Биографии Характеристики Анализ

Какая грусть конец аллеи история создания. «Какая грусть! Конец аллеи…» А.Фет

Читая стихотворение А.А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…», невольно возникает вопрос. О чем оно?

«Какая грусть! Конец аллеи…»

Грусть автора метафорична. Серебряные змеи зимы ползут через сугробы, а в окружающей своей грустью пустоши монотонное серое небо, сливающееся с белой пустыней степи. Лишь один ворон машет тяжело крылами, пытаясь пробиться сквозь бурю к свету. Ворон это душа лирического героя, которая живет надеждой на обновление, и из последних сил борется с нагрянувшей стихией. Об этом говорят следующие строки: «И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом». Стихотворение Фета «Какая грусть!» заканчивается надеждой, которая всегда теплится в душе человека, и умирает последней.

Надежда тлеет, и герой начинает верить, что в конце концов, он попадет в такой мир, где бури пролетают мимо, и где цветет весна и красота. В самом конце своего стихотворения А.А. Фет упоминает посвященных, где посвященные это не какие-то гуру различных учений, а обычные люди, с богатым духовными миром. Которые сквозь серость и обыденность ежедневных пейзажей, циклически повторяющихся в его стихотворении, все равно могут найти ту весну и красоту, которая прячется за бескрайними унылыми пейзажами.

На этой странице искали:

  • какая грусть конец аллеи анализ

Анализ Стихотворения А.А. Блока «Как тяжело ходить среди людей…» Анализ стихотворения «Я - Гамлет…» Блока Анализ стихотворения «Муза» Ахматова

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

Читайте другие стихи Фета Афанасия:

Выбрать стихи.. Alter Ego Ave Maria А. Л. Бржеской (Далекий друг...) Бабочка Бал Буря (Свежеет ветер, меркнет ночь...) Буря на небе вечернем... В вечер такой золотистый и ясный... В дымке-невидимке выплыл месяц вешний... В леса безлюдной стороны... В лунном сиянии В темноте, на треножнике ярком... В. С. Соловьеву Вакханка Венера Милосская Весенние мысли Весенний дождь Весна и ночь покрыли дол... Весна на дворе Ветер злой, ветр крутой в поле... Вечер Влачась в бездействии ленивом... Вольный сокол Вот утро севера - сонливое, скупое... Все вокруг и пестро так и шумно... Всю ночь гремел овраг соседний... Георгины Глубь небес опять ясна... Графу Л. Н. Толстому Грезы Давно ль под волшебные звуки... Деревня Диана Дождливое лето Долго снились мне вопли рыданий твоих... Дул север. Плакала трава... Ель рукавом мне тропинку завесила... Если радует утро тебя... Если ты любишь, как я... Есть ночи зимней блеск и сила... Еще акация одна... Еще весна,- как будто неземной.. Еще весны душистой нега... Еще вчера, на солнце млея... Еще люблю, еще томлюсь... Ещё майская ночь Еще, еще! Ах, сердце слышит... Жаждою света горя... Жди ясного на завтра дня... Жду я, тревогой объят... Жизнь пронеслась без явного следа... Здравствуй! Тысячу раз... Зеркало в зеркало... Змей Знаю я, что ты, малютка... Зреет рожь над жаркой нивой... Ива Из дебрей туманы несмело... Измучен жизнью, коварством надежды... Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури... Каждое чувство бывает понятней мне ночью... Как беден наш язык!.. Как здесь свежо под липою густою... Как мошки зарею... Как ярко полная луна... Как ясность безоблачной ночи... Какая грусть! Конец аллеи... Какая ночь! Как воздух чист... Какие-то носятся звуки... Какое счастие: и ночь, и мы одни!.. Какой горючий пламень... Когда Божественный бежал людских речей... Когда вослед весенних бурь... Когда мечтательно я предан тишине... Когда мои мечты за гранью прошлых дней... Когда у райских врат изгнанник... Когда читала ты мучительные строки... Колокольчик Кот поет, глаза прищуря... Кричат перепела... Кукушка Купальщица Ласточка (Я люблю посмотреть...) Ласточки Ласточки пропали... Лесом мы шли по тропинке единственной... Летний вечер тих и ясен... Люди спят; мой друг, пойдем... Майская ночь Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне... Моего тот безумства желал, кто смежал... Молчали листья, звезды рдели... Молятся звезды, мерцают и рдеют... Морская даль во мгле туманной... Мотылек мальчику Музе На двойном стекле узоры... На железной дороге На заре ты ее не буди... На книжке стихотворений Тютчева На корабле На пажитях немых... На стоге сена ночью южной... Над озером лебедь в тростник протянул... Напрасно!.. Не здесь ли ты легкою тенью... Не избегай; я не молю... Не могу я слышать этой птички... Не отходи от меня... Не первый год у этих мест... Не смейся, не дивися мне... Не тем, Господь, могуч, непостижим... Непогода - осень - куришь... Нет, не жди ты песни страстной... Нет, я не изменил. До старости глубокой... Ночь крещенская морозна... Ночь светла, мороз сияет... Ночь. Не слышно городского шума... О, долго буду я... О, не вверяйся ты шумному... О, не зови! Страстей твоих так звонок... О, этот сельский день и блеск его красивый... Облаком волнистым пыль встаёт вдали... Одинокий дуб Одна звезда меж всеми дышит... Одним толчком согнать ладью живую... Опять незримые усилья... Опять осенний блеск денницы... Осенняя роза Осень Осенью Отчего со всеми я любезна... Офелия гибла и пела... Певице Первый ландыш Перекресток, где ракитка... Печальная береза... По ветви нижние леса... Поделись живыми снами... Полно смеяться! что это с вами?.. Полонскому Помню я: старушка-няня... Постой! здесь хорошо!.. Право, от полной души я благодарен соседу... Прежние звуки, с былым обаяньем... Псовая охота Пчелы С бородою седою верховный я жрец... С гнезд замахали крикливые цапли... С какой я негою желанья... Сад весь в цвету... Свеж и душист твой роскошный венок... Свеча нагорела. Портреты в тени... Серенада Сестра Сияла ночь. Луной был полон сад... Скрип шагов вдоль улиц белых... Скучно мне вечно болтать... Слышишь ли ты, как шумит... Смерти Смерть Снился берег мне скалистый... Сны и тени... Солнца луч промеж лип... Солнце нижет лучами в отвес... Солнце садится, и ветер утихнул летучий... Сосна так темна, хоть и месяц... Сосны Спи - еще зарею... Среди звезд Старые письма Степь вечером Страницы милые опять персты раскрыли... Так, он безумствует; то бред воображенья... Тебе в молчании я простираю руку... Теперь Тихо ночью на степи... Тихонько движется мой конь... Толпа теснилася. Рука твоя дрожала... Только в мире и есть, что тенистый... Только встречу улыбку твою... Только станет смеркаться немножко... Тополь Тургеневу Ты видишь, за спиной косцов... Ты говоришь мне: прости!.. Ты отстрадала, я еще страдаю... Ты помнишь, что было тогда... Ты прав: мы старимся... Ты так любишь гулять... У камина Уж верба вся пушистая... Учись у них - у дуба, у березы... Ф. И. Тютчеву Фантазия Цветы Целый мир от красоты... Чем безнадежнее и строже... Чем тоске, и не знаю, помочь... Что за звук в полумраке вечернем?.. Что ты, голубчик, задумчив сидишь... Чудная картина... Чуждые огласки... Шарманщик Шепот. Робкое дыханье... Шопену Шумела полночная вьюга... Щечки рдеют алым жаром... Это утро, радость эта... Я был опять в саду твоем... Я долго стоял неподвижно... Я ждал. Невестою-царицей... Я жду... Соловьиное эхо... Я потрясен, когда кругом... Я пришел к тебе с приветом... Я рад, когда с земного лона... Я тебе ничего не скажу... Я уезжаю. Замирает... Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...

Стихотворение А. А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи. » рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией.

Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело».

Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим трудом». Однако в сердце поэтически одаренного человека все­гда живет надежда на обновление и душевный подъем. Как расцветет по весне природа, так вновь воскреснут творческие силы и позитивные мысли. Стихотворение, написанное в мину­ту грусти и уныния, одновременно служит и лекарством от этой тоски, ибо в нем слышна надежда на перемены.

В стихотворении важную роль играют анафорические по­вторы («. Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи. », «Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край»). Они подчеркивают циклический характер жизни при­роды и человека, привносят в сюжет плавность повествования.

В пятой строфе стихотворения есть упоминание о посвя­щенных («И посвященным только зримо Цветет весна и кра­сота»). Однако все-таки под посвященными в данном случае понимаются не члены масонской ложи, а просто люди с бога­тым духовным миром.

Видеть по нескольку месяцев в году зимний пейзаж - удел каждого жителя России. Об этом А. А. Фет упоминал в стихотворении «Я русский, я люблю молчанье дали мразной. ». Таким образом, можно сказать, что зимний пейзаж воспринимался поэтом как особенность национального коло­рита русской земли.

Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. смотреть целиком

Стихи - это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами. смотреть целиком

На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» написан очаровательный романс. Это одно из наибо­лее музыкальных произведений раннего творчества М.И. Цве­таевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения. смотреть целиком

1. Творчество И. А. Бунина. 2. Мотивы одиночества в лирике. 3. Одиночество лирического героя 4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова. 5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма. И. А. Бунин - человек со сложной, трагической. смотреть целиком

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно - изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней - начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук. смотреть целиком

В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё. смотреть целиком

Моим любимым стихотворением великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета является его произведение «Я пришёл к тебе с приветом…». Считается, что из всех поэтов России, изучать Фета наиболее сложнее остальных. У поэта была не самая обычная и простая. смотреть целиком

Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи»

Стихотворение А. А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли» ), овеян авторской фантазией.

Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже ви­дит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело» .

Душе лирического героя передается печальное настроение зимнего сна природы: «Лениво дума засыпает Над умирающим трудом» . Однако в сердце поэтически одаренного человека все­гда живет надежда на обновление и душевный подъем. Как расцветет по весне природа, так вновь воскреснут творческие силы и позитивные мысли. Стихотворение, написанное в мину­ту грусти и уныния, одновременно служит и лекарством от этой тоски, ибо в нем слышна надежда на перемены.

В стихотворении важную роль играют анафорические по­вторы («…Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи…» . «Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край» ). Они подчеркивают циклический характер жизни при­роды и человека, привносят в сюжет плавность повествования.

В пятой строфе стихотворения есть упоминание о посвя­щенных («И посвященным только зримо Цветет весна и кра­сота» ). Однако все-таки под посвященными в данном случае понимаются не члены масонской ложи, а просто люди с бога­тым духовным миром.

Видеть по нескольку месяцев в году зимний пейзаж - удел каждого жителя России. Об этом А. А. Фет упоминал в стихотворении «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…» . Таким образом, можно сказать, что зимний пейзаж воспринимался поэтом как особенность национального коло­рита русской земли.

Анализ стихотворения А.А. Фета Какая грусть! Конец аллеи…

Анализ стихотворения А.А. Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»

  • Бабченко Татьяна Викторовна, учитель

Разделы: Литература, Начальная школа

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом
А всё надежда в сердце тлеет,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

Анализ лирического произведения самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение- это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю.

“Ребенок при чтении произведения должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать” (С. Я. Маршак).

А для этого необходимо создать на уроке атмосферу свободы, имитации, творчества, простора для читательской интерпретации текстов.

  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживание лирическому герою;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений.

Из-за эмоционально-образной и смысловой насыщенности лирического произведения А.А. Фета самым оптимальным способом анализа его, не разрушающим его природу, является медленное чтение, с остановками на ключевых словах. Кроме этого, применить, возможно, рисунок как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя.

С помощью способа медленное чтение, можно анализировать тексты даже с маленькими учениками- читателями. Так как при чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. Обсуждение идет живое с большим интересом, это настоящий творческий поиск.

Начинаем работу над произведением со способа рисунок.

Прочитайте медленно, вдумчиво данное произведение и нарисуйте ту картину, которую вы увидите.

После первичного чтения и рисунка, проводим анализ по вопросам, для более глубокого восприятия произведения.

Вопросы для анализа.

  • Почему стихотворение начинается с восклицания “Какая грусть!”
  • Почему написано “с утра”, а не “утром исчез в пыли”?
  • Обратите внимание, идет повтор слова “опять, опять”, что хотел показать этим автор, по вашему мнению?
  • Почему написано “серебряные змеи”, а не “серебряные полосы”. В чем разница, что этим подчеркивается?
  • Вам встретилось слово лазурь. Кто знает его значение? Это какой цвет? Автор говорит, что “на небе ни клочка лазури”. Что он имеет в виду? А если бы поэт написал “нет голубого неба” или “не видно голубого неба”, что-то изменилось бы. Что изменилось? Была другая картина?
  • Как описывается буря во втором четверостишии? Что хочет показать этим поэт? Символ бури -это мятущаяся душа поэта.
  • Что пишет о своей душе автор? Почему “на душе не рассветает”?
  • Поэт пишет: “В ней тот же холод, что кругом”. А если бы автор написал “мне плохо, грустно”. Это показало его чувства в той же степени или по-другому мы восприняли эти строчки?
  • С чем сравнивает свое душевное состояние А. А. Фет?
  • Почему именно “конец аллеи”, конец чего — жизни? Может быть, лучше и проще написать “ничего не хочу делать, я устал”.
  • Мы видим усталого человека, который потерял интерес к жизни, ему плохо, грустно, он готов сдаться. И это настроение поддерживает и окружающая природа.
  • Есть ли надежда у поэта, в каких строчках это видно? Что хотел показать автор “И на душе не рассветает, в ней тот же холод, что кругом”. Он надеется на изменения в своей жизни?
  • Что доказывает, что автор не смирился, что он борется с бурей-тоской? Какой образ появляется? Конечно, он еще надеется на рассвет. Именно поэтому описывает образ ворона.
  • Что он пишет о вороне? Как ведет себя ворон?
  • “Умирающий труд” разве так можно сказать, что имеет в виду Фет, что хотел показать?
  • Обратите внимание на четвертое четверостишие. Что заметили? А какое настроение у поэта здесь? Как оно изменилось? Что появилось?
  • Значимое слово “надежда”. Почему написано “надежда тлеет”, не проще было написать “надежда есть”, или “надежда осталась”. Чувство неуверенности, что поэт понял, что для него важно.
  • Что означает слово “невзначай”. Какое лексическое значение имеет данное слово? Можно его заменить? Что изменится, если все -таки это сделать?
  • Какая часть стихотворения имеет такие же повторы “опять, опять”, как и вначале. Почему важно “Опять родной увидит край”, вспомнить молодость, вернуться на родину.
  • Описание бури изменилось? Как она себя ведет? Почему “пролетает мимо”? Что этим показывает поэт? Можно ли сказать, что его надежда укрепляется, превращается в уверенность?
  • В чем это выражается?
  • Как вы думаете, почему именно в родном краю “бури пролетают мимо”?
  • Обратите внимание на думу поэта, она изменилась или осталась прежней?
  • Вспомните, какой она была, а сейчас она какая? “Ленивая, засыпающая”, “Страстная, чистая”
  • Как вы понимаете слово “страстная”?
  • Что помогло помолодеть душе поэта?
  • И что он видит теперь, какие картины в его душе? Что означает символ “Цветет весна и красота”?
  • Как вы думаете, почему автор использует именно образ зимнего дня, в начале стихотворения и образ красавицы весны в конце?
  • Что он хотел этим показать?

    После анализа произведения необходимо вновь вернуться к рисункам детей и проанализировать их вновь. Рассмотрите ваши рисунки.

    Чем интересен этот текст? Какая в нем есть загадка? Верно, здесь можно нарисовать две картины.

    Первая картина, когда поэт грустит. Это зима, снега, холодные и темные краски, передающие уныние и тоску. Оживляет эту картину ворон, который борется с бурей.

    А вторая картина, когда переносится в свой родной край. Там тепло, весна, красота. Здесь уже можно использовать другие краски и другие цвета, так как изменилось настроение поэта. Эта картина показывает, что прошло время, изменилось настроение автора, его восприятие мира.

    Мы учим детей, видеть развитие лирического сюжета. Оцениваем свои рисунки и приходим к выводу, что необходимо нарисовать две картины, так как поэт рисует картину в движении.

    Кроме представленных способов работы (медленное чтение и рисунок), при изучении лирического произведения необходимо проработать выразительное чтение (учителем и учащимися).

  • Какое настроение было у лирического героя в начале произведения?
  • В чем это выражалось?
  • А каким стало настроение в конце стихотворения? Почему? В чем это выразилось?
  • Как надо, по-вашему, читать стихотворение “громко”, “тихо”, “быстро”, “медленно”.
  • Посмотрите, какие знаки препинания использует автор. Зачем, что они показывают?
  • Какие слова нужно выделить интонационно, чтобы показать окружающий мир, чувства и переживания поэта.
  • Составьте партитуру стихотворения, приготовьтесь выразительно читать.
  • На материале этого текста покажите выразительную силу различных частей речи.
  • С помощью, каких частей речи (преимущественно) изображается природа, чувства и переживания поэта.
  • Соедините рифмующиеся слова во всех строфах.
  • Какую рифму использует поэт?

    И как продолжение работы с рисунком можно предложить составить картинный план и соответствующая ему партитура чувств.

    Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы можем проследить, как меняется настроение лирического героя и как оно соответствует картине, изображенной поэтом.

  • “Какая грусть! Коней аллеи…”
  • “На небе ни клочка лазури…
    Один лишь ворон против бури”
  • “И на душе не рассветет…”
  • “А все надежда в сердце тлеет,
    Что может быть хоть невзначай…”
  • “Где бури пролетают мимо…”
  • “Цветет весна и красота”
    • тоска, грусть,
    • грусть, печаль
    • усиление печали, безысходность, потеря надежды
    • печаль, появление надежды
    • надежда, легкая печаль
    • уверенность, надежда
  • А.А. Фет “Какая грусть! Конец аллеи…”.
  • Лазарева В.А. “Уроки литературного чтения в современной начальной школе” М, Педагогический университет “Первое сентября” 2009 г.

    «Какая грусть! Конец аллеи…» А.Фет

    «Какая грусть! Конец аллеи…» Афанасий Фет

    Какая грусть! Конец аллеи
    Опять с утра исчез в пыли,
    Опять серебряные змеи
    Через сугробы поползли.

    На небе ни клочка лазури,
    В степи все гладко, все бело,
    Один лишь ворон против бури

    Крылами машет тяжело.

    И на душе не рассветает,
    В ней тот же холод, что кругом,
    Лениво дума засыпает
    Над умирающим трудом.

    А все надежда в сердце тлеет,
    Что, может быть, хоть невзначай,
    Опять душа помолодеет,
    Опять родной увидит край,

    Где бури пролетают мимо,
    Где дума страстная чиста,-
    И посвященным только зримо
    Цветет весна и красота.

    Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»

    Со времени появления раннего цикла «Снега» в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа. Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная светлая ночь, располагающая к конной прогулке с милой спутницей. Блеск, хрусталь, бриллианты - герой не скупится на яркие метафорические характеристики снежных и ледяных просторов. Лирический субъект любуется непривычными видами, сравнивая сугроб, наметенный за вечер, с «мавзолеем», возведенным неведомой рукой.

    Зимняя пора символизирует сон природы: последняя уподобляется заколдованной невесте, которая «спит во гробе ледяном». С тематикой холодного пейзажа связан мотив старости, которая серебрит «кудри темные», как деревья в мороз.

    В стихотворении 1862 г. природная зарисовка неотделима от впечатлений и философских раздумий лирического героя. Синтетический, цельный характер мировосприятия задается зачином, где соединяются внешние приметы наступающей зимы и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.

    Описанию «сплава» пейзажа и эмоций посвящена первая часть художественного текста. На переднем плане внимательного созерцателя привлекает снежная «пыль», заметающая садовую аллею. Череду тропов продолжает изысканная метафора, уподобляющая поземку «серебряным змеям». Доминантой степной дали становятся равномерность и гладкость белого покрова. Их нарушает лишь образ ворона, который выглядит единственной контрастной точкой на светлом полотне.

    Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя: в его душе царят оцепенение и апатия. Лексемы «рассветает» и «холод» сближают тягостные эмоции с внешней зарисовкой, а эпитет «умирающий» наделяется дополнительным значением, обозначающим отсутствие вдохновения.

    Финальные четверостишия рассеивают печальный фон, созданный первой частью. На что надеется лирический субъект? Он живет мечтой увидеть «родной край» безоблачным и ясным. Интересно, что воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей, подчеркнуто символичен и приближен к категориям идеального пространства. Оно способствует духовному обновлению для людей творческих, «посвященных». Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные «думы» героя-поэта.

    Зимнее оцепенение природы, родственное чувствам скорбящей души, - тема произведения «Учись у них - у дуба, у березы… » Два текста объединяют и жизнеутверждающие интонации финала.

    Вы находитесь: Главная страница > Фет Афанасий > Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »

    Сочинение на тему «Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »»

    А. Фет - поэт очень загадочный, загадочна и странна вся его жизнь, его характер, сочетающий расчетливого хозяина и человека тонкой, чуткой души, умеющего чувствовать и понимать природу. Тайна, всю жизнь окружавшая его, нисколько не помешала тому факту (может быть, отчасти и способствовала), что творчество этого необыкновенного человека и поэта принадлежит к шедеврам русской лирической поэзии. Можно произнести только названия некоторых стихотворений («На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…») и вызвать четкое переживание у слушателя. Особенность поэта состоит в том, что вся его жизнь - это стихи, стихи о любви, о природе, стихи- мысли, стихи-чувства. Оригинальность жанра А. Фета проявилась в создании стихотворений-мелодий, которые являются сопереживаниями и ощущениями, вызываемыми музыкальными произведениями. Старая и вечная тема поэзии, тема любви оживает, торжествует, переливается всеми своими гранями в его стихотворении «Я пришел к тебе с приветом». Оно не имеет себе подобных. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Такая жадность к жизни звучит в нем, такая непосредственная готовность подарить любимому человеку весь мир, Вселенную, такая нежность, что сразу понимаешь: да, это настоящая любовь, хотя о ней еще не сказано ни слова. Сам поэт всегда был расположен к новым формам и способам отображения действительности. Он говорил: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике. На самом же деле природа лишь помогает читателю перенестись вместе с лирическим героем на ту аллею, как можно более полно описать состояние лирического героя, хотя он сам напрямую говорит о том, что чувствует: «Какая грусть!» Глазам читателя предстает однообразная картина, которая до боли знакома лирическому герою (анафора «Опять… Опять…») и чужда ему. Видимо, такая картина представлялась ему довольно часто, стала даже привычной. Стихи вызывают в сознании образ поэта, стоявшего, скрестив руки, в проеме окна большого дворянского особняка и печально смотрящего вдаль. …Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли. Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. Кругом ни одного живого существа, кроме ворона, который является неким символом чего-то страшного, угрожающего, зловещего. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело,Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.
    Состояние лирического героя напрямую зависит от природы, она влияет на него. Лирический герой открыто говорит о том, что чувствует при виде этой усталой, наводящей тоску, хандру картины. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом… В таком состоянии духа даже мысли застревают, «лениво засыпают», не движутся.- Пожалуй, для лирического героя самое главное то, что ленивый сон мысли способствует творческой смерти. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. В первых трех строфах мы чувствуем, насколько чужда описанная картина лирическому герою. Эти бесконечные белые снега, сливающиеся с серостью неба, способны вызвать в нем лишь сонливость, леность, не могут возбудить внутренние струны его души. Мы вполне можем предположить, что лирический герой находится вдали от своих родных мест, отчасти поэтому этот зимний пейзаж его не трогает, оставляет равнодушным. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. Лирический герой ностальгирует в двух планах: в плане реальном он мечтает вернуться в родные места, в плане духовном автор стремится снова испытать молодость души, пережить восторженное состояние. Но в четвертой строфе тональность меняется, лирический герой отрывается от действительности, 3 вспоминает свой родной фай: Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота. Лирический герой не дает описания природы своей родины, но мы понимаем, что эти пейзажи не оставляют его равнодушным, а вызывают целую гамму чувств, ощущений, поэтому его душа как будто вновь просыпается, «молодеет». Даже тот серый пейзаж не смог погасить в его сердце тлеющую надежду увидеть родной край. Только здесь он чувствует природу, воспринимает ее такой, какая она есть, способен слиться с окружающим миром, жить с ним в гармонии. Все это мы понимаем из последней строфы, которая контрастирует с тремя первыми, пессимистичными, апатичными. Лирический герой ощущает себя «посвященным», то есть тем, «кому зримо цветет весна и красота». Эта природа не чужда лирическому герою, все, что в ней происходит, ему дорого, не гнетет его,’ а благотворно влияет на состояние духа, на душу, которая только здесь «чиста». Таким образом, стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» состоит из двух частей, различающихся по тональности, сопоставляющихся друг с другом. Но основное внимание уделяется душе, которая «умирает», если лирический герой бесчувствен, равнодушен к окружающему миру, или наоборот «чиста», когда душа «молодеет», тонко ощущает и чувствует. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

  • На этой странице читайти стихи «Какая грусть! Конец аллеи...» русского поэта Афанасия Фета , написанные в 1862 году.

    Какая грусть! Конец аллеи...

    Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста,- И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

    Начало 1862

    Три века русской поэзии.
    Составитель Николай Банников.
    Москва: Просвещение, 1968.

    Темы стихотворения

    Другие стихи Афанасия Фета

    Выберите стихи... Alter Ego Ave Maria А. Л. Бржеской (Далекий друг...) Бабочка Бал Буря (Свежеет ветер, меркнет ночь...) Буря на небе вечернем... В вечер такой золотистый и ясный... В дымке-невидимке выплыл месяц вешний... В леса безлюдной стороны... В лунном сиянии В темноте, на треножнике ярком... В. С. Соловьеву Вакханка Венера Милосская Весенние мысли Весенний дождь Весна и ночь покрыли дол... Весна на дворе Ветер злой, ветр крутой в поле... Вечер Влачась в бездействии ленивом... Вольный сокол Вот утро севера - сонливое, скупое... Все вокруг и пестро так и шумно... Всю ночь гремел овраг соседний... Георгины Глубь небес опять ясна... Графу Л. Н. Толстому Грезы Давно ль под волшебные звуки... Деревня Диана Дождливое лето Долго снились мне вопли рыданий твоих... Дул север. Плакала трава... Ель рукавом мне тропинку завесила... Если радует утро тебя... Если ты любишь, как я... Есть ночи зимней блеск и сила... Еще акация одна... Еще весна,- как будто неземной.. Еще весны душистой нега... Еще вчера, на солнце млея... Еще люблю, еще томлюсь... Ещё майская ночь Еще, еще! Ах, сердце слышит... Жаждою света горя... Жди ясного на завтра дня... Жду я, тревогой объят... Жизнь пронеслась без явного следа... Здравствуй! Тысячу раз... Зеркало в зеркало... Змей Знаю я, что ты, малютка... Зреет рожь над жаркой нивой... Ива Из дебрей туманы несмело... Измучен жизнью, коварством надежды... Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури... Каждое чувство бывает понятней мне ночью... Как беден наш язык!.. Как здесь свежо под липою густою... Как мошки зарею... Как ярко полная луна... Как ясность безоблачной ночи... Какая грусть! Конец аллеи... Какая ночь! Как воздух чист... Какие-то носятся звуки... Какое счастие: и ночь, и мы одни!.. Какой горючий пламень... Когда Божественный бежал людских речей... Когда вослед весенних бурь... Когда мечтательно я предан тишине... Когда мои мечты за гранью прошлых дней... Когда у райских врат изгнанник... Когда читала ты мучительные строки... Колокольчик Кот поет, глаза прищуря... Кричат перепела... Кукушка Купальщица Ласточка (Я люблю посмотреть...) Ласточки Ласточки пропали... Лесом мы шли по тропинке единственной... Летний вечер тих и ясен... Люди спят; мой друг, пойдем... Майская ночь Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне... Моего тот безумства желал, кто смежал... Молчали листья, звезды рдели... Молятся звезды, мерцают и рдеют... Морская даль во мгле туманной... Мотылек мальчику Музе На двойном стекле узоры... На железной дороге На заре ты ее не буди... На книжке стихотворений Тютчева На корабле На пажитях немых... На стоге сена ночью южной... Над озером лебедь в тростник протянул... Напрасно!.. Не здесь ли ты легкою тенью... Не избегай; я не молю... Не могу я слышать этой птички... Не отходи от меня... Не первый год у этих мест... Не смейся, не дивися мне... Не тем, Господь, могуч, непостижим... Непогода - осень - куришь... Нет, не жди ты песни страстной... Нет, я не изменил. До старости глубокой... Ночь крещенская морозна... Ночь светла, мороз сияет... Ночь. Не слышно городского шума... О, долго буду я... О, не вверяйся ты шумному... О, не зови! Страстей твоих так звонок... О, этот сельский день и блеск его красивый... Облаком волнистым пыль встаёт вдали... Одинокий дуб Одна звезда меж всеми дышит... Одним толчком согнать ладью живую... Опять незримые усилья... Опять осенний блеск денницы... Осенняя роза Осень Осенью Отчего со всеми я любезна... Офелия гибла и пела... Певице Первый ландыш Перекресток, где ракитка... Печальная береза... По ветви нижние леса... Поделись живыми снами... Полно смеяться! что это с вами?.. Полонскому Помню я: старушка-няня... Постой! здесь хорошо!.. Право, от полной души я благодарен соседу... Прежние звуки, с былым обаяньем... Псовая охота Пчелы С бородою седою верховный я жрец... С гнезд замахали крикливые цапли... С какой я негою желанья... Сад весь в цвету... Свеж и душист твой роскошный венок... Свеча нагорела. Портреты в тени... Серенада Сестра Сияла ночь. Луной был полон сад... Скрип шагов вдоль улиц белых... Скучно мне вечно болтать... Слышишь ли ты, как шумит... Смерти Смерть Снился берег мне скалистый... Сны и тени... Солнца луч промеж лип... Солнце нижет лучами в отвес... Солнце садится, и ветер утихнул летучий... Сосна так темна, хоть и месяц... Сосны Спи - еще зарею... Среди звезд Старые письма Степь вечером Страницы милые опять персты раскрыли... Так, он безумствует; то бред воображенья... Тебе в молчании я простираю руку... Теперь Тихо ночью на степи... Тихонько движется мой конь... Толпа теснилася. Рука твоя дрожала... Только в мире и есть, что тенистый... Только встречу улыбку твою... Только станет смеркаться немножко... Тополь Тургеневу Ты видишь, за спиной косцов... Ты говоришь мне: прости!.. Ты отстрадала, я еще страдаю... Ты помнишь, что было тогда... Ты прав: мы старимся... Ты так любишь гулять... У камина Уж верба вся пушистая... Учись у них - у дуба, у березы... Ф. И. Тютчеву Фантазия Цветы Целый мир от красоты... Чем безнадежнее и строже... Чем тоске, и не знаю, помочь... Что за звук в полумраке вечернем?.. Что ты, голубчик, задумчив сидишь... Чудная картина... Чуждые огласки... Шарманщик Шепот. Робкое дыханье... Шопену Шумела полночная вьюга... Щечки рдеют алым жаром... Это утро, радость эта... Я был опять в саду твоем... Я долго стоял неподвижно... Я ждал. Невестою-царицей... Я жду... Соловьиное эхо... Я потрясен, когда кругом... Я пришел к тебе с приветом... Я рад, когда с земного лона... Я тебе ничего не скажу... Я уезжаю. Замирает... Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...

    «Какая грусть! Конец аллеи…» Афанасий Фет

    Какая грусть! Конец аллеи
    Опять с утра исчез в пыли,
    Опять серебряные змеи
    Через сугробы поползли.

    На небе ни клочка лазури,
    В степи все гладко, все бело,
    Один лишь ворон против бури
    Крылами машет тяжело.

    И на душе не рассветает,
    В ней тот же холод, что кругом,
    Лениво дума засыпает
    Над умирающим трудом.

    А все надежда в сердце тлеет,
    Что, может быть, хоть невзначай,
    Опять душа помолодеет,
    Опять родной увидит край,

    Где бури пролетают мимо,
    Где дума страстная чиста,-
    И посвященным только зримо
    Цветет весна и красота.

    Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»

    Со времени появления раннего цикла «Снега» в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа. Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная светлая ночь, располагающая к конной прогулке с милой спутницей. Блеск, хрусталь, бриллианты - герой не скупится на яркие метафорические характеристики снежных и ледяных просторов. Лирический субъект любуется непривычными видами, сравнивая сугроб, наметенный за вечер, с «мавзолеем», возведенным неведомой рукой.

    Зимняя пора символизирует сон природы: последняя уподобляется заколдованной невесте, которая «спит во гробе ледяном». С тематикой холодного пейзажа связан мотив старости, которая серебрит «кудри темные», как деревья в мороз.

    В стихотворении 1862 г. природная зарисовка неотделима от впечатлений и философских раздумий лирического героя. Синтетический, цельный характер мировосприятия задается зачином, где соединяются внешние приметы наступающей зимы и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.

    Описанию «сплава» пейзажа и эмоций посвящена первая часть художественного текста. На переднем плане внимательного созерцателя привлекает снежная «пыль», заметающая садовую аллею. Череду тропов продолжает изысканная метафора, уподобляющая поземку «серебряным змеям». Доминантой степной дали становятся равномерность и гладкость белого покрова. Их нарушает лишь образ ворона, который выглядит единственной контрастной точкой на светлом полотне.

    Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя: в его душе царят оцепенение и апатия. Лексемы «рассветает» и «холод» сближают тягостные эмоции с внешней зарисовкой, а эпитет «умирающий» наделяется дополнительным значением, обозначающим отсутствие вдохновения.

    Финальные четверостишия рассеивают печальный фон, созданный первой частью. На что надеется лирический субъект? Он живет мечтой увидеть «родной край» безоблачным и ясным. Интересно, что воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей, подчеркнуто символичен и приближен к категориям идеального пространства. Оно способствует духовному обновлению для людей творческих, «посвященных». Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные «думы» героя-поэта.

    Зимнее оцепенение природы, родственное чувствам скорбящей души, - тема произведения « » Два текста объединяют и жизнеутверждающие интонации финала.