Биографии Характеристики Анализ

Высшее образование в грузии на русском языке. Жизнь в Грузии

БАКУ, 7 окт — Sputnik, Ирада Джалил. Проблема нехватки кадров в школах с преподаванием на азербайджанском языке в Грузии крайне обострится в течение ближайших нескольких лет, бить тревогу и действовать надо уже сейчас.

"Существуют принятые во всем мире международные законы, согласно которым граждане могут поступать в зарубежные вузы без экзаменов, посредством собеседования. Но азербайджанцы, которые приезжают учиться из Грузии, не расцениваются как иностранцы и сдают вступительные экзамены", — указал он.

При этом он отметил, что наши соотечественники из Грузии, поступая в азербайджанские вузы, могут как иностранцы учиться только на платном отделении. В итоге грузинских азербайджанцев в вузах Азербайджана почти нет, посетовал он.

По мнению Асадова, наиболее оптимальный путь решения кадровой проблемы - это открытие в Грузии Азербайджанского педагогического университета, и произойти это может только при поддержке азербайджанского государства. Другой вариант - создание в одном из вузов Грузии отделения или департамента, но такой вариант будет неэффективен, продолжил он.

Можно еще способствовать тому, чтобы студенты, отучившись в Газахе или Баку, возвращались в Грузию, но и это скорее всего должного результата не даст: "Такие студенты, прожив несколько лет вдали от Грузии, забудут грузинский язык. А студенты азербайджанского педагогического вуза в Грузии смогли бы обучаться преподаванию предметов на азербайджанском и в то же время совершенствовать свой грузинский".

При этом Асадов указал на целесообразность отправки азербайджанских педагогов в Грузию, нежели тамошних студентов в Азербайджан.

Независимая страна на протяжении последних двадцати лет, с момента падения Советского Союза, Грузия предлагает богатую историю и культуру в регионе Кавказа. Граничит на берегу Черного моря, России, Турции, Армении и Азербайджана, в стране проживает около 4,5 млн. человек. Хотя он пережил период беспорядков и экономических проблем немедленно после распада СССР на протяжении большей части 1990-х годов, после революции роз в 2003 году, она в значительной степени достигнута стабильность и теперь регулирует себя как полу-президентской республикой. Он является членом Совета Европы и, как говорят, стремящихся вступить в НАТО и Европейский Союз. Интересно, что языком Грузии не имеет отношения к большинству других языков во всем регионе, так как он является членом семьи картвельских языков.

Грузия привлекла к себе внимание многих людей по всему миру в течение короткого военных действий против России в 2008 российско-грузинской войны в Южной Осетии и Абхазии. Грузия по-прежнему продолжает рассматривать регионы как часть их суверенной территории с Россией, их занимающие, с военного правления.

Грузия известна во всем мире своей богатой винодельческой истории. Это один из старейших винодельческих стран в мире, с некоторыми археологами полагая, что плодородные долины регионе Южного Кавказа являются местом первого выращивания винограда и производства вина более 8000 лет назад. В то время как виноград, не так широко известны в западном полушарии, они высоко ценятся и востребованы по всей Центральной и Восточной Европе.

Грузия также привлекает множество туристов своим разнообразием минеральных источников и курортов четырех объектов всемирного наследия. Многие люди во всем мире приходят, чтобы оценить красоту и богатую культуру страны может предложить.

Практическая информация о Грузии

Одна из самых больших потрясений культуры, что многие поступающие из западных стран могут возникнуть является распространенность религии в единое общество. Большинство нации описывает себя как православные, принадлежащие грузинской православной церкви, хотя число регулярных участников литургии существенно ниже. Конституция допускает свободу вероисповедания, а также несколько религиозных меньшинств, таких, как католики и евреи, живших по соседству с грузинской православной на протяжении веков с несколькими проблемами. Грузия также известен своими местными любовь к музыке и использования продовольствия для облегчения общественных мероприятий. Грузины, как правило, очень гостеприимные люди и часто приветствуют людей с едой и питьем.

Климат в Грузии разделена на две основные зоны. Западная Грузия значительно влажнее, с годовым осадков от 1000 до 4000 мм.В то время как равнинные области, как правило, должны быть слегка теплыми в течение всего года, тем более горных районах испытывают более прохладную погоду, в том числе снежной зимой. Восточная Грузия стремится, чтобы испытать больше теплым летом и холоднее зимой.

Студенты, приезжающие в Грузию, как правило, ответственность за свои собственные медицинского страхования, со многими выбор для въезда в страну со своей собственной международной политики. Студенты из стран Европейского союза, США и ряде других стран могут оставаться в стране до 360 дней без визы.

Многие студенты считают стоимость жизни в Грузии, будет ниже, чем то, что они привыкли у себя на родине. Как правило, люди могут получить, удобно на около 100-200 USD в неделю. Студенты должны отметить, однако, что многие банкоматы не принимают иностранные карты и наличные деньги, как правило, предпочтительный способ оплаты.

Грузия страна Закавказья, в которой действует БОЛОНСКАЯ система образования, как в школах, так и ВУЗах. В Грузии есть государственные и частные школы. Естественно приоритетными являются частные школы, но из-за высокой стоимости обучения, е предпочтение имеют государственные школы.

Будучи учениками школ, министерство просвещения Грузии для учеников предлагает различные программы, олимпиады и конкурсы. В Грузии действует и хорошо проводится ежегодная международная обменная программа FLEX, в результате которой ученики, еще в юношеском возрасте, обучаются самостоятельной жизни. Также Министерство просвещения ежегодно проводит школьные олимпиады, победители которой из всей страны едут в лагерь, где помимо академической части, есть и развлекательная спортивная часть. Тут именно происходит сближение молодежи. Естественно этим и растут дети, получая при этом образование. Ну и приходит 12 класс - самый ответственный класс - год, когда уже юные школьники-абитуриенты, сдают экзамены на аттестат и вступительные экзамены в ВУЗы.

В Грузии на сегодняшний день существует около двух десятков государственных университетов и около 60-ти частных университетов. В каждом университете есть свои приоритеты, интересы, сферы привлечения и так далее. Абитуриенты делают выбор между факультетами, университетами по своему интересу, возможностям, престижу и многим другим причинам. Надо отметить, что среди государственных университетов лидерами являются Тбилисский Государственный Университет им. Иване Джавахишвили, Государственный Политехнический Институт, Сухумский Государственный Университет, Тбилисский Государственный Медицинский Институт. Тут естественно и конкуренция большая, и разный профиль, и разные интересы.

Что же касается частных высших учебных заведений, надо отметить, что среди них конкуренция также большая, так как каждый из них абитуриентам предлагает разные предложения, иногда даже эти предложения «заманчиво» выглядят. Но это все - PR-компания университетов.

Ежегодно в Грузии количество абитуриентов составляет приблизительно 38-43 тысяч, из которых приблизительно 3-5% не сдает школьные экзамены (и соответственно не имеет права сдать в ВУЗ), приблизительно 5-7% не может сдать в ВУЗ из-за цен (не могут оплатить), около 3х % не хочет (так как, закончив ВУЗ, работу находить очень трудно, и говорят, а смысл то сдавать - ну и где-то может они и правы!), и уже из оставшихся абитуриентов, на вступительных экзаменах срезается около 8%. В итоге, студентами становятся 30-32 тысяч абитуриентов.

Главная задача после выбора профессии, будучи абитуриентом (в Грузии школьное образование составляет 12 лет), после того, как студенты сдадут экзамены, поступят и начнут учиться, стоит вопрос - АКТИВНОСТИ студентов в разных проектах. Как и во всех странах, так и в ВУЗах Грузии, функционирует студенческое самоуправление, студенческий совет, который является органом университета, в котором объединены активные студенты, и которые пытаются в разные проекты, тренинги, благотворительные акции и т.д. включить всех студентов. Как это получается, какой результат в итоге - это уже второй вопрос.

Активность студентов, как в учебе, так и в проектах (внутренних, региональных и международных) естественно отражается на имидже страны, студента, ВУЗа. Именно этими критериями и страна выходит на международную арену, становится популярен тот или иной ВУЗ, и естественно этим и привлекает иностранных студентов для обучения в Грузии.

Возвращаясь к теме активности студентов, надо обязательно отметить, что проектов для студентов очень много - их организовывают и курируют как министерство Спорта и Молодежи Грузии, так и конкретные ВУЗы внутри, и несколько ВУЗов, проводя, тем не менее, региональные проекты, а бывают и случаи когда проводят международные проекты (финал за границей). Помимо большинства проектов, студентам также предлагают разные проекты и неправительственные организации (это разные тренинги, курсы обучения и т.д.). Надо отметить, как и в учебе, так и в проектах, принимает участие приблизительно 65% студентов страны.

Вот, например, можно перечислить активности, которые для студентов ежегодно проводятся в Грузии параллельно с учебным процессом:

1. Студенческие дни (продолжительность месяц, происходят разные соревнования между студентами (как интеллектуальные, так и спортивные), конкуренция большая, выигрывают лучшие);

2. Универсиада (спортивные соревнования);

3. Тренинги, обменные программы;

4. Форумы;

5. Конференции (научные, региональные, международные);

6. Олимпиады и т.д.

Во всех вышеперечисленных мероприятиях прямо или косвенно проявляют активность около 65% процентов (слушателем), из которых активными участниками, а то иногда и организаторами выходят приблизительно 20% студентов (т.е. что и составляют все студенческие самоуправления, студенческие советы).

СТУДЕНЧЕСКИЕ ДНИ - проект министерства Спорта и Молодежи Грузии, который является республиканским и проводится по всему масштабу страны.

Проект, который объединят молодежь, студенчество страны, развивает в студентах помимо академической части, спортивные навыки, конкуренцию между ВУЗами, проводится ежегодно в стране весной. Надо отметить, что победителями студентами, победителями ВУЗами становятся как государственные, так и частные университеты. Возвращаясь к учебе и уровню, престижу, а также интересам абитуриентов или студентов, именно этот проект, можно сказать, доминирует при выборе ВУЗа.

Естественно это является одной из главных причин, которые впоследствии и влияют на учебный процесс. Незаинтересованность, информационный вакуум, малые квоты на участие (которое именно развивает интерес студента для конкуренции, победы), именно является главным фактором того, что часть студентов «сдается», и иногда это и сказывается на успеваемости.

В истории студенчества Грузии 2013 год зашел как самый активный год. Известно, что 27 сентября 1993 года, после 13 месячной и 13 дневной войны (14.08.1992 - 27.09.1993) пал Сухуми. В 2013 году прошло 20 лет от этой трагической даты для истории Грузии. Именно студенты, студенческие самоуправления организовали мирную акцию под названием «АБХАЗИЯ - НАША БОЛЬ». К акции присоединились студенты со всей Грузии, как из государственных, так и частных ВУЗов.

Акция, к которой присоединились студенты, показав мирным жестом единство страны, тем не менее, выразив боль и скорбь, объединила всю молодежь, всех студентов страны. Да - и это было единство, это было жестом того, что все ВУЗы связанны и имеют дружеские отношения. На акции участвовало около 16 тысяч студентов. Эта акция была не только в знак единства страны, она показала также цель студентов, показала знание истории страны, знание географии, политики и т.д.

Возвращаясь к вопросу учебы, надо отметить, что в ВУЗах Грузии исходя из интересов, активности, успеваемости студентов, можно сказать, что есть как популярные факультеты, так и менее популярные, которые на уровне вымирания (так как студенты считают, что эти профессии тяжело или практически невозможно использовать).

В заключение, в Грузии образование развито нормально. Молодежь, несмотря на лень и разные препятствия, с успехами заканчивают школу, ВУЗ, иногда и это почти в 30% случаев, продолжают учебу за границей, чем и они отчасти и славят страну.

Davit Doneriani

Sokhumi State University

Грузия

cпециально для сайт


В молодой и развивающийся интернет-проект (тематика проекта: все для студентов и абитуриентов) требуется оператор/монтажер видео с опытом работы, либо без опыта работы, желающий добиться успехов в своей деятельности (студент). Работа в интересной команде и получение опыта гарантировано.


Информацию о себе и примеры своих работ присылайте по адресу:
[email protected]
или пишите в соц/сетях:

Система образования Грузии сформировалась на самобытных национальных началах. Самый известный центр, где берет свои истоки образование Грузии, относится к 17 веку. Это Гелатский монастырь, который стоял наравне с университетами Парижа и Болоньи.

Национальные традиции и стремление к новой жизни преодолели в начале 20 века массовую безграмотность республики, а в 80-х годах оправдано закрепили за грузинской нацией репутацию образованной. Сегодня в 75% общеобразовательных грузинских школ преподавание ведется на грузинском языке. А в образовательных учреждениях высшей школы – на все 100%. Но экономическая и политическая нестабильность 90-ых годов предопределила последующие проблемы разрушения и трудности сохранения образовательной системы республики. Суверенитет, который достался Грузии непросто, нарушил все финансовые вливания из бюджета Российской Федерации, тем самым исключив второй по значимости источник финансирования.

Дошкольное воспитание

Сложности финансирования системы образования суверенной Грузии нанесли ощутимый удар, прежде всего, по функционированию и развитию грузинских дошкольных учреждений. За короткий срок (2 года) в разы сократилось количество детей, посещающих детские сады, из-за введения ежемесячной родительской платы, сумма которой составляла в среднем 14 долларов. К счастью остававшиеся дошкольные учреждения с меньшей платой могли в целом обеспечить и содержание, и питание пребываемым детям. Но качество данных услуг оставляло желать лучшего. Система муниципальных закупок продуктов питания для детских садов с 1992 года и в течение 3 лет трудоемко регулировала свою работу.

Появление частных общеобразовательных школ в Грузии – яркий показатель нестабильной ситуации, царящей в муниципальной системе образования и среднем образовании Грузии в целом. Проблемы все те же: содержание, питание, развитие. Плата в частных школах непомерно высокая, но, как показывают результаты экзаменационных испытаний, оправданная. Муниципальные школы выходят из трудного положения традиционным путем: ищут благотворительную партнерскую помощь на западе, а чаще – представителей из местного меценатства. И на сегодняшний день это единственное верное решение руководителей грузинских общеобразовательных учреждений. Вследствие данного разделения возникает объективная ситуация конкуренции. Но поэтому пути прошли все учебные заведения Запада.

Аналогичная ситуация наблюдается сейчас и на уровне высшего образования. Структура вузов заметно разделена на государственные и коммерческие. Стоит ли говорить, что численность поступающих в последние на много превышает численность абитуриентов (и студентов) государственных, которым остается лишь одно: регистрировать и открывать лицензированные частные образовательные услуги. Таковыми являются некоторые специальности и факультеты в духе экономики и политики современности. Безусловно, честь страны в направлении подготовки высококвалифицированных кадров поддерживается главой государства – открываются вузы с учредительным правом партнерства грузинского и зарубежного. Но данный вариант не дает абсолютных гарантий на долгосрочность, прежде всего, финансовой стабильности. А потому плата за образование не будет уменьшаться, а будет расти. Знаменитая в Грузии Школа европейского менеджментского образования финансируется Фондом Шеварднадзе.

Безусловно, все преподавание обеспечено лучшими кадрами европейского масштаба и специальной подготовки. Однако плата за обучение в этой Школе – не менее 500 долларов в год, что соответствует западным стандартам, но вряд ли преемлимо для среднего грузинского студента и его семьи. Тбилисский филиал университета на Гавайях, созданный не без влияния главы государства, дает образование молодым дарованиям в области дипломатии, управления и права в сфере средств массовой информации за 7 тысяч долларов в год, при этом выпускник может претендовать исключительно только на степень бакалавра. Ожидаемый результат «превзошел» себя: количество зачисленных абитуриентов летом 1994 года составило 20 человек.

Совместный с Национальной академией общественных и политических наук с Институтом государственного управления Грузии готовит специалистов по программам обучения с использованием учебных пособий, аналоги которых существуют только в американских вузах. Плата за обучение – более 10 тысяч долларов. Безусловно, качество – это основная задача, но сколько специалистов Грузия получает и получит в итоге? Где будут трудоустраиваться выпускники этих вузов, пока вопрос открытый, а может и заведомо закрытый. А вот в республике Абхазия (яркий пример – Гальский район) политика в отношении системы образования совершенно противоположная. Правительство республики приняло постановление о русском языке, как обязательном и основном для преподавания в школах. Грузинский язык в образовательной системе Абхазии, придается забвению. Хотя большая часть обучающихся (соответственно их семьи) – грузины.

Обобщая все сказанное, следует принять к сведению одну мысль: система образования Грузии переживает не самое легкое время своей истории. Возможность улучшить сложившуюся ситуацию правительство пока не видит, да и в одночасье это не решается. Субсидирование образовательной отрасли – вопрос еще более чем непростой. Отклики американских инвесторов пока имеют свои результаты – хорошие показатели результатов Единого государственного экзамена. Но патриархальная Грузия хорошо знает, что пока внутри своего дома не будет наведен порядок, никакой сердобольный гость это не сделает. А, значит, главе грузинского государства в отношении образовательной системы нужно принимать немедленные и кардинальные решения.

Была основана «Высшая риторическая школа» - Колхидская академия . Обучение здесь велось на грузинском и греческом языках. В академии изучались риторика, философия, физика, математика, логика .

Средние века

В начале XI века Грузия стала централизованным государством, что сказалось на развитии ремёсел, торговли и культуры. Развитие культуры отразилось на развитии образования. Так, основанная в 1106 году царём Давидом IV Строителем Гелатская академия стала одним из крупнейших научно-просветительных центров Ближнего Востока. В академии работали такие мыслители, как Иоанэ Петрици и Иоанэ Шавшели. Они занимались переводами и создавали оригинальные произведения. В академии преподавались геометрия, арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика и музыка .

Влияние западноевропейской системы образования и Ви­зантии на школу средневековой Грузии было довольно сильным. Вместе с тем в школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение на­циональные традиции, особенности истории, языка и культуры .

XIX век

В 1804 году в Тбилиси открылось училище для благородных детей, которое в 1830 году было преобразовано в гимназию. Это была первая официальная светская школа, из которой вышли некоторые выдающиеся деятели новой грузинской культуры: Григол Орбелиани , Дмитрий Кипиани , Николоз Бараташвили . В 1850 году гимназия открылась в Кутаиси . В то время и при мужских, и при женских гимназиях существовали пансионы .

В 1830 году в семи уездах Грузии открылись светские начальные училища. Для подготовки священнослужителей царская власть создавала духовные училища. В 1817 году в Тбилиси была открыта духовная семинария . С 1818 года стали открываться духовные уездные и приходские училища. В семинарии принимались представители всех сословий .

В крупных населенных пунктах начали появляться частные школы, в которых учились дети из состоятельных семей. К 40-м годам действовало мало сельских школ для крестьянства, особенно в 3ападной Грузии. В 1860 году в Грузии было 145 учебных заведений всех видов, в которых числилось 7850 учащихся .

XX век

В 1914-1915 годах на территории современной Грузии действовали 1765 общеобразовательных школ, из которых 1677 - начальных , с 157 100 учениками и 5858 преподавателями .

В начале века процент грамотности среди населения составлял 21,9 %. К 1927 этот показатель вырос до 47,5 %. Несмотря на действия государства , направленные на увеличение числа грамотных граждан, неграмотность среди взрослого населения всё ещё была высока .

Современность

Среднее образование

Начинается с шести лет. Имеет три уровня: начальная школа (6 лет), основная школа (3 года), средняя школа (3 года). По окончании основной школы школьники получают аттестат об основном образовании, а по окончании двенадцатого класса - аттестат о полном среднем образовании. Принята десятибалльная система оценок .

К обязательным предметам относятся химия , физика , биология , география , история , грузинский язык , литература , один из иностранных языков и математика .

Школами управляют попечительские советы, которые избирают директоров школ по представлению от Министерства образования и науки.

По данным на 2012 год, 92,1 % лиц в возрасте от 5 до 14 лет посещают учебные заведения. На каждого учителя приходятся 14-16 учеников. Зарплаты преподавателей зависят от их опыта и квалификации и примерно равны 137-200 долларам США .

Среднее специальное образование

После 9 класса школы можно поступить на первый уровень среднего профессионального образования. Через три ступени к диплому о среднем профессиональном образовании выдаётся аттестат о полном среднем образовании профессиональной/технической средней школы, либо специализированной средней школы.

Высшее образование

Высшее образование является платным. Для поступления в вуз требуется сдача Единого национального экзамена (ЕНЭ). Это экзамен по 4 предметам: логические навыки, грузинский язык и литература, иностранный язык и экзамен на выбор .

Существует 4 ступени высшего образования:

  • Дипломированный специалист (бакалавр первой ступени)
  • Бакалавр
  • Магистр
  • Докторант

Используется 100 % (балльная) и буквенная система оценки (от А до F).

Существуют три степени типа высшего образования: университет, магистратура и колледж .

Язык обучения

Согласно грузинскому законодательству, в общеобразовательных учебных заведениях языком обучения является грузинский, а в неконтролируемой грузинской властью Абхазии - абхазский и грузинский. Граждане Грузии, для которых грузинский язык не является родным, имеют право получить образование на своём родном языке в соответствии с учебным планом. В специализированных школах, деятельность которых направлена на обучение детей с нарушениями слуха и зрения, применяются язык жестов и шрифт Брайля соответственно.

Напишите отзыв о статье "Образование в Грузии"

Примечания

Литература

  • Колхидская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  • Гелатская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Образование в Грузии

– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.