Биографии Характеристики Анализ

Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А

Гражданская война в изображении М. А. Шолохова

В 1917 году война превратилась в кровавую смуту. Это уже не отечественная, требующая от каждого жертвенной обязанности, а братоубийственная война. С наступлением революционной поры резко меняются отношения между классами и сословиями, стремительно разрушаются нравственные устои и традиционная культура, а с ними и государство. Тот распад, что был порожден моралью войны, охватывает все социальные и духовные связи, приводит общество в состояние борьбы всех против всех, к утрате людьми Отечества и веры.

Если сравнить изображенный писателем лик войны до этого рубежа и после него, то становится заметным усиление трагичности, начиная с момента перехода мировой войны в гражданскую. Казаки, уставшие от кровопролития, надеются на его скорый конец, ведь власти «должны войну прикончить, затем, что и народ, и мы войны не хотим».

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие,

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и морально. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону.

Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Изображение гражданской войны как трагедии народа

Не только гражданская, всякая война для Шолохова – бедствие. Писатель убедительно показывает, что жестокости гражданской войны были подготовлены четырьмя годами первой мировой войны.

Восприятию войны как всенародной трагедии способствует мрачная символика. Накануне объявления войны в Татарском «по ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами.

– Худому быть, – пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски.

– Война пристигнет».

Война огненным смерчем ворвалась в казачьи курени как раз во время уборки урожая, когда народ дорожил каждой минутой. Примчался вестовой, поднимая за собой облако пыли. Наступило роковое…

Шолохов демонстрирует, как один лишь месяц войны до неузнаваемости меняет людей, калечит их души, опустошает до самого дна, заставляет по-новому смотреть на окружающий мир.

Вот писатель описывает ситуацию после одного из боев. Посреди леса сплошь разбросаны трупы. «Лежали внакат. Плечами к плечу, в различных позах, зачастую непристойных и страшных».

Пролетает самолет, сбрасывает бомбу. Следом выползает из-под завала Егорка Жарков: «Дымились, отливая нежно-розовым и голубым, выпущенные кишки».

Это беспощадная правда войны. И каким кощунством над моралью, разумом, предательством гуманизма становилось в этих условиях прославление подвига. Генералитету понадобился «герой». И его быстро «придумали»: Кузьму Крючкова, убившего якобы больше десятка немцев. Стали даже папиросы выпускать с портретом «героя». О нем взахлеб писала пресса.

Шолохов рассказывает о подвиге иначе: «А было так: столкнувшиеся на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченные.

Это назвали подвигом».

По-первобытному рубят друг друга люди на фронте. Русские воины трупами повисают на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия до последнего солдата уничтожает целые полки. Земля густо обагрена людской кровью. Повсюду осевшие холмы могил. Шолохов создал скорбный плач о погибших, неотразимыми словами проклял войну.

Но еще страшнее в изображении Шолохова гражданская война. Потому что она братоубийственная. Люди одной культуры, одной веры, одной крови занялись неслыханным по масштабу истреблением друг друга. Этот «конвейер» бессмысленных, страшных по жестокости убийств, показанный Шолоховым, потрясает до глубины души.

… Каратель Митька Коршунов не щадит ни старых, ни малых. Михаил Кошевой, утоляя свою потребность в классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку. Дарья стреляет в пленного. Даже Григорий, поддавшись психозу бессмысленного уничтожения людей на войне, становится убийцей и извергом.

В романе немало потрясающих воображение сцен. Одна из них – расправа подтелковцев над сорока пленными офицерами. «Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском башлыке, побежал ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал – и уже не поднялся. Высокого, бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, – упал на колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его взлетывающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал тонким от ужаса и боли голосом. Раскорячившись над ним, казак, в шинели с оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не прорвался через цепь – его настиг и ударом в затылок убил какой-то атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте; расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил, как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки». Предельно выразительны скорбные эти строки, исполненные ужаса перед совершаемым. С невыносимой болью прочитываются они, с душевным трепетом и несут в себе самое отчаяннейшее проклятие братоубийственной войне.

Не менее страшны страницы, посвященные казни «подтелковцев». Люди, вначале «охотно» шедшие на казнь «как на редкое веселое зрелище» и вырядившиеся, «будто на праздник», столкнувшись с реалиями жестокой и бесчеловечной казни, спешат разойтись, так что к моменту расправы над вождями – Подтелковым и Кривошлыковым – осталось совсем мало народу.

Однако ошибается Подтелков, саманадеянно считающий, будто люди разошлись из признания его правоты. Они не смогли вынести бесчеловечного, противоестественного их природе зрелища насильственной смерти. Только Бог создал человека, и только Бог может отнять у него жизнь.

На страницах романа сталкиваются две «правды»: «правда» белых, Чернецова и других убитых офицеров, брошенная в лицо Подтелкову: «Изменник казачества! Предатель!» и противостоящая ей «правда» Подтелкова, думающего, что он защищает интересы «трудового народа».

Ослепленные своими «правдами», обе стороны беспощадно и бессмысленно, в каком-то бесовском исступлении истребляют друг друга, не замечая при этом, что все меньше остается тех, ради кого они стараются утвердить свои идеи. Рассказывая о войне, о ратной жизни самого боевого племени среди всего русского народа, Шолохов, однако, нигде, ни единой строкой не воздал войне хвалу. Недаром его книга, как отмечает известный шолоховед В.Литвинов, была запрещена у маоистов, считавших войну лучшим способом социального оздоровления жизни на Земле. «Тихий Дон» – страстное отрицание любой такой людоедщины. Любовь к людям несовместима с любовью к войне. Война – всегда беда народная.

Смерть в восприятии Шолохова – это то, что противостоит жизни, ее безусловным началам, особенно смерть насильственная. В этом смысле создатель «Тихого Дона» – верный продолжатель лучших гуманистических традиций как русской, так и мировой литературы.

Презирая истребление человека человеком на войне, зная, каким испытаниям подвергается нравственное чувство во фронтовых условиях, Шолохов вместе с тем на страницах своего романа нарисовал ставшие классическими картины душевной стойкости, выдержки и гуманизма, имевшие место на войне. Гуманное отношение к ближнему, человечность не могут окончательно быть уничтожены. Об этом свидетельствуют, в частности, многие поступки Григория Мелехова: его презрение к мародерству, защита польки Франи, спасение Степана Астахова.

Непримиримо враждебны друг другу понятия «война» и «человечность», и вместе с тем на фоне кровавой междоусобицы особенно отчетливо прорисовываются нравственные возможности человека, то, каким прекрасным он может быть. Война сурово экзаменует нравственную крепость, неведомую для мирных дней.


Похожая информация.


Изображение гражданской войны как трагедии народа в романе «Тихий Дон» Гражданская война - особая война . В ней, как и в любой другой, есть командиры и солдаты, тыл и фронт, есть ужас убийства и смерть. Но самое страшное в ней то, что борьба идет между гражданами одной страны: бывшие «друзья» убивают друг друга, отец идет на сына. И нам, людям, не пережившим этого ада-, очень трудно представить себе Гражданскую войну . Для этого как раз и существует литература, чтобы погружать читателя в иной мир...

837 Слова | 4 Стр.

  • Гражданская война

    Русский язык и литература Доклад на тему: Гражданская война глазами писателей Выполнила: Краснощекова Яна Вячеславовна, 13 группа Красноярск 2015 Оглавление 1. Введение, 2. Гражданская война в произведениях советских писателей XX века: А) М. Булгаков «Белая гвардия», Б) Б. Пастернак «Доктор Живаго», В) А. Фадеев «Разгром», Г) М. Шолохов «Тихий Дон», 3. Заключение, 4. Список использованной литературы. Введение Гражданская война 1917-1922/23 гг. была одним из жесточайших...

    2858 Слова | 12 Стр.

  • Гражданская война и семья в рассказах Шолохова

    Гражданская война – это самое трагичное и страшное событие для любой страны, в ней нет наших и врагов, народ воюет со своим же народом . Вооруженная борьба за власть в России началась после революции, в 1918 году. В сражающихся между собой армиях и военных группировках могли оказаться по разные стороны братья, сыновья с отцами. Непримиримыми врагами становились близкие родственники, прежние друзья, соседи. Был полностью разрушен привычный жизненный порядок, вековой патриархальный устой, везде...

    1108 Слова | 5 Стр.

  • неповторимость изображения русского характера в романе М.А. Шолохова "Тихий дон"

    области "Донской строительный колледж" Реферат по литературе Неповторимось изображения русского характера в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" Выполнил стьудент 1 курса гр.С-164 Захаренко В.М. Таганрог 2017г. Введение. В своём реферате я рассматриваю "Неповторимось изображения русского характера в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"".Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон" посвящен теме гражданской войны , развернувшейся на донской земле. Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение...

    6077 Слова | 25 Стр.

  • Курсовая работа "Древнегреческая трагедия и комедия как высшие формы драматургии"

    театрализованных представлений КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Древнегреческая трагедия и комедия как высшие формы драматургии» Работу выполнила: Студентка 2 курса группы 61421 Письмакова Полина Алексеевна Казань, 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………..3 Глава 1.Литературно - драматургические приемы создания трагического и комического…………………………………………………………………….5 1.1. Историческое развитие трагедии и комедии, ее характер, разновидности и диалектика. …………………………………………5...

    7186 Слова | 29 Стр.

  • картина национальной трагедии в творчестве М. А. Шолохова.

    Шолохов - один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, правдиво отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события - революцию, становление советской власти, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне . Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий. Знание событий...

    5288 Слова | 22 Стр.

  • Документальная кинематография на завершающем периоде войны ….15 Глава 3. Художественная кинематография в дни ВОВ…………………18 3.1 Герои фронта и тыла……………………………………………………...18 3.2 Лирический и комедийные фильмы……………………………………..22 3.3 Историко-революционный и исторический фильмы…………………...24 Заключение……………………………………………………………………...28 Список использованной литературы………………………………………..30 Введение В годы Великой Отечественной войны , борьбы за свободу и независимость Родины, главным...

    6524 Слова | 27 Стр.

  • Трагедия семьи романовых

    стр. 3 Глава I. Путь к трагическому концу. стр. 5 1.1. Крушение Монархии. стр. 5 1.2. Трагедия последнего самодержца. стр. 6 Глава II. Гибель императорского дома. стр. 8 2.1. Убийство российского императора и его семьи. ...

    4175 Слова | 17 Стр.

  • Тексты лекций по предмету «Гражданское право Республики Узбекистан» (1 часть)

    освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Аллегория - изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши - А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности. Амфибрахий - в силлабо-тоническом...

    2895 Слова | 12 Стр.

  • Литература в годы войны

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ейский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края РЕФЕРАТ Тема: «Литература в годы войны » студента(ки)_________курса группы____________ специальности________________________ ____________________________________ Ф.И.О. Преподаватель...

    3133 Слова | 13 Стр.

  • Искусство в годы Великой Отечественной войны

    Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации. II. Литература в годы ВОВ Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа . Литература...

    3085 Слова | 13 Стр.

  • Культура в годы Великой Отечественной войны

    КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ . КУЛЬТУРА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Содержание Введение 3 1. Общие условия развития культуры в период Великой отечественной войны 4 2. Образование в период великой отечественной войны 6 3. Литература и искусство в годы войны 8 4. Культура блокадного Ленинграда 14 Заключение 23 Список использованной литературы 25 Введение Отечественная культура, как и культура в целом, - это сложная, многоуровневая, всеохватывающая и противоречивая...

    5676 Слова | 23 Стр.

  • «Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.»

    Реферат на тему: «Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.» СОДЕРЖАНИЕ: Введение ………………………………………………...………..………..….3 Раздел I. Сущность, причины возникновения гражданской войны в Испании. 1.1 Особенности социально-экономического и внутриполитического развития Испании в 30-х гг. XX в.…...........................................……….6 1.2 Культурная и антифашистская деятельность испанской интеллигенции. Альянс антифашистской интеллигенции……….…10 Раздел II. Гражданская война в Испании в работах...

    4955 Слова | 20 Стр.

  • Советская кинематография в годы Великой Отечественной Войны.

    Советская кинематография в годы Великой Отечественной Войны . Содержание Введение Возникновение и развитие кинематографии до начала Великой Отечественной Войны Кинематография в годы Великой Отечественной Войны Хроникально-документальное кино - первые фронтовые кинорепортажи - документальные съемки обороны - документальная кинематография на завершающем периоде войны Фронтовая кинолетопись Художественная кинематография в дни ВОВ Заключение Введение Необычайно велико идейно-художественное...

    7689 Слова | 31 Стр.

  • Советский кинематограф в годы Великой Отечественной войны

    годы Великой Отечественной войны . План реферата: I. Вступление. II. Основная часть: 1. Хроникально-документальное кино - первые фронтовые кинорепортажи - документальные съемки обороны - документальная кинематография на завершающем периоде войны 2. Художественное кино -герои фронта и тыла -лирический и комедийные фильмы - историко-революционный и исторический фильмы III. Заключение. Вступление. В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость...

    4969 Слова | 20 Стр.

  • Информационные войны в геополитике

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА КАК ВОЙНА ГРАЖДАНСКАЯ … 5 1.1. Концепция информационной войны 5 1.2. Информационное оружие 9 ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ «СТРАТЕГИЯ ПРОГРАМИРУЮЩЕГО ЛИДЕРСВА» 16 2.1 Новые информационные технологии в геополитике 16 2.2. Символический капитал культуры в виртуальной борьбе за пространство 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследований в области информационных войн , многогранность форм и методов этой работы в...

    5455 Слова | 22 Стр.

  • Тихий Дон(реферат о войне и революции)

    Мой реферат посвящен теме «Войны и революции в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова». Прочитав этот роман меня, удивило своеобразие Шолохова. Я много до этого читала о войне и революции, но Михаил Александрович отобразил это по-своему! Главная тема романа - тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны . Мною были поставлены следующие задачи: 1. Показать в чем отличие изображение войны М. А. Шолоховым от других авторов. 2. Показать те средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал...

    15663 Слова | 63 Стр.

  • Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства на примере одной эпохи и её произведений по различным видам искусства

    Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства на примере одной эпохи и её произведений по различным видам искусства. Целостный образ эпохи. Искусство является одним из важнейших инструментов воздействия на сознание, как отдельного человека, так и всего общества в целом. С помощью образов, создаваемых в различных видах искусства, можно формировать направление чувств и мыслей общественного сознания, состоящего из индивидуальных чувств и мыслей членов сообщества. Ещё с древнейших...

    6818 Слова | 28 Стр.

  • Героический подвиг советского народа в Великой Отечественной Войне в произведении М.А. Шолохова "

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЭПОС ВОЙНЫ В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» 1.1 Создание панорамы войны в романе. История создания романа «Они сражались за Родину» 1.2 Подвиг человека на войне в романе М.А. Шолохова ГЛАВА 2. МИРООЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ В РОМАНЕ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ». 2.1 Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни в романе «Они сражались за Родину». 2.2 Эпическое постижение народных судеб в романе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список используемой...

    8140 Слова | 33 Стр.

  • Военный плакат, посвященный Семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне.

    Актуальность: Победа в Великой отечественной войне - знаменательное событие для нас всех. В этом году 9 мая мы будем отмечать семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне . Утренние парады, народные гуляния, тематические концерты и вечерний салют - непременные атрибуты Дня Победы. Сегодня уже не встретишь на нашей земле воронки от снарядов или пепелища разрушенных городов и сел. Время затянуло раны войны . Но осталась о ней память: картины художников и книги о войне , документальные фотографии и рассказы...

    8936 Слова | 36 Стр.

  • ГОУ ВПО Ульяновский государственный технический университет Кафедра истории и культуры Реферат Тема: «Советское искусство в годы Великой Отечественной войны » Составитель: студентка группы БАд- 22 Артамонова Е. Н. Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент...

    3843 Слова | 16 Стр.

  • «Советский сатирический плакат Второй Мировой войны » Введение Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в. До этого плакатом называли агитационные гравюры крупного размера. Первыми далекими предками плакатов являются "alba" - объявления или извещения, которые...

    5593 Слова | 23 Стр.

  • Боснийская война

    западных СМИ 3.1 «Лагерь смерти» Трнополье 4 Массовые изнасилования 5 Интересные факты 5.1 Мусульманские беженцы в Израиле 5.2 Оружие под видом гуманитарного груза 6 Мирные переговоры и итоги войны 7 Количество погибших и пострадавших 8 Материальный ущерб Список литературы Боснийская война Введение Косвенное участие: Босни́йская война́ (6 апреля 1992 - 14 сентября 1995; босн. и хорв. rat u Bosni i Hercegovini, серб. рат у Босни и Херцеговини, грађански рат у Босни и Херцеговини...

    2017 Слова | 9 Стр.

  • Сила народа в его интеллигенции

    Сила народа – в его интеллигенции, честной, умной и работящей (А.П. Чехов) . нтеллигенция - некое священное братство, жречество, секта, это - ценностная общность, отнесение к которой предполагает личностную готовность на верность высокой идее, альтруизм, антипрагмати время велико стремление представителей старших поколений гуманитарной интеллигенции несмотря ни на что продолжать выполнять высокую культурную миссию, которая и отделяет человека с высшим образованием от интеллигента. И. С. Тургенева...

    3434 Слова | 14 Стр.

  • Жанр трагедии в русской драматургии 18 го века

    Жанр трагедии в русской драматургии XVIII века Среди драматургических жанров русской литературы XVIII века одно из ведущих мест занимал жанр классицистической трагедии . В этом жанре молодая отечественная драматургия, пожалуй, наиболее отчетливо утвердила воспринятые на национальной почве новые нормы европейской театральной культуры, которые отныне стали определять художественные запросы русского общества в области театра. С жанром трагедии были связаны выдающиеся успехи драматургии классицизма во...

    7139 Слова | 29 Стр.

  • Крымская война в культуре

    Введение…………………………………………………………….………2 1. Крымская война ………………………………………………….………3 2. Герои войны ……………………………………………………….……..4 3. Отражение событий Крымской войны в литературе……………….…12 3.1. Произведения Российских поэтов и писателей. 3.2. Произведения зарубежных поэтов. 4. Крымской война в живописи…………………………………….……..17 4.1 Произведения российских художников. 4.2. Произведения зарубежных художников 5. Архитектура…………………………………………………….………..20 6. Кинофильмы о событиях Крымской войны …………………….….…..20 6.1. Работы...

    5262 Слова | 22 Стр.

  • История. Искусство в годы Великой Отечественной Войны

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА» Реферат По дисциплине: История На тему: Искусство в годы войны Выполнила студентка 9Л-12 группы I курса очной формы обучения Артемьева К.И Преподаватель: Ильинский А.Б. Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение……………………………………………………………...

    3614 Слова | 15 Стр.

  • Вторая мировая война

    В Развитие образования и науки в РБ в послевоенное время План 1. Итоги второй мировой войны 2.Жизнь белорусского общества в первое послевоенное десятилетие 1.1 Жизнь белорусского общества в первое послевоенное десятилетие Во время Великой Отечественной войны , развязанной фашистским руководством Германии, многочисленные братские народы Советского Союза оказались под угрозой порабощения и даже полного уничтожения. И только их беспримерные мужество, героизм, самопожертвование позволили...

    4061 Слова | 17 Стр.

  • ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    им. Н.И. Лобачевского Филологический факультет Кафедра русской литературы XX века РЕФЕРАТ Тема: «ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ » Выполнила: студентка 41 гр.,з/о, 4 курса Фролова Татьяна Владимировна Проверила: Зайцева Галина Сергеевна г. Н. Новгород 2007 г. Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало...

    9842 Слова | 40 Стр.

  • Дети войны

    Министерство образования и науки, молодежи и спорта украины министерство образования и науки, молодежи и спорта автономной республики крым Дети войны (Посвящается 70-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков) Работу выполнила Сулейманова Лиля...

    7174 Слова | 29 Стр.

  • Рождение трагедии из духа музыки

    РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ ПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ Чтобы отдалить от себя все возможные сомнения, волнения и недоразумения, к которым, при своеобразном характере нашей эстетической общественности, могут подать повод сопоставленные в этом сочинении мысли, и чтобы иметь возможность написать и эти вводные слова с тем же созерцательным блаженством, отпечаток которого, как окаменелость счастливых и возвышенных часов, лежит на каждой странице, - я вызываю перед взором моим тот миг, когда...

    35757 Слова | 144 Стр.

  • Процессы формирования духовности у народов древней

    Процессы формирования духовности у народов древней Центральной Азии. План: 1 Вопросы духовности в устном народном творчестве и письменных памятниках древности. 2 Ислам и духовность. Коран - священная книга мусульман. 3 «Авеста» как общий источник истории духовности народов Центральной Азии. Маздеизм, монизм их вклад в становление...

    52143 Слова | 209 Стр.

  • Особенности отечественной историографии Великой Отечественной войны Плетушков Якушевский 34

    ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ . Минуло полвека с окончания Великой Отечественной войны . Она явилась самым трудным испытанием для советского народа . Он его выдержал и победил исключительно сильного врага, поставившего своей целью уничтожить Советское государство и поработить его народ . В ожесточенной кровопролитной борьбе советский народ отстоял свою независимость и право на существование. События войны стали историей. О ней написаны десятки тысяч различных работ:...

    11759 Слова | 48 Стр.

  • Трагедия народа в романе Тихий Дон

    Трагедия народа в романе М. Шолохова «Тихий Дон» На широком эпическом фоне движения народных масс в революции Шолохов с большой художественной силой раскрыл противоречивые искания и трагическую судьбу Григория Мелехова, сложную философскую проблему взаимоотношения личности и народа , проблему места личности в революционной борьбе. Рисуя коммунистов, писатель акцентировал внимание на росте их революционного сознания и упрочении связей с народом , из которого они вышли. В изображении представителей...

    714 Слова | 3 Стр.

  • Культура против войны

    Культура против войны (произведения живописи, музыки, кино) Столько уже сказано, написано, снято о войне . И сколько ещё необходимо сказать, написать, снять, чтобы человечество наконец прекратило все войны ? Художники против войны В. В. Верещагин В. В. Верещагин, самый известный русский художник-баталист второй половины XIX в., верил в то, что искусство, живопись, воспроизводя жизнь в его жестоких подробностях, сможет спасти мир от тотального истребления. "Одни, - писал Верещагин, - распространяют...

    1344 Слова | 6 Стр.

  • 4. Изображение войны 20 века

    путь этот был особенно долог, труден и кровав. На примере донского казачества в своих рассказах Шолохов описал трагедию всего русского народа , весь ужас и несправедливость гражданской войны , когда сын шел против отца, а брат против брата. Сборник «Донские рассказы» - первая книга великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова. Она описывает события гражданской войны , которую сам автор знал не понаслышке. Шолохов писал: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Гонялся...

    1045 Слова | 5 Стр.

  • Холодная война

    Холодной войны План 1. Введение. 2. Основная часть. 1. Истоки и начало Холодной войны . 2. Директива 20/1 СНБ США. 3. Гонка вооружений. 1. Противостояние в пучине. 2. Самый мощный взрыв на планете. 3. Кубинский ракетный кризис. 4. Горячее небо Холодной войны . ...

    13745 Слова | 55 Стр.

  • Насильственное переселение народов на территории Казахстана

    ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1.1 Историография насильственного переселения народов 1.2 Классификация и характеристика архивных источников 2 НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ КАЗАХСТАНА В 1937-1956 ГОДЫ 2.1 Причины депортации, ее характер 2.2 Динамика численности, география расселения и устройства депортированных народов 2.3 Правовой статус переселенцев 2.4 Трудоиспользование депортированных народов 2.5 Последствия депортации 3 МИГРАЦИОННЫЕ И ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В...

    20487 Слова | 82 Стр.

  • Трагедия евреев на территории Беларуси в года ВОВ

    Курсовая работа Трагедия евреев на Беларуси во время фашистской оккупации (1941-1944 гг.) Минск, 2008 Оглавление Введение 1. Предпосылки начала Холокоста и его этапы 2. Участие вермахта и местного населения в Холокосте 3. Гетто на территории Беларуси 4. Сопротивление евреев Заключение Список литернатуры Введение 1 сентября 1939 года началась 2 Мировая война . Это была самая ужасная война в истории, и ужасна...

    6881 Слова | 28 Стр.

  • сочинение о войне

    озаряет свет победы в Великой Отечественной войне . Нелегкой ценой досталась она. . Наши дедушки и бабушки героически сражались за Родину, они попадали в плен, бросались в огонь и в воду, голодали, мерзли, а главное - все это было ради Победы. Единство, любовь к родной земле, дружелюбие и упорный труд – все это способствовало Великой Победе, несмотря на преграды и трудности на пути к ней. Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны , чтит память павших, кланяется живым. В этом...

    1648 Слова | 7 Стр.

  • Гражданская война

    В гражданской войне всякая победа есть поражение. Лукан Я полностью согласен со словами Марка Аннея Лукана, так как считаю, что нет ничего хуже, чем война между гражданами одной, единой страны. Война сама по себе – это ужасная проблема человечества. За всю свою историю мне трудно вспомнить такого периода, чтобы люди жили мирно, не враждуя между собой. Война – способ получения власти. И, так как человек всегда хотел и будет хотеть быть на “вершине мира”, то из этого следует, что войны не...

    846 Слова | 4 Стр.

  • 3 1. Культура в СССР в 20-е гг………………………………………....................……..4 2. Культурное развитие СССР в 30-е гг................................................................. 5 3. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период…………………………………………………………………………………...7 4. Культура в период "оттепели"........................................................................... 9 5. Культура периода застоя………………………………………………….………..11 6. Культурная жизнь в СССР...

    3938 Слова | 16 Стр.

  • Театр французского классицизма: трагедия

    художественная культура на тему: «Театр французского классицизма: трагедия » Выполнила студентка группы ТС-111 Владимир 2012 В XVII веке, когда в ряде европейских стран укрепилась королевская власть, ведущим направлением в искусстве стал классицизм. Наиболее ярко это направление проявлялось в жанре трагедии , виднейшими создателями которой были французские писатели Корнель (1606-1684) и Расин (1639-1690). В трагедии классицизма соблюдались «три единства»: единство действия, места и времени...

    777 Слова | 4 Стр.

  • ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н

    ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.САВИЦКОГО,В.ГРОМЫКО, М.ДАНЦИГА. Беларусь - республика огромных разрушений и потерь, связанных с самой страшной войной , республика героической партизанской борьбы и сегодня прямо и косвенно отражает в себе величие всенародного подвига. Прямо, так как многие живописные полотна, графические листы и монументы рассказывают, осмысливают и прославляют героизм советского народа в годы Великой Отечественной. Косвенно, потому что художник, воспевая мирную жизнь, как бы подсознательно...

  • Изображение гражданской войны как трагедии народа

    Не только гражданская, всякая война для Шолохова – бедствие. Писатель убедительно показывает, что жестокости гражданской войны были подготовлены четырьмя годами первой мировой войны.

    Восприятию войны как всенародной трагедии способствует мрачная символика. Накануне объявления войны в Татарском «по ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами.
    – Худому быть, – пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски.
    – Война пристигнет».

    Война огненным смерчем ворвалась в казачьи курени как раз во время уборки урожая, когда народ дорожил каждой минутой. Примчался вестовой, поднимая за собой облако пыли. Наступило роковое…

    Шолохов демонстрирует, как один лишь месяц войны до неузнаваемости меняет людей, калечит их души, опустошает до самого дна, заставляет по-новому смотреть на окружающий мир.
    Вот писатель описывает ситуацию после одного из боев. Посреди леса сплошь разбросаны трупы. «Лежали внакат. Плечами к плечу, в различных позах, зачастую непристойных и страшных».

    Пролетает самолет, сбрасывает бомбу. Следом выползает из-под завала Егорка Жарков: «Дымились, отливая нежно-розовым и голубым, выпущенные кишки».

    Это беспощадная правда войны. И каким кощунством над моралью, разумом, предательством гуманизма становилось в этих условиях прославление подвига. Генералитету понадобился «герой». И его быстро «придумали»: Кузьму Крючкова, убившего якобы больше десятка немцев. Стали даже папиросы выпускать с портретом «героя». О нем взахлеб писала пресса.
    Шолохов рассказывает о подвиге иначе: «А было так: столкнувшиеся на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченные.
    Это назвали подвигом».

    По-первобытному рубят друг друга люди на фронте. Русские воины трупами повисают на проволочных заграждениях. Немецкая артиллерия до последнего солдата уничтожает целые полки. Земля густо обагрена людской кровью. Повсюду осевшие холмы могил. Шолохов создал скорбный плач о погибших, неотразимыми словами проклял войну.

    Но еще страшнее в изображении Шолохова гражданская война. Потому что она братоубийственная. Люди одной культуры, одной веры, одной крови занялись неслыханным по масштабу истреблением друг друга. Этот «конвейер» бессмысленных, страшных по жестокости убийств, показанный Шолоховым, потрясает до глубины души.

    … Каратель Митька Коршунов не щадит ни старых, ни малых. Михаил Кошевой, утоляя свою потребность в классовой ненависти, убивает столетнего деда Гришаку. Дарья стреляет в пленного. Даже Григорий, поддавшись психозу бессмысленного уничтожения людей на войне, становится убийцей и извергом.

    В романе немало потрясающих воображение сцен. Одна из них – расправа подтелковцев над сорока пленными офицерами. «Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском башлыке, побежал ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал – и уже не поднялся. Высокого, бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, – упал на колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его взлетывающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал тонким от ужаса и боли голосом. Раскорячившись над ним, казак, в шинели с оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не прорвался через цепь – его настиг и ударом в затылок убил какой-то атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте; расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил, как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки». Предельно выразительны скорбные эти строки, исполненные ужаса перед совершаемым. С невыносимой болью прочитываются они, с душевным трепетом и несут в себе самое отчаяннейшее проклятие братоубийственной войне.

    Не менее страшны страницы, посвященные казни «подтелковцев». Люди, вначале «охотно» шедшие на казнь «как на редкое веселое зрелище» и вырядившиеся, «будто на праздник», столкнувшись с реалиями жестокой и бесчеловечной казни, спешат разойтись, так что к моменту расправы над вождями – Подтелковым и Кривошлыковым – осталось совсем мало народу.
    Однако ошибается Подтелков, саманадеянно считающий, будто люди разошлись из признания его правоты. Они не смогли вынести бесчеловечного, противоестественного их природе зрелища насильственной смерти. Только Бог создал человека, и только Бог может отнять у него жизнь.

    На страницах романа сталкиваются две «правды»: «правда» белых, Чернецова и других убитых офицеров, брошенная в лицо Подтелкову: «Изменник казачества! Предатель!» и противостоящая ей «правда» Подтелкова, думающего, что он защищает интересы «трудового народа».

    Ослепленные своими «правдами», обе стороны беспощадно и бессмысленно, в каком-то бесовском исступлении истребляют друг друга, не замечая при этом, что все меньше остается тех, ради кого они стараются утвердить свои идеи. Рассказывая о войне, о ратной жизни самого боевого племени среди всего русского народа, Шолохов, однако, нигде, ни единой строкой не воздал войне хвалу. Недаром его книга, как отмечает известный шолоховед В.Литвинов, была запрещена у маоистов, считавших войну лучшим способом социального оздоровления жизни на Земле. «Тихий Дон» – страстное отрицание любой такой людоедщины. Любовь к людям несовместима с любовью к войне. Война – всегда беда народная.

    Смерть в восприятии Шолохова – это то, что противостоит жизни, ее безусловным началам, особенно смерть насильственная. В этом смысле создатель «Тихого Дона» – верный продолжатель лучших гуманистических традиций как русской, так и мировой литературы.
    Презирая истребление человека человеком на войне, зная, каким испытаниям подвергается нравственное чувство во фронтовых условиях, Шолохов вместе с тем на страницах своего романа нарисовал ставшие классическими картины душевной стойкости, выдержки и гуманизма, имевшие место на войне. Гуманное отношение к ближнему, человечность не могут окончательно быть уничтожены. Об этом свидетельствуют, в частности, многие поступки Григория Мелехова: его презрение к мародерству, защита польки Франи, спасение Степана Астахова.

    Непримиримо враждебны друг другу понятия «война» и «человечность», и вместе с тем на фоне кровавой междоусобицы особенно отчетливо прорисовываются нравственные возможности человека, то, каким прекрасным он может быть. Война сурово экзаменует нравственную крепость, неведомую для мирных дней. По Шолохову, все то доброе, что взято от народа, что только и может спасти душу в испепеляющем пламени войны, исключительно реально.

    Министерство общего и профессионального

    образования Свердловской области

    Управление образованием Сосьвинского городского округа

    МОУ СОШ №1 п. Сосьва

    Тема: "Изображение трагедии русского народа в литературе, посвящённой Гражданской войне".

    Исполнитель:

    Курская Ульяна,

    ученица 11-в класса.

    Руководитель:

    В.В. Французова,

    учитель русского языка

    и литературы.

    п. Сосьва 2005-2006 учебный год

    Гражданская война в России - трагедия русской нации

    Более 85 лет назад Россия, прежняя Российская империя, лежала в развалинах. Прекратилось 300-летнее правление династии Романовых в Феврале, в Октябре распрощалось с рычагами управления буржуазно-либеральное Временное правительство. На всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времён Московского княжества Ивана Калиты, полыхала Гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до гор Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок.

    Что такое любая гражданская война? Обычно её определяют как вооружённую борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, недавними сослуживцами или друзьями, даже близкими родственниками. Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в её душе.

    Как же протекало это драматическое противостояние в России? Каковы были особенности нашей Гражданской войны помимо беспрецедентного географического, пространственного размаха?

    Узнать, увидеть, почувствовать всю палитру красок, мыслей, чувств эпохи гражданской войны можно, изучая архивные документы и воспоминания современников. Также ответы на пронзительные вопросы можно найти и в произведениях литературы и искусства той огневой поры, что являются свидетельскими показаниями перед судом Истории. А таких произведений немало, ведь революция - слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под её влиянием, не коснулись этой темы в своём творчестве.

    Один из лучших памятников любой эпохи, как я уже сказала, - это яркие и талантливые произведения художественной литературы. Так и с русской литературой о Гражданской войне. Очень интересны творения тех поэтов и писателей, что прошли через горнило Великой русской смуты. Одни из них сражались "за счастье всех трудящихся", другие - "за единую и неделимую Россию". Кто-то делал для себя ясный нравственный выбор, кто-то был лишь косвенно причастен к деяниям одного из противоборствующих лагерей. А иные и вовсе пытались встать над схваткой . Но каждый из них - личность, явление в русской литературе, талант, порой незаслуженно забытый.

    Долгие десятилетия мы рассматривали нашу историю в двух цветах, черном и белом. Черный - это все враги - Троцкий, Бухарин, Каменев, Зиновьев и иже с ними, белый - это наши герои - Ворошилов, Буденный, Чапаев, Фурманов и другие. Полутона не признавались. Если речь шла о гражданской войне, то зверства белых, благородство красных и, как исключение, подтверждающее правило, случайно затесавшийся между ними "зеленый" - батька Махно, который "ни нашим, ни вашим".

    Но теперь-то мы знаем, как сложен и запутан на самом деле был весь этот процесс в начале 20-х годов 20 века, процесс отбора человеческого материала, знаем, что нельзя в черно-белом изображении подходить к оценке тех событий и литературных произведений, им посвященных. Ведь даже саму гражданскую войну историки склоняются теперь считать начавшейся не с лета 1918, а с 25 октября 1917, когда большевики совершили военный переворот и свергли законное Временное правительство.

    Оценки Гражданской войны весьма несходны и противоречивы, начиная с её хронологических рамок. Некоторые исследователи датировали её 1918-1920 годами, что, по-видимому, нельзя признать справедливым (речь здесь может идти только о войне в европейской России). Наиболее точной является датировка 1917-1922 годы.

    Гражданская война началась, без преувеличения, "на другой день" после захвата власти партией большевиков в ходе Октябрьской революции.

    Меня заинтересовала эта тема, её воплощение в литературе той поры. Мне захотелось более подробно познакомиться с различными оценками происходящих событий, узнать точку зрения писателей, стоящих по разные стороны баррикад, по-разному оценивающих события тех лет.

    Я поставила перед собой цель –

    познакомиться с некоторыми произведениями о гражданской войне, проанализировать их и постараться понять всю неоднозначность этой трагедии в нашей стране;

    рассмотреть ее с разных сторон, с разных точек зрения: от полнейшего поклонения революции ("Разгром" Александра Фадеева) до резкой критики ("Россия, кровью умытая" Артёма Веселого);

    доказать на примере литературных произведений, что любая война, говоря словами Льва Николаевича Толстого, - это "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие".

    Интерес к этой теме возник у меня после знакомства с публицистическими заметками Алексея Максимовича Горького "Несвоевременные мысли", которые ранее были недоступны читателю. Писатель за многое осуждает большевиков, выражает своё несогласие и осуждение: "Новое начальство такое же грубое, как и старое. Орут и топают ногами, и взятки хапают, как прежние чинуши хапали, и людей стадами загоняют в тюрьмы".

    Не читали советские читатели и "Окаянных дней" Ивана Алексеевича Бунина, назвавшего так время революции и гражданской войны, "Писем к Луначарскому" Валентина Галактионовича Короленко и других, запрещённых ранее произведений.

    Как братоубийственную войну ("зачем шли на брата, рубя и разя…. "), как уничтожение "яркой культуры отчизны своей" воспринимал гражданскую войну и революцию не включаемый ранее в школьные программы поэт серебряного века Игорь Северянин.

    Сочувствовал и белым, и красным Максимилиан Волошин:

    …И здесь и там между рядами

    Звучит один и тот же глас:

    Кто не за нас, тот против нас!

    Нет безразличных! Правда, с нами!

    А я стою один меж них

    В ревущем пламени и дыме.

    И всеми силами моими

    Молюсь за тех и за других.

    Прошло более восьми десятилетий после Гражданской войны, но мы только сейчас начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Ещё недавно в литературе в изображении Гражданской войны на первый план выступала героика. Преобладала идея: слава победителям, позор побежденным. Героями войны были те, кто сражался на стороне красных, на стороне большевиков. Это Чапаев ("Чапаев" Дмитрия Фурманова), Левинсон ("Разгром" Александра Фадеева), Кожух ("Железный поток" Александра Серафимовича) и другие солдаты революции.

    Однако была и другая литература, с симпатией изображающая тех, кто встал на защиту России от мятежа большевиков. Эта литература осуждала насилие, жестокость, "красный террор". Но совершенно понятно, что такие произведения в годы советской власти были запрещены.

    Однажды известный русский певец Александр Вертинский спел песню о юнкерах. За это его вызвали в ЧК и спросили: "Вы что, на стороне контрреволюции?". Вертинский ответил: "Я их жалею. Их жизнь могла бы пригодиться России. Вы же не можете мне запретить их жалеть".

    "Дышать запретим, если найдем нужным! Без этих буржуазных выкормышей мы обойдемся".

    Я познакомилась с разными произведениями о гражданской войне, как поэтическими, так и прозаическими, и увидела различные подходы авторов к изображаемому, различные точки зрения на происходящее.

    Более подробно в реферате я проанализирую три произведения: роман Александра Фадеева "Разгром", неоконченный роман Артёма Весёлого "Россия, кровью умытая" и повесть Бориса Лавренёва "Сорок первый".

    Роман Александра Фадеева "Разгром" является одним из самых ярких произведений, рисующих героику гражданской войны.

    Юность самого Фадеева прошла на Дальнем Востоке. Там он активно участвовал в событиях Гражданской войны, сражаясь в красных партизанских отрядах. Впечатления тех лет отразились в рассказе "Против течения" (1923), в повести "Разлив" (1924), романе "Разгром" (1927) и неоконченной эпопее "Последний из удэгэ" (1929-1940). Когда у Фадеева родился замысел романа "Разгром", ещё продолжали полыхать последние бои на дальневосточных окраинах России. "Основные наметки этой темы, - отмечал Фадеев, - появились в моём сознании ещё в 1921 - 1922 годах".

    Книгу высоко оценили читатели и многие литераторы. Писали, что "Разгром" "открывает поистине новую страницу нашей литературы", что в нём найдены "основные типы нашей эпохи", относили роман к числу книг, "дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны", подчёркивали, что "Разгром" показал, "какую крупную и серьёзную силу имеет наша литература в Фадееве". В "Разгроме" нет предыстории персонажей, предваряющей действие. Но в повествовании о жизни и борьбе партизанского отряда в течение трех месяцев писатель, не отступая от основного сюжета, включает существенные детали из прошлой жизни героев (Левинсона, Морозки, Мечика и др.), объясняющие истоки их характера и нравственных качеств.

    Всего персонажей в романе (включая и эпизодические) около тридцати. Это необычно мало для произведения, рассказывающего о гражданской войне. Это объясняется тем, что в центре внимания Фадеева изображение человеческих характеров. Он любит подолгу и внимательно исследовать отдельную личность, наблюдать ее в разные моменты общественной и частной жизни.

    Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды.

    Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей.

    И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека г Лубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал…

    В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»?

    Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных.

    «Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», — говорит главный герой. На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни.

    Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.