Биографии Характеристики Анализ

Сергей Жилин: «Наша пикировка с Нагиевым переросла в дружбу. Смотреть что такое "Жилин, Сергей Сергеевич" в других словарях.

К большому сожалению, бытует мнение, что всё лучшее, что было сделано, делается и будет делаться в таком прекрасном жанре, как джаз, где-то там, за океаном, но только не в России. И трудно не согласиться. , Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Оскар Питерсон, Диззи Гиллеспи, Дэйв Брубек, Скотт Джоплин, Чик Кориа, Джордж Гершвин, Глен Миллер и ещё огромное количество потрясающих музыкантов и композиторов, джазовых оркестров и сольных исполнителей – все они оттуда, из-за рубежа. Оно и понятно, ведь джаз родился, взрослел и вырос на западе.

Но, слушая наших замечательных музыкантов, которые выбрали для себя это направление в музыке, появляется уверенность в том, что и у нас в стране люди кое-что могут! Моё мнение, Олег Лундстрем, Анатолий Кролл, Даниил Крамер, Игорь Бриль, Давид Голощёкин – это музыканты с большой буквы, именами которых можно смело продолжить ряд имён зарубежных музыкантов, представленных выше.

Эта короткая статься посвящается ещё одному нашему российскому музыканту, выдающемуся пианисту, аранжировщику, дирижёру, основателю великолепных оркестров, которые существуют под названием «Фонограф» Сергею Сергеевичу Жилину .

Лично я впервые услышал и увидел Сергея Сергеевича по телевизору в программе «Танцы со звёздами». Мне очень понравились аранжировки известных композиций, которые исполнял «Фонограф джаз бэнд». Я даже поймал себя на мысли, что некоторые вещи я никогда не стал бы слушать в исполнении оригинала. Но то, как это играл «Фонограф» просто зацепило! Всем известные мелодии звучали по-новому и просто великолепно! А говорить о профессионализме музыкантов просто не приходится – высший класс!

Интересен тот факт, что Сергей Жилин руководит одновременно несколькими коллективами, название которых объединяет слово «Фонограф». То есть существуют «Фонограф джаз трио», «…джаз квартет», «…джаз квинтет», «…джаз секстет», «…дикси бэнд», «…джаз бэнд», «…биг бэнд» и «Фонограф симфо джаз». Такой энергии и огромному творческому потенциалу стоит только по-хорошему завидовать!

Толчком к занятию именно джазом послужила музыка Луи Армстронга и Скотта Джоплина (думаю, многие читатели слышали его знаменитые регтаймы). Не меньшее влияние на выбор молодого музыканта, коим в том далёком 1982 году был Сергей Жилин, оказала пластинка знаменитого «Ленинградского диксиленда» (ещё одно доказательство того, что наша страна не обделена талантливыми музыкантами). А спустя некоторое время уже сложился дуэт с Михаилом Стефанюком. Сергей и Михаил исполняли традиционные джазовые стандарты в своей обработке для двух роялей. В те годы Сергей Жилин был завсегдатаем студии музыкальной импровизации Юрия Козырева, которая существовала при Доме культуры «Москворечье». Здесь можно было познакомиться с любителями джаза и, кроме того, здесь проводились джазовые фестивали.

Первый состав «Фонографа» собрался можно сказать случайно! На «Мосфильме» снимался фильм, и необходимо было записать, как это сейчас называется модным словом, «саундтрек» к нему. Композитор, конечно же, будучи натурой творческой, остался недоволен исполнением и удалился. Музыканты находились в некоторой растерянности и тогда Жилин, раз уж так произошло, предложил что-нибудь поиграть вместе. Казалось, сама судьба свела именно этих музыкантов в одном месте. Это был готовый оркестр для исполнения диксиленда: труба, тромбон, кларнет, рояль, банджо, бас и барабаны.

Именно в таком составе «Фонограф» принял участие в джазовом фестивале, который состоялся весной 1983 года всё в том же ДК.

После службы в армии, куда Сергей был призван в 1984 году (такое случается, есть у нас в стране знаменитые люди, которые отдали почётный долг Родине), он продолжил работу в своём коллективе, который к тому времени претерпел некоторые изменения в составе. А ещё, в «Фонограф» пришла великолепная джазовая певица Алла Сидорова.

Алла-Сидорова-Alla-Sidorova

В этом обновлённом составе оркестр дебютировал на Московском джазовом фестивале в 1986 году. Среди любителей джаза пользовались огромной популярностью «джазовые вечера», которые Сергей Жилин устраивал в баре Высоцкого, что на Таганке.

Нельзя не вспомнить знаменитое выступление Сергея Сергеевича с Президентом Соединённых Штатов Биллом Клинтоном (известно, что Клинтон играет на саксофоне), которое стало возможным, благодаря художественному руководителю Президентского оркестра Павлу Овсянникову, с которым Жилин познакомился на конкурсе в Ялте в 1992 году и некоторое время с ним гастролировал. Клинтон остался доволен игрой (не знаю, остался ли доволен Жилин , ибо считаю, что американский президент, как музыкант, ещё не дорос до уровня нашего Сергея Сергеевича ). Радует, что хоть чем-то угодили американцам!

Настоящий фурор Сергей Жилин и его «Фонограф джаз квартет» произвели на знаменитом джазовом фестивале в Монтрё, который состоялся в 2002 году. Вообще, принять участие в этом мероприятии, мечта любого серьёзного музыканта. «Фонограф» должен был выступать в программе, которая называлась «оff». Это программа для молодых начинающих музыкантов. Но самая большая проблема заключалась в том, что музыканты должны были оплатить все расходы самостоятельно. Естественно, таких денег не было.

Многие фанаты интересуются Сергеем Жилиным: его личной жизнью, наличием жены и детей. Если вы хоть раз слышали о музыкальном коллективе «Фонограф», то обязательно должны были слышать что-то и о его руководителе - Сергей Жилин. Его личная жизнь окутана тайной…


Никто точно не знает, сколько жен было у шоумена, и есть ли у него дети. Мы попробуем в этом разобраться, а также посмотрим эксклюзивные фотографии артиста.


Сергей Жилин: фото

Из биографии Жилина

Личная жизнь артиста – это джаз. Он является лучшим джазовым пианистом по версии бывшего президента США Билла Клинтона. Согласитесь, таким громким званием может похвастаться не каждый российский артист.


Дата рождения Жилина – 23 октября 1966 года. Музыкант родился в Москве. Музыка в его жизни заняла первое место не случайно. В биографии Жилина присутствовал один человек, благодаря которому артист стал тем, кем он сейчас является. Это его любимая бабушка. Женщина была скрипачкой и пианисткой. Теперь не сложно догадаться, почему Жилин выбрал именно эти два музыкальных направления.


Сергей Жилин в детстве

Впервые мальчик сел за фортепиано в 2,5 года. Возможно, если бы не напористость бабушки, он бы и не стал заниматься музыкой. В мечтах бабули внук должен был вырасти исполнителем академической музыки. Об этом мечтали и родители маленького Сережи.


Биография Сергея Жилина была уже написана в мечтах его близких. Конечно, они хотели бы, чтобы у него наладилась и личная жизнь. Жена и дети – то, что нужно каждому мужчине. Но, как оказалось впоследствии, для Сергея музыка заняла первое место…

Чтобы достигнуть желаемой цели, родители и бабушка яростно следили за тем, чтобы мальчик усердно занимался музыкой по 4, а иногда и по 6 часов в день. Даже для начинающего музыканта это очень много, не говоря уже о ребенке.


В детстве у Жилина появилось несколько любимых музыкальных композиторов, творчеством которых он восхищался, и на кого хотел быть похожим. Это были Рахманинов, Лист и Григ. Через некоторое время у Сережи появилось новое увлечение – джаз. Для бабушки это был шок. Родители тоже слегка удивились. Впоследствии Жилин удивил своих близких еще больше.



Он начал заниматься авиамоделизмом, футболом, а также играл в 2 вокально-инструментальных ансамблях. В общем, кроме музыки, у Сережи было, чем заняться. Хотя в будущем он предпочел именно ее все остальным сферам деятельности.

Провал в военно-музыкальном училище

Мама не одобряла последние увлечения сына. Она, как и бабушка, хотела, чтобы Сергей занимался академическим исполнением. Для этого она отвела его в военно-музыкальное училище. Здесь из парня должны были сделать настоящего профессионала. Если бы Сергей отучился в этом училище, в перспективе он был мог стать дирижером.


Сергей Жилин в программе «Наедине со всеми»

Преподавателям юный Жилин очень понравился. Он показал неплохие навыки игры. Немногие его сверстники могли продемонстрировать аналогичные результаты. Однако Сергей, поразмыслив над тем, что теперь ему придется забыть о любимых увлечениях, в том числе и о футболе, понял, что пока что он готов променять спорт и все остальное на музыку. Он отказался от поступления в училище.

Детство и отрочество Жилина

Не поступив в училище, Жилин пошел в кружок авиамоделизма. Он находился в Доме пионеров. Здесь Сережа стал частым гостем. Вся личная жизнь Сергея Жилина была посвящена любимому делу. Он начал заниматься авиамоделизмом профессионально. Здесь среди детей он нашел множество друзей.


Сергей принимал участие в соревнованиях. Впоследствии он стал чемпионом Москвы среди школьников. Кроме того, Жилин получил третий юношеский разряд. Все это говорит о том, что его увлечение авиамоделизмом очень сильно зацепило парня. Если бы не родители и бабушка, он мог стать конструктором.


Сергей Жилин

Конечно, не забывал Сергей и о музыке. Он посещал театр юного москвича. Плюс ко всему, Жилин играл в вокально-инструментальном ансамбле. Уделял время Сергей и джазу.


Единственное, с чем у него были проблемы, так это с учебой. Он умудрялся находить время на свои любимые занятия. Однако на учебу времени не было. Успеваемость была на нуле. Он был самым последним в классе. Чтобы Жилин не портил картину успеваемости класса и школы, руководство попросило перевести ребенка в другое учебное заведение. Так сложились обстоятельства, что в новой школе он тоже ненадолго задержался.


После 8 класса Жилин стал студентом ПТУ. Он учился на специальности «Электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов». В отличие от школы, ПТУ он закончил успешно.

Прежде чем мы поговорим о личной жизни Сергея Жилина (о его жене и детях), предлагаем вам познакомиться с интересными фактами о молодом еще на тот момент даровании и посмотреть личные фотографии Сергея.


Школа, в которой изначально учился Жилин, была необычной. Это было учебное заведение для школьников при Московском педагогическом институте им. Ленина. Именно поэтому для руководства была так важна успеваемость Сергея. Если бы это была самая обычная школа, то возможно, что Жилину не пришлось бы искать другое учебное заведение, чтобы доучиться до 8 класса.


Сергей Жилин выступает с симфоническим оркестром
Как так произошло, что Жилин заинтересовался джазом? Всему «виной» пластинки «Ленинградского диксиленда». Заслушав их до дыр, Жилин понял, что он просто обязан начать заниматься джазовым исполнением.

Через некоторое время юное дарование пыталось самостоятельно сыграть известные музыкальные композиции. На вопрос, удалось ли ему это, Жилин всегда загадочно улыбается.


Студия музыкальной импровизации стала местом, которое Жилин стал посещать постоянно, начиная с 1982 года. Сама студия была основана в 1960-х годах. В «Москворечье» собирались любители джаза. Кроме того, здесь часто проходили музыкальные фестивали.

История рождения музыкального коллектива «Фонограф»

Говорить о личной жизни Сергея Сергеевича Жилина, о жене и детях пока что еще очень рано. Сейчас все его свободное время будет занимать «Фонограф».


В основе этого музыкального коллектива лежит дует Сергея Жилина и Михаила Стефанюка. Они познакомились, когда Сергей пришел поступать в студию музыкальной импровизации. Это было в 1982 году. Их дуэт сложился приблизительно в конце первого курса. Музыканты играли уже известные музыкальные композиции, а также готовили современные обработки на классику.


Сергей Жилин с другими участниками музыкальной группы «Фонограф»

Дебют музыкального дуэта пришелся на 1983 год. Несколько позже на одном из фестивалей Жилин познакомился с композитом Юрием Саульским. Так «Фонограф» пригласили для участия в одном из московских фестивалей. Как только дуэт отправился в самостоятельное плавание, он тут же завоевал любовь публики.


На следующий год Сергей уже в армию. Увольнительные он проводит за игрой. В этом году в «Фонограф» пришла солистка Алла Сидорова.


Многое значит в музыкальной карьере Жилина 1992 год. Тогда он познакомился с Сергеем Овсянниковым. Последний был руководителем Президентского оркестра. Согласитесь, такое знакомство не помешало бы каждому. В особенности юным музыкантам. Естественно, что это не могло положительно не сказаться на деятельности «Фонографа».


Сергей Жилин в программе «Голос»
Музыкантов заметили. Дирижер стал часто приглашать их на свои выступления. Игра вместе с Президентским оркестром означала еще большую популярность и внимание со стороны публики.

Всего этого музыканты достигли благодаря высокому уровню игры, а также умению быстро делать качестве аранжировки. Артисты схватывали все буквально на лету.


Еще через год Сергей Жилин стал знаменитым на весь мир. Тогда еще никто не обсуждал его жену или детей. Интерес к артисту заключался в совершенно другом.


Посмотрите на фото. Здесь Жилин изображен вместе с Билом Клинтоном. В 1994 году состоялось их совместное выступление. Клинтон решил сыграть на саксофоне. Жилину достался рояль. Сыграв несколько музыкальных композиций, Бил Клинтон похвалил российского музыканта, сказав, что ему было приятно с ним сыграть.
Совместное выступление Сергея Жилина и Билла Клинтона в резиденции Бориса Ельцина в 1994 году

В 1995 году деятельность «Фонографа» как такого прекратила свое существование. На смену ему пришла целая творческая организация, которая также включала в себя и прежнее название коллектива. Позже была создана звукозаписывающая студия. С этого момента и по сей день там часто проходят записи альбомов известных российских музыкальных исполнителей.


В 2005 году Жилин стал заслуженным артистом РФ.


Сергей Жилин на концерте

Из последний важных музыкальных событий в биографии Сергея Жилина стоит отметить его участие в проекте «Две звезды» (2006), «ДоРе» (2009-2014), «Голос» (с 2012) и «Голос. Дети» (с 2014).


На текущий момент Сергей Жилин является руководителем сразу нескольких джазовых коллективов.

О семейном положении

Наличие жены и детей в личной жизни Сергея Жилина интересует всех его поклонников. Если вы один или одна из них, будьте готовы к тому, что вам придется буквально перевернуть с ног на голову весь интернет, чтобы найти хоть какое-то упоминание о том, свободен ли музыкант или холост. В сети отсутствуют фотографии некогда любимых Жилиным женщин.


Сергей Жилин со своей мамой

Шоумен предпочитает держать свое семейное положение в тайне. Он считает, что личная жизнь на то и личная жизнь, что должна оставаться в тайне от всех. «У меня хорошее семейное положение. Это единственное, что я вам могу сказать», - так отвечает Сергей Жилин на вопросе журналистов о жене и детях.


По предположительным данным у Сергея Жилина были 2 жены. От первого брака есть дети – сын. Что касается второго брака, жена Жилина были некоторое время солисткой «Фонографа».



Личная жизнь Сергея Жилина полностью посвящена джазу. Музыкой он стал заниматься очень рано - бабушка пианиста начала учить его играть на фортепиано, когда ему было всего два с половиной года. Когда Сергей подрос, у него появились собственные мечты - он очень любил самолеты и грезил стать летчиком, однако мама любыми способами старалась отвлечь его от этих мыслей. Его заставляли заниматься музыкой по шесть часов в день, и, благодаря этому, он уже в те годы достиг очень многого. Но своего увлечения самолетами он не оставлял и записался в кружок авиамоделирования, однако большую часть его времени уже тогда занимала, все-таки, музыка - Сергей учился в школе при консерватории.

А потом в биографии Жилина все сошло с накатанного пути - его выгнали за профнепригодность из музыкальной школы, потом отчислили за плохую успеваемость из общеобразовательной, и он пошел в ПТУ. Получив специальность электромонтажника летательных аппаратов, Сергей два года проработал на производстве, а потом ушел в армию. А до этого Жилин уже успел серьезно заболеть джазом, и случилось это под влиянием регтайма Скота Джоплина и музыки Луи Армстронга.

В 1982 году он поступил в студию музыкальной импровизации при ДК «Москворечье». Вместе со своим коллегой и единомышленником Михаилом Стефанюком Сергей образовал дуэт «Фонограф». Поскольку он служил в Ансамбле песни и пляски военно-строительных частей, где частенько случались увольнительные, оставалось время и на личную жизнь Сергея Жилина, которую он, опять же, посвящал репетициям «Фонографа».


После возвращения из рядов вооруженных сил, у Сергея появилась возможность посвящать своему коллективу больше времени, и это сразу сказалось на ее популярности. «Фонограф» стали приглашать на различные фестивали, их музыка стала звучать на радио и телевидении, они стали участвовать в концертах с известнейшими джазовыми коллективами мира. В 2005 году в личной жизни Сергея Жилина произошло важное событие - ему присвоили звание Заслуженного артиста Российской Федерации. С этого же времени Сергея и его группу начали все чаще приглашать в телевизионные проекты, и первым из них стал «Хазанов против НТВ».


Сегодня вся жизнь Жилина состоит из многочисленных гастролей, концертов, записи пластинок - он бесконечно увлечен своим творчеством и счастлив, что его стремление донести джаз до публики и научить ее лучше понимать эту музыку достигает своей цели - Сергей замечает, что у джаза появляется все больше поклонников.

Проект Голос – замечательное телевизионное шоу 1 канала российского ТВ, не имеющее аналогов на нашем телевидении, с которым знакомит вас наш и его . И сегодня мы расскажем вам о дирижере музыкального оркестра «Фонограф» Жилине Сергее Сергеевиче, неизменном участнике музыкального проекта «Голос».

Известный дирижер, пианист, композитор, аранжировщик, бэнд-лидер и педагог Жилин Сергей Сергеевич родился 23 октября 1966 года в городе Москва, СССР, Россия. Любовь к музыке ему привила его бабушка, которая была хорошей скрипачкой и пианисткой. Но к удивлению бабушки, Сергею Жилину понравилась не классическая музыка, а джаз. А его мама хотела, чтобы он окончил военное училище и стал военным дирижером, но сын с этим не согласился. Он стал учиться в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, но был из нее отчислен, так как учебе мешали его другие увлечения, а именно: авиамоделизм, футбол и участие в вокально-инструментальных ансамблях.

После этого Сергей Сергеевич Жилин окончил ПТУ по специальности «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов» и студию музыкальной импровизации при Доме Культуры «Москворечье». Служил в армии в ансамбле песни и пляски. После прихода из армии С.С.Жилин продолжил свои музыкальные занятия и в 1983 году появился музыкальный оркестр «Фонограф» с которым С.С.Жилин стал выступать на различных концертах. Оркестр хорошо зарекомендовал себя и в 1992 году на него обратил внимание дирижер Президентского оркестра Павел Овсянников.


Гастролируя с оркестром по России и миру, Сергей Сергеевич Жилин играл вместе с оркестром и американским Президентом Биллом Клинтоном, который назвал С.С. Жилина «лучшим джазовым пианистом России»; также Жилин играл с Томом Джонсом и Лайзой Минелли. В 2005 году Сергей Сергеевич Жилин удостоен звания Заслуженного артиста Российской Федерации.

С 2005 года оркестр и Сергей Сергеевич Жилин выступают на телевидении России, причем с 2012 года — они неизменные участники телевизионного шоу «Голос». И поклонники этой передачи и ее участники ценят в ней не только удивительные выступления певцов, но и чистую, сильную и красивую музыку оркестра «Фонограф» под управлением Сергея Сергеевича Жилина. Этой музыке подвластно все: рок, джаз, народные песни, романсы и поп-музыка! Именно благодаря блестящим аранжировкам Сергея Сергеевича Жилина, известные музыкальные произведения, исполняемые оркестром «Фонограф» на «Голосе», звучат свежо и интересно, с новыми красками и полутонами, а старые, зачастую забытые музыкальные композиции снова оживают и покоряют сердца своих слушателей и зрителей!

Сергей Жилин. Сочетание имени и фамилии, возможно, знакомо не всем. Сергей Сергеич? Вот это совсем другое дело! Не просто же так каждую неделю на Первом канале по десять раз за вечер ему спасибо говорят. Осталось только выяснить, за что. Ведь до сих пор о руководителе оркестра «Фонограф», без которого не обходится нынче ни одна рейтинговая телепрограмма, мало что известно.

- Сергей, народ пока мало что о вас знает...

И слава Богу.

- Зато имя-отчество уже выучил. Прилипло к вам это - «Сергей Сергеич»?

Началось все с Андрея Болтенко, он был режиссером первых «Двух звезд». Обычно мы обращались друг к другу просто: Сергей - Андрей, Сергей - Андрей. Но однажды на студии он по громкой связи сказал: «Сергей Сергеич...» - я отозвался. Один раз, второй, третий. Так и пошло.

Вы сказали: известно мало, и слава Богу. Но понятно же, что время это поправит. Залезли в ящик - уж не обессудьте.

Мы там появляемся все-таки не с тем творческим продуктом, который для нас является основным. Обеспечиваем музыкальное оформление той или иной программы, не будучи главными действующими лицами. И на наших джазовых концертах я часто шучу: «Если в проекте «Голос» или в программе «Две звезды» вы видели общий план, на котором мелькает мой затылок, и слышали, что мы делаем в этих телешоу, то сегодня ничего подобного вы не увидите и не услышите». Хотя публика, которая приходит к нам на концерты, это и так прекрасно знает...

О ТОМ, КАК ВЫГНАЛИ ИЗ ШКОЛЫ И ГОТОВИЛИ В ВОЕННЫЕ ДИРИЖЕРЫ

- Насколько известно, в свое время вас выгнали из Центральной музыкальной школы. А за что?

Мотивировали тем, что на переводном экзамене я допустил одну ошибку в этюде и неточность в Бахе. Но я считаю - незаслуженно. «Наваждение» Прокофьева и концерт Грига я сыграл хорошо. Конечно, на первых произведениях волновался, но потом пришел в себя и вторую половину программы отыграл на одном дыхании. А сказали: Баха и этюды не выучил, «Наваждение» и Грига сыграл грубо. И единственного из 45 человек отчислили. При этом я знаю, что многие мои одноклассники сейчас музыкой вообще не занимаются: у одного - инвестиционный бизнес, у другого - завод по производству спецодежды. Некоторые, правда, работают в оркестрах: один у Спивакова, другой был в «Виртуозах» и остался в Испании, но это струнники. Карьеры пианиста-сольника не имеет ни один выпускник, кроме Стаса Бунина, о котором я давно ничего не слышал. А уж собственного оркестра точно ни у кого нет.

- Чувствуется, что обида осталась до сих пор...

Сейчас нет обиды. Обида была тогда - я буквально плакал. Для меня школа была все. Хотя и позволял я себе там многое.

- Вот и казалось, что отчислить вас могли только за какие-то дисциплинарные прегрешения.

Это я вам рассказал про официальную версию своего исключения. А была и другая причина. Ведь это надо было додуматься: в Центральную музыкальную школу при консерватории приносить модели самолетов! О музыке надо думать. А тут самолеты... К тому же мы активно в футбол играли, в казаки-разбойники.

- Ну это все милые детские шалости. Не за пьянку же!

Этому, кстати, я тоже научился в школе. А дисциплина - да, пожалуй, хромала. Потом, на уроках я был невнимательным, по общеобразовательным предметам учился, мягко говоря, средне. Наверное, педагогов просто замучил. Не так давно я проводил открытый урок в ЦМШ и встретился с теми, кто в свое время меня учил. Мы вспоминали, что тогда, 35 лет назад, на переменах играть джаз, эстраду или рок считалось моветоном. И один из моих педагогов, Екатерина Алексеевна, сказала: «Да, помню, кто за тебя заступался: директор, я и твой педагог. А все остальные не упускали возможности высказаться: дескать, на переменах Жилин позволяет себе неформатный материал играть».

- Что же вы такое играли?

Ну, «Спейс» тогда был на слуху, «Зодиак». Что-то из популярной музыки пытались играть, «Караван» Дюка Эллингтона. В общем, что могли подобрать, то и играли.

Да, моя мама так и думала. Когда меня выгнали из 8-го класса, она отдала документы в военно-музыкальное училище. Пришел туда - а там настоящая армия! О музыке речь вообще практически не шла. После училища была прямая дорога на факультет военных дирижеров в консерватории - мама хотела, чтобы я получил высшее образование. Но когда я увидел, что понятие о музыке там весьма своеобразное, тут же забрал документы.

- Психанули?

Можно и так сказать. Маме позвонил, говорю: нет, это невозможно. И она снова давай думать, что же делать дальше. Нашла общеобразовательную школу - там набирался класс, который вместо учебно-производственной практики занимался музыкой, и это считалось своеобразными подготовительными курсами для дальнейшего поступления в педуниверситет им. Ленина, соответственно на факультет преподавателей музыки. Я туда пришел один раз, сыграл скерцо Шопена. Сразу стало понятно, что мой уровень выше, чем у одноклассников, а значит, и ходить на эти курсы мне незачем. Но вот по общеобразовательным предметам требования были достаточно серьезные. И если в ЦМШ, где на многие вещи закрывали глаза, я был хорошистом, то в обычной школе сразу стал отстающим. Своей учебой я портил им показатели...

- Неужели вас и оттуда выгнали?

Да. Вызвали к директору, говорят: надо что-то делать, давайте попробуем в ПТУ. Привезли в ближайшее, я увидел, что там творится, думаю: кошмар, не дай Бог! И стал сам решать, как быть дальше... Параллельно я играл в двух ансамблях, один из которых как раз базировался в ПТУ. Позвонил руководителю, говорю: меня в училище отправляют - можно ли к вам? Тот обрадовался, пообещал все узнать: сразу понял, что если буду учиться в их ПТУ, то из ансамбля точно не уйду. В итоге меня взяли. А то ПТУ было уже при почтовом ящике, то есть не Помоги Тупому Устроиться, а все-таки уровнем повыше. Учился я по специальности «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов». Конечно, больше играл, чем учился, но чисто технически я был подкован, потому что занимался авиамоделизмом.

За это время не возникало ощущение, опасение, что музыка может уйти из вашей жизни и придется идти по какому-то другому пути?

Нет. Единственное - я не понимал, что это может стать не только серьезным творческим увлечением, но и хорошей работой...

О ДЖЕМЕ С КЛИНТОНОМ И БОРЬБЕ С ШОУ-БИЗНЕСОМ

- Прославились вы еще 20 лет назад, когда сыграли дуэтом с самим Биллом Клинтоном...

Да. Причем никто не знал, будет играть он или нет. Скажем так, это планировалось. Саксофон подготовили, меня привезли...

- А почему именно вас?

В то время я достаточно плотно общался и дружил с Павлом Овсянниковым. И он определил, что это буду я.

- Да уж, серьезное мероприятие. Руки не тряслись?

Конечно, волновался. А вдруг какую-то тему предложит, которую я знать не знаю. Первая была Summertime - ее, безусловно, знают все. А вторая - My Funny Valentine. То есть он выбрал достаточно популярные вещи.

- После этого, как говорят, за вами закрепилось прозвище Пианист, который играл с Клинтоном...

Я не слышал такого. Играть с Клинтоном - да, это, конечно, очень серьезное событие. Для человека, но не для музыканта. Для музыканта было бы событие, сыграй я с Чиком Кориа или с Оскаром Питерсоном.

- А как все-таки на телевидение попали?

В телепрограммах мы начали играть очень давно. Сначала это был проект «Хазанов против НТВ», где мы исполняли ту же роль, какую сейчас исполняет группа «Фрукты» в «Вечернем Урганте», - играли отбивки, заставки. Там нас заметили. Потом, когда появилось первое шоу «Танцы со звездами», позвали туда. На следующий год сделали «Две звезды». Так и пошло.

- Вы с головой нырнули в мутные воды шоу-бизнеса. И как вам его представители? Много разочарований?

Да нет: люди как люди, у каждого есть свои плюсы и минусы. Довольно часто общаюсь с Вовой Пресняковым, Леней Агутиным, Саней Маршалом, Колей Носковым. Это мои сверстники, но есть и старшие товарищи - Иосиф Кобзон, Лев Лещенко... Вообще, шоу-бизнес человеческим отношениям не помеха. Тем более что я не вижу смысла как-то выпендриваться - спокойно занимаюсь своим делом. Единственное - у меня есть профессиональные устои. И если, не дай Бог, на них кто-то пытается посягнуть, то я отвечаю жестко.

- То есть такие попытки были?

Такие ситуации случаются, но, к счастью, не так часто. Мне вспоминается сейчас один случай, который был уже давным-давно, мы тогда только начинали сотрудничать с Филиппом Киркоровым. Так вот был у него музыкальный руководитель. Он меня пригласил, говорит: я хочу добавить духовую группу, не могли бы вы?.. «Да, - отвечаю, - конечно». Думаю: сейчас придем, нам дадут ноты, посмотрим, постараемся сыграть. Приходим - там не то что для духовой группы, там вообще нот нет. Ни для кого!

- Как же они играют?

На пальцах друг другу объясняют и запоминают - все!

- Это высший пилотаж или, наоборот, верх непрофессионализма?

Это полный непрофессионализм! Когда это увидел, у меня волосы встали дыбом. Я тут же на эмоциях пошел Филиппу об этом рассказывать. Он был занят какой-то своей историей, не понял, о чем я говорю, и слава Богу. Ну а я начал со всем этим разбираться. А дело-то все в чем? Для того чтобы нам написать духовые партии, нужно было сначала написать все остальные. Мы брали их фонограммы, писали партитуру, потом туда добавляли духовые...

- Вот вы и столкнулись с реалиями российского шоу-биза. Где все на глазок, потому что народ и так схавает...

Нет, не все и не у всех на глазок. Просто они играют много лет одни и те же произведения. Давно уже их запомнили, выучили. Если появляются какие-то новые песни, их так же быстренько заучивают. То есть эти ноты им без надобности. И играли они все правильно. Но дело в том, что если происходит замена музыканта, то ввести нового просто невозможно. Каким образом это делается? Дают ему фонограмму, говорят: снимай свою партию и учи. Но так тоже неправильно. Сначала я пытался бороться с этим. А потом понял: а зачем? Лучше у себя буду наводить порядок.

- Кстати, насчет Киркорова. Про вас говорят, что вы на него и похожи.

Ну да. Когда возле меня останавливаются, выпучив глаза: «Ой, вы на кого-то похожи!», я сразу говорю: «На Филиппа Киркорова». - «Ой, да нет, нет, ну не Филипп...» Уверяю: «Да точно Филипп!»

В «Двух звездах» у вас был и вокальный опыт. Наверное, испытали культурный шок? Все-таки голос у вас не певческий, хрипловатый...

Пропитый-прокуренный?.. Конечно, я никогда не занимался вокалом. Поэтому, когда предложили участие в дуэте, был немало удивлен. Взял ночь на раздумье - и согласился. Все-таки это очень интересный творческий опыт.

- Вы пели с Анжеликой Варум. Правда, что у нее был выбор между Горбачевым, Башметом и вами?

Да. У нее хорошие отношения с Михаилом Сергеевичем, и я думаю, он мог бы согласиться. Видимо, просто занят был или решил, что в силу возраста будет трудно. А у Юрия Абрамовича, наверное, гастрольный график не сложился...

- То есть вас выбрали по остаточному принципу?

Этого я не знаю. Могу лишь сказать, что у нас было все очень хорошо.

Успеть подготовиться. Зачастую материал мы получаем достаточно поздно, приходится тратить на это все свое время. Вот, например, во французском «Голосе», для того чтобы выйти в эфир в феврале, начинают готовиться с лета. А мы, для того чтобы выйти в сентябре, - с конца августа. Значит, делаем все в три раза быстрее, оттого и возникают экстремальные ситуации.

- Настоящий экстрим был, когда вы упали в оркестровую яму.

Не в оркестровую, но - да, упал. Это произошло в момент настройки светового оборудования. Я пошел навстречу режиссеру, чтобы уточнить, правильную ли верстку мне принесли. А сцена была сконструирована так, что между местом, где сидел оркестр, и местом, где стоят вокалисты, оставалось пустое пространство. Я в это пространство и шагнул. На следующий год туда же упали еще четыре человека, даже одна конкурсантка. И слава Богу, что в конце второго сезона поменяли конструкцию, сейчас там этой ямы нет.

Вообще вам падать опасно, вы ж два метра ростом. Из-за этого больше комических или трагических ситуаций возникает в жизни?

Да нет, ничего комического. Только проблемы со спиной. Ну, часто бывают низкие потолки. Низкие машины? Стараюсь в таких не ездить.

С вами была передача «Пока все дома». Дома была только тетя. Это вся ваша семья? Вообще, расскажите о своем семейном положении.

Я все-таки убежден в том, что личная жизнь должна оставаться личной. У меня хорошее семейное положение. Вспомнилась сразу одна шутка. Знаете, как говорит Боря Фрумкин, мой коллега, который только официально шесть раз был женат? Так вот он говорит: «Две жены тому назад...»

- Ладно, если о личном не говорите, давайте закончим о творческом. Есть еще к чему стремиться?

Конечно. Постоянно совершенствоваться, придумывать что-то новое. Впереди серьезный проект с Даней Козловским - будут концерты в Санкт-Петербурге, потом в Большом театре. Даня очень хорошо поет песни Фрэнка Синатры, Сэмюэла Дэвиса-младшего. Сейчас он занимается с нашим педагогом, очень упорно. Вообще очень талантливый, настойчивый парень... Потом у нас свой собственный сольный концерт в Доме музыки. Дальше выступление с программой «Чайковский in Jazz», программа, посвященная Оскару Питерсону...

- Ну а глобальное что-то? Получить «Грэмми», например?

Там номинируются не сами по себе - номинируют компании. Когда-то мы пытались это сделать через «Мелодию», но там эту идею восприняли без энтузиазма и в конце концов забыли. А так, конечно, это было бы здорово. Есть к чему стремиться...

Дмитрий Мельман,

Фото из архива С. Жилина