Биографии Характеристики Анализ

Священные легенды. Тамплиеры

4 741

Уже во времена своего деятельного существования Орден тамплиеров в глазах современников виделся как некий магический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. (Эпохой раньше их подозревали бы в шаманизме). Считалось, что многие из тамплиеров связаны с «темными силами». Еще в 1208 году папа Иннокентий III призвал храмовников к порядку вследствие их «нехристианских действ и заклинания духов».

Известно, что тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. «Церковность» при этом понималась в ее изначальном смысле — от греческого «ekklhsia», то есть «общность» людей, объединенных идеей.

Несколько слов о гностиках. Гностики — александрийская секта, основанная на секретных доктринах раннего христианства. Гностики интерпретировали христианские мистерии в соответствии с языческим символизмом. Свою секретную информацию и философские достижения они скрывали от посторонних и учили только небольшую группу специально посвященных лиц.

Гностики искали (и полагали, что нашли) Истину с большой буквы. Основой ее они считали Гносис (греч. «gnosis» — «знание»), то есть тайное знание о Боге, мире и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе ведет к Спасению. Зло в мире считалось возникшим изначально в результате «ошибки технологии». Уничтожение его происходит лишь постепенно, в ходе мирового процесса восстановления планировавшейся гармонии, ускорить который помогают опять же пророки и божественные посланники. Бог, по учению гностиков, скрыт и непознаваем. Но в то же время это — верховный истинный Бог. Большинство же людей (не относящихся к гностикам) поклоняются неистинному Богу, образ которого они запечатлевают в форме икон и фресок. Между тем это — всего лишь производное от истинного Бога, отец не мира, но «лжи этого мира», то есть Дьявол. Впрочем, для гностиков Дьявол был не отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой собственных заблуждений.

Тамплиеры, в частности, заимствовали у гностиков символ Андрогина. Для них это был оккультный образ вселенского единения. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове — факел с тремя языками пламени. Правая рука мужская (с латинской надписью «solve» — «разрешай»), левая — женская (с надписью «coagula» — «сгущай»). Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее рога, борода и уши складываются в ПЕНТАГРАММУ (известную нам как пятиконечная звезда). У христианских иерархов эта голова, понятное дело, ассоциировалась с Дьяволом. И впоследствии факт поклонения Андрогину был поставлен тамплиерам в вину. Между тем пентаграмма еще у пифагорейцев являлась символом здоровья и опознавательным знаком общины.
Андрогин гностиков у тамплиеров имел свое имя, назывался Бафометом.

Бафомет (Baphomet) — прочитанное справа налево слово «Temophab», означающее «Templi omnium hominum pacis abbas», то есть «Настоятель храма мира всех людей». Под этим термином тамплиеры понимали эманацию мирового «Мы», астральный вихрь, могущий повести людей по пути усовершенствования, ко всеобщему миру и братству.
Все это было на виду. Однако более поздние исследования показали, что, скорее всего, внутри Ордена тамплиеров имелся узкий крут посвященных, которые разрабатывали и охраняли от посторонних куда более глубокую оккультную доктрину, чем могли себе представить гонители храмовников.
В XVIII веке в Гамбурге нашли два документа, относящихся к средневековью. Они содержали тайное уложение для храмовников, достигших «внутреннего круга» Ордена, и дополняли церковный устав. Это были «Устав избранных братьев» и «Устав утешенных братьев». В своей книге «История ордена храмовников и крестовых походов» Жерар Себанеско подробно комментирует эти тексты и доказывает, что речь в них идет об указаниях, целью которых было сохранить тайны оккультной иерархии, строго отделенной от остальных членов Ордена.

Существует множество версий об эзотерических тайнах, столь ревностно оберегаемых тамплиерами. И в наши дни продолжают появляться труды, посвященные этой теме. В своей удивительной книге «Жан де Фодоас» писатель-оккультист Морис Магр выдвигает гипотезу, согласно которой тамплиеры во время сражений использовали заряженную магией фигуру Бафомета. Она якобы обеспечивала им победу до тех пор, пока не была у них украдена в ходе одного из сражений христианской армии с монгольскими захватчиками в Богемии.

Морис Магр добавляет:
«Вполне вероятно, что все великие завоеватели, которые оставили свой след в судьбах различных народов, использовали магию, что позволило им управлять мировыми силами в своих интересах».

Мы не верим в магию, а потому не будем всерьез рассматривать этот последний тезис, но, похоже, храмовники самого высокого ранга действительно обладали эзотерическими познаниями. Находясь в Турене, в донжоне замка Шинон, они рисовали на стенах своих камер символические граффити, которые целые поколения эрудитов пытаются расшифровать.

Современный алхимик Эжен Канселье, автор книги «Два жилища алхимиков», считает, что ему удалось истолковать самый загадочный и сложный из этих рисунков. Согласно его версии, тамплиеры знали, как будет развиваться земной цикл вплоть до Апокалипсиса.

«На стене одной из камер, — пишет Канселье, — тамплиеры, сидящие в донжоне замка Шинон в ожидании казни, оставили среди других не менее интересных граффити краткую схему развития природы. На боковине дверного проема выделяется процарапанный стилетом на мягком камне круг, правая сторона которого едва намечена и решительно заштрихована вертикальными линиями. Действительно, золотой и серебряный века закончились, когда в 1308 году адепты ордена Храма представили потомкам изображение безжалостного хода времени. Вот почему гномон на космическом циферблате, проведенный из меньшего круга с буквой «S» в центре («S» — первая буква французского слова «soleil» — солнце), разделяет на две половины верхний сектор, то есть бронзовый век. Одна половина — это прошедшие триста лет, а другая — будущие триста лет, на ней еще стоит буква «В», которая у римлян обозначала число 300. Эти шесть веков помечены также буквами А, В, С, D, Е, F. Буква «А» крупнее, чем другие, и соединена фигурной скобкой с другой буквой «А», расположенной прямо над ней, что символизирует два упомянутых века. Справа и немного выше Солнца мы видим Луну и Землю — круг, перечеркнутый крестом, жизнь, которая завершится с концом железного века, обозначенного в нижней четверти круга. Стилет неизвестного тамплиера неумолимо двигается дальше, чтобы, достигнув вертикала, отметить великое смятение в шуме труб. Вот тогда Избранные и смогут повторить пророческие слова прорицателя из Патмо:
«Я видел новое небо и новую землю; потому что первое небо и первая земля исчезли, а моря больше не существовало».

Довольно вольная трактовка, не находите? Мы еще не раз встретимся с тем, как оккультисты вольно трактуют деяния предшественников. А пока попытаемся ответить на вопрос, а чего, собственно, добивались тамплиеры, укрепляя и расширяя свой Орден.
Конспиролог Жан Маркес-Ривьер в своей книге «История эзотерических доктрин» дал определение политическому аспекту деятельности внутреннего кружка Ордена Храма:
«Похоже, в самом Ордене была вдохновляемая строгим эзотеризмом группа, имевшая тайную цель захватить власть».

Итак, власть тамплиерам нужна была для того, чтобы объединить западный мир и стать его настоящими оккультными правителями. Какое средство они собирались использовать для осуществления своего замысла? Фактический союз светской и религиозной власти? Однако для этого необходимо было примирить Крест христианства и Полумесяц ислама, превратив Средиземное море из разделяющей пропасти в центр единения мировых религий.

Тамплиеры, не ограничивавшиеся одними мечтами об идеальном обществе, прекрасно понимали, что для того, чтобы рано или поздно исчезло противостояние между христианским миром и Востоком, надо методически развивать коммерческие контакты между двумя сторонами. Руководители Ордена всячески стремились взять под свой контроль промышленность, торговлю и финансовые отношения между христианским и мусульманским мирами. Замысел тамплиеров имел в виду подрыв существующих норм, полную реорганизацию традиционной структуры человеческого общества, причем Европа была лишь промежуточным этапом на пути реализации этого проекта.

Хотя к большинству политических руководителей той эпохи тайный кружок тамплиеров относился лишь как к пешкам и слепым исполнителям своей воли, были и некоторые исключения. В частности, император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен был, возможно, одним из посвященных в дерзкий план. В частности, невзирая на сильное возмущение Рима, он устанавливал контакты с мусульманскими адептами, вместо того чтобы идти на них крестовым походом. Вне всякого сомнения, этот император Германии не был пешкой в чужой игре — напротив, он достиг высших кругов посвящения. Именно он в 1228 году председательствовал за «круглым столом» в Акко, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.

И по сей день в самом гористом и наименее посещаемом туристами месте, в итальянской провинции Апулия, в предместье города Андрия, расположен огромный укрепленный замок, который построил Фридрих II. Кое-кто называет это сооружение Замком хозяина мира. Эта массивная крепость, Кастель дель Монте, построена в полном соответствии с восьмиугольным планом, как и часовни тамплиеров. Хотя впоследствии замок служил резиденцией высоких особ, он явно предназначался для других целей, в нем не было ни одной комнаты с утилитарным назначением: ни спален, ни столовых, ни гостиных. При жизни императора Кастель дель Монте, безусловно, использовался лишь по торжественным случаям для собраний и церемоний. Восьмиугольный план сохраняется и внутри замка: все комнаты расположены вокруг одной центральной, также восьмиугольной, комнаты хозяина. Вероятно, это помещение было Средней комнатой — наиболее скрытой и, следовательно, самой священной.

Тамплиеры к началу четырнадцатого века обладали огромным военным и финансовым могуществом, вполне достаточным, чтобы Орден смог создать Тайную Священную Империю - сверхгосударство, выходящее за рамки обычных государств. Результатом чего явилось бы создание единой Европы ещё лет 600 назад. Так считал замечательный учёный, член французской Академии истории Роже Амбелен, и именно эта политическая идея подвигла короля Филиппа IV избавится от ставшего опасным Ордена Тамплиеров. Ну, а сказочные богатства Тамплиеров наполнили бы королевскую казну, ибо король Франции давно уже был их должником.

И в пятницу 13 октября Филипп Красивый арестовал всех Тамплиеров на территории Франции. Семь лет спустя, 19 марта 1314 года, последний Великий Магистр Тамплиеров Жак де Моле и Жоффруа де Шарне, Командор Нормандии, были заживо сожжены на костре. А сам Орден был запрещён специальной папской буллой. В течении года умерли и Филипп, и Папа - как и обещал им это, согласно легенде, Великий магистр Тамплиеров Жак де Моле. А через два десятка лет началась столетняя война с Англией и бесчисленные бедствия постигли Францию...

А сокровищ Тамплиеров так и не нашли. Было какое-то, вполне обычное, количество золота в командорствах Франции и в самом Парижском Тампле. Но сверхъестественных богатств, которые приписывали Тамплиерам, не нашлось. И все сказки, что сокровища вывезли из Тампля на телегах с сеном за несколько дней до ареста, или спрятали в одной из колонн - полой внутри в самом Тампле, - не выдерживают критики. Ведь Тамплиеры изобрели векселя, текущие счета, переводные письма, шифры для финансовых документов и прочее. И эти ассы банковских операций стали бы держать несметные сокровища (а они, конечно, были), - под носом у французского короля, на зависть и соблазн последнего, когда Филипп вынужден был уменьшить вес золотой монеты, чтобы пополнить казну? Нет, как-кем, а простаками Тамплиеров не назовёшь. Скорее всего, Тамплиеры знали, что их ждёт,- ясно, что разведка у них была на высоте, но изменить ничего не могли - королевская сеть была уже раскинута. Но вот что интересно: если бы Великий Магистр Тамплиеров Жак де Моле со своими соратниками отказался бы приехать во Францию по приглашению короля, которое тот послал ему, и не явился бы в Париж, а остался на Кипре, где была в то время штаб-квартира Ордена, - состоялся бы тогда этот страшный разгром Тамплиеров? Увы, как известно, история сослагательного наклонения не имеет. Орден Тамплиеров во Франции перестал существовать...

А начало его было довольно странным и даже таинственным. Девять рыцарей из Французских провинций Шампань и Фландрии отправились в Святую Землю, чтобы охранять пилигримов от Яффы до Иерусалима. До сих пор множество историков выражают недоумение: как могли эти девять человек охранять кого-то при своей явной малочисленности в кипящей большими и малыми сражениями Палестине? И с чего бы король Иерусалима дал им место в своём дворце, а каноники Храма Гроба Господня подарили участок земли? Явных заслуг у будущих Тамплиеров пока ещё не было, и ничего нет удивительного, что хроники тех лет о них вообще не упоминают.

Что касается малочисленности будущих Тамплиеров, то их, конечно, было более девяти. Ведь у каждого рыцаря были оруженосцы, конюшие, слуги, - так что отряд их должен был составлять не менее 50...60 вооружённых человек. А если принять во внимание, что позже, когда Орден Тамплиеров был создан, в его армию включились тюркопли, вспомогательные легковооружённые войска, которые набирались на месте, в Палестине, и состояли, как правило, из армян. Возможно, такой отряд был создан девятью будущими Тамплиерами, так что их воинство было более многочисленным, чем принято считать.

Основателем и первым Великим Магистром Ордена Тамплиеров был Гуго де Пейн, вассал и, возможно родственник графа Шампанского. Он участвовал в первом крестовом походе , возможно, был лично знаком с Готфридом Бульонским и его двумя братьями, будущими королями Иерусалима. А через много лет, в 1118 году Гуго де Пейн и его соратники дали обет Иерусалимскому патриарху - бедности, целомудрия и послушания. Поскольку жили они во дворце, который стоял на том же месте, где в библейские времена находился храм Соломона, то орден стал именоваться Орденом Бедных Братьев Христа и Храма Соломона, или просто Храмовниками (Тамплиерами).

В 1128 году они получают устав, написанный самим святым Бернаром, настоятелем аббатства в Клерво.

Их облачение - белые рясы и белые плащи - для рыцарей, чёрные - для оруженосцев и слуг. Право носить красный крест на левом плече будет даровано Тамплиерам папой Евгением III в 1145 году. Сразу же после своего основания Орден Тамплиеров стал быстро процветать. Рекой лились пожертвования в виде денег, земель, замков, целых городов, ферм и прочего,- слава о них распространилась в Европе. Число Тамплиеров стало быстро расти, ибо молодые люди из знатных семейств просто рвались вступить в Орден. Через несколько лет Тамплиеры уже владели крупными поместьями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Италии, Португалии, а позже - в Германии, Австрии, Венгрии. И, конечно, большие владения были у них и в Святой Земле. Тамлиеров считали жестокими и надменными, но отчаянно храбрыми рыцарями. Французский король Людовик VII считал, что только благодаря Тамплиерам второй крестовый поход не превратился в паническое бегство.

Со временем Тамплиеры стали силой, с которой считались во всём мире. Они не подчинялись никому, кроме Великого Магистра Ордена, и могли направлять все усилия на процветание своего ордена, и на защиту христианской веры, принося огромные жертвы в борьбе с мусульманами. Святой Бернар так говорил о них: "Тамплиеры идут в бой не с опущенной головой, но с осторожностью, предусмотрительностью и миролюбием... Но стоит начаться сражению, как они не медля бросаются на врага, не зная страха. Один из них может обратить в бегство тысячу, две, десять тысяч врагов... Кроткие, как ягнята, и свирепые, словно львы, они соединяют в себе монашеское смирение с рыцарской доблестью." Не случайно боевой клич султана Саладина был: "Смерть Тамплиерам!"

Но личная храбрость Тамплиеров не спасла христианскую идею освобождения Святого Гроба Господня - был потерян Иерусалим в 1187 году, а в 1291 году пал последний оплот христиан в Палестине - блестящая Аккра. Хотя в руках Тамплиеров оставалась до 1303 года сильная крепость Тортоза. Да ещё - легенда это или нет,- как будто Иаков Моле, Великий Магистр Тамплиеров, вернул христианам в 1299 году Иерусалим, но удержать Святой Город Тамплиерам удалось только до 1300 года, чуть меньше года. После этого Тамплиеры оставались на Кипре, который за огромную сумму купили в давнее время у Ричарда Львиное Сердце. А в 1307 году Великий Магистр Тамплиеров с высшими сановниками Ордена поехал в Париж... Дальнейшее хорошо известно: внезапный арест, судебный процесс и жестокие казни. Тамплиеры отрицали все немыслимые обвинения, возводимые на них, но всё было тщетно.

Конец известен - руководители Тамплиеров сожжены на костре, Орден закрыт папой Климентом V. Но в других странах рыцари почти не пострадали. В Шотландии они даже помогли королю Роберту Брюсу бороться за независимость своей страны от претензий Англии. В Испании они стали рыцарями Христа. А в Португалии каравеллы уходили в далёкие океанские экспедиции под флагами с красным крестом Тамплиеров - пате.

Ну, а сокровища и архивы Ордена Тамплиеров так и не были найдены, хотя серьёзные попытки и предпринимались. Но ни в замках Франции, ни в пещерах Сабартеса ни золота Тамплиеров, ни документов не нашли. Как до сих пор нет известий об исчезнувших сокровищах и документах, увезённых из пылавшей в огне Аккры, осаждённой со всех сторон, кроме моря, мусульманами. Великий Магистр Гийом де Боже был тяжело ранен в бок и умер, и Тамплиеры тут же, на поле боя, избрали Великим Магистром казначея Ордена Тибо Годена де Сен-Круа , по прозвищу "Монах". Он стал 22-м магистром Тамплиеров, хотя не все историки с этим согласны и считают 22-м магистром Жака де Моле. Годену-Монаху вменяется в вину то, что он покинул осаждённую Аккру, якобы бросив товарищей на произвол судьбы. Но как только начнёшь исследовать эту историю, всё легко объясняется. Тибо Годен де Сен-Круа был не только казначеем Ордена, но и командором Иерусалимского королевства и нёс личную ответственность за казну и архив Ордена. Поэтому маршал Пьер де Севри остался руководить защитой Аккры,- с ним было 500 рыцарей, и все они погибли, а новый Великий Магистр и 11 рыцарей - Тамплиеров отплыли из Аккры на генуэзской галере.

Несколько лет назад археологи раскопали в Аккре пробитый в толще камня широкий тоннель, ведущий от командорства Тамплиеров к морю. Возможно, Великий Магистр Годен де Сен-Круа и его рыцари выходили через этот тоннель, спасая документы и казну Ордена Тамплиеров, и которые они надёжно спрятали. Остаётся добавить, что вместе с Тибо Годеном из Аккры исчез настоятель монастыря францисканцев, Паоло Делле Марке, который потом объявился на Кипре, и который тоже якобы бросил братию монастыря, но он получил "тёплое местечко" и никаких взысканий. Да и избрание Годена Великим Магистром на поле боя было позже утверждено на Кипре.

И последнее. В это же время два генуэзских купца, братья Вивальди отправились на своей галере якобы в Индию мимо берегов Западной Африки, где и исчезли. А с ними были и два францисканских монаха. Вполне возможно, что это - след тамплиерских сокровищ из Аккры...

Это захватывающее приключение перенесет вас в небольшой городок на юге Франции. Здесь происходят загадочные события далеко не провинциального размаха: один за другим исчезают люди. В этом как-то замешана таинственная организация, участники которой щеголяют в костюмах рыцарей-тамплиеров. Эти неизвестные контролируют весь город и, похоже, мэр как-то связан с происходящим: он явно знает больше, чем говорит. Среди пропавших жителей оказывается ваш брат Карл. По просьбе его жены Хелен вы оказываетесь в уютном городке Габле. Однако Хелен и сама куда-то исчезает, поэтому спасать брата и разбираться со странными рыцарями вам предстоит в одиночку.

Ваше расследование начнется в номере гостиницы “Мальтийский крест”, где вам предстоит встретиться с загадочным посетителем и пережить взрыв городской дамбы, который приведет к наводнению. Походите по затопленной гостинице и найдите способ выйти в город, где вы сможете узнать новые шокирующие подробности происходящего. Вас ждет немало сюрпризов и хитроумных головоломок. Всегда при вас дневник, где фиксируются все значимые события – некоторые даже записаны на видео, так что их можно время от времени пересматривать. Вы можете играть в трех режимах сложности: от обычного (где подсвечиваются активные зоны и быстро загружаются подсказки) до эксперта (где все придется делать самостоятельно). Если вы выбрали обычный режим, то к вашим услугам интерактивная помощь в начале игры. В любом режиме доступно встроенное прохождение, а после того как вы завершите основную игру, вас ждет бонус.

Внимательно изучайте живописные локации и собирайте в инвентаре вещи, которые могут пригодиться для решения многочисленных увлекательных задач. Ищите предметы в специальных зонах и играйте в занимательные мини-игры. Раскройте тайну могущественной организации, спасите Карла и избавьте город от злоумышленников!

Сокровища тамплиеров

18 марта 1314 г. в Париже было пасмурно. Звонкоголосые глашатаи, поеживаясь от утренней сырости, шли по узким улочкам, громко объявляя о суде над злостными негодяями-тамплиерами. На высоком помосте под защитой стражи, которая отделяла толпу от высокородных господ, монахов и законников, вершился церковный суд над еретиками и злодеями. Председатель - духовник короля и доктор теологии из Сорбонны, знаменитый Гийом Парижский, потер озябшие руки и дочитал приговор:«И содержать в четырех стенах, пока жизнь не покинет их». Четверым осужденным в ободранных плащах с красным крестом на плече следовало смиренно и на коленях благодарить трибунал за оказанную им милость.

Высокий и худой Жак де Моле неожиданно выпрямился, посмотрел в глаза Гийому Парижскому и заговорил слабым надтреснутым голосом:« Мы виновны перед Господом, но непризнаем себя виновными в названных судьями преступениях. Мы виновны в том, что дух наш был слабее плоти, и под пыткой оклеветали мы Орден Храма Господнего в ». Судьи трибунала переглянулись. После недолгого совещания Гийом Парижский объявил:«Поскольку эти еретики не раскаялись, продолжают упорствовать и изрыгать хулу на святую нашу матерь Церковь, мы отступаемся от них и передаем в руки светских властей».

В тот же день королевский прево приговорил великого магистра Жака де Моле, досмотрщиков Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне к сожжению на костре. Жак де Моле подошел к высокой поленнице, снял и аккуратно сложил тамплиерский плащ и спокойно взошел вверх. Когда костер разгорелся, он громко произнес:«Папа Римский Климент V, через сорок дней, ты придешь ко мне. Король Франции Филипп IV, не пройдет и года, как ты присоединишься к нам». Больше Жак де Моле не издал ни звука. Стражники, видевшие его лицо, рассказывали потом, что магистр тамплиеров умер без мук.

Предсказания умиравшего на костре старика исполнились в точности. 20 апреля в мучениях отошел к Богу папа Климент. У него болел живот, и лекари прописали пить толченые изумруды, разорвавшие первосвященнику кишки. В ноябре король Франции Филипп IV на охоте упал с лошади. Парализованного, его подобрали и привезли во дворец придворные. Там Филипп Красивый и умер, одеревеневший, неспособный пошевелиться. А над телом владыки Франции сцепились наследники. Через год на виселице закачалось тело готовившего процесс тамплиеров королевского законника Ангеррана де Мариньи. В мучениях скончался руководивший следствием рыцарь Гийом де Ногаре. Сыновья Филиппа IV не смогли передать трон своим детям. Их племянник Эдуард Английский пошел на Францию войной, затянувшейся больше, чем на столетие. Страна, ограбившая и убившая Орден Храма, сама была разграблена и унижена.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Среди основателей Ордена Храма Господнего в Иерусалиме был знаменитый Бернар Клервосский - человек, по слову которого короли были могли выступить в поход, а римские папы склоняли головы. Бернар, родившийся в 1090 г. в Труа, происходил из знатной семьи. По сложившейся к XI в. традиции он должен был стать монахом, чтобы не тревожить своих старших родственников претензиями на наследование земли. Он мог быть обычным аббатом - хозяйственным и в меру порядочным, мог окунуться в политические интриги. Однако Бернар попал в Орден Цистерцианцев - монашеский орден, Занимавшийся распространением ученых знаний.

В 1118 г. девять французских рыцарей решили создать военно-монашеский орден - «для охраны паломников, следующих в Иерусалим». Он был организован по образцу Ордена Иоанна Иерусалимского, члены которого назывались госпитальерами. В качестве резиденции щедрый король Иерусалимский выделил им территорию бывшей мечети Куббат-ал-Захры - храма Соломона.

Однако спустя 10 лет после основания Ордена рыцари Храма занимались всем чем угодно, кроме охраны христианских святынь. Они по очереди охраняли дорогу от разбойников но, в основном, рылись в подвалах храма, видимо, надеясь что-то там обнаружить. Бернар Клервосский усиленно работал в монастырских библиотеках, не гнушаясь помощью понимающих древнееврейские тексты раввинов. Что искали рыцари в Иерусалиме, так и осталось тайной. Следователи при обысках, а палачи при допросах ничего не сумели выяснить.

В 1128 г.(единственный случай в истории!) для официального признания был созван специальный церковный собор в Труа - на землях графа Шампанского. Признанный к этому времени святым Бернар Клервосский написал для Ордена рыцарей Храма устав. Главная резиденция Ордена была во Франции, в Париже, в замке Тампль («Храм»), который дал рыцарям второе название - тамплиеры. Это был могущественный Орден, впитавший в себя традиции ранних монашеских орденов. Даже хоронили братьев-тамплиеров по монашескому обряду цистерцианцев - обнаженными, на доске лицом вниз. Орден Храма сразу получил несметные богатства - ему жертвовали земли светские сеньоры. Прежний орден Цистерцианцев с появлением тамплиеров отказался получать дарения и увеличивать свои накопления. Казалось, старые ордены решили передать одному новому свои богатства и познания.

Орден Храма с самого начала был двойственным: с одной стороны рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена лошадь с двумя всадниками в седле. В Ордене существовали братья-монахи, братья-рыцари (они не давали монашеских обетов), сержанты (просто воины на службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством Храма). Большая часть братьев-рыцарей находилась в Палестине и воевала с неверными. Про братьев-рыцарей говорили: «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Гордости и заносчивости им было не занимать. В противоположность им братья-монахи организовали по всей Европе сеть командорств, в которых хранились богатства Ордена. Тамплиеры имели собственные замки с поместьями, в которых не переводилось зерно.

Однажды во время неурожая за неделю только одно командорство накормило 10 000 человек.

Командорства были объединены в бальяжи (округа), которые в богатству и власти соперничали с бальяжами короля. Но несмотря на богатство Ордена попавшим в плен тамплиерам запрещалось предлагать выкуп за свою жизнь и свободу.

Тамплиеры имели два крупнейших центра - Восточный бор между бальяжами Пейнс и Тор в междуречье Сены и Оба и порт Ла-Рошель. В первом из них кладоискатели до сих пор пытаются найти следы сокровищ тамплиеров. Но весь лес был в средние века заболочен, и даже человек искушенный не может найти дорогу, а не то что разыскать тайник. К Ла-Рошели вели свободные от королевских досмотров дороги. Самое удивительное, что везти в этот порт в принципе было нечего - Америку тогда еще «не открыли». И тем не менее через всю Францию к Ла-Рошели и из нее ползли обозы под охраной сержантов Ордена.

Пошлин за это не брали, и любой купец, сдавший деньги на хранение в одном командорстве, мог получить их в другом по заемному письму. Эта банковская система была уникальной для того времени. Даже несметные богатства, подаренные тамплиерам, рачительное хозяйствование и запрещенное христианам ростовщичество не могли принести им такого количества серебра. Его просто не было в копях всей Европы в количествах, достаточных для покрытия безналичных расчетов купцов. Доходы тамплиеров непрерывно росли, а их прозвали «люди серебра». Впоследствии возникли версии, что тамплиеры смогли добраться до Америки и добывать серебро из рудников Перу и Мексики. Конечно, такое богатство не могло не вызвать зависти и злобы у конкурентов.

РАЗГРОМ

Врагов у богатейшего и могущественнейшего Ордена насчитывалось много. Плохие отношения сложились с Орденом св. Иоанна Иерусалимского, который после бегства из Палестины обосновался сначала на Кипре, а потом на Родосе. Белый госпитальерский крест с раздвоенными концами соперничал с тамплиерским красным крестом с перекладинами на морях и на суше. Отношения с Орденом святой Марии Тевтонской также были прохладными: насильственное обращение язычников в христианство в интересах немецкого рыцарства тамплиеры не одобрили и на Северо-Восток свои командорства не перенесли. Быстро рассорились тамплиеры и с новыми монашескими орденами. Европу сотрясали восстания, а церковь стремилась навести наконец порядок в делах веры. Для разгрома ереси был основан нищенствующий Орден Псов Господних - доминиканцев. Подпоясанные веревками монахи в серо-бурых сутанах поначалу активно сотрудничали с могущественными госпитальерами. Однако потом именно доминиканцам было поручено проверить на соответствие учению церкви все богословские труды и под руководством епископов расследовать преступления против веры.

Косо смотрели на Орден и светские владыки. Император Священной Римской империи Фридрих II ограбил владения тамплиеров в Сицилии. Король Франции Филипп IV Красивый укреплявший свою власть в стране, был недоволен тем, что в Париже находится крепость Тампль, в которой сидит великий магистр - более могущественный владыка, чем он сам. Королю хотелось получить пошлины за проезд по орденским дорогам и налоги с орденских земель. Для этого было только два пути: возглавить орден и сделать его королевским или же уничтожить его. В 1305 г. Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил с новым предложением. Поскольку война в Палестине подошла к концу, и рыцарские ордены оказались вне Святой земли, то надо объединить два из них - Орден Храма и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен встать сын христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика Святого. Однако и это план не удался.

И тогда Филипп Красивый выбрал второй путь. После очередной интриги римским папой был избран французский епископ Бертран де Го. Его предшественника рыцарь Гийом де Ногаре ударил по лицу кольчужной перчаткой и увез в заключение умирать. В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее - во Франции.

Духовник короля и Великий Инквизитор Франции доктор теологии Гийом Парижский начал собирать свидетелей из числа изгнанных рыцарей. К 1307 г. обвинения были подготовлены и по всей Франции королевские гонцы повезли тайные письма с инструкциями королевским чиновникам. 14 сентября 1307 г. королевские войска захватили замки тамплиеров во всей Франции. Филипп IV впервые вошел в возвышавшийся в центре Парижа Тампль не как гость и должник Ордена, а как господин покоренной вражеской крепости. Тамплиеры не оказали сопротивления - устав Ордена не позволял рыцарям поднимать оружие против христиан. Да и кто посмел бы раньше поднять руку на могущественнейший Орден? Братья открыли ворота и впустили стражу внутрь.

Одной из задач королевских следователей было изъятие несметных богатств тамплиеров. Однако тут их ждало разочарование: казна была пуста, в орденской церкви не было даже святых сосудов. Ходили разговоры, что за пару дней до ареста из ворот Тампля куда-то выехали возы, груженые сеном. Зачем понадобилось вывозить сено из Парижа в деревню, никто не задумался. А потом гадать было уже поздно. То же самое произошло во всей Франции. Только в одном командорстве удалось захватить в часовне реликвии - бронзовую голову с хранящимися черепными костями какого-то святого. Деньги же ордена пропали бесследно.

Поскольку орден был основан церковным собором, для суда над тамплиерами также нужно было созвать собор. Однако созванный для этой цели Венский собор 1312 г. не пожелал выдвигать против Ордена какие-либо обвинения. Тогда папа издал буллу, которой распускал Орден. Однако на этом дело не закончилось. Сначала предполагалось, что судить тамплиеров за их злодеяния будет инквизиция. Однако очень быстро оказалось, что это не лучший вариант. Сломленные на допросах в руках королевских палачей мирские братья и рыцари-монахи давали любые показания. Однако веры такому следствию было мало.

Тогда папа Климент V решил взять дело в свои руки. Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: два кармелита, два францисканца и два доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании Ордена Храма, от следствия были отстранены. Климент V потребовал передать высших сановников Ордена папскому суду, но до папы руководителей не довезли: было объявлено, что они по пути подхватили заразную болезнь, и потому будут временно содержаться в замке. Однако папские комиссии были допущены к арестованным и провели допросы. На этих допросах тамплиеры категорически отвергли большинство обвинений.

Рыцари дружно отказались от обвинения в содомском грехе - поощрявшемся начальством гомосексуализме. Однако они не отрицали, что на церемонии посвящения новопринятого целовали в пупок, копчик и в губы. Причем никто не мог объяснить смысла этих поцелуев: те из них, что был допущен к тайным знаниям, не торопились рассказывать, а те, кто просто копировал ритуал, не понимал его смысла. На допросах командоры признали, что новопринятым грубовато советовали «Если тебе будет холодно - согреешься с братьями». Перед комиссией они не стали отказываться от показаний.

Еще более серьезным было обвинение в кощунстве. Тамплиеров на основании показаний свидетелей и арестованных рыцарей Ордена обвиняли в том, что они отрицали распятие Христа и плевали на крест. Против такого возразить было нечего. Принимаемым в ряды братьев-монахов говорилось, что на самом деле Христос не был распят, и что крест - не святой почитаемый символ, а орудие смерти преступника - «царя иудейского» - поднявшего восстание против римлян и осужденного за это. После этого объяснения неофитам предлагали плюнуть на крест. Обвинение в содомии еще можно было объяснить грубыми военными шутками, а мужские поцелуи в разные части тела - непониманием низших рыцарей смысла обряда.

Однако богохульство и ересь - преступления гораздо более тяжкие. Эти обвинения тем более подтверждалось тем, что объектом поклонения были идолы - так называемые «головы Бафомета». Это были бронзовые головы, иногда с тремя лицами, с рогами, с яркими инкрустированными глазами. Хотя для тамплиеров эти головы считались символом благосостояния и процветания, плодородия окрестных полей. Но для следствия это был признак дьяволопоклонничества. И рожки на головах, и три лица, и череп - все эти символы связывались с каббалистикой, колдовством и алхимией, которые несомненно говорили о культе Сатаны. Здесь для доминиканцев компромиссы были невозможны - дьяволопоклонники, оккультисты и ростовщики должны быть уничтожены. А это так совпадало с интересами папы и короля Франции. Следствие продолжалось безостановочно. Братья, мучимые на дыбе и под клещами палача давали показания о своих преступлениях. В марте 1314 г. король решил: «Пора!»

СУДЬБА ТАМПЛИЕРОВ

Казалось бы, после приговора Парижского трибунала судьба тамплиеров была решена повсеместно. Однако на деле даже изъять имущество удалось не везде. После смерти Климента V и Филиппа IV и Риму, и французским королям было не до тамплиеров, а на Пиренейском полуострове они были нужны для войны с маврами. Поэтому там преследованием рыцарей Храма никто особенно не занимался. В Кастилии и Арагоне рыцари Ордена Храма вошли в полном составе и со всем имуществом в орден Калатравы. В Германии процесс сорвался: во Франкфурте призванные на суд тамплиеры явились в полном боевом облачении, с копьями в руках. Суд прозаседал недолго и все обвинения были сняты. Только в глухой провинциальной Англии в 1311 г. королю и инквизиторам удалось провести суд над арестованными рыцарями.

Что же касается серебра тамплиеров, то найти его не удалось. Ни суд, ни инквизиция, ни следователи так и не смогли докопаться до правды. Последующие поколения, упорно искавшие богатства тамплиеров, также не нашли исчезнувшие сокровища. Ищут их и по сей день. Найдется ли когда-нибудь счастливчик, который разгадает тайну пропавших сокровищ?


Остров тамплиеров?

В книге двух историков - датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна - "Тайный остров тамплиеров" доказывается, что сокровища уничтоженного в XIII веке ордена рыцарей-храмовников, в том числе легендарные Чаша Грааля и ковчег Завета, спрятаны не в Эфиопии, Испании, Канаде или шотландском Росслине, как полагали раньше, а на маленьком балтийском острове Борнхольм, где живет сейчас около 45 тысяч человек.

В качестве доказательства, пишет Reuters, историки обращают внимание на то, что средневековые храмы острова построены в соответствии со "священной геометрией" тамплиеров, которые строили таким образом храмы по всей Европе (самый известный из них - Реннэ-ле-Шато на юге Франции).

Историки уверены, что в геометрии соборов зашифрован ключ, позволяющий при тщательном изучении определить место, где спрятаны сокровища.

Кроме того, историки напоминают, что датский архиепископ Эскиль посетил Великого Магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора в 1162 году. Считалось, что они обсуждали будущее участие храмовников в крещении балтийских язычников - эстонцев, латышей. Возможно, однако, что в ходе этой встречи обсуждалась и возможность переноса в безопасное место разросшихся сокровищ тамплиеров.

Тамплиеры участовали в крещении "огнем и мечом" северных балтийских народов и возвели на Борнхольме соборы; авторы книги уверены, что в этих соборах и следует искать таинственный Святой Грааль, столетия уже не дающий покоя любителям мистики и конспирологии.

Сокровища тамплиеров в Шотландии?

Недавно в Шотландии археологами была обнаружена старинная часовня Росслин, принадлежавшая когда-то семье Клэр. Возможно, часовня является хранилищем несметных сокровищ рыцарей тамплиеров, в том числе легендарной чаши священного Грааля, Креста Господня и бесценных древних манускриптов.

В XIII веке в книге Роберта де Борона «Роман о Граале» впервые упоминается Грааль - чаша, из которой Христос пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал его кровь Одновременно Грааль - волшебный всенасыщающий котел, о котором говорится в кельтских мифах Поиски Грааля в древних легендах о подвигах короля Артура связывались не столько с поисками богатства сколько со стремлением к духовному совершенству И, возможно, найденный замок скрывает в своих древних стенах множество тайн и загадок Археологи считают, что последней перестройке замок подвергался во времена крестовых походов Скорее всего, он являлся резиденцией ордена тамплиеров в Шотландии, а также хранилищем христианских святынь и сокровищ накопленных могущественным орденом во времена крестовых походов В подвальных помещениях замка находятся склепы, в которых покоятся тела рыцарей - хранителей сокровищ Предположительно, сокровища ордена и возможно чаша Грааля, хранятся в специально построенной в часовне колонне Стены замка испещрены магическими символами, разгадав которые, возможно, удастся приблизиться к тайне сокровищ тамплиеров

Официально орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в средневековой Европе он был известен как Орден рыцарей Храма Самих же рыцарей называли храмовниками Резиденция ордена находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц) На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что говорило о бедности и о братстве Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиугольным крестом Рыцари должны были дать три обета целомудрия, бедности и послушания (такие же обеты давали члены других рыцарских орденов того времени, например, госпитальеры тевтоны) С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства

Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену свое состояние Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров В 1130 году тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 году - ив Италии, Австрии, Германии Венгрии и в Святой Земле

Целью членов ордена было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников» Однако храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их Тамплиеры к XII веку стали обладателями неслыханных богатств и кроме земель, владели верфями, портами, имели мощный флот Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки Рыцари Храма поощряли развитие науки и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались у них в руках Среди рыцарей были также опытные хирурги

Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине В 1191 году рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жен-д"Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра но и славу ордена как непобедимого воинства Постепенно тамплиеры перебрались в Европу, некоторое время перед этим проведя на Кипре Мощные финансовые средства, которыми располагали храмовники и наличие в их рядах представителей высших кругов общества заставляли правительства Европы считаться с ними и, естественно, ненавидеть и бояться их Когда в XIII веке Папа Римский объявил крестовый поход против еретиков катаров и альбигойцев, тамплиеры опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне возомнив себя всемогущими и нажив себе еще одного страшного врага XIV веке король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться в государственные дела в Европе, к тому же монарх был должен тампливрам огромные деньги и не хотел отдавать долг Сначала король пытался действовать хитростью он попросил (принять его в орден, а когда Великий магистр Жан де Мале вежливо но твердо отказал ему, прекрасно понимая что Филипп стремится занять его место Папа Римский с подачи короля предложил тамплиерам объединиться с их вечными соперниками - госпитальерами, на что тоже получил отказ В 1307 году тамплиеры находящиеся во Франции были арестованы, обвинены в ереси в служении дьяволу и колдовстве, поводом к чему послужили таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний После семи лет пыток храмовники признались во всем но на суде отреклись от своих показаний Перед смертью Великий магистр проклял Филиппа IV и Папу Римского Климента и вскоре их постигла страшная смерть Не исключено, что Папа и король были отравлены храмовниками, искусными в изготовлении ядов.

Хотя могущество ордена было подорвано, его символику продолжали использовать Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров белым полотнищем с красным восьмиугольным крестом

Мы не знаем, что ожидает исследователей внутри таинственного замка могущественных рыцарей С полной уверенностью можно сказать лишь, что древняя часовня рыцарей храмовников и в наши дни, как и тысячи лет назад, остается символом истинной веры и беззаветного служения своему делу Ответа на вечный вопрос о поисках духовного идеала пока не существует К сожалению а может быть и к счастью, -ведь разгаданная тайна перестает быть тайной

Наталья ВОРОНОВА