр. 67 след.) репарационный и реституционный ущерб на территории Федерации оценивается в общей сложности в 4,782 млрд. РМ (по курсу 1938 г.).

1.4) Дерево и прочий навязанный экспорт из текущего производства: 0,4 млрд. РМ (печатное издание Бундестага V/2432б стр. 77 след.).

1.5) Авторские права: 0,1 млрд. РМ (печатное издание бундестага V/2432, стр. 77 след.).

1.6) Конфискация коммерческих защитных прав (патенты, товарные знаки, торговые марки), а также производственных процессов и результатов научных исследований внутри и вне страны (Лондонское соглашение об обращении с германскими патентами от 27 июля 1946 г.): По оценкам Экстренного сообщества производства, понёсшего ущерб от репараций, от 1951 г стоимость патентов и промышленных моделей, конфискованных на всей территории Рейха составила 12-15 млрд. РМ, а стоимость товарных знаков - около 3 млрд. РМ; общая стоимость конфискованных внутри и вне страны германских защитных прав указывается в размере 17-20 млрд. РМ, из них 2/3 отошли в пользу западных стран-победителей, и 1/3 - в пользу Советского Союза («Вечер демонтажа - шесть лет репарационной политики», Бременский комитет экономических исследований, Бремен 1951, стр. 125 след.).

1.7) Репарационный ущерб в германских Восточных провинциях, ущерб от переселений (насильственное выселение германского населения с территорий, отошедших к Польше и Чехии - прим. перев.) (без претензий по Закону о возмещении ущерба от войны (ЛАГ)) немецкая версия от 2 июня 1993 г., ср. печатное издание Бундестага V/2432, стр. 77 след., таб. № 1 c), d) и h): 1,312 млрд. РМ.

1.8) Использование германского зарубежного имущества, включая имущество в нейтральном зарубежье (ср. Закон о контрольном совете № 5 от 30 октября 1945 г., бюллетень КС № 2, стр. 27-31). Выплаты осуществлялись согласно директивам ИАРА от 21 ноября 1947 г. (ср. Бёмер, Дуден, Янссен, «Германское имущество за границей», Фед. министерство юстиции, т. 1, стр. 20 след.; т. 3, стр. 26 след.). Зарегистрированы были земельные владения, предприятия, доли в иностранных предприятиях (акции и т.п.), коммерческие защитные права, а также счета. Стоимость (без коммерческих защитных прав, ср. выше № 1.6) в обосновании к Закону об ущербе от репараций (печатное издание бундестага V/2432, стр. 7 таб. 1 е) указывается в размере 13,042 млрд. РМ.

Сумма 1.1-1.8 (стоимость по курсу 1938 г, исчисляемая часть): 39,636 млрд. РМ.

1.9) В рамках возмещения ущерба от национал-социалистических несправедливостей (выплаты по Федеральному закону о возмещении ущерба, Федеральному закону о возврате, договорам с Израилем и различным глобальным договорам и т.п.) Федеративная Республика до 31 декабря 1997 г. выплатила около 102,1 млрд. ДМ. 80% от этой суммы отошли за границу.

Здесь не учтены миллиардные выплаты по возмещению ущерба через социальные выплаты и обеспечение жертв войны; по этому пункту численные значения статистически не могут быть получены.

Помимо этого были произведены выплаты по возмещению ущерба люксембургским, эльзасским и лотарингским насильственно призванным на военную службу в общем размере 0,3 млрд. ДМ.

1.10) Республикам Эстония (1995 г.) и Литва (1996 г.) было предоставлено по 2 млн. ДМ для поддержки гуманитарных инвестиций в пользу индивидуальных потребностей местных жертв национал-социалистов. Соответствующая договорённость с Республикой Латвия пока ещё не достигнута. Индивидуальное возмещение ущерба производится через фонды «Согласие и примирение» в Москве (республики Латвия и Литва) и Минске (республика Эстония).

1.11) Следует также учитывать выплаты... по ст. 4 Лондонского договора о долгах, по которому были погашены довоенные долги Рейха; в общей сложности 14 млрд. ДМ.

Сумма 1.9-1.11 (исчисляемая часть): 96,0 млрд. ДМ.

На основании ассигнований из бюджета от 1997 г ФРГ в 1998-2000 г. предоставит средства в размере в общей сложности 80 млн. ДМ на отчисления в пользу подлежащих организации фондов «Согласие и примирение» в странах Центральной и Западной Европы, которые пока ещё не выполнили глобальных договоров о возмещении ущерба.

Помимо этого, ФРГ предоставит основанному в 1997 г. Германо-Чешскому Фонду Будущего средства в размере 140 млн. ДМ. Средства послужат финансированию проектов, представляющих обоюдный интерес. Рассматриваемые проекты в особенности должны пойти в пользу жертв национал-социалистических мер преследования.

2) Советская оккупационная зона

Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений (ср. «Настольная Книга ГДР», ФМ внутринемецких отношений, т. 2, изд. 3, Кёльн 1985...) в общей сложности 66,4 млрд. марок ГДР. При критическом анализе этих документов оцениваемые суммы репарационных выплат с конца войны до 1953 года расшифровываются следующим образом:

2.1) Потери имущественных и культурных ценностей через захват: 2,00 млрд. марок ГДР.
2.2) Потери через демонтаж: 5,00 млрд.
2.3) Выплаты, совершённые захваченными банкнотами: 6,00 млрд.
2.4) Выплаты, совершённые оккупационной валютой: 9,00 млрд.
2.5) Поставки из текущего производства, учтённые через репарационные счета: 34,70 млрд.
2.6) Накладные расходы по репарационным выплатам: 2,85 млрд.
2.7) Стоповые ценовые дотации германским предприятиям и советским акционерным обществам (САО) (предприятия под руководством советских оккупационных властей - прим. перев.) для репарационных выплат: 3,30 млрд(!)..
2.8) Обеспечение САО оборотными средствами (до 1950 г.) и изъятие капитала в 1952/1953 гг.: 1,00 млрд. марок(!).
2.9) Обратная покупка САО: 2,55 млрд. марок (!).
Сумма 2.1-2.9: 66,40 млрд. марок.

При курсе доллара в 4,20 полное изъятие из советской зоны и ГДР до 1953 года составило 15,8 млрд. долл. В этой сумме не содержатся: Около 16 млрд. марок оккупационных расходов за время до конца 1953 г. (!), выигрыш от использования перевезённых в Советский Союз немецких специалистов и военнопленных, выигрыш от добычи урана, от работы советских торговых обществ в ГДР и от анализа германских патентов (около 6 млрд. РМ, ср. 1.6) (!).

II. Внутригосударственные выплаты.

Нижестоящие выплаты начислялись/начисляются за вызванный войной физический или материальный ущерб (в том числе имущественные потери в Восточных провинциях) и для возмещения непрямых последствий войны германским гражданам:

1) Выплаты в рамках возмещения национал-социалистических несправедливостей (ср. I, 1.9): 20,4 млрд. ДМ.
2) Компенсация ущерба, причинённого войной (включая ущерб от репараций и реституций): 143,5 млрд. ДМ.
3) Общий закон о последствиях войны (Выплаты лицам, пострадавшим от Рейха, включая выплаты по ст. 223а Социального кодекса VI и для устранения угроз согласно ст. 19 п. 2.1 Общего закона о последствиях войны): 3,8 млрд. ДМ.
4) Закон о возмещении ущерба военнопленным: 2,8 млрд. ДМ.
5) Закон о помощи заключённым: 2,7 млрд. ДМ.
6) Обеспечение жертв войны (Фед. закон об обеспечении, включая все сторонние законы): 405,7 млрд. ДМ.
7) Обеспечение по Закону об урегулировании открытых имущественных вопросов и Закону о возмещении ущерба и возвращении (без дотаций изгнанным (из Восточных провинций - прим. перев.), ср. 9): 0,44 млрд. ДМ.
9) Закон о дотациях изгнанным: 2,1 млрд. ДМ.
10) Фед. закон об изгнанных: 0,9 млрд. ДМ.

Сумма 1-10: 755,9 млрд. ДМ.

В вышеназванные выплаты включены также те, которые были выполнены на основании переноса отдельных постановлений на присоединившуюся территорию (ГДР) после Воссоединения.

В каком размере выплаты производились в ГДР по действовавшему там праву с конца войны до Воссоединения, подсчитать невозможно; выплаты далеко не достигают западногерманских выплат.

III. Частные инициативы, предпринятые в связи с принудительным трудом во время Второй мировой войны.

С учётом в своё время использовавшихся там принудительных рабочих следующие предприятия произвели выплаты Конференции по материальным претензиям к Германии, Немецкому Красному Кресту и другим организациям (печатное издание Бундестага 11/6286):

1) ИГ Фарбениндустри: 27,0 млн. ДМ.
2) Крупп: 10,0 млн. ДМ.
3) AEG: 4,0 млн. ДМ.
4) Симменс: 7,0 млн. ДМ.
5) Рейнметалл: 2,5 ДМ.
6) АО Фельдмюле Нобель (как правовая наследница фирмы Фридрих Флик Индустрифервальтунг): 5,0 млн. ДМ.
7) Даймлер-Бенц: 20,0 млн. ДМ.

Сумма 1-7: 75,5 млн. ДМ.»

Из комментариев к статье:


«RH

Сколько ещё Германия будет оплачивать убийства палестинцев? Разве мы вернём обычные таможенные пошлины на израильские товары?.. Почему Германия финансирует убийства палестинцев?

teper
Кончатся ли когда-нибудь эти выплаты?
Надеюсь , что нет »

… und Geschäftsführers:
В январе и марте 1951 г правительство Израиля направило ноты четырём державам, оккупировавшим территорию Германии…Израиль требовал возместить расходы по приёму на своей территории 500 тыс человек — беженцев из Европы. Расходы оценивались в размере $3000 на человека общей суммой в $1,5 млрд. Кроме того, выдвигалось требование возместить потерю собственности в размере $6 млрд

Цитата : «18 сентября 1952 г, правительство Западной Германии обязалось выплатить израильскому правительству репарации в размере 3 млрд марок и еще 450 млн – «Конференции еврейских организаций по предъявлению материальных претензий к Германии».

Средства инвестировались в основной капитал, сыграв важную роль в образовании израилькой экономики. Выплаты были завершены в 1965 . Репарации спасли Израиль от тяжелейшего экономического кризиса и во многом обеспечили само существование государства… деньги, полученные по репарациям... важнейший фактор в покрытии колоссального дефицита платежного баланса Государства Израиль».

Цитата : «В мае 2001 г когда бундестаг обеспечил правовые гарантии и выплату ущерба подневольным работникам, закрыв тему материальных компенсаций, Стюарт Эйзенстат , американский представитель на переговорах по возмещению ущерба подневольным работникам Третьего рейха, внезапно поднял тему репарационных выплат - «Тема репараций договором не затрагивается"... Германия до нынешнего дня не имеет мирного договора, а репарации по международному праву устанавливаются только по заключении мира... выплаты… составившие до 1954 г. ни много ни мало 57 млрд. марок, из них 40% – Израилю…»

Претензии Среди обладателей статуса жертв холокоста в наиболее привилегированном положении находятся выходцы из Германии и Австрии*, которые получают пособия от германского правительства... Тем, кто оставался на этой территории до конца 1946 г., деньги платит Германия, уехавшим после 1 января 1947 г. – Израиль. Пособие для выходцев из других стран, репатриировавшихся до 1953 г. существенно меньше, а для тех, кто приехал после 1953 г., – еще меньше...
Проблема в том, что число получателей пособия увеличилось почти вдвое из-за расширения понятия "переживший Холокост". В него теперь включены люди, находившиеся на оккупированных фашистами территориях либо бежавшие от оккупации. Таким образом, в список "беженцев" (новая категория закона) попали выходцы из стран Сев. Африки и бывшего СССР. На повышение пособий правительство выделило в 2008 г 130 млн шекелей, которые должны вырасти до 300 млн к 2011 г. В масштабах государства эта сумма значительна, при пересчете на всех нуждающихся – смехотворна...»

Дополнительно:
В конце 1957 бывшие узники концлагерей, работавшие на немецкие предприятия, образовали организацию «Комитет бывших еврейских принудительных рабочих». После переговоров фирмы I.G. Farbenindustrie, Krupp, AEG, Siemens, Rheinmetall перевели на счета «Конференции по материальным претензиям евреев к Германии » около 52,5 млн марок

В 1980 «Конференция…» и немецкое правительство заключили договор об образовании программы Claimes Conference Hardship Fund. Программа предусматривала единоразовую выплату в размере 5000 марок тем, кто ранее не имел возможности обратиться за помощью (преимущественно эмигранты из стран Восточной Европы). По состоянию на 1998 г получателями стали более 180 тысяч человек.

В 1990 после объединения Германии состоялись переговоры между «Конференцией» и немецким правительством по поводу реституции еврейской собственности. Продажа принесла $250 млн, и в 1993 г была образована программа, которая предусматривала ежемесячные выплаты. По состоянию на конец 1998 г получателями стали более 41 тыс человек. Всего по этим двум программам было выплачено более 1,5 млрд марок по состоянию на 1998 г.

В 1998 Конференция провела переговоры с правительством Германии о компенсациях гражданам стран Центральной и Вост. Европы, а также бывшего СССР. Программа начала действовать с 1.01.99, на её реализацию Германия выделила 200 млн марок.

В 2008 г евреев, переживших блокаду Ленинграда, приравняли к жертвам холокоста и при предъявлении документов получают одноразовую выплату в размере 2556 евро. Русских к «жерствам холокоста» не прировняли.

23.10.2009 DW: Израиль надеется бесплатно получить немецкие корветы : «Израиль намерен заказать в Германии два военных корабля и по возможности избежать их оплаты. Hannoversche Allgemeine Zeitung пишет, что надежды возлагаются на финансирование со стороны немецкого правительства.
Правительство Израиля намерено в скором времени заказать в Германии строительство нескольких военных кораблей - двух корветов MEKO и подводной лодки типа Dolphin…
По данным издания, высокопоставленные представители военно-морских сил Израиля и гамбургской верфи Blohm+Voss, несколько дней назад проданной арабским инвесторам из Абу-Даби, уже представили соответствующий проект в министерство обороны в Берлине с просьбой о финансовой поддержке. Общая стоимость заказа составляет сотни миллионов евро…
…ВМС Израиля уже неоднократно закупали военные корабли в Германии. При этом немецкое правительство еще в 2005 г согласилось оплатить треть стоимости (333 млн евро) двух подводных лодок, строящихся в настоящее время в Киле ».
Израиль получил с ФРГ «за Холокост» 90 млрд марок или примерно $60 млрд. Кроме того, лобби Израиля, оккупировав США, снимает с них по репарациям по $600 на каждую израильскую душу и не в 10 лет, а каждый год


Суммируя все данные репараций по Второй Мировой вонй, не сложно подсчитать, что речь идёт о сумме, превышающей 1,2 трлн. (1 200 000 000 000) долларов, из которых большая часть ушла «гражданам, имеющим право на израильское гражданство » или «самому Израилю».

Так же интересно сопоставить цифры и сравнить компенсации, выплаченные СССР и Израилю (добавив выплаты «перемещенным лицам»)… Холокост действительно стал хорошим гешефтом
_____________________
*действие закона не распространялось на значительное число жертв холокоста, имеющих гражданство коммунистических стран, если они не эмигрировали на Запад до 1965 г. Граждане ГДР могли рассчитывать на получение 480 марок ежемесячно, но только после достижения 60-летнего возраста у мужчин и 55-летнего у женщин. По данному закону получали пенсии более 270 тыс евреев. По состоянию на 1999 г число получателей составило около 120 тыс человек .

Бисмарк говорил, что русские всегда приходят за своими деньгами. Так ли это? После Великой Отечественной войны, по подсчетам экономистов, Германия возместила меньше пяти процентов ущерба, нанесенного экономике Советского Союза.

Прямой материальный ущерб СССР, по оценкам Чрезвычайной Государственной Комиссии, составил, в валютном эквиваленте,128 млрд долларов. Общий ущерб - 357 миллиардов долларов. Чтобы представить, сколько это, достаточно сказать, что в 1944 году валовой национальный продукт США (по официальным данным американского министерства торговли) составлял 361,3 миллиарда.

Материальный ущерб (по отчетам ЧГК, представленным на Нюрнбергском процессе) составил около 30 % национального богатства СССР; на территориях Советского Союза, находившихся в оккупации - около 67 %. Народному хозяйству был нанесен ущерб на 679 миллиардов рублей (в госценах 1941 года).

Щедрый Сталин

Принципы и условия выплат репараций Германией и ее союзниками были определены ещё на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года.

Сохранились стенограммы ялтинских переговоров. По ним видно, что советский лидер проявил невиданную щедрость. Он предложил установить для Германии общую сумму репараций в размере 20 миллиардов долларов, половину этой суммы должен был получить Советский Союз как государство, внесшее самый большой вклад в Победу и больше всех от войны пострадавшее.

Черчилль и Рузвельт со сталинским предложением с незначительными оговорками согласились, что неудивительно - 10 миллиардов долларов - это примерная сумма помощи США СССР по программе ленд-лиза. С помощью таких репараций можно было покрыть только 8 % прямого ущерба от войны, 2,7 % от суммы общего ущерба.

Почему половина?

Почему Сталин в Ялте сказал о «располовинивании» репараций? То, что он взял такое деление «не с потолка» подтверждают и современные подсчеты. Западногерманский экономист Б. Эндрукс и французский экономист А. Клод провели большую работу, сделав оценку расходов бюджетов стран-участниц Второй мировой войны и прямых экономических потерь воюющих стран.

По их оценкам, военные бюджетные расходы и прямые экономические ущербы основных воющих стран в период Второй мировой войны составил (в ценах 1938 года) 968,3 миллиардов долларов.

В общей сумме военных расходов бюджетов 7 основных участников войны на СССР пришлось 30 %. В общей сумме прямого ущерба экономик пяти основных стран-участниц на СССР пришлось 57%. В общей итоговой сумме общих потерь четырех стран на Советский Союз пришлось ровно 50%.

Основные трофеи

В 1990-годы российскими учеными Борисом Кнышевским и Михаилом Семирягой были опубликованы документы Главного трофейного управления. Согласно им, в Советский Союз из Германии было вывезено около 400 тысяч железнодорожных вагонов (из них 72 тысячи вагонов стройматериалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака.

По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Также около тысячи заводов было перевезено в СССР из Маньчжурии и Кореи.

Однако все это не идет ни в какое сравнение с количеством уничтоженных заводов за время войны. Количество демонтированных СССР немецких предприятий составило меньше 14% от довоенного числа заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР.

Советские акционерные общества

Эффективным инструментом проведения репарационных платежей Советскому Союзу были созданные на территории Восточной Германии советские торговые и акционерные общества. Это были совместные предприятия, во главе которых часто были генеральные директора из СССР.

Это было выгодно по двум причинам: во-первых САО позволяли своевременно переводить репарационные средства, во-вторых - САО обеспечивали жителей Восточной Германии работой, решая острую проблему занятости.

По подсчетам Михаила Семиряги, в 1950 году доля Советских акционерных обществ в промышленном производстве Германской демократической республики составляла в среднем 22 %. В некоторых же областях, таких как электроника, химическая промышленность и энергетике эта доля была ещё выше.

Телефоны рейхсканцелярии в СССР

Из Германии в Советский Союз технику, в том числе и сложную, везли вагонами, в СССР были доставлены также круизные лайнеры и вагоны поездов берлинского метро. Из астрономической обсерватории университета Гумбольдта были вывезены телескопы. Конфискованным оборудованием оснащались советские заводы, как, например, Краснодарский компрессорный завод, полностью оснащенный немецким оборудованием. На кемеровском предприятии КОАО «Азот» и сегодня работают трофейные компрессоры 1947 года выпуска фирмы «Шварцкопф».

На московской центральной телефонной станции (номера начинались на «222» - станция обслуживала ЦК КПСС) до 1980-х годов применялось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. Даже спецтехника для прослушки, применявшаяся после войны МГБ и КГБ была немецкого производства.

Золото Трои

Многие исследователи признают, что в сфере искусства самым важным советским трофеем стал так называемый «Клад Приама» или «Золото Трои» (9 тысяч предметов, найденных Генрихом Шлиманом на раскопках Трои).

«Троянские сокровища» были скрыты немцами в одной из башен системы ПВО на территории Берлинского зоопарка. Башня чудом не пострадала. Немецкий профессор Вильгельм Унферцагт передал клад Приама вместе с другими произведениями античного искусства советской комендатуре.

12 июля 1945 года вся коллекция прибыла в Москву. Часть экспонатов осталась в столице, а другая была передана в Эрмитаж. Долгое время местонахождение «троянского золота» было неизвестно, но в 1996 году Пушкинский музей устроил выставку этих редких сокровищ. «Клад Приама» Германии не вернули до сих пор. Впрочем, Россия имеет на него не меньшие права, так как Шлиман, женившийся на дочери московского купца, был русским подданным.

Дискуссии

Для Советского Союза тема немецких репараций была закрыта в 1953 году, когда Москва полностью отказалась от репарационных поставок товаров из Германской Демократической Республики, перейдя на их оплату по ценам СЭВ. 1 января 1954 года вышло совместное соглашение СССР и ПНР о прекращении взимания репараций с ГДР.

Однако тема эта по-прежнему является дискуссионной. Причем об исторической несправедливости говорят не только депутаты Госдумы, но и западные ученые.

По словам американского профессора Саттона репарации Германии и её союзников позволили только на 40% компенсировать утраченный СССР в войне промышленный потенциал.

Проведенные же американским «Бюро стратегических служб» вычисления ещё в августе 1944 года показывали цифру возможных репараций СССР в 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов), что в 25 раз больше, чем СССР фактически получил по итогам войны. Что касается союзников Третьего рейха, то Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн долларов.

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция) . Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долларов, предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долларов) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции.

С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долларов при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота, а все репарации – 20 тысячам тонн золота. Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 млрд. золотых марок — эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долларов, т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота.

Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору.

На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР, вскоре после своего образования, полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне . Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики:

«Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы ».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долларов, что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики — преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту.

Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В.М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию:

«Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, — хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, — в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны ».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги, с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении.

Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено . По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу .

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок, или 15,8 млрд. долларов. По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий – 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) – 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии.

С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 - немецких предприятий Польши, 206 - Австрии, 11 - Венгрии, 54 — Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием . В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.