Биографии Характеристики Анализ

Все прогрессы реакционны, если рушится человек сочинение по русской литературе, сочинения из литература. Сочинение на тему «Все прогрессы реакционны, если рушится человек

Александр ШУРАЛЁВ,
село Кушнаренково,
Башкортостан

“Все прогрессы реакционны, если рушится человек”

“Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком” - писал в своё время прекрасный знаток русского языка К.Г. Паустовский.

Для того чтобы окончательно обезличить жителей Единого Государства, превратить их в абсолютно управляемых, безропотных марионеток, было решено сделать так называемую великую операцию - удалить у них фантазию . Об этом повествовал в знаменитом романе-антиутопии «Мы» Е.Замятин.

Такие профетические предостережения, обращённые к людям со страниц книг, нам, литераторам, хорошо знакомы. Но, увы, они звучат сегодня как “глас вопиющего в пустыне”.

Попытка отмены сочинения как школьного выпускного экзамена, обессмысливающая всю систему работы по развитию творческого мышления и речи учащихся; введение тестирования вместо заданий творческого характера; минимализированные и отчасти примитивизированные в плане творческого осмысления и прочувствования литературы и понимания художественности произведения искусства требования к уровню подготовки выпускников; сокращение часов литературы в учебных планах, ставящее под сомнение приоритет нравственности, - всё это, по сути, та же, уже описанная Е.Замятиным “операция”, только не выдуманная, а реальная, и последствия её очевидны и катастрофичны. И всё это происходит на фоне красивых лозунгов об одухотворённости личности и строительстве внутреннего мира молодого поколения, провозглашённых магистралью современного образования.

Благими намерениями, как известно, была вымощена дорога в ад. И мотивация выбрана такая подкупающе соблазнительная. Чтобы бедным ученикам не мучиться над сочинением (удел избранных!), не забивать голову многотомной “классикой”, не гуманнее ли взять и просто-напросто “убить в них Моцарта”?! Как выясняется, пушкинские сальери, “поверяющие алгеброй гармонию”, живут и здравствуют и ныне. Только “яд” у них предназначен уже не одному “праздному гуляке”, а всем “горемыкам-школярам” и к тому же всесторонне “протестирован”, “просертифицирован” и “апробирован”, то есть служит прогрессу. Но “все прогрессы реакционны, если рушится человек” (А.А. Вознесенский).

Да, в школьном преподавании литературы очень много проблем, связанных и с кадровым, и с методическим, и с библиографическим обеспечением, а главное, с практическим отсутствием единой методологической доктрины. Но всё это можно преодолеть совместными усилиями всех заинтересованных в будущем наших детей энтузиастов своего дела. Просто нам (преподавателям-практикам, родителям, самим ученикам, учёным, чиновникам всех уровней) надо чаще встречаться и создавать концепцию литературного образования вместе (!!!).

Нет необходимости говорить о том духовном кризисе, который переживает нынешняя, зачастую вне зависимости от собственного желания или нежелания “отягощённая злом” молодёжь. На первый взгляд может показаться, что литература не может претендовать на роль некоей панацеи от всех бед. Но ведь литература - это и язык, и философия, и религия, и психология, и этика, и эстетика, и наука, и искусство, и культура, - это духовный опыт выдающихся мыслителей всей истории человечества, запечатлённый в образах. Почему бы не подумать над тем, как направить учебные планы и программы на максимальное использование этого богатейшего потенциала в образовании современного человека?

В известной философской сказке Г.Х. Андерсена император всё-таки осознал свою ошибку и понял, что никакой механический аппарат, как бы совершенно он ни был сконструирован, не сможет заменить живого соловья . Хотелось бы, чтобы работники Министерства образования и мужи, “вперяющие ум в науку”, вместо экспериментов, ведущих в конечном итоге к “роботизации” мышления школьников (вспомним опять А.А. Вознесенского: “Толпами автоматы топают к автоматам... Роботы, роботы, роботы речь мою прерывают”), создали необходимые условия для развития школьного предмета «Литература» в синкретическую систему, выстраивающую в сознании и духовном опыте учащихся широчайший и глубочайший культурный контекст , опираясь на который наши воспитанники постигнут “и образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство” и вырастут свободными строителями не виртуального Интеграла, а Жизни, освобождённой от зла. А мы, школьные преподаватели литературы, поверьте, способны и готовы, подобно андерсеновской Герде, проделать самый-самый трудный путь к сердцам наших учеников и посеять в них “доброе, разумное, вечное”. Только не надо делать нас заложниками “никому не понятного эксперимента”, подобно героям романа братьев Стругацких «Град обречённый»; не надо отсекать наши таланты на прокрустовом ложе сокращённых учебных планов; не надо относиться к нам, как к “юродивым”, просящим “копеечку”, а надо вдохновить нас искренним и по самому высшему счёту ответственным и обязывающим доверием .

Ведь истинный урок литературы - это, выражаясь словами из песни «Костёр» А.Макаревича, именно тот час, в который станет “всем теплей”.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

А.Вознесенский

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства,

открываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые

открытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот

процесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось

невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И

возникает вопрос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.

Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых

знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди

видевшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию,

обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно,

правители же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего

существования.

Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден,

насколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus,

что значит- движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться

вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде

всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это

вечная конкуренция людей между собой и природой. Большое количество людей

на ограниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с

ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки

всегда был неотрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже

Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с

Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.

Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных

открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века,

открытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и

практический интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже

проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё

больше озабоченности относительно будущего человечества в свете всё

большего совершенствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков

пытались предсказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы,

что неприятно, иногда сбывались.

Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное

в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастный

Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех,

которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу

заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место

только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий

динамит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие,

которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой

войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после

изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как

показывает история, он далеко не мог предполагать как велико желание людей

Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века.

Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди любых

других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все

сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для

прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга людям

с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот

даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на планете

трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы

недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в

сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из

основный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых

регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (причём

проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что

события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и

не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их

нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить,

что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались

нерешенными.

Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления человечества к

самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный

уровень развития компьютерной и робо-техники, можно представить, что рано

или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт

ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью исключён из

товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые

товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с первого

взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если

призадуматься, то в подобной ситуации у большинства людей полностью

исчезнут какие-то не было мотивы к созидательной или иной другой

деятельности. Конечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет

творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда

отражало проблемы человечества, а если нет проблем, то и творчество

становится бессмысленным.

Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к

катастрофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или

медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

А.Вознесенский

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, от​крываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые от​крытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот про​цесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает во​прос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.

Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди ви​девшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, прави​тели же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существова​ния.

Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, на​сколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит― движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная кон​куренция людей между собой и природой. Большое количество людей на огра​ниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был не​отрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.

Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, от​крытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практиче​ский интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабо​ченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершен​ствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались пред​сказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что непри​ятно, иногда сбывались.

Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастныйГрядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий дина​мит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он да​леко не мог предполагать как велико желание людей к войне.

Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди лю​бых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга лю​дям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на пла​нете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из ос​новный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (при​чём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались не​решенными.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

А.Вознесенский

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, открываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые открытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот процесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает вопрос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.

Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди видевшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, правители же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существования.

Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, насколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит- движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная конкуренция людей между собой и природой. Большое количество людей на ограниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был неотрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже
Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с
Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.

Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, открытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практический интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабоченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершенствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались предсказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что неприятно, иногда сбывались.

Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастный

Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий динамит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он далеко не мог предполагать как велико желание людей к войне.
Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века.
Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди любых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга людям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на планете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из основный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (причём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались нерешенными.
Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления человечества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно представить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью исключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с первого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призадуматься, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут какие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Конечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы человечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.
Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катастрофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский в своих словах.

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек »

А.Вознесенский

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, от­крываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые от­крытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот про­цесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает во­прос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.

Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди ви­девшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, прави­тели же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существова­ния.

Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, на­сколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит― движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная кон­куренция людей между собой и природой. Большое количество людей на огра­ниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был не­отрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.

Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, от­крытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практиче­ский интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабо­ченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершен­ствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались пред­сказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что непри­ятно, иногда сбывались.

Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий дина­мит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он да­леко не мог предполагать как велико желание людей к войне.

Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди лю­бых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга лю­дям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на пла­нете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из ос­новный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (при­чём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались не­решенными.

Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления челове­чества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно предста­вить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью ис­ключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с пер­вого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призаду­маться, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут ка­кие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Ко­нечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы чело­вечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.

Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катаст­рофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский