Биографии Характеристики Анализ

Зачем автор вводит в речь. Зачем нужны повторы в художественной речи? Правила написания диалогов

Здравствуйте! Грамотное написание прямой речи (ПР) и диалогов позволяет повысить наглядность информации и лучше передать общий смысл написанного. К тому же элементарное следование правилам русского языка может быть по достоинству оценено целевой аудиторией.

Вопрос правильного оформления в тексте (ПР) не вызовет затруднений, если вовремя понять ряд важных моментов. В первую очередь стоит понять, что между понятиями прямой и косвенной речи (КС) есть разница. Первая дословно повторяет оригинальные высказывания, введенные в рассказ или повествование автора без изменения индивидуального характера и стилистики (диалектных особенностей, повторов и пауз).

ПР вводится в текст без использования союзов или местоимений, которые значительно упрощают употребление КС.

ПР: Учитель неожиданно заметил: «Время истекло».

КС: Учитель заметил, что время истекло.

В тексте ПР чаще всего:

  • пишется в кавычках;
  • выделяется в отдельный абзац, начинающийся с тире.

Вопросы относительно того, как правильно писать прямую речь в тексте, возникают при усложнении её структуры. Например – прерывания словами автора.

Вы можете бесплатно просмотреть вводные курсы по 3 востребованным направлением удаленной работы. Подробности смотрите в онлайн тренинг-центре .

С ПР начинается или заканчивает предложение

Прямую речь, находящуюся в начале предложения, нужно заключить в кавычки, захватив знаки вопроса, восклицания и многоточия. Точка выносится за пределы кавычек. Тире выделяет авторские слова и стоит перед ними.

«Поезд ушёл, теперь я уж точно опоздаю!» — с огорчением воскликнула девушка.

ПР в конце предложения выделяют вместо запятой и тире двоеточием, при этом слова автора пишут с большой буквы.

Девушка с огорчением сказала: «Я пришла слишком поздно – поезд ушёл, и нужно бежать на автобус!».

С примерами пока завершим. Схематически правила можно изобразить следующим образом:

«ПР (!?)» — а. «ПР», — а.

А: «ПР(!?..)». А: «ПР».

Слова автора вписаны в ПР

«Поезд ушёл, — с грустью подумала девушка, — теперь уж точно опоздаю!»

Если начало ПР — логически завершенное предложение, авторские слова следует ограничить точкой, а завершающую часть начать с тире.

«Что ж, поезд успел уйти, — с грустью подумал студент. – Теперь я точно не успею в институт!».

Условные схемы таковы:

«ПР, - а, - пр».

«ПР, - а. - ПР».

ПР вписана в авторское повествование

Мужчина с грустью подумал: «Электричка ушла, теперь я точно опоздаю», — и быстро побежал на автобусную остановку.

Если же ПР находится в начале предложения, после неё следует тире:

«Электричка ушла, теперь я уж точно опоздаю!» — подумал мужчина, и поспешил на автобусную остановку.

Условные схемы оформлений:

А: «ПР», - а.

А: «ПР (?! ...)» - а.

Правила написания диалогов

В диалогах:

  • кавычки не ставятся;
  • каждая из реплик переносится на новую строку и начинается с тире.

Пример диалога:

- Отец приехал!

- И теперь надолго, - радостно ответил Юрий. - Экспедиция закончилась.

Зачастую в одном предложении ПР с определённым глаголом используется дважды. Это означает, что перед завершением ПР должно находиться двоеточие.

- Отец приехал, - медленно проговорил Вова, и вдруг громко вскрикнул: - Папа, а ты надолго?

Если реплики короткие, допускается их вписывание в одну строчку с использованием в качестве разделительного знака тире:

- Сынок? - крикнула мама. - Это ты?

Обладая вышеописанными знаниями, думаю, не составит особого труда правильно написать прямую речь в текстах в соответствие с правилами русского языка. Схематичное представление правил можно переписать на листочек и пользоваться информацией при необходимости, пока она прочно не закрепится в памяти.

Остался только один интересный вопрос. Знаете, как и хорошие деньги? Внимание, имеется ввиду именно нормальная, а не копеечная работа. Спешу вас порадовать. Данная тематика широко освещается на этом блоге. Посмотрите публикации, есть много всего интересного. Подписывайтесь. Публикация новых материалов продолжается. До связи.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОВТОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ?

В художественных произведениях, особенно в лирике, часто используются стилистическая фигура – анафора, роль которой заключается в повторении одних и тех же элементов в начале каждого стиха, предложения, абзаца. Анафора служит выразительности речи. Повтор одних и тех же звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций – всё подчиняется авторской идее, замыслу писателя.

В тексте А. Приставкина в предложениях 8, 9, 10 и 11 в начале каждого предложения повторяется слово «мы». Оно объединяет героев, говорит о том, как много они вместе увидели, нашли, встретили во время поиска книги. Автор намеренно повторяет слово «мы», говоря об общности интересов и о желании найти любимую книгу. Трижды повторяется предложение «они перешагнули….необычное зрелище». В первом абзаце (предложение 6) эта фраза звучит как бы «про себя», не вслух. В четвёртом абзаце (13) эта фраза звучит более эмоционально. Герой произносит её под впечатлением увиденного. В восьмом абзаце (21) фразу повторяет Васька, будучи заворожённым «совершенно необычайным зрелищем», открывшемся ему в лесу.

Анна Сергеевна права, повтор повтору рознь. Одни повторы делают текст нестройным, корявым, другие же раскрывают авторский замысел, добавляют экспрессию.

ВАРИАНТ 4.

Зачем придумывают новые слова?

Новые слова, или неологизмы, появляются в языке главным образом для обозначения новых явлений, понятий в науке и технике, политике и спорте и других областях человеческих отношений. Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. Так зачем же придумывают новые слова?

В предложении (?) автор говорит о людях, которые заботятся только о собственном благополучии. Он называет их «себятниками», и это как нельзя точнее можно сказать о людях, живущих ради собственного «я». Существуют неологизмы, созданные писателями, так называемые авторские неологизмы. Они придают речи торжественность, яркость, необычность и выразительность. Но могут обозначать и новое явление в человеческом обществе. О таком неологизме идёт речь в предложении (?). Мне кажется, слово «человекоружьё» обозначает что-то безобразное, мыслящее, угрожающее всему живому на земле. Слово активно участвует в построении образа – образа оголтелых людей.

Следовательно, новые слова придумываются для того, чтобы точнее, ярче дать характеристику новому явлению или понятию.

ВАРИАНТ 5.

РОЛЬ ЛЕКСИЧЕСКТИХ ПОВТОРОВ В КНИЖНОЙ РЕЧИ.

Лексические повторы обычно свидетельствуют о неумении чётко и лаконично сформулировать мысль. В книжной речи лексические повторы несут на себе определённые функции. Писатель при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у читателя нужную реакцию на сообщение – интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Писатель, владея разнообразными средствами языка, может повлиять на положительную реакцию читателя. В этом случае можно говорить о выразительности речи.

В предложениях 1 и 2 текста В. Песков повторяет слово «серенький». Автору хочется передать с помощью этого слова и состояние окружающей среды, и своё внутреннее состояние. Он пытается пробудить в нас то же чувство, какое испытывает сам. Лексический повтор выражает экспрессию, служит средством выразительности речи. В предложениях 15, 16 и 17 в роли сцепляющих слов выступают указательные местоимения «этим», «это», а в предложениях 18 и 19 союз «или». В данных примерах лексические повторы усиливают связь предложений в тексте. В иных случаях лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие. Таким примером служит слово «жизнь» из предложений 21, 22, 23, 24.

Всё сказанное означает, что в книжной речи лексические повторы выполняют разные функции, служащие выразительности речи.

ВАРИАНТ 6.

О богатстве речи можно судить по тому, как мы используем синонимы родного языка. Синонимы обладают большой смысловой выразительностью, служат важным средством обогащения языка. Они могут быть смысловыми и стилистическими. Смысловые отличаются друг от друга только оттенками значений и служат средством детализации, выделения того или иного признака определенного понятия. Большая часть синонимов - стилистические. Они выполняют экспрессивную функцию. Употребляются в различных стилях речи, являются показателем повышения или понижения стиля.

Синонимы помогают избежать повторения одних и тех же слов, оживляют и разнообразят речь, способствуют передаче тончайших смысловых оттенков. Но писатели не механически заменяют повторяющееся слово его синонимом, а учитывают при этом смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.

Кроме лексических, словесных синонимов, в языке есть фразеологические (бить баклуши - бездельничать). Синонимичными могут быть и синтаксические конструкции (причастный оборот и придаточная часть СПП определительного).

РОЛЬ СИНОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Русский язык богат синонимами. В любом синонимическом словаре можно увидеть два-три, а то и десять синонимичных слов, что определяет большие выразительные возможности русской лексики. Причем синонимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют писательский труд, потому что чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим. Совершенно однозначных слов в русском языке немного: лингвистика - языкознание, тут - здесь, в течение - в продолжение и т.п. Более распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Синонимы могут употребляться в речи прежде всего для замещения одних слов другими, а также с целью уточнения мысли, более чёткому её выражению, усилению и выделению или передачи различных качественных оттенков действия, признака (солнце сияло, блестела трава, сверкала река). Синонимы употребляются и как средство разнообразных оценок (лицо – физиономия).

В тексте А. Приставкина примером качественных оттенков признака могут служить синонимы «смирный, усталый» (5), «сильно, позорно» (3). Синонимы связывают части текста и позволяют избежать неоправданных повторов одного и того же слова. Примером тому служат слова «люди» и «они» (13). Существуют контекстуальные синонимы, которые фактически синонимами не являются, а служат средством замены повторяющихся однокоренных слов. Контекстуальные синонимы помогают устранить неоправданные повторы слов: «лошадью» - «она» - «животное» - «лошадь» (19-22).

Нередко в художественном тексте используется одновременно несколько синонимов. Рассмотрим предложения 22-25. «Начал бить» и «бил» - синтаксические синонимы, «стучал», «молотил», «бил» - лексические. В этом случае они получают определенную стилистическую нагрузку. Нанизывая синонимы, автор достигает усиления, акцентирования основного значения слова.

Таким образом, употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной. Синонимы помогают избежать однообразия изложения. Умелое использование синонимов – один из признаков точной и выразительной речи.

ВАРИАНТ 7

РОЛЬ ТИРЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Знаки препинания помогают устанавливать смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

Многие знаки выполняют исключительно смысловую роль, притом часто с эмоциональной окраской. Большая смыслоразличительная роль отводится, например, тире.

Тире, прежде всего, означает всевозможные пропуски – пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место.

Попытаемся определить роль тире в предложенном тексте В. Сухомлин-ского. В предложениях 1 и 3 тире обозначает пропуск связки. Это употребление тире между подлежащим и сказуемым. В предложениях 18, 27, 32 тире выполняет другую функцию: пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Тире может выступать и как своеобразный отграничитель. Примером могут служить предложения 31 – 33. Тире здесь сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи и при абзацном расположении реплик диалога.

Можно с уверенностью сказать, что Игорь прав. Тире – это очень мощный, содержательный знак препинания, выполняющий как структурную, так и смысловую функцию в предложении.

ВАРИАНТ 8

Прямая речь - это передача чужой речи, сохраняющая содержание и форму. С ее помощью создается впечатление подобия точного воспроизведения чужой речи. Тогда становится понятным, к кому обращена речь, при каких обстоятельствах она произносится.

Диалог, конечно, тоже несет определенную значимость. Мы можем узнать, сколько лиц участвуют в разговоре, кто и кому что говорит, какая обстановка, интонация слов.

Прямая речь может передавать высказывание другого лица, слова самого говорящего, чьи-нибудь мысли. Особая роль отводится словам автора, которые указывают, кому они принадлежат, к кому обращены, при каких обстоятельствах произнесены.

Диалог и прямая речь. Их роль в языке.

Прямая речь - это чужая речь, точно воспроизведенная и переданная от лица того, кто ее произнес (написал).

Предложения с прямой речью включают два компонента: пря-мую речь, где воспроизводится чужая речь, и вводящие слова, в которых указывается, кем эта речь была сказана, а также могут быть раскрыты обстоятельства речи (когда, где, почему и т. д.). Вводящие слова связаны с прямой речью по смыслу и интонационно и могут следовать за ней, предшествовать ей и разрывать ее на части.

В прямую речь могут входить одно или несколько предложений, разных по структуре, интонации, модально-временным планам. Функционирующая для точной передачи чужого высказывания, прямая речь может включать личные местоимения, указывающие на говорящее лицо, а также соответствующие притяжательные местоимения, междометия, обращения, вводные конструкции, не-полные предложения. Помимо этого, может включать более разнообразные по стилистической окраске слова и фразеологические сочетания, что позволяет пере-давать в художественной литературе особенности речевой манеры персонажей.

Благодаря своей выразительности, прямая речь используется в литературе как средство характеристики персонажей. Вспомним экспрессивные речи Простаковой, Хлестакова и других героев русской литературы.

Вводящими словами могут быть существительные: слова, вопрос, голос, шепот, восклицание и глаголы со значением речи или мысли: сказать, спросить, приказать, ответить, крикнуть, подумать, решить, вспомнить и т. д.

Вводящие слова могут иметь форму неполных предложений.

Диалог - это прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц. Предложения, произносимые участника-ми диалога, называются репликами. Каждая реплика начинается с новой строки. Перед репликой ставится тире. Кавычки не сохраняются. Реплики диалога могут сопровождаться вводящими словами, образуя типичные конструкции с прямой речью, а могут и не иметь их.

Ответные реплики диалога часто представляют собой неполные предложения, которые содержат лишь «новое». Каждая реплика должна быть семантически емкой, но краткой. Акт обще-ния обусловливает лаконизм реплик, их смысловую насыщенность. Поэтому в репликах звучит обычно только «новое», «данное» или не повторяется, или произносится скороговоркой.

В предложенном тексте Ю. Тынянова в предложении 8 реплика оформлена в виде диалога без вводящих слов. Предложения 32-36 представляют собой диалог, состоящий из нескольких реплик, принадлежащих одному человеку. Диалог передаёт особенность разговорной речи: эмоциональность, экспрессивность. Участники коммуникации пользуются как вербальными, так и невербальными средствами общения. В диалоге, как и в прямой речи, широко употребительны обращения, определённо-личные предложения, неполные предложения, вводные слова (32, 33, 34, 35).

ВАРИАНТ 9

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕГДА СТАВЯТСЯ ЗАПЯТЫЕ ПЕРЕД СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ?

Правило требует, чтобы в сложноподчинённом предложении главная часть и придаточное разделялись запятой или запятыми. Всегда ли работает это правило? Нет ли примечаний к этому правилу? Оказывается, известное правило о выделении придаточных запятыми осложняется рядом случаев, когда знаки снимаются.

Рассмотрим предложение 40. Предложение оформлено в виде прямой речи, разорванной словами автора. Прямая речь представляет собой сложное предложение с разными видами связи: союзной и бессоюзной, объединённых в две смысловые части. Первая часть представляет собой сложносочинённое предложение с противительным союзом. Вторая часть – сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Придаточное присоединяется к главному при помощи союзного слова «кого» и отделяется запятой. Здесь всё верно.

Другой пример. Предложение 30 – сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Сложноподчинённое предложение с однородными придаточными и сложноподчинённое предложение с придаточным времени образуют две смысловые части. Связь между ними – бессоюзная. В обеих смысловых частях между главной и придаточной частью запятая не ставится.

Этот случай регулируется следующим правилом. Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз. В случае если сочинительный союз повторяющийся, запятая не ставится только перед первым придаточным.

ВАРИАНТ 10

РАЗРЯДЫ И ФУНКЦИИ ЧАСТИЦ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Частица - служебная часть речи, служащая для выражения различных смысловых оттенков какого-либо члена предложения или предложения в целом, а также для образования наклонений. Частица вносит дополнительные смысловые оттенки в предложение и служит для образования форм слова. Значение частиц весьма богато и разнообразно. При помощи частиц в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чём-то, восхищение и многое другое.

В предложенном тексте присутствуют все разряды частиц. В предложении 10 частица бы – формообразующая, она образует форму условного наклонения. В предложениях 10, 11, 14 отрицательная частица не. Модальные частицы встречаются в предложениях 1, 15, 18, 17. Частица лишь и только выделительно-ограничительные, даже и же – усилительные.

Предложение или слово, употреблённые с частицами, получают дополнительные оттенки значения. Речь становится ярче, точнее, конкретнее. Придавая различные оттенки значения членам предложения и целым предложениям, частицы обогащают нашу речь, делают её эмоциональнее.

ВАРИАНТ 11.

ЗАПЯТАЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ И НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ (употребление и неупотребление).

На письме без запятых не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. Так знаки препинания при определениях ставятся в том случае, если они выступают в роли однородных членов, указывая на одновременность, чередование событий. В другом случае они несут эмоциональную нагрузку, являясь эпитетами («тонкая, неповторимая атмосфера...»). Однако запятая может и не ставиться при определениях, если они характеризуют предмет с разных сторон: место и материал («донные иловые отложения»).

Таким образом, запятые в предложениях с определениями ставятся при определенных условиях.

ВАРИАНТ 12

ФУНКЦИИ ТИРЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тире – многофункциональный знак. Оно выполняет функции и чисто структурные, и смысловые, и экспрессивные.

Какие же функции тире выполняет в тексте, взятого из материалов периодической печати? Попытаемся разобраться. В предложениях 7, 15, 17, 18, 19 тире выполняет структурную функцию: пропуск связки в сказуемом, пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Здесь оно означает не просто пропуски слов вообще, а слов как членов предложения, как структурных элементов предложения. Другую функцию – функцию экспрессивную - тире выполняет в предложении 27. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создаёт тем самым эмоциональную напряжённость и остроту. Выделенная с помощью тире эмоциональная сторона речи, её напряжённость и динамичность подчиняются манере изложения.

Итак, тире – один из самых ёмких в смысловом отношении знаков препинания, диапазон которого действительно широк.

ВАРИАНТ 13

РОЛЬ ТИРЕ В ТЕКСТЕ

Функциональная многозначность такого пунктуационного знака как тире ни у кого не вызывает сомнения. Есть у тире просто поразительная особенность. Оказывается, «эта чёрная полоса чернил» (так называли тире в конце 18 века) способна играть контрастные роли, выполнять полярные функции. Убедимся в этом.

Известно, что одно из основных значений тире – противопоставление, более или менее резкое. Именно в этом значении употреблено оно в предложении 7 прочитанного текста. В этом контексте тире противопоставляет то, что было на этом месте раньше и теперь: «были болота, теперь - асфальтированные улицы». Ещё пример. В предложении 1 употреблено тире между подлежащим и сказуемым. По правилу – если подлежащее выражается личным местоимением – здесь не должно быть тире, но при логическом подчёркивании допускается постановка этого знака. В предложении 11 употребление тире регулируется правилом: тире при обособлении приложений, если перед последним можно вставить «а именно». В предложении 19 тире выступает как знак интонационной «неожиданности».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что значимость знаков препинания, в особенности тире, в современных текстах очень велика, и функции их усложняются. Подчас они выступают не только как различители смысла, но и служат речевой экономии. А это значит, что употребление этого знака должно быть мотивировано.

ВАРИАНТ 14

РОЛЬ ЦИТАТ В ТЕКСТЕ

Одним из способов передачи чужой речи являются цитаты. Назначение цитат, способ их включения в авторскую речь обусловлены стилями и формами речи (устной и письменной), степенью важности точной передачи чужого высказывания. Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты выделяются кавычками. Цитаты принято документировать, т.е. указывать их источники. Цитирование чужих высказываний может оформляться с разной степенью полноты, точности и т.д. Они могут представлять собой как большие отрывки текста, так и отдельные предложения или их части.

Чаще всего цитаты оформляются в виде прямой речи и сопровождаются словами автора. Примером такого оформления может служить предложение 7 и 23. При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. Примером такого цитирования в тексте являются предложения 1 и 2.

Цитаты часто используются в разговорной речи. Нередко говорящий приводит строки из художественных произведений (особенно поэтических), высказывания писателей и общественных деятелей не только для того, чтобы подтвердить или пояснить свою мысль, но и для того, чтобы ярче выразить её. Цитаты могут выступать и в роли эпиграфа. В этом случае текст обычно кавычками не выделяется, а ссылка на источник даётся на следующей строчке.

Включённые в текст цитаты всегда интересны. Они придают аргументам весомость, а всему произведению добавляют достоверности.

ВАРИАНТ 15

РОЛЬ АРХАИЧНЫХ СЛОВ В РЕЧИ

Причина появления архаизмов – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие, наполняясь новым содержанием.

Вытесняемые из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого, они необходимы в исторических романах и очерках – для воссоздания быта и языкового колорита эпохи. Архаизмы используются прежде всего в стиле художественной литературы для создания убедительных картин исторической эпохи, для достоверности в передаче особенностей речи персонажей, языка того времени.

Какую же роль играют архаизмы в тексте М. Лермонтова? Очевидно, говоря о величии Москвы, одушевляя этот город, Лермонтову не представляется возможным использование стилистически нейтральной лексики. Трудно представить на месте слов «взирает», «начертано», «на челе» (предложение 4) общеупотребительные «смотрит» или «глядит», «написано», «на лбу». Текст станет не только нейтральным по настроению, но и «приобретёт» оттенок обыденности, даже будничности. Для описания великолепия Москвы и её окрестностей автор отбирает наиболее выразительные лексические средства. В данном тексте для придания речи взволнованного, торжественного характера поэт прибегает к устаревшим словам.

Архаизмы имеют в современном языке синонимы. Но что получится, если заменить фразу «державный венец на челе грозного владыки» (предложение 9) современной лексикой? Фраза станет колючей, потеряет возможность передать без искажения мысль автора, затруднит её восприятие читателем.

Кремль вобрал в себя всю историю страны с древности до наших дней, поэтому употребление устаревших слов в тексте Лермонтова уместно, обусловлено замыслом писателя. Торжественность, возвышенность повествования в тексте поддерживается не только архаизмами, но и синтаксическим строем предложений. Начало текста представляет собой сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Первая смысловая часть представляет собой СПП с комбинированным подчинением: однородное подчинение (три первых простых предложения), параллельное (придаточные изъяснительные и придаточное причины), последовательное (придаточное определительное после придаточного причины). Начало предложения характеризуется интонационным нарастанием, интонационной градацией, которые поддерживаются устаревшим союзом «ибо». Для выражения основной мысли М.Лермонтов пользуется как синтаксическими выразительными средствами, так и лексическими, в том числе архаичными словами и выражениями.

Таким образом, использование устаревшей лексики в текстах, рассказывающих об исторических памятниках, передающих колорит эпохи, для выражения чувства восхищения не только оправдано, но и необходимо. Благодаря архаичным словам мы слышим страстный, взволнованный, исполненный пафоса голос патриота, сына Отечества.

ВАРИАНТ 16

РОЛЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ В РЕЧИ.

Роль однородных членов в предложении различна. Они могут указывать на перечисление, на чередование действий, предметов, их признаков, каких-либо явлений, событий, происходящих в жизни людей, на неопределенность впечатлений от того, что происходит вокруг.

Однородные члены предложения выступают и как средство выразительности нашей речи. Делают ее яркой, насыщенной. Это в том случае, когда они характеризуют предмет с одной стороны («тяжелые, холодные»...). А могут указывать так же и на одновременность происходящего, на противопоставление.

В предложенном тексте П. Чайковского однородные члены выполняют следующую функцию: однородные сказуемые «пускает», показывается», «пускает» подчёркивают последовательность действия (2). В этом предложении не один, а три ряда однородных членов: «силой и быстротой», «пускает», показывается», «пускает», «стебелёк, листья, сучья и цветы». Ряды однородных членов несут особую смысловую нагрузку, способствуют раскрытию содержания произведения, созданию конкретного художественного образа.

Союз «и», употреблённый перед последним из однородных членов указывает на завершённость и придаёт законченность высказыванию.

Другой пример. В предложении 9 однородные определения «холодный, рассудочный, технический» соединяются только интонацией. Это делает предложение стилистически нейтральным. Выбрав конструкцию с однородными членами без союзов, автор пытается показать сложнейший творческий процесс, происходящий внутри человека.

Документ

Проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и состав его участников в 2009 году Апробация новой формы государственной (итоговой ) аттестации по русскому языку выпускников IX классов в Тамбовской...

  • Рабочая программа предпрофильного элективного курса «подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе краеведческого материала»

    Заседание

    ... Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе краеведческого материала» для 9 класса ... по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов ...

  • О результатах государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников ix классов

    Анализ

    ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ ) АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ... по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала ... уроках предъявлять дидактические задания, способствующие... сторону речи. При подготовке к ГИА...

  • И переподготовки работников образования» методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам

    Методические рекомендации

    Догадки. Пособия для подготовки к Государственной (итоговой ) аттестации выпускников IX классов по иностранному языку в новой форме... для работы в классе с учителем, так и для при повторении пройденного материала . Для ...

  • И переподготовки работников образования» методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам (1)

    Методические рекомендации

    Догадки. Пособия для подготовки к Государственной (итоговой ) аттестации выпускников IX классов по иностранному языку в новой форме... для работы в классе с учителем, так и для самостоятельной работы учащихся при повторении пройденного материала . Для ...

  • То после них поставьте двоеточие, откройте , а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном закрываются кавычки и ставится точка.

    Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

    Он воскликнул: «Как вид из окна!»

    Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с , в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски - после кавычек и перед тире.

    Примеры: «Я буду сейчас играть», - сказал Андрей.

    «Что ты делаешь?» - спросил он.

    «Как прекрасен вид из окна!» - воскликнул он.

    Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:

    Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.

    Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» - и устремил взгляд в море.

    Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

    Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» - «Два месяца». - «Вы будете мне звонить или писать?» - «Да, конечно!»
    С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

    Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.

    Давайте зайдем в кафе.

    Оформление цитат:

    Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

    Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

    Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

    Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут бурю».

    Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

    Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

    Высказывание другого лица, включенное в авторское повествование, образует чужую речь . Чужая речь, воспроизведенная дословно, с сохранением не только ее содержания, но и формы, называется прямой речью . Чужая речь, воспроизведенная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания, называется косвенной .

    Прямая и косвенная речь различаются не только дословной или недословной передачей чужой речи. Главное различие прямой речи и косвенной заключается в способе включения той и другой в речь авторскую. Прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), а косвенная речь оформляется в виде придаточной части в составе сложноподчиненного предложения, в котором главную часть составляют слова автора. Ср., например:Молчание длилось долго. Давыдов перевел глаза на меня и сказал глухо: «Не я один отдал жизнь пустыне» (Пауст.). - Давыдов перевел глаза на меня и сказал глухо, что не он один отдал жизнь пустыне . При переводе прямой речи в косвенную при необходимости меняются формы местоимений (я - он ).

    Лексическое различие прямой и косвенной речи отнюдь не обязательно. Например, прямая речь может воспроизводить чужую речь не дословно, но обязательно с сохранением ее формы (в виде самостоятельного предложения). Об этом свидетельствуют слова со значением предположения, введенные в авторскую речь: Он сказал примерно следующее... В то же время косвенная речь может дословно воспроизводить чужую речь, но оформляется она несамостоятельно, ср.: Он спросил: «Скоро ли приедет отец?» (прямая речь). - Он спросил, скоро ли приедет отец (косвенная речь).

    При сближении форм передачи чужой речи, т.е. прямой и косвенной, образуется особая форма - несобственно-прямая речь . Например: Угрюмый день без солнца, без мороза. Снег на земле за ночь растаял, лежал только на крышах тонким слоем. Серое небо. Лужи. Какие там санки: противно даже выйти во двор (Пан.). Здесь чужая речь приведена дословно, но вводящих ее слов нет, она формально не выделена в составе авторской речи.

    Прямая речь передает: 1) высказывание другого лица, например: Пораженный, он спрашивал: «Но зачем же вы ходите на мои лекции?» (М. Г.); 2) слова самого автора, например: Я говорю: «Что ему надобно?» (Т.); 3) невысказанную мысль, например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» (Т.).

    В авторской речи обычно имеются слова, вводящие прямую речь. Это прежде всего глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спрашивать, спросить, ответить, подумать, заметить (в значении «сказать»), проговорить, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать, вставить и др. Вводить прямую речь могут и глаголы, характеризующие целевую направленность высказывания, например: упрекнуть, решить, подтвердить, согласиться, поддакнуть, посоветовать и др. Кроме того, иногда используются и глаголы, обозначающие сопутствующие высказыванию действия и эмоции, например: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться и др. В таких случаях прямая речь имеет ярко выраженную эмоциональную окраску, например:«Куда же вы?» - ужаснулся Старцев (Ч.); «Тоже, скажи, пожалуйста!» - усмехнулся Дымов (Ч.); «Да куда едем?» - хихикнул Супругов (Пан.).

    В роли вводящих слов иногда употребляются некоторые имена существительные. Как и вводящие прямую речь глаголы, они имеют значение высказывания, мысли: слова, восклицание, вопрос, возглас, шепот и другие, например: «Парнишка лег?» - послышался через минуту шепот Пантелея (Ч.).

    Прямая речь может располагаться по отношению к авторской в препозиции, в постпозиции и в интерпозиции, например: «Говори мне о будущем», - просила она его (М. Г.); И, когда он протянул руку ей, она, поцеловав ее горячими губами, сказала: «Прости меня, я виновата перед тобою» (М. Г.); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче... (Ч.). Кроме того, прямая речь может быть разорвана авторскими словами, например: «Синьорина - мой постоянный оппонент, - сказал он, - не находит ли она, что в интересах дела будет лучше, если мы познакомимся ближе?» (М. Г.).

    В зависимости от места расположения прямой речи меняется обычно порядок расположения главных членов предложения в авторской речи. Вводящие прямую речь слова оказываются всегда рядом с ней. Так, в авторской речи, предшествующей прямой, глагол-сказуемое помещается после подлежащего, например:...Кермани весело сказал: «Гора становится долиной, когда любишь!» (М. Г.). Если же авторские слова располагаются после прямой речи, глагол-сказуемое предшествует подлежащему, например: «Ты будешь архитектором, да?» - внушала и спрашивала она (М. Г.).

    Косвенная речь - это чужая речь, переданная автором в форме придаточной части предложения с сохранением ее содержания.

    В отличие от прямой речи, косвенная речь всегда располагается после авторских слов, оформленных в виде главной части сложноподчиненного предложения. Ср.: «Сейчас все переменится»,- сказала дама (Пауст.). - Дама сказала, что сейчас все переменится .

    Для введения косвенной речи употребляются разные союзы и союзные слова, выбор которых связан с целенаправленностью чужой речи. Если чужая речь представляет собой повествовательное предложение, то при оформлении ее в виде косвенной используется союз что, например: После некоторого молчания дама сказала, что в этой части Италии лучше ездить ночью без света. Ср.: После некоторого молчания дама сказала: «В этой части Италии лучше ездить ночью без света» (Пауст.).

    Если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то при оформлении косвенной речи используется союз чтобы , например: Ребята кричат, чтоб я помог им траву увязать (Шол.). Ср.: Ребята кричат: «Помоги нам траву увязать!» .

    Если чужая речь представляет собой вопросительное предложение, в составе которого имеются вопросительно-относительные местоименные слова, то при оформлении косвенной речи эти местоименные слова сохраняются, и дополнительно союзов не требуется. Например: Я спросил, куда идет этот поезд . Ср.: Я спросил: «Куда идет этот поезд?» .

    Если же в чужой речи, оформленной как вопросительное предложение, нет местоименных слов, то косвенный вопрос выражается при помощи союза ли . Например: Я спросил его, будет ли он занят . Ср.: Я спросил его: «Ты будешь занят?» . В тех случаях, когда вопросительная частица имеется в чужой речи, она при оформлении косвенной переходит в союз, например: «Не погасить ли огарок?» - спросил Андерсен (Пауст.). Ср.: Андерсен спросил, не погасить ли огарок .

    При оформлении чужой речи в виде косвенной происходят некоторые лексические изменения. Так, например, эмоциональные лексические элементы, имеющиеся в чужой речи (междометия, частицы), в косвенной речи опускаются, и значения, выражаемые ими, передаются иными лексическими средствами, причем не всегда точно, а приблизительно. Ср.: Иногда Чмырев вздыхает, глубоко и тоскливо; «Эх, кабы грамотен был я да кабы научен, доказал бы я все начала, ей-бо-о!..» (М. Г.). - Иногда Чмырев вздыхает, глубоко и тоскливо, что кабы грамотен он был да кабы научен, доказал бы он все начала .

    В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, а также формы личных глаголов употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего. Ср.:«Грустно говоришь», - перебивает печник (М. Г.). - Печник замечает, что я грустно говорю; Он сказал мне: «Я тебе помогу написать отчет». - Он сказал, что поможет мне написать отчет .

    Прямая речь и косвенная могут иногда смешиваться. В таком случае в придаточной части (косвенная речь) сохраняются все лексические особенности речи прямой вплоть до экспрессивных и стилистических черт. Подобное смешение двух форм передачи чужой речи характерно для разговорного стиля, такая речь называется полупрямой . Например: Степан сказывал мне по моем возвращении, что «Яков Емельянович почти всю ночь не почивали, все ходили по комнате» (Акс.); Отец отвечал равнодушно, что у него есть дело поважнее концертов и всех заезжих виртуозов, но, впрочем, посмотрит, увидит, и если выдастся свободный часок - отчего же нет? когда-нибудь сходит (Дост.).

    Существует особый способ передачи чужой речи, который содержит в себе особенности как прямой речи, так и отчасти речи косвенной. Это несобственно-прямая речь , специфика ее заключается в следующем: как и прямая речь, она сохраняет особенности речи говорящего - лексико-фразеологические, эмоционально-оценочные; с другой стороны, как и в косвенной речи, в ней выдерживаются правила замены личных местоимений и личных форм глаголов. Синтаксической особенностью несобственно-прямой речи является невыделенность ее в составе речи авторской.

    Несобственно-прямая речь не оформляется как придаточная часть (в отличие от косвенной) и не вводится специальными вводящими словами (в отличие от прямой речи). Она не имеет типизированной синтаксической формы. Это чужая речь, непосредственно включенная в авторское повествование, сливающаяся с ним и не отграничивающаяся от него. Ведется несобственно-прямая речь не от имени лица, а от имени автора, рассказчика, чужая речь воспроизводится в речи автора с присущими ей особенностями, но в то же время не выделяется на фоне авторской речи. Ср.: Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!» (прямая речь). - Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль (косвенная речь). - Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль! (несобственно-прямая речь).

    Несобственно-прямая речь - это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования. Например:

    Толька вышел в огород. На высоких грядах, покрытых снегом, растекалось солнце. Беззаботно синело небо. Воробей присел на забор, подпрыгнул, повернулся вправо и влево, воробьиный хвост задорно торчал вверх, круглый коричневый глаз удивленно и весело поглядел на Тольку, - что такое происходит? Чем это пахнет? Ведь до весны еще далеко! (Пан.);

    Она была безжалостна, она ничего не прощала людям. В своем юном задоре она не понимала, как это можно опуститься до того, чтобы клевать носом у конвейера. Что вам снится, гражданка? Убирайтесь спать домой, я справлюсь без вас...

    Иногда и ее размаривало от усталости. Тогда она не запевала песни, как другие делали: пение отвлекало ее от работы. Она предпочитала поссориться с кем-нибудь, чтобы взбодриться, - например, придраться к контролерам, что они два раза просматривают один и тот же взрыватель. Видимо, им двоим тут делать нечего; так пусть, которая лишняя, идет в транспортеры. Пусть кинут жребий - кому оставаться на конвейере, кому возить тележки...

    А то можно было поднять шум на весь цех, чтобы сбежались и профорг, и парторг, и комсорг, и женорг, все орги, сколько их есть, и сам начальник товарищ Грушевой: что за безобразие, опять ящики не подают вовремя, она двенадцать минут просидела без капсюлей, держат бездельников, когда это кончится!.. Ей очень нравилось, что все начинают ее уговаривать, а Грушевой бежит звонить по телефону, кого-то распекать и жаловаться директору (Пан.).

    В художественной литературе часто несобственно-прямая речь употребляется в виде второй части бессоюзного сложного предложения и отражает реакцию действующего лица на воспринимаемое им явление. Например: Ах, как хорошо было участковому Анискину! Поглядел на ситцевые занавески - эх, какие веселые! Потрогал ногой коврик - эх, какой важный! Вдохнул комнатные запахи - ну, как в детстве под одеялом! (Лип.).

    Татьяна Корась

    Уважаемые коллеги!

    П равильная, чистая и выразительная речь – один из важнейших критериев готовности ребенка к обучению в школе. Но не каждый ребенок может овладеть ею самостоятельно. Как показывает практика, до 70 процентов детей в той или иной степени нуждаются в помощи специалиста-логопеда. Подготовка артикуляционного аппарата, формирование звуков, введение их в речь ребенка – процесс кропотливый и зачастую длительный. Как быстро начнет ребенок пользоваться новыми звуками, зависит от многих факторов: это и его индивидуальные физиологические особенности, состояние его соматического и неврологического здоровья, частота, и регулярность занятий с логопедом, и, конечно, заинтересованность, вовлеченность в процесс коррекции всех окружающих взрослых. Первые заинтересованные лица – это родители, но в будние дни ребенок большую часть времени проводит в детском саду, и тут его главные помощники – воспитатели.

    Как же помочь ребенку начать легко и бегло использовать в обиходной речи новые и такие непривычные звуки? Есть два основных направления в этой работе – это тотальный контроль за произношением (к сожалению, не обойтись без настойчивости и твердости). И автоматизация, закрепление поставленных звуков в различных играх, игровых ситуациях, знакомых нам по занятиям по развитию речи и звукопроизношению. Единственным требованием в этом случае является подбор картинного и речевого материала таким образом, чтобы отрабатываемый звук занимал в нем лидирующую позицию. Здесь на помощь придут альбомы по автоматизации на все группы звуков (свистящие, шипящие, соноры, которые можно приобрести в книжных магазинах (авторы Комарова, Ларина, Резниченко, Лебедева и др., а также логопедические лото. Их использование сделает досуг детей (и не обязательно «речевых») не только полезным в плане автоматизации звуков, но и развивающим, увлекательным и интересным.

    Работа по формированию лексико-грамматического строя, развитию фонематического слуха, совершенствованию связной речи, основ фонематического анализа и синтеза – все это присутствует, но произносительный навык отрабатывается любом упражнении, любой игре, так подобран картинный материал.

    Дидактические же приемы: «найди ошибку» (из 3-х слов, в одном произнести автоматизируемый звук неверно, ребенок исправляет, «чего не стало?», «что появилось?», «сфотографируй глазками?» (запоминает и проговаривает верно названия 5-6 картинок, «подбери слово» (простые ассоциации, «половинки» (я назову начало, или конец слова, а ты закончи, «хлопушки» (деление на слоги, «жадина»(согласование с местоимениями моя, моя, мое, «цепочка»(запомнить и повторить 4-5 слов из 9-10 в заданной последовательности) и многие другие - станут быстрой игрой в любой ситуации.


    Еще одно направление работы – использование разнообразных схем. Это и составление рассказов по лексическим темам, и описательные рассказы, и заучивание чистоговорок, стихов, в этом случае читающим детям можно добавить и работу по формированию навыка чтения. Но не забываем об основной нашей задаче – автоматизации произносительного навыка, т. е каким бы сложным и интересным не был сочиняемый текст, контролируйте вместе с ребенком автоматизируемые звуки.


    И, конечно, работа по заучиванию чистоговорок, стихов, содержащих закрепляемые в речи звуки. Здесь предоставляются широкие возможности для работы над мелодико-интонационной стороной высказывания («расскажи тихо-громко.», «высоким или низким голосом», «представь, что ты бабушка и расскажи.», «что ты медведь.», «представь, что у тебя грустное, веселое, сердитое, удивленное настроение, расскажи.» и т. д.)


    Можно предложить детям рассказать хором, по строчке, от имени какого-то персонажа из стихотворения. Не забываем и о выразительности речи, смысловой, интонационной окрашенности, ведь - это практически актерская работа – и интересно, и приобретаются новые навыки смелого и уверенного речевого поведения, соревновательный момент тоже присутствует.


    Ниже приведем речевой материал, используемый для автоматизации в обиходной речи шипящих и соноров, возможно он будет вам полезен. Главное же, что всегда работает – ваш неподдельный интерес и искренняя заинтересованность в результатах, ребенок должен быть всегда уверен в вашей поддержке, и не жалейте похвал, ведь дети, как и боги, любят бывать там, где их хвалят. Так пусть рядом с нами малышам всегда будет комфортно, интересно и весело!

    Шипящие звуки (Ж, Ш, Ч, Щ)

    Ш апка да шубка – вот и наш Мишутка.

    Маша сшила для мартышки

    Шубу, шапку и штанишки.

    Ж ук упал и встать не может,

    Ждет он – кто ему поможет.

    Л ежебока, рыжий кот отлежал себе живот.

    У кукушки – кукушонок,

    У лягушки – лягушонок.

    А у Пашки и у Лушки –

    От солнышка веснушки.

    Кукушка кукушонку купила капюшон,

    Надел кукушонок капюшон,

    Как в капюшоне он смешон.

    Б егом Андрюшка бежит за лягушкой,

    Прыжком лягушка ушла от Андрюшки.

    М ыши жадные шуршали,

    Шоколад в шкафу жевали.

    А потом всю ночь чихали,

    Нашей кошке спать мешали.

    М ы у мышки были,

    Чай из чашек пили.

    Кушали лепешки,

    Ватрушки да пышки.

    Мышка играла на губной гармошке,

    От души плясала,

    Натрудила ножки.

    Ш есть мышат в камышах шуршат.

    Ш есть мышей несли сорок грошей,

    Две мыши поплоше несли по два гроша.

    С аша шустро сушит сушки,

    Саша высушит штук шесть.

    И спешат, спешат старушки

    Сушек Сашиных поесть.

    С лишком много ножек у сороконожек.

    Ж аба в лужице сидела,

    Жадно на жука глядела.

    Жук жужжал, жужжал, жужжал,

    И на ужин к ней попал.

    Д ело в общем было так,

    Сшил червяк себе пиджак,

    Встретил жабу, задрожал,

    И под кочку убежал.

    Ч ищу овощи для щей.

    Сколько нужно овощей?

    Три картошки, две морковки,

    Лука полторы головки,

    Да капусты кочешок,

    Да петрушки корешок.

    Раз, два, три – огонь зажжен,

    Кочерыжка, выйди вон!

    Щ еткой чищу я щенка,

    Щекочу ему бока.

    Ч ерепаха, не скучая,

    Час сидит за чашкой чая.

    Барсучиха-бабушка испекла оладушков.

    Угостила двух внучат,

    Двух драчливых барсучат.

    Барсучата не наелись,

    Дружно ложками стучат.

    Ну-ка, сколько барсучат

    Ждут добавки и молчат?

    Звуки Л и ЛЬ.

    Б ыло небо голубое,

    Было солнце золотое,

    На крылечке кот лежал.

    Мальчик деревце сажал,

    Время медленно текло,

    Было тихо и тепло.

    Б елая болонка пила у колонки,

    Пила у колонки белая болонка.

    На полу голодный кот

    Ел холодный эскалоп.

    К ошка Алла молоко лакала,

    А лакомка Полка молоко не лакал.

    Л ошадь лапти покупала,

    Лыковые лапоточки.

    Лошадь голову ломала,

    Подойдут ли лапти дочке?

    В еник пол подметал.

    Веник очень устал.

    Он забрался под стул,

    Он зевнул и уснул.

    Л унный свет голубой

    Спать ослу не давал

    Сел осел на валун,

    И зевал, и зевал.

    И случайно осел

    Проглотил вдруг луну.

    Улыбнулся, зевнул,

    И спокойно уснул.

    Б егал заяц по болоту.

    Он искал себе работу,

    Да работы не нашел,

    Сам заплакал и пошел.

    Я захотел устроить бал.

    И я гостей к себе позвал.

    Купил муку, купил творог,

    Испек рассыпчатый пирог.

    Пирог, ножи и вилки тут,

    Но что-то гости не идут.

    Я ждал, пока хватило сил,

    Потом кусочек откусил,

    Потом подвинул стул, и сел.

    И весь пирог в минуту съел!

    Когда же гости подошли,

    То даже крошек не нашли

    Э й, спасайся поскорей,

    Убежал из кухни клей!

    Никого он не жалеет,

    Всех, кого не встретит – клеит.

    Склеил банки и бутылки.

    Ложки, плошки, чашки, вилки.

    Склеил вешалку и шляпу,

    Склеил лампу и пальто,

    К стулу он приклеил папу не отклеить ни за что.

    Д оедая с маслом булку,

    Братья шли по переулку.

    Вдруг на них из закоулка

    Пес большой залаял гулко.

    Сказал старший: «Вот напасть,

    Хочет он на нас напасть!

    Чтоб в беду нам не попасть,

    Псу мы бросим булку в пасть!»

    Все закончилось прекрасно,

    Братьям сразу стало ясно,

    Что на каждую прогулку

    Надо брать с собою булку!

    У литка Алина в лесу обитала,

    Алине дела в лесу хватало,

    Плясала, гуляла,

    Пила и ела,

    Делала сальто

    И весело пела.

    Звуки Р и РЬ.

    Ш ел Егор через двор,

    Нес топор чинить забор.

    У Егора огород,

    Там есть редька и горох,

    Рядом огород Федоры,

    Там на грядках помидоры.

    Р обкая сорока и рослая ворона

    Прогнали их гороха хромого носорога.

    К раску красную беру,

    Крашу розы поутру.

    Завтра буду синей

    Красить георгины.

    Т ри сороки-тараторки тараторили на горке.

    С орока – на воротах,

    Ворона – на пороге,

    А воробей – на дороге.

    Г риша грыз коржик,

    Орешки грыз Жоржик,

    А Гарик – сухарик.

    В ез корабль карамель,

    Наскочил корабль на мель.

    И матросы три недели

    Карамель на мели ели.

    В зял Валерка тарелку,

    Взял Валерка поднос.

    На подносе тарелку

    Мне Валерка принес.

    Р ано утром спозаранку

    Заводил баран шарманку.

    Разбудил баран шарманкой

    Всех баранов спозаранку.

    С покойной походкой

    Идет по перрону

    С большим чемоданом

    Большая ворона.

    А рядом с вороной,

    Чуть сзади, и сбоку,

    Ее провожая,

    Шагает сорока.

    И все б это было совсем хорошо,

    Если б их поезд давно не ушел

    К рра!- Кричит ворона-

    Крража! Карраул! Гррабеж! Прропажа!

    Вор пробрался утром рано,

    Грош украл он из кармана,

    Карандаш, картонку, пробку!

    И красивую коробку!

    Эй, ворона, не кричи!

    Не кричи, ты, помолчи,

    Жить не можешь без обмана,

    У тебя ведь нет кармана!

    Как! – воскликнула ворона,

    И моргнула удивленно.

    Что ж вы раньше не сказали!

    Карраул! Каррман украли!

    П отерялась буква «Р»!

    Где? В трамвае, например,

    Может мы ее вчера не забрали со двора?

    Потеряли в гастрономе?

    Не нашли за дверью в доме?

    Или спрятали, роверьте,

    В распечатанном конверте?

    Может милиционер приведет к нам букву «Р»?

    Но сказала громко Маша;

    «Отыскалась буква наша!

    Посмотри, как просто это-

    Рыба, рак, река, ракета!»

    К от ловил мышеи крыс,

    Кролик грыз капустный лист.

    В оробей просил ворону

    Вызвать волка к телефону.