Биографии Характеристики Анализ

В какой день происходят события рассказа студент. "Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…" Философская проблематика в рассказе А.П

«Студент» — один из любимых рассказов А.П. Чехова. Автор находил его жизнеутверждающим и позитивным. Так ли это на самом деле?

Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства в своей жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, а также петь в церковном хоре. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Первая публикация этого сочинения состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно рассказ написан в Ялте, во время работы над книгой «Остров Сахалин». В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом. Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.
  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами. Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование. Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода. Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.

3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.

...из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.

А.П. Чехов

Учитель. Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Когда рассказ был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Рассказ этот все считают великолепным, но написано о нём мало, так как его трудно связать с какими-либо историческими обстоятельствами. Это рассказ о духовности. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. Поэтому люди размышляют о прошлом, анализируют настоящее и мечтают о будущем.

Чтение рассказа учителем или подготовленным заранее учеником.

  • Где происходит действие рассказа? (Россия, современная Чехову; глухость, голод, тоска. Это судьба всех русских деревень.)
  • В какое время года происходят события? Какая стоит погода? (Весна; перемена погоды – холод, мрак пришли на смену тёплому дню.)
  • Прочитайте первый абзац. Найдите опорные слова. (Хорошая, тихая, весело, некстати, неуютно.)
  • Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”. (“ ...этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, ...самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо.)

Учитель. Мы видим и местность, по которой идёт Иван Великопольский, и его маршрут; прослеживаем его настроение, и нам сразу ясно: замёрз, голоден. Отсюда и мысли у него такие. Но так как он не крестьянин, а студент духовной академии, человек образованный, начитанный, он думает не просто о горшке каши или щей, а об Иване Грозном и Рюрике, о проблемах счастья и его возможности не только для себя – для всех. Это исконная тема размышлений и споров всей русской интеллигенции.

  • Что такое страстная пятница ? (Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.)

Учитель. Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.

  • Почему ему не хочется возвращаться в дом отца?
  • Иван видит костёр, подходит к нему по вспаханной земле. Почему автор обращает наше внимание на вспаханную землю?
  • Кого студент видит у костра?
  • Красивы ли эти женщины? Почему? Найдите в тексте их портреты.

Учитель. Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.

  • О чём рассказывает студент этим женщинам? (Об апостоле Петре и его отречении от Христа.)
  • Зачем он начинает этот рассказ? Обратите внимание, что после слов приветствия наступает пауза. Она передана коротким предложением: “Поговорили”. Какой смысл несёт эта фраза?
  • Как начинает студент свой рассказ? Почему именно так?

Учитель. “Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно”. Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
“– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!”
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
“Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...”
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом потёмки . Сказано: не “в потёмки посмотрел”, а “на потёмки”. В предлоге здесь большой смысл. Если бы было сказано в потёмки , то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков. Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
“– Небось, была на двенадцати евангелиях?”

  • Что такое двенадцать евангелий ? (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)

Учитель. Иван рассказывает с переживанием, как будто сам был там в эту длинную ночь. Он рассказывает о Петре по Евангелию от Иоанна. (Аналогия: три апостола в Гефсиманском саду – в рассказе три действующих лица, так же, как и в ту ночь, горит костёр, у которого греются люди.)

  • Что вы знаете из Библии об отречении Петра? (Три раза вопрошает Иисус Христос Петра о любви к себе. Пётр отвечает: “Ты знаешь, господи!”)
  • Но почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Учитель. Вот как об этом сказано в “Библии для детей”: “Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл.
...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя”.

  • Как называет Иван Петра? Почему? (Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям.)
  • Найдите в рассказе слова, которые подтверждают ваш ответ. (“...около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь”.)
  • Можно представить, чтобы Иван сказал: “Иисус, как я” или “Иуда, как я”? Почему?
  • Почему студент не рассказывает женщинам о страстях господних? (Он переживает отречение от бога и чувствует вину перед ним.)

Учитель. Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц. Найдите эти слова в тексте. (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)

  • Как вы думаете, о чём задумался Иван?
  • Почему после рассказа Ивана одна из женщин заплакала, да и другая как будто сдерживает боль, хотя эти женщины, на первый взгляд, особой духовной утончённостью не отличаются?
  • Читаем текст от слов “Работники возвращались с реки...” до слов “...происходило в душе Петра”.
  • Почему “теперь студент думал о Василисе”? Почему он пришёл к выводу, что происходившее девятнадцать веков имеет отношение ко всем людям ? (Может быть, Иван пришёл к мысли о том, что эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.)

Учитель. Чехов не хотел, чтобы подумали, будто речь идёт только о персонажах этого рассказа. Он хотел, чтобы читатель понял: женщины почувствовали то, что должны ощутить в подобной ситуации все люди, что передаётся через поколение к поколению, идёт от души к душе: созвучие нравственной боли за когда-то кем-то совершённое нравственное преступление, это созвучие идёт из глубины веков, передаётся искусством. Именно искусство связывает концы воспоминаний, разрываемых естественной человеческой смертью, связывает эти концы в единую нить. Говорить о единстве нравственных ценностей в масштабе всей истории человечества и есть главная цель искусства.
Не эпопею автор “Студента” писал, не роман, не повесть и даже не большой по объёму рассказ, а поднял огромную тему – тему связи времён, нравственной преемственности поколений.

  • Студент уходит – и опять ветер, и не похоже, что через три дня Пасха. Он оглянулся на костёр, но никого не увидел. Как вы думаете, почему?

Учитель. Эта мимолётная встреча в страстной вечер заставила студента размышлять о том, почему заплакала Василиса, и истина открывается ему: прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван “думал о том, что правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”. Слово по-видимому в первой редакции рассказа отсутствовало.

  • Зачем Чехов добавил это слово? (Жизнь кажется студенту прекрасной. Но мало ли что может произойти с этим человеком в будущем. Может, когда-нибудь и он, как Пётр, не найдёт в себе силы остаться верным высокому идеалу, может, и он от чего-нибудь отречётся, как Пётр. Ничего не известно. Чехов оставляет вопрос открытым.)
  • Студент смотрит на закат и думает о красоте. Почему на закат? (Век кончается.)

Учитель. Но Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь). Имя Иван Великопольский ассоциируется с именем Иоанн Богослов , который был апостолом любви, учеником Христа, ему тоже 22 года, он самый молодой из апостолов.

  • Почему Чехов изменил название рассказа?

Учитель. Чехов говорит, что с Россией то же случится, что и с Петром, но она найдёт свой путь в истории.

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева “Эти бедные селенья...” .

  • О чём это стихотворение? Можно ли его соотнести с рассказом А.П. Чехова “Студент”?

Учитель. В своих воспоминаниях о том, как читал этот чеховский рассказ В.Я. Качалов, В.Я. Виленкин, современник великого артиста, пишет: “В этом небольшом рассказе с тоскливым пейзажем и почти неуловимым сюжетом в передаче Качалова с необыкновенной трепетностью звучало то, что, в сущности, составляет лейтмотив всего чеховского творчества: способность ощущать сквозь тоску, мрак и мертвящий холод безвременья “невыразимо сладкое ожидание счастья”, пронести нерастраченную веру в иную, новую жизнь, “полную высокого смысла”. Одним словом, Виленкин утверждает, что Качалов главной темой “Студента” считал веру в правду и красоту.

  • Считаете ли вы, что главная тема рассказа “Студент” – вера в правду и красоту? Докажите свою точку зрения.
  • Вернёмся к эпиграфу урока. Почему Чехов называл этот рассказ самым любимым?

Учитель. Чехов, как и любой другой русский писатель, не мог быть в стороне от поисков и утверждения высоких нравственных идеалов. Он не хотел, чтобы люди превращались в “петров”, трусливых и не умеющих держать своё слово, таких, которым своя рубашка ближе к телу, таких, которые не могут совершить благородный поступок.

Домашнее задание:

  1. Прочитать стихотворение Б. Пастернака “На Страстной” .
  2. Соотнести это стихотворение с рассказом “Студент”: что общего вы нашли, в чём разница?

В произведении А. П. Чехова говорится об Иване Великопольском, студенте духовной семинарии. Он шел домой. Студенту казалось, что вокруг мрак и голод, так было холодно и жутко на улице. Но вот он увидел костер и подошел к нему погреться.

Возле костра сидели две женщины: мать и дочь. Они были вдовами. И тогда Иван рассказал им историю из Библии. Рассказ очень тронул Василису, мать молоденькой вдовы. Она заплакала, испытав чувство жалости к Иисусу. А ее дочь, Лукерья, не проронила ни слезы, но, когда она подняла голову и посмотрела на студента, выражение ее лица изображало сильную боль. Оно было очень тяжелым, напряженным и скорбным.

Погружаясь в атмосферу рассказа, у читателя возникают двоякие чувства. Во-первых, чувство простого человеческого страха. Он пронизывает главного героя до костей. Из-за страха Ивану кажется все вокруг мрачным и холодным. А с другой стороны рассказчик показывает студента, одухотворенного верой. Студент так радостно и поучительно рассказывает отрывок из священного писания, что читатель попадает в атмосферу человека, который действительно верит в Бога и любит свое дело.

Читая рассказ, видно два способа борьбы человека со страхом: практический и духовный. Первый способ – это костер. Когда студент подошел к костру, то ему уже стало легче и проще. Он успокоился и стал греться. Здесь виден практический способ борьбы со страхом. Студент, как и любой человек, получивший комфортные условия, сразу расслабляется и все плохие мысли, которые были в его голове на тот момент, улетучиваются сами собой.

Другая сторона борьбы человека со страхом – это духовная. Почти во все времена в трудной ситуации человек обращается к Богу. Это признанный факт, что есть такие ситуации и обстоятельства, с которыми человек не может бороться только физическими силами. Тогда он обращается к вере.

Согревшись у костра, студент заводит разговор о «тайной вечери». Приводя этот пример, он говорит о предательстве. Для чего Иван Великопольский рассказал эту историю двум вдовам, до конца остается непонятно. Но ясно только одно, что никого: ни рассказчика, ни слушателей, данная история не оставила равнодушным. Каждый вынес свой урок и раскрыл далеко прятавшиеся мысли. А студента, переправлявшегося на пароме домой, охватило чувство счастья. Всеобъемлющего, совершенного и в то же время неожиданного. Он был рад силе своего учения, в котором видел высокий смысл.

Анализ 2

Благодаря своей краткости, что сродни таланту, Антон Павлович Чехов создает великолепные произведения, волнующие душу и умы читающих людей. Во многих рассказах писателя поднимается проблема смысла жизни, эта загадка всегда тревожила молодого врача, ибо каждый живущий сталкивается с подобной задачей. «Студент» ярко выявляет вечные вопросы, ответы на которые можно найти самому, стоит лишь разобраться в сути дела. Для Антона Павловича сие произведение являлось любимым, ибо в нем отражено все самое сокровенное, личное, волнующее.

Главным героем рассказа представляется студент Иван Великопольский, которому двадцать два года, он возвращается домой в темный вечер, его тревожат мысли о самой жизни, ее порядках, укладе. Окружающий мир кажется персонажу слишком мрачным, суровым и негативным. Иван Великопольский предполагал, что от Петра, от Рюрика веет только безысходность да бедность. Окутывают голову героя темные мысли, мешающие здраво смотреть на прекрасный и удивительный мир. Как считал Иван: «пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Однако центральным эпизодом произведения является встреча главного героя с вдовами по имени Василиса и Лукерья (ее дочь), к которым он заходит с целью: погреться у костра, где вспоминается Ивану Великопольскому момент из Евангелия. Представляется персонажу эпизод, когда апостол Петр трижды отрекается от Иисуса. Толкуя эту историю героиням, у тех накатываются слезы на глаза, ибо слишком плачевно и трагично событие, о котором повествовал Иван Великопольский.

После того, как герой видит душевную боль вдов, сознание его совершенно меняется, душа просто-напросто переворачивается, иные мысли начинают заполнять голову персонажа. Он теперь понимает, что история, что была донесена до героинь, прониклась в глубины разума и сердца девушек, они прочувствовали каждую деталь, любое мгновение, которое было передано с помощью слов о прошлом. Так или иначе, Иван осознает, что прошлое неразрывно связано с настоящим, ибо воспоминания сохраняются, они как-никак всплывают. И лучше этого быть не может. Если люди помнят все негативное и положительное из тех давнишних лет, анализируют те или иные поступки личностей, то им не страшно будущее.

Чехов наталкивает на то, что миром управляют знания, от которых читатели не вправе отказаться, ибо события, произошедшие когда-то, не забываются, а значит, оно связано с настоящим, причем неразрывно. А это главное!

Так, Иван Великопольский начинают принимать тот факт, что он не одинок, он не просто пылинка в суровом мире. Нет, он личность, которая способна на понимание великого смысла бытия, на поиск смысла жизни.

Таким образом, рассказ Чехова неимоверно чудесен, он наполнен важными знаниями, относится по направлению, несомненно, к реализму. Антон Павлович пытается донести до читателей то, что в жизни главное совершенствоваться, осознавать, как чудесен мир, учить историю своей страны, быть образованным. Тогда и только тогда возможно духовное обогащение человека!

Владимир Дубровский является одним из главных персонажей произведения, который на протяжении повествования из молодого повесы превращается в благородного и честного юношу.

  • Описание внешности Дубровского из романа Дубровский

    В романе «Дубровский» А.С. Пушкина главный герой Владимир Дубровский представлен в образе благородного разбойника. Автор рисует черты его внешности достаточно кратко и лаконично.

  • В то же время в большинстве исследований содержится некая общая характеристика произведения. Своеобразие нашего подхода к анализу рассказа – в пристальном внимании к словесной ткани художественного текста, а также в «пошаговом» его разборе – комментированном чтении.

    Как известно, рассказ был написан в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. В то же время рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный лиризм.

    «Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе. С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов. Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения. В лучшем случае они воспринимают его как колоритную зарисовку «с натуры» – в традициях «натуральной школы»; духовное содержание «Студента» остаётся для них закрытым.

    Предваряя комментированное чтение рассказа на уроке, полезно проанализировать вместе с учащимися значение отдельных слов и выражений.

    Пояснений требуют, к примеру, некоторые слова, связанные с охотой, – скажем, название одной из перелётных птиц – вальдшнеп. На него охотятся, как правило, весной, на тяге – на утренней и на вечерней заре вальдшнеп-самец начинает тянуть: он поднимается на крыло и облетает небольшую территорию в поисках самки. В этот момент охотники как раз и стреляют по птице (ср. у Чехова: «Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело»).

    Большую пользу школьникам в плане усвоения лексического богатства русского литературного языка приносит анализ церковнославянской лексики; мы находим её главным образом в пересказе Иваном Великопольским евангельской истории о троекратном отречении Петра. Иван пересказывает отрывок из Евангелия от Луки, включая в свою речь отдельные слова на славянском (вечеря , темница , петел ). Впрочем, и некоторые другие лексические единицы, содержащиеся в чеховском рассказе, имеют церковнославянское происхождение (рыдания , изобильный и др.).

    Отметим, что некоторые славянские слова комментируются в самом чеховском тексте: в рассказе студента слово петел объясняется через синоним: «Не пропоет сегодня петел, то есть петух…» Другой пример: Петр «пошёл со двора и горько-горько заплакал . В Евангелии сказано: “И исшед вон, плакася горько”».

    В рассказе «Студент» важно также проанализировать элементы художественной речи: метафоры (ледяные иглы; цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле ), метафорические эпитеты (пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья ), олицетворения (природе жутко), сравнения (…что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…) . Кроме того что учащиеся проясняют для себя прямое и переносное значения слов и выражений, они знакомятся с художественными приёмами Чехова, в частности со средствами иносказания.

    Как известно, особую роль в творчестве Чехова играет символика. Слова и выражения, имеющие символический смысл, анализируются особо.

    Исследователи неоднократно писали о символике света, огня в произведениях Чехова. Такие слова и словосочетания в рассказе «Студент», как свет , огонь , костёр , багровая заря и некоторые другие, толкуются не только на уровне лексического значения. Их символический смысл раскрывается в тесной связи с анализом содержательной стороны всего произведения.

    Символическое значение приобретает в чеховском тексте церковнославянское по своему происхождению слово пустыня , а также производные от него: пустынный, пустынно , неоднократно встречающиеся в анализируемом рассказе («кругом было пустынно », «…такая же пустыня кругом…», «пустынная деревня»).

    Как известно, слово пустыня имеет в русском языке несколько значений. Первое, наиболее употребительное в современном языке, – засушливая, безводная местность со скудной растительностью или даже отсутствием таковой (например, песчаная пустыня ; ср. у Пушкина в «Анчаре»: «В пустыне чахлой и скупой…»).

    Второе (а точнее, первое – по своему происхождению) значение, менее употребительное в современном языке, – это безлюдная местность. Именно в этом значении употребляется слово пустыня в чеховском рассказе, как и во многих других произведениях русской классической литературы. Это значение слова пустыня восходит к текстам Священного Писания, к святоотеческим и агиографическим текстам на церковнославянском языке. Кстати, отсюда образ монаха-пустынника в русской поэзии (ср. у Пушкина: «Отцы-пустынники …»).

    Кроме того, слово пустыня метафорически отражает и состояние души человека. О духовной пустыне пишет в своём «Пророке» Пушкин («Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился…»).

    Впрочем, образ пустыни в пушкинском стихотворении, как и в чеховском рассказе, нельзя назвать безотрадным. Это не только юдоль скорби, но и место таинственной встречи человека с Богом: у Пушкина – поэта-пророка, у Чехова – студента-богослова.

    На уроке необходимо также предложить самим учащимся дать толкование имён исторических лиц, имеющих принципиально важное значение для понимания чеховского рассказа. Их не так много. Это «ключевые» фигуры истории России: Рюрик, Иоанн Грозный, Петр (имеется в виду Петр I). Кроме того, это лица и события Священной Истории Нового Завета: Иисус Христос, апостол Пётр, Понтий Пилат , Тайная Вечеря – в их соотнесённости с реалиями церковной жизни России – такими, как Страстная Пятница, Двенадцать Евангелий, Пасха.

    Как правило, большинству учащихся эти лица и реалии известны. Но не все. Их значение можно предварительно объяснить, хотя глубинный смысл упоминания всех этих лиц и событий в чеховском рассказе проясняется лишь в результате целостного анализа произведения.

    Проанализировав значение слов, выражений, исторических лиц и событий, переходим к последовательному анализу рассказа. Произведение целесообразно разбить на смысловые части и прокомментировать каждый фрагмент.

    Первый абзац текста описывает весеннюю природу, детали охоты на тяге , перемену погоды. Внимание учащихся может быть обращено на те художественные средства, которые использует здесь писатель (метафоры, олицетворения, эпитеты – см. выше).

    Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

    Второй абзац знакомит нас с главным героем рассказа и с его мыслями о российской истории.

    Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю Страстной Пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

    Важно прокомментировать социальное происхождение героя. Он из духовного сословия (духовенства ), причём из беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя , не имеющего священного сана . Если даже священники (иереи ) и диаконы были в России того времени, как правило, небогатыми людьми, то дьячки (причётчики , псаломщики ) жили крайне бедно, нередко на грани нищеты. Именно такая картина жизни родителей главного героя рисуется в цитируемом отрывке. Метафорический эпитет «лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной юности.

    Духовная академия , куда Иван, по всей вероятности, поступил после успешного окончания духовной семинарии , давала по тем временам прекрасное образование. Многие выпускники духовных академий становились священниками, некоторые, принимая монашеский постриг , – церковными иерархами : епископами, архиепископами, митрополитами . Но далеко не всегда. Иногда выпускник духовной семинарии или даже академии оставался мирянином и выбирал иное поприще – например, профессию преподавателя духовного училища, семинарии, той же академии без священнического сана ; мог предпочесть и сугубо светскую стезю. Дело в том, что реалии повседневной жизни духовных учебных заведений России того времени, быта духовенства были нередко далеки от идеала, иногда даже вызывали отторжение со стороны молодёжи. Ведь не случайно из семинарий выходили не только подвижники благочестия и мученики за веру, но и «пламенные» революционеры.

    Вернёмся к процитированному отрывку. И неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на грустные размышления о российской истории. Здесь важно подчеркнуть, что упоминаемые в размышлениях героя три исторических лица: Рюрик , Иоанн Грозный и Петр – фигуры символические. С именем легендарного варяжского (скандинавского) князя Рюрика историки связывают возникновение Киевской Руси – восточнославянского государства, с которого, собственно, и началась история России. Иоанн Грозный тоже символическое лицо, олицетворяющее одновременно и величие, и страдания народа в эпоху Московского царства Третьего Рима . Наконец, Пётр I – символ новой России со столицей в Санкт-Петербурге, Российской империи . Таким образом, три упоминаемых лица олицетворяют собой всю тысячелетнюю историю России.

    Здесь уместно сравнить своеобразие художественного историзма Чехова и Толстого, например. Чтобы выразить свои представления об истории России, Толстому понадобилось создать четырёхтомный роман-эпопею – «Войну и мир», упомянуть в нём свыше ста исторических деятелей. Для Чехова оказалось достаточным написать несколько строк и упомянуть лишь трёх исторических лиц. Лаконичность – яркая самобытная черта творчества Чехова, во взгляде на историю это тоже проявляется.

    Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины.

    Впрочем, ничего принципиального нового во взгляде на историю русского народа чеховский герой не открыл. Боль о страданиях простых людей переживали многие современники Чехова. Сам Чехов создавал рассказ «Студент» через несколько лет после того, как вернулся из поездки на Сахалин, где видел страшные картины жизни каторжного населения.

    Но, кроме этого, важно понимать и другое: в представлении православного человека бедность, нищета – лучший путь к святости, нежели богатство. Не случайно Ф. И. Тютчев в своём известном стихотворении о России «Эти бедные селенья…» увидел в нищете, долготерпении и смирении русского народа особое благословение Царя Небесного. То, что нищета – черта святости, не мог не знать студент духовной академии. Здесь существенно иное: как к этому относиться? Сострадать народу, уповая на милость Божию, готовить себя к служению людям многотрудным священническим подвигом или же предаваться унынию? Совершенно очевидно, что в начале рассказа настрой у героя пессимистический. Почему? В этом стоит разобраться.

    Иван отправился на весеннюю тягу не в обычный день, а в Великую Пятницу. Здесь-то, перед тем как переходить к анализу очередного эпизода рассказа, важно объяснить учащимся, что означают для православного человека следующие литургические реалии и церковные службы: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере ; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток ); утром в Великую Пятницучтение Царских Часов ; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы ; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

    Для глубоко верующего человека, искренне любящего Христа и сострадающего Его крестным мукам, любое развлечение, например охота, в Великую Пятницу – вещь невозможная. Тем более для студента духовной академии – вероятно, будущего священнослужителя. Именно в этом легкомысленном занятии и состоит, по всей видимости, главная причина мрачного настроения Ивана. А дисгармония в природе, ненастье и грустные размышления о многовековых страданиях русского народа лишь усиливают уныние героя.

    Центральный эпизод рассказа – встреча студента с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Чехов отмечает простонародность, бедность, обездоленность женщин. В нескольких словах писатель рассказывает об их трудной жизни.

    Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костёр горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; её дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котёл и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

    – Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

    Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

    – Не узнала, Бог с тобой, сказала она. – Богатым быть.

    Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с её лица всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же её Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у неё было странное, как у глухонемой.

    Приведенный отрывок не требует специального толкования. Вместе с тем стоит обратить внимание на символическое значение образа двух вдов. Эти женщины представляют в чеховском рассказе тот самый бедный и обездоленный русский народ, о вековечных страданиях которого только что размышлял студент. Одновременно Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии – сёстрах праведного Лазаря, – словом, о тех преданных Христу женщинах, которые находились рядом со Спасителем, сострадая Его мучениям на кресте, и затем удостоились лицезрения Его воскресшим .

    Не случайно именно в разговоре с Василисой и Лукерьей Иван находит утешение, пересказывая им евангельскую историю троекратного отречения Петра. В словах Ивана мы находим точные цитаты из Евангелия. Они вкраплены в свободное изложение событий Священной Истории. В своём пересказе герой сочетает обороты разговорной речи и церковнославянского текста. Здесь, несомненно, отразились и детские впечатления самого Чехова: чтение вслух текстов Священного Писания, а также восприятие церковной лексики, фразеологии в живой обиходной речи отца и дяди писателя. Не случайно чеховеды неоднократно ссылаются на известное свидетельство И. А. Бунина – о том, что Чехова отличало «тонкое знание церковных служб и простых верующих душ» .

    – Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

    Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил:

    – Небось, была на Двенадцати Евангелиях?

    – Была, – ответила Василиса.

    – Если помнишь, во время Тайной Вечери Пётр сказал Иисусу: «С Тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Пётр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал Его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Пётр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдёт что-то ужасное, шёл вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как Его били…

    Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

    – Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю Его». Немного погодя опять кто-то узнал в нём одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрёкся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с Ним в саду?» Он третий раз отрёкся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Пётр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на вечере… Вспомнил, очнулся, пошёл со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

    Если рассказ студента и можно назвать проповедью , как это утверждают некоторые исследователи Чехова , то он, конечно же, не вполне соответствует жанру церковной проповеди, произносимой священником в храме; это всё же непринуждённая беседа знакомых людей, в которой, действительно, можно увидеть и некоторые элементы проповеди.

    Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц: и там и там холод, костёр, работники. Эти параллели, как мы увидим в дальнейшем, не случайны.

    Пересказ героем Евангелия от Луки, сочетающийся с живой беседой с двумя женщинами, образует особый повествовательный сюжет в чеховском произведении, требующий специального объяснения.

    Толкование евангельских текстов имеет давнюю святоотеческую традицию. В наши задачи не входит подробный анализ отрывка, на основе которого студент рассказывает историю троекратного отречения Петра. Важно заострить внимание учащихся лишь на нескольких фактах Священной Истории. Симон, сын Ионы и родной брат апостола Андрея, был самым ревностным учеником Спасителя, за что и получил от Него имя Петра (« Πετρος » означает по-гречески ‘камень’). Как известно, в момент предательства Иуды, когда Спаситель был схвачен, Петр явил мужество: он обнажил меч и отсек ухо у Малха – раба первосвященника [Ин. 18: 10]. Мы знаем также, что в этот момент другие ученики Иисуса (кроме апостола Иоанна) разбежались, Петр же следовал за Ним. Но вот, находясь во дворе первосвященника, Петр проявил душевную слабость, трижды отрекшись от своего Учителя. Вспомнив, что Господь предупреждал его об этом, он заплакал и раскаялся в своём малодушии.

    На этом рассказ студента обрывается. Между тем, как известно, евангельская история апостола Петра имеет своё продолжение, важное для понимания чеховского рассказа. Своим отречением Петр лишил себя апостольского достоинства, однако же любовь Спасителя к падшему ученику не ослабела. Правда, воскресший Христос в словах Ангела, явившегося женам-мироносицам, пока ещё не назвал Петра Своим учеником: «Скажите ученикам Его и Петру (курсив мой. – А. М.), что Он предваряет вас в Галилее» [Мк. 16: 8]. И тем не менее Господь по Своем воскресении явился и Петру, а во время трапезы на Тивериадском озере (тоже у костра) восстановил Своего ученика в апостольском достоинстве – троекратно вопрошая его о любви к Себе и предсказывая ему мученическую смерть на кресте [Ин. 21: 15–18]. О конце евангельского повествования о Петре, о прощении Спасителем Своего ученика знают, несомненно, и Иван Великопольский, и Василиса с Лукерьей. Помнили этот эпизод Священной Истории и современники Чехова – читатели его рассказа.

    Для верующего человека упомянутые евангельские события имеют особый смысл. Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении. Не случайно студент духовной академии, тоже ученик Христов, вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов; он даже сравнил себя с Петром: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки…» В этом отношении слова Ивана Великопольского, рассказывающего историю отречения Петра, едва ли можно назвать проповедью. Здесь, скорее, что-то напоминающее исповедь , покаяние

    Следующий фрагмент чеховского рассказа описывает реакцию слушательниц на слова студента.

    Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль.

    Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья (текст от слов «Работники возвращались с реки» до слов «…имеет к ней какое-то отношение»); их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

    Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нём. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошёл дальше. И опять наступили потёмки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

    Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.

    Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа. В самом деле: вокруг него ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

    Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

    И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

    Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи : «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий , вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи : дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

    Рассмотрим последний фрагмент чеховского рассказа, где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя.

    А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

    Целесообразно обратить внимание учащихся на первоначальные, исконные значения знакомых им слов, церковнославянских по своему происхождению: неведомый (от глаг. ведать – знать), то есть неизвестный ранее; таинственный (от сущ. тайна ); восхитительный (от глаг. восхитить , значение приставки вос- – движение вверх), то есть восхищающий душу человека в высшие сферы; чудесный (от сущ. чудо ).

    Встреча героя с Богом совершилась: в его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера. Примечательно, что в рассказе «Студент» эти духовные ценности осмысляются особым образом, по-чеховски. Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота . Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.

    Завершается рассказ размышлениями героя о счастье и об открывшемся ему истинном смысле жизни . Понятно, что Иван Великопольский предчувствует счастье не как материальное благополучие, но как возможность всеобъемлющей любви, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестает…» . Жизнь кажется ему полной «высокого смысла». Эпитет высокий подчеркивает здесь некое духовное содержание, неотделимое от истинной веры и Божественной любви.

    Как уже отмечалось , в чеховском рассказе очень важен мотив света . Образ света, огня (как, впрочем, и образы тьмы , мглы, мрака ) имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу . Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру . Этот костер напоминает студенту другой костёр , о котором говорится в Евангелии. Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу.

    Вернёмся ещё раз к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору …». Неправомерно было бы здесь говорить о каких-то однозначных параллелях и ассоциациях, но одно из толкований этого места в рассказе «Студент» может быть и таким. Переправа через реку, восхождение на гору… Эти детали пейзажа в чеховском рассказе вновь удивительным образом напоминают нам о событиях, происходивших девятнадцать веков назад в Иерусалиме: о переправе Спасителя и Его учеников в ту «страшную ночь» через поток Кедрон [Ин. 18:1] и их восхождении на гору Елеонскую [Лк. 22: 39], где Господь молился до кровавого пота, а потом был схвачен мучителями.

    По завершении комментированного чтения чеховского произведения можно вновь поразмыслить о взгляде писателя на историческое бытие русского народа в его соотнесённости с описанными в рассказе событиями Священной Истории и их литургическим воспоминанием, переживанием в Страстную Пятницу.

    В самом деле: если видеть в истории России лишь внешнюю сторону, то она, действительно, предстаёт перед читателем в неутешительных картинах, открывающихся в воображении чеховского героя в начале рассказа: « лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта». Но есть и другая, духовная история отечества, которая совершается не во внешних событиях, а в духовном делании простых верующих людей. Вот почему ландшафтные детали древнего Иерусалима и образы лиц из евангельского повествования удивительным образом соотнесены Чеховым с символическими образами и Древней Руси, и современной ему России. Получается, что Священная История, запечатленная в Евангелии, и духовная история родной страны – звенья одной цепи . Сопричастность этой истории и ощутил в своём сердце чеховский герой. Не случайны поэтому в рассказе такие иконические пейзажные детали, как пустыня , гора , водный поток , свет вечерней зари, отражающий невечерний свет в душе героя. Эти образы помогают писателю передать духовный облик Руси как Нового Иерусалима, пребывающего в сердцах простых русских людей.

    Как будет складываться дальнейшая жизнь Ивана Великопольского? Каково его собственное место в тысячелетней истории России и многовековой истории всего человечества, о чём он только что размышлял? Станет ли этот чеховский герой священником или выберет иную стезю? А дальше? Не следует забывать о том, что зрелые годы студента духовной академии совпадут со временем страшных, небывалых гонений на Церковь, на христиан. Примет ли он, подобно апостолу Петру, крестные муки? Или его вера вновь поколеблется, а любовь оскудеет, и этот русский ученик Христа отречется от своего Учителя?

    В рассказе Чехова мы не находим ответа на эти вопросы. Но их неизбежно задаст себе юный читатель, пытающийся осмыслить и историю России, и историю человечества, и историческое бытие отдельной личности в том духовном русле, которое открывает нам великий русский писатель в своём гениальном произведении.

    Литературоведческому анализу рассказа А. П. Чехова «Студент» посвящено много исследований. Среди публикаций последнего времени назовём следующие: Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: О рассказе А. П. Чехова « Студент » //Вопросы литературы. – 1991. – №8. – С. 125–130; Дунаев М. М. Православие и русская литература. Часть IV . – М.: «Христианская литература», 1998. (разбор «Студента» – С. 598–599); Катаев В. Б. А. П. Чехов //Русская литература XIX – XX веков: В 2 тт. – Т. I . – 9-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008 (разбор «Студента» – С. 498–501); Злочевская А. В. Рассказ А. П. Чехова «Студент» //Русская словесность. – 2001. – №8. – С. 24–29.

    Об образе света в рассказе «Студент» см. в названной выше работе В. Б. Катаева. – С. 500–501.

    В православной традиции новый церковный день начинается вечером предыдущего календарного дня; поэтому утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати Евангелий обычно совершается накануне, в четверг вечером.

    См. об этом в указанной выше работе Р. Л. Джексона.

    И. А. Бунин. Собрание соч. в 9 тт. – М.: Изд-во «Худ. лит.», 1967. – Т. 9. – С. 170.

    С этой точкой зрения, высказанной, в частности, А. В. Злочевской (см. выше), не согласен В. Б. Катаев (указ. соч. – С. 500).

    См. указанную выше работу В. Б. Катаева.

    Главный герой данного произведения - 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

    К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

    Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

    Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее - это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

    Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

    Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, - буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается - освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

    Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова - человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

    «Студент» - это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя - студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

    • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
    • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение