Биографии Характеристики Анализ

Антарктическая экспедиция валдиса пельша готовилась в екатеринбурге. Работа и доступные вакансии в антарктиде Приму участие в экспедиции к антарктиде

Русское географическое общество объявляет о старте конкурса на участие в кругосветной океанографической экспедиции на судах Гидрографической службы Военно-морского флота Российской Федерации. За полгода путешественники на современном научном судне пройдут по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой в 1820 году был открыт самый южный континент Земли – Антарктида. Добровольцы займутся изучением магнитного поля Земли, в том числе в районе Южного магнитного полюса.

В экспедицию приглашаются студенты, аспиранты, молодые учёные в возрасте от 18 до 45 лет (включительно) с географическим, геологическим, физическим образованием. Необходимо иметь собственную программу исследований, соответствующую тематике экспедиции. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться в Положении . Заявки принимаются до 22 сентября .

"В декабре 2019 – июне 2020 года пройдёт экспедиция, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. В экспедиции примет участие научная группа РГО. Океанографическое исследовательское судно Гидрографической службы Военно-морского флота России "Адмирал Владимирский" выйдет из Кронштадта 3 декабря и направится в Антарктиду, во многом повторяя маршрут судов Беллинсгаузена и Лазарева" , – рассказал директор Департамента экспедиционной деятельности Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин.

Судно на несколько дней зайдёт в порты Лиссабона (Португалия) и Рио-де-Жанейро (Бразилия), где будут организованы памятные мероприятия, встречи с общественностью, в том числе с представителями русскоязычных общин. Затем "Адмирал Владимирский" отправится на российскую антарктическую станцию "Беллинсгаузен", где 27–29 января 2020 года пройдут праздничные мероприятия с установкой памятной доски, а также приём на борту судна полярников с находящихся рядом научных станций.

После этого участники экспедиции в течение более чем двух месяцев будут проводить научные исследования в районе Антарктиды: запланированы обширные гидрографические работы в море Беллинсгаузена, а также уточнение местоположения Южного магнитного полюса в море Дюрвиля. В этот период планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в омывающих Антарктиду морях.

В перерыве между исследованиями "Адмирал Владимирский" пополнит запасы в чилийском порту Пунта-Аренас, расположенном на побережье Магелланова пролива. По окончании работ в антарктических морях исследовательское судно пересечёт Индийский океан и совершит заход в порт Виктория на Сейшельских островах, где оно уже швартовалось во время антарктического плавания в декабре 2015 года. Здесь моряки отдадут воинские почести на могиле старшего судового врача русского крейсера 2 ранга "Разбойник" Александра Крупенина, похороненного в Виктории в 1895 году. Кстати, именно участники экспедиции РГО на "Адмирале Владимирском" во время своего визита на остров в 2015 году восстановили существовавшую до революции традицию посещения российскими моряками этого воинского захоронения.

Затем экспедиционное судно пополнит запасы в Порт-Судане (Судан) и, пройдя через Суэцкий канал, посетит порт Лимасола (Кипр). Планируется, что путешественники примут участие в совместных с РГО памятных мероприятиях в районе базы русской эскадры на острове Парос (Греция), посвящённых отмечаемому в 2020 году 250-летию Чесменского сражения. Следующей точкой маршрута станет порт Мессины на острове Сицилия (Италия), где экипаж также примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 100-летней годовщины со дня спасения жителей Мессины от разрушительного землетрясения российской эскадрой Балтийского флота. По завершении визита "Адмирал Владимирский" выйдет из Средиземного моря в Атлантический океан и, следуя вдоль побережья Европейского континента, вернётся в Балтийское море и в родной Кронштадт.

Во время экспедиции на борту "Адмирала Владимирского" будет демонстрироваться выставка РГО "Самая красивая страна". 240 потрясающих фотографии нашей Родины станут доступны для публики во время стоянок судна в иностранных портах.

Премьерный показ многосерийного документального фильма «Антарктида. Хождение за три полюса » начинается 14 января на Первом канале.

У жителей Свердловской области есть как минимум два дополнительных повода посмотреть этот захватывающий сериал о самом загадочном и труднодоступном континенте планеты.

Во-первых, в антарктической экспедиции участвовал екатеринбуржец Алексей Макаров, известный инженер-конструктор, создатель уникальных вездеходов «Бурлак ». Во-вторых, техника для ледового похода — два автомобиля-амфибия «Емеля » и прицепы к ним — проходила предстартовую подготовку в Екатеринбурге.

Создатель легендарного внедорожника «Емеля », номинант книги рекордов Гиннесса москвич Василий Елагин так объяснил свой выбор:

— Мы решили полностью технику готовить здесь. Алексей предложил нам мастерскую, где есть команда людей, которые понимают, что делают. В гараже машины полностью разобрали, проверили каждую деталь, затем собрали заново, обкатали и только после этого дали «добро» на доставку в Петербург.

Елагин и Макаров знакомы уже давно, их объединяет общая страсть к автотехнике и экстремальным путешествиям. Так, Василий Елагин участвовал в тестировании арктического вездехода «Бурлак » в условиях Приполярного и Полярного Урала, дрейфующих льдов Карского моря.

Детище уральского автоконструктора зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, но для антарктического похода все-таки был выбран вездеход «Емеля » как более легкий по весу — природа шестого континента очень хрупка и требует к себе максимально бережного отношения.

В автопробеге по Антарктиде Алексей Макаров и Василий Елагин участвовали в качестве механиков - водителей. Прошедшие техподготовку в Екатеринбурге вездеходы «Емеля » были погружены в Петербурге на линейное судно, идущее до Кейптауна, затем в транспортном самолёте их доставили до станции Новолазаревская.

Отсюда начинался первый в истории автономный автопробег через самый южный материк, протяжённость маршрута составила более 5,5 тысячи километров. Участники экспедиции побывали на Полюсе недоступности, Южном полюсе и Полюсе холода.

В ходе путешествия у полярников не было возможности пополнить запасы топлива и пищи. Именно надежность техники и мастерство экипажа обеспечило успех экспедиции Валдиса Пельша, которая началась 1 декабря 2018 года и закончилась 7 января 2019-го. Сам Валдис сравнил это путешествие с полетом в космос, а возможность попасть в Антарктиду в качестве участника первого автономного автопробега назвал событием всей жизни.

Съемочной группой получен уникальный материал, из которого сделан столь же уникальный многосерийный фильм. Его премьера приурочена к исторической дате — в 2020 году весь мир и особенно Россия отмечают 200 лет изучения Антарктиды.

Континент был открыт русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 16 января 1820 года. На шлюпках «Восток » и «Мирный » первооткрыватели подошли в район современного шельфового ледника Беллинсгаузена.

Из путевых отчетов экспедиции
Антарктиду можно назвать настоящей пустыней, несмотря на то, что здесь находится 70% мировых запасов пресной воды. Воздух здесь примерно такой же, как в Сахаре. Последние осадки здесь, если и были, то в древние времена.

Из-за такой сухости участники экспедиции обязаны были постоянно пить воду. Её, конечно, никто не брал с собой. Ведь вокруг машин тонны чистейшего снега. Его набирали в специальные контейнеры, которые помещали рядом с работающим двигателем. Получалась по сути дистиллированная вода, поэтому к ней полагаются витамины и минералы, которые и употребляли участники экспедиции.
Из-за пересыхания слизистых у участников похода периодически начиналось кровотечение из носа.

Справка
Площадь Антарктиды — более 14,4 миллиона квадратных километров. Помимо полюса холода (на станции «Восток » температура опускалась почти до —90) в Антарктиде располагаются точки самой низкой относительной влажности воздуха, самого сильного и продолжительного ветра и самой интенсивной солнечной радиации.

Антарктида — нейтральная территория. На материке расположены полярные станции Аргентины, России, США и других стран, континент может использоваться только в мирных целях. Природоохранные организации по всему миру предпринимают немало действий, чтобы сделать Антарктиду природным заповедником.

Автор статьи: Служба информации УР , фото: pixabay.com

фото: пресс-служба МТС САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ПАО «МТС», крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, стал первым российским оператором, установившим базовую станцию сотовой связи в Антарктиде.
АПИ
21.01.2020 Санкт-Петербург, РФ – ПАО «МТС» (NYSE: MBT, MOEX: MTSS), крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, стал первым российским оператором, установившим базовую станцию сотовой связи в Антарктиде.
KU66.Ru
21.01.2020 2020 год ознаменован событием, случившимся 200 лет тому назад, когда впервые русские мореплаватели Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев подошли к неизведанному континенту, расположенному на юге Земли, Антарктиде.
Администрация Чкаловского района
09.01.2020

Белорусский антарктический проект по амбициям сравним с космическим. Но до запуска пилотируемых космических кораблей мы пока не дошли, а вот наши полярники каждый год проводят полугодовые автономные экспедиции на самом холодном континенте. По прибытии их зачастую называют героями, хотя ни один из них, даже ветераны, работающие в тяжелейших условиях Антарктики еще со времен СССР и продолжающие приносить славу стране до сих пор, звания Героя Беларуси пока так удостоены и не был.

Они и не требует наград и медалей. Полярники получают сравнительно скромные зарплаты и если чего-то и просят, то только не сокращать и не прекращать финансирование полярной программы, где Беларусь может и умеет работать на высшем мировом уровне. С каждым годом настоящие мужчины делают все заметнее наше место на Белом континенте. Запишите адрес: Восточная Антарктида . Земля Эндерби . Берег Моря Космонавтов. Гора Вечерняя.

К берегам Белого континента белорусов и их российских коллег доставило судно "Академик Федоров". Фото: из архива БАС

«Из тех, кто первый раз побывал на зимовке, только около 25% возвращаются повторно»

Только-только в Минск возвратилась наша 9-я антарктическая экспедиция организованная Национальной академией наук: Алексей Гайдашов (начальник экспедиции), Юрий Гигиняк (инженер-эколог), Вадим Свидинский (инженер-радиометрист), Алексей Захватов (инженер-механик), Петр Пополамов (электромонтер), Игорь Змиевский (мастер по эксплуатации машин и механизмов).

Самому молодому - Вадиму Свидинскому - 24 года, а самому старшему - Юрию Гигиняку - 72.

Начальник у Белоруской антарктической экспедиции вот уже десять лет неизменный - Алексей Александрович Гайдашов. Все эти годы режим его жизни таков - полгода дома, полгода (с ноября по апрель, пока в Южном полушарии лето) во льдах Антарктики. Из всех опасностей, которые таятся на ледяном континенте, Алексей Александрович в первую очередь выделяет связанные с психологией.


Не все выдерживают длительное нахождение вне дома, в малом коллективе, - делится он с нами. - А дульники (метель, сильный ветер, почти нулевая видимость), могут длиться неделями, бывает, и больше месяца. В это время никто не имеет права выходить из помещения. Исключение - механики. Им нужно следить за объектами жизнеобеспечения, периодически надо заправлять дизельную электростанцию (ДЭС). В этом случае организуется аварийное звено 2 - 3 человека. Они страхуют друг друга и идут на ДЭС. По статистике, из тех, кто первый раз побывал в Антарктиде на зимовке, только 25 - 30% возвращаются повторно.

- А как вы выдерживаете?

Главное - психологический стержень. Моя первая экспедиция в Антарктиду была в далеком уже 1988 году. Тогда я зимовал на станции «Ленинградская» почти полтора года. Сейчас же наши командировки длятся полгода. Четыре месяца мы работаем на континенте, а еще по месяцу тратим на дорогу туда-обратно на российском корабле «Академик Федоров », который отправляется из Санкт-Петербурга .


- Последние десять лет ка ждый год вы уезжаете в командировку на полгода за 14 000 км от дома. У вас есть семья?!

У меня прекрасная семья: трое детей, шестеро внуков. Но по моим стопам никто не пошел, - улыбается Гайдашов. - Наверное, насмотрелись, что меня полжизни нет дома. Но когда жена выходила за меня замуж, она знала, какая жизнь ее ждет. В советские времена по долгу службы мне приходилось бывать в длительных командировках, в том числе в горячих точках в прямом и переносном смысле этого слова. В общем, из 36 лет совместной жизни, половину я провел в командировках. Самое главное - у меня есть ради кого беречь свою жизнь. У меня есть к кому возвращаться. Нормальная и нужная стране мужская работа.

- И сколько получает полярник за такую нормальную мужскую работу?

Инженер в период работы в Антарктиде - в районе двух тысяч рублей за месяц, а на Большой земле - четыреста-пятьсот рублей.

- Да… едет не за деньгами.

Научные сотрудники едут, чтобы сказать что-то новое в науке и продвинуться в своей сфере. Что касается технических специалистов. Моей правой рукой в этой экспедиции был Алексей Захватов. Я знал: что бы ему ни поручил, все будет выполнено надежно. Алексей технарь от Бога. И свой профессионализм сочетает с молодым азартом романтики и познания неизведанного. В принципе, в Минске он такую же зарплату может заработать. Но в Антарктике он кроме денег получит массу впечатлений и внутреннее самоуважение как мужика от работы в сложнейших условиях.


«Квоты с успехом можно продавать другим государствам»

- Какие научные исследования вы проводите?

Работаем мы по пяти научным направлениям. Проводим изучение аэрозольного и газового состава атмосферы. Изучаем озоновый слой.

Значительная часть времени отводится на биологические и микробиологические исследования. Уникальнейшие свойства микроорганизмов Антарктики позволяют говорить о том, что в ближайшее время человечество ждут новые прорывные биотехнологии в медицине, фармакологии, и т. д. Представьте себе микроорганизм, бактерию, которая образует колонии и при неблагоприятных условиях впадает в анабиоз на тысячи лет. При создании благоприятных для нее условий она вновь оживает и активно размножается, колонии образует. Вот эти их свойства с успехом могут быть использованы, в первую очередь - в медицине.

Мы ведем активную работу, чтобы в районе нашей станции оценить биопродуктивность морских биологических ресурсов. Делаем это для обоснования заявки в морскую комиссию ООН на определенные квоты на вылов или добычу морских ресурсов. Для этого не нужно заводить свой рыболовный флот. Эти квоты с успехом можно продавать другим государствам. Нужно вложиться на начальном этапе, чтобы в будущем рассчитывать на отдачу.


Еще одно из перспективных направлений - геофизические и геологические исследования. Антарктида - это последний нетронутый на Земле ресурсный резерв человечества.

Помимо научных исследований в этом году вы продолжали активно заниматься строительством Белорусской антарктической станции. Какие успехи?

Раньше мы размещались в старом сооружении советских времен, которое предоставила во временное безвозмездное пользование российская сторона. Сейчас часть нашей команды еще живет там. Но в 2016 году мы построили неподалеку первый модуль Белорусской антарктической станции (БАС). В этом году начали монтаж второго объекта - 8-секционного служебно-жилого модуля. Монтаж платформы, на который устанавливаются секции (14 на 6 м ) мы провели в рекордно короткие сроки - за 32 часа. Установили первую секцию. Остальные поставим в ближайшие экспедиции. Доставку секций в Антарктиду, как и многие другие научные и логистические проекты, выполняем в тесном взаимодействии с россиянами. Их база «Молодежная» располагается в 27 км от нашей.

Самое главное, что есть амбициозный и нужный стране объект и программа по его реализации. Есть коллектив профессионалов и надежная поддержка Национальной академии наук. Сейчас нельзя сбавлять обороты, нельзя останавливаться. Если выпадет хотя бы один год - то значимый национальный проект постигнет печальная участь.


ПЛАНИРУЕМ ПРИЕЗЖАТЬ НА ВЕСЬ ГОД

- Какие ближайшие цели?

К 2019 - 2020 годам планируем завершить строительство первой очереди станции и перейти к круглогодичным зимовочным мероприятиям. От этого будет практическая, научная и экономическая выгода.

Два-три модуля - минимальная инфраструктура. Кроме того, обязательно нужен новый комплекс дизельной электростанции (ДЭС). Сейчас на сезонных работах нам хватает 20 - 60 кВт мощности. А во время круглогодичного пребывания, когда в разгар зимы там будут морозы минус 50 - 60, нужны 2 - 3 электростанции мощностью 115 кВт. И необходима нефтебаза. Сейчас мы доставляем топливо в бочках, на сезон хватает. А возможность снабжения открыта только 2 - 3 месяца в летний антарктический сезон. Потом нам никто ничем не поможет. Легче провести спасательную операцию на околоземную орбиту, чем в Антарктиде в зимний период.

- Сейчас вы работали вшестером. Почему именно такое количество штыков?

Мы могли взять и семь человек, но в этом году россияне проводили свои сезонные мероприятия на «Молодежной». У них был врач. Поэтому своего мы не брали. Перераспределили финансирование и направили на другие экспедиционные нужды. Но на следующий сезон врач обязательно будет.


- Какая помощь от него требуется чаще всего?

Самое распространенное - травмы, связанные в основном с неблагоприятными природными условиями: переломы, растяжения, ушибы, сотрясения, обморожения… Вирусных заболеваний там нет. Вирусы в Антарктиде не выживают.

- И повара у вас не было?

На камбузе дежурим по очереди. На питание грех жаловаться, у нас полноценный рацион. Есть почти все. Консервы и бакалею доставляем на судно в Санкт-Петербург из Беларуси. А мясные продукты глубокой заморозки, овощи-фрукты, соки и прочее покупаем по ходу движения: в Германии , ЮАР .


«У нас сухой закон»

- А чего не хватает и очень хочется?

Зелени. Ее можно вырастить в лаборатории, но совсем чуть-чуть. В будущем, когда у нас будет для этого достаточное количество посевных площадей, в биоустановках урожай можно будет собирать круглогодично.

- А с алкоголем как?

У нас сухой закон.

- Ни капли?!

Исключение делаем на Новый год, Рождество, а если попадают дни рождения, то раз в месяц, накануне выходного дня, собираем всех именинников и поздравляем. Но позволяется чуть-чуть сухого вина или шампанского. Чисто условно. Не только потому, что я спортсмен и трезвенник. Это оправдано нашим малым составом, экстремальными условиями и тем, что жизнь и безопасность людей нужно сохранить в первую очередь. Никакие великие открытия не стоят жизни человека.

- Как отдыхаете?

В советские времена мы каждый вечер на кинопроекторе «Украина » смотрели фильмы, играли в бильярд, настольный теннис. Даже чемпионаты организовывали. Сейчас у каждого свой ноутбук с записанной на флешку информацией. Но столь краткое пребывание обязывает меня выложиться в работе по максимуму, следовательно, из людей я тоже выжимаю максимум. Поэтому они засыпают, когда еще голова не успевает коснуться подушки.


- У каждого своя комната?

Так будет, когда достроим второй модуль. Сейчас живем по двое. В новых жилых помещениях будет необходимый минимум - тумбочка, шкаф для одежды, рабочий стол, мягкое кресло, чтобы человек мог почувствовать себя комфортно, широкая кровать с ортопедическим матрасом. Это не шика ради, а для поддержания нормальной жизни. СВЧ , чайник и т. п. Уже привезли велотренажер. Следующий шаг - теннисный стол, через год - набор тренажеров для мышц. И обязательно будет бильярд.

«Негласное табу - не лезть в душу»

- А как обстоят дела с зимней рыбалкой?

- Пингвины в гости приходят?

Пингвины через станцию ходят. Они ведь дома. У них этот путь заложен на генном уровне. У пингвинов свои дела, у нас свои. А к тюленям мы уже в гости к океану ходим.

- Какие есть запретные темы в общении, чтобы не поссориться. Политика, например?

Есть негласное табу не лезть в душу, если человек сам ее не открывает. А то когда лезут бесцеремонно, возникают конфликтные ситуации. В общем же у нас диктатура. Не моя лично, а начальника экспедиции, кто бы им ни был.


- Как в случае чего наказываете?

Морально и экономически. Лишаю надбавок и премий. Или, наоборот, увеличиваю за отличную работу.

- Слышал, как один из академиков-гуманитариев спросил у вас, почему не берете в экспедицию женщин?

В составе экспедиций многих стран работают женщины. Но заключая контракт на работу в Антарктику, они теряют на время контракта пол. Это просто работник. И они приезжают на сезонные работы, на весь год не задерживаются. У нас двери для женщин не закрыты. Но бывает и негативный опыт проведения зимовок смешанным составом. У одной из стран был опыт, когда зимовку пришлось эвакуировать досрочно. Что-то там не поделили.


- Молодежь, которая приезжает в Антарктиду, становится другой?

Отказываясь от гаджетов, они больше общаются друг с другом. Дома - в стиле «привет-пока», а в экспедиции - живое общение. Причем поговорить, если собеседник располагает, можно предельно откровенно. Плюс новизна впечатлений. Они занимаются серьезной работой. Эти парни - не экстремалы, которые поднялись на самую высокую гору, поставили флаг, мол, мы здесь были. Они ежедневно и многие месяцы-годы выполняют нужную работу для страны и для общества. И они понимают, что за это их страна ценит и этим гордятся.

КСТАТИ

89,2 градуса ниже нуля

С 1956 по 1991 год более 100 белорусских специалистов приняли участие в исследовании и освоении Антарктики в составе советских антарктических экспедиций. В 1983 году на внутриконтинентальной станции «Восток» белорус Владимир Карпюк зарегистрировал самую низкую на планете температуру воздуха (89,2 градуса ниже нуля). В 1988 году на станции «Ленинградская» Алексей Гайдашов зафиксировал самый сильный на то время порыв ветра в Антарктиде (78 метров в секунду).

Белорусы в Антарктиде.

Нацисты в Антарктиде. Вокруг этой исторической темы столько легенд и домыслов, что в наше время очень сложно разделить правду и вымысел. Экспедиция в Антарктиду, Новая Швабия, база 211, конвой фюрера, бой с эскадрой адмирала Бёрда и много другое. Что же было на самом деле, а что придумано? Попробуем разобраться.

Экспедиция в Антарктиду.

Принято считать, что эпоха великих географических открытий давно прошла. С одной стороны, это так. Но и ХХ век оказался не обделен географическими открытиями. Касались они в основном Арктики и Антарктики. К началу ХХ века они были единственными «белыми пятнами» на планете. После Первой мировой войны человечество создало целый комплекс технических средств, позволявших исследовать необъятные ледяные просторы на крайнем севере и крайнем юге. Арктику активно исследовали и осваивали Советский Союз, Норвегия, Италия, Германия и другие европейские страны. Об этом известно достаточно широко. О полетах дирижаблей «Норге» и «Италия», походах советских ледоколов и ледокольных судов знают все. А об исследовании Антарктиды в 30-х годах ХХ века знают немногие. После прихода в Германии к власти Гитлера нацистам были нужны пропагандистские акции мирового уровня. Например, такие как Олимпийские игры в Берлине 1936 года, где впервые в истории велась телевизионная трансляция церемонии открытия в прямом эфире. К событиям такого же масштаба относилась и немецкая экспедиция в Антарктиду.

Строго говоря, она была далеко не первой. Первая экспедиция состоялась в 1901-1903 годах, вторая в 1911-1912 годах. В 1937 году в южные моря впервые вышла германская китобойная флотилия, и после её успешного возвращения весной 1938 года началась подготовка третьей германской антарктической экспедиции. Формально это была гражданская экспедиция (в фашисткой Германии!) в сотрудничестве с немецкой авиакомпанией «Люфтганза». Главной задачей экспедиции было исследование определенного сектора Антарктиды с последующим закреплением его как территории Германии. Так как экспедиция планировалась многочисленной, было решено направить к берегам Антарктиды переоборудованное грузопассажирское судно.


Переоборудование касалось установки катапульты и крана для работы с тяжелым гидросамолетом. «Швабия» (MV “Schwabenland”) была грузопассажирским судном. С 1934 года она работала в Атлантике как пакетбот. После модернизации на борту «Швабии» базировались два тяжелых гидросамолета. Они могли стартовать с паровой катапульты на корме корабля, а после полета подниматься на борт с помощью крана. Переоборудование «Швабии» проводилась на одной из верфей Гамбурга. На борту «Швабии» находилось около 200 человек и 4 собаки. Руководил экспедицией полярный капитан Альфред Ричер , широко известный в 30-х годах ХХ века экспедициями на Северный полюс. Перед отправлением экспедиции произошел странный инцидент. В Гамбург приехал американский полярник Ричард Бёрд , который получил приглашение на участие в экспедиции. Но почему-то перед самым отплытием он отказался от участия в ней. Некоторые источники утверждают, что Бёрд принял такое решение, узнав, что на борту находятся офицеры СС. «Швабия» отправилась в Антарктиду из Гамбурга 17 декабря 1938 года.



Прибыв в Антарктиду 19 января 1939 года, экспедиция начала методическое подробное фотографирования континента. Был обследован огромный район южного континента от 13° з. д. до 22° в. д. (приблизительно 600 000 км²), через каждые 25-30 км сбрасывались вымпелы, каждый из которых был весом около 12 килограмм. Это было сделано для того, чтобы впоследствии их можно было найти с помощью магнитометров и доказать факт закрепления территории за Германией. Было сделано более 11000 фотоснимков, охватывающих примерно 360 000 км², что больше территории современной Германии. Экспедиция открыла свободный ото льда оазис Ширмахера. Место, где была произведена высадка на берег континента, назвали «Новой Швабией». В середине февраля 1939 года экспедиция покинула Антарктиду. Возвращение судна в Гамбург заняло два месяца. 12 апреля 1939 года «Швабия» вернулась в Гамбург, где капитан Ричер доложил Гитлеру о проведённых исследованиях. Полярник был так захвачен результатами «ледового похода», что сразу стал планировать вторую, полностью гражданскую, экспедицию с использованием большого количества самолётов. Однако началась Вторая мировая война, и эти планы пришлось отменить.


Эта часть нашего рассказа строго документальна. Нацистская Германия действительно организовала экспедицию в Антарктиду и сделала попытку «застолбить» часть её территории.

База 211

Всё то, о чем будет рассказано далее, вероятнее всего миф. Но, как всегда, есть нюансы, которые заставляют задуматься о том, что что-то из рассказанного, отдельные части, может оказаться правдой. Слухи и легенды говорят о том, что во время экспедиции на «Швабии» с помощью авиации были найдены два оазиса безо льдов.

На самом деле был открыт оазис Ширмахера. Это район в центральной части Берега Принцессы Астрид и Земли Королевы Мод, представляет собой свободный ото льда участок площадью приблизительно 35 квадратных километров. Он отделен от океана ледником Никлисена шириной 80 км. В оазисе есть холмы высотой 220 м., ложбины, многочисленные озера. Вдоль северной части оазиса расположены водоёмы, соединённые под шельфовым ледником с морем, о чём свидетельствуют отчётливо выраженные приливные колебания уровня воды. Этот оазис был назван в честь немецкого летчика, принимавшего участие в экспедиции - пилота Р. Ширмахера . Сейчас на территории оазиса Ширмахера располагается антарктическая станция Новолазаревская, а также вторая постоянная антарктическая станция Индии Майтри.

Слухи же утверждают, что в найденных двух оазисах были открыты входы в пещеры. В этих пещерах была вполне комфортная температура. В некоторых из них были озера с морской водой – они явно соединялись с океаном, некоторые были «сухие». В 1943 году к Антарктиде прибыли немецкие подводные лодки, которые, якобы по следам языков теплой воды, нашли подводные входы в эти пещеры, и в них была создана база 211 – «Новый Берлин». Связь с «Новым Берлином» на постоянной основе осуществляли подводные лодки из так называемого «конвоя фюрера».

Читается на одном дыхании, и воспринимается как фантастика, не правда ли? Но есть свидетельства о фразе Карла Дёница , командующего сначала подводным флотом Германии, а потом и всего Кригсмарине. В 1943 году немецкий адмирал заявил: «Немецкие подводники впишут себя в историю хотя бы тем, что в другой части земного шара создали для фюрера величайшую и неприступную крепость» .

Как относиться к этим словам? Какая - то субмарина действительно дошла до шестого континента? Если была у немцев на русском Севере база «Норд» (смотри статью «Свастика над Арктикой»), по ней есть трофейные документы. По базе 211, кроме названия, нет ничего.


Конвой фюрера

В этой теме так же причудливо соединились правда и вымысел. Существовало ли такое подразделение в Кригсмарине, как «конвой фюрера»? Да, с большой долей вероятности. Возможно, что официально эти лодки назывались как то по-другому. Занимался ли конвой фюрера транспортными перевозками в Антарктиду? Нет. Реально задачей этих подводных лодок была тайная транспортировка «особых» пассажиров и грузов в другие страны. Об одной из сторон деятельности конвоя фюрера увлекательно написано в приключенческой повести Леонида Платова «Секретный фарватер». С 1943 года немецкое руководство занялось разработкой и реализацией плана «Шлюз» - тайной перевозкой людей и грузов в другие страны. Лодки, входившие в конвой, делились на три группы.

Первая группа состояла из боевых подводных лодок океанского класса -модернизированные лодки семейств тип VII и IX. Модернизация заключалась в том, что уменьшалось количество торпедных аппаратов и торпед, а за счет освободившегося пространства лодки могли взять на борт несколько пассажиров и небольшие партии груза.

Командирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до сих пор не известны. Эти лодки имели ограниченное количество торпед на борту только для самообороны. Все остальное торпедное оружие на них было снято.

Вторая группа состояла из специально спроектированных транспортных подводных лодок тип XIV. Одна такая лодка-танкер обеспечивала десяти боевым подводным лодкам увеличение срока патрулирования на месяц. Были и специализированные лодки - торпедовозы. На немецком флоте лодки типа XIV называли «дойными коровами». По некоторым данным, такие «дойные коровы» входили и в конвой фюрера.

Третья группа – полумифическая. Якобы есть документальный фильм, где они сняты. Есть свидетельства полковника американской разведки Уиндела Стивенса о том, что во время войны немцы построили 8 больших субмарин. По размерам они сопоставимы с самыми большими в мире дизель-электрическими подводными лодками – японскими подводными крейсерами типа I-400. Как пишут исследователи, разработка проекта началась в 1938 году, к 1939 году проект был готов. Эти лодки обозначались как тип UF. Базировались они в бетонных убежищах для подводных лодок на острове Гельголанд. Называлось эта подразделение – эскадра «А». Никакой информации о лодках тип UF ни один из справочников по Кригсмарине не дает. Реальное количество подводных лодок, задействованных в конвое фюрера порядка 30 единиц. Это немного, по сравнению с общим количеством субмарин в Германии.


Реально есть два подтверждения существования конвоя фюрера.

Во-первых, две лодки из конвоя при непонятных обстоятельствах после окончания войны интернировались в аргентинском порту Мар-дель-Плате. Это U-530 (тип IX) и U-977 (тип VII). Американцы долго допрашивали экипаж, но ничего путного не узнали и отпустили его в Германию. Лодки перевели в США, где их сначала показывали, как образец вражеской техники, а потом потопили в качестве мишеней. Интересно другое. Впоследствии, один из командиров решил издать свои мемуары. В печать просочилось письмо, которое целесообразно процитировать. Письмо датировано 1 июня 1983 года: «Дорогой Вилли, я размышлял о том, стоит ли издавать твою рукопись, касающуюся «U-530». Все три лодки («U-977», «U-530» и «U-465»), участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики. Может быть, лучше не будить их? Подумай об этом, старый товарищ! Подумай также о том, в каком свете предстанет моя книга после рассказанного тобой? Мы все дали клятву хранить тайну, мы не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию. За ее выживание. Поэтому подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все, как выдумку? Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом! Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение… На этом я заканчиваю письмо, старый товарищ Вилли. Пусть Господь хранит нашу Германию. Искренне, Хайнц».


Подводная лодка U-534. Подводная лодка вышла из Киля 5 мая 1945 года. На ее борту были часть золотого запаса Третьего рейха, секретные германские архивы и несколько пассажиров. Лодка шла в надводном положении, когда ее атаковали английские самолеты близ острова Анхольт, где она и затонула на глубине 60 метров. Но 47 членам экипажа удалось спастись. Они-то впоследствии и рассказали о грузе U-534.

Во-вторых, 11 июня 1945 года сотрудниками контрразведки СМЕРШ 79 стрелкового корпуса в здании штаба ВМФ Германии, расположенного по адресу Берлин-Тиргартен, Тирпитцзуфер 38-42, в служебном помещении обнаружены "карты прохождения морских глубин" с грифом "только для капитанов подводных лодок А-класса зондер-конвоя фюрера" в количестве 38 штук под номерами с серией "44" № с 0188 по 0199 и с № 0446 по 0456".

Экспедиция адмирала Бёрда

Такая экспедиция действительно была в 1947 году. Операция «Highjump» («Высокий прыжок»). США послали в Антарктиду мощную эскадру военных кораблей. Это была очень странная научная экспедиция. Формально нужно было основать научную станцию и провести гидрографические исследования. Её основу составляла оперативное соединение 68 в составе 13 военных кораблей с 33 самолетами на борту и 4 700 членов экипажа. Если речь шла о создание американской научной станции, то военный флот был явно лишним. Или всё-таки американцы что-то знали о базе 211? В состав соединения 68 входил авианосец «Филиппин Си» USS «Philippine Sea» (CV-47), 3 плавбазы гидроавиации, 2 эсминца, 2 танкера, 2 судна снабжения, подводная лодка и 2 вооруженных ледокола.


Руководителем экспедиции был контр-адмирал в отставке Ричард Бёрд – тот самый, что отказался в последний момент от участия в нацисткой экспедиции в Антарктиду. Командование Оперативным соединением 68 осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен .

Несколько человек из экспедиции – летчики и матросы погибли от несчастных случаев. Из-за резкого ухудшения погодных условий, экспедиция вернулась в США. Это факты. Но почти сразу после возвращения и до сих пор по медийному пространству циркулирует другая версия возвращения. Якобы 68 оперативное соединение приняло бой с дисколетами с немецкими крестами. Эскадра потеряла эсминец и несколько самолетов. Таковы версии, но они явно не соответствуют действительности.

Заключение

И сегодня территорию бывшей Новой Швабии продолжают исследовать немцы - там работает германская антарктическая станция Нормайер III. Формального отказа от земель Новой Швабии германским правительством так и не было дано. Однако сегодня эта территория называется Земля Королевы Мод, и права на нее заявлены Норвегией. Нацистская антарктическая военная база 211 «Новый Берлин» - не более чем миф Несколько лет назад ученые стали замечать рядом со станцией странные явления - неопознанные летающие объекты. Что это такое, пока никто объяснить не может. Но точно не привет с несуществующей нацистской базы.