Биографии Характеристики Анализ

Шрифт: Анатомия букв или что делать с сетками. Анатомия шрифта: визуальный гайд по типографике

Буквы — это не просто линии и точки, и из этой статьи вы узнаете, насколько буквы индивидуальны — по крайней мере, в .

Например, знаете ли вы, что у некоторых букв, в том числе заглавных K и R, есть ноги, а у других, таких как строчные N и M, — плечи? Во многих гарнитурах есть даже уши — маленькие линии, идущие сверху вниз по строчной G, а у буквы S есть позвоночник — главная изогнутая линия внутри буквы.

Но не все термины взяты в типографике из анатомии: X-высота означает высоту строчных букв, а высота шапки — высоту заглавных.

Слова — это не просто буквы. Как и у людей, у них есть характер, настроения, стили — и даже анатомические детали! Вот краткий обзор элементов, из которых состоят буквы, и их аналогов в жизни.

  • Нога (Leg) — штрих, направленный вниз.
  • Рука (Arm) — прямой или изогнутый штрих, направленный вверх или наружу.
  • Ухо (Ear) — небольшой штрих, направленный наружу от строчной g в некоторых начертаниях.

  • Плечо (Shoulder) — штрих, изогнутый вниз и вправо. Он есть у строчных h, m и n.
  • Хвост (Tail) — выносной изогнутый штрих, направленный вниз от заглавной O, R и K. Выносные штрихи у строчных g, j, p, q и y тоже иногда называются хвостами.
  • Позвоночник (Spine) — главный изогнутый штрих внутри заглавной и строчной S.

  • X-высота (X-height) — это не часть буквы, а мера высоты строчных букв в одной гарнитуре, зависящая от высоты буквы x, отсюда и название.
  • Рост прописных (Cap height) — мера высоты заглавных букв. У всех заглавных букв в одной гарнитуре она одинакова и определяется по буквам с плоским дном, таким как E.
  • Штрих (Stroke) — главный вертикальный штрих каждой буквы.

  • Верхний выносной элемент (Ascender) — штрих, выступающий вверх, выше х-высоты.
  • Нижний выносной элемент (Descender) — штрих, свисающий вниз, ниже х-высоты.

  • Завиток (Swash) — декоративный элемент, который заменяет засечку у заглавных букв.
  • Перекладина (Bar) — горизонтальный штрих у букв A, H, e и f.

  • Засечка (Serif) — короткий штрих в начале и на конце основного. Бывают шрифты с засечками и без засечек.
  • Концевой элемент (Terminal) — окончание штриха, не имеющего засечки.

  • Чаша (Bowl) — штрих, создающий замкнутое полукруглое пространство, как у букв d, b, o, D и B.
  • Стойка (Counter) — замкнутое пространство внутри таких букв, как o, b, d и a. Стойки тоже состоят из чаш.

  • Шпора (Spur) — маленький выступ, отклоняющийся от основного штриха у заглавной G в некоторых начертаниях.
  • Ствол/Стебель (Stem) — главный вертикальный штрих прямых букв. Первый диагональный штрих букв A и V тоже называется стволом.

  • Дуга (Link) — штрих, соединяющий чашу и петлю строчной g.
  • Петля (Loop) — нижний овальный элемент строчной g.

Доброго дня! Долго думала о чем писать следующий пост, посвященный практике в каллиграфии. Спасибо моим подписчикам за терпение!

Самый популярный вопрос, который мне задавали был о сетках . Как же к ним подступиться и какие параметры выставлять. В принципе разобраться не сложно, давайте начнем немного с терминологии.

По буквам

1. Верхний выносной элемент

2. Нижний выносной элемент

3. Внутрибуквенный просвет

4. Межбуквенное расстояние

5. Росчерк

По границам

1. Граница прописных (заглавных) букв (в примере в качестве заглавной буквы я привожу ломбардский версал)

2. Граница верхних выносных элементов

3. Высота строчных (в простонародье - маленькие буквы) букв

4. Базовая линия

5. Граница нижних выносных элементов

Как определить высоту строчных букв

У каждого каллиграфического шрифта есть свои пропорции. К примеру - возьмем унциал. В унциале высота строчной буквы равна 4 ширины пера. Значит, если мы планируем сделать надпись пером 3мм - высота строчной буквы будет 3*4 = 12 мм.

Перейдем непосредственно к разбору генератора сеток. Напомню ссылку на генератор для ширококонечных стилей Слева мы будем выставлять параметры, справа можем посмотреть превью(нажав на соответствующую кнопку внизу)

1. Calligraphy Style (will be used as filename) - название каллиграфического стиля, оно будет отображаться в заголовке нашего документа.

2. Toggle "X" on/off - отображение указателя базовой линии

3. Vertical (Angled) Lines - включение-выключение отображения вертикальных линий, его лучше оставить, даже если в выбранном вами стиле отсутствует наклон букв, то эти линии помогут сохранить наклон самого пера.

4. Spacing between verticals (nib widths, see image below) - расстояние между вертикальными линиями - на ваше усмотрение, для новичков рекомендую ставить почаще.

5. Angle of Vertical Lines (see image below) - угол наклона вертикальных линий. Как я говорила если Вы пишете италик - то эти линии будут помогать сохранить наклон буквы, но если вы практикуете "прямой" шрифт, то выставляем наклон пера по отношению к базовой линии (к примеру - для унциала 30 градусов)

6. Nib Width (in millimeters) - ширина вашего пера

7. Ascender Height in Nib Widths - высота верхнего выносного элемента

8. Capital Line in Nib Widths - высота прописных букв

9. X-Height in Nib Widths - Х - величина ширины пера, в данном пункте выставляется высота строчных букв в зависимости от стиля (к примеру, для унциала - 4 ширины пера)

10. Descender Height in Nib Widths - высота нижнего выносного элемента

11. Whitespace between sets of lines (nib widths) - расстояние между строками

Следующие три параметра я пропустила, так как в них выставляются цвета линий, это не так важно.

12. Paper Size - размер бумаги

13. Paper Orientation (mostly works now) - ориентация листа

Если возникают вопросы по пропорциям шрифта - то их всегда указывают в образцах в виде лесенки из квадратиков)

Получился такой вот небольшой пост, чтоб не было совсем скучно от цифр и параметров предлагаю немножко отвлечься. Последние весенние этюдики. =)

Самый-самый любимый инструмент!

Весна пришла и тянет на позитивные цвета!

Особенно на жидкую акварель. Самый любимый цвет.

Вдохновение везде!

Для фанатов - совсем уже скоро!

И мы ей улыбнемся! Чудного тебе дня, мой любимый читатель!

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появляющихся в течение столетий в разных странах. Некоторые наиболее важные термины представлены на следующем рисунке .

Элементы букв и их названия. Некоторые из параметров, например изгиб (spine), характерны только для отдельных букв (в данном случае S), но большинство являются общими и применимы ко многим буквам.

Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано ниже.

Формы букв унаследованы из каллиграфии. Форма буквы О, у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера. Нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как M, N и A, появляются штрихи разной толщины.

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв. В данном случае у буквы М движение пера вниз формирует широкие штрихи, а движение вверх - узкие .

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serifs неясной этимологии, но, возможно, оно восходит в древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость (readability).

Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.

Под конец приводим еще один рисунок в исполнении Евгения Дмитриева, иллюстрирующий анатомию шрифта в несколько другом ракурсе.

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появляющихся в течение столетий в разных странах. Некоторые наиболее важные термины представлены на следующем рисунке .

Элементы букв и их названия. Некоторые из параметров, например изгиб (spine), характерны только для отдельных букв (в данном случае S), но большинство являются общими и применимы ко многим буквам.

Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано ниже.

Формы букв унаследованы из каллиграфии. Форма буквы О, у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера. Нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как M, N и A, появляются штрихи разной толщины.

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв. В данном случае у буквы М движение пера вниз формирует широкие штрихи, а движение вверх - узкие .

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serifs неясной этимологии, но, возможно, оно восходит в древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость (readability).


Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.

Под конец приводим еще один рисунок в исполнении Евгения Дмитриева, иллюстрирующий анатомию шрифта в несколько другом ракурсе.

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появляющихся в течение столетий в разных странах. Некоторые наиболее важные термины представлены на следующем рисунке .

Элементы букв и их названия. Некоторые из параметров, например изгиб (spine), характерны только для отдельных букв (в данном случае S), но большинство являются общими и применимы ко многим буквам.
Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано ниже.

Формы букв унаследованы из каллиграфии. Форма буквыО, у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера. Нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как M, N и A, появляются штрихи разной толщины.

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв. В данном случае у буквыМ движение пера вниз формирует широкие штрихи, а движение вверх - узкие.

ЗАСЕЧКИ

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serifs неясной этимологии, но, возможно, оно восходит в древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость (readability).

Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.