Биографии Характеристики Анализ

Типичная личность того времени, или образ "маленького человека" в гоголевской повести

Современная литература

Сквозные темы

Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Справедливость требует вступаться
за людей страдающих.
Н. Г. Чернышевский

Читая произведения великой классической русской литературы, я все больше убеждаюсь, что писатели «единогласно» выражают мнение об отсутствии справедливости в жизни. Подчас писатель – единственный человек, готовый заступиться за униженных и оскорбленных. Может быть, русское заступничество сделало тему «маленького человека» одной из ведущих во всей русской литературе.
Галерею «маленьких людей» в русской литературе открывает персонаж Самсон Вырин. Как и все важное в нашей литературе, основные коллизии жизни «маленького человека» наметил Александр Сергеевич Пушкин в «Повестях Белкина» и в поэме «Медный всадник». Автор раскрыл светлое и темное в его жизни, бытовую и глубинную стороны существования этого нового в России типа.
Сложность «маленького человека» показал Николай Васильевич Гоголь в «Петербургских повестях» и в комедии «Ревизор». «Маленький человек» – это чиновник невысокого ранга, без имения, без доходов, без перспектив. В его жизни мало радостей, много тоски и страха. Он боится начальства и сослуживцев, бедности и несчастий. У него нет сил бороться за себя и свое место под солнцем. Пожалуй, самый яркий пример – Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Он ничем не примечателен, внешность его даже неприятна: «низенького роста, несколько рябоват, несколько даже на вид подслеповат, и цветом лица, что называется геморроидальным». Безысходна и судьба Акакия Акакиевича. При крещении уже он «будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», так оно и вышло. Все у этого героя не устроено. Он боится сослуживцев, мучается на службе («Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности»), находя удовольствие лишь в своей каллиграфии. Акакий Акакиевич настолько не видит убожества в своей жизни, что в чем-то перестал быть человеком. Однако Гоголь видит в любом, даже ограниченном человеке целый мир, личность, имеющую право на осмысленное существование, на свои выстраданные идеалы. В мире Башмачкина таким идеалом становится шинель, которую он жаждал купить и купил на сбережения из ничтожного жалованья, откладывая по грошу, изгоняя «употребление чаю по вечерам», не зажигая свечей, ступая почти на цыпочках, «чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок». Со стороны это выглядит жалко, а Акакий Акакиевич видит в шинели знак того, что он как человек состоялся. День приобретения ее стал «самым большим праздником». Утрата шинели словно переполнила чашу терпения. Башмачкин умер, и «скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…», а его тень стала преследовать мучителей. Гоголь – глубоко христианский по духу писатель. Он занимает позицию сочувствия, сострадания Башмачкину, напоминает бездушному миру о грядущем суде. И потому «значительное лицо» реже стало говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами», «если же и произносил, то уже не прежде, как выслушивал сперва, в чем дело».
Иначе раскрывается «маленький человек» в известной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Он, сам того не ведая, перепугал всех «больших людей» – крупных чиновников. Иван Александрович Хлестаков не только беден, но и совершенно никчемен. Уже Осип, его слуга, выкладывает читателю (зрителю) все о Хлестакове: он промотался, остался без денег, его положение абсолютно безвыходно.
Хлестаков, смутно догадываясь поначалу, что к чему, блестяще компенсирует убожество своей жизни (и материальной, и духовной) фантастическими по содержанию и стилю рассказами. Чиновники ему не только верят, они трепещут. Доводя свои описания до абсурда, сам Хлестаков тоже верит в то, что говорит. Речь он ведет о том, чего ему не хватает в настоящей жизни: о любви, о богатстве, о власти. Не подозревая, что ему не хватает совсем другого, Хлестаков создает фантастический Петербург и успешно преподносит этот праздничный образ видавшим виды чиновникам. Хлестаков – победитель. «Маленький человек» одержал верх. Фантазии Хлестакова сходны с болезненным желанием другого гоголевского персонажа, Поприщина, который хочет видеть себя уже не просто значительным лицом, а испанским королем. Их путь продолжает герой «Записок из подполья» Федора Михайловича Достоевского. Он замыкается в скорлупе своего мирка, агрессивно противопоставляя себя всему остальному человечеству. То, что смешно у Гоголя, становится страшным у Достоевского. Его герой ставит вопрос «Всему миру быть или мне чай пить?» и решает его в пользу того, что ему-то чай пить, даже если не будет никого и ничего остального.
В «Шинели» судьба «маленького человека» трагична – происходящее с Хлестаковым смешно. Тема «маленького человека» в повести решается через драматический, даже мистический катарсис; в комедии – через карнавальное буйство фантазии. Акакий Акакиевич гибнет, а Хлестаков торжествует.
«Маленький человек» у Гоголя вызывает не только жалость и сочувствие (Башмачкин), но и удивление (Хлестаков). Он может выступать как страж справедливости, а может оказаться нарушителем порядка и закона. В «маленьком человеке» заключены и страшные глубины падения духа (герой «Записок из подполья»), и высокое человеческое начало (герой «Бедных людей» Ф. М. Достоевского).
Своеобразно эта тема представляется и в произведениях писателей ХХ века: А. П. Платонова, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. Маленький человек в изображении сатириков прошлого века – типичный обыватель, поставленный «новой эпохой перемен» в еще более тесные жизненные рамки. Насмешка советских писателей почти всегда сопутствует состраданию, сочувствию к этому жалкому, но такому близкому и узнаваемому герою. Могли ли советские писатели, сами нередко оказывавшиеся в самых стесненных обстоятельствах, заступиться за маленького человека советской эпохи? Нередко сочувствие и сопереживание маленькому человеку выражалось в том, что авторы писали от первого лица, надевая маски «детей» Акакия Акакиевича. Как не вспомнить всем известную фразу о том, что вся русская литература «вышла» из гоголевской «Шинели»!..

«Структура личности» - А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы: «Биологическое и социальное в структуре личности». Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального. структура личности 3. Фрейда. Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности.

«Творческая личность» - Правило 7. Ищите себе Учителя - творческую личность! Настоящий лидер побеждает своего конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, затем реально! Правило 3. Не давайте загнать себя в угол! Третья стадия (характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности).

«Теории личности» - Кормление. Открытость опыту. Анальная стадия (от 1-1,5 до 3 лет). Нейротизм. Личность. 9. Какие черты личности, по мнению Оллпорта, встречаются крайне редко? Высокие оценки Мечтательный Творческий Оригинальный Любопытный. Низкие оценки Приземленный Нетворческий Нелюбопытный Конвенциональный. Выберите правильный ответ.

«Личность руководителя» - Мотивы предпринимательской деятельности: Комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное, абстрактное и логическое мышление. Основными задачами руководителя являются: Коммуникативные возможности личности предпринимателя: Памятка будущему предпринимателю: Какие занятия развивают предпринимательские способности школьников?

«Типы личности» - Противоположный тип - социальный. Практический (реалистический) тип. Противоположный тип: офисный. Профессиональный тип личности. Стандартный (офисный) тип. Артистический тип. Противоположный тип: интеллектуальный. Социальный тип. Противоположный тип: реалистический. Противоположный тип: артистический.

«Личность Сталина» - Юность. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов. Сталин, Ленин и Калинин (1919). Детство. Певицы Вера Давыдова (1) и Наталия Шпиллер (2), балерина Ольга Лепешинская (3). И.В. Сталин. В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата - 9 (21) декабря 1879.

Тему «маленького человека» можно назвать одной из основных в русской литературе. Все писатели 19 века так или иначе затрагивали эту тему в своем творчестве. В произведениях Н.В. Гоголя она получила серьезную разработку, дополнилась различными нюансами и аспектами.

Хрестоматийным произведением Гоголя, в котором затрагивается тема «маленького человека», является повесть «Шинель» (1842). Ее герой – «вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин – образец забитого существа, того, кого Гоголь называл «униженными и оскорбленными».

Башмачкин живет в Петербурге – столице российской империи, где богатство и роскошь – абсолютно нормальное и привычное явление. Но лишь для избранных. Для таких же, как Акакий Акакиевич (а их в столице огромное количество), предназначена другая судьба – вечная нищета, убогое существование в заботе о куске хлеба.

Автор подчеркивает, что его герой унижен сверх меры в обществе, где главное – это должность и состояние банковского счета. Смысл человеческой жизни состоит именно в получении чинов, социального статуса. И тут - каждый сам за себя. Выбившись в люди (например, «значительное лицо» в повести), человек наслаждается своим положением и не думает о ближних, особенно о тех, кто находится в самом низу социальной лестницы. Так, тема «маленького человека» самым тесным образом связывается у Гоголя с темой социальной несправедливости, безжалостной бюрократической машины, уничтожающей в человеке человека.

Но это лишь одна сторона медали. Другой аспект данный темы связан у писателя с личностным, психологическим началом. Да, Башмачкин представляет собой жалкое, донельзя забитое, крайне ограниченное существо. Но вина ли в этом только общества, государства? Ведь герой сам смирился со своей участью, позволил ограничить свое существование переписыванием служебных бумаг. Вспомним эпизод, когда герою хотели поручить «более ответственное» занятие – «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». И что же? Башмачкину «это задало …такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Но автор подчеркивает, что его герой был не лишен таланта. Переписыванье бумаг он превратил в творческий процесс: «некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой…» Однако свой потенциал Башмачкин больше нигде не проявлял.

Когда в жизни героя появилась мечта о шинели, она стала для него сравни мечте о другом, лучшем, будущем, а сама шинель стала воплощением счастья. Однако «маленькому человеку» счастья в этой жизни не испытать – Акакий Акакиевич вскоре лишается своей шинели, а в попытках отстоять свое достоинство и мечту – и самой жизни.

Фантастический финал повести восстанавливает справедливость, однако надо помнить, что он лишь воплощает мечты Башмачника и, отчасти, самого Гоголя. А также усиливает тему бесправности и беззащитности «маленького человека» перед государственной машиной.

Данную тему продолжает и развивает, уже в комическом ключе, пьеса «Ревизор» (1851). В образе враля Хлестакова также проявляются и развиваются черты «маленького человека». Этот герой, недалекий и легкомысленный, служит в Петербурге. Он получает мизерное жалование и не может позволить себе ничего из того, что ему хотелось бы. А хотелось бы Хлестакову многого: иметь большой чин, быть знаменитым, пользоваться успехом у самых красивых дам, «быть на короткой ноге» с самыми известными и богатыми людьми и так далее.

В реальной жизни Хлестаков не может реализовать свои мечты. Поэтому он, обманывая чиновников города N., реализует их в своих мечтах. Только в своих фантазиях Иван Александрович живет полной жизнью и чувствует себя, пусть и на короткие мгновения, по-настоящему счастливым.

Тема «маленького человека» затрагивается Гоголем и в поэме «Мертвые души». В повести о капитане Копейкине она находит свое окончательное, как мне кажется, решение. Повествование о социальных мытарствах инвалида Отечественной войны в поисках заслуженной им пенсии завершается бунтарским финалом. Капитан Копейкин, лишившийся руки и ноги в боях за родину, не смог добиться справедливости. По всей видимости, он, разочаровавшись в помощи государства, создал свою разбойничью шайку. Таким образом, Гоголь показывает, что герой взял жизнь в свои руки так, как мог это сделать.

История капитана Копейкина – скрытое предупреждение, угроза всему существующему социальному строю. Недаром чиновники города N. так переполошились, когда почтмейстер рассказал им о банде Копейкина. Их страх – это еще и признак усиления народного гнева, роста народного возмущения, распространившегося по стране.

Таким образом, тему «маленького человека» можно назвать одной из ведущих в творчестве Н.В. Гоголя. Усиленно разрабатывая ее, писатель привнес свое видение данной проблемы, делая аспект на социальной стороне вопроса – подчеркивая бесправность и беззащитность простого человека перед лицом государства. Но, кроме того, Гоголь не забывал и личностную сторону данной проблемы, говоря о том, что человек во многом сам опускает руки, забывая о божьем свете внутри себя.

Хлестаков маленький человек или творческая личность? помогите…

Хлестаков маленький человек или творческая личность? помогите написать сочинение на эту тему

  • Гоголь о Хлестакове: «Всякий хоть на минуту, если нa несколько минут, делался или делается Хлестаковым» . Говоря о Хлестакове, сам Гоголь подчеркивал обыденность персонажа, называя его «добрым малым» . Хлестаков - вовсе не злокозненный бандит или хитрый интриган, в нём нет ни злобы, ни коварства, он попадает в игру обстоятельств и как очень милый, вежливый и благовоспитанный, всегда с обаятельной улыбкой член своего общества, отпрыск аристократического рода, дворянин, «не могущий жить без Петербурга» , - поддерживает то, чего от него ждут, вполне вписываясь в круг предложенных обстоятельств, когда любой столичный проходимец и прощелыга, случайно проезжающий мимо, может быть принят в провинциальном городке России с её централизацией - пирамидой или вертикалью чиновничьей власти - за всемогущего всевластного сановника. Хлестаков живёт по законам великосветского общества, потому что никакого другого никогда не видел. Его учили уважать чины - и он уважает. Его учили ухаживать за дамами - и он ухаживает. От него хотят услышать россказни про столичную петербургскую роскошескую жизнь - он и тут не оплошает. Хлестакову и в голову не приходит сколько-нибудь серьёзно относиться к собственным словам и отвечать за них - ведь в свете к нему всерьёз не относятся, он просто милый и всеми любимый болтунишка-шутник. Он не понимает, что случайно столкнулся с другой Россией, где всё жестоко и дико, - и эти два разных мира не могут понять друг друга. Постепенно образ Хлестакова воспринимался всё более углубленно, обретал символическое значение. О нём спорили и продолжают спорить литературные критики, маститые писатели, режиссеры, актёры - исполнители роли. Это один из самых интересных образов в русской литературе - потому что воплощает собой обычного мелкого представителя главенствующего социального слоя. Критик А. Воронский: Фигура Хлестакова: воздушна; во всякий момент она готова расплыться туманным пятном. Он весь в неверном полёте. Недаром появляется он внезапно и так же внезапно исчезает. Куда исчезает, почему? Не человек, а тень, мираж, мыльный пузырь. Он лишен всякого ядра; он тот, кого из него хотят сделать. Трусость городничего и боязнь возмездия превращают Хлестакова в ревизора. Хотят, чтобы он беспросветно лгал, он лжет беспросветно и вдохновенно. Анна Андреевна и ее дочь делают его ловеласом, женихом. Осип увозит его из города. Он во всём подчиняется .
  • Хлестаков — это «пародия» на Александра Сергеевича Пушкина))) (тоже легкость в мыслях необыкновенная) — «враль», «сочинитель» среди свиных рыл — аттестовал он их всех в письме к другу Тряпичнику точно и высокохудожественно
  • Хлестаков, конечно, человек маленький с точки зрения того места, которое он занимает на социальной лестнице. Во-первых, он ничтожный из чиновников, причем самого низкого 14-класса, — коллежский регистратор («еслистратишка», как говорит о Хлестакове его слуга Осип) . Во-вторых, Хлестаков нищ и, насколько я помню, едет он из Питербурга в деревню, потому что жить в столице ему не на что. В-третьих, ничтожность Хлестакова еще и в том, что и мысли у него соответствующего мизерного масштаба — как бы «пообедать нашерамыжку» или «поволочится» за какой-нибудь дамой (это слова из хлестаковского лексикона) Так что, характерезуя Хлестакова, как маленького человека, можешь все это указать. Однако о Хлестакове можно составить и иное мнение, если перечитать его письмо, которое обнаруживается в финале комедии. В этом письме он творчески и крайне метко характерезует городских обывателей. Такое письмо вряд ли может написать человек, у которого «легкость в мыслях необыкновенная», то есть человек, не привыкший хоть мало-мальски думать. Так что в своем сочинении можешь обратить внимание и не это обстоятельство.
  • Вот здесь посмотри: