Биографии Характеристики Анализ

Юрий савинский - же ву зем. Же ву зем

Они ни разу не сказали друг другу слов любви: «Всё было и так ясно. Горело в душе. Друг без друга - никуда». И невысказанное тлело, ждало своего часа - всю долгую жизнь, в которой были каторга и жена Зина , трое детей, возраст, болезни, больницы. Всю долгую жизнь, которая не перечеркнула тех дней, что прошли во французском Сан-Сорле, среди виноградников и партизан, с Жанной , когда им обоим было едва за 20 и он был советским солдатом, а она капитанской дочкой.

Я боялась не успеть. Николай Максимович Васенин, участник французского Сопротивления, кавалер ордена Почётного легиона , единственный русский ветеран Великой войны, удостоенный Францией этой награды, уже лежал в больнице, ему грозила ампутация. С его дочерью Татьяной мы пол-лета планировали мою командировку на Урал. И вот я в палате городской больницы Березовского. Николай Максимович - на больничной койке, его голос еле слышен, мне приходится кричать ему в ухо, переспрашивать у Татьяны даты и детали, которые он уже путает. Но главное - я всё-таки слышу, слышу то, за чем летела на Урал: историю Коли и Жанны, разлучённых войной, лагерями, судьбой и капитаном Моно.

Таким Николай Васенин уходил на войну. Таким его полюбила Жанна Моно. Фото: из личного архива

Отряд Николя

Он начинал войну ещё в 1939 г. судовым механиком из мурман-ского училища. Первый раз ранило в Финляндии. «Добило - под Минском. Открываю глаза: на лице немецкий сапог». В лагеря отправили во Францию, «горбатую страну, где одни собаки и виноградники, лозы в колючих проволоках, сложно бежать». Но он бежал. Спрашиваю: как? Отвечает: ногами. Шутит, смотрит лукаво, сидя на больничной койке. Я льну к нему, чтобы лучше слышать, в длинные паузы додумываю то, что не сказал… «Война - прополка людей», - шепчет. Всполохами - воспоминания о лагере: бараки, кормёжка, как для скота. Копал траншеи для прокладки телеграфной линии Берлин - Париж, соединяли ставку Гитлера. После побега примкнул к партизанам, не говоря ни слова по-французски: «Кулаки были, слова не нужны». Движение Сопротивления совсем не походило на наших, советских партизан: французские крестьяне жили по домам, днём работали, а ночью совершали диверсии, шли в атаки. Васенин: «Как-как, Вазелин? Странная фамилия, - говорили французы. - Будешь ты лучше Вуатье - Глухо-немой». Жил в горах у крестьянина в доме, днём пахал на него, а по ночам спускался в деревушку Сан-Сорле и боролся с режимом. В первый бой - без оружия: проверяли… «В три часа собака колли родила 8 щенков», - передавали по радио, и те, кому надо, понимали: в три часа сбросят 8 парашютистов. Вскоре Глухонемой стал командиром отряда (его так и называли - «отряд Николя») в 50 человек: «А что, на пальцах всё объяснял да и язык чуть-чуть подучил». Главным в тех местах был капитан Моно: и когда Николя в очередной раз ранило, тот взял его в дом. С бинтами и перекисью водорода вошла в комнату прекрасная Жанна…

Её фотография лежит дома у Николая Максимовича в г. Березовском Свердловской обл. Этот снимок под запретом: родственники Жанны, передавшие его, просили не предавать карточку огласке. Ведь это скандал!.. 70 лет прошло! Есть муж и сын! И тут какой-то Николя… И поэтому я спрашиваю у него, какой она была. «Тёмные вьющиеся волосы, - говорит он, - цвет глаз - не помню…» «Да на Зину она очень похожа!» - тоже шепча, подсказывает дочь Татьяна.

«Она поливала мою рану перекисью, та пенилась, закипала - и так же закипала наша любовь… Она лила-лила, а потом целовала, потом снова лила…»

Они скрывали эту любовь ото всех: «Подумайте сами: оборванец, единственное, что было, - винтовка да рваные штаны, сшитые из одеяла, и дочь самого капитана Моно! Люди бы просто подняли на смех! Так мы скрывались в её комнатке, она играла на пианино Шопена, я читал ей наизусть всего «Евгения Онегина».

Летом 2014 г., когда Васенин приехал в Сан-Сорле, пианино стояло на месте.

Розы плакали

К концу войны Васенина перевели в Париж - начальствовать в воинском учёте дипмиссии Союза и заведовать отправкой советских солдат на родину. Он и отправлял: счастливых, что едут домой. Попадавших вместо дома сразу в теплушки - и на Севера. Он свято верил, что делает нужное дело. Он ведь и сам однажды отправился в этот путь… А пока Жанна преодолевала полтысячи километров из Сан-Сорле в Париж, и они гуляли по Елисейским Полям, жевали багет, кормили голубей и целовались… В один из дней Васенин отправился к капитану Моно просить Жанниной руки. Капитан отказал. Побоялся, что тот увезёт дочь в СССР. «Первым же транспортом я отбыл в Россию». Как отрезал. Знал ли разум, что навсегда? Чувствовало ли правду сердце?..

Ехал героем, с орденами - их первыми сорвал с груди совет-ский офицер: «Лучше бы ты проститутку привёз». Враг народа, предатель, кто тебя знает, что ты делал во Франции: вот тебе 15 лет лагерей. Угольные копи, оловянные рудники. «Всё время оборванный, голодный, урвать бы кусок покушать - хоть у собаки…» Там же враг народа встретил Зину - члена партии. Она была геологом; когда конвои-ровали партию бежавших и пойманных зэков, плюнула им вслед: «Там им, ублюдкам, и надо!» «Девушка, вы слишком юны, чтобы так судить», - по-правил её зэк Васенин. А про себя подумал: «Я тебя накажу: женюсь». Волосы тёмненькие, витые…

Вышел срок, и они переехали в Березовский, уже с тремя детьми.

«Чулочки и ножки, у женщины всегда должны быть чулочки и ножки», - всегда говорил папа, - подсказывает Татьяна, - и маму всю жизнь одевал сам, сам ходил по дамским магазинам…»

В 2007 г. Зина умерла, Васенин поставил на себе крест, стал отказываться от лекарств, угасать… По ночам являлись погибшие друзья по Сопротивлению, вились тёмные волосы - то ли Зины, то ли Жанны… Тогда, после смерти жены, он впервые рассказал о своей первой любви: «До этого берёг чувства Зины». Друг Васенина Валерий Лобанов, владелец турфирмы, вытряс из него эту историю: «Договоримся так: я нахожу тебе Жанну, а ты начинаешь лечиться». Они договорились. Писали в «Жди меня», Шарлю Азнавуру, дважды кавалеру ордена Почётного легиона, спевшему «Вечную любовь», писали в сотни мест. Лобанов дошёл до свердловского губернатора, тот вышел на французского журналиста и историка Брайяра. Брайяр по-ехал в Сан-Сорле и нашёл Жанну Моно.

После войны она родила сына от партизана Брюне, погибшего, когда она была беременна, и завещавшего брату Роберту жениться на своей любимой. Жанна вышла замуж за Роберта, всю жизнь прожила в Сан-Сорле, помогая отцу в их семейной лавочке и играя на пианино Шопена.

В 2013 г. она лежала в доме престарелых с «альцгеймером» и не узнавала даже сына Пьера.

Какой там Николя…

Брайяру не поверили. Но карточку Жанны в Березовский передали. На ней ей было едва-едва за 20.

А Николай Максимович стал собираться во Францию. К тому моменту он уже был уральской звездой, о нём снимали фильм - для съёмок требовалось привезти героя на места сражений и любви. И его повезли. Он одолел этот путь и прошёл по улицам Сан-Сорле, и видел пианино, у которого закипала его любовь… Только не увидел он Жанны. Она его не дождалась. Последние недели она провела в коме, Пьер находился при матери неотлучно… В январе этого года она умерла. Васенину сказали об этом после 9 Мая. Он зарыдал на плече у Татьяны…

Во Франции его встречали с военным оркестром. Победитель, освободитель, герой.

Он купил букет бордовых роз и пошёл на могилу Жанны Моно. Увидеть в последний раз, поклониться, сказать наконец «жевузем».

Розы были в капельках росы. «Они плакали».

Его называли летчиком, «летавшим на всем, кроме ворот, но полетевшим бы и на воротах, если на них поставить двигатель» . “Же ву зем” - “Я люблю вас”, - последние слова в дневнике прекрасного человека, талантливого летчика-испытателя, любившего людей и погибшего ради их спасения. О его подвиге помнят, французские летчики-пожарные с гордостью говорили в коротком перерыве между вылетами на тушение русских пожаров: ”Это честь для нас - продолжать в России то, что много лет назад делал Юрий Гарнаев для нашей страны”.

“ Спасатели обнаружили при разборе обломков воздушного судна тела еще двух человек, всего погибших - шестеро”, - сообщают в МЧС.

Самолет Ил-76, который был занят в тушении масштабных природных пожаров, в 06.30 мск пятницы не вышел на связь. По данным МЧС, на борту находились 10 человек. Наземная группа спасателей обнаружила разбившийся Ил-76 южнее населенного пункта Рыбный Уян на склоне одной из сопок. Как сообщили в оперативном штабе МЧС, судя по масштабам разрушения, весь экипаж самолета погиб.

До последнего надеялся, что чудом как-то обойдется. Сели на заброшенный аэродром, аварийная посадка, покинули машину с парашютами…. Не срослось. К сожалению, при тушении пожаров гибнут даже самые опытные пилоты, пример сгинувшего во Франции Гарнаева () тому пример.

Не хочу даже гадать о причинах крушения 4-моторного монстра, управлявшегося опытным экипажем. Эта машина способна держаться в воздухе даже при двух неработающих двигателях. СМИ сразу подняли тему недофинансирования и низких зарплат, но это не может быть причиной катастрофы. Недостатки обслуживания на земле? Или снова традиционная для большинства катастроф ошибка пилота?

- “В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера - погиб”.

Участвовал в советско-японской войне в составе 718-го ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвёл 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский. С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года - лётчик-испытатель ЛИИ.

Один из лучших специалистов страны по пилотированию и испытанию вертолетов и необычных летательных аппаратов, включая турболет (фото ниже). Испытатель средств спасения с вертолета, успешно спасал жизнь при авариях вертолетов при испытаниях, обучался и в США на американских образцах и в фирсе Сикорского. Герой Советского Союза. Кстати, и его сын стал испытателем и Героем России.

Его называли летчиком, «летавшим на всем, кроме ворот, но полетевшим бы и на воротах, если на них поставить двигатель» . "Же ву зем" - "Я люблю вас", - последние слова в дневнике прекрасного человека, талантливого летчика-испытателя, любившего людей и погибшего ради их спасения. О его подвиге помнят, французские летчики-пожарные с гордостью говорили в коротком перерыве между вылетами на тушение русских пожаров: "Это честь для нас - продолжать в России то, что много лет назад делал Юрий Гарнаев для нашей страны".

"Спасатели обнаружили при разборе обломков воздушного судна тела еще двух человек, всего погибших — шестеро", — сообщают в МЧС.

Самолет Ил-76, который был занят в тушении масштабных природных пожаров, в 06.30 мск пятницы не вышел на связь. По данным МЧС, на борту находились 10 человек. Наземная группа спасателей обнаружила разбившийся Ил-76 южнее населенного пункта Рыбный Уян на склоне одной из сопок. Как сообщили в оперативном штабе МЧС, судя по масштабам разрушения, весь экипаж самолета погиб.

До последнего надеялся, что чудом как-то обойдется. Сели на заброшенный аэродром, аварийная посадка, покинули машину с парашютами.... Не срослось. К сожалению, при тушении пожаров гибнут даже самые опытные пилоты, пример сгинувшего во Франции Гарнаева (*) тому пример.

Не хочу даже гадать о причинах крушения 4-моторного монстра, управлявшегося опытным экипажем. Эта машина способна держаться в воздухе даже при двух неработающих двигателях. СМИ сразу подняли тему недофинансирования и низких зарплат, но это не может быть причиной катастрофы. Недостатки обслуживания на земле? Или снова традиционная для большинства катастроф ошибка пилота?


* - "В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб".

Участвовал в советско-японской войне в составе 718-го ИАП в должности штурмана истребительного полка, произвёл 6 боевых вылетов.

В декабре 1945 года был осуждён военным трибуналом 9-й воздушной армии за нарушение режима секретности и уволен из армии. Досрочно освобождён в октябре 1948 года.

С января 1949 технолог ЛИИ, г. Жуковский. С января по декабрь 1951 парашютист-испытатель, с 24 декабря 1951 года — лётчик-испытатель ЛИИ.

Один из лучших специалистов страны по пилотированию и испытанию вертолетов и необычных летательных аппаратов, включая турболет (фото ниже). Испытатель средств спасения с вертолета, успешно спасал жизнь при авариях вертолетов при испытаниях, обучался и в США на американских образцах и в фирсе Сикорского. Герой Советского Союза. Кстати, и его сын стал испытателем и Героем России.

Шрифт:

100% +

ЮРИЙ САВИНСКИЙ

ЖЕ ВУ ЗЕМ

ОЧЕРК О ПРЕКРАСНОМ ЧЕЛОВЕКЕ,
ГЕРОЕ-ЛЕТЧИКЕ, ПОГИБШЕМ ПРИ
ТУШЕНИИ ЛЕСНОГО ПОЖАРА
В ГОРАХ ФРАНЦИИ

Прислонясь у низкого забора,

В свете полыхающих зарниц,

Ты глядишь куда-то через горы,

Провожая перелётных птиц.

Все мечты и все твои желанья -

Вместе б с ними в облачную высь!

Караван крылатый, до свиданья,

Караван крылатый, возвратись !

Юрий ГАРНАЕВ

«Же ву зем» – признание в любви неведомому читателю, последние слова в дневнике заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева.

Судьба не пожалела для этого человека ни печалей, ни радостей. Он родился в 1917 году одновременно с рождением новой страны, погиб в расцвете сил в канун своего и страны пятидесятилетнего юбилея. Место его рождения – заурядный российский городок, могила – вблизи неприметного французского городка. Его сын стал Героем России – героем по сути, другой страны. Талантливый, отважный рыцарь авиации, представитель одной из самых суровых, героических профессий он вспоминается, как человек души, по выражению Анатоля Франса «пленительно красивой».

В истории авиации мало, а, может быть, и нет вовсе, летчиков-испытателей, которых можно поставить в один ряд с Юрием Александровичем по количеству предельно рискованных, разнообразных по характеру испытаний авиационной техники. Он прыгал с парашютом из стратосферы, испытывал истребители и бомбардировщики на критических режимах полета, испытывал самолеты вертикального взлета и посадки, спасал вертолет при отказе двигателей, апробировал на себе пригодность катапульт, отстреливал лопасти вертолета в воздухе, исследовал летные свойства различных типов винтокрылых аппаратов, приручил турболет – норовистого мустанга экспериментальной авиации. Он готов был летать на всем, даже на табуретке, – на всем, что способно летать, и на том, что летать было неспособно. В быту он был весельчаком и балагуром, любящим мужем и отцом, верным товарищем, всегда готовым придти на помощь любому, кто в этом нуждался.

Подобно другому летчику – испытателю, Антуану де Сент-Экзюпери, он был романтиком авиации, который стремился выразить свои чувства литературным словом.

Его сын, Александр Юрьевич, приложив не малые усилия, получил доступ к запрятанному в архивах КГБ делу своего несправедливо репрессированного отца. В них, в числе прочего, тетрадь. Стихи на листах серо-коричневой бумаги, нарезанных из цементных мешков.

«Случилось несчастье… Большое несчастье случилось.

Из списков живых я надолго сейчас исключён.

И жизнь под откос, как разбитая бричка свалилась,

На каторжный труд лиходейкой – судьбой обречён.

Как трудно словами измерить обиду и муки,

Как страшно поверить, как тяжко в душе пережить,

Что цепи закона сковали мне волю и руки,

Что стал я бесправным и грязью обрызгана честь…

Тамцак-Булак, Дайрен, Москва,

Тамбов, Мичуринск, Ленинград…

И эти нежные слова,

И белой ночи маскарад.

И море с проседью барашков

Катилось из-под облаков

К всегда открытой нараспашку

Скалистой груди берегов.

Мечта в полёте альбатроса

Крылатой вольности полна,

Костюм пилота, жизнь матроса,

Солёный ветер и волна.

Давно прожитого картины,

Любви несмелый, первый дождь,

Вишнёвых дум хмельная дрожь.

Раздолье Марсового поля,

Адмиралтейства яркий шпиль,

Невы обузданная воля,

Морские штормы, зыбь и штиль.

Всё позади… А через межи

Года переступили… Вновь

Дорогой зимнего манежа

Не прибежит к тебе любовь.

Сейчас тоска и грусть Приморья,

Тайга и сопки – как гробы,

Тяжёлый час единоборья

Бродяги-пасынка судьбы.

Мукден, Харбин, Цзиньжоу, Тарту,

Норильск, Архангельск, Ленинград -

Тяни себе любую карту

Из всей колоды наугад…

Перебиты, поломаны крылья,

Нам теперь уж на них не летать.

Проводила тебя эскадрилья,

Как неродная, строгая мать…

Я верю в человеческое счастье,

Как верю в то, что завтра будет день.

Во всей Вселенной силы нет и власти

На будущее наше бросить тень.

Я верю сердцем, разумом и болью

В идею, что зовётся Коммунизм

Как будто вижу я, как в небе кровью

Написано большое слово: Жизнь.

Мечты свои, думы и боль пережитого горя

Хоронишь вдали, сторонясь от людей,

И как тяжело с этим грузом безвыходно в гору

Годами шагать в темноте и не видеть огней».

«Маленький домик на окраине небольшого городка Балашова, занесённого зимой снегом, а летом прекрасного тем, что расположен он на берегу реки Хопёр, в который мы, ребятишки, ныряли с ранней весны до поздней осени, а после ледостава катались на льду, приделав на дырявый валенок вместо коньков деревяшки. Правда, весной тихий Хопёр становился неспокойным, выходил из берегов, и по нему с шумом и треском шли льдины, на которых мы старались прокатиться, рискуя свалиться в воду. Проходил лёд, и Хопёр разливался, затапливал низкие места, но через две недели вода входила в берега, и он снова становился кротким. Это запомнилось на всю жизнь. Ещё запомнилось постоянное ощущение голода. Суровые годы переживала молодая Советская республика, окружённая кольцом блокады.