Биографии Характеристики Анализ

Мнение татар о пленниках жилина и костылина. Два разных характера, две разные судьбы

сравнительная характеристика жилина и костылина

  1. спс большое
  2. спасибо но бодробно не надо было
  3. ЮЛия ты скопировала
  4. Что общего у наших героев?
    1) Служили на Кавказе.

    попадают в плен.





    Жилин Костылин

  5. ваще зачет
  6. В рассказе Кавказский пленник описывается история двух сослуживце попавших в плен к иноверцам татарам на вполне законных основаниях. По обычаем горцев, воинов можно захватить в плен и получить за них хороший выкуп или убить, если денег нет.
    Находясь в плену эти два человека поставлены в одинаковые условия. Однако Костылин подчиняется татарам, пишет письмо домой с просьбой прислать деньги для выкупа. Костылин подчиненный положению ждет выкупа и даже не пытается предпринять попытки побега. Этот человек слаб духом, с отсутствием характера. Костылин очень любит себя и в решающие моменты он готов пожертвовать другом и собственной честью, только чтоб спасти себя и не причинить себе дополнительных страданий.
    А главный герой Жилин - его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Этот человек с огромной силой воли, он готов идти к своей цели даже тогда, когда другим это кажется невозможным. Такой как Жилин никогда не сдается и никогда не оставит в беде, пусть и ценой своей жизни.
    На мой взгляд, у Жилина и Костылина одинаковые судьбы. Они оба служат в армии и оба очутились в плену. Но каждый проживает свою жизнь по своему, так и в рассказе Кавказский пленник каждый герой переживает выпавшие ему испытания по разному.
  7. Спасибо!
  8. Что общего у наших героев?
    1) Служили на Кавказе.
    2) Жилин и Костылин - дворяне.
    3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуски
    попадают в плен.

    Костылин: ... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льтся.
    Жилин: Невелик ростом, а удал был.
    Сравниваем портреты героев: Какое отношение должно возникнуть у читателя к Жилину и Костылину.
    К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок.
    Жилин внешне обычный человек, но чувствуется в нм сила и мужество.
    Жилин разговаривает с лошадью, называет е матушкой, сердечной. Он любит лошадь, жалеет, видя е страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передат свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нм закатился, что есть духу, ожаривает лошадь.
    Сравниваем поступки героев, Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от не непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. Не боялся да не буду бояться вас, собак!
    Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

    Жилин Костылин

    главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается вс предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной.

    Костылин заботится только о себе, о свом благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.

    Жилин - смелый, решительный, мужественный человек. Это герой.

    Костылин - слабый, нерешительный. Слабый телом и духом человек.

  9. Костылин от костыль - палка для хромых, бессильных.
    Таким образом, даже фамилии указывают на разницу в характерах героев.
    В качестве итога сопоставления двух пленников составим таблицу

    Качество Жилин /Костылин
    Внешность А Жилин хоть не велик ростом, да удал был. А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет.
    Отношение к лошади Матушка, вынеси, не зацепи ногой. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого.
    Поведение в плену Думает: Я уйду.
    А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать.
    Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает. Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит.
    Отношение татар к пленникам Джигит Смирный
    Выносливость, мужество Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает Костылин все отстает и охает.
    Верность, преданность..не годится товарища бросать. Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади.

    Какой вывод можно сделать, сравнив двух героев?
    Слабости Костылина автор противопоставляет стойкость и человечность Костылина.
    Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все трудности.

    Какова идея произведения?
    Научить людей не сдаваться даже в трудных ситуациях, добиваться своей цели, надеясь только на себя.

  10. Классно
  11. Сравнительная характеристика Жилин и Костылин (таблица)
    Автор: Л. Н. Толстой Произведение: Кавказский пленник Это сочинение списано 101 752 раз
    ЖилинКостылин
    Место службыКавказКавказ
    Военное званиеОфицерОфицер
    СтатусДворянин из обедневшего родаДворянин. При деньгах, изнежен.
    ВнешностьНебольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет.
    Отношения читателя к персонажуВнешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на подлость.
    Способность любитьЛюбит животных, в частности свою лошадь, называя е ласкательными словами. Проявляет жалость, замечая страдания бедного животного. Не способен на любовь к кому-то кроме себя.
    Личные качестваНе жаждет выставить себя героем. Смелый, мужественный, решительный, наблюдательный, предусмотрительный, осторожный и умный. Лаконичен и точен в передаче своих чувств и мыслей. Нерешительный, слабый духом и телом.
    Поступки
    Только убедившись, что Костылин зарядил ружье, решился подняться на гору.
    Днм делал куклы для Дины, ночью рыл подкоп.
    Надеется только на свои силы, активно ищет способы выбраться из плена. Отправляет письмо по другому адресу, чтобы не беспокоить бедную мать. Не подчиняется обстоятельствам стремится к освобождению.
    Подло убежал, испугавшись за свою жизнь, как только увидел татар.
    Эгоистично полагается на других, при этом сам не делает ничего, чтобы спастись. Уверен, что родственники выкупят его.
    Цель что было сделано
    Определить дорогу поднялся на гору.
    Освободится из плена выкопал подкоп.
    Старается вс предусмотреть.
    Не имеет целей, поэтому ни к чему не стремится, не сопротивляясь, следует обстоятельствам.
    Поведение в пленуБорется за жизнь и сохраняет человеческое достоинство. Не может справиться с трудностями, а его личность деградирует.
  12. полная какафония от гдз но правильно
  13. главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждт подходящего момента. Поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Старается вс предусмотреть. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной.

    Костылин заботится только о себе, о свом благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не способен на большой поступок.


Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
- Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
- Кто из героев вызвал уважение, кто - неприязнь?
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин - герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество

Жилин

Костылин

Смысл фамилии

Жилы - кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый - сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами

Костыль - палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги

Внешность

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Предусмотрительность

«- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)

Отношение к лошади

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...»
«...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...»

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

Храбрость - трусость

«- ...Не дамся же живой...»
«- ...С ними что робеть, то хуже»

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху»

Поведение в плену

«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду"».
«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает - или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»

Мнение татар о пленниках

«Джигит»

«Смирный»

Наблюдательность, любознательность

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»

Выносливость, мужество

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»

«Костылин все отстает и охает»

Верность, преданность

«...не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».

I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
- Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
- Кто из героев вызвал уважение, кто - неприязнь?
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин - герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы

Качество Жилин Костылин
Смысл фамилии Жилы - кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый - сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль - палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Предусмотрительность «- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
Отношение к лошади «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
Храбрость - трусость «- ...Не дамся же живой...» «- ...С ними что робеть, то хуже» «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху»
Поведение в плену «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает - или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
Мнение татар о пленниках «Джигит» «Смирный»
Наблюдательность, любознательность «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает»
Верность, преданность «...не годится товарища бросать» Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».



Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа - показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
- Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары - и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
- Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
- Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
- Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей - колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей - это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.

III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» - до слов: «И так думается ему, что это самое - крепость русская».
- В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
- Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» - до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.

Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа
Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина - главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск - оформил отпуск.
Провожатые солдаты - солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло - миновал полдень.
Нападусь на татар - внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая - лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь - лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает - сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать - стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась - лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась - вздрогнула.
Ногаец - ногайцы - народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава вторая
Распояской - без пояса.
Бешмет - мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый - морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун - плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным - рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников - ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой - мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток - площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке - масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка - деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь - для мытья рук.
Ружье осеклось - ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

Глава третья
Три аршина. Аршин - мера длины, равная 71,12 см; три аршина - 2,13 м.
Утвердил их - твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) - начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться - спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки - под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел - испытал робость, испугался.

Глава пятая
Овца перхает в закуте - овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары , или Стожары, или Плеяды - рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод - продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел - стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

Глава шестая
Камень вострый - камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю - спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод . Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника . Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.

В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ - небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция - явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция - построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог .
Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка - получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации - второму побегу Жилина.
Развязка - Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника) :
- Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

Идея - главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?