Биографии Характеристики Анализ

Возможно, было так. Смерть замечательных людей: Владимир Маяковский

Роковой выстрел, который услышала, выходя из комнаты на Лубянке, последняя привязанность поэта - Вероника Полонская, прозвучал 14 апреля 1930 года…

Смерть Маяковского на тридцать седьмом году жизни вызвала множество вопросов у современников. Почему добровольно ушёл из жизни гений, любимый народом и советской властью «певец революции»?

В том, что произошло именно самоубийство, сомнений нет. Результаты экспертизы, проведённой криминалистами спустя 60 лет после гибели поэта, подтвердили, что Маяковский застрелился сам. установила подлинность написанного двумя днями ранее. Сам факт, что записка была составлена заранее, говорит в пользу обдуманности этого поступка.

Когда тремя годами ранее ушёл из жизни Есенин, Маяковский пишет: «В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней». Этими строками он ставит горькую оценку бегству от реальности с помощью самоубийства. О своей же смерти он пишет: «…это не способ...но у меня выходов нет».

Мы никогда не узнаем точного ответа на вопрос, что так сильно надломило поэта. Но добровольную смерть Маяковского можно отчасти объяснить событиями, предшествующими его кончине. Отчасти выбор поэта раскрывает его творчество. Знаменитые строки из поэмы «Человек», написанной в 1917 году: «А сердце рвётся к выстрелу, а горло бредит бритвою…», - говорят сами за себя.

Вообще, поэзия Маяковского - зеркало его нервной противоречивой натуры. Его стихи полны либо почти подростковым восторгом и энтузиазмом, либо желчью и горечью разочарования. Таким Владимира Маяковского описывали и современники. Та же главный свидетель самоубийства поэта, в своих воспоминаниях пишет: «Вообще у него всегда были крайности. Я не помню Маяковского... спокойным…».

Причин подвести последнюю черту у поэта было множество. Замужняя Лиля Брик, главная любовь и муза Маяковского, всю жизнь приближалась и отдалялась от него, но никогда не принадлежала ему всецело. Задолго до трагедии поэт уже дважды заигрывал со своей судьбой, и причиной тому была всеобъемлющая страсть к этой женщине. Но тогда Маяковский, смерть которого до сих пор волнует умы, остался жив - оружие дало осечку.

Начавшиеся серьёзные проблемы со здоровьем из-за переутомления и тяжелого гриппа, оглушительный провал пьесы «Баня» в марте 1930 года, расставание с которую поэт просил стать своей женой… Все эти жизненные коллизии, действительно, удар за ударом будто готовили смерть Маяковского. Стоя на коленях перед Вероникой Полонской, уговаривая её остаться с ним, поэт цеплялся за отношения с ней, как за спасительную соломинку. Но актриса была не готова к такому решительному шагу, как развод со своим мужем… Когда за ней закрылась дверь, револьвер с единственной пулей в обойме поставил точку в жизни одного из величайших поэтов.

При жизни Маяковский имел много романов, хотя в официальном браке никогда не состоял. Среди его возлюбленных было немало русских эмигранток – Татьяна Яковлева, Элли Джонс. Самым серьезным увлечением в жизни Маяковского был романом с Лилей Брик. Несмотря на то, что она была замужем, отношения между ними сохранялись долгие годы. Более того, долгий отрезок своей жизни поэт жил в одном доме с семьей Брик. Этот любовный треугольник существовал несколько лет, пока Маяковский не встретил молодую актрису Веронику Полонскую, которой на тот момент исполнился 21 год. Ни разница в возрасте в 15 лет, ни наличие официального супруга не могли помешать этой связи.Известно, что поэт планировал с ней совместную жизнь и всячески настаивал на разводе. Эта история стала причиной официальной версии самоубийства. В день смерти Маяковский получил отказ от Вероники, что спровоцировало, как утверждают многие историки, серьезное нервное потрясение, которое привело к таким трагическим событиям. Во всяком случае, семья Маяковского, включая мать и сестер, считали, что вина за его смерть лежит именно на Полонской.

Маяковский оставил предсмертную записку следующего содержания:
«ВСЕМ

В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. –
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся.
Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.

Маяковский Владимир Владимирович - советский поэт, добившийся успеха и признания. Родился он в 1893 году на Кавказе. Его работы можно определить по эмоциональному характеру стихов и по хорошо узнаваемой «лесенке» изложения текста, которая впоследствии стала его «визитной карточкой».

По жизни он был энергичен, не держал язык за зубами, за что сидел в тюрьме, он был скандальной личностью. Владимир Маяковский внес огромный вклад в копилку русской культуры. Но кто бы мог подумать, что Маяковскому В.В. отведен столь короткий строк. Он умер, когда ему было 36 лет. Но почему и как умер Маяковский?

Из личной жизни поэта

Загадочная смерть Маяковского волновала экспертов очень долгое время.

Личная жизнь его не радовала. Над его желанием иметь нормальную семью смеялись все, а особенно Лиля Брик, любимая женщина всей его жизни. Она говорила, что если родит ему ребенка, то он уже никогда не родит ни одного талантливого стиха. И он все чаще стал говорить о самоубийстве, как о единственном спасении.

Любовь и смерть

Пытаясь освободиться от чар Лили, он пытался начать свою жизнь с чистого листа.

Последняя его пассия была Вероника Полонская, красивая актриса МХАТа. 14 апреля 1930 г. у них должно было быть свидание. Он закрыл двери на ключ и долго говорил он о том, чтобы та развелась с мужем и переехала к нему немедленно. Но Вероника (Нора) не могла решиться уйти от Михаила Яншина, понимая, что в любой момент их роман может закончиться. Он вышел за дверь, она услышала звук выстрела, прибежала к любовнику и увидела кровь на его теле.

Выстрел был произведен в упор в сердце. Также была найдена предсмертная записка от 12 апреля.

Версии гибели Маяковского

В чем причина смерти Маяковского? Любимая женщина или то, что он боялся старости, или его конфликты с поэтами, которых он перестал понимать, как и они его. Он был революционером, но революция уже закончилась. Версий гибели поэта существует несколько, у каждой есть свои сторонники и противники.

Убийство. Возможно, кто-то хотел его смерти? Противники этой версии говорят, что Владимир Владимирович готовился к тому, чтобы уйти из жизни. Ведь он оставил предсмертную записку. Но тот факт, что записка была написана простым карандашом, настораживает. Так как, во-первых, почерк карандашом можно подделать легче, так уверяют графологи. К тому же, как утверждал В.И.Скорятин, Маяковский трепетно относился к своей авторучке и, скорее всего, стал бы писать последнее письмо именно ею. А С. Эйзенштейн отмечает, что вообще ничего подобного Маяковский не писал, и записка – дело рук его убийц. В защиту версии об убийстве говорит и тот факт, что у Маяковского был сломан нос, хотя он упал на спину. По словам Норы, когда его нашли, Владимир Владимирович лежал на спине с открытыми глазами и пытался ей что-то сказать, но не успел. Еще один довод в пользу того, что Маяковский не стал бы себя убивать: когда он услышал весть о самоубийстве Сергея Есенина, он его строго осудил, назвав подобный поступок трусостью. Как правило, в убийстве поэта обвиняют советские спецслужбы.

Несчастный случай. Самая непопулярная версия говорит о том, что умер поэт в результате печального стечения обстоятельств. Дело в том, что Маяковский несколько раз устраивал себе экстрим с одной пулей в семизарядном пистолете. И неужели в этот раз удача ему отказала в игре «русская рулетка»?

Самоубийство. Сегодня это официальная версия. Ее придерживаются большинство исследователей. Да и согласно воспоминаниям Лилии Брик, Маяковский не раз пытался свести счеты с жизнью. Также отмечается, что у поэта были резкие перемены настроения. Его захлестывали эмоции радости, когда у него был успех, а неудачи вводили в глубокую депрессию.

Истинная причина гибели поэта до сих пор остается предметом горячих споров.

Итак, мы обещали тизер. Вот он.

Уже не раз мы публиковали материалы, которые объединили рубрикой "Смерть замечательных людей". И вот сейчас мы - на финишном рывке по подготовки книги, куда мы собрали все эти - и много других клинических случаев. К сожалению, подготовка затянулась на несколько недель из-за выхода из строя компьютера одного из авторов блога. Но все преодолимо. И вот вам одна из глав будущей книги.

Маяковский и Лиля Брик

«Cherchez la femme». Этим коротким крылатым выражением, пришедшим из Франции, можно озаглавить почти всю яркую, насыщенную и необычайно трагичную жизнь «певца пролетариатов» Владимира Владимировича Маяковского, чей язык жёг огнём, а слово разило сердца как простого рабочего люда, так и самой искушённой интеллигентной публики. Он не умел делать что-то наполовину: если писал, так отдавался этому полностью, если говорил, то всё, что в мыслях и от чистого сердца, если любил, то страстно, безоглядно и на всю жизнь. Но вот дамы сердца ему попадались, мягко говоря… неблагодарные. И последняя из них, кстати, тринадцатая по счёту, всё-таки стала роковой, сыграв не последнюю роль в «трагедии», по сюжету которой Маяковский лицом к лицу встретился с «Маузером». Казалось бы, история стара как мир: женщина, несчастная любовь, наложившаяся на натуру тонкой душевной организации ещё и с признаками депрессии – суицид чистой воды. Но словами популярного телеведущего 80-х годов Владимира Молчанова из программы «До и после полуночи» спросим «Так самоубийство это или…?»

На самом деле и вправду самоубийство. Причём, его факт стал по-настоящему научно доказанным: к расследованию привлеклись специалисты всех отраслей, включая самых опытных врачей и судмедэкспертов, а также наиболее современные и точные методы исследований. Впервые вынес предположение об убийстве журналист Валентин Скорятин, который начал сомневаться о том, действительно ли имели место личные причины, так ли уж хотел Маяковский ехать в Париж к своей возлюбленной Татьяне Яковлевой, почему на посмертном фото его рот открыт будто в крике. Он собрал множество доводов к своей постепенно окрепшей независимой теории, но… Однако, мы вам расскажем обо всем по порядку.

Anamnesis vitae

«Грузин» - так частенько называл себя сам поэт. Не случайно, ибо родился он 7 июля 1893 года в грузинском селе Багдати Кутаисской губернии. Если считать двоих рано умерших братьев юноши – Константина и Александра, то в семье Маяковских было пятеро детей. Сказать, что матери приходилось сложно – не сказать ничего. Отучившись три класса в Гимназии Кутаиси, Владимир перенёс горе – погиб его отец, причём, погиб достаточно странной и обидной смертью: проколол палец иголкой, когда сшивал рабочие бумаги по своему лесничеству (он работал лесничим третьего разряда), после чего развился сепсис (генерализованное бактериальное заражение крови).


Небогатой до этого семье пришлось совсем туго, им пришлось переехать в Москву, где Володя поступил четвертый класс 5-й классической гимназии на Поварской улице. Но денег на учёбу не хватало, и через два года его исключили.

Нужно сказать, что мальчик, ещё будучи в Грузии, участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры и вообще отличался радикальными взглядами и смелым. твёрдым характером. Уже в Москве он рано, в 15 лет, написал своё первое стихотворение, которое сам же обозвал «невероятно революционным и в такой же степени безобразным». Естественно, без компании он не остался, поэтому почти сразу после отчисления из школы вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, где занимался достаточно активной пропагандой, трижды арестовывался, сидел в нескольких тюрьмах, куда его переводили из-за того, что он любил «поскандалить». В итоге после 11 месяцев последней по счёту одиночной камеры Бутырской тюрьмы он освободился, так не попав ни под один приговор. После тюрьмы осталась лишь исписанная под корку тетрадь, которую по освобождению изъяли, чему сам поэт оказался рад, ведь стихи, по его мнению, получались исключительно плаксивыми. Несмотря на это, своё творчество он исчислял именно с этой тетрадки.

Потом в 1911 году богемная подруга поэта Евгения Ланг вдохновила Владимира, который к тому времени уже был под два метра ростом с «косой саженью» в плечах, на живопись. Поэтому после нескольких месяцев подготовки в Строгановском училище он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – к слову, единственное место, куда не требовали свидетельство о благонадёжности (иначе б его с прошлым в не столь отдалённых местах не взяли). В итоге он стал кубофутуристом, а потом и опубликовал первое настоящее стихотворение «Ночь» в сборнике с весьма говорящим названием «Пощёчина общественному вкусу». И в том же 1912 году Владимир впервые выступил в артистическом подвале «Бродячая собака».

Маяковский, подтверждая аксиому о талантливых людях, был талантлив во всём, поэтому кроме искусства и сочинительства занялся драматургией, поставив в 1916 году трагедию имени себя, где сам же и сыграл главную роль (кто бы сомневался). Далее комом начали набираться произведения, сборники, режиссёрские и киноработы, а вместе с ними – слава и всенародная любовь. Его приглашали с выступлениями в самые разные города СССР, он ездил в турне по Европе и Америке, привозя из каждого места всё новые и необычные, пронзительные, бескомпромиссные и полностью «нагие» стихи.

Поэт, будучи пылким и резким по натуре, любил влюбляться в красивых женщин, за что и поплатился, можно сказать, жизнью. Наиболее ярким его романом стала связь с замужней Лилей Брик, с которой он познакомился в квартире Бриков, куда его привела сестра девушки, Эльза Триоле, бывшая на тот момент «поверхностной» дамой сердца. С этого момента все работы кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин» Маяковский посвящал исключительно Лиле, а с лета 1918 года и вовсе стал жить с семьёй Бриков, следую необычайно популярной на тот момент любовной концепции «Теория стакана воды». Согласно ей, понятие брака размывалось как таковое, а секс приравнивался к таким важным бытовым нуждам, как купание или тот же стакан воды во время жажды.

Однако, Лилей его жизнь не ограничивалась, и в «победном списке» числятся другие симпатичные особы (в основном, замужние) из интеллигентных кругов. От некоторых из них даже остались внебрачные дети, потому что в зарегистрированных отношениях поэт никогда не состоял. Но ни одна женщина не смогла перекрыть в его мыслях образ Лили, даже несмотря на то, что однажды после их совместного (вместе с мужем Лили, Осипом Бриком) визита в Германию в 1923 году Маяковский писал о «непоправимом переломе» и «свободе от любви и от плакатов».

Они втроём так и жили до последних дней Владимира в его квартире в Гендриковом переулке (который теперь называется переулком Маяковского) и стали прототипом семьи для сюжета фильма «Любовь втроём», сценарий к которому написал «находящийся в курсе всех дел» Виктор Шкловский, их семейный друг. Все отношение Лили к Маяковскому можно выразить несколькими её репликами в уже преклонном возрасте, согласно воспоминаниям поэта Андрей Вознесенского: ««Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал», «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

Помимо Лили ярким романом можно назвать отношения поэта с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, с которой Маяковский познакомился в Париже. Кстати, это знакомство также «подстроила» Триоле, которая, только узнав о том, что Владимир приехал из Ниццы и остановился в том же отеле, что и она, попросила своего «внезапно появившегося» старого приятеля сопроводить её к врачу, к которому в тот момент пришла Татьяна. Зачем она это сделала, спросите вы? По вполне понятным корыстным мотивам. Во-первых, Маяковский мог в любой момент уехать в США к своей новой возлюбленной, чем бы сильно подорвал репутацию сестры, «первой музы поэта» Лили Брик. А, во-вторых, она пользовалась его деньгами и не хотела, чтобы он уехал из Парижа слишком быстро, предположив, что новый роман может его задержать в городе.

Но Владимир по уши влюбился и окутал Яковлеву полнейшей заботой и необыкновенной нежностью. Что, однако, не помешало Татьяне не дать согласие на возвращение с ним в Москву. История о том, что он оплатил своими парижскими гонорарами многолетнюю доставку цветов к дверям её квартиры в Париже, которые продолжали доставлять даже после его смерти, облетела множество ушей и показалась многим на глаза с экранов.

Самой трагичной стала последняя любовь Маяковского – Вероника Полонская, молодая актриса МХАТа, которой на момент знакомства с поэтом был всего лишь 21 год. Она уже была замужем за Михаилом Яншиным и дорожила мужем даже не смотря на то, что регулярно ходила к любовникам. Но Владимиру участь «очередного» не устраивала, и через некоторое время он начал буквально требовать, чтобы она приняла единственное решение, а не металась из стороны в сторону…

Anamnesis morbi (mortis)

Она сидела на диване, а он стоял на коленях перед ней и рыдал, говоря, что не может без неё жить. Она не любила его и часто отвечала в ответ на эти слова «Ну и не живите». Стало ли это в то роковое утро 14 апреля 1930 года побуждением к действиям? Может быть…

Вероника Полонская

Она опаздывала на репетицию к Немировичу-Данченко, который ужасно ругал за опоздания. Он спросил, есть ли у неё деньги на такси и, услышав отрицательный ответ, дал ей 20 рублей. После этого она выбежала в парадную маленькой коммуналки в Полуэктовом переулке и услышала выстрел.

Да, это было самоубийство. И нет, не могло быть убийства потому, что, во-первых, по мнению судмедэксперта Александра Маслова и врача Михаила Давыдова, которые подробно изучили исторические документы, планы здания и показания очевидцев, коммуналка находилась в прямом доступе к кухне, откуда даже было видно край той самой злополучной комнаты, а там в тот момент за столом беседовали соседи. И даже если бы Лиля спустилась на 1 этаж, а в это время в квартиру постучался убийца и выстрелом «прикончил» возмущённо открывшего рот поэта (именно на факт приоткрытого рта давили сторонники теории насильственной смерти), то она бы просто физически не услышала слабый хлопок маузера, а убийца бы точно не остался незамеченным. Во-вторых, если бы услышала, то не успела бы подняться до того, как растаяло «застывшее в воздухе облако от выстрела» (по воспоминаниям Полонской). А факт приоткрытого рта можно объяснить тем, что сразу после смерти мышцы перед трупным окоченением немного расслабляются, приходя словно в состояние покоя. Из-за этого челюсть и слегка отвисла.

Маяковский после смерти

В-третьих, существовало мнение, что посмертная записка, которую Маяковский оставил на столе в той же комнате, якобы принадлежит не ему, потому что написана карандашом (тогда как поэт пользовался ручкой «Паркер») и с большим количеством странных мелочей, приписок и орфографических ошибок. Также датирована она была 12 апреля. То есть Владимир написал её за два дня до убийства, что тоже настораживало. Насчёт этого состоялась экспертиза, которая подтвердила, что «рукописный текст предсмертного письма от имени Маяковского В.В., начинающийся словами «Всем. В том что умираю не вините никого…», и оканчивающийся словами «…Остальное получите с Гр.В.М.», датированный 12.04.30 г., - выполнен самим Маяковским Владимиром Владимировичем под влиянием каких-то факторов, «сбивающих» его привычный процесс письма, в числе которых наиболее вероятным является необычное психофизиологическое состояние, связанное с волнением».

В-четвёртых, через 60 лет проводилось тщательное исследование рубашки, которая в момент убийства была на поэте. Оно выполнялось в НИИ судебной медицины целой комиссией из профессоров Александра Маслова (судебно-медицинского эксперта высшей категории), Эмиля Сафронского (специалиста по судебно-баллистической экспертизе) и Ирины Кудешевой (эксперта по исследованию следов выстрела). Им даже не сообщили, чья рубашка окажется в их руках, дабы всё было максимально объективно (слепое исследование).

Диффузно-контактный метод определения металлов в облаке газа при выстреле, которое осело на рубашку, дал чёткое представление о его направлении и приложении (выстрел в боковой упор). Также согласно выдержке из заключения о форме и малых размеров пятнах крови ниже повреждения, а также особенности их расположения по дуге «свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Поэтому в итоге экспертиза показала, что обнаружение следов выстрела в боковой упор, отсутствие следов борьбы и самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой. А самоубийство Владимира Маяковского стало научно подтверждённым фактом.

Посмертная маска Маяковского

К сожалению, данные об аутопсии (вскрытии) не найдены до сих пор, поэтому остаётся «довольствоваться» лишь воспоминаниями очевидцев. Скорая помощь, которая прибыла через 5 минут после вызова (оцените скорость в 30-е годы!) лишь констатировала «моментальную смерть» от огнестрельного ранения сердца, то есть, по медицинским представлениям, клиническую смерть в течение 5 минут после ранения. Благодаря записям в дневнике одного литературного деятеля Михаила Презента, удалось установить ход раневого канала: пуля вошла в левую половину грудной клетки по срединно-ключичной линии (след находился на 3 см выше соска), поразила сердце и левое лёгкое, а затем ушла вниз, кзади и вправо и, поранив правую почку, застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области. Таким образом, раневой канал имел нисходящее направление. По мнению Давыдова, поэт получил сквозное огнестрельное ранение сердца, левого легкого, диафрагмы, верхнего полюса правой почки и мягких тканей правого забрюшинного пространства, а умер от сквозного огнестрельного ранения сердца с острой тампонадой сердца и его остановкой. Даже в условиях современной медицины подобные ранения несовместимы с жизнью, а люди умирают до приезда скорой в течение буквально нескольких минут. Как это и случилось с Маяковским.

Данных об аутопсии нет, но зато есть полная и подробная экспертиза головного мозга, который извлекли сотрудники Института мозга в тот же день после смерти Владимира Владимировича (тогда было модно изучать мозги великих современников). Удивительно, но мозг Маяковского весил значительно больше, чем мозг обычного человека (1700 грамм против 1330). По строению коры определили, что он был высокоорганизован с наиболее развитыми прецентральной извилиной (амбивалентность, способность одинаково хорошо работать двумя руками), лобной и нижнетеменной долями (особенности мышления и поэтический дар), речевой областью (красноречие) и особое сочетание нижнетеменной лобной и затылочной долей (художественные задатки). Кроме того, площадь коры левого полушария составила 88 тыс. мм2, а правого – 87,5 тыс. мм2 против «обычных» 82,7 тыс. мм2. Таким образом, для необычайного дарования поэта даже имелись анатомо-физиологические предпосылки (впрочем, мы хорошо знаем, что размер мозга не играет решающего значения).

Такой человек – одарённый, богатый, статный, красивый, с зычным голосом, заботливой натурой, невероятно богатым внутренним миром – и загублен женским легкомыслием. А ведь он всего лишь хотел любить и быть любимым…

14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде в рабочей комнате Владимира Маяковского прозвучал выстрел. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор. О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников,
профессор кафедры судебной медицины ММА им.Сеченова Александр Васильевич Маслов.

Версии и факты

14 апреля 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни В.В.Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничего не предвещало катастрофы».

Днем тело перевезли в квартиру поэта в Гендриковом переулке. Скульптором К.Луцким была снята посмертная маска, причем плохо - он ободрал покойному лицо. Сотрудники Института мозга извлекли мозг Маяковского, весивший 1700 г. В первый же день в презектуре клиники медицинского факультета МГУ патологоанатом профессор Талалай произвел вскрытие тела, а в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие: из-за поползших слухов о якобы имевшемся у поэта венерическом заболевании, которые не подтвердились. Потом тело было кремировано.

Как и с Есениным, самоубийство Маяковского вызвало различную реакцию и множество версий. Одной из «мишеней» стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее стать женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако показания актрисы, соседей по квартире и данные следствия свидетельствуют, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла.

Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», пустил себе пулю в голову, не выдерживает критики. Мозг поэта сохранен по сей день и, как справедливо сообщили в те дни сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру мозг не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».

Несколько лет назад в передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы ДВУХ выстрелов.

Эту сомнительную гипотезу развеял другой журналист - В.Скорятин, проведший скрупулезное расследование. Выстрел был один, но он также считает, что в Маяковского стреляли. Конкретно - начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил: спрятавшись в подсобной комнате и дождавшись ухода Полонской, Агранов проникает в кабинет, убивает поэта, оставляет предсмертное письмо и вновь черным ходом выходит на улицу. А затем уже поднимается на место происшествия как чекист. Версия занятная и почти укладывается в законы того времени. Впрочем, не ведая того, журналист неожиданно помог экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка поэта

Действительно, в середине 50-х Л.Ю.Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В.В. Маяковского - реликвия хранилась в коробке и была завернута в пропитанную специальным составом бумагу. На левой стороне переда рубашки - сквозное повреждение, вокруг него видна засохшая кровь. Удивительно, но это «вещественное доказательство» ни в 1930 году, ни позже не подвергалось экспертизе. А сколько было споров вокруг фотографий!
Получив разрешение на исследование, я, не посвящая в суть дела, показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э.Г.Сафронскому, который сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор».

Узнав, что выстрел произведен более 60 лет назад, Сафронский заметил, что тогда в СССР подобные экспертизы не проводились. Была достигнута договоренность: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, не будут знать о ее принадлежности поэту - для чистоты эксперимента.

Итак, исследованию подлежит рубашка бежево-розового цвета из хлопчатобумажной ткани. Спереди на планке 4 перламутровые пуговицы. Спинка рубашки от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей. Но для утверждения, что именно эта рубашка, купленная поэтом в Париже, находилась на нем в момент выстрела, недостаточно. На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятна крови, огнестрельного повреждения. Когда музейную рубашку сфотографировали в том же ракурсе, увеличении и провели фотосовмещение, все детали совпали.

Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа - найти на рубашке следы выстрела более чем 60-летней давности и установить его дистанцию. А их в судебной медицине и криминалистике три: выстрел в упор, с близкого и дальнего расстояния. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом), а также следы пороха, копоти и опаления как в самом повреждении, так и на прилегающих участках ткани.

Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, для чего и использовался диффузно-контактный метод, не разрушающий рубашку. Известно: при выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если стреляли с дальней дистанции, облачко не достигло объекта, если с близкой - газо-пороховая взвесь должна была осесть на рубашке. Предстояло исследовать комплекс металлов, входящих в состав оболочки пули предполагаемого патрона.

Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения, а меди практически не обнаружено. Зато благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в боковой упор топографией. Причем секторальное отложение сурьмы говорило, что дульный срез был прижат к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части - признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу.

Из «Заключения» экспертов:

«1. Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.

2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.

3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.

4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови - не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов (а он действительно знал свое дело) был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти

Пришлось поработать и специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания:

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская...
Любовная лодка\разбилась о быт.\Я с жизнью в расчете\И не к чему перечень\Взаимных\бед\И обид. Счастливо оставаться.\ Владимир\Маяковский. 12.IV.30 г.»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».

Не вызвала сомнений и датировка - именно 12 апреля, за два дня до смерти - «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.

«Ваше слово, товарищ маузер»

Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета - браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.А.Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.
Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт?

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.».

Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

Все-таки - маузер. Кто же подменил оружие? В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».

Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову (кстати, позже его расстреляли, но за что?). Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «...пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»