Биографии Характеристики Анализ

Сталин и нефть. Дом на Котельнической набережной

Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года (Красная площадь, Москва).

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

От имени Советского правительства и нашей большевистской партии приветствую вас и поздравляю с 24-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции.

Товарищи! В тяжелых условиях приходится праздновать сегодня 24-ю годовщину Октябрьской революции. Вероломное нападение немецких разбойников и навязанная нам война создали угрозу для нашей страны. Мы потеряли временно ряд областей, враг очутился у ворот Ленинграда и Москвы. Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, - вся наша страна, - организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Бывали дни, когда наша страна находилась в еще более тяжелом положении. Вспомните 1918 год, когда мы праздновали первую годовщину Октябрьской революции. Три четверти нашей страны находились тогда в руках иностранных интервентов. Украина, Кавказ, Средняя Азия, Урал, Сибирь, Дальний Восток были временно потеряны нами. У нас не было союзников, у нас не было Красной Армии, - мы ее только начали создавать, - нехватало хлеба, нехватало вооружения, нехватало обмундирования. 14 государств наседали тогда на нашу страну. Но мы не унывали, не падали духом. В огне войны организовали тогда мы Красную Армию и превратили нашу страну в военный лагерь. Дух великого Ленина вдохновлял нас тогда на войну против интервентов. И что же? Мы разбили интервентов, вернули все потерянные территории и добились победы.

Теперь положение нашей страны куда лучше, чем 23 года назад. Наша страна во много раз богаче теперь и промышленностью, и продовольствием, и сырьем, чем 23 года назад. У нас есть теперь союзники, держащие вместе с нами единый фронт против немецких захватчиков. Мы имеем теперь сочувствие и поддержку всех народов Европы, попавших под иго гитлеровской тирании. Мы имеем теперь замечательную армию и замечательный флот, грудью отстаивающие свободу и независимость нашей Родины. У нас нет серьезной нехватки ни в продовольствии, ни в вооружении, ни в обмундировании. Вся наша страна, все народы нашей страны подпирают нашу армию, наш флот, помогая им разбить захватнические орды немецких фашистов. Наши людские резервы неисчерпаемы. Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляют нас теперь на Отечественную войну так же, как 23 года назад.

Разве можно сомневаться в том, что мы можем и должны победить немецких захватчиков?

Враг не так силен, как изображают его некоторые перепуганные интеллигентики. Не так страшен чорт, как его малюют. Кто может отрицать, что наша Красная Армия не раз обращала в паническое бегство хваленые немецкие войска? Если судить не по хвастливым заявлениям немецких пропагандистов, а по действительному положению Германии, нетрудно будет понять, что немецко-фашистские захватчики стоят перед катастрофой. В Германии теперь царят голод и обнищание, за 4 месяца войны Германия потеряла 4 с половиной миллиона солдат, Германия истекает кровью, ее людские резервы иссякают, дух возмущения овладевает не только народами Европы, подпавшими под иго немецких захватчиков, но и самим германским народом, который не видит конца войны. Немецкие захватчики напрягают последние силы. Нет сомнения, что Германия не может выдержать долго такого напряжения. Еще несколько месяцев, еще полгода, может быть годик, - и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений.

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!

За полный разгром немецких захватчиков!

Смерть немецким оккупантам!

Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее независимость!

Под знаменем Ленина - вперед к победе!

Одним из самых впечатляющих проектов во всей практике советской архитектуры справедливо можно назвать строительство «Сталинских высоток» - семь из восьми запроектированных сооружений короновали Москву. Архитектурный манифест для всего мира – заявление о власти, силе, значимости и непререкаемом авторитете советской власти – получил своё начало 13 января 1947 года. Тогда Советом Министров было подписано постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В сентябре того же года одновременно было заложено восемь оснований для будущих высоток – по числу столетий существования Москвы.

Опыта высотного строительства в Советском Союзе на тот момент не было. Кроме единственного проекта (прародителя будущих высоток) – здания Дворца Советов, запроектированного архитектором Душковым в Зарядье. Монументальное сооружение по проекту имело 420 м в высоту и венчалось статуей В.И. Ленина (для масштаба – указательный палец Ленина был шестиметровой длины). Дворец так и не был достроен – стройку заморозили после смерти Сталина.




Немного о происхождении сталинских высоток:

Перенесемся на сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорк. Товарищ Отис установил первый лифт в пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор.

Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей):

Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже - в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.

Нью-Йорский стиль был таким (1900):

Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались, жаловались, жаловались, жаловались, пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.

Народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.

Без уступов:

С уступами:

В 1914 году было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле.

Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) были отвергнуты вождем народов. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же.
В 1937 году бригада советских архитекторов отправляется в Нью-Йорк – перенимать опыт американских строителей небоскрёбов.
Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.
После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека. Кстати, после войны и до смерти Сталина в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей.
Помимо высоток остальные здания сталинской эпохи строились в том же духе, что и неоклассические нью-йоркские строения.
Похожие здания появились потом и в Риге, и в Киеве, и в Варшаве.

В 1961 году в Нью-Йорке градостроительный закон изменили, обязав вместо уступов предоставлять публике последние и первые этажи под смотровые площадки и рестораны.
А в Москве с тех пор ничего более красивого и не строили.

Внешний вид нью-йорских небоскребов в 1930:

Этапы реалицации:

Самым высоким сооружением этого масштабного проекта стал главный корпус МГУ (Московского государственного университета) на Воробъёвых горах. В нём 36 этажей (240 м вместе со шпилем). В центральном блоке размещены факультеты, актовый зал на 1500 человек, музей, научная библиотека. В боковых – общежитие для студентов и квартиры профессорско-преподавательского состава. Изначально здание проектировалось как крупный жилой комплекс. Решение о том, что на Воробъёвых вместо него будет возведён главный ВУЗ страны, принял лично Сталин.
Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.).

Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.
В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)
Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ – один из важнейших вузов РФ.
А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Вторая по высоте постройка – гостиница «Украина», венчающая Кутузовский проспект. Центральный объём её состоит из 34 этажей. Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания – это гостиница, боковые флигели – жилые, там расположены квартиры.
28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.

Особенное место среди новых высоток занимало строящееся здание МИД на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 – 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом. Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Когда работы были уже завершены, Сталин потребовал, чтобы постройку увенчали шпилем. Авторы проекта –профессор Гельфрейх и архитектор Минкус – пытались возражать, но напрасно. Возвести шпиль из капитальных материалов было невозможно – это нарушило бы все расчёты по нагрузкам. Тогда было принято решение соорудить бутафорский шпиль из листовой жести и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). Чтобы смонтировать его, строителям пришлось пробивать перекрытия 5-ти этажей для установки опор.

Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина".
Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.



Ещё одна удивительная история связана со строительством высотного жилого здания у Красных ворот, 1951 года. Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство Путей Сообщения (или коротко МПС).
По замыслу архитектора Душкина вестибюль станции метро, располагавшейся прямо в основании будущего здания, непременно должен был стыковаться с его цокольным уровнем. Чтобы это осуществить была применена технология предварительной заморозки грунта – 100-метровый каркас ведь должен был удержаться на краю другого строительного котлована.

Чтобы нивелировать последующее за разморозкой оседание грунта и, как следствие, наклон всего здания, высотку возводили с обратным уклоном. У шпиля он составлял 16 см. Первый и уникальный случай такого смелого инженерного приёма завершился успешно. В течение нескольких месяцев здание принимало верное положение. И хотя небольшое отклонение всё-таки произошло, оно вполне вписывалось в заложенные нормы.



В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме.
Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Следующий объект – Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной.
Архитекторы Чечулин и Ростковский. Центральный объём имеет 26 этажей. Как и все постройки этого архитектурного проекта, высотка обладает замкнутой инфраструктурой и включает в себя магазины, почтовое отделение, кинотеатр.

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.
Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции.
Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.
В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.

Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки.
В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!

176 м. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.

Особый разговор о Гостинице Ленинградской (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).
Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической – 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.
Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства.
Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты.

В проекте ясно читаются мотивы «нарышкинского барокко». Это обстоятельство возмутило впоследствии Хрущёва и его решением архитекторы Поляков и Борецкий были лишены Сталинской премии. Произошло это, разумеется, уже после смерти «вождя народов». Начиналась новая эпоха, и она устанавливала свои правила.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.
Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что па первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым, из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но тендер уж выиграли американцы.

Москва на момент строительства высоток выглядела не слишком величественно. У подножия их жались бараки, избы, ветхие домишки. Фантастические затраты на новое строительство и разительный контраст между средой и проектом потрясают. К примеру, стоимость строительства одного только корпуса МГУ равна той сумме, которая была выделена на восстановление всего города-героя Сталинграда. Рабочей силы в послевоенные годы, конечно, не хватало. Потому на самой дорогостоящей стройке страны трудились заключённые. И всё же этот «застывший гимн Победе» вселял в советского человека новую надежду на мирную и обязательно счастливую жизнь.

Текст: Нина Белая

Известный на весь мир ансамбль из семи высотных зданий столицы - это не только архитектурный шедевр, получивший название «сталинский ампир», но и один из главных символов города. Портал «ЗаграNица» расскажет несколько интересных фактов о монументальных постройках

Все «сестры» были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, когда отмечалось 800-летие Москвы. Правда, изначально планировали построить восемь зданий. Над созданием грандиозного творения работали лучшие архитекторы СССР.

Та самая восьмая высотка, которой так и не суждено было вырасти, - административное здание в Зарядье. Его строительство остановили из-за смерти Сталина в 1953 году. А через 10 лет на ее месте возникла гостиница «Россия».

На облик столичных высоток повлияли американские небоскребы 1910-1930-х годов. Однако перед советскими зодчими стояло задание возвести высотные здания, отличающиеся от западных (так как они должны были воплотить идею Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами). С задачей архитекторы справились на ура, создав в результате оригинальный архитектурный стиль, который стали именовать «сталинский ампир» или «советский монументальный классицизм».


Фото: kartinki24.ru 4

Все семь московских многоэтажек строились по принципу пирамиды, либо так называемого свадебного пирога, что помогло визуально увеличить высоту зданий.

Согласно первоначальному проекту, самое высокое здание должно было возвыситься на 32 этажа. Однако в ходе строительства все высотки стали еще выше. Так, МГУ вырос на 36 этажей, а гостиница «Ленинградская» - на 26 (тогда как в проекте она была всего лишь 16-этажной).


Фото: birdseyeview.ru 6

Здание Министерства иностранных дел не только прибавило 11 этажей, но и получило шпиль, отсутствующий в первоначальном проекте. Интересно, что после смерти Сталина архитектор высотки Михаил Минкус обратился к Хрущеву, чтобы тот дал распоряжение убрать шпиль, так как в оригинальном проекте его не было. Однако существует легенда, что Никита Сергеевич отказал в просьбе архитектору, решив, что шпиль послужит «памятником великой глупости товарища Сталина».

А здание, в стенах которого сегодня располагается Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, вначале должно было стать гостиницей.

Фонтаны у высотки МГУ являются частью воздухозаборной системы здания. По этой причине вокруг практически не найти высоких деревьев - просто под сквером лежит бетонная плита. Еще больше занимательных фактов об этой сталинской высотке можете прочитать в статье .


Фото: shutterstock.com 9

Гостиница «Ленинградская» - самая низкая из «семи сестер». Но небольшую высоту относительно «родственников» полностью компенсирует ее роскошнейший интерьер в стиле московского барокко.

Гостиница «Украина» сначала должна была вырасти в районе станции метро «Динамо». Она является и жилым домом: в боковых корпусах высотки находятся квартиры, тогда как в центральной части расположился пятизвездочный отель.


Фото: shutterstock.com 11

Жилой дом на Котельнической набережной, который сегодня воспринимается как единая постройка, возводился поэтапно: к 1940 году появилось одно крыло, являющееся самостоятельным зданием; после войны соорудили другое на Подгорской набережной и объединили его с первым, надстроив над ними башню со шпилем.

Высотка на Котельнической набережной обладает рекордом среди «сестер»: она больше других появлялась в кинолентах.


Фото: Сергей Ершов 13

Существуют слухи, что под сталинскими высотками располагадись правительственные бункеры. На самом же деле там были лишь бомбоубежища. Одно из них, находящееся под зданием на Кудринской площади, имеет площадь больше самой многоэтажки.

Жилой дом на Кудринской площади неспроста прозвали «домом авиаторов». В свое время помимо актеров и высокопоставленных чиновников квартиры в нем заняли мастера «небесных» профессий: авиаконструкторы, летчики-испытатели и космонавты.

Высотное здание на площади Красных Ворот возводилось под наклоном, так как его часть нависала над котлованом, который вырыли для строительства вестибюля метро. Грунт пришлось заморозить на глубину 27 метров, чтобы сохранить наклон. По окончании работ почва оттаяла, дав высотке принять вертикальное положение.


Фото: panoramio.com 16

Представляете - мусоропровод в жилых зданиях находился прямо на кухне! Многие современные жильцы замуровывают его дверцу из-за сложностей с очисткой.

Польский Дворец культуры и науки, а также здание Академии наук Латвии возводились по образу знаменитых сталинских высоток. Поэтому местные жители иногда называют их «советскими подарками».

Жилой комплекс «Триумф Палас» в Хорошевском районе внешне очень напоминает стиль, в котором были построены «семь сестер». Однако он не имеет никакого отношения к сталинским высоткам и был возведен уже в 2005 году.


Фото: lux-estate.ru
Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи Лобанов Михаил Петрович

В. Надточиев «Тройка», «семерка», Сталин

В. Надточиев

«Тройка», «семерка», Сталин

«Взрыв был для меня абсолютно неожиданным»

Это признание принадлежит Троцкому. Он сделал его, уже находясь в далекой Мексике, через тринадцать лет после XIV съезда ВКП(б).

Трудно поверить, что всегда самоуверенный, высокомерный со всеми (за исключением Ленина), заносчивый, категоричный в суждениях, всезнающий Лев Давидович Троцкий, окруженный многочисленными помощниками и осведомителями, вдруг оказался в положении героев гоголевского «Ревизора» - удивленно-растерянно-пораженным.

Можно, правда, предположить, что такой прием понадобился ему для того, чтобы как-то объяснить свою позицию молчания, которую он занимал на съезде. Ему - члену Политбюро - несомненно было известно, что в развернувшейся к этому времени внутрипартийной борьбе по проблемам социалистического строительства отчетливо обозначились два лагеря: «большинство» во главе со Сталиным и Бухариным и «новая оппозиция» с ее лидерами Зиновьевым и Каменевым. И те, и другие имели своих преданных сторонников. Их идейные разногласия усугублялись еще и борьбой за власть, за личное лидерство в партии. И Сталин, и Зиновьев с Каменевым, и, конечно, Троцкий ставили процесс выработки политически верных решений в зависимость от успеха в этой борьбе. Все это, вместе взятое, диктовало им и выбор сторонников, и политическую позицию. Можно добавить только одно: в отличие от других членов Политбюро (Бухарина, Рыкова, Томского), Троцкий не осуждал действий оппозиции и не сделал ни единого шага, чтобы как-то устранить имевшиеся разногласия внутри Центрального Комитета. А они были, и серьезные.

В первые годы после Ленина дискуссии в партии приобрели особую остроту. Пожалуй, цель их была не в коллективной выработке решений, а в выявлении тех, кто высказывал особое мнение или свою позицию, порой не схожую с «генеральным курсом». Как правило, это были отдельные члены партии или группы, критически настроенные к официальному курсу, но в то же время, как им казалось, стремившиеся вынести на обсуждение партии свою программу действий, предложить свои «рабочие гипотезы» решения тех или иных задач социалистического строительства. Сколь это ни прискорбно, именно в 1924–1925 годах они стали причисляться к врагам партии, а их мысли подвергались резкому, а подчас и жестокому осуждению. Но вернемся к XIV съезду партии…

С Политическим и Организационным отчетами ЦК выступили Сталин и Молотов. Делегаты уже было приготовились к обсуждению отчетов, как возникло неожиданное обстоятельство - оппозиция выставила своего содокладчика в лице Зиновьева. И хотя регламентом была предусмотрена такая возможность, этот факт крайне удивил и озадачил большинство участников съезда.

Создалась чрезвычайная ситуация.

Подавляющее большинство съезда поддержало Сталина и Бухарина. Оно клеймило, разоблачало, доказывало, наступало. Оппозиционное меньшинство, в свою очередь, отбивалось, обвиняло, выставляло свои требования. Троцкий молча наблюдал, взвешивал, прикидывал. Логическим завершением яростной полемики по спорным идейно-теоретическим вопросам стало высказанное устами Каменева, под сильный шум собравшихся в зале, требование оппозиции: «…Сталин не может выполнить роли объединителя большевистского штаба… мы против теории единоличия, мы против того, чтобы создавать вождя».

Это была кульминация съезда. Это была та «бомба замедленного действия», которую заготовила оппозиция и о которой вспоминал Троцкий.

Небезынтересно вернуться к истокам этой истории. С чего же и как все начиналось? И к чему все это вело?

После Ленина

Тяжелейшей утратой для партии и страны явилась смерть В. И. Ленина. Чтобы хоть отчасти восполнить отсутствие вождя, важно было сохранить сплоченность внутри ЦК и в особенности в его Политбюро. Помимо Ленина, тогда в Политбюро входили Сталин, Каменев, Зиновьев, Рыков, Томский, Троцкий и Бухарин, переведенный в июне 1924 года после смерти Ильича из кандидатов в члены Политбюро.

В партийной среде все чаще говорилось о сложившемся к этому времени ядре в ЦК партии, о том, что это ядро призвано вести всю партию по завещанному Лениным пути. В его составе назывались три «ветерана» по стажу пребывания в Политбюро - Сталин, Каменев и Зиновьев, между которыми существовали не только партийные, но и товарищеские, личные отношения еще со времен совместной ссылки в Туруханском крае, Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны. Всех троих связывала еще одна нить - борьба с их общим политическим противником, претендовавшим на особые роли в партии и государстве после Ленина, - Троцким.

Каждый член «тройки» исполнял определенные функции и обязанности. Так, Зиновьев являлся основным докладчиком и выступающим практически на всех политических форумах в это время: на XII и XIII съездах партии, на партконференциях, съездах Советов, профсоюзов, конгрессах Коминтерна и других. Еще при жизни Ленина пост председательствующего на заседаниях Политбюро занял Каменев; его характерной особенностью было умение формулировать вносимые предложения. Сталин же, будучи генеральным секретарем ЦК с 1922 года, сосредоточил свое внимание на работе аппарата Центрального Комитета, на подборе и расстановке руководящих и местных партийных кадров.

Драматическая ситуация в партии сложилась в связи с политическим завещанием Ленина, и в первую очередь с «Письмом к съезду». В этом ключевом документе, как известно, давались итоговые, лаконичные, но чрезвычайно емкие по содержанию оценки членов Политбюро ЦК, говорилось о возможных рецидивах их прежних ошибок. Естественно, что это не могло не повлиять и на сам характер взаимоотношений между отмеченными Лениным деятелями партии. Никто из указанных в «Письме» не был заинтересован в том, чтобы вступать в конфликт между собой на платформе этого ленинского документа. Более того, со стороны Каменева и Зиновьева предпринимались попытки по-своему интерпретировать ленинские оценки и высказанные мысли. Будучи директором Института Ленина, в распоряжении которого находились ленинские документы, Каменев вместе с Зиновьевым, тоже членом комиссии по приему бумаг Ленина, прилагали все силы к тому, чтобы оставить Сталина на посту генсека, рассчитывая использовать его организаторские способности в борьбе против Троцкого.

Нет нужды повторять читателям содержание «Письма к съезду», историю его появления. Однако напомним, что именно Зиновьев и Каменев вместе со Сталиным проводили совещания делегаций на XIII партсъезде. Они зачитывали этот ленинский документ, выступали с комментариями к нему, они ратовали за то, чтобы оставить Сталина на посту генсека. То есть они имели возможность, и немалую, формировать мнение делегаций, влиять на выработку их решений.

Положение Сталина в этот момент было предпочтительнее других. В ожесточенной дискуссии с Троцким по вопросам партийного строительства и экономической политики партии, состоявшейся незадолго до смерти Ленина осенью 1923 года, он опирался на аппарат, на существовавшее в партии недоверие к Троцкому, к его политическому прошлому.

В результате авторитет Сталина заметно вырос, а делегаты XIII съезда РКП(б), высказавшиеся за его кандидатуру на посту генерального секретаря ЦК партии, фактически предрешили решение этого вопроса на организационном Пленуме ЦК в июне 1924 года, которому ничего другого не оставалось, как «оформить» переизбрание Сталина. Такая процедура способствовала определенному возвышению генсека над остальными членами Политбюро. Произошло усиление его влияния, определенное выпячивание его личности.

Похоже, что у Сталина в этой ситуации появилась возможность дать ясно понять, что он уже больше не отождествляет себя с деятельностью Зиновьева и Каменева, проводившими, как и он сам, политику «отсечения» Троцкого. На этом этапе Сталин всецело солидаризировался с позицией большинства ЦК, считавшего, что, наряду с Троцким, все большую угрозу единству партии приобретала «особая позиция» Зиновьева и Каменева, по сути также сводившаяся к попыткам укрепить свое положение за счет отстранения других политических лидеров.

К этому времени обстановка уже прояснилась. Например, Зиновьеву удалось немало сделать в плане укрепления собственного положения в Ленинграде. Он окружил себя подобранным по принципу личной преданности людьми, готовыми отстаивать претензии Зиновьева, бросить вызов Москве, то есть Сталину и группировавшимся вокруг него деятелям партии.

В этой обстановке Сталин решил воспользоваться своим положением и предпринял попытку закрепить его. 17 июня 1924 года в докладе «Об итогах XIII съезда РКП(б)» на курсах секретарей укомов при ЦК партии он обвинил Каменева в «беззаботности насчет теории, насчет точных теоретических определений». Досталось и Зиновьеву, в особенности за выдвинутый тезис о «диктатуре партии как функции диктатуры пролетариата». В свое время этот зиновьевский тезис, по словам Сталина, вызвал острые споры, «путаницу и неразбериху» и, как следствие, несогласие и негативную реакцию партийных масс. 20 июня часть сталинского доклада была опубликована в «Правде».

От этого выступления и отсчитывается начало открытой борьбы за власть между этими членами Политбюро. Как позднее напишет Зиновьев, с того момента начинается его (Сталина. - Авт.) двухлетняя работа по созданию своей группы цекистов и отстранению от руководства Каменева и Зиновьева.

А что же Троцкий?

Действительно, чем был занят он? Выдвигая все новые и новые острые политические и теоретические вопросы, требующие долговременных дискуссий и обсуждений, Троцкий все время держал партию в полемическом напряжении. Это давало основания обвинять его в стремлении отвлечь коммунистов от решения назревших практических задач социалистического строительства. Помимо своего желания он все больше и больше укреплял авторитет Сталина как лидера партии. «Этот вывод парадоксален, - пишет генерал-полковник Д. Волкогонов, - но, пожалуй, никто не способствовал так укреплению положения Сталина во главе партийной колонны, как Троцкий». С этим нельзя не согласиться.

Партийное большинство имело право считать, что вокруг Троцкого группируются его сторонники, что он стал центром сочувственного внимания всех небольшевистских элементов. Зиновьев и Каменев заявляли, что «как истинные ленинцы» не могут разговаривать по основным вопросам с Троцким, с «этим меньшевиком, с этим разрушителем ленинизма» (как и они, Троцкий являлся членом Политбюро ЦК!). Они утверждали, что могут работать только при том условии, если основные вопросы будут обсуждаться в тесном кругу ленинского ядра, вспоминал позднее Я. Э. Рудзутак.

В течение нескольких лет Троцкий, по словам Томского, занимался тем, что регистрировал все ошибки, столкновения точек зрения, неаккуратно оброненные слова, фразы в Политбюро и время от времени разражался документами, адресованными партии, своим единомышленникам и Политбюро. Открытому и принципиальному - в духе Ленина - способу разрешения возникших разногласий большинство предпочло иной метод действия. Создается особый орган («группа из числа ленинцев», как говорил тогда Зиновьев) для обеспечения нормальных условий работы партийного руководства, для согласования действий в противовес Троцкому, которого все остерегались, которому не доверяли.

«Конечно, - говорил чуть позже Зиновьев, - мы были убеждены - и я в том числе, - что действуем в интересах партии. Мы считали внутреннее положение вещей в партии таким, что нам подобная мера казалась необходимой». Он так формулировал задачу: «Мы должны иметь хоть какое-нибудь место, где в своей среде старых ленинцев мы могли бы по важнейшим вопросам, по которым возможны разногласия с Троцким и его сторонниками, иметь право колебаться, ошибаться, друг друга поправлять, совместно коллективно проработать тот или иной вопрос. Перед Троцким мы лишены этой возможности». Это была одна из причин, которая заставляла Зиновьева так долго и упорно настаивать на выведении Троцкого из Политбюро, для того чтобы впоследствии отстранить его от работы в ЦК.

Обстановка в руководстве партии все более запутывалась и одновременно накалялась. «Надводную», видимую ее часть составляла бескомпромиссная идейная борьба против Троцкого и его приверженцев, а невидимая, «подводная» соответствовала также все более обостряющемуся и нарастающему соперничеству в борьбе за власть, за личное лидерство в партии, в руководстве - между Сталиным, с одной стороны, Зиновьевым и Каменевым - с другой.

В повестку дня выдвигались неотложные вопросы: что делать? Как быть? С помощью каких мер можно спасти положение и преодолеть надвигающийся кризис?

Выход найден

«Мы образовали фракцию вполне организованную с начала 1924 года, сначала мало оформленную, а потом вполне оформленную», - делает признание Зиновьев.

В ходе августовского (1924 г.) Пленума ЦК состоялось совещание группы единомышленников, членов ЦК (Сталин, Бухарин, Рудзутак, Рыков, Томский, Калинин, Каменев, Зиновьев, Ворошилов, Микоян, Каганович, Орджоникидзе, Петровский, Куйбышев, Угланов и несколько других товарищей), которое с целью укрепления руководства партией и для предотвращения наметившегося раскола постановило считать себя руководящим коллективом. Будучи сначала одним из инициаторов его создания, позднее Зиновьев стал называть его «фракционным центром».

Совещание выделило из своей среды исполнительный орган - «семерку» в составе членов Политбюро (Бухарин, Зиновьев, Каменев, Рыков, Сталин, Томский - за исключением Троцкого) и Куйбышева как председателя Центральной Контрольной Комиссии. Кандидатами в нее были Дзержинский, Калинин, Молотов, Угланов, Фрунзе.

Совещание выработало особый документ, наподобие Устава, регламентирующий всю деятельность созданного руководящего коллектива. Одной из главных установок документа был пункт о строжайшей дисциплине. «Семерка» была подотчетна только пленуму-совещанию этого коллектива, собиравшемуся одновременно (параллельно или накануне очередного Пленума ЦК. Все разногласия внутри «семерки» должны были решаться или пленумом-собранием, или самой «семеркой». Порядок дня работы «семерки» был тот же, что и на предстоящем заседании Политбюро, то есть она предварительно обсуждала те же вопросы. По требованию одного из членов она могла быть созвана немедленно. Также по требованию одного из ее членов любой вопрос мог быть снят с повестки дня заседания Политбюро. «Семерка» заседала по вторникам, Политбюро - по четвергам каждую неделю, а иногда и чаще.

Все это делалось для того, чтобы, придя на заседание Политбюро, быть готовыми к единодушному отпору Троцкому и выступать с единым мнением по обсуждавшимся вопросам. А обсуждались в «семерке» и предрешались практически все вопросы внутрипартийной жизни, по которым имелись разногласия с Троцким или другими товарищами. В поле зрения были хозяйственные, внешнеполитические и коминтерновские вопросы, важнейшие постановления Центральной Контрольной Комиссии. «Семерка» предрешала почти все организационные вопросы, а также вопросы распределения и расстановки партийных кадров.

Будучи, по свидетельству того же Зиновьева, секретным от партии, фактическим руководителем Центрального Комитета, «семерка» имела псевдоним - «руководящий коллектив» и располагала специальным шифром. Выступая в свою защиту на июльском (1926 г.) объединенном Пленуме ЦК и ЦКК, Зиновьев потрясал папкой официальных, по его словам, документов всевозможного характера, относящихся к работе «семерки». В качестве одного из примеров ее деятельности он привел документ, касающийся спора о хлебофуражном балансе. Постановление «семерки» гласило: «Так как открытие дискуссии, в особенности накануне открытия пленума фракции, считается нежелательным, то «семерка» считает необходимым перенести вопрос на обсуждение фракции пленума». Далее шли подписи членов Секретариата ЦК. Причем очень часто, продолжал Зиновьев, решения «семерки» в зашифрованном виде передавались из Москвы в Ленинград. «Как видите, - утверждал Зиновьев, - это была законченная организация: фракция пленума и ее исполнительный орган - «семерка», в которой участвовал председатель ЦКК т. Куйбышев».

Особо следует сказать о строжайшей дисциплине в «семерке». Ее соблюдение ценилось гораздо выше, чем соблюдение общепартийной дисциплины. Пытаясь как-то обосновать и объяснить свое выступление с содокладом на XIV партсъезде, Зиновьев признавал на упомянутом Пленуме ЦК и ЦКК, что он тоже несет часть вины за то, что на XIV съезд партии разногласия внутри Центрального Комитета свалились внезапно, что перед съездом в течение долгого времени не было б них известно широким слоям партии и даже членам ЦК. «Здесь была допущена ошибка с моей стороны, как и со стороны некоторых других товарищей. Мы надеялись, что вопросы, которые, как теперь показал опыт, могут быть разрешены только коллективным разумом всех членов нашей партии, прежде всего рабочей частью нашей партии, мы надеялись разрешить эти вопросы в стенах одной комнаты» (кабинета Сталина, где собиралась «семерка». - Авт.). Это свидетельство нашей близорукости. А не сделали мы этого потому, что, будучи связанными «фракционной дисциплиной», не желали вынесения разногласий на широкое обсуждение, мы подчинялись решениям «семерки».

Итак, до болезни Ленина, до декабря 1922 года, концентрация власти в руках Сталина происходила не столь явно. Однако вскоре после смерти вождя обстановка стала резко меняться.

Прошло совсем немного времени, и, уже будучи в составе «семерки», Сталин и его окружение начинают осуществлять новые приемы механической расправы теперь уже над бывшими единомышленниками - Зиновьевым и Каменевым. Предлог все тот же - Троцкий, отношение к нему.

Народ безмолвствует?

Напомню, что в результате прошедшей осенью 1924 года внутрипартийной дискуссии с Троцким выявились три категории резолюций местных партийных организаций, о которых сообщалось в «Правде». Одни выступали за исключение Троцкого из партии. Другие требовали снятия Троцкого с должностей председателя Реввоенсовета и члена Политбюро. Третья категория резолюций (от Москвы, Ленинграда, Урала, Украины и др.) требовала снятия Троцкого с руководства РВС и условного оставления его в Политбюро. Но при этом все были солидарны в вопросе об идейно-политической оценке троцкизма вообще.

Внутри ЦК первое мнение не имело ни одного сторонника. Расхождения были только между сторонниками второго и третьего мнения. Зиновьев и Каменев выступали за немедленное снятие Троцкого с постов члена Политбюро и предреввоенсовета.

Сталин же, оставшийся по воле партии на посту генерального секретаря, объяснял свою позицию по отношению к Троцкому стремлением исправить свою «грубость и нелояльность», на которые указывал в «Письме к съезду» Владимир Ильич. Позднее, на июльском объединенном (1926 г.) Пленуме ЦК и ЦКК, Сталин говорил, что когда развернулась дискуссия с Троцким в 1923–1924 годах, когда «одна часть нашей партии требовала применения крайних мер против Троцкого, а я был против снятия Троцкого с Политбюро, я занимал тогда место не на крайнем фланге против Троцкого, а на умеренном… Я отстаивал его оставление в Политбюро, отстаивал вместе с большинством ЦК - и отстоял… Во всяком случае, я старался учесть указания, данные Лениным мне в отношении Троцкого, и я принимал все возможные меры к тому, чтобы умерить пыл Каменева и Зиновьева, требовавших исключения Троцкого из Политбюро».

Сталин, однако, не был за безусловное оставление Троцкого в Политбюро. Вопрос стоял лишь о сроках и моменте, когда его можно было под удачным предлогом «потеснить». На январском (1925 г.) совещании руководящего коллектива, как мы теперь знаем, в преддверии Пленума ЦК было принято предложение Сталина о том, чтобы «осторожно подготовлять» вывод Троцкого. Сталин голосовал за это предложение, то есть высказался лишь за то, чтобы на январском Пленуме ЦК не выводить Троцкого из Политбюро.

В результате бурных дебатов уже на самом Пленуме ЦК подавляющее большинство членов Центрального Комитета (при двух голосах против) и все члены Центральной Контрольной Комиссии (при одном воздержавшемся) проголосовали за снятие Троцкого с поста предреввоенсовета, приняли, по выражению Мануильского «примиренческую» резолюцию.

Решение о «частичном» отстранении Троцкого, отказ поддержать предложение Зиновьева и Каменева (об удалении Троцкого из ЦК) свидетельствовали о снижении их авторитета, о поражении антисталинских настроений в Центральном Комитете партии. Не смогли поколебать позиции Сталина и попытки Зиновьева и Каменева, выразивших несогласие с мягким, по их мнению, решением январского Пленума, обвинить большинство ЦК и лично Сталина в либерализме по отношению к Троцкому, а также в том, что ЦК и ЦКК не только не ведут борьбу с троцкизмом, а даже смыкаются с ним.

С этого момента размежевание сил пошло полным ходом. Начался, говоря словами самого Троцкого, новый этап в осуществлении давно намеченного и систематически проводимого Сталиным плана. Уже вскоре после XIV съезда в руководящих кругах партии шли настойчивые разговоры о необходимости реорганизовать Политбюро в том смысле, чтобы отсечь ряд работников (в первую очередь имелись в виду. Зиновьев и Каменев), принимавших участие в руководящей работе при Ленине, и заменить их новыми кадрами, которые могли бы составить надлежащую опору для руководящей роли Сталина. Его план встречал полную поддержку со стороны тесно спаянной группы ближайших сторонников. Именно этим объяснялось решение руководящей группы проводить план по частям, пользуясь каждым подходящим случаем. Происходило постепенное сползание к авторитарному правлению, к созданию административно-командной системы и формированию культа личности Сталина.

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Подземельная тройка» Век девятнадцатый не поубавил увлечения азартными играми в России. Этой страсти были подвержены помещики и крестьяне, генералы и солдаты, профессора и гимназисты, чиновники и торговый люд.Какой известный русский писатель XIX века не упоминал карты в

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

«Семерка» как прообраз «коллективного руководства» В результате уничтожения «ленинградцев» и различных перестановок в Политбюро и руководстве Совета министров к началу 1950 года окружение Сталина имело следующую конфигурацию. Два из старых соратников Сталина, А. А.

Из книги Истории простых вещей автора Стахов Дмитрий

Тройка, семерка, туз О поэте Пушкине, сколько краткость времени позволила мне сделать разведание, - он принят во всех домах хорошо и, как кажется, не столь теперь занимается стихами, как карточной игрой, и поменял Музу на Муху, которая теперь из всех игр в большой моде. Из

Из книги Вторая мировая война автора Колли Руперт

Большая тройка Первая встреча Большой тройки, Сталина, Рузвельта и Черчилля, состоялась в ноябре 1943 г. на Тегеранской конференции. Сталин, считая, что Советский Союз несет на себе основную тяжесть войны, подталкивал союзников нанести по Германии удар с запада. Большая

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ТРОЙКА В последние годы Громыко стал человеком, чье слово значило очень многое - и уже не только в международных делах. Когда здоровье Брежнева ослабло, политику страны стала определять тройка - министр обороны Дмитрий Устинов, председатель КГБ Юрий Андропов и министр

Из книги Повседневная жизнь России под звон колоколов автора Горохов Владислав Андреевич

Из книги Политическая биография Сталина. Том 1. автора Капченко Николай Иванович

5. Период междуцарствия: «тройка» Зиновьев - Каменев - Сталин Политические процессы, происходившие в начале 20-х годов, трудно понять и правильно оценить без их тесной увязки с общественными процессами и настроениями, господствовавшими тогда в обществе в целом и в ее

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

В. Надтониев «Тройка», «семерка», Сталин «Взрыв был для меня абсолютно неожиданным»Это признание принадлежит Троцкому. Он сделал его, уже находясь в далекой Мексике, через тринадцать лет после XIV съезда ВКП(б).Трудно поверить, что всегда самоуверенный, высокомерный со

Из книги De conspiratione. Капитализм как заговор. Том 1. 1520 - 1870-е годы автора Фурсов Андрей Ильич

5. Английская семерка, или Как осуществилась сборка североатлантического геоисторического субъекта В XVI?XVII вв. в Англии возник новый геоисторический субъект? североатлантический. Будучи по форме и в значительной степени по содержанию английским, по своей ориентации и

Из книги Была ли альтернатива? (Троцкизм: взгляд через годы) автора Роговин Вадим Захарович

XXIV «Семёрка» Cмерть Ленина усилила надежды внешних и внутренних врагов большевизма на ослабление и раскол партии. Острота выявившихся к этому моменту внутрипартийных разногласий всячески муссировалась эмигрантской печатью. Газета «Руль», например, в опубликованной 24

Из книги Была ли альтернатива? («Троцкизм»: взгляд через годы) автора Роговин Вадим Захарович

XXIV «Семёрка» Смерть Ленина усилила надежды внешних и внутренних врагов большевизма на ослабление и раскол партии. Острота выявившихся к этому моменту внутрипартийных разногласий всячески муссировалась эмигрантской печатью. Газета «Руль», например, в опубликованной

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Александр Гумбольдт автора Скурла Герберт

«Геттингенская семерка» и «дремлющая германия» В 1837 году Гумбольдт участвовал в торжествах по случаю столетнего юбилея Геттингенского университета, по-прежнему сохранявшего за собой ведущее положение среди других немецких университетов в области естественных наук.

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

5. Английская семерка, или Как осуществилась сборка североатлантического геоисторического субъекта В XVI–XVII вв. в Англии возник новый геоисторический субъект - североатлантический. Будучи по форме и в значительной степени по содержанию английским, по своей

Из книги Полное собрание сочинений. Том 24. Сентябрь 1913 - март 1914 автора Ленин Владимир Ильич

Думская «семерка» Длинные заявления и рассуждения семи депутатов Государственной думы в защиту ликвидаторства производят очень странное впечатление.Семерка рассуждает все время исключительно о думской работе, о думской с.-д. деятельности!Вне Таврического дворца для

Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе. И у каждого из этих зданий своя захватывающая история. Послевоенное время требовало перемен во всем. Нужно было показать Западу, что у страны, победившей фашизм, есть сила и ресурсы. В честь победы и в ознаменование 800-летия Москвы было решено построить в Москве 8 высотных зданий. Интересно, что все сталинские высотки были заложены в один день – 7 сентября 1947 года. В этот день праздновали 800-летие Москвы. Над созданием облика этих высотных зданий трудились лучшие архитекторы того СССР. Перед ними ставилась задача создать высотки, отличающиеся от западных небоскребов. И архитекторам все же удалось создать оригинальный архитектурный стиль, получивший в дальнейшем название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.
«Семь сестёр» - семь высотных зданий, построенных в Москве в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

Первой высоткой в Москве должен был стать Дворец Советов, гигантский небоскреб высотой 415 м, на котором планировалось разместить еще и 100-метровую статую Ленина.
Так должен был выглядеть по проекту Дворец Советов. Заложили его в 1931 году, взорвав для этой цели Храм Христа Спасителя, однако в связи с началом войны строительство прекратили, каркас разобрали. После войны достраивать грандиозное здание не стали, построили на этом месте бассейн, а сегодня здесь вновь красуется отстроенный заново Храм.
Вид на храм Христа Спасителя до разрушения. В 1947 году в честь 800-летнего юбилея столицы, по указанию Сталина, одновременно были заложены восемь огромных небоскребов (но возведено было семь из них). Все проекты утверждал лично Сталин.

Здание МГУ на Воробьевых Горах


1 сентября 1953 года 36-этажный небоскреб на Воробьевых горах принял первых студентов. Будучи самым высоким (240 метров) и красивым зданием среди “сестер”, до 1990 года оно оставалось и самым высоким в Европе. Архитектором этого проекта был Лев Руднев. Из-за огромного масштаба строительства в качестве рабочих привлекали заключенных Гулага, для сокращения транспортных расходов некоторые из них здесь и проживали некоторое время.

Гостиница «Украина»


Гостиница «Украина». Сегодня отель Radisson Royal. Второе по высоте (206 м) среди семи “сестер” здание гостиницы построили уже после смерти Сталина в 1957 году, при Хрущеве. Авторы проекта Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский. По распоряжению Хрущева первоначальное название "Дорогомиловская" изменили и назвали новую гостиницу "Украина". В 2005 - 2010 годы высотка претерпела капитальную реконструкцию, и теперь здесь расположен один из крупнейших фешенебельных отелей Европы Radisson Royal, имеющий 505 номеров. Советскую символику - звезды, серпы, молоты и обрамляющие их венки, давно утратившую свой былой политический пафос, сохранили, как изюминку декора.

Высотка без звезды


Здание МИД РФ было возведено в 1953 году, его высота 172 метра. За строительство этого 27-этажного небоскреба отвечали архитекторы Гельфрейх и Минкус. Первоначально здание было спроектировано и построено без шпиля, добавили его по указанию Сталина уже на последнем этапе строительства. Для уменьшения дополнительной нагрузки, на здании соорудили легкий, декоративный шпиль, на котором вместо тяжелой звезды появился герб.

Самая «миниатюрная» высотка, отель «Hilton Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская», построенная в 1952 году по проекту Л. М. Полякова и А.Б. Борецкого, является самой маленькой, «миниатюрной» среди всех «сестер». За ее элегантным наружным декором скрывается великолепный роскошный интерьер, в котором элементы храмовой архитектуры соседствуют с московским барокко. Впоследствии эта ее архитектурная роскошь подверглась жесткой критике со стороны Н. Хрущева, а архитекторов гостиницы даже лишили Сталинских наград. С 2008 года здесь находится 5-звездочный отель Hilton.

Дом на Котельнической набережной


Для этого небоскреба было выбрано очень красивое место - слияние Москва-реки и Яузы. Здание, построенное в 1952 году (арх. Чечулин и Ростковский), выдержано в неоготическом стиле, в качестве украшений для него использовали обелиски и барельефы. Многие квартиры в нем занимали представители творческих профессий. Поскольку новое здание присоединили к дому, в котором проживали чекисты, они и курировали строительство. К работе здесь также привлекались заключенные.

Дом Авиаторов


В конце 1954 года семейство московских небоскребов пополнилось еще одним зданием на Кудринской площади высотой 156 метров с роскошной, утонченной отделкой (архитекторы Посохин и Мндоянц). Центральный его корпус состоял из 24 этажей, а прилежащие боковые – из 18. В народе его назвали Дом Авиаторов, поскольку проживали здесь в основном летчики-испытатели и другие работники, связанные с авиацией, а также представители номенклатуры. Именно в этом доме снимали сцены в профессорской квартире в фильме «Москва слезам не верит».

Дом у Красных ворот


Высотка у Красных Ворот, спроектированная Алексеем Душкиным, является самой низкой из всех “сестер” (всего 133 м). Центральный корпус с 24 этажами использовался как административный, а в боковых корпусах находились квартиры. При сооружении этого здания для того, чтобы не закрывать выход из метро, применили уникальное инженерное решение. Котлован под его фундаментом заморозили, и здание возвели с некоторым расчетным отклонением, в дальнейшем, при усадке дома, все пришло в норму.
Восьмая высотка в Зарядье Когда умер Сталин, все работы с высотками были прекращены, поскольку Хрущев разгромил сталинскую идею по возведению “свадебных тортов”, как он называл высотки. Поэтому проект последнего и самого высокого восьмого небоскреба (275 м) по проекту архитектора Д. Чечулинане так и не был реализован. Вместо этого Москва стала застраиваться “хрущевками”.