Биографии Характеристики Анализ

1 операции мышления. Основные мыслительные операции

Сборка става

Наиболее распространенные способы соединения бревен в став - скрепление их шпонками и вязка вицами. При первом способе в пазы, пропиленные около концов бревен, вкладывают поперечные брусья - шпонки - и там заклинивают. Конструкция получается очень жесткая и прочная. Большинство плотов для плавания по сложным порожистым рекам собирают именно так. При втором способе продольные бревна привязывают вицами (скрученными стволиками или ветками молодых деревьев) к двум тонким поперечным бревнам - ронжинам. Плот на вицах менее надежен, чем на шпонках, но делается быстрее.
Крепление на шпонках. Шпонки вытесывают из сырой ели. Можно использовать и лиственницу, но она более ломкая. Шпонка из сухого дерева хороша тем, что не увеличивает веса плота и может быть настолько толстой, насколько это диктуется технологическими соображениями. Однако высохшее на корню дерево имеет много трещин, что сказывается на прочности шпонки и надежности ее заклинивания в пазах; сухие шпонки можно рекомендовать лишь для небольших плотов. Заготовка должна быть на 50 см длиннее ожи-

Даемой ширины плота. Бревно для шпонки выбирайте без сильного изгиба, больших сучьев и не витое (его трудно обрабатывать). При недостатке плотничьих навыков предварительно разметьте бревно, как показано на рис. 9. Углем или карандашом на торце меньшего диаметра нарисуйте сечение шпонки. Замерив основные размеры сечения, сделайте такой же чертеж на другом торце бревна, обращая внимание на параллельность линий обоих рисунков. Для этого можно

Рис. 9. Шпонка

Применить отвес. Ошкурив в нужных местах бревно, проведите на глаз или отбейте шнурком продольные линии 3 (рис. 9), образуемые пересечением вертикальной грани будущей шпонки / с цилиндрической поверхностью бревна. Чтобы отбить прямые линии, в намеченные их концы вбивают гвозди или небольшие деревянные колышки, на которые натягивают натертую углем бечевку диаметром 2-3 мм. Оттянутая и резко отпущенная бечевка, щелкнув по бревну, оставляет на нем прямую линию. Если бревно длинное, линию лучше отбивать по частям, прижимая натянутую бечевку рукой и ногой на концах каждого участка.

Не нужно делать шпонку в виде равнобочной трапеции: трудно будет выдержать правильные углы и еще труднее выпилить передние и задние пазы в бревнах на одинаковом расстоянии. Гораздо проще это делать, если один из углов прямой (рис. 9, угол а). Угол alpha равен 75-80°. Если этот угол слишком мал, то клин, крепящий шпонку, сильно давит вверх и может расщепить бревно, а если он близок к 90°, то при мощных ударах о камни древесина сомнется и бревно соскочит со шпонки.

Высота шпонки h обычно составляет 0, 5-0, 7 диаметра бревен става в месте ее расположения и 1, 3-1, 5 ширины шпонки по основанию b. Размеры шпонок для плота на 7 человек: комлевая - высота h - 20 см, ширина b - 12 см (сечение вписывается в круг диаметром 24 см); для вершин - высота 15 см, ширина 10 см (вписывается в круг диаметром 18 см). Неизвестно, оптимальны ли указанные размеры, но они достаточны, по крайней мере автор не знает случаев перелома шпонок такого размера при обычных авариях плота. После разметки бревно-заготовка для шпонки кладется на 2 поперечных чурбака с вырубками, чтобы оно не каталось. Ошкуривать бревно-целиком не надо, тогда оно лежит устойчивее.

Грани шпонки вытесывают топором. Перед началом тески каждой грани на поверхности бревна через 30-40 см делают надрубы, а затем срубают между ними древесину по продольным линиям разметки,. оставив небольшой припуск на окончательную обработку При втором проходе легкими ударами снимают припуск до получения чистой поверхности. Чтобы было меньше задиров, тесать надо от вершины к комлю. Если нужно снимать большой слой древесины, то вместо надрубов лучше делать поперечные запилы, не доводя их на 0, 5-1 см до продольных разметочных линий. Удобно начинать тесать шпонку с вертикальной грани /, затем изготовить основание 2 и, уже имея две плоскости под прямым углом, сделать последнюю наклонную грань. Еще проще выполнить сначала прямоугольный брус, а затем стесать одну грань на нужный угол. Те, кто хорошо работают топором, начинают тесать шпонку на глаз прямо из стоящего на корню дерева. Заваливают его лишь изготовив участок такой длины, какой позволяет рост работающего. Производство шпонки для плота на 7 человек требует около 3 часов, а при соответствующем опыте - значительно меньше.

Шпонки лучше врубать не у самых концов бревен, а ближе к середине, так, чтобы расстояние от носа и кормы составляло примерно "/4 длины плота - тогда пазы наверняка не сколются. Если же, по соображениям удобства крещения подгребиц (например, <саянских>) или багажника, шпонки желательно сдвинуть к носу и корме, то не врубайте их ближе 60-80 см от торцов бревен и ближе 50-70 см от стояков П-образных подгребиц.

Глубина пазов в комлях бревен среднего диаметра равна 13- 16 см - несколько больше ширины пилы. В вершинах глубину паза не нужно делать больше половины диаметра бревна в данном месте, иначе оно переломится, если плот после удара начнет вылезать этим бревном на камень. Чтобы разница в диаметрах различных бревен не сильно влияла на осадку плота, более толстые запиливайте глубже, распределяя эту разницу между днищем и палубой. Если река богата мелями и небольшими валунами, целесообразно для уменьшения осадки плота все бревна выравнять по днищу.


Рис. 10. Размеры и углы паза и шпонки:
1 - бревно; 2-шпонка; 3-клин;
alpha больше beta; В - b больше 4-5 см;
В больше ширины лезвия топора;
угол alpha равен 90°;
угол gamma меньше угла beta

Пропилы для паза, как и грани шпонки, делают под различными углами - один вертикальный, другой наклонный (рис. 10). Наклонный пропил делают под углом, немного более острым, чем наклон соответствующей грани шпонки (угол gamma меньше угла beta), чтобы в случае ошибки при изготовлении одного из углов клин не выдавливался вверх. Ширина паза вверху (А) должна быть больше ширины шпонки по основанию (в), чтобы шпонка легко входила в паз прямо сверху - это облегчает сборку плота (так называемый <открытый паз>). Разница в ширине оснований паза и шпонки (В - в) должна быть не меньше 4-5 см, чтобы клин был не тоненькой дощечкой, которая при забивании сразу вся растрескается, а чурбаком, не боящимся хорошего удара. Если придется разбирать плот, такой клин можно выбить или, в крайнем случае, вырубить, не повредив паза и шпонки.

Клин забивается со стороны наклонной грани шпонки, а вертикальная грань ее прижимается непосредственно к вертикальному пропилу паза. При таком расположении клина и шпонки требуется выдерживать расстояние между вертикальными пропилами L (рис. 11). Это проще, чем выдерживать у всех бревен расстояние между нижними углами пазов (расстояние М на рисунке), особенно если глубина пазов разная. С такой задачей пришлось бы столкнуться, если бы клин располагался со стороны вертикальной грани или если бы обе грани шпонки были наклонными (равнобочная трапеция). Необходимая точность обеспечивается меркой из ровно отрезанного по длине шеста, по которому производят запиливание обоих вертикальных пазов. После того как точно сделаны вертикальные запилы, наклонные выполняются на приближенном расстоянии от них. Меркой часто служит ширина подошвы ботинка: все равно погрешности будут выбраны клином. Следить нужно лишь за углом наклона пилы и за тем, чтобы паз. шел поперек бревна, а не наискось.


Рис. 11. Шпоночные пазы в бревне

Сделав запилы, подрубают паз вдоль основания бревна, сначала с одной, а потом с другой стороны (рис. 12, б), затем сильным ударом обуха вышибают древесину из паза (рис. 12, в). Если это не получается, производят дополнительные надрубы по пунктирным линиям (рис. 12, б). При необходимости основание паза подчищают топориком или долотом. Чтобы эти работы не вызывали затруднений, ширина паза, хотя бы у основания, должна быть больше ширины лезвия топора. Если на месте будущего паза сук, то, чтобы легче было прочищать паз, делают 3-4 пропила, проводя средние возможно ближе к суку (рис. 12, г). Одновременно с пазами для шпонок изготавливают пазы для подгребиц, различных столбиков, бревна в нужных местах подтесывают и т. д. Разметка и выборка всех пазов занимает у 4 человек часа 3.

Клинья для крепления шпонок лучше делать из сухой лиственницы Такой клин прочен, не сминается и не мочалится при заколачивании. Хорошо держат клинья и из сухой ели. Заготовки для клиньев следует делать централизованно. От неиспользованных комлей, оставшихся при выкраивании бревен става, или от специально выбранного дерева отпиливают несколько чурбаков различной длины, определяемой диаметром сплачиваемых бревен, и раскалывают на прямоугольные плахи. Клин, чтобы он крепко держал, должен входить туго. Забивать клинья нужно колотушками (рис. 13, а), сделанными из сырой лиственницы (у нее много ветвей, и из одного дерева удается изготовить целый набор колотушек разного веса и на любой вкус). Хорошие колотушки получаются из березы. Еловые быстро мочалятся.


Рис. 12. Изготовление паза для шпонки

Клинья вытесывают из заготовок прямо по месту и забивают в щель между шпонкой и наклонной стенкой паза сбоку, вдоль шпонки. Чтобы клин не вылезал вверх, его начинают забивать, направив немного вниз (рис. 13, б): при правильных углах пазов и шпонки он сам после нескольких ударов встанет горизонтально. Чтобы клин держал всей своей поверхностью, лучше делать его в виде бруска с почти параллельными гранями, только впереди должна быть заходная часть длиной 5-7 см. Если при забивании клин дальше заходной части не идет, выньте его и стешите по всей длине на 3-5 см. Если клин пошел слишком легко, выбейте его обратно, сделайте новый, а этот пригодится для более узкой щели. Клин забивается до упора в клин предыдущего бревна.


Рис. 13. Сборка плота на шпонках:
а - забивание клина,
б - положение забиваемых и забитых клиньев;
в - клин;
г - изгиб шпонок при сборке става (кривизна утрирована)

Несмотря на то что угол клина мал, он все-таки зажимает шпонку сильнее с той стороны, откуда его забивают (рис. 13, г) При этом шпонка несколько изгибается, и, если начать сборку плота с крайнего бревна, весь плот перекосится и примет вид параллелограмма Чтобы сохранить осевую симметрию, собирайте плот, начиная с се редины, добавляя по бревну с каждого борта. Вертикальные грани переднего и заднего пазов должны быть направлены в одну сторону, чтобы, несмотря на изгиб обеих шпонок, расстояние между ними оставалось более или менее постоянным и очередные бревна садились без труда. Если вертикальные пропилы сделать с разных сторон, например у носовой шпонки впереди, а у кормовой сзади, то при забивании клиньев со стороны наклонных граней обе шпонки будут изгибаться в разные стороны, и, чтобы посадить очередное бревно, их придется стягивать веревкой или расширять паз в бревне. Вертикальной лучше делать переднюю по ходу плота стенку паза - тогда при ударе бревном о камень усилие на шпонку будет передаваться через широкую, хорошо подогнанную грань паза, а не через клин. Очередное бревно насаживают на обе шпонки, прижимают вагой в комле к соседнему бревну и крепят клином к комлевой шпонке. После этого вершину, если она отошла в сторону, подтягивают к закрепленному бревну веревочной петлей, закручивая ее с помощью палки, и забивают клин носовой шпонки. И так, пока не будет собран весь став. У двоих на сборку большого плота уходит около 4 часов.

Вязка вицами. Для вязки става плота применяют вицы из стволиков березок или елочек длиной 3-4 м и диаметром в комле 3-5 см, а для привязки подгребиц и других деталей - также из веток лиственницы, ивы, черемухи. При скрутке стволик расщепляется на волокна и приобретает гибкость, не теряя прочности на разрыв. Получается нечто вроде толстой, нерастягивающейся веревки.

Технология производства виц несложна, хотя и требует некоторых навыков. Для виц используются высокие стволики без толстых сучков и с малой конусностью; обычно они растут в густых местах леса. Очищая деревце от веток, не надрубите сам стволик - лучше пусть слегка торчат остатки сучков. На самой вершине стволика ветки не срубают, оставляя полуметровую метелочку. Для хранения более 2-3 часов заготовки кладут в воду, чтобы они не высыхали. Стволики непосредственно перед скруткой следует распарить на углях длинного костра. Без распарки крутить тяжелее, увеличивается процент брака и падает прочность виц за счет разрыва части волокон. Холодными лучше скручиваются еловые стволики, чем березовые.

Для скрутки стволик расщепляют у комля, в трещину вставляют петлю (связанную из метрового куска нетолстой веревки, например, репшнура), в которую вдевают палку длиной 0, 5-1 м. Петлю скручивают в подобие жгута. Этим жгутом обматывают комель стволика, удерживая его тем самым от дальнейшего расщепления; после этого заготовку можно закручивать (рис. 14, а, б).


Рис. 14. Изготовление виц:
а, б - крепление воротка для скручивания вицы;
в - скрутка вицы; г, д - закрепление вершинки вицы

Проще всего крутить вицы вдвоем. Первый, надев рукавицы, прижимает вершину вицы к стволу дерева диаметром 30-40 см (рис. 14, в), а второй, взявшись за палку-ворот, приступает к скручиванию стволика. Операция сперва идет легко, так как скручивается наиболее тонкая часть стволика у самой вершины. Когда эта часть стволика достаточно перекрутилась, но волокна еще не начали рваться, по сигналу первого второй делает несколько шагов вокруг ствола дерева так, что скрученная часть вицы уже не висит в воздухе, а оказывается прижатой к стволу дерева. Первый дополнительно прижимает ее рукой, в результате чего теперь скручивается более толстая часть вицы. Так, постепенно наматывая вицу на дерево, доводят скрутку почти до самого комля. Окончив скрутку, вицу сматывают с дерева, несколько раскручивая ее, и сразу кладут в воду. Небольшое количество тонких виц, предназначенных для крепления деталей подгребиц и багажника, можно скрутить, используя в качестве ворота заломленный поперек комель того же стволика длиной 30-50 см. При некоторой сноровке вицы можно крутить и одному, закрепив для этого вершину одним из способов, показанных на рис. 14, г, д. Заготавливать вицы нужно с запасом - раза в полтора больше, чем требуется по расчетам.


Рис. 15. Вязка бревен вицами

При сборке плота бревна става попарно притягивают кольцами из виц к ронжине - поперечному бревну диаметром 10-15 см. Кольцо лучше изготавливать, обматывая вершиной вицы ее комель (рис. 15, а). Способ, показанный на рис. 15, б, позволяет оперативно регулировать диаметр кольца, заламывая комель в нужном месте, но тонкая петелька такой вицы может разорваться при слишком усердном забивании клина.

Кольцо из вицы надевают на торцы бревен, регулируют его длину по месту и крепким колом натягивают вокруг ронжины (рис. 15, г, д). Обратите внимание, что место скрутки вицы располагается в зоне кола и ронжины, а комель вицы прижат к ронжине частью вицы, которая опускается под бревно. Если на конце вицы оставлена метелочка из веток, то скрутка не распускается, и, постукивая по вице в нужных местах обухом топора, ее удается крепко натянуть. После этого вместо кола вставляется клин, изготовленный из расколотого полена диаметром 12-15 см и длиной около 0, 5 м. Нос клина затесывают лодочкой, как на рис. 15, в, а кору не снимают, чтобы он меньше скользил. Сухие клинья легче, но их труднее обрабатывать. Нажимая на клин ногой, его забивают топором между ронжиной и парой бревен (рис. 15, е) до положения, помеченного буквами ж я з на том же рисунке. Если клин входит легко, его вынимают и вицу переплетают, уменьшая размер кольца. Не забивайте клин до самого конца, оставьте возможность подтянуть крепление, если вица ослабнет.

Каждую пару бревен, начиная со средних, привязывают комлями к одной ронжине, затем вершинами к другой. Некоторые плотовики делают в бревнах зарубки (рис. 15, и), чтобы предохранить вицы от ударов камнями, что нецелесообразно: прелесть плота на вицах в его простоте и быстром изготовлении. Кроме того, вицы на ходу, даже при перелезании плота через камни, рвутся редко, а если это случится, можно подвязать оторвавшуюся пару бревен, а в спокойной обстановке поставить новую вицу.

Для крепления вицами деталей подгребиц и багажника в месте крепления описанным способом сплетают кольцо, которое закручивают колом Закручивать нужно прямо по месту сплетки кольца, осаживая вицу легкими ударами обуха топора После того как сделана первая, самая трудная, половина оборота, кол заменяют метровой палкой диаметром 4-6 см, туго закручивают вицу и, чтобы она не раскручивалась, палку крепят клинышком, вбитым в щель бревна (рис. 15, к). Можно для надежности прихватить палку еще и тонкой веревочкой. Чтобы вица не лопнула, не закручивайте ее больше чем на 1-1, 5 оборота. Если петля затянулась слабо, раскрутите палку и переплетите вицу покороче.

Несмотря на жалобное потрескивание виц при забивании клина или закручивании палки и весьма <непромышленный> вид конструкции, прочность такого крепления очень высокая. Вицы не растягиваются со временем, как веревки, поэтому подгребицы и багажник, привязанные вицами, не раскачиваются. Автор плавал на плотах, связанных целиком на вицах, по порогам и шиверам средней сложности, и случаев их обрыва не было. Вицы, исследованные в конце одного из походов, когда часто приходилось переползать через камни и мели, были стерты не больше чем на треть толщины. В то же время вязаный плот делается примерно на день быстрее плота на шпонках. Став собирается прямо на воде, и у двоих на это уходит часа 2 Поэтому, если вы не рассчитываете плыть по каньонам, двухметровым волнам и несколько раз висеть на камнях, то можно смело использовать вицы. Такой плот может оказаться полезным для группы, которая, потеряв первый плот и не имея времени или сил продолжать борьбу с рекой, обошла пешком основные пороги и пытается поскорее выбраться к людям.

Кроме плотов на шпонках и на вицах можно строить <гибридные> плоты, у которых комли бревен скреплены шпонкой, а вершины вицами. По трудоемкости, прочности и надежности такой плот занимает соответственно промежуточное положение. Эта конструкция удобна для северных рек, текущих в зоне границы леса, где деревья низкорослые, с большой конусностью и бревна с одного конца получаются настолько тонкие, что шпонку просто некуда врубать.

О сборке плота. Собирать плот можно на земле и прямо на воде. Для сборки на земле используется стапель, на котором производились разметка и обработка бревен. Готовый плот по слегам с помощью ваг сталкивают в воду. Если на пути лежат не очень крупные валуны, слеги кладут не на землю, а на пирамиды из камней или на бревенчатую кладку (<колодец>). Применять какие-либо катки нет необходимости: по сырым слегам под уклон плот идет достаточно легко.

Для сборки плота на воде идеальна тихая заводь глубиной 0, 5-1 м, на такой глубине легко доставать утонувший инструмент. При большой глубине свободный инструмент кладите только на берег, а долото, обычно отпрыгивающее при неудачном ударе далеко в сторону, держите на метровом поводке. Собирать плот можно и на довольно быстром течении. В этом случае к обоим концам комлевой ронжины или шпонки привязывают веревки, которые крепят выше по реке на берегу так, чтобы ронжина (шпонка) могла держаться поперек течения. Среднюю пару бревен приходится крепить, стоя в воде, а дальше можно вылезать на скрепленные бревна и работать, оставаясь почти сухим.

Преимущества сборки плота на земле: не нужно лазить в воду; до любого узла крепления легко добраться; располагаясь вокруг плота на земле, люди меньше мешают друг другу; свободный подход и поднос материала с любой стороны, простота обращения с инструментами и мелкими деталями, которые не утонут и никуда не уплывут.

Преимущества сборки на воде: легко двигать и заводить на место бревна; сборку плота могут выполнить двое, а при некоторой сноровке даже один человек; не надо сооружать стапеля и специального съезда в воду; если бревна крепят вицами, то не нужна даже площадка на берегу - требуется вырубить лишь небольшое количество служебных пазов, не нуждающихся в особой точности, их можно сделать, слегка выкатив бревно из воды.

Таким образом, плот лучше собирать на воде, если он большой или выполняется из тяжелых лиственничных бревен, а также если берег на значительном протяжении уступом обрывается в воду или образован валунами, имеющими 1-1, 5 м в поперечнике. В остальных случаях удобнее собирать плот на берегу. Выступающие концы шпонки или ронжины отпиливайте только после того, как полностью готовый плот со всей оснасткой проверен на плаву при полной нагрузке.

Другие способы вязки става. Наряду со шпонками и вицами крепить бревна можно веревками, проволокой, стальным тросиком… Конечно, придется нести с собой специальный крепежный материал, зато собрать плот удастся в более короткие сроки. Вязать бревна веревкой, которая, как правило, растягивается и недостаточно прочна, можно лишь при изготовлении плота-времянки для переправы группы через глубокую реку на пешей части маршрута или для того, чтобы скорее выйти к людям по уже несложной части реки. Быстро связать достаточно прочный плот можно мягкой железной проволокой диаметром около 3 мм. Небольшой плот вяжется в один слой, для большого проволоку придется складывать вдвое. Крепкий плот получается, если скрепить бревна 3-5-миллиметровым стальным плетеным тросиком.

С помощью этих средств вязать плот можно по тому же принципу, что и вицами. При этом веревку не рубят на куски, а на общем длинном конце вяжут отдельные петли, которыми и крепят пары бревен к ронжине. При забивании клина проволока или трос натягивается, врезается в клин, и, поскольку сталь хорошо пружинит, забить клин дальше невозможно. Чтобы не мучиться, подложите


Рис. 16. Крепление бревен длинным концом троса
а - ронжнна; б - доска;
в - клин между клином и проволокой небольшую дощечку толщиной 1-2 см.
Скользя по ней, клин хорошо войдет на место.

Если трос достаточной длины, лучше им прихватывать бревна к ронжине по одному, как показано на рис. 16. На бревна поперек кладут протесанную сверху и снизу ронжину, на нее - доску и все вместе туго оплетают тросом; трос на конце завязывают, а между доской и ронжиной забивают клинья, натягивающие трос. Достоинства такой конструкции - быстрая сборка и отсутствие троса или веревки, стягивающих пару бревен. Последнее - наиболее уязвимое место при Креплении отдельными кольцами, поскольку узкий камень, пройдя вдоль плота по щели между парой бревен, может порвать петлю, стягивающую эту пару. В описываемой конструкции трос охватывает все бревна по нижней полуокружности. Уязвимость конструкции в <веревочном> исполнении в том, что веревку может перебить камнем, и тогда весь плот сразу рассыплется. Чтобы этого не произошло, можно опутывать каждую ронжину двумя веревками, закрепляя одной четные бревна, а другой - нечетные.

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности в нашем сознании, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда мыслительных операций.

Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективнога мира, необходимо, прежде всего, в восприятии или представлении выделить те явления, которые становятся объектом мышления. Вычленение предмета мысли является, таким образом, исходной мыслительной операцией, без которой не может осуществиться процесс мышления.

Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Выделение объекта из сенсорного поля имеет место и в процессах внимания и восприятия. Однако в процессе мышления это выделение всегда связано с осознанием задачи, которая стоит перед нами, оно предполагает всегда предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Дальнейшей мыслительной операцией является сравнение выделенных объектов. Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определённых отношениях. Например, низкий и высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена.

Сравнение позволяет нам установить иногда не сходство или различие предметов, но их тождество или противоположность. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаём их и глубже проникаем в их своеобразие, чем в тех случаях, когда рассматриваем их без соотношения к другим явлениям.

Чтобы осуществилось сравнение, необходимо мысленно различать отдельные свойства предметов и мыслить эти свойства отвлечённо от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией. Абстракция всегда соединяется с обобщением, потому что абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщённом виде.

Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксёра при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщённой форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своём сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.

Однако абстракция всегда предполагает и противоположную ей мыслительную операцию - конкретизацию , т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения. В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет нашему мышлению отрываться от действительности, от живого созерцания явлений. мышление психология абстракция

Благодаря конкретизации наши абстракции становятся жизненными, за ними всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Лучше всего это достигается приведением не одного, а нескольких различных примеров, в которых данная абстракция находит своё конкретное выражение. Например, мы лучше поймём сущность абстрактного положения "жизнь есть форма существования белковых тел", если конкретизируем его на примерах и из растительного, и из животного мира, в отношении, как микроорганизмов, так и более совершенных существ. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми, оторванными от жизни, а потому и бесполезными абстракциями.

От абстракции и обобщения следует отличать такие мыслительные операции, как анализ и синтез . Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. Анализ часто применяется в практической деятельности, когда мы стремимся лучше овладеть тем или другим предметом в процессе труда. Здесь он приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на элементы.

Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нём следующие основные элементы, или части: разбег, толчок, фаза полёта, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полёте и т. д. Синтезом называется обратный процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны нами в процессе его анализа.

Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов. Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать так, что сперва должен быть произведён анализ, а потом синтез. Всякий анализ предполагает синтез, а синтез всегда предполагает анализ.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение. Например, в таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д. Все эти элементы в той или другой степени связаны с данным упражнением, и мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а на существенные части целого, без которых это целое не может существовать.

Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок. Это выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого явления. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь хотя бы смутное общее синтетическое понятие обо всём объекте в целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в результате предварительного, образующегося ещё до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.

Таковы те сложные мыслительные операции, в результате которых мы получаем понятия об окружающих нас предметах и явлениях. Однако явления окружающего нас мира существуют не разобщённо, а всегда в связи друг с другом. Адекватное отражение объективных предметов в нашем мышлении требует, поэтому не только образования множества соответствующих понятий, но и их классификации и систематизации .

Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений - на основании присущих им общих признаков - под более общие понятия, обозначающие определённые классы тех или иных предметов или явлений. Например, для точного отражения объективной действительности недостаточно иметь отдельные понятия о берёзе, дубе, сосне, ели и т. д. Надо иметь понятие об определённых классах соответствующих предметов или явлений, а именно о классе хвойных деревьев.

Отнесение предмета к определённому классу не только позволяет отразить в нашем сознании многообразие явлений, но и уточняет наши познания об отдельных предметах. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк - в класс металлов, углубляет наше понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков наши понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.

Классификация будет ценной лишь тогда, когда она совершается не вообще по сходным признакам, а по тем сходным признакам, которые имеют существенное значение для данного ряда явлений. Там, где такая классификация затруднена или ещё не завершена, отсутствует и глубокое понимание сущности явлений. Примером может служить отсутствие адекватной классификации физических упражнений, которые часто распределяются по классам или в зависимости от времени года (зимние и летние виды спорта), или в связи с применением тех или иных предметов (гимнастические упражнения на снарядах, со снарядами, без снарядов, с палками, мячами и т. д.).

Все такие попытки классификации неудачны, поскольку опираются на случайные признаки. Нельзя правильно понять природу физических упражнений, пока они отражаются в нашем сознании как многообразие видов, ещё не объединённых в классы по существенным признакам.

Систематизацией называется расположение установленных нами классов предметов или явлений в определённом порядке, в соответствии с их общими законами. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в нашем сознании не разобщённо, а в определённой системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в нашей практической деятельности.

Примером плодотворной научной систематизации явлений может служить открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов. Д.И. Менделеев не ограничился уточнённым распределением химических элементов на классы по их существенным признакам. Самые классы химических элементов он стремился понять не как случайные явления, а как определённую систему, вытекающую из общих законов природы. Это удалось ему сделать тогда, когда он открыл зависимость качественных особенностей химических элементов от их атомного веса.

Огромное значение систематизации для познания мира видно из того, что она помогает открытию новых явлений и уточнённому пониманию связей между ними. Без периодической системы Д.И. Менделеева открытие новых элементов осталось бы по-прежнему стихийным, каким оно было на стадии только классификации этих явлений. Только правильная систематизация позволила предвидеть качественные особенности ещё неизвестных элементов и направить научную мысль на их открытие.

Когда перед нами встаёт необходимость доказать истинность тех или других суждений, мы прибегаем к умственной операции, называемой умозаключением .

В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия. Такими, например, являются суждения: "сегодня жаркий день", "Иванов пришёл первым к финишу", "пять больше трёх" и т. д., которые называются, поэтому непосредственно очевидными. Но в большинстве случаев истинность суждений нельзя вывести из непосредственного наблюдения. Например, истинность суждения "сумма углов треугольника равна двум прямым" не является очевидной, а должна быть доказана, что и осуществляется путём умственной операции, называемой умозаключением.

Всякое умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определённого суждения выводится из истинности других суждений. Правильно построенное умозаключение всегда создаёт уверенность в необходимости и обязательности выводов, к которым оно приводит. Для этого оно должно опираться на строго проверенные, вполне достоверные предварительные знания. Малейшая ошибка, допущенная в оценке первичных данных, на которых строится умозаключение, приводит к его ошибочности. Однако чтобы сделать правильные выводы из достоверных знаний, необходимо также, чтобы сами умозаключения подчинялись определённым правилам, рассматриваемым в специальной научной дисциплине - логике.

Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения (дедукцию и индукцию), а также и умозаключения по аналогии (на основании сходства предметов или явлений).

Дедукцией называется умозаключение, в котором из заранее известных общих положений делается вывод об определённых частных истинах. Этот вид умозаключения наиболее часто применяется в математике. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: следовательно, данный угол больше другого.

Существует мнение, что дедуктивные умозаключения только уточняют наши знания, раскрывая в частном выводе то, что в скрытой форме уже содержалось в общем суждении. Однако в ряде случаев дедуктивные умозаключения могут приводить и к важным открытиям. Таким, например, было открытие планеты Нептун, а также и некоторых химических элементов.

Индукцией называется умозаключение, в котором из наблюдений над некоторыми частными случаями делается общее заключение, распространяемое на все, в том числе и на не наблюдавшиеся случаи. Этот вид умозаключения чаще всего применяется в естественных науках. Например, наблюдая в одном-двух случаях пользу яровизации растений, мы распространяем это положение на все случаи произрастания растений, хотя они и не наблюдались нами. Достоверность индуктивных умозаключений опирается на реально существующее и подтверждённое человеческой практикой единство и взаимосвязь объективных законов природы и общества.

Из этого вытекает, что раз наблюдённая существенная связь явлений должна повториться при сходных условиях. Для истинности индуктивных умозаключений необходим всесторонний учёт условий, при которых совершается явление. Без этого индуктивные выводы будут отличаться лишь известной степенью вероятности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Например, усматривая некоторое сходство физических показателей, характерных для Земли и Марса, делают вывод о возможности жизни на Марсе. Легко видеть, что заключения по аналогии отличаются не достоверностью, а всего лишь большей или меньшей вероятностью и нуждаются в подтверждении другими доказательствами. Однако польза умозаключений по аналогии несомненна: она заключается в догадке, которая толкает научную мысль на дальнейшие исследования.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. , в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности.

  • Абстрагирование
  • Анализ и синтез
  • Классификация и категоризация
  • Конкретизация
  • Обобщение
  • Сравнение

Абстрагирование

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон. В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы.

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

Анализ и синтез

В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.

Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.

Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.

Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.

Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.

Классификация и категоризация

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

Конкретизация

Конкретизация (от латинского «сложившийся») – прием познания, логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет коррозировать под влиянием кислорода.

Обобщение

Обобщение – логическая операция противоположная конкретизации. Подразумевает перенос частного утверждения, применимого в отношении одного или нескольких объектов, на другие объекты, в результате которого оно перестает быть конкретным, приобретая общий характер. Так, изучив фотосинтез на примере нескольких растений, можно сделать вывод о том, что процесс невозможен без солнечного света и у других растений.

Сравнение

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Развитие способности совершать мыслительные операции

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении . Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью .

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка . С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться .

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе . Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!