Биографии Характеристики Анализ

Социология под редакцией лавриненко. Социология

Предисловие I. Социологическое знание Глава 1 Структура социологического знания 1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 1.2. Уровни социологического знания Глава 2. Основные функции социологии II. Общесоциологические теории Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв. 3.1. Основоположник социологии -- О. Конт 3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма 3.4. Понимающая социология М. Вебера Глава 4. Социологическая теория марксизма 4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 4.3. Общество - целостный социальный организм 4.4. Сферы общественной жизни 4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества 4.6. Марксистская социология и современность Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв. 5.1. Социологические взгляды революционных демократов 5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 5.3. Субъективный метод в социологии 5.4. Психологическое направление в русской социологии 5.5. Легальный марксизм 5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина Глава 6. Современная западная социология 6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений 6.2. Неопозитивизм 6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 6.4. Социология конфликта 6.5. Феноменологическая социология 6.6. Символический интеракциониэм 6.7. Теория действия III. Специальные социологические теории Глава 7. Теория социальной структуры общества 7.1. Социальная структура общества и ее элементы 7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 7.3. Социальные группы 7.4. Социальная мобильность 7.5. Проблема гражданского общества 7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества Глава 8. Этническая социология 8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 8.2. Национально-этнические отношения 8.3. Национальный вопрос в современных условиях Глава 9. Политическая социология 9.1. Политики и политическая деятельность 9.2. Политические отношения и политические интересы 9.3. Политические процессы и политические институты 9.4. Политическая система общества 9.5. Политическое сознание Глава 10. Социология культуры 10.1. Культура и ее функции 10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 10.3. Массовая культура и субкультура 10.4. Проблемы культуры в современной России Глава 11. Социальные институты и организации 11.1. Социальные институты 11.2. Социальные организации Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 12.1. Труд и его составляющие 12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив Глава 13. Социология семьи 13.1. Брак и семья - социальные институты 13.2. Важнейшие функции семьи 13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений Глава 14. Социология личности 14.1. Концепции личностей 14.2. Социализация личности 14.3. Социальная типология личности 14.4. Личность и общество в переходный период Глава 15. Социология города и деревни 15.1. Социология расселения 15.2. Специфика функционирования города 15.3. Проблемы развития деревни 15.4. Система расселения Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения 16.1. Феномен общественного мнения. 16.2. Функции общественного мнения Глава 17. Социология свободного времени 17.1. Структура н классификация свободного времени 17.2. Свободное время в жизни общества 17.3. Факторы, влияющие на свободное время Глава 18. Социология конфликта 18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению 18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 18.3. Механизм социального конфликта 18.4. Управление конфликтом 18.5. Социальные конфликты в современной России IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 19.1. Социологическое исследование и его виды 19.2. Программа социологического исследования 19.3. Применение выборочного метода 19.4. Рабочий план социологического исследования Глава 20. Методы социологических исследований 20.1. Анкетный опрос 20.2. Интервью 20.3. Наблюдение. Эксперимент 20.4. Анализ документов Глава 21 Анализ эмпирических данных Литература Важнейшие социологические понятия и термины

Скачать: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 407 с.

Это второе, дополненное издание известного учебника "Социология" (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998). Основная цель учебника - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.

Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Формат: pdf / zip

Размер: 16 Мб

Предисловие 5

I. Социологическое знание 13

Глава 1 Структура социологического знания 14

1.1. Объекты СОЦИОЛОГИИ и элементы социологического знания 14

1.2. Уровни социологического знания 18

Глава 2. ...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Чем меньше женщину мы любим, тем больше песен у "Тату".

Цитаты и Статусы со смыслом

Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновенье, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Оглавление
Предисловие 6
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 15
Структура социологического знания 16
Объекты СОЦИОЛОГИИ – элементы социологического знания 15
Уровни социологического знания 19
Основные функции социологии 25
ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 29
Классическая западная социология … 30
Основоположник социологии -- Конт 31
Органическая теория общества … 36
Теория социального реализма … 40
Понимающая социология Вебера 43
Социологическая теория марксизма 52
От идеалистического к материалистич. пониманию исторического процесса 52
Определяющая роль способа произв-ва в жизни общества 35
Общество - целостный соц. организм 58
Сферы общественной жизни 60
Общественно-экономические формации … 62
Марксистская социология – современность 65
Социологическая мысль России …. 70
Социологические взгляды революц. демократов 70
Анархизм Бакунина Кропоткина 82
Субъективный метод социологии 87
Психологическое направл. русской социологии 93
Легальный марксизм 97
Плюралистическая социология Ковалевского 104
Социологический неопозитивизм Сорокина 108
Современная западная социология 116
Академическая социология. Классификация соврем. социологических направлений 116
Неопозитивизм 118
Структурно-функциональный анализ …119
Социология конфликта 123
Феноменологическая социология 125
Символический интеракциониэм 126
Теория действия 127
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 133
Теория соц. структуры общества 133
Социальная структура общества. 133
Социальные отношения – типы соц. структур 135
Социальные группы 140
Социальная мобильность 143
Проблема гражданского общества 144
Актуальные проблемы развития соц. структуры современного общества 146
Этническая социология 149
Этнос. Народ. Нация 150
Национально-этнические отношения 156
Национальный вопрос … 162
Политическая социология 168
Политики – политическая деятельность 169
Политические отношения – политич. интересы 171
Политические процессы – политич. институты 177
Политическая система общества 180
Политическое сознание 184
Социология культуры 191
Культура – ее функции 191
Социологическая классификация культуры – закономерность ее развития 194
Массовая культура – субкультура 197
Проблемы культуры современной России 200
Социальные институты – организации 202
Социальные институты 202
Социальные организации 212
Социология труда – трудовых организаций 221
Труд его составляющие 221
Трудовая организация - труд. коллектив 226
Социология семьи 241
Брак и семья - соц. институты 241
Важнейшие функции семьи 244
Тенденции развития семейно-брач. отношений 248
Социология личности 254
Концепции личностей 256
Социализация личности 260
Социальная типология личности 262
Личность – общество в переход. период 264
Социология города – деревни 268
Социология расселения 268
Специфика функционирования города 271
Проблемы развития деревни 275
Система расселения 282
Общественное мнение; механизм формиров., функции, проблемы изучения 287
Феномен общественного мнения. 287
Функции общественного мнения 296
Социология свободного времени 301
Структура – классификация свободного времени 301
Свободное время … 305
Факторы, влияющие – свободное время 310
Социология конфликта … 316
Конфликт – различные подходы его изучения. 316
Функции – классификация социальных конфликтов 323
Механизм социального конфликта 327
Управление конфликтом 330
Социальные конфликты современной России 332
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: МЕТОДИКА – ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 341
Социологическое исследование: понятие – виды, программа – выборка 341
Социологическое исследование … 341
Программа социологического исследования 346
Применение выборочного метода 350
Рабочий план социологич. исследования 352
Методы социологических исследований 356
Анкетный опрос 356
Интервью 360
Наблюдение. Эксперимент 367
Анализ документов 370
Анализ эмпирических данных 377
Литература 385
Важнейшие социологические понятия – термины 389

Предисловие

I. Социологическое знание

Глава 1 Структура социологического знания *

1.1. Объекты социологии и элементы социологического знания

1.2. Уровни социологического знания

Глава 2. Основные функции социологии

II. Общесоциологические теории

Глава 3. Классическая западная социология ** XIX - начала XX вв.

3.1. Основоположник социологии - О. Конт

3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера

3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма

3.4. Понимающая социология М. Вебера

Глава 4. Социологическая теория марксизма f -

4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса

4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества

4.3. Общество - целостный социальный организм

4.4. Сферы общественной жизни

4.5. Общественно-экономические формации, или исторические типы общества

4.6. Марксистская социология и современность

Глава 5. Социологическая мысль в России

второй половины ХГХ - начала XX вв,

5.1. Социологические взгляды революционных демократов

5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина

5.3. Субъективный метод в социологии

5.4. Психологическое направление в русской социологии -

5.5. Легальный марксизм

5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского

5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина

Глава 6. Современная западная социология

6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений0.2. Неопозитивизм

6.3. Структур но-функциональный анализ Т. Парсонса

6.4. Социология конфликта

6.5. Феноменологическая социология

6.6. Символический интеракционизм

6.7. Теория действия

Ш. Специальные социологические теории Глава 7. Теория социальной структуры общества t

7.1. Социальная структура общества и ее элементы

7.2. Социальные отношения и типы социальных структур

7.3. Социальные группы

7.4. Социальная мобильность

7.5. Проблема гражданского общества

7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества

Глава 8. Этническая социология

6.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация

8.2. Национально-этнические отношения

8.3. Национальный вопрос в современных условиях

Глава 9. Политическая социология

9.1. Политика и политическая деятельность

9.2. Политические отношения и политические интересы

9.3. Политические процессы и политические институты

9.4. Политическая система общества

9.5. Политическое сознание Глава 10. Социология культуры

10.1. Культура и ее функции

10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития

10.3. Массовая культура и субкультура

10.4. Проблемы культуры в современной России

Глава 11 Социальные институты и организации f -

11.1. Социальные институты

11.2. Социальные организации

Глава 12. Социология труда и трудовых организаций

12.1. Труд и его составляющие

12.2. Трудовая организация - трудовой коллектив

3. Социология семьи

13.1. Брак и семья - социальные институты

13.2. Важнейшие функции семьи

Тенденция развития семейно-брачных отношений

Глава 14. Социология личности

14.1. Концепции личностей

14.2. Социализация личности

14.3. Социальная типология личности

14.4. Личность и общество в переходный период

Глава 15. Социология города и деревни

15.1. Социология расселения

15.2. Специфика функционирования города

15.3. Проблемы развития деревни

15.4. Система расселения

Глава 16. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения

16.1. Феномен общественного мнения

16.2. Функции общественного мнения

Глава 17. Социология свободного времени

17.1. Структура и классификация свободного времени

17.2. Свободное время в жизни общества

17.3. Факторы, влияющие на свободное время

Глава 18. Социология конфликта

18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению

18.2. Функции и классификация социальных конфликтов

18.3. Механизм социального конфликта

18.4. Управление конфликтом

18.5. Социальные конфликты в современной России

IV . Прикладная социология: методика

и техника социологических исследований

Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка

19.1. Социологическое исследование и его зиды

19.2. Программа социологического исследования

19.3. Применение выборочного метода

19.4. Рабочий план социологического исследования

Глава 20. Методы социологических исследований

20.1. Анкетный опрос

20.2. Интервью

20.3. Наблюдение. Эксперимент

20.4. Анализ документов

Глава 21 Анализ эмпирических данных

Литература

Важнейшие социологические понятия и термины

Социология - наука об обществе

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», Образованный из ла­тинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Но­вого времени Огюст Копт (1798-1857), которого нередко на­зывают основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функциони­ровании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на разви­тие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древне­китайских и древнегреческих философов, европейских мысли­телей Средних веков и Нового времени.

Выступая как часть тех или иных философских учений, со­циология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эс­тетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как са­мостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как це лостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и со­циальной справедливости," В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследст­вии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в на­учное объяснение исторического процесса. Их концепции об­щественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим их подробнее.

Выделившись из универсальных философских систем и раз­виваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути фило­софский, анализ развития общества и существенно углубить исследования.

В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Она исходит из соответствующих философских предпо­сылок и базируется на определенном мировоззрении, в кото­ром ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиций данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и об­щества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределя­ет решение прочих социологических проблем, з том числе ме­нее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную нау­ку», направленную на объективное изучение социальных фак­тов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представи­тели, в том числе Я. Лазарсфелъд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Од­нако, объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивиз­ма, прагматизма, интуитивизма и т. д. Ив этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходи­мости философского осмысления вытекающих из данного ана­лиза выводов и обобщений. Итак,

современная социология - это самостоятельная наука об об­ществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Как системное образование общество олицетворяет собой некие особые качества по сравнению с его элементами и любой их суммой. Еще древние говорили, что целое больше суммы входящих в него частей:

Это значит, что целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегративный эффект». Эти новые качества, присущие целому, обычно обозначаются как системные, или интегративные качества 1 .

В силу присущих ему интегративных качеств общество об­ладает собственной определенностью и самостоятельностью по отношению к составляющим его субъектам, социальным ин­ститутам, сферам общественной жизни и т.д. Это обстоятельст­во особо фиксируется и обосновывается социологией, которая изучает прежде всего механизмы функционирования общества, взаимодействие между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология вскрывает и изучаеттакже законы общественного развития. В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов - больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей. Все это ха­рактеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь, поскольку, во-первых, многие со­циологические проблемы осмысливаются с философских пози­ций, во-вторых, общетеоретическая социология непосредствен­но смыкается с воззрениями, относящимися к области соци­альной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показателями которой, по мнению социологов разных школ и направлений, являются, в частности, признание объективных основ функционирования общества и закономер­ного характера его развития, правильное истолкование взаимо­действия объективных факторов исторического процесса и соз­нательной деятельности людей.

Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и закономер­ности. Так, немецкий философ Г.Ф. Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения «объективных оснований исторического процесса». Он показал, что

интересы, воля, желания, действия людей, как правило, разно-направлены; но хаос случайностей - только внешний рисунок ис­тории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность 1 .

Тем самым были обозначены «контуры научной методоло­гии», важнейший принцип которой состоял в том, чтобы идти

не от субъективных намерений участников исторического про­цесса, в том числе самых выдающихся, а от внутреннего объектив­ного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальных целей и субъективных воль 2 .

Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии.

К. Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обна­ружению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистифика­цию исторической закономерности как саморазвития абсолют­ной идеи. На закономерный характер развития общества ука­зывали также французские мыслители К. Сен-Симон и О. Конт. Они пытались научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объек­тивным естественным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.

Представители так называемого социального дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Вольтман и др.) переносили действие законов естественного отбора и борьбы за существование на развитие общества. При всех различиях указанных направлений в социологии их объединяют идеи объективной обусловленно­сти развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Предметом любой науки являются соответствующие объек­тивные связи и законы развития природы и общества. Подобно тому как, скажем, физика, астрономия, химия, биология изу­чают законы неорганической и органической природы, социо­логия изучает законы развития общества. Последние составля­ют одну из основных проблем марксистской социологии, на что указывают представители других социологических направ­лений. Основное внимание марксистской социологии направ­лено на изучение объективных законов материального произ­водства и их воздействия на социальную, политическую и ду­ховную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил социального процесса, представляет развитие общества как закономерный исторический процесс.

Разумеется, было бы неверно относиться к каждому поло­жению марксистской социологии как к истине в последней ин­станции. Именно такое к ней отношение характерно для кон­сервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, ко­торые стали достоянием современной мировой социологиче­ской мысли. В свое время на значение этих положений автори­тетно указал один из наиболее влиятельных социологов нынешнего столетия М. Вебер, хотя многие положения марксист­ской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социологи и экономисты Р. Миллс и Дж. Гелбрейт, многие другие предста­вители западной социологии. В целом марксистская социоло­гия продолжает вносить свой позитивный вклад в развитие со­временной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоятельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличиваются по мере освобождения от догматических и идеологических стереотипов. Тем не менее ко всем ее положениям, как и к положениям других направлений современной социологии, необходимо от­носиться критически, учитывая при этом, насколько они отве­чают сегодняшнему уровню развития социологической науки, а также объективным данным общественной практики.

В соответствующих главах данного учебника анализируются многие направления классической и современной социологии. Их содержание раскрывается также в других главах в связи с анализом тех или иных проблем современной общетеоретиче­ской социологии и так называемых специальных или частных социологических теорий. Авторы исходили из того, что различ­ные подходы к исследованию соответствующих явлений могут дополнять друг друга и способствовать их всестороннему науч­ному анализу. Это в свою очередь может помочь составить о данных явлениях целостные представления, соответствующие их природе и значению в жизни общества.

Вопросы для повторения

1. Раскройте современное понимание социологии как науки.

2. Каковы объективные основания развития социологии?

1. Социологическое знание

Признаком научного познания является объективная значимость его выводов, то есть истина./Макс Вебер/.

Это второе, дополненное издание известного учебника “Социология” (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998). Основная цель учебника - помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях.

Для студентов вузов, учащихся колледжей, лицеев и школ, для всех, интересующихся проблемами развития и жизни общества.

Издательство: ЮНИТИ, 2001 г.

ISBN 5-238-00129-0, 5-238-00130-4

Количество страниц: 407.

Содержание книги «Социология: Учебник для вузов»:

  • 5 Предисловие
  • 13 I. Социологическое знание
  • 14 Глава 1 Структура социологического знания
    • 14 1.1. Объекты социологии и элементы социологического знания
    • 18 1.2. Уровни социологического знания
  • 24 Глава 2. Основные функции социологии
  • 29 II. Общесоциологические теории
  • 30 Глава 3. Классическая западная социология XIX - начала XX вв
    • 30 3.1. Основоположник социологии —- О. Конт
    • 36 3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера
    • 40 3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюрхгейма
    • 43 3.4. Понимающая социология М. Вебера
  • 50 Глава 4. Социологическая теория марксизма
    • 51 4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса
    • 34 4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества
    • 57 4.3. Общество — целостный социальный организм
    • 59 4.4. Сферы общественной жизни
    • 62 4.5. Общественно-экономические формации или исторические типы общества
    • 65 4.6. Марксистская социология и современность
  • 70 Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины XDC - начала XX вв
    • 70 5.1. Социологические взгляды революционных демократов
    • 81 5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина
    • 86 5.3. Субъективный метод в социологии
    • 92 5.4. Психологическое направление в русской социологии
    • 96 5.5. Легальный марксизм
    • 103 5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского
    • 108 5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина
  • 115 Глава 6. Современная западная социология
    • 115 6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений
    • 117 6.2. Неопозитивизм
    • 119 6.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса
    • 122 6.4. Социология конфликта
    • 124 6.5. Феноменологическая социология
    • 125 6.6. Символический интеракциониэм
    • 127 6.7. Теория действия
  • 131 III. Специальные социологические теории
  • 132 Глава 7. Теория социальной структуры общества
    • 132 7.1. Социальная структура общества и ее элементы
    • 134 7.2. Социальные отношения и типы социальных структур
    • 139 7.3. Социальные группы
    • 142 7.4. Социальная мобильность
    • 143 7.5. Проблема гражданского общества
    • 145 7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества
  • 149 Глава 8. Этническая социология
    • 149 8.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация
    • 155 8.2. Национально-этнические отношения
    • 162 8.3. Национальный вопрос в современных условиях
  • 168 Глава 9. Политическая социология
    • 168 9.1. Политики и политическая деятельность
    • 170 9.2. Политические отношения и политические интересы
    • 176 9.3. Политические процессы и политические институты
    • 179 9.4. Политическая система общества
    • 184 9.5. Политическое сознание
  • 190 Глава 10. Социология культуры
    • 190 10.1. Культура и ее функции
    • 193 10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития
    • 196 10.3. Массовая культура и субкультура
    • 200 10.4. Проблемы культуры в современной России
  • 202 Глава 11. Социальные институты и организации
    • 202 11.1. Социальные институты
    • 212 11.2. Социальные организации
  • 220 Глава 12. Социология труда и трудовых организаций
    • 220 12.1. Труд и его составляющие
    • 226 12.2. Трудовая организация — трудовой коллектив
  • 240 Глава 13. Социология семьи
    • 240 13.1. Брак и семья — социальные институты
    • 243 13.2. Важнейшие функции семьи
    • 248 13.3. Тенденции развития семейно-брачных отношений
  • 254 Глава 14. Социология личности
    • 255 14.1. Концепции личностей
    • 259 14.2. Социализация личности
    • 261 14.3. Социальная типология личности
    • 264 14.4. Личность и общество в переходный период
  • 267 Глава 15. Социология города и деревни
    • 267 15.1. Социология расселения
    • 270 15.2. Специфика функционирования города
    • 274 15.3. Проблемы развития деревни
    • 282 15.4. Система расселения
  • 286 Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования, функции, проблемы изучения
    • 286 16.1. Феномен общественного мнения
    • 295 16.2. Функции общественного мнения
  • 300 Глава 17. Социология свободного времени
    • 300 17.1. Структура н классификация свободного времени
    • 305 17.2. Свободное время в жизни общества
    • 310 17.3. Факторы, влияющие на свободное время
  • 315 Глава 18. Социология конфликта
    • 315 18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению
    • 322 18.2. Функции и классификация социальных конфликтов
    • 326 18.3. Механизм социального конфликта
    • 329 18.4. Управление конфликтом
    • 331 18.5. Социальные конфликты в современной России
  • 339 IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований
  • 340 Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка
    • 340 19.1. Социологическое исследование и его виды
    • 345 19.2. Программа социологического исследования
    • 349 19.3. Применение выборочного метода
    • 352 19.4. Рабочий план социологического исследования
  • 355 Глава 20. Методы социологических исследований
    • 355 20.1. Анкетный опрос
    • 359 20.2. Интервью
    • 366 20.3. Наблюдение. Эксперимент
    • 369 20.4. Анализ документов
  • 376 Глава 21 Анализ эмпирических данных
  • 384 Литература
  • 388 Важнейшие социологические понятия и термины