Биографии Характеристики Анализ

Шапка мономаха но не регалия. Смотреть что такое "Шапка Мономаха" в других словарях

Сто великих сокровищ. Шапка Мономаха

Сто великих сокровищ
Шапка Мономаха

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIIIначала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.
«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».

Почти трехвековое царствование дома Романовых вознесло Россию на очень высокую ступень славы. Сокровища государства непрестанно умножались каждым царем, и царский двор удивлял посланников всех иностранных государств пышностью и богатством. Так, например, лорд Карлейль, английский посол, описывая двор царя Алексея Михайловича; сообщал: «С нами случилось то же самое, что бывает с теми, которые выходят вдруг из мрака на свет и бывают внезапно поражены лучами яркого солнца. Едва глаз наши в состоянии были сносить блеск двора царя русского, покрытого драгоценными камнями и посреди оного казавшегося ясным солнцем».


Всемирно известен древний царский венец — шапка Мономаха. Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века. Очень давно о ней сложили легенду, будто в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям. Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху еще и оплечья, или бармы — драгоценные медальоны, которые нашивались на круглый воротник, животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Шапка Мономаха. Ф. Г. Солнцев
Рисунок начала 1830-х годов

Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин [умер в 1054 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 году — через 59 лет после смерти византийского правителя. Мнения ученых о происхождении царского венца различны. [Одни историки считают, что она была сделана в Византии, Другие относят ее к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы. Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснены и еще ждут новых исследований.

В древних летописях о шапке не упоминается: даже если она и была прислана византийским императором, это явилось бы знаком подчинения того лица, кому предназначался подарок. А о шапке Мономаха слыхом не слыхивали до начала XVI века... Зато во всех духовных грамотах» московских царей, начиная с Ивана Калиты, упоминалась некая золотая шапка, но сколько-нибудь подробного описания ее не приводится.

Внук Ивана III, Дмитрий

Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III — Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией — венчанием на престол.

Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Венчание на царство

Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии — бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия. Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

Шапка Мономаха по форме похожа на скуфью, только имеет еще острую верхушку. Золотая поверхность ее покрыта кружевным сканым узором греческой работы, в котором в единое целое сгонялись изящные спиральные завитки, звездчатые розетки и цветки лотоса из шести лепестков.


Королев Олег.Шапка Мономаха

«Яблоко» по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено. На нем установлен гладкий золотой крест, а по концам и в подножие его вставлены четыре жемчужных зерна: верхнее продолговатое, боковые — круглые, нижнее как бы несколько сдавлено и крупнее прочих.
На каждой из восьми дощечек в гнездах, три из которых украшены финифтью, посередине находится по крупному камню: четыре рубина и четыре изумруда.
Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр — примерно 20 сантиметров.

Символы на Шапке Мономаха

Звезда Велеса. Шапка Мономаха (13 в., Россия).
Символ венчания русских царей на власть.
Символизм шапки: «Звезда Велеса»
означает власть над Небом («Крест Дыя»),
над Землёй («Пчела-Макошь»), над Водами («Мара»).

"ЗВЕЗДА ВЕЛЕСА - славянский религиозный символ бога Велеса.
Несмотря на то, что Велес - исконно славянский бог, а символ Велеса
- исконно славянский символ, этот символ, как, впрочем, и все
славянские религиозные догматы и другие символы, прибрали к рукам и
современный каббалистический оккультизм, и иудохристианское учение
в целом. Исторически этот символ не принадлежит к иудейской религии,
евреи просто заимствовали и Звезду Велеса."
(Тюняев Андрей Александрович, президент Академии фундаментальных наук, руководитель сектора Исторической символики Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации АФН и РАЕН, действительный член Российской академии естественных наук)
.

Что собой представляет шапка Мономаха, и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?

В небольшом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся кратко ответить на все эти вопросы. Хотя история хранит по этому поводу свою собственную тайну.

Наверняка вы слышали фразу: «Тяжела ты шапка Мономаха». Так вот она напрямую связана с тем, о чем мы сейчас вам расскажем.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха - это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия первая

Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.


Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах
Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат - десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.


В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита (внук прославленного Александра Невского) подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. В истории его знают не только как рачительного хозяина, но, главное, как дальновидного и умного политика. Действовал он всегда обдуманно и расчётливо, собирал вокруг Москвы земли русские, чтобы Русь крепла, а не дробилась на мелкие княжества. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Вот почему ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:


Золотых цепей – 12
Ценных поясов – 9
Золотых чаш – 6
Золотых чар – 2
Золотое блюдо с жемчугом и камнями – 1
Золотых сосудов – 4
Золотая коробочка – 1
Золотая шапка – 1


Именно эти завещания явились первым упоминанием о шапке – «золотой шапке», как предполагают историки, которая передавалась впоследствии от одного великого князя к последующему, от одного царя всея Руси к другому.
Современные исследователи доказали, что шапка восточного происхождения, и кроме этого, она в течение своей долгой жизни претерпевала изменения.



Но почему она так называется – шапка Мономаха?
Около 1518 года формулируется версия о её происхождении: шапка Мономаха – это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала, пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти от византийских императоров.

Шапка Мономаха - женская шапка.
И снова вернёмся в древнюю Русь? Шапка Мономаха не могла принадлежать Владимиру Мономаху, так как Константин Мономах умер, когда Владимир и на коня ещё не умел садиться – ему было не более двух лет. А о том, что он станет великим князем Киевской Руси, и не было даже речи. Исследователи доказали, что начало происхождения шапки – XIII - XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды.


Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени.


В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные татарские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.
Шапка Мономаха изначально имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.


Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью.
Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки того периода.
Символ самодержавия России – шапка Мономаха использовалась только при венчании на царство. Впервые венчался на царство шапкой Мономаха в 1498 году внук Ивана III - Дмитрий, которому, как известно в истории не суждено было стать государём всея Руси. Им стал Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора… Как бы то ни было, но это было то время, когда Русь полностью избавилась от татаро-монгольского ига и превратилась в мощное великое государство.
Через несколько десятилетий юный Иван IV, будущий Иван Грозный, венчался ею на царство.
Шапка Мономаха становится символом централизованной власти России, символом высшей государственной власти.
Скорее всего дальнейшие исследования помогут подтвердить происхождение шапки Мономаха…

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

С давних времен все русские самодержцы венчались на царство, надевая на голову Шапку Мономаха. Она являлась символом царской власти. Какая же древняя традиция связана с этой Шапкой и почему она являлась знаком царской власти?

Историческое появление Шапки Мономаха в России до сих пор до конца не выяснено. Существуют множество легенд и гипотез о происхождении данной Шапки. В основном связывают ее с именем русского князя Владимира Мономаха и считают, что она с самого начала принадлежала именно ему. Другие утверждают, что Шапка принадлежала византийскому императору Константину, но в Россию она попала благодаря князю Владимиру Мономаху: якобы, вспомнив, как его знаменитые предки воевали с греками и одержали крупные победы, князь Владимир Мономах тоже решил воевать с Царьградом и послал туда многочисленное войско. Греки, не желая воевать с русскими и, чтобы умилостивить русского князя прислали ему с митрополитом богатые дары: крест из животворящего дерева, золотую цепь, чашу сердоликовую, из которой пил римский цезарь Август, и царский венец, т.е. Шапку умершего к тому времени императора Константина Мономаха, деда князя Владимира. По другой версии, византийские императоры, прежде чем передать Шапку Мономаха и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков. Таким образом, главная идея заключается в том, что Шапка досталась киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, сыну греческой царевны Марии, внуку византийского императора Константина IX Мономаха, по праву преемственности. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала. Пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти русских князей от византийских императоров. Эта легенда обосновывала концепцию «Москва - Третий Рим», но считается маловероятной, хотя бы потому что когда Константин IX Мономах умер, Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он будет править Киевом была ничтожно мала. К тому же, в древних летописях о шапке Мономаха не упоминается ни словом, словно о ней на Руси слыхом не слыхивали до XV века.

Историками установлено, что легенда о Шапке Мономаха была создана во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. Тогда-то и было заявлено, что шапка, выполненная из восьми золотых пластин, украшенных филигранью в греческом стиле, жемчугом, рубинами, изумрудами и турмалинами, была получена по родству от византийского императора князем Владимиром, а позже от киевских князей она перешла к князьям владимирским, а затем и к московским. Однако письменных фактов, подтверждающих указанные заявления, нет.

Первыми письменными источниками по данной теме принято считать «духовные грамоты» Ивана Калиты, где упоминалась некая золотая шапка. В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита, внук прославленного князя Александра Невского подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. Не зря в истории его знают как рачительного хозяина. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Возможно, поэтому ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:

Золотых цепей – 12

Ценных поясов – 9

Золотых чаш – 6

Золотых чар – 2

Золотое блюдо с жемчугом и камнями – 1

Золотых сосудов – 4

Золотая коробочка – 1

Золотая шапка – 1

Именно эта «золотая шапка», как предполагают историки, и есть Шапка Мономаха, которая передавалась впоследствии от одного великого князя к последующему, от одного царя всея Руси к другому. В настоящее время документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III - Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твердой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией - венчанием на престол. Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввел своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство. Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Итак, Шапка действительно была и есть. Ею венчали великих князей и царей земли Русской. Однако, откуда же она взялась на самом деле, ведь версию происхождения ее из Византии ученые отметают напрочь?

Подсказка кроется в самой шапке. Современные исследователи доказали, что шапка восточного происхождения, и кроме этого, она в течение своей долгой жизни претерпевала изменения. Доказано, что начало происхождения шапки – XIII - XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды. Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени. В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные тюркские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.Изначально Шапка Мономаха имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.

Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью. Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки женских украшений того периода.

Таким образом можно констатировать факт того, что Шапка Мономаха является примером синтеза на обширном пространстве территории Золотой Орды элементов салтовской (булгаро-аланской) и золотоордынской культуры и у русских князей появилась, вероятнее всего, как результат закрепления брачного союза с представительницей какого-то очень знатного тюркского рода. Известны, по крайней мере, две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами. В 1260-70-е годы князь Федор, по прозвищу Черный, сын Ростислава Мстиславовича - внука Владимира Мономаха, был в Орде и женился, после смерти своей жены - ярославской княжны, на ханской дочери, имел от нее двух сыновей - Давида и Константина. Сын Давида Федоровича - ярославский князь Василий был женат на дочери Ивана Калиты. Таким образом, генеалогическая связь с Владимиром Мономахом существовала через зятя, являвшегося внуком правнука последнего. Версия о происхождении шапки могла возникнуть по этой линии, если она, доставшись в наследство Василию от матери, через его жену, попала к Калите. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными; последний действовал заодно с тверским князем, помогая ему в Орде, за что великий князь московский опустошил тверские земли и, кроме того, зять пережил тестя. Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата - московского князя Юрия Даниловича. Принадлежала же она Кончаке - сестре хана Узбека. Кончака, в крещении Агафия, была выдана замуж за Юрия московского. Он жил в Орде, "умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке... Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими...". Кончака умерла в Твери в 1317 году, попав в плен к тверскому князю Михаилу, где ее, по слухам, отравили. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 году, тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат - Иван Данилович - Калита. Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, не была принята во внимание сама шапка, которая первоначально имела несколько иной облик (не было опушки из меха и др.) и являлась по форме и характеру декора явно женской, о чем свидетельствуют археологические и этнографические материалы ряда тюркских народов, входивших в состав Золотой Орды. Дальнейшие исследования помогут окончательно развеять миф о так называемой шапке Мономаха, являющейся творением рук тюркских мастеров и достоянием культуры некогда великого государства - Золотой Орды.

Напоследок хочется сказать, что Шапка Мономаха – раритет. Она из тех очень дорогих вещи, цену которым назвать трудно. За них сражаются на аукционах известнейшие коллекционеры и мировые музеи, а получая в свое пользование, хранят как зеницу ока. Но, как говорится в известном фильме, Шапка - «непокупная вещь, цены немалой», оценить которую невозможно. Ее не выставляют на торги, не продают в магазинах. Даже оценить ювелирную цену этой вещи бессмысленно, потому что ее историческая стоимость гораздо выше. Так что узнать настоящую цену Шапки Мономаха практически невозможно. Однако, можно назвать цену копии, созданной в 2002 году к 50-летию Владимира Путина. Точная копия Шапки Мономаха была создана группой частных ювелиров России за несколько месяцев. После того, как сотрудники Национального института герба и флага, сочли факт передачи символа монархической власти президенту демократического государства некорректным, Анатолий Климин заявил о продаже копии Шапки Мономаха и передаче денег в детские фонды. Оценивается копия Шапки приблизительно в 50 000 долларов. Также как и оригинал, она отделана соболиным мехом, украшена изумрудами, рубинами и жемчугом, но при этом некоторые камни не настоящие. При этом, несмотря на стоимость самой ювелирной работы и драгоценных металлов и камней, используемых для копии, основная цена ее зависит все-таки от исторической ценности самой Шапки Мономаха.

Подлинник Шапки, также как и другие символы самодержавия в России, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.