Биографии Характеристики Анализ

Биология для студентов медицинских вузов 1 курс. Помочь Вам выбрать хорошего репетитора по биологии для студента

В этом разделе собрана литература по биологии, зоологии, физиологии для студентов медицинских вузов. Вы сможете скачать справочники, учебники по биологии, различные задания и тесты по вопросам общей биологии.

Раздел будет полезен студентам и абитуриентам, поступающим в медицинские учебные заведения.

Темы раздела:

Список статей: "Раздел: Биология для студентов"

    М.: Издат-школа, 2008. — 208 с. Данное пособие содержит в наглядной форме школьный курс «Анатомия, физиология и гигиена человека» с основами медицинской экологии. Сводные таблицы-характеристики, схемы и рисунки позволят учащимся… Авторы: Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2003. Кн.1 — 432с., Кн.2- 334с. В книге (1-й и 2-й)… Авторы: Богоявленский Ю.К., Улиссова Т.Н., Яровая И.М., Ярыгин В.Н. М.: Медицина, 1984. — 560 с. В учебнике освещены основные разделы биологии и ее задачи в системе медицинского образования - общебиологические… М.: ВУНМЦ, 2000. — 592 с. Учебник для студентов медицинских ВУЗов «Биология», авторы Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, М. В. Козарь, С. И. Гуленков, предназначен для факультетов высшего сестринского… М.: ВЛАДОС, 2000. - 288 с. В учебнике излагается биофизическая сущность организации и функционирования биологических объектов на клеточном, тканевом уровнях, на уровне органов и организма в целом. Раскрывается природа ионного… Пер. с англ. — М.: Мир, 1993; Т1 — 384с.; Т2 — 415с. Настоящий учебник биологической и медицинской химии и молекулярной биологии широко известен в мире и переведен на… 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. - 464 с. В учебнике (1-е изд. — 1978 г.) изложены основные сведения о прокариотных микроорганизмах: строении и химическом составе клетки, особенностях энергетического… 3-е изд., испр. — М.: 2009. — 352 с. В учебнике приведены современные сведения о систематике прокариот, их строении, регуляции метаболизма, освещены вопросы наследственности, изменчивости, экологии микроорганизмов, определения их численности… Ульяновск: УлГУ; Ч.1 — 2005, 176с., Ч.2 — 2006, 195с. Учебник отражает современное состояние науки об общих закономерностях происхождения и развития жизни на Земле - общей биологии. В доступной для… М.: Академия, 2008. - 256 с. Учебник посвящен общим вопросам современной биологии. В нем приведены основные сведения о структуре живой материи и общие законы ее функционирования. Изложены темы учебного курса:…

Частный преподаватель Стаж 6 лет

от 1 400 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по биологии

Я готовлю учащихся к экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ/ поступление в вузы) по биологии и химии!Гарантирую то, что выложусь на 100%, чтобы у Вас получилось Развернуть сдать экзамен/ написать контрольную или набрать нужный балл для поступления! Также я прилагаю все усилия, чтобы занятия проходили интересно, с разными типами заданий/видео!Для успешного сотрудничества от Вас также требуется выложиться по полной прграмме! Делать домашние задания и стараться понимать/ задавать вопросы!Обращайтесь! Буду рада Вам помочь достичь своей цели/сдать экзамен/понять какую-то тему по химии и(или) биологии!PS -- Также провожу психологические консультации! (-: 4,5 года опыт работы на телефоне доверия, более 6 лет опыта в психологическом консультировании в общем (скайп, консультирование в чатах, пабликах, е-мейл консультирование и так далее!). Темы обращений могут быть самыми разными -- сложная ситуация, запутались в себе/ в отношениях с близкими, кризисное состояние (потеря ориентиров и смыслов), потери, поиск себя и своего пути, налаживание оптимального режима/ стиля жизни и так далее!) Обращайтесь!

Спасибо большое Александра! Её умение и подход, заслуживает оценку 5. Дочь в восторге с первого занятия. Изучая предмет, идёт не только по учебнику, а Развернуть добавляются знания с дополнительных кних. Закрепление и повторение матерьялов, на столько понятливо, и доходчиво доносится до ребёнка. Спасибо большое Александра!!! за профессиональной подход!!! Все отзывы (25)

ОГЭ (ГИА) ЕГЭ школьный курс Вузовский курс Анатомия Биохимия Ботаника +10 Генетика Зоология Микробиология Молекулярная биология Морфология животных Патологическая физиология Топографическая анатомия Топографическая хирургия Физиология Физиология растений

Школьники 6-11 классов Студенты

м. Бабушкинская

Мария Андреевна

Частный преподаватель Стаж 8 лет

от 1 600 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по биологии

У репетитора, дистанционно

Также провожу занятия в мини-группах по 2-3 человека.

Мария Андреевна - замечательный преподаватель. Ее занятия очень насыщенны, она успевает дать очень много материала, и при этом ученик с интересом все Развернуть осваивает. С ней всегда приятно общаться, она всегда доброжелательна и в хорошем настроении. Спасибо большое!!! Все отзывы (18)

Анастасия Владимировна

Школьный преподаватель Стаж 7 лет

от 1 500 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по биологии

У репетитора, у ученика, дистанционно

Являюсь действующим аспирантом МГУ им. М. В. Ломоносова, имею два высших образования, одно из которых педагогическое. На данный момент работаю Развернуть в частной школе. Специализируюсь на подготовке медиков. Мои ученики поступили в МГУ (факультет фундаментальной медицины, биологический, психологический), в МГМУ им. И.М. Сеченова, РГУ нефти и газа, РНИМУ им Н. И. Пирогова.Лучший результат ЕГЭ: 93 балла по биологии, 91 по химии. В качестве аспирантской деятельности провожу занятия у студентов 1-2 курсов естественнонаучных факультетов.

Хороший молодой педагог, нацелена на результат. Очень много знаний по химии и биологии, которыми Анастасия Владимировна делится открыто и с удовольствием. Развернуть Задает домашние задания, обсуждает решения и всегда на связи. Из-за личной большой загруженности по получению кандидатского звания и второго высшего образования не всегда получалось заранее перенести занятие, во время приехать, или выйти в скайп (если была такая договоренность). В общем и целом отличный и правильный педагог, который будет морально настраивать вашего ребенка на лучшее и давать хорошие знания. Все отзывы (13)

Школьники 5-11 классов Студенты Взрослые

м. Нагатинская

Дарья Валерьевна

Частный преподаватель Стаж 11 лет

от 1 100 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по биологии

У репетитора, дистанционно

Кандидат биологических наук. Работаю в Институте медико-биологических наук Российской Академии Наук. Закончила с отличием аспирантуру института Развернуть медико-биологических проблем, основные направления научной деятельности: морская и космическая медицина, микробиология, гистология, зоология, эмбриология. Победитель и призер олимпиад по химии и биологии. Сдавала ЕГЭ по химии, результат: 94 балла. Имеется большой опыт подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, в том числе олимпиадам МГУ. Стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику в зависимости от его уровня знаний, желаемого результата и особенностей характера и обучения. Считаю, что необучаемых учеников нет - есть неправильно подобранная методика. Также считаю важным пробудить интерес к предмету, поскольку сама увлечена предметами, которые преподаю, и делаю это с удовольствием.Английский язык изучала в Московском институте лингвистики и в силу профессиональной деятельности участвовала в многочисленных международных конференциях, вела переговоры на английском языке, имеется опыт использования английского языка в контрактно-бухгалтерской деятельности, поскольку Институт медико-биологических проблем - мировой и признанный лидер в области космической биологии и медицины и сотрудничает с множеством иностранных организаций. Приходите - и ваша мечта станет реальностью!

Моя дочь ходила на занятия к Дарье Валерьевна два года. Цель была - подготовка к ЕГЭ по химии и биологии. Мы очень довольны и благодарны Дарье Валерьевна. Развернуть Не говоря уже о хорошей подготовке - у дочери твёрдые пятерки в аттестате по обоим предметам, лучший результат в школе на ЕГЭ по химии, я хочу сказать насколько преподаватель находит общий язык с детьми!!! Дочь ходила с удовольствием на занятия, у них сложились замечательные дружеские отношения. В любое время дочь могла обратиться с вопросом и всегда получала понимание и ответы на все вопросы. Ещё раз скажу - мы очень довольны, что попали именно к Дарье Валерьевне, огромное ей спасибо за все!!! Все отзывы (1)

Зосим Николаевич

Частный преподаватель Стаж 9 лет

от 750 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по биологии

У репетитора, у ученика, дистанционно

Занимались с Зосимом Николаевичем химией в течение четырех месяцев, остались очень довольны. За это короткое время набрали необходимые нам баллы для поступления Развернуть в ВУЗ, занимались два раза в неделю. Терпелив, доступно объясняет тему, разбирает до тех пор, пока его ученик не поймет. Спасибо ему огромное! Все отзывы (51)

Биплаб

И Стаж 16 лет

от 3 000 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по биологии

У ученика

Мульти-методики обучения английскому языку - сочетание нескольких дисциплин, различных учебных материалов а также современного аудио-видео метода обучения Развернуть (через Apple iPad) и др.Обучение ведется по индивидуальной программе в каждом конкретном случае. Методика преподавания сочетает элементы традиционной и коммуникативной методик, включает развитие устной и письменной речи, быстрое расширение словарного запаса, изучение грамматики. Большое внимание уделяется постановке произношения и развитию восприятия на слух.Используются современные учебники (британские или американские), а также самый главный "Neutral English Accent". Для взрослых: от Basic English Grammar, Wren and Martin English High School Grammar & Vocubulary, Philip Gucker - Essential English Grammar, Peter Watkins-Essential English. Essential Grammar in Use by Hicks, Business English on VOA - Based on the voice of Special American English with Interactive courses, Streamline, Headway, Business English, Round up, OXFORD University and CAMBRIDGE University English all Courses (Grammar, Vocabulary, Idioms, Phrases etc. for начальник/Beginner, Pre-intermediate, Intermediate, Upper Intermediate & Advanced), Business English & Spoken english и даже специальные аудио-видео программы изучения (через Apple iPad) и др. Для директоров: "Английский начальный", уровень Murthy Raymond "English in Use New 3Ed", English WORKBOOK (Part-1,2,3 и т.д.) PUPIL’S BOOK by Elizabeth Gray- Virginia Evans, специальные аудио-видео программы изучения (через Apple iPad) и др.Главная задача - чтобы был результат! К процессу обучения подход творческий. свободен Связаться

Репетитор по биологии

У репетитора, дистанционно

Я репетитор по биологии и химииУглубленно занимаюсь биологией с 2007 года.Мои результаты:Победитель Всероссийской олимпиады школьников Развернуть по биологии (2012);Финалист Всероссийской олимпиады школьников по биологии (2012)2-х кратный Призер Всероссийской олимпиады школьников (2010,2011)Призер олимпиады школьников по биологии СПБГУ (2012).С красным дипломом закончила медицинский университет ПМГМУ им. И.М.Сеченова, специальность педиатрия.Репетиторством занимаюсь 2 года.Основные направления подготовки:ЕГЭ, ОГЭ.Подготовка к поступлению в профильные медицинские классы.Подготовка к участию в олимпиадах по биологии, от городского до международного уровня.Поступление в медицинские ВУЗы на «бюджет». Москва и другие города.Поступление на факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва.Поступление в ветеринарные академии. Москва и другие города.Для каждого направления разработаны авторские программы подготовки.Результаты:Средний бал моих учеников ЕГЭ по биологии от 80 до 93 баллов. Мои ученики поступили в такие ВУЗы Москвы, как:Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, РНИМУ им. Н.И.Пирогова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова.ЕГЭ, ОГЭ.Программы подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Программы делятся на 1ю и 2ю ступень.1-ая ступень программы для учеников с нулевым уровнем.Она позволяет ученику поднять уровень знаний с 0 до 80 баллов, без стресса сдать экзамен.2-ая ступень программы для тех, кто имеет базовые знания по биологии. На 2й ступени программы внимание на нюансы экзамена, прорабатываются тонкости, «ловушки» ЕГЭ, ОГЭ. Это позволяет получать максимально высокие баллы на экзамене.Программа подготовки к олимпиадам по биологии.Специализируюсь на подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии.Ежегодно я готовлю команду гимназии №2 г.Сибай к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии.Программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии создана на базе программы «Путь к Олимпу» , МГУ им.М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.М.Менделеева.Все программы репетиторства предусматривают создание и ведение индивидуальной программы занятий, личного графика сессий в гугл – календаре, специального чата в мессенджерах. Любая из программ предусматривает исходный и промежуточные срезы знаний, отчеты об успеваемости.

Преподаватель высшей квалификационной категории. Мои ученики являются студентами и выпускниками следующих ВУЗов: МГУ им. М.В. Ломоносова (Химический Факультет, ФФМ, Биологический Факультет, ФНМ, Факультет Психологии); Университет МВД России (Факультет Психологии); Московский педагогический государственный университет (Химический Факультет, Биологический Факультет); РХТУ им. Д.И. Менделеева; Ярославская государственная медицинская академия; РГМУ им. Н.И. Пирогова; МГМУ им. И.М. Сеченова; РУДН (Медицинский Факультет); Казанский федеральный университет; МИТХТ им. М.В. Ломоносова; МГМСУ им. А.И. Евдокимова; ГКА им. Маймонида; МВА им. К. И. Скрябина; III Мед. Колледж; V Мед. колледж. Основные результаты работы: - всего, на начало августа 2017 года 108 учеников поступили в ВУЗы (1 ученик сдал ЕГЭ на 100 баллов в 2013 году; 2 ученика сдали ЕГЭ на 100 баллов в 2014 году и 1 ученик в 2015 г.; средний первичный балл ЕГЭ учеников в 2017 г. 92. подготовлено 11 призеров Всероссийских Олимпиад по химии, от районного до городского этапов).

Образование

    2000, Вологодский государственный педагогический университет

    Естественно-географический, Учитель химии и биологии средней школы

Опыт
преподавания

    Опыт репетиторства с 1996 года

Последний отзыв

Хочу поблагодарить Владимира Александровича за подготовку моей дочери к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗ. Заниматься химией начали с начала 11 класса. Репетитора нам посоветовали знакомые, позже мы прочитали много хороших отзывов в интернете. На первом занятии было тестирование, по результатам которого Владимир Александрович определил уровень подготовки и порекомендовал необходимое количество занятий в неделю. Преподаватель, очень любящий и отлично знающий свой предмет, легко и доступно объясняет сложный материал, грамотно определяет пробелы в знаниях и уделяет повышенное внимание проблемным вопросам. Занятия проходят легко и интересно, несмотря на очень большой объем задач. Только необходимым условием для получения высокого результата является личная заинтересованность ученика, а не только его родителей, и готовность выполнять очень много заданий. Благодаря занятиям с этим преподавателем дочь стала призером двух олимпиад по химии, сдала ЕГЭ на 100 баллов, подтвердив этот результат успешным прохождением дополнительного вступительного испытания по химии при поступлении в МГУ им. Ломоносова. Результатом занятий с таким опытным преподавателем стали проходные баллы, необходимые для зачисления в 1 волне на все выбранные специальности трех медицинских ВУЗов г. Москвы и мед. факультета РУДН, а также РХТУ. У нас был выбор! Сейчас моя дочь - студентка факультета фундаментальной медицины МГУ им. Ломоносова. Огромное спасибо Владимиру Александровичу! Со всей ответственностью могу рекомендовать этого преподавателя.

Биология

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский государственный медицинский университет им.акад. И.П.Павлова

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии и биологии

Калыгина Т.А. Брызгалина Л.И. Шутов В.И.

Биология

курс лекций для студентов, обучающихся на русском языке

Рецензенты: Ендолов В.В., профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного университета им. С.Есенина Дармограй В.Н., профессор, зав. кафедрой

фармакогнозии с курсом ботаники.

© Т.А.Калыгина, Л.И.Брызгалина, Шутов В.И.

© ГОУ ВПО Ряз. ГМУ.2008

Современная биология, являясь фундаментальной дисциплиной, играет первостепенную роль в профессиональной подготовке различных специалистов, в том числе и врачей.

В области медицинского образования широкая биологическая подготовка студентов необходима для получения ими фундаментальных знаний в области биологии и медицины, ориентирована на человека и отвечает запросам практической медицины.

Главная цель данной работы – формирование целостного представления об основах биологии с учѐтом современных достижений этой быстро развивающейся отрасли науки и оказание помощи студентам - иностранцам 1 курса в усвоении теоретических знаний для достижения ими нужного уровня в познании учебного материала.

Материал данного курса лекций излагается в традиционной последовательности в соответствии с положением о теории биологических систем и представлениями об уровнях организации живой природы. Разбит материал на 16 тем и включает цитологию, молекулярную биологию, размножение и развитие организмов, общую и медицинскую генетику, теорию эволюции и антропогенез.

Изложен основной теоретический материал, изучаемый на первом курсе иностранными студентами специальности «лечебное дело», «стоматология», «фармация».

Введение в науку биология

1.Предмет биологии. Классификация биологических наук.

2.Методы изучения (исследования) биологии.

3.Основные свойства живых существ. Определение понятия «жизнь».

4.Уровни организации живого.

Предмет биологии. Классификация биологических наук

Термин «биология» образуется из двух греческих слов (bios – жизнь и logos – учение).

Термин был введен в 1802 году двумя естествоиспытателями – Ж.Б.Ламарком и Г.Р.Тревиранусом, независимо друг от друга.

Биология изучает общие закономерности, характерные для всего живого и раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие.

Биология – комплексная наука. Разделы науки биологии классифицируются по следующим направлениям:

1) изучению систематических групп (по объектам исследования). Например, зоология, ботаника, вирусология.

В пределах этих наук имеются узкие направления (или дисциплины). Например, в зоологии выделяют протозоологию, гельминтологию, энтомологию и др.

2) изучению разных уровней организации живого: молекулярная биология, гистология и др.

3) свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов. Например, физиология, генетика, экология.

4) связям с другими науками (в результате интеграции наук). Это биохимия, биофизика, биотехнология, радиобиология и др.

Методы изучения биологии

Основными методами, которые используются в биологических науках, являются: 1)наблюдение и описание – самый старый (традиционный) метод биологии. Этот ме-

тод широко используется и в наше время (в зоологии, ботанике, цитологии, экологии и др.)

2)сравнение, т.е. сравнительный метод дает возможность найти сходства и различия, общие закономерности в строении организмов.

3)опыт или эксперимент. Например, опыты Г.Менделя или работы И.П.Павлова в физиологии.

4)моделирование – создание определенной модели или процессов и их изучения. Например, моделирование условий и процессов (недоступных наблюдению) происхождения жизни.

5)исторический метод – изучение закономерности появления и развития организмов

Основные свойства живого

Живые существа отличаются от неживых тел целым рядом свойств. К основным свойствам живого относятся:

Специфическая организация.

Живые организмы обладают необходимыми структурами, обеспечивающими их жизнедеятельность.

Специфическая организация живых существ проявляется и в особенности химического состава. Из химических элементов большая доля приходится на кислород, углерод, водород, азот. В сумме они составляют более 98% химического состава. Эти элементы образуют в живых организмах сложные органические соединения – белки, жиры, нуклеиновые кислоты, углеводы, которые не встречаются в неживой природе.

Обмен веществ и энергии.

Организмы постоянно совершают обмен веществ и энергии с окружающей средой – это обязательное условие существования.

Обмен веществ и энергии слагается из 2х процессов:

а) синтеза или ассимиляции, или пластического обмен (с поглощением энергии). б) распада или диссимиляции, или энергетического обмена (с выделением энергии)

Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды.

В живых существах протекают сложные саморегулирующиеся процессы, которые идут в строго определенном порядке и направлены на поддержание постоянства внутренней среды (например, на постоянство химического состава). При этом организм находится в состоянии динамического равновесия (т.е. подвижного равновесия), что важно при существовании в меняющихся условиях среды.

Размножение.

Размножение – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Каждое живое существо имеет ограниченный срок жизни, но, оставляя после себя потомство, обеспечивает непрерывность и приемственность жизни.

Способность к развитию – изменение объектов живой природы.

Индивидуальное развитие (онтогенез) – развитие особи в большинстве случаев начинается от зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) или от деления материнской клетки до конца жизни. В ходе онтогенеза происходит рост, дифференцировка клеток, тканей, органов, взаимодействие отдельных частей. Продолжительность жизни особей ограничивается процессами старения, приводящими к смерти.

Филогенез – историческое развитие мира живых организмов.

Филогенез – это необратимое и направленное развитие живой природы, которое сопровождается образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Результатом исторического развития является разнообразие живых существ.

Раздражимость.

Раздражимость – способность организма отвечать на воздействия определенными реакциями. Формой проявления раздражимости является движение.

У растений – тропизм (например, изменение положения листьев в пространстве из-за освещенности – фототропизм).

У одноклеточных животных – таксисы.

Реакции многоклеточных на раздражение осуществляются с помощью нервной системы и называются рефлексами.

Наследственность.

Наследственность – свойство организмов передавать из поколения в поколение характерные признаки вида с помощью носителей наследственной информации, молекул ДНК и РНК.

Изменчивость.

Изменчивость – это свойство организмов приобретать новые признаки. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора.

На основании свойств живого ученые пытаются дать определение понятию «жизнь». Современному состоянию развития биологии лучше всего соответствует определение жизни, данное ученым – биофизиком М.В.Волькенштейном: «Живые тела представляют собой открытые саморегулирующиеся, самовоспроизводящиеся системы, построенные из полимеров – белков и нуклеиновых кислот и поддерживающие свое существование в результате обмена веществ и энергии с окружающей средой».

В это определение входят признаки живого. Каждая клетка и организм в целом являются системой, т.е. представляют собой совокупность взаимодействующих, упорядоченных структур (органоидов, клеток тканей, органов). Живые существа – это открытые системы, которые находятся в состоянии динамического равновесия с внешней средой. Живые существа осуществляют непрерывный обмен веществ и энергии с окружающей средой (поглощение и выделение, ассимиляция и диссимиляция).

Уровни организации живых существ

Жизнь на Земле представляет собой целостную систему, состоящую из различных структурных уровней организации биологических существ. Выделяют несколько основных уровней организации (разделение имеет условный характер)

Молекулярно генетический.

Биология начинается с молекулярного уровня, т.к. атомный уровень не несет следов биологической специфичности. Этот уровень исследует молекулы ДНК, РНК, белки, гены и их роль в хранении и передаче генетической информации, в обмене веществ и превращении энергии. Биология изучает законы, характерные для этого уровня.

Клеточный.

Структурной, функциональной и генетической единицей живых существ является клетка. Вирусы, будучи неклеточной формой организации живого, проявляют свои свойства как живые организмы только внедрившись в клетки.

На клеточном уровне изучают строение клеток и клеточных компонентов, самовоспроизведение, реализацию наследственной информации, обмен веществ и энергии, происходящих на уровне клетки.

Организменный.

Структурной единицей на этом уровне служит организм, особь. Организм – самостоятельно существующая в среде система. На этом уровне протекают процессы онтогенеза. В ходе онтогенеза реализуется наследственная информация в определенных условиях внешней среды, т.е. формируется фенотип организма данного биологического вида.

Популяционно-видовой.

Элементарной единицей вида является популяция. На этом уровне изучается обмен генетической информации при скрещивании, изменения генетического состава популяций, факторы, влияющие на динамику генетического состава популяций, проблемы сохранения исчезающего вида.

Экосистемный.

Структурной единицей этого уровня являются экосистемы, под которыми понимаются участки земной поверхности с определенными природно-климатическими условиями и связанные с ними сообщества микроорганизмов, животных и растений, которые образуют неразделимый взаимообусловленный комплекс. Этот уровень изучает круговорот веществ и поток энергии, которые связаны с жизнедеятельностью всех живых организмов. Экосистемы составляют биосферу - область распространения жизни на Земле. Выделяют социальный уровень, характерный для человека.

Все уровни организации тесно объединены между собой, что свидетельствует о целостности живой природы. Без биологических процессов, которые осуществляются на этих уровнях, невозможно существование жизни на Земле.

Человек и все человечество – составляющая часть биосферы. Здоровье человека зависит от состояния биосферы, от умения приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Если эта способность проявляется недостаточно, то могут возникнуть нарушения, которые затрагивают различные уровни жизни (клеточный, организменный).

Клетка – элементарная структурная единица живого организма

1.Клеточная теория.

2.Строение клетки.

3.Эволюция клетки.

Клеточная теория.

В 1665г. Р.Гук впервые обнаружил растительные клетки. В 1674г. А.Левенгук открыл животную клетку. В 1839г. Т.Шванн и М.Шлейден сформулировали клеточную теорию. Основным положением клеточной теории было то, что клетка является структурной и функциональной основой живых систем. Но они ошибочно считали, что клетки образуются из бесструктурного вещества. В 1859г. Р.Вирхов доказал, что новые клетки образуются лишь путем деления предшествующих.

Основные положения клеточной теории:

1)Клетка является структурной и функциональной единицей всего живого. Все живые организмы состоят из клеток.

2)Все клетки в основном сходны по химическому составу и обменным процессам. 3)Новые клетки образуются путем деления уже существующих.

4)Все клетки одинаковым образом хранят и реализуют наследственную информацию. 5)Жизнедеятельность многоклеточного организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Строение клетки

По строению выделяют 2 типа клеток:

Прокариоты

Эукариоты

К прокариотам относятся бактерии и сине-зеленые водоросли. Прокариоты от эукариот отличаются следующим: у них нет мембранных органелл, имеющихся в эукариотической клетке (митохондрий, эндоплазматической сети, лизосом, комплекса Гольджи, хлоропластов).

Самое же важное отличие заключается в том, что у них нет окруженного мембраной ядра. ДНК прокариот представлена одной свернутой кольцевой молекулой. У прокариот отсутствуют и центриоли клеточного центра, поэтому они никогда не делятся митозом. Для них характерен амитоз – прямое быстрое деление.

Эукариотические клетки – это клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Они состоят из трех главных составных частей:

- клеточной мембраны, окружающей клетку и отделяющей ее от внешней среды;

- цитоплазмы, содержащей воду, минеральные соли, органические соединения, органеллы и включения;

- ядра, в котором находится генетический материал клетки.

Наружная клеточная мембрана

1 – полярная головка молекулы фосфолипида

2 – жирнокислотный хвост молекулы фосфолипида

3 – интегральный белок

4 – периферический белок

5 – полуинтегральный белок

6 – гликопротеин

7 - гликолипид Наружная клеточная мембрана присуща всем клеткам (животным и растительным),

имеет толщину около 7,5 (до 10) нм и состоит из молекул липидов и белка.

В настоящее время распространена жидкостно-мозаичная модель построения клеточной мембраны. Согласно этой модели молекулы липидов расположены в два слоя, причем своими водоотталкивающими концами (гидрофобными – жирорастворимыми) они обращены друг к другу, а водорастворимыми (гидрофильными) – к периферии. В липидный слой встроены белковые молекулы. Некоторые из них находятся на внешней или внутренней поверхности липидной части, другие – частично погружены или пронизывают мембрану насквозь.

Функции мембран:

- защитная, пограничная, барьерная;

Транспортная;

- рецепторная – осуществляется за счет белков – рецепторов, которые обладают избирательной способностью к определенным веществам (гормонам, антигенам и др.), вступают с ними в химические взаимодействия, проводят сигналы внутрь клетки;

- участвуют в образовании межклеточных контактов;

- обеспечивают движение некоторых клеток (амебовидное движение).

У животных клеток сверху наружной клеточной мембраны имеется тонкий слой гликокаликса. Это комплекс углеводов с липидами и углеводов с белками. Гликокаликс участвует в межклеточных взаимодействиях. Точно такое же строение имеют цитоплазматические мембраны большинства органелл клетки.

У растительных клеток снаружи от цитоплазматической мембраны. расположена клеточная стенка, состоящая из целлюлозы.

Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану.

Существуют два основных механизма для поступления веществ в клетку или выхода из клетки наружу:

1.Пассивный транспорт.

2.Активный транспорт.

Пассивный транспорт веществ происходит без затраты энергии. Примером такого транспорта является диффузия и осмос, при которых движение молекул или ионов

осуществляется из области с высокой концентрацией в область с меньшей концентрацией, например, молекул воды.

Активный транспорт – при этом виде транспорта молекулы или ионы проникают через мембрану против градиента концентрации, для чего необходима энергия. Примером активного транспорта служит натрий-калиевый насос, который активно выкачивает натрий из клетки и поглощает ионы калия из внешней среды, перенося их в клетку. Насос

– это особый белок мембраны, приводит его в движение АТФ.

Активный транспорт обеспечивает поддержание постоянства объема клетки и мембранного потенциала.

Транспорт веществ может осуществляться путем эндоцитоза и экзоцитоза. Эндоцитоз – проникновение веществ в клетку, экзоцитоз – из клетки.

При эндоцитозе плазматическая мембрана образует впячивание или выросты, которые затем обволакивают вещество и отшнуровываясь, превращаются в пузырьки. Различают два типа эндоцитоза:

1)фагоцитозпоглощение твердых частиц (клетки фагоциты), 2)пиноцитоз – поглощение жидкого материала. Пиноцитоз характерен для амебоидных простейших.

Путем экзоцитоза различные вещества выводятся из клеток: из пищеварительных вакуолей удаляются непереваренные остатки пищи, из секреторных клеток выводится их жидкий секрет.

Цитоплазма – (цитоплазма + ядро образуют протоплазму). Цитоплазма состоит из водянистого основного вещества (цитоплазматический матрикс, гиалоплазма, цитозоль) и находящихся в нем разнообразных органелл и включений.

Включения– продукты жизнедеятельности клеток. Выделяют 3 группы включений – трофического, секреторного (клетки желез) и специального (пигмент) значения.

Органеллы – это постоянные структуры цитоплазмы, выполняющие в клетке определенные функции.

Выделяют органеллы общего значения и специальные. Специальные встречаются в большинстве клеток, но в значительном количестве присутствуют только в клетках, выполняющих определенную функцию. К ним относятся микроворсинки эпителиальных клеток кишечника, реснички эпителия трахеи и бронхов, жгутики, миофибриллы (обеспечивающие сокращение мышц и др.).

К органеллам общего значения относят ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, центриоли клеточного центра, пероксисомы, микротрубочки, микрофиламенты. В растительных клетках – пластиды, вакуоли. Органеллы общего значения можно подразделить на органеллы, имеющие мембранное и немембранное строение.

Органеллы, имеющие мембранное строение бывают двумембранные и одномембранные. К двумембранным относят митохондрии и пластиды. К одномембранным – эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли.

Органеллы, не имеющие мембран: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофиламенты.

Митохондрии – это органеллы округлой или овальной формы. Они состоят из двух мембран: внутренней и наружной. Внутренняя мембрана имеет выросты – кристы, которые разделяют митохондрию на отсеки. Отсеки заполнены веществом – матриксом. В матриксе содержатся ДНК, иРНК, тРНК, рибосомы, соли кальция и магния. Здесь происходит автономный биосинтез белка. Основной же функцией митохондрий является синтез энергии и накопления ее в молекулах АТФ. Новые митохондрии образуются в клетке в результате деления старых.