Биографии Характеристики Анализ

Задание 15.1 огэ по русскому языку. Советы, как написать сочинение огэ по русскому языку

15.1 Сочинение на лингвистическую тему

Необходимые условия успешного выполнения задания 15.1:

  • объяснить смысл приведенного высказывания;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, иллюстрирующих лингвистическое явление в высказывании, определить их роль в тексте;
  • аргументировать свое объяснение найденными примерами из прочитанного текста;
  • сформулировать вывод, подтверждающий тезис;
  • четко и логично выстроить композицию работы:
  • проверить работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

Структура:

Доказываем тезис (высказывание автора) с помощью двух аргументов (примеры из текста и их роль в тексте) и утверждаем истинность тезиса в выводе .

Схема:

I абзац: вступление . Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания.

II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте.

IV абзац: вывод . Возвращение к тезису и выражение согласия с автором.

1. Использование клише - типовых конструкций, употребляемых в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.

Клише для вступления :

Не могу не согласиться с...

Я поддерживаю мнение...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания

Попробую доказать эту мысль примерами из текста

Клише для аргументации:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...

Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения...

Пример можно найти в предложении №...

Рассмотрим предложение... В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения..., в котором автор использует...

Рассмотрим в качестве примера предложение№... Это подтверждает наш вывод о том, что...

Клише для заключения :

Таким образом, ... Итак, ... В заключение... Как видим, ...

Итак, можно увидеть, что...

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

Принципы работы с клише:

1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

Синонимы, которые помогут избежать повторов:

Он утверждает : считает, пишет, рассуждает, полагает.

Высказывание : цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.

Алгоритм работы:

1. Внимательно прочитайте цитату. Осмыслите ее. О чем в ней говорится? Выделите ключевые слова.

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.

3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.

4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.

Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1

Пример 1

Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: " Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли , того чувства , той доли истины или вдохновения , которыми он обладает, другим людям ".

Шаг 2. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! - украсть.

(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, - наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно - заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.

(20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые - лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, - а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь - это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный - белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.

(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40)- В последнее время, - мягко и лениво, как всегда, проговорила она, - у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?

(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.

(47)- Это ужасно... ужасно... - повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49) - Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?

(51)- Нет! - удивившись, ответила я. - (52)Почему больна?

(53)- Есть такая болезнь - клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».

(68)- Что так долго? - спросила мама, открыв дверь. - (69)Зазанималась?

(70)«Бедная мамочка...» - подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:

(72)- Мам, я воровка...

(73)- Чего-чего? - спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.

(74) «Бедная мамочка!» - опять подумала я и повторила:

(75)- Я украла губную помаду. (76)Вот, - и положила на стол записку.

(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78)- Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? - недоуменно спросила мама.

(79)- Не знаю... - сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.

(81)- Ну да, - растерянно сказала мама, - понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку...

(83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже... такая...» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».

(По Д. Рубиной)

Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Мысли и чувства героини передают контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложении 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопросительные предложения (№ 26-28, 31).

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

"Зачем человеку даны слово, речь?" - над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства.

Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекстных синонимов "взять", "забрать", "украсть", образующих градацию, автор передает размышления героини о своем поступке в детстве.

Восклицательные предложения № 11, 44, 51, 74 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершенный поступок.

Вывод

Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.

1. Указывание номеров предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;

2. Использование ключевых слов: Эпитеты "нежный", "звонкий", "чистый" характеризуют неповторимый голос героини.

3. Использование цитирования: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о кторой он пишет, касается каждого из нас: "Об этом должны помнить и взрослые, и дети".

Важно: Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово , следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи , то следует искать синтаксические явления.

Пример 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит ".

Шаг I. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.

Шаг II. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

В тексте Дины Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую ее как черствого, равнодушного человека.

Шаг III. Пишем сочинение.

Тезис и его комментарий

Слова Д.С. Лихачева передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер, духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о вашем собеседнике.

Аргументы и роль языковых явлений в тексте

Чтобы доказать правоту ученого, обратимся к тексту Дины Рубиной. Не случайно автор подчеркивает, что учительница говорит "мягко, лениво, как всегда". А во фразе "Послушай, девочка, а ты не больна?" чувствуется цинизм и равнодушие к ребенку.

Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: "Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб.". Сокращения, уместные только в деловой речи, подчеркивают отстраненность, равнодушие педагога, который должен был бы, в силу своей профессии, бережно относиться к хрупкой психике ребенка.

Вывод

Таким образом, Д.С. Лихачев прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.

Использованные материалы:

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - 96 с.


Сочинение 15.1 теория:

В задании задании 15.1 ОГЭ вам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Оно должно состоять из 4 частей:

  1. Вступление, в котором сформулирован тезис : цитата+ ее объяснение;
  2. Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
  3. Второй аргумент ( пример из текста+комментарий к нему);
  4. Вывод.

Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. (Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучали в школе, например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.

Алгоритм выполнения задания 15.1:

  1. Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нем ключевые слова.
  2. Определите, о каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь.
  3. Составьте план сочинения (каждый пункт плана – это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы ):

1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.
2.Приводим 1 пример – аргумент из прочитанного текста.
3. Приводим 2 пример – аргумент из прочитанного текста.
4.Делаем вывод.

4. Запишите цитату, объясните ее смысл:

К.Г.Паустовский сказал : чего нельзя было бы передать русским словом” (цитата). Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. (объяснение). Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста (логический переход к следующей части сочинения).

5. Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):

Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными (объяснено его значение). (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

6. Напишите заключение:

Таким образом, …
Итак, ….
В заключение можно сказать, что ….

Таким образом , приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

сочинение 15.1 пример:

К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста.

Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской . Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33) , которые помогают писателю более полно раскрыть душевное состояние героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный, при котором образование новых слов происходит при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает писателю выразить симпатию к героине произведения.

Для задания 15.1 слово «сочинение» звучит чересчур громко. Потому что сочинение - это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему» С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвичтическая»… Это значит — «о языке».

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. 🙂 Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят. «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать. «Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ».

Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало - переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут - просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

«Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ».

То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

«Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ».

То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ».

А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо - это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо - это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

«(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он. (10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону. Так что же самое трудное в написании сочинений?

1. Подобрать нужные слова и не повторяться.

2. Написать красиво, а не коряво.

Что нужно для устранения пункта 1?

Знание синонимов.

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь.

Вечер - сумерки

Путники - Хранители - Они

Радостно - весело

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору.

Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался»

Сравнение: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер»

Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Примеры готовы. Осталось накатать сочинение.

Начнём с введения:

«Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны ». Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание. Дальше первый аргумент и второй. «И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4). Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям ».

Всё, осталось перейти в выводам. «Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться ».

Вы будете удивлены, но в моём маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться? Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям.

С1К1. Доказал ли я утверждение К.Г.Паустовского?

2 балла - правильно понял и доказал.

1 балл - понял не совсем правильно, но доказал.

0 баллов - вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)

С1К2. Примеры. 3 балла - привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2 балла - 1 пример в тему, а второй не в тему. 1 балл - 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов - нет примеров из текста. С1К3. Логика 2 балла - всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней. 1 балл - малость с абзацами начудили 0 баллов - абзацев нет вообще, или написан полный бред. С1К4. Введение — мысль - заключение. 2 балла - если все вышеперечисленное есть. 1 балл - всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. 0 баллов - начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос. Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

Всё ли вы правильно поняли из того, что прочитали? Проверьте себя небольшим тестом, а потом переходите к практике.

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ?

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Какие аргументы надо приводить в своём сочинении?

2 аргумента из прочитанного текста по этической проблеме высказывания

2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением

Можно и 1 аргумент из прочитанного текста, подтверждающий языковое явление из высказывания

2 аргумента из жизни или художественной литературы с подтверждающим высказывание языковым явлением

Что произойдёт, если вместо двух вы напишете три аргумента?

Чтобы получить максимум по СК2, нужно не только привести 2 примера из текста, но и...

дать толкование данных слов по словарю Даля

привести третий пример

объяснить, как эти примеры связаны с темой высказывания

разобрать их как части речи или члены предложения

Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4?

Каким способом нельзя приводить примеры-аргументы из текста?

Косвенной речью без кавычек

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3) Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3) Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных языков ТИ имени А.П. Чехова


Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Задание Критерии оценивания



15.3. Композиция сочинения Композиция сочинения Вывод Второй пример (из текста или из опыта) Первый пример (из текста) Комментарий Вступление. Толкование значения слова


Способы толкования значения слова Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.


Вступление. Толкование значения слова Вступление. Толкование значения слова Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.




Логический переход. Пример из текста В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.






Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование







Вступление. Моё понимание высказывания Вступление. Моё понимание высказывания Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.




Второй пример из текста Второй пример из текста Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.




Задание 15.1 Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Что требуется от ученика Что требуется от ученика истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста; логично выстроить всю работу и грамотно её написать.






Речевые клише Речевые клише Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.


Речевые клише. Вступление Речевые клише. Вступление Автор пишет о... В высказывании... говорится о... Действительно... Как отмечает... Бесспорно мнение автора о том, что... Я полностью согласен с... Не могу не согласиться с... Я поддерживаю мнение... Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.


Речевые клише. Основная часть Речевые клише. Основная часть Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения.. Пример можно найти в предложении … Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение … Это подтверждает наш вывод о том, что…


Речевые клише. Заключение Речевые клише. Заключение Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…


Как использовать клише Как использовать клише Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.




Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему// Русский язык в школе


УМК по русскому языку. 5-9 классы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г.Нарушевича Когнитивно-коммуникативный подход. Установка на активную познавательную деятельность ученика. Овладение средствами и способами обращения с информацией. Текстоцентрический принцип построения параграфа. Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней). Ориентация на итоговую аттестацию в форме ОГЭ 35


Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2015 Урок 1. Сформулировать проблему? Без проблем! Урок 2. Учимся комментировать. Урок 3. Как выявить позицию автора? Урок 4. Учимся аргументировать свою позицию Урок 5. С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения. Урок 6. Поговорим об ошибках. Урок 7. Обобщаем сказанное.


Контактная информация Нарушевич Андрей Георгиевич

Как писать сочинение 15. 1
Как писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему?
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание?
В задании в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? ! Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание в демоверси?
Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

Итак, озвучим основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания , т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста , аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст ;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15. 1
Шаг 1.
Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.


Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
· о богатстве, выразительности, точности русской речи;
· о средствах выражения мыслей;
· о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
· о взаимосвязи лексики и грамматики;
· о роли синтаксиса в человеческом общении;
· о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3.
Составляем план сочинения
Предлагаю 3 варианта.
План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
План 2

1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
План 3
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.


! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац . Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.


Пишем сочинение по плану 2.

Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл
Не забудьте о логическом переходе к аргументам! В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.
К.Г.Паустовский сказал : "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Вместо глагола "сказал" можно употребить другие: утверждал, рассуждал, отмечал, считал и т.д.
Можно обойтись и без цитирования , например:
Язык - одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал , что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том , что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Другие варианты
формулировки последнего предложения данной части:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...

Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
Далее приводим примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

примеров должно быть 2;
примеры должны быть из прочитанного текста ;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .
Например:
Аргумент 1.

Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста) , которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение) . Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста) . Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых ", "во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.


Шаг 6. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что...
Например:
Таким образом , приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Примерный образец экзаменационного сочинения:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской . Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини .
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный , т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения .

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Ниже вы можете скачать клише сочинения 15.1

Как писать сочинение 15. 2
Как писать сочинение - рассуждение по заданному тексту? (Задание 15.2)
Рассмотрим основные правила и приёмы (клише) выполнения задания 15.2 .
1. Что представляет собой сочинение по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Главная задача - написать не пересказ (!), а собственное мнение.
2. При написании сочинения-рассуждения необходимо придерживаться следующей схему построения высказывания:
1) вступление - тезис, ваше мнение по заданной проблеме;
2) основная часть - аргументы;
3) заключение - вывод.
3.
Шаг 1. Пишем вступление.
Здесь не обойтись без клише:
Смысл последних строк текста заключается в...
Автор данного текста/ФИО автора привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Я считаю, что автор использует... в тексте, чтобы передать/обратить внимание на...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: ...
Смысл данного отрывка ("Можно процитировать") я понимаю так: ...

Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
Шаг 2. Пишем основную часть.
Сразу оговоримся, чего следует избегать:
- пересказа текста;
- подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме;
- излишней "воды".
Вы должны доказать истинность, справедливость представленной цитаты.
Алгоритм работы над аргументами:
1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чем) и основную мысль (для чего) текста;
! Напоминаю: как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате.
2) сформулируйте идею своими словами (не цитируя);
3) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
4) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.

Вам необходимо привести 2 аргумента и хотя бы по 1 примеру на каждый аргумент.
Примеры можно оформлять следующими способами:
- цитирование (если предложение небольшое), тогда не забывайте про кавычки;
- указание номера предложения (если оно длинное) либо цитирование с заменой опущенных слов многоточием.
Примеры должны соответствовать аргументам!
Клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере... предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что...
В доказательство собственных выводов приведу пример из... предложения текста: "Пример".

Шаг 3 . Вывод.
Задача вывода - подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.
Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.
Клише:
В заключение отмечу, что...
Итак, ...
Следовательно, ...
Таким образом, действительна верна мысль о том, что...

ВАЖНО!
- Объём сочинения должен быть больше 70 слов.
- Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
- Ваше сочинение - 3 или 4 абзаца: вступление, аргументы (один или два абзаца), вывод.

Ниже вы можете скачать примеры сочинений 15.2.

41 цитата из Открытого банка заданий ОГЭ с ссылками на готовые сочинения

1. А веринцев А.А.: «Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств , располагая их в определённой последовательности» .

4. Б услаев Ф.И. : «Вся сила суждения содержится в сказуемом . Без сказуемого не может быть суждения» .

Комментарий к цитате №1 (от Беспаловой Т.В.): Существуют два организующих центра двусоставного предложения - подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.

Комментарий к цитате №2: Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Комментарий к цитате №3. Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим.

7. В алгина Н.С. считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения , заострить внимание на важных деталях, показать их значимость » .

8. В алгина Н.С.: «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» .

11. В алгина Н.С.: «Современная русская пунктуация - это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощноесмысловое и стилистическое средство » .

12. В етвицкий В.Г.: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» .

13. Виноградов В.В.: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки , воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

14. В иноградов В.В.: «Все средства языка выразительны , надо лишь умело пользоваться ими» .

15. В иноградов В.В.: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка , в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано» .