Биографии Характеристики Анализ

Яков-Турок в рассказе "Певцы" Тургенева (Яшка-Турок)

Николай Иванович является одним из ярких второстепенных персонажей рассказа "Певцы" Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе "Певцы" Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите:

Николай Иванович в рассказе "Певцы" Тургенев

Николай Иванович является владельцем кабака "Притынный" в селе Колотовка:
"Небольшое сельцо Колотовка..."
"...ни в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища..." "Над дверью избушки прибита голубая дощечка: эта избушка — кабак, прозванный «Притынным».
"...целовальник* Николай Иваныч." (*целовальник - продавец вина)
Местные жители любят бывать в кабаке Николая Ивановича, потому что хозяин заведения обладает даром привлекать и удерживать гостей:
"В этом кабаке вино продается, вероятно, не дешевле положенной цены, но посещается он гораздо прилежнее, чем все окрестные заведения такого же рода. Причиной этому целовальник Николай Иваныч."
"Не отличаясь ни особенной любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать и удерживать у себя гостей, которым как-то весело сидеть перед его стойкой, под спокойным и приветливым, хотя зорким взглядом флегматического хозяина."
Николай Иванович уже более 20 лет живет в Колотовке:
"...уже более двадцати лет проживает в Колотовке."
Целовальник Николай Иванович женат и имеет детей:
"Николай Иваныч женат, и дети у него есть."
"Дети Николая Иваныча еще малы; первые все перемерли, но оставшиеся пошли в родителей: весело глядеть на умные личики этих здоровых ребят."

О внешности Николая Ивановича известно следующее:

"Николай Иваныч — некогда стройный, кудрявый и румяный парень, теперь же необычайно толстый, уже поседевший мужчина с заплывшим лицом, хитро-добродушными глазками и жирным лбом, перетянутым морщинами, словно нитками..."
"...подвернув под себя свои тонкие ножки..."
Николай Иванович - расторопный, сметливый человек:
"Николай Иваныч человек расторопный и сметливый, как бо́льшая часть целовальников."
Николай Иванович - спокойный, флегматичный, приветливый человек:
"...спокойным и приветливым, хотя зорким взглядом флегматического хозяина."
"...перекидывается ласковыми словцами со всеми прохожими."

Целовальник Николай Иванович много повидал на своем веку и знает толк в разных вопросах:

"Много видал он на своем веку, пережил не один десяток мелких дворян, заезжавших к нему за «очищенным»..."
"У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский..."
"Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, и кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках."
Николай Иванович - осторожный человек и эгоист. Он не любит давать прямые советы своим гостям, но при этом намеками наводит людей на путь истины:
"...в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей — и то любимых им посетителей — на путь истины."
Целовальник Николай Иванович знает все, что делается в округе, но не подает виду:
"...знает всё, что делается на сто верст кругом, и никогда не пробалтывается, не показывает даже виду, что ему и то известно, чего не подозревает самый проницательный становой. Знай себе помалчивает, да посмеивается, да стаканчиками пошевеливает."
Окружающие уважают Николая Ивановича. Он имеет большое влияние на самых разных людей:
"Его соседи уважают: штатский генерал Щерепетенко, первый по чину владелец в уезде, всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика. Николай Иваныч человек со влиянием: он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свел со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего, и т. д."

Однако Николай Иванович делает добро не ради других людей, а для того, чтобы сохранить свое спокойствие:

"Впрочем, не должно думать, чтобы он это делал из любви к справедливости, из усердия к ближним — нет! Он просто старается предупредить всё то, что может как-нибудь нарушить его спокойствие."

Это был цитатный образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе "Певцы" Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах.

208. Небольшое сельцо Колотовка... - Село с таким названием находилось в двух верстах от с. Тургенева (Рында, с. 74). ...помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке ыганихой... - Прозвище «ыганиха», в основе которого лежат понятия «строгать» и «стричь» (отдавать в солдаты), в сочетании с экспрессивным суффиксом создавало образ ярой крепостницы и напоминало о свирепой «Салтычихе», памятной в то время еще многим читателям. Вся характеристика «ыганихи» не была пропущена в «Современник» цензурой. . 209. ...в красном товаре... - Красный товар - аршинный, продаваемый в линейных мерах, а не поштучно. . 211. ...рядчик с Жиздры. - Рядчик - мелкий подрядчик, берущий на себя не исполнение работ, а только поставку рабочих. 491 ...осьмуху пива поставили... - Осьмуха - восьмая доля ведра. . 218. ...происходил он от однодворцев... - См. примеч. на с. 461. . 219. Распашу я, молода-молоденька... - Широко распространенная русская народная лирическая песня с плясовым напевом, известная более с зачином: «Я посею, млада-младень-ка...». Опубликована впервые М. Д. Чулковым в 1770 г. Другой вариант, записанный в г. Орле, см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 82. Мелодия этой песни положена П. И. Чайковским в основу финала его Первой симфонии. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское ~ славится ~ согласным напевом. - Село Сергиевское (ныне г. Плавск) находилось в пределах б. Тульской губ., на пути из Тулы в Орел. В черновом автографе после приведенных слов зачеркнуто: «Я бы [не одному] каждому музыканту посоветовал [поеха<ть>] съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес бы оттуда не одну мысль и не одно замечание». . 221. Полехами называются обитатели южного Полесья... - В первоначальной редакции этой сноски Тургенев обещал «когда-нибудь» подробнее поговорить о полесских селах (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. IV, с. 432). Частичной реализацией этого намерения была, очевидно, его «Поездка в Полесье» (наст. изд., Сочинения, т. 5). . 222. «.Не одна во поле дороженька пролегала»... - В первоначальных рукописях и в «Современнике» герой рассказа выступал с другой песней: «При долинушке стояла, Калинушку ломала...» Полный текст ее, записанный в Малоархангельском уезде Орловской губ., см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 119 - 120.

Яков-Турок является одним из центральных персонажей в рассказе "Певцы" Тургенева.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Якова-Турка в рассказе "Певцы" Тургенева: описание героя в цитатах.

Смотрите:

Яков-Турок в рассказе "Певцы" Тургенева (Яшка-Турок)

Яков-Турок - простой крестьянин, работник местной бумажной фабрики:
"Он смотрел удалым фабричным малым..."
"...по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца..."

Возраст Якова-Турка - около 23 лет:

"...лет двадцати трех..."
О внешности Якова-Турка известно следующее:
"Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы — всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного."
Яшка-Турок получил свое прозвище "Турок" благодаря необычному происхождению - он является наполовину турком (по матери):
"Об Якове-Турке и рядчике нечего долго распространяться. Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки..."

Яшка-Турок считается лучшим певцом в округе:

"Уже не раз доходили до меня слухи об Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке..."

Яков в душе является художником, хотя и работает на фабрике:

"...был по душе — художник во всех смыслах этого слова..."
"...пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся."
"...долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова..."
"Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, отвернулся; , весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился..."
В рассказе "Певцы" автор описывает случай, как два певца, Яков-Турок и рядчик из Жиздры, спорят, кто из них лучше поет. В этом соревновании безоговорочно побеждает Яков:
"....вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его..."
"Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты... твоя... ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты."

Это был цитатный образ и характеристика Якова-Турка в рассказе "Певцы" Тургенева: описание героя в цитатах.

Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему не мог обойти стороной ни один писатель, потому что, о чем бы ни рассуждал автор, он все равно пишет о великой загадке человеческой души. Удивительно раскрывает образы русских людей Иван Сергеевич Тургенев. После прочтения рассказа «Певцы» из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева я начинаю понимать, что в этом произведении раскрывается творческая натура крестьян, обыкновенных мужиков. Писатель хочет показать, что даже крепостной строй не смог уничтожить в простом народе душу, любовь и творческий дар. Музыкальная одаренность русского человека становится темой данного рассказа, на ней строится сюжет. Иван Сергеевич Тургенев в цикле «Записки охотника» положил начало крестьянской теме, показал многообразие человеческих характеров, впервые выделил особенности души русского крестьянина. Давая подробные описания певцов, пейзажные зарисовки, автор наталкивает читателя на мысль о непреходящей ценности любой неповторимой свободной человеческой личности. Пейзаж в начале произведения играет важную роль для понимания всего текста рассказа. Этот «холм, сверху донизу рассеченный страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый», возможно, олицетворяет предубеждения о том, что крестьяне не такие, как все, и им чуждо прекрасное, доброе. Можно сделать вывод, что Иван Сергеевич аллегорически дает понять, что эти люди живут в собственном мире, они как бы отколоты от всех остальных. Невольно приходит мысль о том, как же помещики допустили существование этого сухого, глинистого оврага. Куда же смотрят «сильные мира сего»? А в бедной избушке на краю холма охотно собираются люди. Всему причиной Николай Иваныч, с хитро добродушными глазками, умеющий привлекать в «Притынный» и удерживать гостей. Так, становится очевидным, что целовальник кабака, спокойный и приветливый, обладает достаточно здравым смыслом для наставления посетителей на путь истинный. Дается и описание его жены, востроносой и быстроглазой. Крестьяне тянутся в кабак ради приятного общества Николая Иваныча и его семьи. Так опровергается мнение дворян о том, что крестьянам чуждо доброе отношение друг к другу, и это подтверждается на протяжении всего рассказа. Крестьянина по кличке Обалдуй, с густыми седыми волосами, которые в беспорядке вздымаются над сухим и сморщенным лицом, товарищи считают настоящим «обалдуем», «дурачком». Моргач, назвавший его изнеженным, очень точно описал легкоранимую, добрую душу этого мужичка, любящего всех своих знакомых, поэтому надоевшего всем своей бессмысленной болтовней, неестественным хохотом и «враньем». Настоящее его имя – Евграф Иванов. Это загулявший холостой дворовый человек, каждый день кутящий за чужой счет. Моргач совсем не похож на Евграфа. Это «тертый калач», который знает людей и умеет ими пользоваться. И. С. Тургенев дает такую портретную характеристику этому персонажу: «Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица; болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается, а всякого другого заставит высказаться… Он вообще очень суеверен». Этому человеку многое удалось в жизни, и в отчаянном предприятии, где другой никогда не справится, Моргачу везет. Действие рассказа происходит в кабаке, описание которого дается автором с помощью контраста: «…состоит из темных сеней и белой избы, разделенной надвое перегородкой». Делается акцент на том, что мужикам не чуждо творчество, так как в основу сюжета положено состязание в пении Якова Турка и рядчика из Жиздры. Два персонажа противопоставлены друг другу, как два антипода. Яшка – сын турчанки, худой и стройный парень, лет двадцати трех, с плохим здоровьем, впалыми щеками и беспокойными глазами. Он был «по душе – художник во всех смыслах этого слова» и работал черпальщиком на фабрике. Этот герой сильно отличается от рядчика, изворотливого городского мещанина. Даже перед соревнованием два эти персонажа ведут себя по разному: Яков Турок дышит неровно, руки его дрожат, как в лихорадке, рядчик же бойко поглядывает вокруг. Немаловажна и роль Дикого Барина, спокойно за думчивого, со свирепым лицом. В состязании певцов он выступал главным судьей. Иван Сергеевич в точности показывает, как выглядит тот или иной герой, для того чтобы люди, никогда не видевшие крестьян, лучше смогли их себе представить и понять их внутренний мир. Для подтверждения собственной мысли автор использует портретные характеристики героев. Как можно заметить, Дикий Барин олицетворяет грубую, тяжелую и неотвратимую силу. Кажется, что он не способен ничего ощущать в полной мере. Возможно, так воздействует на читателя внешний вид героя: «широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и черными блестящими волосами, жесткими, как щетина». Но все же этот герой, настоящая фамилия которого оказывается Перевлесов, любил пение, был знатоком этого искусства. В рассказ автор вводит этого персонажа для того, чтобы показать, голос какого певца заслуживает похвалы. Победителем оказывается Яков, который так хорошо умеет чувствовать музыку и передавать свои эмоции слушателю, с такой силой пробуждает в зрителях слезы, страсть, любовь к России, что, читая произведение, я невольно представляю его исполнение песни. Даже сердце Дикого Барина дрогнуло, и он чуть не плакал. «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль». Весь рассказ построен на контрасте героев, характеров, деталей, пейзажей. Неоднозначность и загадочность русского человека, разного и непонятного для стороннего наблюдателя, – вот основная идея тургеневского произведения. Невеселая картина предстает перед читателем в конце рассказа: «Все было пьяно – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом». Казалось, автор так долго и небезуспешно убеждал читателя в том, как прекрасен русский мужик, исполненный тягой и любовью к искусству, но в финале мы видим Якова жалким и вызывающим отвращение. Таким образом, нам открывается широкая, горячая душа крестьян, любящих раздолье, свою Родину, ее поля, леса и луга. Читатель ничуть не сомневается, что основная идея этого произведения заключается в уникальности России. Тургенев верит, что богатство России – в талантах населяющих ее людей.

Презентация к уроку "Песня как художественный прием раскрытия характеров героев по рассказу И.С. Тургенева "Певцы" включает в себя историю создания рассказа, биографические сведения о музыкальности автора,его отношение к народной песне.Дан словарь диалектных, устаревших слов, авторская характерстика героев.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по литературе в 8 классе Песня как художественный прием характеристики героев в рассказе И.С. Тургенева «Певцы»

Рассказ «Певцы» из сборника «Записки охотника»

Словарь осьмуха -восьмая доля рядчик -кто рядит, подряжает, зовут так второстепенных подрядчиков, не берущих на себя работы, а только поставку рабочих грош -2-х копеечная медная монета биться об заклад- поспорить на что-то лубочные картинки: 1) луб-войлочная ткань растений; 2) кусок коры; 3) лубок-липовая доска, на которой гравирована картинка; 4) о литературе: примитивная, рассчитанная на невзыскательный вкус нанковый -хлопчато-бумажная ткань из толстой пряжи, чаще желтого цвета кафтан -русская мужская долгополая одежда свита -верхняя длинная одежда у украинцев ярмо -деревянный хомут картуз -фуражка дворовый человек -принадлежащий к дворне дворня -помещичья прислуга

Характеристика героя 1.Портрет 2. Внешность, одежда 3. Род занятий 4.Отношение к другим 5. Отношение окружающих к герою 6. Жилище, интерьер 7. Прозвище. 8. Через восприятие песни

Авторская характеристика действующих лиц Николай Иванович -хозяин кабака, толстый, с хитро-добрыми глазами, благополучный, его уважают Обалдуй -надоедал всем несносно, навязчивый, ни петь ни плясать, не сказал ни одного путного слова, «лопошил, врал что ни попало»,окружающие переносили как неизбежное зло Моргач -ему ни до кого нет дела, хитрый, расчетливый, предприимчивый, его не любят,но уважают Дикий-Барин -пользовался огромным влиянием во всей округе, ему повиновались, он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение Жена его -бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, деньги у нее под ключом, оценивает посетителей по выгоде Яков-Турок -черпальщик на бумажной фабрике, по душе-художник во всех смыслах этого слова, знают его многие и ценят Рядчик -судьба его осталась автору неизвестной, показался изворотливым и бойким городским мещанином Мужичок в изношенной свите, с огромной дырой на плече, случайный посетитель

Пение Якова закрылся рукой, первый звук его голоса был слаб и неровен, странно подействовал на всех нас, трепещущий, звенящий звук, как струна, полилась заунывная песня, всем нам сладко становилось и жутко, редко слыхивал подобный голос, в нем была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь, русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, песня росла, разливалась, Яковом овладевало упоение, он уже не робел, пел, позабыв соперника, от его голоса веяло чем-то родным

Впервые опубликовано: Совр, 1850, № 11, отд. I, с. 97 - 114 (ценз. разр. 31 окт.), под № XVIII, вместе с рассказом «Свидание», с общей подписью: Ив. Тургенев. В письме из Петербурга к П. Виардо от 26 октября (7 ноября) 1850 г. Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад». - «...Там было много оригинальных личностей, - писал Тургенев, - которые я пытался зарисовать à la Teniers ...» (подлинник по-французски). Одною из этих «оригинальных личностей», послужившей прототипом Якова-Турка, был Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата писателя - Н. С. Тургенева (см.: Шумский И. О прототипе Якова-Турка в «Певцах» И. С. Тургенева. - Русская литература, 1959, № 3, с. 198 - 200). В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» - реально существовавшее лицо (см.: Орл сб, 1955, с. 291). Из истории создания рассказа «Певцы»

В передаче Д. Олсуфьева сохранилось следующее свидетельство Тургенева о его работе над «Певцами»: в 70-х годах в Париже, в доме Е. С. Рахмановой, «Тургенев доказывал, что вдохновение не исключает долгой, кропотливой, черной работы исправления написанного. „Как, неужели рассказ „Певцы“ (из „Записок охотника“) вы написали не сразу, по вдохновению?“ - воскликнула одна из дам. Как сейчас во всей точности помню ответ Тургенева: „Певцы“? Как мозаику составлял» (Олсуфьев Дм. Тургенев. Воспоминания и заметки. - На чужой стороне, Прага, 1925, №11, с. 56).

В редакции «Современника» «Певцы» получили высокую оценку. 16 (28) ноября 1850 г, Некрасов сообщал Анненкову: «Приехал Тургенев (уже давно), написал два рассказа, которые найдете в XI № „ Современ “. Один из них, „Певцы“, - чудо! И вообще это отличная поправка бедному „Современнику“, который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой» (Некрасов, т. Х, с. 158). Сам Тургенев в письме к П. Виардо (см. выше, с. 488) писал, что работа его удалась лучше, чем он ожидал

Тема художественной одаренности и духовного богатства простого русского человека была по-своему близка и литераторам-славянофилам. И. С. Аксаков причислял « Певцов» к лучшим произведениям Тургенева. Показательны, однако, для разграничения взглядов Тургенева и славянофилов дружные выступления последних против изображенной вслед за состязанием певцов сцены пьяного разгула в кабаке

Для Тургенева, не разделявшего свойственной славянофилам идеализации русской народной жизни в период крепостничества, сцена разгула была необходимой частью его замысла, художественным выражением трагической судьбы талантливого русского человека; славянофилы же усматривали в ней только вредную дань этнографическому натурализму. О своем расхождении со славянофилами Тургенев прямо писал К. С. Аксакову 16 (28) октября 1852 г. и 16 (28) января 1853 г.: «Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса...»; «...по моему мнению, трагическая сторона народной жизни - не одного нашего народа - каждого - ускользает от Вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!». «Певцы» явились художественной разработкой этих тезисов. Один из основных мотивов «Записок охотника» - изображение сдавленных, скрытых и не находящих выхода могучих сил русского народа - находит в «Певцах» наиболее яркое выражение. В образах «певцов» и их слушателей Тургенев реалистически раскрыл трагедию духовно одаренных людей из народа в условиях крепостнического строя.

Обладая выдающимися идейно-художественными достоинствами, рассказ Тургенева приобрел огромную популярность и оказал существенное влияние на последующую русскую литературу. Будучи первым в русской литературе художественным изображением исполнения народных песен и искусства народных певцов, он начал собою целую галерею подобных изображений в произведениях Левитова, Мамина-Сибиряка, Эртеля, Короленко, М. Горького. «Певцы» чаще, чем какой бы то ни было другой рассказ «Записок охотника», подвергались инсценировкам (первые опыты относятся к 1867 г.). В юбилейном 1918 г. в постановке «Певцов» на сцене Александрийского театра принял участие Ф. И. Шаляпин (см.: Данилов С. С. и Альтшуллер А. Я. «Записки охотника» на сцене. - Орл сб, 1955, с. 296 - 303).

Стр. 208. Небольшое сельцо Колотовка... - Село с таким названием находилось в двух верстах от с. Тургенева (Рында, с. 74). ...помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой... - Прозвище «Стрыганиха», в основе которого лежат понятия «строгать» и «стричь» (отдавать в солдаты), в сочетании с экспрессивным суффиксом создавало образ ярой крепостницы и напоминало о свирепой «Салтычихе», памятной в то время еще многим читателям. Вся характеристика «Стрыганихи» не была пропущена в «Современник» цензурой. Стр. 209. ...в красном товаре... - Красный товар - аршинный, продаваемый в линейных мерах, а не поштучно. Стр. 211. ...рядчик с Жиздры. - Рядчик - мелкий подрядчик, берущий на себя не исполнение работ, а только поставку рабочих. 491 ...осьмуху пива поставили... - Осьмуха - восьмая доля ведра. Стр. 218. ...происходил он от однодворцев... - См. примеч. на с. 461. Стр. 219. Распашу я, молода-молоденька... - Широко распространенная русская народная лирическая песня с плясовым напевом, известная более с зачином: «Я посею, млада- младень -ка...». Опубликована впервые М. Д. Чулковым в 1770 г. Другой вариант, записанный в г. Орле, см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 82. Мелодия этой песни положена П. И. Чайковским в основу финала его Первой симфонии. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское ~ славится ~ согласным напевом. - Село Сергиевское (ныне г. Плавск) находилось в пределах б. Тульской губ., на пути из Тулы в Орел. В черновом автографе после приведенных слов зачеркнуто: «Я бы [не одному] каждому музыканту посоветовал [поеха] съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес бы оттуда не одну мысль и не одно замечание». Стр. 221. Полехами называются обитатели южного Полесья... - В первоначальной редакции этой сноски Тургенев обещал «когда-нибудь» подробнее поговорить о полесских селах (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. IV, с. 432). Частичной реализацией этого намерения была, очевидно, его «Поездка в Полесье» (наст. изд., Сочинения, т. 5). Стр. 222. «.Не одна во поле дороженька пролегала»... - В первоначальных рукописях и в «Современнике» герой рассказа выступал с другой песней: «При долинушке стояла, Калинушку ломала...» Полный текст ее, записанный в Малоархангельском уезде Орловской губ., см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 119 - 120.

Но вскоре В. А. Инсарский заметил Тургеневу, что эта веселая, почти плясовая песня, каким бы певцом она ни была исполнена, не могла возбудить в слушателях грустных и томительных чувств и тронуть их до слез, как это представлено в рассказе, и рекомендовал заменить ее более содержательной и глубокой «Дороженькой», которую тут же и спел (Инсарский В. А. Половодье. СПб., 1875, с. 139 - 140. См. также: Записки В. А. Инсарского. СПб., 1898. Ч. 2, с. 309. Свидетельство Инсарского появилось в печати еще при жизни Тургенева и не вызвало возражений с его стороны). В цензурной рукописи Тургенев заменил песню «Дороженькой», вполне соответствующей его замыслу и гораздо лучше, чем прежняя, контрастирующей с песней рядчика. В мемуарах Л. А. Жемчужникова сохранился рассказ о том, как Тургенев устроил у себя в петербургской квартире состязание певцов - художника К. А. Горбунова, исполнявшего русские песни, в том числе «Дороженьку», и автора мемуаров, исполнявшего песни украинские (см.: Жемчужников Л. От кадетского корпуса к Академии художеств. 1828 - 1852. М., 1926, с. 101 - 102). Такое состязание могло быть устроено Тургеневым специально для проверки указаний

Звучит романс на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное»