Биографии Характеристики Анализ

Шерлок Холмс: Я не психопат, а высокоактивный социопат. «Шерлок»: Высокоактивный социопат

Пять лет назад на экранах появился совершенно невероятный сериал о таком Шерлоке Холмсе, каким никто никогда не видел его прежде. Герой Бенедикта Камбербэтча, ставший мировым секс-символом, не выпускает из рук смартфон и применяет самые современные методы раскрытия преступлений.

Поклонники в ожидании нового сезона скоро увидят спецэпизод «Безобразная невеста», в котором действие телешоу перенесётся в викторианскую эпоху. А пока что Титр предлагает вам насладиться самыми яркими фразами Шерлока.

«Андерсен, не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы!»

«Между нами говоря, почему люди не думают? Вас это не бесит? Почему им просто не подумать?»

«Посмотрите на это, миссис Хадсон. Тишина, спокойствие, умиротворение... Разве это не отвратительно?»

«Салли зашла к тебе мило побеседовать, а потом случайно задержалась... и драила полы у тебя всю ночь, судя по состоянию ее коленей».

«Я не психопат, а высокоактивный социопат, выучи термины!»

«Хочешь спрятать дерево - спрячь его в лесу».

«Стоп, стоп, стоп! Он никак не может быть отцом – посмотри на отвороты его джинсов!»

«С домом все в порядке, миссис Хадсон, если не считать мертвого серийного убийцу на втором этаже - хорошие новости для Лондона, плохие новости для вашего коврика».

«Хватит. Я в шоке. Видите, на мне одеяло».

«Потому что ты идиот. Нет-нет, не нужно так смотреть, почти все кругом идиоты».

«Позор вам, Ватсон. Миссис Хадсон бросит Бейкер стрит? Скорее Англия падет!»

«Порой обман столь дерзок, что ты не видишь его, даже если все совершенно очевидно».

«Что же происходит в вашем маленьком смешном мозгу?»

«Я не могу открываться и закрываться, как кран!»

«Отсутствие мыслей неизменно. Приятно быть не мной: вечная расслабуха».

«У любителей дурацких шапок чаще всего непростые отношения с людьми».

«О, может быть я и на стороне ангелов, но даже на секунду не подумай, что я один из них».

«Вы видите, но не наблюдаете».

«Не ем, пока работаю - сытость отупляет».

«Ты чуть не извинился минуту назад - не порть впечатление».

«Хорошей лжи нужны подробности».

«Слабость гения - нужда в аудитории».

«Мы встречались дважды, в общей сложности пять минут. Я вытащил пистолет, он пытался взорвать меня. Я ощутил, что между нами есть что-то особенное».

«У тебя армейский браунинг М-1 в кармане или ты просто рад меня видеть?»

«Твой лучший друг - социопат, который расследует преступления в альтернативу наркотикам. Это я о себе, кстати, привет».

«Букингемский дворец. Я борюсь с побуждением украсть пепельницу».

Как они все похожи! Шерлок Холмс из сериала «Шерлок», его двойник из сериала «Элементарно», доктор Хаус, его отечественная пародия доктор Быков из «Интернов». Недалеко от них ушли менее известные персонажи - главные герои «Менталиста», «Следствия по телу» и многих других современных телешоу. Умные, блестящие, непредсказуемые, одинокие, эпатажные и нарушающие все на свете нормы. Имеющие травму в анамнезе, а теперь обаятельные злодеи, положительные герои с омерзительным характером. О том, что означает популярность именно такого типажа на телеэкранах, мы поговорили с психологом Кириллом Хломовым, руководителем психологического центра «Перекресток»

Я не психопат! Я высокоактивный социопат! Пора уже выучить термины… - говорит доктору Ватсону Шерлок Холмс. Тот самый, из последней британской версии, в исполнении Бенедикта Камбербэтча.

«Социопатами называют индивидов, антиобщественных в своей основе и вследствие этого всегда вступающих в конфликты, не извлекая никаких уроков из неприятных переживаний и наказаний, которые причиняет им их собственное поведение. Эти люди лишены, по-видимому, обычной лояльности по отношению к обществу, к своим родителям или к кому-либо из окружающих», - так характеризует социопатов Эрик Берн, американский психиатр, автор теории трансактного анализа. Он, кстати, разделяет социопатов на активных и пассивных, или латентных. Если вторые чаще всего ведут себя прилично, так как хотя и формально, но все-таки руководствуются принятыми нормами и правилами, то первых обычно ничто не сдерживает.

Шерлок Холмс действительно не считается с чувствами близких и даже демонстрирует эмоциональную тупость, не понимая, что такое дружба, отвергая понятие любви и семейных ценностей. Он грубо выставляет из комнаты собственных родителей, которые пришли к нему в гости, будучи проездом в Лондоне. Он не может сообразить, почему Ватсон так расстроился, когда узнал, что в течение двух лет, пока он считал Шерлока мертвым и оплакивал его, тот просто водил его за нос и не удосужился сообщить, что он жив. Но в то же время, как и прочие «главные мерзавцы» сериалов, Шерлок очень чувствителен и чуть ли не сентиментален, хотя, кажется, сам об этом не догадывается.

Доктор Хаус, Шерлок Холмс, Патрик Джейн и прочие из этой команды - они очень соблазнительны, - говорит Кирилл Хломов. - Прежде всего потому, что выходят за рамки. Это, скорее, даже не социопаты, а нарциссические истерики, которые привлекают к себе внимание любыми способами. Они все время что-то такое отмачивают, в результате чего все окружение только о них и говорит. Они демонстративно не любят людей, но на самом деле не могут без них ни минуты: им все время необходима обратная связь. Это действительно такой собирательный образ современного невротика, который пытается показать свою самодостаточность и независимость, в том числе за счет высокого интеллекта. И при этом мучительно нуждается в том, чтобы постоянно оказываться в центре внимания.

В то же время создается впечатление, что это тип смелого, слишком откровенного человека, который взял за правило не лукавить и высмеивать лукавство других.

В чем же их смелость? Давайте посмотрим. Она в том, что они небрежны в отношениях, позволяют себе такую небрежность. Там, где от них ждут социально одобряемого поведения, например сочувствия, они идут в противоположную сторону и демонстрируют чуть ли не садизм по отношению к своему окружению. Но при этом, заметьте, они все-таки не настоящие злодеи: ни один из этих героев никого не убивает - да что там, даже никого не увольняет. То есть агрессия декларируется, но не реализуется. При этом у них у всех высокая степень небрежности по отношению к себе и даже аутоагрессия. Хаус, например, принимает наркотики и периодически попадает почти в смертельные переделки. Тем самым заставляя свое окружение все время себя спасать.

То есть, с одной стороны, «мне никто не нужен, я никого не ценю», но как только друзья и коллеги пытаются удалиться, выясняется, что наш герой на краю гибели и оставить его невозможно. Манипуляции, шантаж?

Да, и даже больше. Друзья и коллеги этих героев не оставляют их вовсе, вопреки всем хамским выходкам. Уилсон предан Хаусу, несмотря ни на что, да и команда его на самом деле мирится с «его манерой». Ватсон оплакивает Шерлока два года, а затем называет лучшим другом, ту же стойкость демонстрирует и напарница Патрика. Даже не самые близкие друзья, а просто коллеги помогают нашим героям выпутаться из неприятных ситуаций, в которые те то и дело попадают, манкируя всеми правилами на свете. Вы представляете себе, если бы у вас была такая команда, которая верит в вас беззаветно, несмотря ни на что, и демонстрирует такую высокую надежность дружбы? Мне кажется, что это на самом деле один из актуальных запросов современного общества - надежность дружеских отношений, безоценочное принятие. Причем это не родительское безоценочное принятие, а именно среди равных, в группе.

И с родителями, кажется, у всех героев не очень… Американский Шерлок-наркоман уверен, что богатому отцу на него наплевать и он не хочет поддерживать с ним отношения, Хаус отца ненавидит, Шерлок английского покроя своих родителей откровенно презирает.

Да и все наши герои в принципе антисемейны: они не верят в семейное счастье, не строят долгосрочных близких отношений и, заметьте, не делают карьеру. Не стремятся получить статус, напротив, отрицают традиционные ценности: карьеру и семью, занимаясь исключительно тем, что доставляет удовольствие, и только так, как считают нужным.

Но все-таки в своем деле они лучшие! Именно за это им все и прощается.

Они прекрасны в своем деле и убедительны, но не супергерои. Вернее, такие «локальные супергерои»: они не спасают мир. Не Джеймсы Бонды. Я бы сказал, что ближе всего позиция наших героев к хипстерской: очень много индивидуализма, смысл - заниматься тем, что нравится, и не очень обращать внимание на формальности.

Конечно, герои, которые нарушают правила, появились не впервые. Но отличительная черта современных персонажей - бесконечный и беспощадный троллинг всех вокруг. Давно появилось выражение «в стиле доктора Хауса» - о начальнике, который беспрестанно хамит и унижает сотрудников. Также говорят «в стиле доктора Быкова» - если совсем уж безобразно орет.

Унижает, орет, хамит, или, если хотите, троллит. Но не берет топор и не выплескивает агрессию с помощью физического насилия. Потребность владеть искусством троллинга - тоже один из психологических запросов нашего времени. Это про умение управлять гневом, которое для нас стало очень актуальным. В прежние века зарубил топором - сел. Трагедия. Сегодня способ и плотность нашей коммуникации сильно отличаются от прежних и требуют умения владеть своей агрессией. Эта агрессия может выражаться погранично, как в случае Быкова: он почти переступает границу - но все-таки не до конца.

Но почему же эти неприятные личности вызывают такой восторг и даже желание им подражать? Ведь не секрет, что многие начинают копировать Хауса, многие поддаются на обаяние самовлюбленного и самоуверенного «менталиста», да и Шерлок тоже…

Как гештальт-терапевт я могу сказать, что здесь речь идет, скорее всего, о полярностях. В каждом человеке есть оба полюса - и агрессия, и доброжелательность. И хамство, разрушительные, антисоциальные тенденции - и, напротив, сентиментальность, потребность быть добропорядочным и «хорошим». Но если один из полюсов вытесняется, потому что он социально неодобряем, именно там возникает напряжение, и нас тянет к тем героям, в которых эти черты ярко выражены. Мы находим в них то, что подавляем в себе.

Раньше я могла бы согласиться с мнением "будь проще - и люди к тебе потянутся". Вообще это как бы верно, если думать примитивно. Вроде как ведёшь себя проще некуда – добр, скромен, приветлив и улыбчив – и все, безусловно, поэтому начинают к тебе тянуться. А если быть точнее, пользоваться тобой. Видят перед собой глупца, готового на всё, лишь бы к нему все тянулись, вот и вешаются ему на шею, когда приходят тяжёлые времена или нужна помощь.

Ты не успеваешь делать все свои дела, зато пишешь одному дипломную работу, за другого сдаёшь экзамены, за третьего работаешь во вторую смену. Выручка? Возможно. Вопрос – самому когда жить?

Я обычно в своей жизни держусь от людей подальше, и чем дальше, тем лучше будет для меня. Более комфортной для меня является обстановка, где я одна – где меня никто не тронет, ни в чём не упрекнёт и не потревожит. Сам себе хозяин, живу, как хочу и делаю, что хочу. Выйти на публику (к трибуне, например) для меня было большим шоком – я не привыкла быть в центре внимания. Именно поэтому я сделала вывод о том, что это болезнь, название которой – социофобия. Для незнающих справка:

Социофобия (от лат. socius - «общий, совместный» и др.-греч. φόβος - «страх») - упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь находиться на улице, когда на тебя смотрят, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п.), либо даже просто встречаться и разговаривать с незнакомыми людьми.

Большинство моих друзей и знакомых советовали мне чаще быть среди людей. «Посмотри своему страху в глаза, столкнись с ним» - это было основной мыслью их «дельных» советов. Что ж, попытка не пытка. Но чем больше я шла против себя, боролась с собой, тем хуже мне становилось. Всё дело в том, что мой организм и моё сознание не воспринимают то, что я вижу вокруг себя, кучу людей особенно. Это не боязнь человека как такового. Это боязнь стать одним из них.

По ошибке продолжая считать себя социофобом, я всё ещё пыталась искоренить в себе эту так называемую боязнь публики - так, я считала, называется то, чем я «болею»: чаще выходить на улицу, говорить с кем-либо и т.п. Но мне это, конечно, всё равно не нравилось. Я чувствовала, что это не моё. И в самом деле, оказалось, всё намного проще. Или сложнее, тут кому как. Я не социофоб. Я вовсе не боюсь этих людей, они мне попросту неинтересны. Я их не понимаю и понимать не хочу.

Я социопат.

Всегда наблюдала внутри себя желание бросить вызов обществу, хотя в целом я вежливая и грублю редко, чаще за надобностью. Всё это – нежелание общаться с какими-либо людьми, огонь, пылающий внутри меня, когда кто-то со мной спорит или пытается перечить мне, грубит мне, критикует меня – составляющие моего непростого характера, одной целой микросхемы с множеством замысловатых кодов, линий и проводков. Социопат вообще – человек, безусловно, вспыльчивый, но это слабо сказано. Это даже хуже, чем просто холерик, намного хуже. Даже немножко другая степь. Это я так, для сравнения. Социопаты бывают двух видов – активные и пассивные. Расшифровка ниже.

· Первый тип, латентный или пассивный социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал (речь идет здесь не о тех, кто пользуется религией или законом для направления совести, а о тех, кто пользуется такими доктринами вместо совести). Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в «книге».

· Второй тип - активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних задержек, если и может на некоторое время усмирить себя и надеть маску добропорядочности, особенно в присутствии лиц, ожидающих от него приличного и ответственного поведения. Но как только такие социопаты оказываются вне досягаемости взрослых или авторитетных личностей, требующих хорошего поведения, они тотчас перестают себя сдерживать.

Не могу сказать, что отношу себя к группе активных социопатов, не настолько уж я всех ненавижу, но и явно я не отношусь к пассивным. Видимо, я что-то среднее. Умение всё же сдерживать себя в нужных ситуациях спасает меня от взрыва эмоций, кучи его жертв и плачевных последствий. Предпочитаю внешне пребывать в какого-то рода спокойствии, выжидаю момента, словом, терплю, пока не выведут из себя окончательно. На меня легко нарваться, легко разжечь огонь, но вот проблема – как всё это остановить? Я злопамятна, помню, кто, что, когда и при каких обстоятельствах мне сделал или сказал, но мстить я не люблю. Не мой профиль.

Далее – внутренний мир. Что скрывают внутри себя социопаты? Кажется, немногое. Ненависть ко всему окружающему, презрение, эгоизм, самолюбие и прочие «негативные» черты. Попробую сейчас развеять все ваши неверные понимания и разложить всё по полкам.

Первое. Ненависть. За что можно ненавидеть всё, что тебя окружает? Ответ вы только что получили. Невнимательным ничем помочь не могу.

Правильно. Уже за то, что оно о к р у ж а е т. Окружает, отвлекает, мешает думать, работать, жить. Мне вот очень мешает, например. И не менее отвлекает. Отвлекает особенно. За окном что-то произошло – и мы тут же стремглав мчимся к нему, пытаясь выведать всё, что нас не касается совершенно вместо того, чтобы заниматься своими привычными делами. Вот она, лень, проявляется абсолютно во всём – «не хочу делать своё, там есть что-то куда более интересное» или «чёрт с ним, сделаю потом, а сейчас…» Часто нам даже неинтересно то, что случилось, но, тем не менее, мы отвлечёмся от своего дела и пойдём смотреть туда, куда нас не звали. Эта лень неосознанна, но она внутри, может, вы о ней не подумали, но где-то глубоко именно она явилась причиной вашего ложного любопытства.


Вторая версия окружающий мир в целом мешает человеку нормально устроить свою жизнь такой, какой ему хотелось бы её видеть. Здесь очень много тонкостей, останавливаться на них я не стану, скажу только одно: человек начинает бояться трудностей, и вместо того, чтобы пытаться преодолеть их, он смотрит на то, как это делают другие. «О, у меня нет своей жизни, так пойду-ка я посмотрю на чужую» - вот сигнал, неосознанно поступающий в ваш мозг, когда вы собираетесь в гости к давнему другу/подруге или садитесь перед экраном телевизора в ожидании фильма. Вот оно, неправильное осознание своего места и роли в жизни.

Второе. Презрение.

Если верить Википедии, то презрение - это «отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые субъект не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми» , но всё можно объяснить намного проще. Презрение – это чувство превосходства, чаще над другими людьми. Растолковать всё можно следующим образом.

Современный мир, окружающий вас социум. Стоит только бросить взгляд на кого-либо, и он уже начинает вас раздражать. Почему? Потому что сейчас такое время? Возможно. Но какая-то часть причины всё же таится и в вас самих. Вы начинаете искать в других недостатки, копаться в них, придираться и так далее по цепочке. А всё для чего? Верно. Чтобы ощущать себя превыше всего, чтобы попытаться поднять на уровень выше свою самооценку, так как когда-то вы уже успели опустить её сами ниже плинтуса. Попытка самоутвердиться в стремлении опустить всех и каждого, теперь так человек обретает уверенность в себе. Жить стало сложнее, а значит, и правила игры изменились.

Но не всегда презрение – плохая вещь. Если человек действительно хорош, если он необычен и не похож на всех остальных, не просто выделяется, а кажется кем угодно, только не человеком – всё. Эта личность имеет право считать себя выше всех остальных, чувствовать превосходство над окружающими его людьми. Такие индивидуумы обычно нужны обществу, без них ему не обойтись, значит, они уникальны. Именно само общество даёт таким людям это понять, следовательно это позволяет им завышать свою самооценку и презирать каждого, кто по своим умственным либо физическим способностям хотя бы на немного отстаёт от них. Таким образом, его поведение может быть оправдано.

Теорема доказана.

Третье. Эгоизм.

Вообще было бы логичнее поставить эгоизм после самолюбия, т.к. первое является последствием, вытекающим из второго, но пока я оставлю всё, как есть. Логическая схема, соединяющая всё выше написанное воедино, есть, но о ней чуть позже.

Эгоизм и самолюбие. Это две абсолютно разные вещи, и я рассмотрю их по отдельности.

Эгоисты – это люди, которых не заботит ничто, кроме них самих. Им неважно, кто вы и что тут делаете, их не интересуют ваши интересы и манеры, какое у вас состояние и чем вы питаетесь. У них есть своя жизнь, она как коробка, дальше которой они ничего не видят и видеть не хотят в принципе. Им, разумеется, плевать и на ваши проблемы (раз им даже всё равно, кто вы), а ваше мнение их не интересует и подавно. Они считают себя центром галактики, своеобразным солнцем, вокруг которого должны вертеться всё и вся, поэтому даже попытка завести беседу с такими людьми будет тщетной. Этот тип людей всегда будет идти поперёк всему, лишь бы заполучить желаемое. Даже если от его действий может кто-то пострадать. Я же говорю, чхать он хотел…

Эгоизм – это, в общем-то, хорошо. Но в меру. В наше время без него не особо-то разживёшься.И всё же не стоит слишком заострять внимание на одном себе любимом, стоит всё-таки попытаться взглянуть на мир. Хотя бы бросить на него взгляд. Только не сокрушающий, конечно.

Наверное, не стоит говорить много об этой черте, ибо тут всё ясно, как божий день.

Переходим к следующему, последнему, но не завершающему пункту – самолюбие. Как я уже сказала, это совершенно другая, мало чем похожая на эгоизм и прочие черты вещь. Она возникает, когда человек начинает чувствовать себя особенным. Такое происходит чаще всего с творческими людьми: писатели, художники, музыканты и т.п., хотя есть и самовлюблённые юристы, политики и даже слесари.

Я бы разделила самолюбие на два вида: основательное и безосновательное.


Первый вид заключается в том, что у человека действительно существуют веские причины на то, чтобы, грубо говоря, влюбиться в самого себя. Например, талант, острый ум, словом, качества, каким-то образом выделяющие его из толпы.

Второй же вид заключается в том, что либо человек просто пытается сам себя выделить, не имея при этом никаких особых навыков (такие действия может породить зависть к способностям других людей, к примеру), либо это уже идёт расстройство психики, стремление «завоевать весь мир» и т.п. (чаще встречается у политиков, устанавливающих диктаторский режим).

Всё, что мне нужно было, я выделила как основные внутренние черты людей-социопатов. Сейчас я составлю логическую цепочку, звеньями которой и станут эти самые черты.

Теперь по порядку.

У нас есть четыре черты: ненависть, презрение, эгоизм и самолюбие. Что из чего вытекает, я сейчас объясню и попытаюсь доказать.

Первым звеном в цепи всё же является, безусловно, ненависть. Почему? Потому что именно с неё начинаются все остальные комплексы человека, именно она вместе с рассуждениями человека порождает в нём чувство превосходства над окружающим миром и прочие «нехорошие» вещи. Следовательно, вторым звеном становится презрение. Но что же оно может породить? Честно говоря, далее возможно два пути:первый – это от эгоизма к самолюбию и второй – это наоборот. Презрение может либо породить эгоизм , индифферентность ко всему происходящему и заставить человека любить лишь самого себя , либо наоборот, может заставить человека любить самого себя исходя из чувства превосходства, далее, делая выводы, человек приходит к эгоизму.

И мы получаем схему:

Ненависть -> Презрение -> Эгоизм <-> Самолюбие

Вижу, что в цепочке есть два переменных звена. Их последовательность будет зависеть в первую очередь от факторов, влияющих на самого человека, и построения его головного мозга, т.е. хода его мыслей и рассуждений.

Теперь моя теорема, кажется, доказана.

Закончить хотелось бы советом всем читателям и людям вообще. Прежде, чем называть кого-то, кто кажется вам не таким, как все или вы сам, психопатом, чокнутым, больным и прочими, скажем, обидными словами, внимательно прочтите в надёжном информационном источнике о значении этих самых слов. Возможно, вы окажетесь слишком далеки от истины. А промахиваться, как известно, не любит никто.

Так что удачи и учите термины.

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Телеграфировать

Твитнуть

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Любители зарубежной литературы несомненно сталкивались с именем Артура Конана Дойля , английского писателя, автора цикла произведений об известном частном сыщике и его друге, от имени которого ведется повествование. Не каждому известно, что прототипом доктора Ватсона стал сам писатель, а Холмс был списан с его учителя, известного в свое время хирурга и профессора. Однако, мы все встречались как с новейшими, так и с давними отечественными экранизациями о знаменитом сыщике с Бейкер стрит. По числу киновоплощений Шерлок Холмс даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый экранизируемый литературный персонаж.

Множество споров о том, какой образ является оригинальным, идут и по сей день. Каждая страна словно соревновалась даже в таком, казалось бы, нехитром деле, как наиболее удачное создание литературного персонажа. Совершенно ясно, что человек имеет свои идеалы и главное – свое воображение, которое не обязано совпадать с взглядами других. Но соперничество продолжается, а Великобритания, Соединенные Штаты и Россия являются наиболее крупными игроками в этом мировом развлечении. Как я уже сказал, сам автор произведений был англичанином, поэтому британская экранизация заинтересовала меня наиболее всего.

В роли Шерлока Холмса предстает Бенедикт Камбербэтч , кампанию которому составляет Мартин Фримен , исполняющий роль доктора Ватсона. Несмотря на позиции сторонников и противников, и те, и другие признают, что актерская игра главных героев на высоте. Начало картины знакомит нас с отставным военным врачом, привыкающим к гражданской жизни доктором Ватсоном, который сводит концы с концами, пытаясь выжить в Лондоне на армейскую пенсию. Общий знакомый выводит его на сыщика Холмса, который находится в не менее затруднительном, финансовом упадке и ренту на квартиру с которым, ему в последствии предстоит разделять.

Мы привыкли представлять гениального детектива интеллигентным, спокойным и рассудительным, словом, настоящим джентльменом XX века. Однако, сценаристы сериала представляют его в новом образе, который и является его исключительной особенностью. Легендарный сыщик перенесен в XXI век, что допускает вытекающие для века информационных технологий привилегии: Холмс активно использует современные технологии, пишет SMS, пользуется интернетом и ведет блоги «невероятного» содержания, к примеру, о степени растяжимости различных натуральных волокон, который читается «на одном дыхании». Вместо традиционной курительной трубки – антиникотиновый пластырь, вместо классической кепки – стильный шарф. Детали в совокупности должны составить ваше первое впечатление о современном герое произведений.

Интересная подача его метода мышления, который, также, подвергся предмету споров, называемый дедукцией с одной стороны и индукцией с другой. В данной сфере мои знания ограничены, потому не буду горячо свидетельствовать аргументами одной из сторон. Вернемся к методу подачи. SMS, которые отправляет или получает герой, ловко мерцают на экране, информируя зрителя. Так, в серии, которой расследуется дело Ирэн Адлер нам мимолетно показывают переписку Холмса и «доминантки, поставившей на колени нацию». Этот процесс завораживает, учитывая, что Холмс на шаг впереди зрителей и всех людей с нормальным интеллектом.

Но как и у всех литературных героев, у экранизированного Холмса есть заклятый враг, зловещая рука которого, держит все нити преступного мира. Профессор Мориарти , согласно Дойлю, гений криминального мира и «самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада».
На экранах он смешивает черты безумца и гения. Если главный герой, не смотря на всю его дерзость и замкнутость, так или иначе олицетворяет добро, то Джим Мориарти чистое зло во плоти. Он консультирует и благотворит любой преступной деятельности Лондона, Англии и Европы в целом.
Их сюжетная линия сопровождается невероятными поворотами, которые только усиливают тягу к просмотру. Несомненно, это «пара» достойна друг друга.

Говорят, хорошую статью лучше не затягивать. Так и мне следует завершать начатое, подводя скромные итоги. И так, британская экранизация «Шерлок» совершенно определенно достойный кинематографа сериал, который обладает, в большинстве своем, исключительными преимуществами перед соперниками, созданными другими странами. Активность и холодный разум главного героя, притягивают зрителя, а сюжетные повороты только усиливают чувство. Образ частного сыщика XXI века пользуется успехом среди широкой аудитории. Пожалуй, самым значительным минусом сериала является долгосрочность его создания, но плоды утешают, учитывая, что одна серия идет с длиной в полнометражный фильм. На этом я заканчиваю, желаю вам насыщенного февраля и терпения в ожидании новых серий любимых сериалов. До новых встреч!

«Шерлок» канала BBC уже давно стал по-настоящему культурным явлением. Миллионы людей затаив дыхание ждут выхода каждого нового эпизода. Прекрасная половина человечества ежегодно пополняет армию фанаток Бенедикта Камбербэтча, а умники и умницы разгадывают криминальные ребусы вместе с любимым героем. В преддверии старта очередного сезона THR попытался ответить на вопрос, в чем же секрет феноменальной популярности сериала.

Во втором сезоне доктор Ватсон, придумывая очередной пост для своего блога, говорит другу: «Люди интересуются тобой» . — «Почему?» — искренне удивляется Холмс.

Действительно, почему? По каким причинам история о детективе-мизантропе, джентльмене из Викторианской эпохи, оказалась настолько современной? За что «Шерлок» получил 7 премий «Эмми»? Отчего всего лишь тизер четвертого сезона, выложенный в Сеть (4,8 млн просмотров на You T ube. — THR) , вызывает у фанатов настоящую истерику? «Я разрыдался» , — один комментарий. «Я ничего не понял, но это круто» , — другой. Ролик — всего 90 секунд: Мориарти передает привет из мира мертвых, знаменитый сыщик предупреждает: «Что-то приближается», бегут солдаты, летит вертолет, Холмс закрывает лицо руками, все лгут.

Слезы — это нормальная реакция. Продюсер Стивен Моффат еще два года назад сообщил, что актеры расплакались, когда узнали содержание четвертого сезона. «Будет ли там трагедия? Непременно» , — обещает соавтор сценария Марк Гейтисс . Еще, кстати, там будет собачка — бладхаунд, ее видели на съемках первой серии.

Насчет остального фанаты спорят: жив ли Мориарти? Или кто-то воспользовался его записью в своих интересах? Кто мог пустить ее «по всем телеканалам страны»? Неужели всемогущий Майкрофт? Как там ребенок Мэри Ватсон? Показ первой части продолжения этой истории, захватившей умы зрителей, запланирован на 1 января 2017 года, но гигантское сообщество поклонников уже год — с момента выхода предыдущего эпизода — изучает каждый миллиметр сериала, чтобы выяснить хоть что-то новое о дальнейшем развитии сюжета.

В новом сезоне три серии: первая будет основана на рассказе Артура Конана Дойла «Шесть Наполеонов» , а вторая — на рассказе «Шерлок Холмс при смерти» . Впервые съемки одной из серий доверили женщине — Рейчел Тэлалей , начинавшей свою карьеру с шестого «Фредди Крюгера», а потом занимавшейся только ТВ-шоу, от старого «Прикосновения зла» до нового «Доктора Кто». И это превосходный выбор: во-первых, продюсеры решили сделать общий тон и настроение жестче и мрачнее, а во-вторых, в одном из эпизодов, «Безобразная невеста», леди побеждали джентльменов и отвоевывали свое место в мире.

Так почему же люди в восторге от Шерлока? На первый взгляд, сериал сделан достаточно банально: знаменитый сыщик и его верный помощник и одновременно биограф доктор Ватсон, созданные сэром Артуром Конаном Дойлом, перенесены из конца XIX века в ХХI, то есть в политкорректное и информационно перенасыщенное время — с мобильниками, блогами, компьютерными вирусами и безумными террористами. Основной задачей первых серий было сделать так, чтобы Холмс казался здесь своим.

Гений дедукции Викторианской эпохи, безоглядно верящий в разум, науку и то, что не надо забивать себе голову ненужной информацией. Немножко наркоман, доморощенный музыкант, великий актер, способный в секунду перевоплотиться в кого угодно, — что это, как не описание современного человека, живущего в соцсетях? В наши дни каждый может стать кем захочет и маниакально верит во что-нибудь. «Высокоактивный социопат» — наш, сегодняшний, здешний.

Но BBC, Моффат и Гейтисс вместе с актером Бенедиктом Камбербатчем не просто осовременили персонаж. Они превратили литературную основу в аттракцион. Читатель «Записок о Шерлоке Холмсе» восхищался тем, как устроен ум великого сыщика, как он разгадывает страшные загадки. Сегодня зритель не просто смотрит кино, он сам становится детективом, постоянно решает ребусы, щедро рассыпанные авторами по всему фильму. Нам важно не только узнать, что произошло, но и понять, зачем, ведь есть ощущение, что каждая серия — лишь маленькая деталь сложнейшего пазла и нужно понять, в чем его суть.

Мир как теория заговора, бред параноика, гигантская шарада из четырех или пяти сезонов. «Шерлок» — одновременно кинокартина, блог, квест и наркотик, и это сочетание убийственно воздействует на аудиторию. Поэтому так популярны гиды по сериалу, где подробно объясняют все его культурные пересечения: например, откуда взялось второе имя доктора Ватсона, Хэмиш, и что за агентство дало работу актеру Ричарду Бруку (он же Мориарти).

Когда-то сэр Артур Конан Дойл убил своего персонажа, а потом воскресил, но лишь потому, что этого потребовали читатели. Лишив жизни Холмса, писатель дал ему новую — и привел к еще большему успеху. Создатели «Шерлока» давно уже играют не со своим героем, не с гаджетами и рассказами Конана Дойла, а с теми, кто находится по другую сторону экрана.