Биографии Характеристики Анализ

3 й украинский фронт генерал армии толбухин. Толбухин Федор Иванович

Баллистические ракеты делились [ ] на межконтинентальные (свыше 5000 километров), средней (от 500 до 5000 километров) и меньшей (от 150 до 500 километров) дальности. В СССР до середины 1980-х [ ] выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели [ ] дальность полета от 1 до 150 километров. В 1987 году была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР . Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

  • ракеты средней дальности
    • СССР - РСД-10 «Пионер» , «Р-12 », «Р-14 » (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 «Slingshot»);
    • США - «Першинг-2 » и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
  • ракеты малой дальности
    • СССР - «ОТР-22 «Темп-С» » и ОТР-23 «Ока» («СС-12» и «СС-23»);
    • США - «Першинг-1А ».

Эти действия вызвали тревогу в СССР. В 1976 году министром обороны СССР стал Д. Ф. Устинов , который склонялся к жёсткому ответу на действия США. Основой модифицированной ядерной стратегии СССР стало наращивание парка тяжелых МБР с РГЧ ИН и, одновременно, прикрытие «евростратегического» направления. В 1977 году СССР под предлогом модификации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) приступил к развёртыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). Всего было развёрнуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе - центры управления, командные пункты и, особенно, порты (последнее в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе). На фоне тотального превосходства СССР в обычных вооружениях, это давало Варшавскому договору полное военное превосходство на Европейском ТВД.

8 декабря 1987 года был подписан Вашингтонский договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить РСМД как класс ракет под контролем инспекторов.

Введение договора в действие

Галерея

Возможный выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) вызвал шквал критики. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини заявила, что «мир не нуждается в новой гонке вооружений», а госминистр в МИД Германии Нильс Аннен назвал такое решение «катастрофическим». Пекин усмотрел в происходящем шантаж и предложил Вашингтону «подумать дважды». Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что любое действие будет «встречать противодействие» и напомнил США о «доле ответственности» за глобальную стабильность.

Заявление Трампа критикуют и на родине: сенатор Рэнд Пол назвал его «деструктивным», «уничтожающим десятилетия работы». Однако американский президент не сказал ничего нового, скорее констатировал уже свершившийся факт: подписанный 30 лет назад договор из-за ряда обстоятельств утратил силу, превратившись в реликт Холодной войны. Он не обеспечивает безопасность, парируя давно не существующие угрозы, зато связывает руки – в больше степени США, но и России тоже.

Времена меняются

Договора о ликвидации ракет обсуждался все 80-е годы и был подписан Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом только после ряда серьезных уступок со стороны СССР. Например, пришлось уничтожить сотню ракетных комплексов «Ока», хотя они не попадали под определение РСМД. В итоге СССР «порезал» 1846 установок – на 1000 больше, чем США.

В этой связи договор часто ругают за «мягкотелость», однако он поистине паритетный: Советский Союз лишился возможности вести ограниченную ядерную войну в Европе, отвечающую «доктрине Устинова»; США больше не могли реализовать концепцию «мгновенного обезглавливающего удара» по СССР при помощи размещенных в Европе ракет, предложенную министром обороны Шлезингером.

Значение ДРСМД сложно переоценить - до него в атомной войне теоретически мог быть победитель, что повышало риск начала конфликта до экстремального. После исполнения договора сверхдержавы могли лишь обменяться «взаимоуничтожающими», а потому бессмысленными межконтинентальными ударами.

В 2000 году недавно избранный президент России Владимир Путин заявил, что страна может выйти из ДРСМД в ответ на выход США из Договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО) – второго ключевого документа, обеспечивавшего паритет между СССР и Соединенными Штатами. Он запрещал создание, испытание и развертывание систем, направленных на борьбу со стратегическими баллистическими ракетами. Несмотря на угрозу, Соединенные Штаты все-таки денонсировали соглашение; началось строительство комплексов ПРО в Центральной и Восточной Европе.

Над отечественными силами стратегического сдерживания вновь нависла угроза: не уничтожения на земле, как в 1980-е годы, а перехвата запущенных ракет. В перспективе, пусть и отдаленной, такое ослабление ядерного потенциала России сведет на нет постулат гарантированного взаимного уничтожения – краеугольный камень существующего ядерного паритета.

С 2001 года тема ПРО становится одной из самых острых во взаимоотношениях с Западом. Владимир Путин вновь и вновь возвращается к ней, последний раз – в нашумевшем «оружейном» послании Федеральному собранию 2018 года. «Мы долго уговаривали американцев не разрушать договор о ПРО. Все тщетно», - сокрушался президент, презентуя сенаторам новые разработки ВПК.

Взаимные обвинения

Россия не раз намекала на то, что компоненты «ЕвроПРО» станут приоритетными целями в угрожаемый период: «Люди, которые принимают соответствующие решения, должны знать, что они жили до сих пор спокойно, безбедно и в безопасности. Теперь, после размещения этих элементов ПРО, мы вынуждены будем подумать о том, чтобы купировать угрозы», - говорил Путин в 2016 году.

«Купирование» требует соответствующего оружия, так что обеспечение национальной безопасности диктовало необходимость вновь начать выпуск ракет малой и средней дальности. Вероятно, Россия уже их производит: под подозрением западных специалистов находится «Новатор 9М729» - крылатая ракета для комплекса «Искандер». Предполагается, что это сухопутный аналог ракеты морского базирования «Калибр». Ее дальность оценивается в 5500 км, что совершенно достаточно для поражения целей на всем европейском театре военных действий. «Новатор», размещенный в Сибири, сможет держать под прицелом Западное побережье США.

США высказывают претензии по поводу этой ракеты с 2013 года; заявляется, что, как минимум, две батареи «Искандеров» уже вооружены 9М729. Российская сторона обвинения отрицает, утверждая, что дальность «Новатора» не превышает «конвенционные» 500 км. Заявлениям не верят: пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску говорила , что, если Россия не оправдается, «союзники будут считать, что наиболее правдоподобная оценка заключается в том, что Россия нарушает ДРСМД».

Россия со своей стороны тоже обвиняет США в нарушении договора: претензии к универсальным пусковым установкам ПРО в Румынии и Польше, которые легко могут быть переоборудованы для запуска крылатых ракет морского базирования Tomahawk. Кроме того, Россия настаивает, что американские ударные «беспилотники» – те же крылатые ракеты, а в договоре нет оговорок относительно того, должны ли ракеты СМД обязательно быть одноразовыми. Наконец, создание ракет-мишеней средней дальности для испытаний ПРО – это тоже нарушение буквы ДРСМД.

Отстаивая легальность своих разработок, США пускается в настолько хитрую казуистику, объясняя, например, что в документе говорится о запуске (Launch) ракет, а беспилотные аппараты совершают взлет (Take-off), что становится очевидным: в рамках действующего соглашения сторонам никак не договориться. ДРСМД нуждается в модернизации, однако для России ключевым аспектом нового договора является урегулирование проблемы ПРО, а Соединенные Штаты демонстративно не идут ни на какие уступки в этом вопросе.

Третья сторона

Конфликт с Россией по поводу ПРО - не единственная причина для США денонсировать ДРСМД. И возможно даже не главная, так как Соединенные Штаты едва ли рассчитывают, выйдя из договора, вновь разместить в Европе ракеты, нацеленные на Россию. Хотя в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах до сих пор хранятся американские термоядерные бомбы времен Холодной Войны, европейцы едва ли обрадуются появлению на своих территориях новых установок. Имеющийся арсенал тяготит страны: требование о вывозе бомб содержится в программах четырех из шести партий Бундестага, а бывший премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс заявил , что хранение атомных боеприпасов – «бессмысленная традиция» и «глупость».

Не связанный никакими договорами Китай активно развивает класс вооружений, запрещенный для США и России. По мнению американского адмирала Гарри Харриса, это позволило Народно-освободительной армии (НОАК) обзавестись «самой внушительной и самой гибкой ракетной силой в мире» - свыше 2000 баллистических и крылатых ракет. 95% из них нарушали бы ДРСМД, если бы Китай участвовал в договоре, подчеркнул адмирал.

Требование Трампа к Пекину «присоединиться к новой сделке» по РСМД - то есть, уничтожить 95% ракет, очевидно носит риторический характер. На фоне возрастающего противостояния между Китаем и США старый договор с несуществующим СССР об ограничении эффективного вооружения наверняка кажется американским военным пережитком прошлого. Несмотря на заверения отечественных официальных лиц в обратном, Россия едва ли может не ощущать угрозы, исходящей от китайских ракет средней и малой дальности, так же как и США осознавая бессмысленность самоограничения в сложившихся обстоятельствах.

Нарушает ли Россия Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности? Согласно появившейся информации, администрация Обамы считает, что нарушает, и высокопоставленные законодатели из числа республиканцев требуют решительных действий. «Мы считаем крайне необходимым не позволять российским руководителям поверить в то, что они выгадают от нарушения этого или любого другого договора», - написали председатель комитета по вооруженным силам в палате представителей, республиканец от штата Калифорния Бак Маккеон (Buck McKeon), председатель комитета по иностранным делам палаты представителей Эд Ройс (Ed Royce), тоже республиканец от Калифорнии, и глава комитета палаты представителей по разведке республиканец от Мичигана Майк Роджерс (Mike Rogers).

Такие утверждения создают крайне сложную ситуацию. Они наверняка еще больше ухудшат российско-американские отношения, которые и без того опустились до крайне низкой отметки, ослабят перспективы дополнительных сокращений ядерного оружия и могут помешать попыткам президента Обамы заручиться поддержкой конгресса в своей иранской политике и добиться ключевых достижений в области контроля вооружений.

Утверждения о нарушениях двоякие. Первое касается новой межконтинентальной баллистической ракеты «Ярс» (РС-26) (РС-26 носит наименование «Рубеж», обозначение «Ярса» - РС-24 - прим. перев.), которую, видимо, запускали уже не раз на расстояние меньше верхнего предела по договору РСМД (этот договор ставит под запрет все американские и советские/российские ракеты с дальностью пуска от 500 до 5500 км). Хотя эти испытания могут вызывать опасения, нарушением они не являются. РС-26, вне всяких сомнений, является стратегической ракетой (ее дальность превышает 5500 км), а в действующих договорах нет положений, запрещающих проводить испытания на дальности меньше максимума. Летные испытания ракеты, очевидно, проводятся с целью оценки ее способности по преодоления обороны противника, а поэтому русские используют для запусков полигон Сары-Шаган, специализирующийся на вопросах ПРО. Второе утверждение, о котором стало известно лишь недавно, касается неопознанной крылатой ракеты наземного базирования.

Американское правительство, согласно имеющейся информации, неоднократно ставило перед русскими вопрос о проведении этих испытаний, но они ответили, что это не проблема и от дальнейших ответов отказались. 17 января 2014 года Соединенные Штаты проинформировали союзников по НАТО о своей обеспокоенности. Однако официальный представитель госдепартамента пояснил, что данный вопрос пока анализируется, и в разряд нарушений действия русских никто не заносит.

Тема соблюдения договора РСМД охватывает три разных, но тесно взаимосвязанных аспекта. Один из них носит технический характер: суть утверждений о нарушениях, характеристики соответствующих ракет, а также проблема проверок. Второй относится к контролю вооружений и к стратегическим проблемам - к тому, как положения договора РСМД вписываются (или не вписываются) в российскую стратегию национальной безопасности. Третий касается политики, поднимая вопросы о том, почему утверждения о нарушениях продолжают всплывать в публичных дебатах, создавая потенциальные последствия для американской внешней политики.

Технические аспекты: характер обеспокоенности

Технические вопросы - это сложный лабиринт из инженерных, военных и правовых деталей. Как отмечалось выше, российские испытания МБР РС-26 нарушением договора не являются: в действующих договорах о контроле вооружений нет запрета на проведение испытаний на пониженной дальности. Отсутствие нижней границы по летным испытаниям стратегического оружия - это наследие подходов времен холодной войны. В те времена стороны главным образом беспокоились насчет максимальных возможностей систем вооружений, будь то дальность или количество боеголовок, устанавливаемых на ракете-носителе. Есть и техническая причина: невозможно предотвратить неудачные пуски, которые могут быть отнесены к нарушениям, если будет установлено минимальное расстояние для летных испытаний.

Ситуацию с утверждениями об испытаниях новых крылатых ракет наземного базирования средней дальности (договор РСМД запрещает ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км) проанализировать труднее, потому что никакие конкретные сведения на сей счет не разглашаются. Баллистические ракеты, в которых часто используются те же двигательные установки, что и в космических ракетах, летят по крутой траектории, поднимаясь за счет топлива, а опускаясь за счет силы притяжения. Крылатые же ракеты являются управляемыми, и топливо они расходуют на протяжении всего полета, подобно авиационным торпедам. Одним из кандидатов на роль подозрительной крылатой ракеты может быть ракета Р-500, созданная для комплекса «Искандер», который изначально конструировался под баллистическую ракету.

«Искандер» должен был заменить оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока» (SS-23 по натовской классификации), который ликвидировали в рамках договора РСМД. Решение о ликвидации «Оки» вызвало возмущение у советских военачальников, которые утверждали, что ее дальность меньше 500 км (450-470 км), и что советский президент Михаил Горбачев пошел на такую серьезную уступку США без их поддержки. У «Искандера» такая же дальность, как и у «Оки», то есть менее 500 км, и он не нарушает договор РСМД. Тем не менее, есть серьезные подозрения, что эту дальность при необходимости можно увеличить. Как сообщается в докладе Национального университета обороны Финляндии, на траектории оптимальной дальности баллистический вариант «Искандера» может иметь дальность 600 и даже 700 км. Считается, что крылатая ракета Р-500, которую испытывали на 360 км, может иметь радиус полета «в несколько раз больше». Если, как полагают многие, Р-500 является модифицированной версией корабельной крылатой ракеты класса «поверхность-поверхность» «Гранат» (SS-N-21 по натовской классификации), то теоретически дальность у нее действительно может быть больше.

Если речь идет об Р-500, то утверждения о возможных нарушениях могут указывать на несколько вариантов:

Соединенные Штаты могли засечь одно или несколько испытаний, проведенных на дальности более 500 км;

Соединенные Штаты могли допустить ошибку в измерениях. Такие измерения должны проводиться национальными техническими средствами, а поэтому они могут оказаться недостаточно точными;

Американские измерения могли основываться на расчетах траектории оптимальной дальности, а российские данные могли быть взяты из реальной траектории полета, которая включает двухкоординатные маневры во избежание обнаружения и перехвата системами противоракетной обороны (в таком случае практическая дальность может быть меньше 500 км, а траектория оптимальной дальности больше).

В любом из этих случаев превышение по дальности (свыше 500 км) невелико, и никакой стратегической разницы оно фактически не создает. Если это так, то спор по поводу Р-500 закончится так же, как кончаются десятки неразрешенных проблем с реализацией договоров, неизбежных в процессе контроля вооружений и их сокращений. На самом деле, у России тоже есть претензии к США по поводу выполнения соглашений.

Но есть и менее вероятные возможности. Например, это могли быть испытания ракеты «Гранат». Имеющаяся информация говорит о том, что эти крылатые ракеты морского базирования были сняты с подводных лодок и теперь хранятся на берегу. В то же время российские военные регулярно проводят испытания старых советских систем вооружений в целях проверки их соответствия характеристикам. По разным причинам иногда ракеты удобнее запускать с земли, нежели с морской платформы. Существует также совместный российско-индийский проект создания крылатой ракеты «БраМос II», которая предназначена для запуска с разных платформ, в том числе, с грунта. Но этот проект пока находится на ранней стали реализации.

Либо же Россия могла испытать новую крылатую ракету наземного базирования с дальностью, намного превышающей лимит в 500 км. Не имея хотя бы элементарной информации, провести комплексную оценку последствий такой системы для стратегии и режима контроля вооружений будет трудно. Однако то, что госдепартамент не стал называть данный случай нарушением, а вместо этого заявил, что он вызывает обеспокоенность и требует дополнительных оценок и консультаций, свидетельствует о маловероятности появления у русских новой крылатой ракеты большой дальности (свыше 500 км) наземного базирования. Между тем, анализ поведения России в сфере контроля вооружений и стратегии указывает на то, что она вряд ли пойдет на обман по договору ради увеличения дальности ракеты на какую-то сотню километров.

Аспекты контроля вооружений: отношение к договору РСМД в России

Хорошо известно, что многие влиятельные фигуры из числа руководящей российской элиты выступают против договора РСМД. В 2005 году близкий соратник Владимира Путина Сергей Иванов, занимавший тогда должность министра обороны, заговорил о возможном выходе России из договора РСМД в ходе беседы с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом.

Последующие дебаты в Москве привели к решению не выходить из договора, но время от времени этот вопрос все же всплывает на поверхность. Главным обоснованием является то, что ракеты средней дальности создают страны, находящиеся к югу от России - Китай, Индия, Пакистан, Иран, Израиль и прочие. Можно сказать, что судьба договора РСМД в России висит на очень тонком волоске.

Кто-то говорит, что прохладное отношение России к договору РСМД можно объяснить попыткой обойти или даже нарушить его. Но скорее всего, верно совершенно другое: если Москва решит, что договор РСМД мешает ее важнейшим программам НИОКР, то она без колебаний выйдет из него.

В основе российской стратегии безопасности лежит создание препятствий возможному использованию высокоточного неядерного оружия (например, ракет «Томагавк» из состава ВМС) Соединенными Штатами и НАТО, как они делали во время войны в Косове и Ираке, а также в других странах на протяжении последних 15 лет. Российская военная доктрина 2000 года предусматривает ограниченное применение ядерного оружия против авиабаз и командных центров в целях противодействия осознанной угрозе. Однако расчет на использование ядерного оружия с самого начала считался временной мерой, действующей до тех пор, пока страна не обретет современные средства неядерного сдерживания и устрашения. «Искандеры» заполнили одну из таких ниш неядерного потенциала (сейчас нет никаких свидетельств того, что Россия испытывает эти ракеты для использования с ядерными головными частями, хотя теоретически такое возможно), и в этом смысле они играют важную роль, будучи нацеленными на целый ряд потенциальных целей без угрозы ядерного удара.

В случае размещения «Искандеров» в Калининградской области, расположенной в виде анклава между Польшей и Литвой, эти ракеты с дальностью 500 км смогут поражать цели практически на всей территории Польши и в странах Балтии, которая является возможным плацдармом для нанесения натовских ударов. Если дальность этих ракет увеличится на 100 или даже на 200 километров, радикально ситуация от этого не изменится.

Следовательно, кажется вполне логичным, что если Россия решила развернуть ракеты средней дальности наземного базирования, она нацелилась на какой-то качественный скачок, скажем, на получение систем с дальностью 1000-1500 км. Такие ракеты позволят России подвергнуть опасности не только значительную часть европейского театра военных действий, но и другие страны, находящиеся к югу от России.

Выход из договора РСМД вряд ли будет серьезной проблемой, если это соглашение будет мешать разработке оружия, которое российское руководство посчитает важным для дальнейшего развития потенциала неядерного сдерживания. Выход из договора наверняка поддержит большая часть элиты. Если Путин внесет такой законопроект на рассмотрение парламента, он будет принят без дебатов, не встретив серьезной оппозиции.

Выход США из договора по ПРО в 2003 году станет необходимым предлогом. Подобно администрации Джорджа Буша, Москва может заявить, что РСМД является пережитком холодной войны, что его сохранение наносит ущерб безопасности страны (сославшись при этом на программы по созданию ракет, осуществляемые южными соседями России), и что она не намеревается создавать ядерное оружие средней дальности. Более того, состояние российско-американских отношений на сегодняшний день таково, что, по мнению российского руководства, аннулирование какого-то старого договора вряд ли ухудшит его еще больше.

Таким образом, доводы о том, что Россия серьезно нарушает договор РСМД, кажутся слабыми. Как отмечалось выше, испытания РС-26 нарушением не являются. В худшем случае это использование юридической лазейки ради собственных преимуществ. История об испытаниях крылатой ракеты неопределенна, но тот факт, что американское правительство не захотело назвать это нарушением, говорит о его неуверенности. В истории советско-американского и российско-американского контроля вооружений были десятки подобных случаев, когда стороны выражали обеспокоенность по поводу действий друг друга. В большинстве случаев эти озабоченности не находили своего разрешения до тех пор, пока не утрачивали актуальности.

Как правило, это были технические вопросы, обсуждавшиеся техническими экспертами за закрытыми дверями. Почему же тогда вообще появились эти утверждения о возможном нарушении договора РСМД? Скорее всего, причины надо искать не в сути процесса контроля вооружений, а в альянсах и особенностях внутренней политики.

Политические аспекты: российско-американские отношения и внутренняя политика США

Наиболее последовательно и упорно вопросы о развертывании «Искандеров» задают прибалтийские государства, в частности, Литва. Ссылаясь на эти ракеты, она говорит о необходимости сохранить американские ядерные бомбы свободного падения в Европе, хотя многие старые члены Североатлантического альянса выступают за их вывод. Новости о подозрительных испытаниях появились после январской встречи НАТО.

А внутри США группа республиканцев из комитета палаты представителей по делам вооруженных сил написала письмо, которое свидетельствует о том, что «Великая старая партия» увидела в этой информации удобную возможность притормозить инициативы администрации в целом ряде областей, таких как дальнейшее сокращение американского и российского ядерного оружия и иранская ядерная программа.

Эти новости появились вскоре после того, как вступила в силу промежуточная ядерная договоренность с Ираном, а президент Обама пригрозил наложить вето на все попытки конгресса ввести новые санкции против Ирана в связи с его ядерной программой. Республиканцы из комитета по делам вооруженных сил утверждают, что новое соглашение позволит Ирану обманывать США, не страдая при этом от серьезных карательных санкций, а также заявляют, что действия администрации в отношении России доказывают их правоту.

Точно так же республиканцы с огромным скепсисом отнеслись к предложению Обамы от 2013 года сократить еще на треть развернутые стратегические ядерные заряды США и России в рамках заключенного в 2010 году договора СНВ-3 - с 1550 до 1000 единиц. Прежде всего их беспокоит то, что Обама может попытаться осуществить эти сокращения в обход сената, чье утверждение договоров является обязательным.

Как это ни парадоксально, здесь они отыскали общие позиции с российскими противниками компромиссов. Москва демонстрирует явное нежелание заниматься сокращениями в дополнение к тем, что предусмотрены СНВ-3. Любые действия, ослабляющие перспективы таких сокращений, найдут поддержку у российского правительства (конечно, публично оно будет заявлять об обратном). Более того, если инициатива будет исходить от США, Москве это будет выгодно, так как вину за отсутствие прогресса в ядерном разоружении она сможет возложить на противоположную сторону.

Кроме того, эти утечки появились как раз в тот момент, когда сенат рассматривает кандидатуру Роуз Геттемюллер. Геттемюллер, выступавшая в качестве главного американского дипломата на переговорах по СНВ-3, вот уже несколько лет исполняет обязанности заместителя госсекретаря по контролю вооружений и международной политике. Ожидается, что ее назначат на эту должность на постоянной основе. Но ценой ее утверждения может стать разрешение спора по РСМД на условиях, выгодных противникам новых сокращений. Конкретно это означает принуждение России к признанию факта нарушения договора, причем таким образом, чтобы планы администрации в сфере контроля вооружений были еще больше нарушены.

Николай Соков - старший научный сотрудник Венского центра по разоружению и нераспространению (Vienna Center for Disarmament and Nonproliferation). Майлз Помпер - старший научный сотрудник Монтерейского института международных исследований (Monterey Institute of International Studies) и бывший редактор издания Arms Control Today.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Офицер Российской империи, Маршал Советского Союза, участник Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Освобождал от врага Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. Посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза.

Царский офицер

Родился Федор Иванович Тобухин 16 июня 1894 г. в крестьянской многодетной семье в деревне , располагавшейся в Даниловском уезде Ярославской губернии. Сначала Федор проходил обучение в церковно-приходской школе, в 1907 г. окончил земское училище в селе Давыдково (теперь это село носит название ). После того, как отец Федора скончался, старший брат взял его к себе в , чтобы облегчить жизнь семье. В Петербурге мальчик продолжал учиться. В 1910 г. он окончил торговую школу. Затем учился в петербургском коммерческом училище, которое закончил экстерном в 1912 г. Одновременно Федор начал работать бухгалтером в Мариинском товариществе «Колчакова и К». Но коммерция его не особенно привлекала.

Началась Первая Мировая война, и в декабре 1914 г. Толбухина призвали в армию. Как обладающего достаточно высоким образованием, его направили в ряды нового - технического рода войск: рядовой Толбухин стал мотоциклистом. После первых месяцев военной жизни, проведенных в автороте в составе Северо-западного фронта, способный солдат получил повышение. После обучения в офицерской школе города , Федору Ивановичу присвоили звание прапорщик. В дальнейшем Толбухин участвовал в боевых действиях на Юго-западном фронте. В период войны он командовал ротой, позднее - батальоном. Был дважды ранен и столько же раз контужен. Получил звание штабс-капитана. За участие в боевых действиях Толбухин получил два офицерских ордена - Анны и Станислава.

В 1917 г. после Февральской революции пользующийся большим уважением у солдат штабс-капитан Толбухин возглавил полковой комитет. После окончания военных действий он руководил демобилизацией своей части, демобилизовался и сам. Но мирный период в его жизни продолжался недолго.

Советский командир

В 1918 г. в стране заполыхала Гражданская война. Военспец Толбухин открывает в августе этого года военный комиссариат в своих родных местах и руководит процессом вербовки людей в формирующуюся Красную Армию. На следующий год он оканчивает штабную школу и сражается на Северном, а потом и Западном фронтах гражданской войны. Пик его карьеры в этот период - должность заместителя начальника штаба по оперативной работе в стрелковой дивизии. За боевые действия под Варшавой Федор Иванович получил свой первый советский орден - Орден Красного Знамени. В 1921 г. Федор Толбухин участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. Позднее он сражался с финнами за . В сентябре 1921 г. Толбухин был направлен в 56-ю стрелковую дивизию исполнять обязанности начальника штаба.

Два раза, в 1927 и 1930 гг., Толбухин проходит курсы усовершенствования для военнослужащих высшего командного состава. В ноябре 1930 г. Федор Иванович получил назначение на должность начальника штаба в 1-ый стрелковый корпус. В 1934 г. он закончил Военную академию имени . С октября 1937 г. Толбухин занимает должность командира 72 стрелковой дивизии. Но в июле 1938 г. он получает новое назначение - теперь он начальник штаба войск Закавказского военного округа. Через два года - в июне 1940 г. после возвращения в обиход Красной Армии генеральских званий Федор Иванович получает звание генерал-майора.

Когда высшие руководители Советского Союза решали вопрос о назначении Толбухина на должность начштаба ЗакВО, его принял лично и расспрашивал о его военной карьере в советское и царское время. Женатый на графине, бывший царский офицер Толбухин имел все основания опасаться худшего. Однако вскоре после этого разговора Федор Иванович получил очередную награду - орден Красной Звезды.

Началась Великая Отечественная война. Толбухин долгое время продолжал оставаться в прежней должности - начальник штаба Закавказского военного округа. В этот период, как и во время начала гражданской, он руководил мобилизацией в Красную Армию, но теперь в намного большем масштабе. В августе 1941 г. силы округа были преобразованы в Закавказский фронт, который принимал участие в занятии Ирана советскими и английскими войсками. Войска фронта справились с задачей быстро, с минимумом инцидентов. И в этом была немалая заслуга Толбухина - начштаба соединений Кавказского фронта.

В период с декабря 1941 по февраль 1942 г., будучи начальником штаба, Толбухин разрабатывает Керченско-Феодосийскую операцию, имеющую своей целью высадку в Крыму советского десанта. Начатая 2 января 1942 г. операция проходила довольно удачно. После освобождения Керченского полуострова был образован новый Крымский фронт, и Толбухин, по уже сложившейся традиции, занял пост начальника штаба нового фронта. Однако попытки дальнейшего развития операции не увенчались успехом. Чтобы разобраться с ситуацией, в Крым был направлен представитель Ставки Лев Захарович Мехлис. Прилетев, он практически с ходу потребовал снять Толбухина с занимаемого им поста. В историографии принято критиковать его за этот поступок, хотя известный историк А. В. Исаев считает, что назначенный на место Толбухина генерал П. П. Вечный превосходил его как штабист. В любом случае, Федору Ивановичу еще представится много возможностей отличиться, на этот раз не как штабисту, а самостоятельно командуя войсками.

После снятия с поста начальника штаба Крымского фронта Толбухин некоторое время помогал командующему соединениями Сталинградского округа. А в июле 1942 г., когда фронт уже приближался к , Толбухина назначили командовать 57-й армией. Три месяца яростных оборонительных сражений к югу от города, а потом участие в окружении и уничтожении крупной группировки (6-я пехотная и 4 танковая армии) немецких войск. Не удивительно, что в январе 1943 г. Толбухина наградили новосозданным орденом Александра Васильевича Суворова 1-й степени одновременно с присвоением ему звания генерал-лейтенанта. Это было началом его стремительного взлета в званиях (3 повышения в этом году и еще одно в следующем).

В феврале-марте 1943-го Толбухин воевал на участках Северо-Западного фронта. Он некоторое время был командующим 68-й армией и принимал участие в заключительном этапе самой удачной до этого момента для этого фронта Великолукской операции. В результате этой операции была окружена и уничтожена группировка германских войск в .
В марте 1943 г. Толбухин становится командующим Южным фронтом, а в апреле он становится генерал-полковником. Начинается самый славный и богатый на победы этап карьеры Толбухина в Великую Отечественную - командование фронтами на южном фланге советско-германского фронта.

Герой южного фланга

Первая проведенная Толбухиным как командиром фронта стратегическая наступательная операция оказалась наименее успешной. В результате начатого 17 июля 1943 г. наступления на реке Миус не удалось прорвать немецкий фронт. Однако операцию нельзя назвать полностью неудачной, поскольку в результате нее было скованно значительное количество соединений гитлеровских войск, что помогло советской армии под .

В результате следующей - Донбасской операции, соединения Южного фронта, действовавшие совместно с силами Юго-Западного фронта, продвинулись вперед на 300 километров. Они освободили Донбасс, разгромили противостоящие войска и к 21 сентября вышли к реке Молочная - части немецкого «Восточного вала». Тогда же Толбухину присвоили звание генерала армии.

Новая Мелитопольская операция последовала практически без перерыва, уже 26 сентября. Чуть больше чем за месяц советские войска вновь разбили врага, овладели Мелитополем, отрезали Крым и создали плацдармы для его последующего штурма. Однако перед штурмом Крыма войска Южного и Юго-Западного фронтов уничтожили никопольский плацдарм врага и освободили Никополь. В апреле-мае 1944 г. Толбухин и его фронт (носящий теперь имя 4-й Украинский) совместно с войсками Приморской армии освободили Крым. Севастополь был взят штурмом за три дня, через несколько дней остатки немецких войск в Крыму капитулировали у Херсонеса. В мае Толбухин был в последний раз за войну переведен на новое место службы. Теперь Федор Иванович получил назначение командовать силами 3-го Украинского фронта.

Вершиной военного таланта Толбухина многими исследователями считается начавшаяся 20 августа 1944 г. Ясско-Кишиневская операция. Ему удалось ввести в заблуждение противника. Враг ожидал наступления под Кишиневом, а Толбухин атаковал с крайне неудобного Кицканского плацдарма на Днестре. Совместно с Дунайской флотилией, Черноморским флотом и силами 2-го Украинского фронта Толбухин разгромил противостоящие войска. Это имело далеко идущие политические последствия: послужило толчком к аресту румынского диктатора Антонеску и переходу Румынии на сторону антигитлеровской коалиции. После этого Толбухин выбил немецкие войска из южной Румынии. Показательна быстрота, с которой Федор Иванович сумел наладить взаимодействие со своим недавним противником - румынской армией. Уже 8 сентября войска фронта, возглавляемого Толбухиным, вступили в Болгарию. Это была уникальная в ходе Великой Отечественной войны операция, во время которой не лилась кровь. Болгары встречали противника не выстрелами, а цветами. Уже 12 сентября Толбухину было присвоено очередное звание - маршала Советского Союза.

Освобождение Европы

Далее блестящие успехи продолжались. Толбухиным в период с 28 сентября по 20 октября была проведена Белградская операция, в которой он командовал не только советскими, но и болгарскими и югославскими войсками. Эта операция (проведенная во взаимодействии с соединениями не одного, а двух союзных формирований) также не имела аналогов за всю историю Великой Отечественной войны. Успешно освободив большую часть Югославии, Толбухин стремительно вторгся в Венгрию, разгромил соединения 2-ой венгерской армии и создал предпосылки для атаки на Будапешт. При штурме Будапешта, как позже и при последующем штурме Вены, было запрещено пользоваться тяжелой артиллерией, чтобы уменьшить урон городу. Это еще более осложняло операцию, которая, тем не менее, была проведена успешно.

В этот период войны Толбухин отличился тремя выдающимися операциями - Будапештская наступательная, Балатонская оборонительная и Венская наступательная, каждая из которых относится к шедеврам военного искусства. Во время Будапештской наступательной операции Толбухин колоссальными усилиями удержал плацдарм за Дунаем (ему даже пришлось вынести штаб практически к линии фронта), не позволив контратакующим немецким войскам деблокировать Будапешт. Гитлер считал очень важным удержать Венгрию, направляя туда войска из Польши и перебрасывая германские части с Западного фронта. Во время Балатонской операции, носящей оборонительный характер, Толбухин руководил войсками своего фронта с таким искусством, что дрогнули и отступили части элитной 6-ой танковой армии СС. При этом сохранил достаточно сил, чтобы провести Венскую наступательную операцию. Войска 2-ого и 3-го Украинских фронтов по планам Толбухина атаковали одновременными ударами с трех различных направлений - так называемым сжимающим маневром. Ими была освобождена еще занятая немцами Венгрия, Вена и большая часть Австрии. Толбухин и его фронт - рекордсмены по числу освобожденных в ходе Великой Отечественной войны столиц. По итогам Венской наступательной операции 26 апреля 1945 г. Толбухин получил очередную награду - орден «Победы». Федор Иванович по праву участвовал в послевоенном Параде Победы со сводным континентом 3-го Украинского фронта.

Судьба Толбухина оказалась связана с судьбами двух выдающихся европейцев. Первый - Теодор Кельнер, отставной австрийский генерал, назначенный им временным бургомистром Вены, вскоре стал первым президентом освобожденной Австрии. Вторым был румынский король Михай, которому именно он вручил орден «Победы». Но Михая вскоре ждали потеря трона и изгнание из страны.

После войны, в 1945-1947 гг., Толбухин был командующим Южной группой войск, а в 1947-1949 - Закавказским военным округом.