Биографии Характеристики Анализ

Творчество ахматовой кратко о главном. Анна Ахматова: жизнь и творчество

МОУ Верхнетимерсянская СОШ

Сообщение на тему :

"Биография и творчество Анны Ахматовой"

Работу выполнил ученик 7класса

Платонов Николай

Проверила учитель русского языка и

Литературы

Мыгыш Н.Г.

2015г

Ахматова А.А. Биография

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она в позднейшей автобиографической заметке, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 - 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 - 1910 гг. - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. 25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вяч. Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм..."

В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в "Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его секретарем и деятельным участником.

В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием М. А. Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность". Психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному - черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе. Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в

виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знакомство со стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию".

Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным признанием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью". "Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "роман-лирику". По сравнению с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее - в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. "Ее призвание - в рассечении пластов", - подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве. После "Четок" к Ахматовой приходит слава.

Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, - М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма. В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенность, сверх личное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России". После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.

В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи". С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих - в 1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

В трагические 1930 - 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода - поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, - замечал критик, - выход в историю, в жизнь народа, отсюда - особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения - "Поэмы без героя" (1940 - 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом. Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание.

В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. - обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. 5 марта 1966 г. Ахматова окончила свои дни на земле. 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Год рождения 1889. Место рождения: Большой Фонтан (под Одессой. Родители: инженер Андрей Антонович Горенко - отец, Инна Эразмовна - мать. Ахматова - фамилия прабабушки Анны Андреевны Горенко С 1890 по 1905 жила в Царском Селе. Училась в гимназии. В 1905 живет в Евпатории, затем в Киеве, пишет стихи. В 1907 впервые напечатано стихотворение в Париже (журнал «Sirius»

) В 1910 году выходит замуж за Гумилева. В 1912 вышла книга стихов " Вечер " под псевдонимом Ахматова. Примыкает к литературному направлению " акмеизм " (вместе с Николаем Гумилевым и Сергеем Городецким).


Современники писали о ее внешности и таланте с восхищением, посвящали стихи, картины,создавали музыку (Н. Альтаман, Ю. Анненков,С. Сарьян, А Вертинский, Модильяни).

Ахматова многое в своей жизни пережила: расстрел мужа, репрессии в отношении второго мужа и сына. Сие отразилось в ее поэме " Реквием", в которой она вспомнит всех поименно. После 1945 года ей фактически запретили печатать свои стихи. В последние годы жизни она много переводила, писала эссе и мемуары, давала оценку творчеству молодых поэтам, впоследствии составивших славу и гордость русского искусства и литературы. В 1964 удостоена поэтической премии " Этна Таурмина" .


Умерла Ахматова в санатории Подмосковья. Похоронена в Комарово (под Ленинградом).

Анна Андреевна Ахматова – одна из самых ярких поэтесс 20 века. Ее писательский талант захватил ни одно сердце и вдохновил многих людей.

Родилась Анна Ахматова 11 июня 1889 года в Одессе. Свое начальное образование Анна получила в Мариинской гимназии в Царском селе. Дальнейшее свое образование Анна Ахматова продолжила же в Киеве, в знаменитой женской Фундуклеевской гимназии. Ходила на чтение женских курсов, а также историко-литературных лекций.

Начала писать Анна Ахматова с 1911 года, представив общественности свой первый стих. Ее первый сборник появился на свет в 1912 году, через год после дебюта, и назывался он «Вечер». Ее родной фамилией была Горенко, однако, для псевдонима Анна Андреевна использовала фамилию своей прабабушки из-за разногласий с отцом на этой почве.

Второй сборник не заставил себя ждать и в 1914 году выпустила свою вторую книгу, сборник под названием «Четки». Тираж был огромным — 1000 экземпляров, — что для молодой, начинающей поэтессы уже было замечательной новостью. Именно «Четки» помог завоевать Анне Ахматовой настоящую популярность и приобрести почитателей своего таланта, кропотливой работы и поющей души.

Через три года, не заставив относительно долго себя ждать, выпускается новый сборник, которому Анна Ахматова дала название «Белая стая». К этому времени поэтесса достигла пика своего творчество, начались гастроли, литературные чтения, Анна много выступала, знакомилась с известными людьми, приобретала в свой круг верных друзей, получала новый опыт.

В 1910 году, как известна, Анна Ахматова обручилась с поэтом Николаем Гумилевым. Их знатная, интеллигентная чета пополнилась в 1912 году сыном, Львом Николаевичем, который в осознанные года своей жизни формулировал философские концепции и работал на научном поприще.

Брак с Николаем Гумилевым продолжился недолго: в 1918 году они развелись. Печальные события войны забрали на фронт ее бывшего мужа. В творчестве Анны Ахматовой можно встретить множество стихов, которые были посвящены ее бывшему мужу, даже прослеживается нотка грусти и тоски по былым временам.

Следующим ее мужем был ученый В. Шилейко, с которым она прожила не так уж много, а после расстрела Николая Гумилева в 1921 году, рассталась. Но сердце поэтессы не могло быть свободно, и в 1922 году у нее завязались изумительно теплые отношения с искусствоведом Пуниным, с которым она провела много счастливых лет. Последний ее сборник увидел свет в 1925 году.

Жизнь и творчество Анны Ахматовой потрясают переживаниями, тяжкими моментами, но необычайной красотой таланта, которая смогла на этой, казалось, неблаготворной почве вырасти. Запомнилась Анна Ахматова своей чрезвычайно душе трепещущей поэмой «Реквием», посвященной судьбе российского народа, которого она всем своим сердцем любила.

Умерла поэтесса 5 марта 1966 года в санатории под Москвой, где проходила лечение. Похоронена была на Комаровском кладбище неподалеку от Ленинграда, однако, не похоронена ни на миг в сердцах ее горячо любимых последователей и почитателей.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

в девичестве - Гóренко , по первому мужу Горенко-Гумилёва , после развода взяла фамилию Ахматова , по второму мужу Ахматова-Шилейко , после развода Ахматова

русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века; номинантка на Нобелевскую премию по литературе

Анна Ахматова

Краткая биография

11 июня 1889 г. в Одессе, в одном из домов Большого Фонтана, появилась на свет Анечка Горенко , которой предстояло снискать славу одного из самых известных русских поэтов XX ст., классика при жизни, талантливого переводчика, литературоведа, критика. Она стала шестым ребенком в семействе отставного флотского инженера-механика, потомственного дворянина. Детские и отроческие годы Анны прошли в Царском Селе, куда семья переехала в 1980 г. Здесь она с 1900 г. по 1905 г. училась в Мариинской гимназии, здесь же в 1903 г. состоялось ее знакомство с Николаем Гумилевым – будущим супругом, человеком, сыгравшим в ее судьбе особую роль.

После развода родителей в 1905 г. Анна с мамой и сестрами уехали в Евпаторию: больным туберкулезом девочкам был полезен целительный климат. Оканчивала учебу она в Фундуклеевской гимназии города Киева, куда они в 1906 г. переехали жить к родственникам. С 1908 г. Анна Горенко – слушательница Киевских высших женских курсов, юридического факультета. Привить любовь к юриспруденции учеба так и не смогла, зато студентка увлеченно изучала латынь. В апреле 1910 г. Анна ответила согласием на предложение руки и сердца, сделанное Н. Гумилевым. Обвенчавшись, пара уехала сначала в свадебное путешествие (Париж, города Италии), потом провела какое-то время в Слепнево - имении матери Н. Гумилева.

Перспектива стать юристом больше не влекла Анну Горенко. Она приехала в Петербург и в том же 1910 г. поступила на Высшие историко-литературные курсы Раева. Сочинять стихи будущая знаменитость начала с 11 лет. В 1907 г. Н. Гумилев, выпускавший в Париже русскоязычный журнал «Сириус», впервые опубликовал стихотворение «На руке его много блестящих колец», подписанное «Анна Г.», но издание просуществовало очень недолго. В 1911 г. стихи начинающей поэтессы стали появляться в журналах, выходивших в Петербурге. Именно тогда читающая публика узнала об Анне Ахматовой. Некогда отец наложил вето на использование «Горенко» в подписи к стихам, поэтому в качестве творческого псевдонима была использована фамилия, которую носила прабабка по материнской линии.

Благодаря Н. Гумилеву, который был к тому времени в литературно-художественных кругах личностью известной и авторитетной, Ахматова и сама быстро стала частью этой среды. Путь Анны Андреевне к славе не был долгим и тернистым. Уже первый ее сборник стихов – «Вечер», увидевший свет в 1912 г., - не остался без внимания критиков и свидетельствовал о том, что в русской поэзии появилось новое имя. Быстрое восхождение стало неожиданностью для многих, в том числе для самого Н. Гумилева, который некогда после прочтения стихов Анны дал ей совет заняться танцами. Когда был основан «Цех поэтов», Ахматова принимала в его деятельности самое активное участие, была секретарем.

В мае 1914 г. был опубликован лирический сборник «Четки», после которого к поэтессе пришла настоящая слава. Благосклонно восприняли его не только простые почитатели ее таланта, но и поэты, оказавшие значительное влияние на раннюю поэтику Ахматовой, - Александр Блок и Валерий Брюсов . Книга выдержала до 1923 г. еще восемь переизданий. Как и «Вечер», «Четки» были написаны в русле акмеизма; Анна Ахматова стояла у истоков этого литературного течения. Ею восхищались, ей подражали, сочиняли посвящения, художники искали возможности нарисовать ее портрет... Однако начавшаяся Первая мировая война не могла не внести корректив в биографию - активная публичная деятельность поэтессы была свернута, Гумилев ушел на фронт. Ахматова все чаще бывала в его имении Слепнево, где открыла для себя жизнь, имеющую мало общего с петербуржской. Ее мучил туберкулез, много времени и сил уходило на лечение.

Этот период был насыщен чтением русской классики, что также наложило заметный отпечаток на ее дальнейшую творческую деятельность. Знакомство с безыскусной деревенской жизнью, утрата ощущения стабильности, драматизм военной поры внесли в ее поэзию новые интонации – молитвенности, торжественной скорби. Стихи этой поры легли в основу третьего сборника (1917 г.) – «Белая стая». Принято считать, что он пользовался меньшим успехом, однако сама Ахматова объясняла это тяжелым военным временем.

После установления в 1917 г. власти большевиков потомственная дворянка сделала выбор в пользу «глухой и грешной» Родины, оставшись там, «где мой народ, к несчастью, был», не эмигрировав, как это сделали очень многие из ее окружения. Несколько лет серьезных лишений, драматических личных событий (развод в 1918 г. с Н. Гумилевым, его расстрел в 1921 г., повторный неудачный брак с поэтом и ученым В. Шилейко) несколько отдалили Ахматову от творчества, публичной деятельности, но осенью 1921 г. она вновь стала активно публиковаться, принимать участие в жизни литературных объединений, выступать. В 1921 г. было издано сразу два ее сборника любовной лирики – «Подорожник» и «Anno Domini».

С 1923 г. Ахматову как автора объявили идеологически чуждым элементом, превратили в мишень для критики и перестали печатать, заставив сменить вектор творчества: она погрузилась в изучение наследия Пушкина , много переводила, увлеклась архитектурой. Ее биография в тот период мало чем отличалась от жизни тысяч соотечественников, чьи близкие стали безвинными жертвами сталинских репрессий. Единственного сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовывали три раза, ссылали в лагеря; погибли в сталинских застенках ее третий муж Николай Пунин, многие друзья и знакомые. Тридцать лет поэтесса прожила, по ее собственному выражению, «под крылом у гибели». Страдания и скорбь русской женщины, которой довелось жить в страшные времена, нашли воплощение в стихотворном цикле «Реквием» (1935-1940), стихах военного времени. По прихоти Сталина (его дочери очень нравились стихи Ахматовой) в 1939 г. поэтессу пустили в советскую литературу, приняли в Союз писателей, и уже в 1940 г. был опубликован ее сборник «Из шести книг», и в целом этот год был невероятно плодотворным в ее творческой биографии.

В сентябре 1941 г. Ахматова, встретившая начало Великой Отечественной в Ленинграде, была эвакуирована, до мая 1945 г. пробыла в Ташкенте. В 1943 г. была удостоена медали «За оборону Ленинграда». Ее стихи той поры не только были пронизаны скорбью и страданиями, но и призывали к мужеству, выполнению гражданского долга, стали олицетворением непокоренного русского слова и русского духа. В Колонном зале Дома союзов в апреле 1946 г. ее встречали стоя и продолжительными овациями. Однако время триумфа, восхищенного приема публикой было очень коротким: 16 августа вышло Постановление ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград», перечеркнувшее надежды интеллигенции на большую свободу и подвергавшее жесткой критике творчество Ахматовой и Зощенко. В 1949 г. к бедствиям (голод, обыски, моральная травля) добавился приговор сыну – 10 лет лагерей. Желая смягчить суровое наказание в 1950 г. поэтесса, переступив через себя, написала хвалебный цикл стихов «Слава Миру», но ее надежды не оправдались.

19 января 1951 г. благодаря ходатайству А. Фадеева Ахматову вновь включили в Союз советских писателей, в мае 1955 г. ей выделили в пос. Комарово собственное жилье (первое в жизни) - дачный домик, в 1956 вернулся из лагеря реабилитированный Лев Гумилев. Это был относительно благополучный период в жизни поэтессы, она вновь получила возможность заняться творчеством. В 1958 г. вышел сборник «Стихотворения»; в 1962 г. - закончена «Поэма без героя», начатая в 1940-ом, положен на бумагу и доработан знаменитый автобиографический «Реквием», который увидит свет уже после ее смерти, в перестроечном 1987-ом.

Несмотря на ограничения в публикациях, слава Ахматовой вышла далеко за пределы СССР, мастерство поэтессы было признано на мировом уровне, стало для зарубежных читателей олицетворением великой русской культуры. В 1962 г. она была номинантом Нобелевской премии в области литературы. В 1964. в Италии получила международную литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 в Лондоне примерила мантию почетного доктора литературы Оксфордского университета. В том же 1965 г. был опубликован большой сборник «Бег времени», куда вошли стихи разных периодов. Умерла Анна Андреевна 5 марта 1966 г. в домодедовском санатории, где она шла на поправку после четвертого инфаркта. Прах ее покоится в поселке Комарово неподалеку от Санкт-Петербурга.

Биография из Википедии

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848-1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Она была третьей из шести детей. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856-1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…». Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова - дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой; её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки», которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата. К этому выбору оказался причастен отец Анны: узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, он попросил не срамить его имени.

В 1890 году семья переехала сначала в Павловск, а затем в Царское Село, где в 1899 году Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии. Лето она проводила под Севастополем, где, по её собственным словам:

Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

Вспоминая детство, Ахматова писала:

Мои первые воспоминания - царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.

А. Ахматова. Коротко о себе

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого . В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».

Свои первые стихотворения она опубликовала в 1911 году («Новая жизнь», «Gaudeamus», «Аполлон», «Русская мысль»). В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-1940; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР - в 1987) - одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.

«Поэма без героя» (1940-1965, относительно полный текст впервые опубликован в СССР в 1976) отражает взгляд Ахматовой на современную ей эпоху, от Серебряного века до Великой Отечественной войны. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии и уникальное историческое полотно.

Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова , воспоминания о современниках.

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. С 1925 по 1939 год и с 1946 по 1955 её поэзия не печаталась совершенно, кроме стихотворений из цикла «Слава миру!» (1950). По мнению давнего знакомого Ахматовой Юзефа Чапского, её первый, с 1914 года, выезд за рубеж состоялся, скорее всего, только в 1964 году, в итальянскую Таормину. «Британника» уточняет первую дату - с 1912 года.

Первое относительно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Под ред. В. М. Жирмунского. - Л., 1976. - (Большая серия Библиотеки поэта).

Стихи Ахматовой переведены на многие языки мира.

Жизнь и творчество

Анна Ахматова с мужем Н. С. Гумилёвым и сыном Львом

  • 1900-1905 - учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории.
  • 1906-1907 - учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии. Среди преподавателей - будущий известный философ Густав Шпет, математик Юлий Кистяковский.
  • 1908-1910 - учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших женских историко-литературных курсах Н. П. Раева в Петербурге. Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко , и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве - Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии князей Чагадаевых, известных с XVI века, по матери - из старинного татарского рода Ахматовых, обрусевшего в XVII веке.
  • 1910 - в апреле вышла замуж за Николая Гумилёва.
  • 1910-1912 - дважды была в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни оказали заметное влияние на творчество поэтессы.
  • 1911 - первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже её стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им журнале «Сириус». Журнал успеха не имел и почти сразу прекратил своё существование).
  • 1912
    • в марте вышла первая книга - сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров.
    • в октябре родился сын - Лев Николаевич Гумилёв.
  • 1914 - весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом в 1000 экземпляров. До 1923 года книга выдержала ещё 8 переизданий.
  • 1917 - третья книга, «Белая стая», вышла в издательстве «Гиперборей» тиражом в 2000 экземпляров.
  • 1918
    • в августе состоялся развод с Гумилёвым.
    • вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта Владимира Шилейко.
  • 1921
    • в апреле в издательстве «Петрополис» вышел сборник «Подорожник» тиражом в 1000 экземпляров.
    • лето - рассталась с В. К. Шилейко.
    • в ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
    • в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».
  • 1922 - стала женой, без официальной регистрации брака, искусствоведа Николая Пунина.
  • С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» в 1965 году писала:

«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать».

  • 1924 - поселилась в «Фонтанном доме».
  • 8 июня 1926 - оформлен развод с Владимиром Шилейко, собиравшимся вступить во второй брак с В. К. Андреевой. При разводе впервые официально получила фамилию Ахматова (ранее по документам носила фамилии своих мужей).
  • 22 октября 1935 - арестованы, а через неделю освобождены Николай Пунин и Лев Гумилёв.
  • 1938 - арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын - Лев Гумилёв.
    • рассталась с Николаем Пуниным.
  • 1939 - принята в Союз советских писателей.
  • 1935-1940 - написана поэма «Реквием».
  • 1940 - новый, шестой сборник: «Из шести книг».
  • 1941 - войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.
  • 1944 - 31 мая Анна Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград.
    • лето - разрыв отношений с Владимиром Гаршиным.
  • 1946 - Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.

  • 1949 - 26 августа арестован Н. Н. Пунин, 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор - 10 лет Исправительно-трудовых лагерей. В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. Возможно, попыткой продемонстрировать лояльность советской власти явилось создание цикла стихов «Слава миру!» (1950). Лидия Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» пишет:

«Цикл „Слава миру“ (фактически - „Слава Сталину“) написан Ахматовой как „прошение на высочайшее имя“. Это поступок отчаяния: Лев Николаевич был снова арестован в 1949 году».

  • 1951 - 19 января по предложению Александра Фадеева Анна Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей.
  • 1954 - в декабре участвовала во Втором съезде Союза советских писателей.
  • 1956
    • 7 июля награждена Почетной грамотой Армении.
    • возвратился из заключения реабилитированный после XX съезда КПСС Лев Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения. Но Ахматова 24 апреля 1950 г. написала Сталину письмо с просьбой освободить сына, которое осталось без ответа, а 14 июля 1950 г. министр госбезопасности СССР В. С. Абакумов отправил Сталину докладную записку «О необходимости ареста поэтессы Ахматовой»; с этого времени отношения между матерью и сыном были напряжёнными.

  • 1958 - вышел сборник «Стихотворения»
  • 1962 - закончила «Поэму без героя», над которой работала двадцать два года.
  • 1964 - в Италии получила премию «Этна-Таормина».
  • 1965
    • поездка в Англию на вручение диплома почётного доктора Оксфордского университета.
    • издан сборник «Бег времени».
  • 1966
    • 5 марта - умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
    • 7 марта - в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой.
    • 9 марта гроб был доставлен из Москвы в Ленинград. Утром 10 марта 1966 года сначала было совершено отпевание покойной в нижней церкви Никольского собора, а около 15 часов - гражданская панихида в Доме писателей на улице Воинова в бывшем особняке А. Д. Шереметева. Похоронена в тот же день в поселке Комарово под Ленинградом. Власти планировали установить на могиле обычную для СССР пирамидку, однако Лев Гумилёв вместе со своими студентами построил памятник матери самостоятельно, собрав камни, где смог, и выложив стену, как символ стены «Крестов», под которой стояла его мать с передачами сыну. Первоначально в стене была ниша, похожая на тюремное окно, в дальнейшем эту «амбразуру» закрыли барельефом с портретом поэтессы. Крест, как и завещала Анна Ахматова, первоначально был деревянным. В 1969 году на могиле установлены барельеф и крест по проекту скульптора А. М. Игнатьева и архитектора В. П. Смирнова.

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“»

Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусство для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов 15-16 августа 1946 года из докладов (обобщённая стенограмма):

<…> Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <…> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это - поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых <…>

По мнению К. Симонова «выбор прицела для удара по Ахматовой и Зощенко был связан не столько с ними самими, сколько с тем головокружительным, отчасти демонстративным триумфом, в обстановке которого протекали выступления Ахматовой в Москве, <…> и с тем подчёркнуто авторитетным положением, которое занял Зощенко после возвращения в Ленинград».

Постановление как ошибочное было отменено на заседании Политбюро ЦК КПСС 20 октября 1988 года.

Адреса

Одесса

  • 1889 - родилась на 11 ½ станции Большого Фонтана на даче, которую снимала её семья. Нынешний адрес: Фонтанская дорога, 78.

Севастополь

  • 1896-1916 - гостила у своего деда (ул. Ленина, 8)

Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград

Вся сознательная жизнь А. А. Ахматовой была связана с Петербургом. Писать стихи она начала в гимназические годы, в Царскосельской Мариинской гимназии, где училась. Здание сохранилось (2005 год), это дом 17 на Леонтьевской улице.

  • 1910-1912 - Царское село, Малая улица, дом № 64. Живут у матери Гумилёва (дом не сохранился, сейчас это участок дома № 57 по Малой улице). Дом стоял напротив здания Николаевской мужской классической гимназии;
  • 1912-1914 - Тучков переулок, дом 17, кв. 29; жила вместе с Николаем Гумилёвым. Из ахматовских стихов можно угадать этот адрес:

…Я тихая, весёлая, жила
На низком острове, который словно плот,
Остановился в пышной невской дельте
О, зимние таинственные дни,
И милый труд, и лёгкая усталость,
И розы в умывальном кувшине!
Был переулок снежным и недлинным,
И против двери к нам стеной алтарной
Воздвигнут храм Святой Екатерины.

Гумилёв и Ахматова своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Они жили тогда в квартире 29 дома № 17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве… Это первый самостоятельный адрес Гумилёва в Петербурге, до этого он жил с родителями. В 1912 году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Альтмана, которая находилась рядом, на Тучковой набережной.

Анна Андреевна уедет отсюда. А осенью 1913 года, оставив сына на попечение матери Гумилёва, вернётся сюда, на «Тучку», чтобы продолжать творить на «снежном и недлинном переулке». С «Тучки» проводит она Николая Степановича на театр военных действий Первой мировой войны. Он будет приезжать в отпуск и останавливаться уже не на «Тучке», а на Пятой линии, 10, в квартире Шилейко,.

  • 1914-1917 - Тучкова набережная, 20, кв. 29;
  • 1915 - Большая Пушкарская, д. 3. В апреле - мае 1915 г. снимала комнату в этом доме; в её записях упоминается, что она называла этот дом «Пагодой».
  • 1917-1918 - квартира Вячеслава и Валерии Срезневских - Боткинская улица, 9 (ныне - дом 17);
  • 1919-1921 - квартира Шилейко - северный флигель дома № 34 на набережной Фонтанки (он же дворец Шереметьева или «Фонтанный дом»);
  • 1919-1920 - улица Халтурина, 5; угловая квартира из двух комнат во втором этаже служебного корпуса на углу Миллионной улицы и площади;
  • весна 1921 года - особняк Е. Н. Нарышкиной - Сергиевская улица, 7, кв. 12; а затем дом № 18 по набережной Фонтанки квартира подруги О. А. Глебовой-Судейкиной;
  • 1921 год - санаторий - Детское Село, Колпинская улица, 1;
  • 1922-1923 годы - доходный дом - Казанская улица, 4;
  • конец 1923 - начало 1924 года - Казанская улица, 3;
  • лето - осень 1924-1925 годы - набережная реки Фонтанки, 2; дом стоит напротив Летнего сада у истока Фонтанки, вытекающей из Невы;
  • осень 1924 - февраль 1952 - южный дворовый флигель дворца Д. Н. Шереметева (квартира Н. Н. Пунина) - набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44 («Фонтанный Дом»). Гости Ахматовой должны были получать пропуска в проходной Института Арктики и Антарктики, в то время располагавшемся там же; у самой Ахматовой был постоянный пропуск с печатью «Севморпути», где в графе «должность» указано «жилец»;
  • лето 1944 - набережная Кутузова, четвёртый этаж дома № 12, квартира Рыбаковых, на время ремонта квартиры в Фонтанном доме;
  • февраль 1952-1961 - доходный дом - улица Красной Конницы, 4, кв. 3;
  • Последние годы жизни дом № 34 на улице Ленина, где были предоставлены квартиры многим поэтам, писателям, литературоведам, критикам;

Москва

Приезжая в Москву в 1938-1966 годах, Анна Ахматова останавливалась у писателя Виктора Ардова, квартира которого находилась по адресу Большая Ордынка, д. 17, стр. 1. Здесь она подолгу жила и работала, здесь же в июне 1941 года она впервые встретилась с Мариной Цветаевой .

Ташкент

  • 1941, ноябрь - ул. Карла Маркса , д. 7.
  • 1942-1944, март - ул. В. И. Жуковского (в 2000-х годах переименована в ул. Садыка Азимова), д. 54. В 1966 году дом был уничтожен ташкентским землетрясением.

Комарово

В 1955 году, когда стихи Ахматовой снова стали появляться в печати. Литфонд предоставил ей в посёлке Комарово на улице Осипенко, 3 маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская , Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.

Пока «будка» в 1955 году обустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная ул., д. 36.

В 2004 году дача была отреставрирована. В 2008 году здание было ограблено (ранее не было зафиксировано ни одной попытки ограбления).

В 2013 году, 22 июня (в ближайшую субботу ко дню рождения), на улице Осипенко, рядом со знаменитой «Будкой», где жила Анна Андреевна, состоялся 8-й традиционный литературно-музыкальный вечер памяти поэта. Организаторы - прозаик и поэт Анатолий Найман и администрация муниципального образования пос. Комарово.

Ахматовские чтения
в 2013 году

Табличка на «Будке»

«Будка»

Окно комнаты
Анны Ахматовой
в «Будке»

Портреты

Первый (не считая рисунков Модильяни 1911 года) графический портрет Ахматовой выполнен С. А. Сориным (Петербург, 1913 г., по др. свед.: 1914 г.).

Известен живописный портрет Анны Ахматовой, написанный К. С. Петровым-Водкиным в 1922 году.

Н. И. Альтман в 1914 г. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья - поэты, поклонники тех лет, Ахматова „чётко“ передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Ахматову писали и рисовали многие художники, в том числе Амедео Модильяни (1911; самый любимый портрет Ахматовой, всегда находившийся в её комнате), Н. Я. Данько (скульптурные портреты, 1924, 1926), Т. Н. Глебова (1934), В. Милашевский (1921), Ю. Анненков (1921), Л. А. Бруни (1922), Н. Тырса (1928), Г. Верейский (1929), Н. Коган (1930), Б. В. Анреп (1952), Г. Неменова (1960-1963), А.Тышлер (1943). Менее известны её прижизненные силуэты, созданные С. Б. Рудаковым в 1936 г. в Воронеже.

Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911 год

Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914 год. Русский музей

Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914 год

Портрет Ахматовой на почтовой марке Казахстана, 2014 год

Память

  • Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Пушкине (Ахматовская улица), Калининграде, Одессе, Киеве, Донецке, Ташкенте, Москве, Тюмени, Астрахани и Майкопе, переулок Ахматовой есть в Евпатории (Республика Крым).,
  • Памятник Ахматовой в городе Таормина (Сицилия, Италия).
  • Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны - 25 июня, - стали традицией посёлка Комарово. Проводятся в ближайшие к дате выходные на пороге знаменитой «Будки», где жила Ахматова
  • 25 ноября 2011 года в Московском международном Доме музыки состоялась премьера музыкального спектакля «Память о солнце», посвящённого Анне Ахматовой. Спектакль создан певицей Ниной Шацкой и актрисой Ольгой Кабо.
  • 17 июля 2007 года в Коломне на стене старого особняка была открыта мемориальная доска в память посещения города 16 июля 1936 года А. Ахматовой, жившей в то лето неподалёку на даче Шервинских на берегу Оки, на окраине села Черкизова. Шервинским Анна Андреевна посвятила стихотворение «Под Коломной».
  • По Москве-реке ходит теплоход «Анна Ахматова». Также двухпалубный пассажирский теплоход проекта 305 «Дунай», построенный в 1959 году в Венгрии (прежнее название «Владимир Мономах»), назвывает в четь Ахматовой.
  • В Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3067) Akhmatova. Также именем Анны Ахматовой названы кратер Ахматова на Венере.

Памятники, музеи

Мраморный барельеф на 11 ½ станции Большого Фонтана в Одессе

Музей «Анна Ахматова. Серебряный Век».
Санкт-Петербург, Автовская ул., д. 14

Мемориальная доска в память посещения Коломны А. А. Ахматовой

Бежецк

В городе Бежецке, где детские годы провёл сын Анны Андреевны Ахматовой - Лев Николаевич Гумилёв, установлена скульптурная композиция, посвящённая А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилёву.

Киев

К 128 годовщине со дня рождения Анны Ахматовой, 23 июня 2017 года, в Мариинском парке Киева открыли памятник поэтессе. Автор монумента - скульптор Александр Стельмашенко. На изготовление скульптуры ушло около двух лет. В памятнике запечатлён знаменитый профиль Ахматовой, её узнаваемая чёлка и изящность. Высота изваяния - почти четыре с половиной метра.

Место установки памятника неслучайно. Однажды, гуляя с сестрой и няней неподалеку от Мариинского дворца, маленькая Аня нашла булавку в форме лиры. Няня тогда сказала Ане: «Это значит, ты станешь поэтом».

Москва

На стене дома, где останавливалась Анна Ахматова, приезжая в Москву (улица Большая Ордынка, д. 17, стр. 1., квартира Виктора Ардова), имеется мемориальная доска; во дворе стоит памятник, выполненный по рисунку Амадео Модильяни. В 2011 году инициативная группа москвичей, возглавляемая Алексеем Баталовым и Михаилом Ардовым, выступила с предложением открыть здесь квартиру-музей Анны Ахматовой.

Мемориальная доска А. А. Ахматовой в Москве по адресу ул. Большая Ордынка, д. 17

Одесса

В Одессе, в начале аллеи, ведущей к тому месту, где располагался дом, в котором родилась поэтесса, в середине 80-х годов XX века были установлены её памятный барельеф и чугунная скамейка (украдена вандалами в середине 1990-х годов, позднее заменена на мраморную).

Памятник «Серебряный век» - скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Открыт в апреле 2013 года.

Санкт-Петербург

В Петербурге памятники Ахматовой установлены во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.

5 марта 2006 года, к 40-й годовщине со дня смерти поэта, в саду Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (дар музею Николая Нагорского) и установлена «Скамейка стукачей» (Вячеслав Бухаев) - в память о слежке за Ахматовой осенью 1946 года. На скамейке табличка с цитатой:

Ко мне пришёл некто и предложил 1 мес<яц> не выходить из дома, но подходить к окну, чтобы меня было видно из сада. В саду под моим окном поставили скамейку, и на ней круглосуточно дежурили агенты.

В Фонтанном доме, где находится литературно-мемориальный музей Ахматовой, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории» Скамейка стукачей в саду Фонтанного дома. Архитектор В. Б. Бухаев. 2006

Памятник на Воскресенской набережной, напротив Крестов. 2006

В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала поставить его. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было осуществиться.

В 2013 году в Пушкине возле дома № 17Б по Леонтьевской улице открыт памятник Анне Ахматовой, расположенный у входа в Царскосельскую гимназию искусств её имени. Автор памятника - петербургский скульптор Владимир Горевой.

Ташкент

В конце 1999 года в Ташкенте при участии Русского культурного центра Узбекистана открыт клуб-музей «Мангалочий дворик», название которому дала одна из первых стихотворных строк Ахматовой, написанных по прибытии в эвакуацию из Ленинграда зимой 1942 года. Клуб-музей находится во Дворце культуры тракторостроителей.

Кинематограф

10 марта 1966 года в Ленинграде были проведены несанкционированные властью съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон Анны Ахматовой. Организатор данных съёмок - режиссёр С. Д. Аранович. Ему помогали оператор А. Д. Шафран, ассистент оператора В. А. Петров и другие. В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой»

В 2007 году был снят биографический сериал «Луна в зените» по мотивам неоконченной пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне».В главной роли - Светлана Крючкова. Роль Ахматовой в снах исполняет Светлана Свирко.

В 2012 году на экраны вышел сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела». В эпизоде серии, изображающих жизнь семьи певицы в Ташкенте была показана встреча матери Анны с поэтессой. В роли Анны Ахматовой - Юлия Рутберг.

Библиография

Прижизненные издания

  • Анна Ахматова. «Вечер» 1912.
  • Анна Ахматова. «Чётки» 1914-1923 - 9 изданий.
  • Анна Ахматова. «Белая стая» 1917, 1918, 1922 г.

Анна Ахматова. У самого моря. Поэма. «Алконост». 1921 г.

  • Анна Ахматова. «Подорожник» 1921.
  • Анна Ахматова. «Anno Domini MCMXXI» изд. «Петрополис», П., 1922; Берлин, 1923 г.
  • Анна Ахматова. Из шести книг. Л. 1940.
  • Анна Ахматова. Избранное. Стихи. Ташкент. 1943.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. М. ГИХЛ, 1958.
  • Анна Ахматова. Стихотворения. 1909-1960. М. 1961.
  • Анна Ахматова. Requiem. Тель-Авив. 1963. (без ведома автора)
  • Анна Ахматова. Requiem. Мюнхен. 1963.
  • Анна Ахматова. Бег времени. М.-Л. 1965.

Важнейшие посмертные издания

  • Ахматова А. Избранное / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Художественная литература, 1974.
  • Ахматова А. Стихи и проза / Сост. Б. Г. Друян; вступ. статья Д. Т. Хренкова; подгот. текстов Э. Г. Герштейн и Б. Г. Друяна. - Л.: Лениздат, 1977. - 616 с.
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., подготовка текста и примечания В. М. Жирмунского. - Л.: Сов писатель, 1976. - 558 с. Тираж 40 000 экз. - (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н. Банникова. - М.: Сов. Россия, 1977. - 528 с. - (Поэтическая Россия)
  • Ахматова А. Стихотворения и поэмы / Сост., вступ. ст., примеч. А. С. Крюкова. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1990. - 543 с.
  • Ахматова А. Сочинения: В 2 тт. / Сост. и подготовка текста М. М. Кралина. - М.: Правда, 1990. - 448 + 432 с.
  • Ахматова А. Собрание сочинений: В 6 тт. / Сост. и подготовка текста Н. В. Королёвой. - М.: Эллис Лак, 1998-2002.
  • Ахматова А. Записные книжки. 1958-1966. - М. - Torino: Einaudi, 1996.

Музыкальные произведения

  • Опера «Ахматова», премьера в Париже в Опера Бастилии (Opéra Bastille) 28 марта 2011. Музыка Брюно Мантовани, либретто Кристофа Гристи (Christophe Ghristi
  • «Чётки»: вокальный цикл А. Лурье, 1914
  • «Пять стихотворений А. Ахматовой», вокальный цикл С. С. Прокофьева, соч. 27, 1916 (№ 1 «Солнце комнату наполнило»; № 2 «Настоящую нежность…»; № 3 «Память о солнце…»; № 4 «Здравствуй!»; № 5 «Сероглазый король»)
  • «Венеция» - песня из альбома Маскарад группы Caprice, посвящённый поэтам Серебряного века. 2010
  • «Анна»: балет-моно-опера в двух действиях (музыка и либретто - Елена Поплянова. 2012)
  • «Белый камень» - вокальный цикл М. М. Чистовой. 2003
  • «Колдунья» («Нет, царевич, я не та…») (музыка - Злата Раздолина), исполнитель - Нина Шацкая (Видео Колдунья - Нина Шацкая)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Барыкина, альбом «По волне моей памяти», 1976)
  • «Я улыбаться перестала» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу лунный лук» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Азиза)
  • «Вместо мудрости - опытность, пресное» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Виновник», стихотворение «А в августе зацвёл жасмин» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель - «Сурганова и Оркестр»)
  • «Ах, дверь не запирала я» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Одиночество» (музыка -?, исполнитель - трио «Меридиан»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Лучше б мне частушки задорно выкликать» (музыка и исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Ирина Аллегрова)
  • «Как велит простая учтивость» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка - Владимир Давыденко, исполнитель - Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «В ту ночь» (музыка - В. Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Смятение» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Пастушок», стихотворение «Над водой» (музыка - Н. Андрианов, исполнитель - российская фолк-металл группа «Калевала»)
  • «Я окошка не завесила» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Над водой», «Сад» (музыка и исполнитель - Андрей Виноградов)
  • «Ты письмо моё, милый, не комкай» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «О, жизнь без завтрашнего дня» (музыка - Алексей Рыбников, исполнитель - Диана Полентова)
  • «Любовь покоряет обманно» (музыка и исполнитель - Александр Матюхин)
  • «Не вернуть» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Людмила Гурченко)
  • «Реквием» (музыка Злата Раздолина, исполнитель Нина Шацкая) Видео Фрагмент «Реквиема» - Нина Шацкая
  • «Реквием» (музыка - Владимир Дашкевич, исполнитель - Елена Камбурова)
  • «Реквием» для сопрано, хора и оркестра (музыка - Елена Фирсова, исполнители - Клаудия Бараински, дир. Василий Синайский)
  • «Сероглазый король» (музыка и исполнитель - Лола Татлян) Видео «Мадригал» (Сероглазый король)
  • «Дудочка», стихотворение «Над водой» (музыка - В. Малежик, исполнитель - российская этно-поп певица Варвара)
  • «Приходи на меня посмотреть» (музыка В. Биберган, исполнитель - Елена Камбурова)


Краткая биография и будоражащие факты из жизни Анны Ахматовой: связь с великим поэтом Николаем Гумилевым, непоколебимый дух и готическая красота.

Анна Андреевна Ахматова: краткая биография

Анна Ахматова – русская поэтесса, критик, литературовед – родилась 11 июня (23 июня по старому календарю) 1889 года под Одессой, в Российской империи (ныне территория Украины). Ахматова – псевдоним. Настоящая фамилия поэтессы Горенко, но посчитав ее простоватой, заимствовала фамилию прабабушки татарского происхождения. Отец, Андрей Горенко, был морским инженерном-механиком. Мать — Инна Стоговая.

Детство Анна Ахматова провела в Царском Селе, под Петербургом , где и получила первое образования и открыла тягу к поэзии. В 1907 году выпустилась из Фундуклеевской гимназии в Киеве. Затем поступила на высшие историко-литературные курсы в Петербурге, в котором и осталась жить.

Начало творческого пути и трагической любви

Первое свое стихотворение юная поэтесса опубликовала в 1911 году . Получив одобрительные отзывы, продолжила писать, и через год на свет вышел первый сборник стихотворений Анны Ахматовой под названием «Вечер». За ним последовал «Четки», который принес популярность. В 1915 году появилась «Белая стая» и обошла двойным тиражом территорию Российской империи и европейских стран. С 1910 по 1912 года путешествовала по Италии, Германии и Франции, но не сумела вытравить из своей русской души негнущегося патриотизма.

В 1910 году примкнула к группе акмеистов, в кругу которых был Николай Гумилев, известный революционный поэт, с которым в этом же году вступила в брак, а через два года родила сына – Льва Николаевича Гумилева, известного совестного писателя, этнолога и археолога. В 1918 году развелась с Николаем Гумилевым. в 1921 известного поэта расстреляли. В 1922 завязываются отношения с искусствоведом Николаем Пуниным. В 1924 году постановлением ЦК ВКП (б) вышел запрет на печать стихов Анны Ахматовой, а затем был арестован ее сын и второй муж.

Ахматова – муза, Ахматова – скорбь

Голос Анны Ахматовой – это плач предреволюционного поколения. Тревожная атмосфера прочитывается в каждом стихе. Поэтесса упоминала о том, что дух ее навечно связан с Россией, по крайней мере с той царской эпохой, в которой она выросла, как человек и личность. С каждым годом стихотворения Ахматовой становились более сложным, трагичными, оттого – прекрасными.

В 1910 году Анна Ахматова, путешествуя, знакомиться с известным парижским художником А. Модильяни, который создал несколько портретов поэтессы. Интенсивная творческая работа проходила в Ленинграде (бывшем Петербурге). В 1941 году в Москве знакомиться с Мариной Цветаевой. И хотя двух прекрасных поэтесс часто ставят в один ряд, это была единственная встреча. В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), отказалась уезжать и провела 4 года в блокаде Ленинграда , не уставая писать о любви к родине. В 1964 году была удостоена международной премии «Этна Таормина», а творчество отмечено Оксфордским университетом, который удостоил Анну Ахматову степени Доктора Литературы.

На свет появляются последние сборники стихов и произведения – звучание сильного женского голоса«Поэма без героя», «Подорожник», «Реквием», «Из шести книг», «Бег времени» . Анной Ахматовой также был создан цикл этюдов о Пушкине, которым поэтесса восхищалась еще со времен Царского Села, а также переводы древней корейской поэзии и сербского эпоха.

(Пока оценок нету)