Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Ворона и лисица" и басня Эзопа "Ворон и лисица". Урок по чтению "Баснописцы
«Ворона и лисица».
Эзоп «Ворон и лисица»
МОУ СОШ №4
Тема урока: «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»
Задачи: Познакомить с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа «Ворон и
Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление,
Учить сравнивать басни Эзопа и И.. А. Крылова.
Ход урока.
Организационный момент. Активизация опорных знаний.
1) Фронтальная беседа
Что объединяет этих людей?
Кто такие баснописцы?
Дайте определение басни.
Прочтите мораль басни Эзопа.
В чем главное отличие басни Крылова от басни Эзопа?
2) Работа в парах.
Взаимная проверка домашнего задания по тетради.
Изучение нового материала. Анализ басен И. Крылова и Эзопа.
1) Слушание басни, в исполнении актера.
Кто знает, как называется басня и кто ее автор?
Сегодня знакомимся с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа
«Ворон и лисица». Слайд 4
2) Чтение басни учащимися.
3) Словарная работа. Слайд 5.
Прочитайте начало басни.
Как называется эта часть басни?
Прочитайте нравоучение басни.
Мораль басни Ворона и лисица И. Крылова
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Как баснописец представляет своих героев.
Почему именно эти слова?
В каких словах лисы слышится лесть?
Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.
(слушание басни в аудиозаписи)
5) Выразительное чтение басни учащимися.
С какой интонацией?
На какие знаки препинания нужно обратить внимание?
6) Чтение басни по ролям.
Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. Слайд 6.
Какие особенности изображения передают характер героев?
Представьте себя на месте героев басни.
Прочитаем басню по ролям.
7) Самостоятельное чтение учащимися басни Эзопа «Ворон и лисица»
8) - Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.
9) (слушание басни в аудиозаписи)
Прочитайте мораль басни Эзопа?
Мораль басни Ворон и лисица
«Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове – ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
10) Сравнение басен Крылова и Эзопа
Басня Ворона и лисица – анализ
Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?
Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.
Итог урока.
Что вы знаете о басне?
5. Домашнее задание.
Выучить басню Крылова наизусть.
Кифаред
Один бездарный кифаред пел свои песни с утра до вечера в доме с оштукатуренными стенами; голос отражался от стен и казался ему необычайно благозвучным. Это придало ему духу, и он решился выступить в театре.
Но когда он вышел на сцену и невыносимым голосом завел свою песню, его забросали камнями и выгнали.
Так и некоторые риторы: пока они в школе, то кажутся талантливыми, но едва возьмутся за государственные дела, как оказываются ничтожными.
122. Воры и петух
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу.
Но воры сказали:
«Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать».
Басня показывает: все, что полезно хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.
123. Галка и вороны
Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.
124. Ворон и лисица
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
125. Ворона и ворон
Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул:
«Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику - никакого толку».
Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем.
126. Галка и лисица
Голодная галка уселась на смоковницу. Там она увидела смоквы, зимние, недозрелые, и решила дождаться, пока они созреют.
Увидела лисица, что галка сидит и не улетает, узнала у нее, в чем дело, и сказала:
«Напрасно ты, любезная, на что-то надеешься: потешиться такой надеждой, пожалуй, можно, но насытиться - никогда».
Против человека, ослепленного жадностью.
127. Ворона и собака
Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный пир. Собака ей сказала:
«Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры». Ответила ворона:
«Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась».
Так многие из страха готовы услужить собственным врагам.
128. Ворон и змея
Ворон, не видя нигде добычи, заметил змею, которая грелась на солнце, налетел на нее и схватил; но змея извернулась и его ужалила; и сказал ворон, испуская дух:
«Несчастный я! такую нашел добычу, что сам от нее погибаю».
Басню можно применить к человеку, который нашел клад и стал бояться за свою жизнь.
129. Галка и голуби
Галка увидела, как голубей в голубятне хорошо кормят, и покрасилась белилами, чтобы зажить вместе с ними. И пока она молчала, голуби принимали ее за голубя и не гнали; но когда она забылась и каркнула, они сразу узнали ее голос и выгнали ее прочь. Оставшись без голубиного корму, вернулась галка к своим; но те не признали ее из-за белых перьев и не пустили жить с собой. Так галка, погнавшись за двумя выгодами, ни одной не получила.
Следственно, и мы должны довольствоваться тем, что имеем, памятуя, что алчность ничего не приносит, а только отнимает последнее.
130. Живот и ноги
Живот и ноги спорили, кто сильнее. Ноги каждый раз хвастались, что столько в них силы, что они и самый живот на себе носят; но живот отвечал:
«Эх, любезные, кабы я не принимал пищу, ничего бы не могли вы носить».
Так и в войсках количество ничего не значит, если воины лишены благоразумия.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам - проку не выйдет.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
ЖУК И МУРАВЕЙ
В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».
БЕДНЯК
У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», - молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя - ты не помог мне, хлопнул об угол - послал великое счастье».
Кто обращается с негодяем ласково - останется в убытке, кто поступает с ним грубо - в барыше.
ДВА ГОРШКА
Река несла в своем течении два горшка - глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, - просит глиняный горшок медного. - Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».
Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.
БЫК И ЖАБА
Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать - ее там не было - и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» - «Он умер, матушка, - говорят они, - сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» - «Перестань, мама, - слышит она в ответ. - Не сердись, - скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».
Опасно слабому тягаться с сильным.
КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ
В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». - «Должно быть, там зарыт клад», - думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.