Биографии Характеристики Анализ

Бесконечны безобразны в мутной месяца игре. Новый гражданин поэт

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Анализ стихотворения «Бесы» Пушкина

1830 г. ознаменовался в творчестве Пушкина одной из «болдинских осеней», характеризующихся мощным приливом вдохновения. В этот период им было написано большое количество самых разнообразных произведений. В их число входит и стихотворение «Бесы».

Основу сюжета составляет история заблудившегося ночью в зимнем поле путника. Пушкин неоднократно попадал в такую ситуацию, и она была ему прекрасно знакома. Центральный образ стихотворения – бесы, олицетворяющие злые силы, стремящиеся сбить человека с дороги и привести его к гибели.

В начале стихотворения путник уже давно находится в пути. Сгущающиеся над головой тучи не предвещают ничего хорошего. Бескрайние «неведомые равнины» на Руси в такую погоду внушают только страх.

Ямщик объясняет, что они сбились с пути в непроглядной вьюге. Он уверен, что это – проделки нечистой силы. Образованный барин, конечно же, прекрасно понимает, что такое объяснение основано на народных сказках и легендах. Но в безвыходной ситуации под давлением охватившего душу ужаса можно поверить во все что угодно. Уверения ямщика, что он действительно видит и слышит окруживших их бесов, кажутся правдоподобными.

Медленное движение экипажа и звон колокольчика хоть как-то сдерживали страх, напоминали о том, что путники еще живы. Когда же кони встали от усталости, навалилось огромное чувство безысходности. Напряженные попытки хоть что-нибудь разглядеть во мгле только раздражают воображение. Неясные очертания ведут к самым страшным догадкам.

Автор уже забыл о своем умственном превосходстве. Беда сравняла его с простым мужиком. Кони также охвачены страхом, им тоже чудится опасность. Они из последних сил сорвались и понесли, не разбирая дороги. Двигаться без цели все же лучше, чем на месте дожидаться неизвестного. В душе барина всплывают детские воспоминания о страшных сказках и преданиях. Он уже серьезно размышляет над тем, чем вызвано появление бесов («домового ли хоронят»).

В стихотворении не описан конец путешествия. Финальные строки посвящены отчаянной тоске в сердце барина, который окружен бесовским «визгом жалобным и воем». Пушкин оставляет читателя в неизвестности за судьбу своих героев. В такой ситуации мог оказаться любой из современников поэта и искать защиты от бесов только в молитве.

Гений Пушкина всегда проявлял себя в самые острые, критические периоды его жизни. Читать стих “Бесы” Пушкина Александра Сергеевича, написанный во время первой “болдинской осени”, следует каждому, кто хочет познакомиться с философской лирикой великого поэта.

Стихотворение было написано в 1830 году, когда Александр Сергеевич повторно посватался к Н.Н.Гончаровой и получил согласие. Осень застала его в Болдино, куда поэт прибыл для улаживания дел, связанных со вступлением в наследство. По причине холерных карантинов, начавшихся в столице, Пушкин был вынужден задержаться в имении на три месяца. Так началась первая “болдинская осень”, ставшая наивысшей точкой творчества великого русского поэта.

В “Бесах” Пушкин возвращается к интересной ему теме русского народного фольклора. Главной темой этого произведения является путешествие в метель, вызывающее подлинный ужас даже у смелого человека. Лирический герой, напуганный разгулявшейся стихией, просит ямщика гнать, не жалея, лошадей. Ответ мужика типичен для русского крестьянина первой половины 19 столетия. Это нечистая сила морочит путников, именно она заманила их в снежную западню.

Ямщик рассказывает барину о том, как не раз сталкивался с бесами в дороге. В конце концов, лирический герой и сам “видит” горящие во мгле глаза нечистой силы.

Произведения Пушкина 30-х годов заметно отличаются от его “бунтарского” раннего творчества. Это уже зрелый Пушкин, снисходительно относящийся к мракобесию простого народа, но резко выступающий против бесов в человеческом обличии – представителей правящей элиты.

Мистичность “Бесов”, стихотворения, которое проходят на уроке в 6 классе, тесно переплетается с реализмом. В нем нет ноток абстрактного спиритуализма, которым богата зарубежная литература тех времен. По словам А.Герцена, муза Пушкина “слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых”. В этом стихотворении поэт проводит аналогию между разгулявшейся нечистью и светскими московскими балами, не прекращающимися даже во время эпидемии холеры.

Учить это стихотворение достаточно просто. Как и вся поэзия Пушкина, оно легко вызывает живые образы, а потому быстро запоминается.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

“Эй, пошел, ямщик!” – “Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой”.

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… “Что там в поле?” –
“Кто их знает? пень иль волк?”

Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Теперь на проект выходит на Эхо Москвы

Мчатся тучи, вьются тучи над равниною пустой.

Не сказать, что стало лучше, но закончился застой.

Президент сказал Китаю фразу, главную в году -

Типа я не исключаю, что на выборы пойду.

Тут премьер сверкнул очами и в ответ сказал врачам -

Мол, и я не исключаю! Да и кто бы исключал?

И хоть клятвой я считаю слово, данное врачу,

Но и данное Китаю я принизить не хочу!

Неужель решатся оба предложить себя стране,

А не править ей до гроба, как случилось в Астане?

Отступил от роли кто-то в нашем околоноля -

Обнаружилось болото там, где твердая земля.

Зыбко, вязко, мутно, стыдно и смешно по временам.

В поле бес нас водит, видно, и кружит по сторонам.

Мчатся бесы в путь полнощный, как бывало испокон,

И над ними самый мощный, по прозванью Бесогон.

Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна…

Кто теперь главней и круче, непонятно ни хрена.

Всплыли прежние соблазны, словно воля на дворе.

Закружились бесы разны, словно листья в ноябре!

Глеб Павловский, Стас Белковский и Чадаев-баловник

Дружно вынули обноски прежних жреческих туник.

Слышен визг «Единой Раши» с подвываньями юнцов,

Мчатся «Наши», вьются «Наши», невидимкою Немцов…

Горе, малый я не сильный! Съест упырь меня совсем!

Что же станется с Россией, коль расколется тандем?

Разделенье по Уралу, как мечталось на веку,

Чтобы Запад - либералу, а Восток - силовику?

Низвергается Миронов - первой жертвой, так сказать…

Но важней для миллионов точно знать, кому лизать!

С визгом яростным и воем, как в атаку казаки,

Мы бежим к своим героям, дружно свесив языки.

Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин.

Ничего не видят боле ни поэт, ни гражданин.

Этих свозят, тех разгонят - в общем, кончился уют.

То ли Родину хоронят, то ли замуж выдают.

Дм. Быков

само стихотворение Пушкина «Бесы» - оригинал

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!…» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон - теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» -

«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин…

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошел, ямщик!" - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" -
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

Александр Пушкин, 1830

«Бесы» Александр Пушкин

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы»

Осенью 1830 года Александр Пушкин приехал в Болдино, чтобы уладить все вопросы, связанные со вступлением в права владения имением и подготовиться к предстоящей свадьбе. Однако из-за того, что в Москве началась эпидемия холеры, поэт был вынужден на несколько месяцев задержаться в имении. В этот период он создал множество философских и лирических произведений, одним из которых стало стихотворение «Бесы».

В нем автор вновь затрагивает так близкую и понятную для себя тему народного фольклора, описывая путешествие в метель, которое у любого путника того времени вызывало настоящий ужас . «Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!», — отмечает поэт и тут же обращается к ямщику с просьбой, чтобы тот что есть силы гнал лошадей. В ответ он слышит весьма типичный для того времени рассказ, что путники заблудились, и виной тому являются бесы, которые заманили их в снежную ловушку. «В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам», — отвечает своему спутнику ямщик и приводит множество примеров, как за время путешествия ему довелось столкнуться с нечистью. Она заманила лошадей в овраг, потом предстала в виде верстового столба и огонька в далекой избушке. И вот, наконец, упряжка вообще остановилась, так как «вот уж он далече скачет, лишь глаза во мгле горят».

Пушкин с огромным интересом и уважением относился к подобным рассказам, считая их неотъемлемой частью русской культуры. Однако как человек образованный, поэт прекрасно понимал, что бесы, сбивающие путешественников с пути, являются всего лишь вымыслом. И любому явлению всегда найдется простое и логическое объяснение, которое даст ответы на любые вопросы. Почему же тогда автор сделал акцент именно на этот мифический и заведомо лишенный правдоподобия сюжет? Все объясняется достаточно просто в последних строчках стихотворения, где Пушкин проводит параллель между бесами и людьми, в чьих руках сосредоточена власть. Заблудившиеся путники в стихотворении «Бесы» символизируют русский народ, который действительно потерян среди снежных равнин и не может найти свою дорогу к более счастливой и свободной жизни . Виной этому являются не суеверия и не безграмотность людей, которые бережно хранят свои традиции и культуру. Причина в том, что русские крестьяне до сих пор еще являются крепостными, и их жизнь не принадлежит им самим, заключается именно в тех самых бесах – кучке сытых и самодовольных людей, которым попросту невыгодно терять дармовую рабочую силу и развеивать иллюзии низших сословий, давая им знания, которые при определенных условиях могут стать одним из самых мощных видов оружия. Именно с бесами Пушкин сравнивает правящую элиту России, которая строит козни «простым путникам», т.е. постоянно усложняет жизнь обычным людям, заставляя их испытывать страх, унижение и обиду. У Пушкина же бесы в человеческом обличии чувство отвращения и раздражения. «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились бесы разны», — именно так они представляются поэту, который в этих строках проводит аналогию со светскими балами, которые в Москве не прекратились даже во время холерного карантина.

Бессмысленность существования людей, которые считают себя избранными, поэт готов им простить со спокойной душой, ведь каждый человек, по его мнению, вправе стоить свою жизнь так, как считает нужным. Однако при этом никто не имеет права бездарно распоряжаться судьбами других, используя людей для того, чтобы улучшить свое благосостояние за счет их нужд и проблем. Поэтому у Пушкина праздность светского общества, которую автор сравнивает с бесовским шабашем, вызывает глубокую печаль, «визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Поэт, так зависящий от мнения высшего света, наконец-то осознает, что оно является насквозь фальшивым и представляет собой очередной жизненный мираж, «игру бесов», которые готовы запутать сбить с пути и уничтожить любого здравомыслящего человека не по злобе душевной, а исключительно ради собственного развлечения. И это неутешительное открытие заставляет автора по-новому взглянуть на свою принадлежность к дворянскому сословию и правящей касте, где он является таким же изгоем, как и любой крестьянин.