Биографии Характеристики Анализ

Школа, это не только обязанности, но и права. Защита прав ребенка в школе: от теории к практике

Школьная жизнь наших детей наполнена разнообразными ситуациями, часто непредвиденными и сложными. В некоторых случаях родители теряются и не знают, как поступить в определенной ситуации, когда требуется защитить права детей. Чаще всего родители никак их не защищают, просто потому, что не знают своих прав, не умеют правильно отстаивать или не хотят тратить на это время. Многие просто не верят, что можно добиться справедливости. Сегодня на сайте www.сайт, мы поговорим об этом подробнее, и я расскажу, как защитить права ребенка в школе.

Нужно знать, что существуют специальные органы, которые призваны оказывать помощь в различных спорных вопросах, касающихся защиты законных прав и интересов ребенка в школе. Вы всегда можете обратиться за поддержкой, консультаций и советом в органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних при районной УВД.

Вам помогут в полиции, прокуратуре, суде. Также можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. Конечно, можно защитить ребенка самостоятельно. Но в этом случае, вам понадобится посвятить много времени и кропотливо изучить законодательство.

В любом случае, нужно знать, что дело это порою очень нелегкое, отнимающее много времени и сил. Но это стоит того, чтобы защитить честь и достоинство вашего ребенка. Итак, если вам необходимы такие знания, примите к сведению эти рекомендации:

Как гласит ст. 12 Гражданского кодекса РФ (ГК) – права можно защищать любым способом, который не противоречит и не запрещен законом.

На что имеют право школьники?

Каждый учащийся имеет право:

Выбирать то образовательное учреждение, в котором он хочет учиться. Если ему подходит школьная программа образовательного учреждения, но оно находится не в районе его проживания, он и имеет полное право там учиться.

Обучение должно проводиться в условиях, которые гарантируют безопасность. Например, если на физкультуре ребенка заставляют подниматься по канату, но внизу не положены специальные маты, он может отказаться это делать.

На уважение со стороны учителей, администрации, технических работников, охранников и других сотрудников школьного учреждения.

На бесплатное образование, гарантируемое Конституцией РФ. Бесплатное образование – начальное, основное, до 9 класса школы. Полное среднее до 11 класса (включительно). Однако если он останется на второй год в 7 классе, бесплатное образование ему не гарантировано.

Ребенок имеет право пользоваться учебными пособиями, получать необходимые ему книги из школьной библиотеки.

Денежные суммы на благоустройство школы родители могут вносить только в добровольном порядке, в качестве разовой помощи. Никто не должен настаивать на этом, а тем более заставлять детей это делать.

Дети могут посещать любые школьные кружки, спортивные секции. Никто не имеет право отказывать им в этом. Если ребенок не обладает высоким ростом, но хочет заниматься баскетболом, его обязаны принять в эту секцию.

Учитель, психолог, обязаны помогать детям в усвоении школьной программы во время учебного процесса.

Школьник имеет право в любое время, в том числе в конце учебного года, перейти в другую школу. Если это предусмотрено уставом учебного заведения, ученик может участвовать в управлении школы.

Даже если он не является членом совета, оно может посещать его заседания.
Ученик не обязан обязательно посещать мероприятия, которые не входят в учебный план. К ним относятся различные концерты, экскурсии, культ. походы и т. д.

Также существуют права ребенка на уважение своей личности, достоинства и защиту неприкосновенности. Никто не имеет право оказывать в отношении его физическое и психическое насилие. Если определение физического насилия более-менее понятно, понятие формы психического насилия требует разъяснения. Тем более что именно этим формам дети чаще всего подвергаются в школе.

Что такое психическое насилие?

Это угрозы в адрес школьника, насильственная изоляция его от других детей, завышенные требования к нему, которые не соответствуют возрасту и статусу, Унижение, оскорбление, ведение его из равновесия путем несправедливых замечаний, систематической безосновательной критики. Это может быть негативная, несправедливая характеристика, «наклеивание ярлыков», демонстративное негативное отношение к ребенку.

На основании ст. 32 закона «Об образовании» за психическое и физическое здоровье ученика во время образовательного процесса, а также за жизнь детей, обучающихся в этой школе - это образовательное учреждение несет полную ответственность. Школа отвечает также за причинение вреда имуществу школьника, если не сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Это нужно помнить, если возникнет вопрос о нарушении прав ребенка в школе.

Советы родителям

Если вы узнали, что у вашего ребенка серьезный конфликт в школе, обратитесь к директору с письменной просьбой разобраться и принять меры. Если ребенок получил телесные травмы, первым делом пройдите освидетельствование у школьного врача или посетите травмпункт. Возьмите соответствующую выписку.

Если на ученика оказано психическое воздействие пройдите освидетельствование у школьного психолога или посетите поликлинику по месту жительства, возьмите также выписку. В обоих случаях заручитесь поддержкой потенциальных свидетелей конфликта.

Если меры, принятые директором школы к виновникам конфликта вас не устраивают, нужно обратиться в полицию, органы прокуратуры, суд или другие уполномоченные органы с заявлением принять меры.

Знание прав детей в школе, умение эти знания применять, помогут вам с честью выходить из любых сложных ситуаций! В конце – концов в стране и в каждом городе есть уполномоченный по правам ребенка – омбудсмен.

Получение образования в школе занимает значительную часть жизни ребенка, его детства. Важно, чтобы процесс обучения был комфортным и безболезненным для неокрепшей детской психики. Защита интересов и законных прав детей позволяет сделать образование не только безопасным, но и сохраняющим личность, честь и достоинство будущего гражданина правовой и демократической страны.

Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе

Все основные права граждан независимо от их возраста и социального статуса закреплены в Конституции России и в отдельных нормативных актах. Помимо этого нашей страной были ратифицированы многочисленные международные акты и конвенции, закрепляющие права человека, в том числе и ребенка.

К основополагающим правам, принадлежащим всем людям от рождения, относятся: право на имя, на жизнь и другие.

Набор прав каждого ребенка включает как основополагающие права, так и специфические права, связанные с получением образования в школе. Перечень таких прав регламентирован в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в частности, ст. 34) и ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. и включает:

Перечисленные права являются лишь базисом и могут быть дополнены и другими, например, право на ускоренное обучение, если установленная школьная программа освоена быстрее учебного плана или право свободы вероисповедания.

Надлежащее исполнение прав ребенка является прямой обязанностью учебного заведения, в лице его руководства и педагогического состава.

Внимание! Родители, являясь в силу правовых норм законными представителями, вправе защищать права ребенка всеми установленными законом средствами и способами.

Права в школе отдельных категорий детей

Дети, которые в силу физического и психологического развития, требуют индивидуального подхода и обладают расширенными правами. Это позволяет им чувствовать себя равными другим детям и осваивать школьную программу в соответствии с установленными стандартами образования.

К детям, требующим дополнительное внимание со стороны образовательных учреждений, относятся , полные сироты и иные категории установленные законом. Такие дети имеют право:

  • приоритетное зачисление в школу при наличии очереди либо ограничений по количеству учеников;
  • выбор школы в зависимости от территориального фактора, а также с учетом рекомендаций и показаний медико-педагогической экспертизы;
  • при решении вопросов отчисления из-за неуспеваемости обязательно участие Комиссии по делам несовершеннолетних, которая контролирует защиту прав и интересов учеников.

Способы и средства защиты прав ребенка

Права ребенка устанавливает федеральное законодательства, уставы учебных заведений могут лишь их расширить, не ухудшая положение самого ребенка-школьника. Защита всех прав осуществляется в строгом соответствии с законодательством, а также посредством способов и средств, сформулированных в уставе школы.

Родители и школьники самостоятельно вправе защищать свои интересы следующими способами:

В заявлении указать все обстоятельства произошедшего со слов ребенка с учетом имеющихся доказательств. После проведения внутреннего расследования в зависимости от степени вины педагога в отношении него может быть вынесено дисциплинарное взыскание либо решение об увольнении и невозможности заниматься педагогической деятельностью в будущем.

Защита прав ребенка в школе: видео

О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ СТАЛО ПЛОХО

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет. Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком. В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда. Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда. Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка. Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы. Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей. К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей. Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей , детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета». И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий. Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу. Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. Фото: fotoimedia.

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа - ученик - родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок . В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

У нижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия - в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

У даление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов - учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

Мы живем в цивилизованном обществе, где, казалось бы, должны соблюдаться права человека, особенно ребенка. Но иногда интересы ребенка ущемляются, чаще всего действиями взрослых, что приводит к серьезным последствиям.

Защищающие документы

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  • Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  • Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  • Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  • Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  • Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.


В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  • профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  • восстановление нарушенных прав ребенка;
  • просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе. Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);
  • рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г. в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке). При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка;

2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;


3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних) . На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);


4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации);

5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;


6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея);

7.Получение полноценного двухразового питания;


8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;



10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы);

11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет);

12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников;

13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);


14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  • одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  • детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  • детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  • детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития. Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к. они затрагивают интересы обеих сторон и порой неизвестно, как защитить и отстоять права ребенка и родителей в школе.

Неприятные ситуации и что делать

Приведем некоторые ситуации:

В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к. любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету).

В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права. В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» - на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к. они организуются в рамках учебного процесса и предусмотрены учебной программой.

Угроза здоровью

Первый вариант – если ребенку вдруг стало плохо в школе. Ответственность лежит на:

  • медицинском работнике школы: он должен оказать первую доврачебную помощь, используя некоторые медикаменты (серьезные препараты имеет право дать только врач): измерить давление, перевязать рану, дать нашатырный спирт, наложить шину. В крайних случаях вызвать скорую помощь и сопроводить до больницы;
  • учителе – он должен проводить ребенка до процедурного кабинета, связаться с родителями и оповестить о случившемся, разобраться в обстоятельствах случившегося;
  • директоре – в случае бездействия или недостаточном оказании работниками школы помощи, что может привести к трагическим случаям.

Второй вариант – если между учениками произошла драка, также повлекшая нанесение вреда их здоровью. Вся ответственность (включая имущественную) за произошедшее ложится на школу, если это случилось на ее территории (даже на школьном дворе).

Если драка или потасовка случается на уроке, учитель должен предпринять все меры по ее ликвидации.

Если же драка произошла, то родители пострадавшего ребенка должны предъявлять претензии (в т.ч. по возмещению денежных средств на лечение) не к родителю драчуна, а непосредственно к школе и учителю. В любом случае, Устав школы прописывает подобные двоякие моменты.

Третий вариант – освобождение ребенка от уроков физкультуры. Если учитель физкультуры обязывает ребенка посещать уроки и сдавать нормативы вопреки освобождению и рекомендациям врача, необходимо обратиться к классному руководителю и завучу, чтобы ликвидировать подобную ситуацию. Если действия учителя по физкультуре (а именно принуждение к занятиям) ухудшили состояние ребенка, родители могут подать заявление в суд на действия педагога.


Трудности с учителем

Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока или не допускать к занятиям (к примеру, за опоздание, плохое поведение). Обучать и воспитывать – прямая обязанность педагога. В крайних случаях (если ученик пришел в нетрезвом состоянии на урок, неадекватно и агрессивно себя ведет по отношению к ученикам или учителю) педагог должен связаться с директором школы, охраной или полицией, а те – непосредственно передать его либо родителям, либо органам.


Личные вещи

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.