Биографии Характеристики Анализ

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Связь в сложноподчинённом предложении, имеющем придаточное определительное

1. Определение сложноподчиненного предложения.

2. Структура сложноподчиненного предложения. Позиция придаточной части по отношению к главной.

3. Средства связи частей сложноподчиненного предложения.

Союзы и союзные слова.

4. Указательные слова в главном предложении.

5. Классификация сложноподчиненных предложений:

1) сложноподчиненные предложения с придаточными определительными;

2) сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

3) сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными:

а) места; б) времени; в) причины; г) цели; д) условными; е) уступительными; ё) образа действия и степени; ж) следствия; з) сравнительными; и) присоединительными.

Литература

1. Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык. – М., 1991.

2. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов /Лекант П.А., Диброва Е.Н., Касаткин Л..Л., Клобуков Е.В./ - М., «Дрофа», 2000.

3. Современный русский язык /Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. – 3-е изд. – СПб., 2001.

4. Современный русский язык. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М., «Просвещение», 1978.

5. Полный справочник по орфографии и пунктуации /Под ред. О.Л.Соболевой. – М.,: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется сложноподчиненным предложением?

2. Какое предложение называется главным, какое придаточным?

3. Какое место может занимать придаточная часть по отношению к главной?

4. С помощью чего связывается придаточное предложение с главным?

5. Чем отличаются подчинительные союзы от союзных слов?

6. Что такое указательное слово? Где оно находится?

7. Какие виды придаточных предложений выделяются в зависимости от характера смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, выраженных подчинительными союзами и союзными словами?

8. Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными. К какому слову главного предложения они относятся, чем прикрепляются и на какой вопрос отвечают?

9. Каковы особенности придаточных изъяснительных? К чему относятся, чем связываются с главной частью, на какие вопросы отвечают?

10. Какие обстоятельственные придаточные предложения выделяются по значению? Расскажите об особенностями каждого вида.

Практические задания

Задание 1. Укажите главные предложения и придаточные определительные и изъяснительные. Определите слова в главной части, к которым относится придаточная часть. Каким союзом или союзным словом соединяется она с главным предложением? Есть ли в главном предложении указательные слова?

Слава бор­цам, что за правду вставали, знамя победы высоко несли (Михалк.); Тот, кто с нами хочет плыть, очень смелым должен быть (Л.-К.)", Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал (Купр.); Не зря говорила Вера Ильинична, будто Лена похожа на ге­роинь (А. Лиханов); Ветер дул в ту сторону, куда ушел Гайдар (Пауст.); Спасибо, что потрудились лично за­ехать (Фад.); Я вздыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь (А. Алексин); Вдруг я узнаю, что отец едет в Сергеевку (А. Алексин); Я рад, что мы встретились; Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменяла (А. Плещ.); Какой уход, такой и доход (поcл.); Отец Аграфены служил лесни­ком рядом с усадьбой, где Чайковский жил как-то летом (Пауст.); Теперь мне стало совершенно ясно, откуда доносился голос (Чак.); Он [Чехов] знал, где лежит дорога к человеческому благородству, достоин­ству и счастью, и оставил нам все приметы этой дороги (Пауст.); Стояла такая тишина, что было слышно шуршание снега, задевавшего на лету за рваные листы кровельного железа (Пауст.).

Задание 2. Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения причастными оборотами.

Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое про­извела на него сестра, и непонятная обида шевельну­лась в нем (Фад.); Девочка, которая заснула было у печки, вскочила и с молчаливым испугом стала глядеть на нас (Тург.);"На зеленых кустах, которые смотрелись в воду, сверкала роса (Чех.); В офицере же с сумкой, которого лицо он видел где-то, ему все казалось против­но и нагло (Л. Т.); Автору пришлось присутствовать при сцепе у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти (Тург.); Облако обратилось в белую тучку, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо (Пушк.).

Задание 3. Определите типы придаточных предложений (см. таблицу 1).

1. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на нее первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку (Т.). 2. Вдруг мне показалось, что в комнате слабо и жалобно прозвенела струна (Т.). 3. Попроси мамашу, чтобы нас взяли на охоту (Л. Т.). 4. Как можно, чтобы женщина не производила в твои лета известного впечатления? (Дост.). 5. Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность (Добр.). 6. Терентий знает, какими травами лечат болезни, он не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет (Ч.). 7. Пашка часа два стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь (Ч.). 8. Мать слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал ее сыну в этой детской дружбе (Кор.). 9. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелки в пути не дро­жали (Пришв.). 10. Эту легенду я вспомнил, когда думал о нашем удивительном писателе Александре Грине (Пауст.). 11. Он не сводит глаз с дороги, что ведет через рощу (Гонч.). 12. Как увидела тебя, так уже не своя стала (Остр.). 13. Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия (П.). 14. Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда (Ч.). 15. Приятно, когда есть на свете люди, которым хочется помочь (Павл.).

Табл. 1. ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ

rowspan=2 bgcolor=white> Назва-
Определи- Изъясни- Обстоятельственные
а) места б) времени в) образа

действия

и степени

Примеры Ужель та самая Татьяна, кото-рой он наедине... читал когда-то наставленья. (П.)

Я давно мой

край оставил,

где цветут

луга и чащи.

Всех, кто честен душою, мы зовем за собою.

Вдруг мне по-

казалось, как

будто в ком-

нате слабо

и жалобно

прозвенела

струна. (Т.)

Где-то за са-

дом несмело,

там, где ка-

лина цветет,

нежная девуш-

ка в белом

нежную пес-

ню поет. (Ес.)

Сергей Тюленин родился,

когда незачем идти в подполье. (Ф.)

С тех пор как солдат заступил на

пост, у немцев ничего не было слышно.

Сережка

утренний

разбудил

Вопросы,

на которые

отвечает

придаточ-

какой? к а-

к а я? какое?

кто? что?

(все падежные

вопросы) ка-

где? куда? когда? как

д о л г о? с каких пор? до каких

пор? н а сколько

как? каким о б-

до к а кой степени?

Прикрепля-

ется сою-

нет что, чтобы,

будто бы,

как, словно,

как будто

нет когда, пока.

как только,

едва, в то вре-

мя как и др.

что,
союзными который, ка-

кой, откуда,

чей, когда,

что, кто, где,

кто, что, ко-

торый, чей,

отчего, почему,

когда, сколь-

где, куда, от- как
Какое сло-

во в глав-

ном пред-

поясняет

существитель-

ное или место-

глагол (со зна-

чением речи,

мысли, чувства), местоимение, слова: рад, известно в роли сказуемых

сказуемое или

обстоятельство

сказуемое или

обстоятельство

сказуемое

или обстоятельство

образа действия

Какое ука-

зательное

слово в гла-

вном пред-

тот, такой

(во всех паде-

жах и родах)

то, тот, каж-

дый, всякий

там, туда. тогда, до тех

пор, после то-

го как и др.

так, такой.

таким об-

разом, на-

столько и

ПРЕДЛОЖЕНИЙ

придаточные
г) сравни­тельные д) цели е) причины ж) услов­ные з) уступи­тельные и) следст­вия Присоеди­нительные
Как дере-

во роняет

стья, так

грустные

слова. (Ес.)

Мы живем,

чтоб учи-

создавать

и растить

И сердце

вновь горит и любит - от-

того, что

не любить

оно не мо-

Мы победим потому, что мы - с ра-

бочим на-

И если

туча оросит,

дремучий,

с его ветвей уж ядовит стекает

в песок го-

рючий. (П.)

Чудес, хоть я

живу давно, не видел я покуда. (Марш.)

До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на

поля ни войти, ни въехать.

Ямщику вздума-лось ехать рекою, что должно было сократить наш путь тремя

верстами.

к а к? н а- з а ч е м?

для чего?

почему?

в следствие

при каком условии? несмотря на нет нет
словно,

точно, словно как, что, будто, как

будто, будто бы, чем

чтобы потому

того что,

если, когда,

кабы, еже-

ли, бы, ко-

хотя, пус-

кай, пусть,

так что нет
сколько,

насколько,

нет нет нет сколько ни, нет относительное местоимение что

и наречия

отчего, за-

все пред-

обстоятель-

ство образа

действия

или меры и

сказуемое сказуемое сказуемое прикрепляется ко всему главному прикрепляется ко

всему главному

прикрепляются ко

всему главному

так, столь- для того, потому,

ввиду того,

вследствие

того и др.

в случае, несмотря нет нет

Некоторую трудность в изучении русского языка создаёт сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Рассмотрению вопросов, касающихся этого раздела, будет посвящена данная статья.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Сложным предложением является языковая конструкция, в которой присутствует более одной грамматической основы - подлежащего и сказуемого. Причём сложноподчиненное предложение с придаточным определительным отличается наличием главной части и зависимой. Придаточное предложение обозначает признак предмета, названного в главном, и отвечает на вопросы "какой, который".

В речи часто встречаются сложноподчиненные предложения. Примеры можно привести такие.

Пёс бежал по лугу (какому?), который пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая (которую?), которая была уже двадцатой по счёту.

Зачем нужны сложные предложения?

Некоторые люди считают, что все свои мысли легко выразить короткими фразами, «без заморочек». Они утверждают, что сложноподчиненное предложение с придаточным определительным следует заменять двумя одноосновными простыми.

В некоторых случаях они правы. Особенно когда дело касается «многоэтажных» построений с несколькими подчинениями, причастными и деепричастными оборотами. Такие конструкции читать сложно, понять смысл сказанного - и того труднее. Но что может получиться, если постоянно заменять на несколько простых все сложноподчиненные предложения? Примеры, данные выше, мы попробуем преобразовать в упрощённые варианты.

Пёс бежал по лугу. Луг пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая. Она была уже двадцатой по счёту.

Получились вполне понятные и доступные для чтения предложения. Нам просто нужно было заменить союзные слова существительными либо местоимениями. Однако в первом случае налицо повтор слова в соседних предложениях, что нежелательно. Да и на слух этот вариант больше напоминает материал из букваря для осваивающих чтение малышей, а не на красивую русскую речь.

Разбор сложного предложения

Чтобы верно расставить знаки препинания в сложноподчинённых грамматических конструкциях, требуется умение находить грамматические основы в их частях. Например, разберём предложение.

Птица села на ветку дерева, которое сгорбилось под тяжестью снега.

Главная часть - птица села на ветку дерева , где птица - подлежащее, а села - сказуемое. Подчинительное предложение здесь таково: оторое сгорбилось под тяжестью снега" . Союзное слово «которое » вполне можно заменить словом «дерево ». Тогда получится полноценное простое предложение: «Дерево сгорбилось под тяжестью снега », где грамматическая основа - «дерево сгорбилось ». Поэтому при разборе придаточного предложения указывается подлежащим «которая » - именно это слово является главным здесь.

Поможет разобраться более точно схема сложноподчиненного предложения. Прямоугольником обозначается главная часть, кружком - подчинительная. Также следует указать в схеме связующее союзное слово и расставить знаки препинания.

Связь в сложноподчинённом предложении, имеющем придаточное определительное

Если автор использует данную конструкцию в речи, он соединяет главную часть с второстепенной при помощи союзных слов «какой», «чей», «который», «когда», «кто», «что», «откуда», «куда», «где» . Разделяются части сложноподчиненного предложения запятой. Причём слова "чей, который, какой " являются основными, а все остальные из списка - неосновные, указывающие на признак предмета косвенно. Но их (неосновные связующие союзные слова) всегда можно заменить основным «который ».

Я обожаю дом в деревне, где прошло моё детство.

В данное конструкции союзное слово «где » легко заменяется словом «в котором ». Можно поставить вопрос к придаточному «Я обожаю дом в деревне (какой?), где прошло моё детство».

Часто в главной части присутствуют указательные слова «тот» («та», «то», «те»), «такой», «каждый», «всякий», «любой».

Я уважаю тех людей, что грудью защищали Отечество своё.

Где и когда ставится запятая в сложноподчинённых предложениях

  • В речевых конструкциях, где есть придаточные определительные, между главной частью и зависимой ставят запятую.

Вот и кинотеатр, где они целовались на последнем ряду.


Над лесом, в котором мы собирали грибы, сгустились чёрные тучи.

  • Иногда в придаточном обнаруживается наличие усилительно-ограничительных слов (союзов или их сочетаний, частиц, вводных слов). Таковыми являются особенно, в особенности, в частности, даже, в том числе, а также, а именно, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и других. Их относят к придаточному, а запятую ставят таким образом, чтобы не отделять усилительно-ограничительные слова от самого придаточного.

Хорошо отдыхать в деревне, в особенности рядом с которой протекает речка.

  • Если перед нами сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, не связаными между собой соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо , то запятой разделяют все простые предложения.

Ручей бежал мимо прекрасной сказочной лужайки, которая пестрела цветами, над которой порхали яркие бабочки.

В каких случаях запятую не ставят в сложных предложениях

  • Встречаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, которые являются однородными и связаны между собой одиночными соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо.

Мне нравится смотреть на малышей, которые играют в песочнице или которые увлечённо рассматривают картинки в книжке.

  • Не стоит выделять запятыми придаточное, состоящее из одного слова.

Я взял бы книгу, но не знаю какую.

  • Не выделяют запятой придаточное, если перед подчинительным союзным словом стоит отрицательная частица "не ".

Я должен был видеть не какая это работа, а почему и кем она написана.

Положение связующего слова в сложноподчинённом предложении

Трудность при разборе может появиться в том случае, когда связующее союзное слово оказывается не в начале придаточного, а в середине его или даже в конце.

Осторожно наступало рождественское утро, ждали с нетерпением которого все малыши.

Всех слушателей покорила та певица, аплодисментов не жалели для которой.

Однако схема сложноподчиненного предложения, в котором связующее союзное слово находится не в начале придаточного, строится таким образом, как будто оно стоит сразу после запятой.

Стилистические ошибки в сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным

Довольно часто люди допускают откровенные ляпы в речи. А какое предложение сложноподчиненное будет иметь искажённый смысл?

То, где наблюдается неверное расположение определительного придаточного относительно слова из главной части, признак которого указывается. Если поставить определение далеко от него, вся конструкция может принять искажённый смысл.

Фраза может стать и вовсе нелепой, если между определяемым словом и придаточным определительным поставить члены предложения, зависящие от других слов. Например:

Татьяна любила кушать варенье ложкой, что приготовила бабушка.

Из предложения можно сделать вывод, что бабушка была мастерицей по части изготовления ложек. А это совсем не так! Бабушка варила варенье и никогда не делала предметов кухонной утвари. Поэтому правильным вариантом будет такой:

Татьяна любила кушать ложкой варенье, что приготовила бабушка.

А вот в тех случаях, когда между придаточным и определяемым словом стоят члены предложения, зависящие именно от него, то конструкция имеет право на существование.

Татьяна любила кушать варенье ложкой, раскрашенной ярким орнаментом, которую подарил ей её дед.

Здесь словосочетание «раскрашенной ярким орнаментом» является зависимым от «ложки», поэтому ляпа не получилось.

Да, многообразен и труден русский язык! Сложноподчиненные предложения занимают здесь не последнее место. Однако умение правильно использовать их в речи и безошибочно расставлять знаки препинания, можно добиться красивого и яркого описания.

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.

Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

Вариант 1

1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинительными союзами?

    потому что, чтобы, но;

    оттого что, сколько, как, кто;

    с тех пор как, словно, тоже.

2. Укажите сложноподчиненное предложение:

    С приближением к морю все больше исчезали широколист­венные древесные породы, зато преобладающим сделались саянская ель, белокорая пихта (Катаев).

    Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (Есенин).

3. Укажите, какая часть сложного предложения является главной:

(1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица села на ветку клена в саду (Сергеев-Ценский).

4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союзного слова:

    Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг (Есенин).

    Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я (А. Пушкин).

    Ты говоришь, что опять дождемся весны (Каверин).

    Я считаю, что лес - прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик ее совершенства (Сергеев-Ценский).

5. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное?

    Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща раз­рослась.

    Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (Фадеев).

    Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде пото­ки цветов (Астафьев).

    Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные лю­ди.

6. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное изъяснительное?

    Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций (Каверин).

    Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

    Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

    Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно (Каверин).

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное причины?

    Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искри­лось (Сергеев-Ценский).

    Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно ни трех запыленных портретах в черных деревянных рамах (Каверин).

    Было так темно, что она с трудом различала дорогу.

    Окрик показался ей настолько громким, что она ничком упала на землю (А. Толстой).

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное места?

    Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, силь­ный, волевой человек (Полевой).

    Несколько минут он стоял неподвижно и старался опреде­лить, откуда доносился этот нарастающий гул (Фадеев).

    Решено было идти завтра, если дождь перестанет (Симо­нов).

    Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные ро­зы (Ахматова).

9. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное меры и степени?

    И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес налился сотнями голосов.

    Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости (Сергеев-Ценский).

    И смутно понял я тогда, что мне на родину следа не проло­жить уж никогда.

    Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь (Б. Зайцев).

10. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное сравнительное?

1) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески (Сергеев-Ценский).

2) Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач.

3) Мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бес­шумно проходит мимо меня (Сергеев-Ценский).

4) Туман как опрокинутое море висит над лесом (Сергеев-Ценский).

11. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным цели?

1).. .с увлечением читал, что бы...

2)...пришел туда, чтобы...

    Очень хотел, чтобы...

    Долго болел, если...

Нам понадобится проводник (1) в надежности (2) которого (3) не было бы сомнений.

1) 1; 2) 2,3; 3) 3; 4) 1,3.

Вариант 2

1. В каком ряду все перечисленные слова являются подчинитель­ными союзами?

    который, куда, также;

    если, так как, чтобы;

    и, однако, откуда.

2. Укажите сложноподчинённое предложение:

    Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку (Сергеев-Ценский).

    Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами (Чехов).

3. Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной:

(1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело (Арсеньев).

4. Укажите придаточное предложение, которое связано с главным при помощи союза:

    Он чрезвычайно любил своего отца, которого не знал с самого детства (Горький).

    Я обещала ей молчать, что бы со мной ни случилось.

    Было время, когда старый замок служил убежищем всякому бедняку.

    Мне и в голову не приходило, какая грустная минута предстоит нам (Арсеньев).

5. В каком сложноподчинённом предложении придаточное не является определительным?

    У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

    Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

    Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое (Достоевский).

    Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

6. В каком сложноподчинённом предложении придаточное не является изъяснительным?

    На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

    Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус это прежде всего чувство меры (Солоухин).

    Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

    Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению (Каверин).

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное цели?

    Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

    Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки (Лермонтов).

    Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

    Если за день ничему не научишься, значит, весь день назад (Астафьев).

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

    Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись за­навески (Сергеев-Ценский).

    Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.

    Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми (Соколов-Микитов).

9. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное образа действия?

    В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.

    Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось (Арсеньев).

    Вследствие того что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.

    Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно (Арсеньев).

10. Какой пример является простым предложением со сравнительным оборотом?

    После дождя все вокруг как-то преобразилось просторы гладко улеглись вдали как будто выровняли горы и равни­ну подмели (Астафьев).

    Азовское море цветет в начале августа как цветут реки и пруды (Паустовский).

    Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хру­стел под ногами (Арсеньев).

    Многие русские слова само по себе излучают поэзию как драгоценные камни излучают таинственный блеск (Гоголь).

11. Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным определительным?

    Рассказал, как...

    Рассеянность, с какой он слушал...

    Хотел, чтобы...

    Выглядел так, словно...

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на которых в предложении должны стоять запятые?

Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы (Паустовский).

1)1; 2)1,3; 3)3; 4) 2, 3.

Вариант 3

1. Союзы или союзные слова являются членами предложения?

    союзные слова.

2. Какой из вариантов продолжения предложения нужно выбрать, чтобы получилось сложноподчинённое предложение?

В самолете потемнело...

    но вокруг стали собираться мрачные тучи.

    и вокруг стали собираться мрачные тучи.

    оттого что вокруг стали собираться мрачные тучи.

    однако вокруг стали собираться мрачные тучи.

3. Чем является выделенное слово, связывающее части сложного предложения?

Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка (Короленко).

    союзным словом.

4. Укажите сложноподчинённое предложение с указательным словом:

    Женщина глядела вдаль, где зиял простор, залитый глубо­ким, непроницаемым мраком (Каверин).

    Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон (Сергеев-Ценский).

    Сидел я у самой воды, в таких крепких зарослях, что сверху меня совершенно ничего не было видно (Песков).

    Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Куприн).

5. В каком предложении придаточное определительное можно преобразовать в обособленное определение?

    Николай ехал берегом озера, из которого вытекала речки.

    Задушевные русские пейзажи, которые так выразительно и талантливо нарисовал художник, трогают сердца зрителей.

    Давно я не читал книги, которая бы произвела на меня такое сильное впечатление (Астафьев).

    Песня, которую поют дети, звучит оптимистично утверждающе.

6. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное условное?

1) Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать и умею, я буду идти вперед (Арсеньев).

2) О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве.

3) Было так приятно лежать на мокрой траве, что я невольно закрыл глаза (Бабаевский).

4) Иной раз народится такой день, что радости не оберешься (Каверин).

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное уступительное?

    Сидел я в таких зарослях, что сверху меня не было видно.

    Ослепительно роскошный пейзаж предстал во всей красе, когда солнце залило светом и блеском весь остров (Крутилин).

    Он вежливо поклонился ему, на что последний ответил тем же (Быков).

    Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то что он сам работал полным ходом (Сергеев-Ценский).

8. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное присоединительное?

    Уж моя соломенная шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (Арсеньев).

    Было слышно только тюканье молотков по камню, точно землю клевала железными носами стая каких-то мудреных птиц (Каверин).

    Ты помнишь ли, как мы с тобою прощались позднею по­рою? (Ахматова).

    Мы часто с утра ждали, когда музыкант возьмет скрипку (Короленко).

9. Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Пришвина нужно перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его говором ключей и благоуханием трав.

1) сравнительный оборот;

    изъяснительное придаточное;

    сравнительное придаточное;

    вводная конструкция.

10. Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Горький любил и досконально знал Россию, знал, как говорят, во всех «разрезах» - и в пространстве, и во времени.

1) сравнительный оборот;

    изъяснительное придаточное;

    сравнительное придаточное;

    вводная конструкция.

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3