Биографии Характеристики Анализ

Борьба русских с иноземными захватчиками. Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Методический материал

по проведению открытого урока

по Истории

Тема: «Борьба Руси против иноземных захватчиков в 13 веке»

Материал подготовил:

Преподаватель истории

первой квалификационной категории

Татришвили Юлия Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок изучения нового материала, урок – практикум. « » , при подготовке обучающихся по специальности «Автомеханник»

Данное занятие занимает одно из основных мест при изучении Истории России, так как с помощью него формируются следующие общие компетенции:

Форма проведения занятия – урок - практикум.

Цель занятия :

1. формирование у учащихся знаний о борьбе русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке;

2. формирование умения находить нужный материал в тексте учебника;
3.
. продолжить формирование умений и навыков работы с историческими
документами и историческими картами;

4. формирование познавательного интереса к истории Отечества;

5.
формирование патриотических качеств личности на героических
примерах защитников Родины.

Задачи урока:

1. Образовательные : познакомить учащихся с героической борьбой русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского;

2. Развивающие : развивать умения учащихся работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, анализировать причины агрессии со стороны западных стран, определят роль политического деятеля в истории государства

3. Воспитательные : способствовать патриотическому воспитанию, воспитывая уважение к защитникам Родины.

План учебного занятия

Форма проведения занятия : урок – практикум.

Место проведения: г. Красноярск, ул. Курчатова 15, КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства», учебный кабинет 303 «Истории»

Тип занятия : урок изучения нового материала.

Методы обучения:

перед обучающимися задачи самостоятельной обработки исторического источник. Вовлечение обучающихся в познавательную деятельность. Озвучивание будущих действий. Выдача исторических документов.

3 мин

Повторение правил техники безопасности

Эвристический. Озвучивание основных правил техники безопасности обучающимися при работе в кабинете.

2 мин

Работа с картами, историческими документами, схемами.

Исследовательский. Выбор оптимальных методов работы с историческими документами и материалами.

5 мин

Практическая часть, составление ответов

Репродуктивный. Выполнение обучающимися заданий с использованием исторических материалов (технологической картой).

25 мин

Представление результатов работы.

Эвристический.

Представление обучающимися результатов познавательной деятельности. Озвучивание своих сообщений, выводов.

7 мин

Подведение итогов

Подведение итогов урока.

2 мин

Ожидаемый результат:

Сформированные знания:

    Основные понятия, события, процессы исторического периода:

Сформированные навыки:

    работы с историческими картами;

    работы с историческими документами;

    работа с иллюстрациями;

    выявление исторических событий, понятий и определений

    работы в группе;

    публичного выступления;

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с различными социальными статусами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своего образования.

Оборудование:

иллюстрации

    карта «Русь в XIII в.»

    карта «Русь в Х IV V вв.»

    схемы с использованием проектора.

    раздаточный материал с вопросами к занятию

Демонстрационный материал

Раздаточный материал Приложение 1,2 3,4

Приложение рисунки

Приложение 4 оценочный лист

Методы обучения:

    Диалогический.

    Монологический.

    Эвристический.

    Исследовательский.

    Репродуктивный.

Приемы обучения: рассказ, объяснение, характеристика, выписывание понятий, работа с историческими источниками и документами, сравнение, рассуждение, самостоятельная работа, демонстрация слайдов.

Методы контроля: опрос.

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема учебного занятия: « Борьба Руси против иноземных захватчиков в 13 веке »

Цель обучающихся: мобилизация обучающихся на учебно-практическую деятельность.

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Готовятся к занятию

Презентация

Приложение 1

2. Выделение проблемы

Раздаются исторические документы с заданиями. Разъяснение сути будущей работы

Ознакомление с историческими документами,с заданиями, задания обсуждают в группах.

Раздаточный материал - документы, иллюстрации, -задания

Приложение 2

3. Практическая часть, работа с историческим материалом

Контролирует процесс отбора исторической информации, выполнения заданий

Производят отборку необходимой информации, выполняют задания по источнику.

Исторические документы, карты Приложение

5.Представление результатов работы.

Предлагает озвучить выполненные задания и предлагает оценить качество готового ответа команд и результаты занести в оценочные листы.

Озвучивают свои ответы, делают выводы. Оценивают выступления команд соперников, заполняют оценочные листы

6.Подведение итогов

Предлагает подвести итог работы

Подводят итоги.

Сдают заполненные оценочные листы

Ход урока

Промежуточная цель

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Организационный момент

Психологический настрой на деятельность

Приветствует обучающихся

Отмечает явку. Выясняет причины отсутствия обучающихся

Предъявляет единые педагогические требования и проверяет готовность к занятию

Создает доброжелательную атмосферу общения и деловой ритм работы.

Приветствуют преподавателя.

Сообщают об отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту. Воспринимают, осмысливают, осознают значимость работы на занятии.

2. Выделение проблемы

Постановка проблемного вопроса

«О светло светлая и прекрасна, украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!...»

«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел»

Эти два высказывания характеризуют Русь в XIII в.

Проблемный вопрос: О каких событиях идет речь? Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?

Об этом пойдет речь на уроке, тема которого: «Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Выслушивает, корректирует ответы обучающихся, окончательно формулирует цель урока

Цель урока: углубить свои знания по вопросу: «борьба Руси против внешних вторжений в 13 веке» и решить проблему: почему Русь не смогла выстоять в результате завоеваний, находящаяся на более высокой ступени общественного развития?

Обсуждают проблемную ситуацию.

1.В XIII в. На Руси произошла феодальная радробленность.

2.Произошло вторжение захватчиков .

3.Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний

Организует проверку домашнего задания.

Задаёт целенаправленные вопросы для стимулирования мыслительной деятельности обучающихся.

Вопросы:

    В чём причины феодальной раздробленности Руси?

    Назовите и покажите на карте основные княжества-государства, появившиеся на Руси в этот период?

    Каковы последствия феодальной раздробленности для Руси?

    Какое последствие было самым опасным и почему?

Правильно. Ослабление обороноспособности государства- главная опасность для Руси. XIII в. В XIII в.врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не были единственными врагами. На западе существовал ещё один коварный и опасный враг. Это шведы и крестоносцы. Сегодня нам на уроке предстоит ответить на вопросы: Почему русские сумели победить рыцарей?

В чём заключался полководческий талант Александра Невского?

Как русская земля пыталась отстоять свою независимость и боролась с татары - монголами?

Ещё раз формулирует тему и цель занятия.

    Объясняет новый материал и дает задание:

Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси - Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка.

В Прибалтике обосновались немецкие рыцари - крестоносцы члены духовно-рыцарских орденов.

Организатором крестовых походов была католическая церковь. Крестоносцы - рыцари, участники крестовых походов. В армиях крестоносцев с благословления Папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации, их называли духовно-рыцарскими орденами. Разгромленная Русь показалась крестоносцам легкой добычей. В Прибалтике обосновались немецкие рыцари - крестоносцы, члены Ливонского и Тевтонского орденов.

С благословления Папы римского они вознамерились силой утвердить католическую веру не только в Прибалтике, но и на русских землях. Рыцари не считали православных христианами.

Закрепление сказанного:

- Кто такие крестоносцы, и каковы их цели?

- Что такое рыцарский орден?

- Кто в 13 веке угрожал Руси с Запада?

- Кто такие крестоносцы?

- Какую цель они преследовали?

Предполагалось, что шведы и немецкие рыцарские ордена объединенными усилиями совершат крестовый поход на Русь. Учитель рассказывает, используя карту, историю походов шведских и немецких рыцарей на Новгород: Восточно-европейские земли давно привлекали внимание шведских и датских феодалов своими богатствами. Эти земли интересовали и католическую церковь, которая стремилась распространить своё влияние на восток. Но когда с востока на Русь напали монголо-татары Тевтонский и Ливонский ордена объединились для похода на Русь с Запада.

Записывают тему. Формулируют цель урока

Слушают, осмысливают, рассуждают,

Формулируют ответы.

4.Выполнение практических работ

Отработка практических навыков

Координирует работу обучающихся с историческим источником, картой, иллюстрациями

Выполняют работу согласно выданного задания.

    Представление результатов работы

Отработка действий, связанных с самостоятельным построением устного речевого высказывания

Отработка навыка проверки качества выполненного задания, оценивание.

Предлагает выполнить задания с использованием раздаточного материала и электронной презентации. Оказывает помощь при выполнении заданий, координирует действия студентов.

Итак, приступим к выполнению заданий.

I задание:

1.Каждой команде выдаются рабочие листы с заданиями.

Формулируют и представляют свои ответы.

    Подведение итогов

Оценка успешности проведенной работы. Выдача домашнего задания

Наш урок заканчивается, давайте подведем итоги.

Анализирует деятельность обучающихся (готовность к занятиям, подготовка домашнего задания, дисциплина и активность на уроке, успешность освоения нового учебного материала) и оценивает ее.

Выставляет оценки: 1. По результатам проверки домашнего задания. 2. По результатам работы на уроке (ответы на вопросы, сообщения, работа с текстом учебника, дополнения, уточнения). 3. Только положительные оценки за выполнение теста по новому материалу.

Задает вопрос: Кто не согласен с этими оценками?

Анализирует ответы, акцентирует внимание на ошибках, обосновывает объективность оценок. Отмечает и морально стимулирует учащихся, которые успешно справились с заданиями, активно работали во время занятия, помогали преподавателю.

Обучающмимся, которые получили неудовлетворительные оценки, предлагает проанализировать причины неудач и приглашает на консультацию. Предлагает обучающимся подвести итоги урока. Собирает оценочные листы

Молодцы, спасибо за работу на уроке.

Подводят итоги занятия.

Слушают преподавателя,

Задают вопросы.

Высказывают собственное мнение,

Соглашаются или не соглашаются с оценками.

Приложение №1

Документ №1

    В тексте документа пропущены слова…….вставьте пропущенные слова закончив текст

«В результате в июле ….. года шведское войско повело свой флот в устье реки…. Командование армии взял на себя зять шведского короля - Биргер. Передвигаясь вглубь страны, его армия остановилась на левом берегу реки….., недалеко от устья Ижоры. Шведы были настолько уверены в своей победе, что, если верить некоторым источникам, отправили молодому князю Александру послание, в котором говорилось «Мы здесь и мы пленим тебя и твою землю».Что касается действий Александра, то он имел точные сведения о передвижении шведской армии, поскольку в Новгороде была хорошо налажена разведческая деятельность. Молодой князь решил использовать фактор внезапности, собрав городское ополчение и совершив стремительный марш к месту, где остановилась шведская армия. Во время передвижения войск к нему примыкали все новые отряды.»

    О какой битве идет речь?

    Дата сражения?

    Участники сражения?

Документ № 2

Из «Симеоновской летописи»:

Вопросы и задания к документу № 2

    Выберите в тексте факты, говорящие о героизме русских воинов;

    Опредилите причины победы новгородской дружины

    Сформулируйте значение Невской битвы для судеб русского народа

[Правитель Швеции Биргер] услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и его пригороды и славянских людей обратить в неволю. И сказал он: «Иду и покорю всю землю Александрову». Король собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов, и норвежцев, и сумь, емь, и наполнили корабли множеством своих полков и двинулись с великой силой, обуреваемые воинственным духом, и пришел в реку Неву и стал на устье Ижоры, желая в безумии своем захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую. Тогда пришла весть, что шведы идут на Ладогу, а король в то же время прислал с гордостью послов к великому князю Александру Ярославичу в Новгород со словами: «Если можешь мне сопротивляться, то я уже нахожусь здесь и покорю землю твою»... И пошел Александр на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско. Отец же его, великий князь Ярослав Всеволодович, не знал о нападении на сына Александра, некогда было послать весть к отцу, потому что враги уже приближались. И многие новгородцы не успели собраться в войско, потому что великий князь Александр поспешил пойти против врагов. И пришел на них в воскресенье 15 июля , и была сеча великая со шведами. Избили множество шведов, и самому королю нанес Александр рану на лице острым своим мечом. [В некоторых редакциях летописи - Новгородцев же пало 20 мужей вместе с ладожанами.

Карта Невской битвы

Приложение 2

Документ №3

Из «Симеоновской летописи»:

Вопросы и задания к документу 3

    Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события.

    Сформулируйте причины победы русских воинов.

    Почему тактика рыцарей, приносившая им успех в войнах в Европе, не привела к победе на Чудском озере?

    В чем значение победы Александра Невского?

И пошел с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык».

Уже город Псков был взят и тиуны немецкие посажены в городе. Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и, захватив немцев и чудь и наместников немецких, в оковах заточил в Новгороде, а город Псков освободил от плена, а землю немецкую повоевал и пожег и взял много пленных, а иных перебил. Они же собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в плен». Когда немцы приблизились, стража великого князя Александра удивилась силе немецкой и ужаснулась. Князь же великий Александр, помолившись в церкви святой Троицы, пошел в землю немецкую, желая отомстить за кровь христианскую... Услышав об этом, магистр пошел против них [полков Александра] со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области, вместе с королевской помощью; и сошлись на озере, именуемом Чудским. Великий князь Александр возвратился назад.

Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех И других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой………


Летом1240 года они захватили Изборск, а затем овладели Псковом.
Появились отряды рыцарей и вблизи Новгорода. А защищать город было некому, т.к. бояре, боясь, что Александр Невский расширит права княжеской власти, заставили его покинуть Новгород. Однако вскоре вече упросило его вернуться со своей дружиной для защиты Новгорода.

Учащиеся получают задание: используя материал исторического документа, расставьте в хронологической последовательности отрывки из документа.

1.... И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лёд на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью...

2.... Услышав об этом, магистр пришёл против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским...

3. ...Пришёл великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошёл с новгородцами, ладожанами, с карелою и с ижорянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил...

4.... Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошёл против них. (Войска) сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество... 5...И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 вёрст по льду... и пало немцев 500, а чуди
бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была
весна, а другие убежали, тяжело раненными...

6....Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно
город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах
отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена...

(«Повесть о житии Александра Невского») (Ответ: 3-6-2-4-1-5)

Приложение № 3

Документ №4

(По Галицко-Волынской летописи)

    Какая битва представлена на схеме

    О какой битве идет речь

«В год 6732 (1224). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете".Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий - они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много.Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары, победив русских людей из-за прегрешений христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.Ожидая покаяния христиан, бог повернул татар назад на восточную землю, и они завоевали землю Тангутскую и иные страны. Тогда же их Чингисхан был убит тангутами. Татары же обманули тангутов и впоследствии погубили обманом. И другие страны они погубили - ратью, а больше всего обманом.»

    Вопросы к документу:

    Где и когда закончилось первое сражение русских с монголо-татарами.

    Кто возглавлял татарские и русские войска?

    Почему русские войска в сражении на реке Калке потерпели поражение?

    Каково значение битвы на Калке ?

Приложение № 4

Приложение№6

    Что за князья изображены на иллюстрациях

2

1

Приложение №5

Заполнить таблицу

«Борьба Руси против внешних вторжений»

Дата сражения

Цели сражения

Захватчики

Итоги сражения

Историческое значение

Приложение№6

    По иллюстрации попытайтесь определить где какая битва изображена.

1.

2.




3.

+

Становление и развитие древнерусской государственности проходило в непрерывной и упорной борьбе с захватчиками, которые в разные периоды вторгались на территорию Руси. Первыми здесь следует отметить хазар, их государство располагалось на восток от Киева и занимало территории Северного Кавказа и междуречье Волги и Дона. Следует особо отметить, что противоборство с Хазарским Каганатом, во многом определяло характер и тенденции развития древнерусского государства. Это была жестокая борьба не на жизнь, а на смерть. Будущее в решающей степени зависело от того, кто победит в этой борьбе. В правление князя Святослава хазарам был нанесен сильнейший удар, после которого это государство окончательно развалилось.

Русь же продолжала развиваться и укрепляться. Однако уже в эпоху Владимира Святославича южные рубежи киевского государства оказались под угрозой вторжения со стороны печенегов. Длительная борьба с печенегами закончилась в 1036 г., когда им нанес сильнейшее поражение Ярослав Мудрый (1019-1054). После этого, значительная часть печенегов откочевала в придунайские степи. В 1054 г., в год смерти Ярослава Мудрого на южных рубежах Руси появилась новая опасность – многочисленные племена половцев, или куманов, как их называли в Европе. Отношения с этими степными племенами со временем менялись - от жестокого противоборства, особенно в начале XII века - до создания совместных военно-политических и династических союзов в начале XIII века. 16 В первой трети XIII века на рубежах северо-восточной Руси появились полчища татаро-монголов. Осенью 1237 года они вошли в пределы Рязанского княжества и в течение осени–зимы 1237/38г. подвергли опустошительному разорению Рязанщину и весь Владимиро- Суздальский край. Летом 1240 года татаро-монголы двинулись на запад.

Они захватили и разграбили Киев, города западной Руси, ураганом прошли по землям Польши, Венгрии. Их поход закончился на Адриатическом побережье Италии. Они достигли города Триеста и повернули назад. С этого времени Русь вошла в состав государственного образования, которое называлось «Золотая Орда». Летом 1240 г. на побережье финского залива в устье Невы высадился шведский отряд с целью завоевания новгородских земель. В битве на Неве русские войска под командованием князя Александра Ярославича наголову разгромили шведов. После этой победы князь Александр получил почетное имя Невский. Спустя два года, со стороны Тевтонского ордена, который был основан в Прибалтике в начале XIII в., развернулось очередное наступление на новгородские и псковские земли. Однако в битве на Чудском озере, в апреле 1242 г., русское войско под командованием Александра Невского нанесло серьезное поражение немецким рыцарям. Ледовое побоище остановило германскую экспансию русских земель. Глоссарий: «Лествичный» - (от слова лестница) – принцип передачи власти не от отца к сыну, а старшему в роде. Майорат – порядок наследования, когда власть передается старшему сыну. Вотчина – земельное владение, передававшееся от отца к сыну. Уделы – территории, которые передавались по наследству сыновьям великого князя. Посадник – первоначально наместник киевского князя в Новгороде. Позже высшая государственная должность в Новгородской республике. Посадники избирались на вече из наиболее богатых и знатных боярских семей. Тысяцкий – новгородский военачальник, возглавлял городское ополчение. Избирался на вече из бояр на определенный срок. Являлся помощником посадника.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Борьба Руси с иноземными завоевателями. Нашествие Батыя на Русь, разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский

невский монгол вторжение завоеватель

Введение

1. Нашествие Батыя на Русь

2. Невская битва

3. Ледовое побоище

Заключение

Библиографический список

Введение

В истории России период XII-XIII вв. стал периодом борьбы за свою территорию и за свободу русского народа. Иноземные захватчики нападали с разных направлений и практически в одно время, пытаясь взять господство над Русью.

Это период истории характеризуется усилением татаро-монгольского нашествия, которое сочеталось с нападками со стороны шведов, а именно Левонского ордена и папы Римского. Русь, находившуюся в состоянии раздробленности, осаждали и с юга и с севера. Но, несмотря на сложные внутриполитические процессы, русские войска под предводительством Александра Невского смогла отстоять свое право на свободу и независимость.

Актуальность изучения процессов борьбы Руси с иноземными захватчиками кроется в необходимость осознания важности указанных исторических событий в жизни нашей страны и возможный потенциал ее дальнейшего существования.

Объект исследования - борьба Руси в период XII-XIII вв.

Предмет исследования - битвы русских народов против иноземных захватчиков.

Цель работы - изучить процессы борьбы Руси с иноземными захватчиками в период XII-XIII вв.

Задачи, стоящие для достижения цели работы:

Рассмотреть нашествие Батыя на Русь,

Изучить Невскую битву,

Изучить Ледовое побоище,

Охарактеризовать роль Александра Невского в победе Руси над иноземными захватчиками.

Теоретическую основу исследования составляют работы А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова, В.А. Шестакова, А.С. Орлова и др.

Методологическую основу работы составили общенаучные метод сбора и анализа информации, изучение исторических источников и ознакомление с мнением историков по поводу изучаемых событий.

1. Нашествие Батыя на Русь

Начало нашествия Батыя на Русь было достаточно внезапным. Разорение рязанской территории. Нашествие Батыя на Русь, кратко говоря, преследовало цель порабощения народа, захват и присоединение новых территорий. Появились монголы на южных границах Рязанского княжества с требованием выплачивать им дань. Князь Юрий просил помощи у Михаила Черниговского и Юрия Владимирского. В ставке Батыя рязанское посольство было уничтожено. Князь Юрий вывел свою армию, а также муромские полки на пограничную битву, но сражение было проиграно. На помощь Рязани Юрий Всеволодович отправил соединенное войско. В нем были полки его сына Всеволода, люди воеводы Еремея Глебовича, новгородские отряды. К этой армии примкнули и силы, отступившие из Рязани. Город пал после шестидневной осады. Посланные полки успели дать бой завоевателям под Коломной, но потерпели поражение.

Начало нашествия Батыя на Русь ознаменовалось уничтожением не только Рязани, но и разорением всего княжества. Монголы захватили Пронск, взяли в плен князя Олега Ингваревича Красного.

После разгрома Рязанских земель нашествие Батыя на Русь было несколько приостановлено. Когда монголы вторглись на Владимиро-Суздальские земли, их неожиданно нагнали полки Евпатия Коловрата - рязанского боярина. Благодаря этой внезапности дружина смогла разбить захватчиков, нанеся им тяжелые потери. 20 января 1238 года, после пятидневной осады, пала Москва. Юрий Всеволодович, отойдя на север, к реке Сить, стал собирать новую дружину, ожидая при этом подмоги от Святослава и Ярослава (своих братьев). В начале февраля 1238-го после восьмидневной осады пал Владимир. В нем погибла семья князя Юрия.

Нашествие Батыя на Русь было весьма масштабным. Кроме основных, у монголов были и второстепенные силы. С помощью последних проводился захват Поволжья. Второстепенные силы во главе с Бурундаем на протяжении трех недель покрыли вдвое большее расстояние, чем основные монгольские отряды во время осады Торжка и Твери, и подошли со стороны Углича к реке Сити.

Историк Татищев, говоря о результатах сражений, обращает внимание на то, что потери в отрядах монголов в несколько раз были больше, чем у русских. Однако татары восполняли их за счет пленных. Их на тот период было больше, чем самих захватчиков. Так, к примеру, штурм Владимира начался только после того, как отряд монголов вернулся из-под Суздаля с пленными.

Нашествие Батыя на Русь с начала марта 1238-го проходило по определенному плану. После взятия Торжка остатки отряда Бурундая, соединившись с основными силами, внезапно повернули в степи. Захватчики не дошли до Новгорода примерно 100 верст. В разных источниках приводятся различные версии этого поворота. В некоторых говорится о том, что причиной стала весенняя распутица, в других - угроза голода. Так или иначе, нашествие войск Батыя на Русь продолжалось, но в другом направлении. Теперь монголы разделились на две группы. Основной отряд прошел восточнее Смоленска (в 30 км от города) и совершил остановку в землях Долгомостья. В одном из литературных источников есть сведения о том, что монголы потерпели поражение и бежали. После этого основной отряд двинулся на юг. Здесь нашествие на Русь хана Батыя ознаменовалось вторжением в пределы Черниговских земель, сожжением Вщижа, располагавшегося в непосредственной близости от центральных областей княжества. Согласно сведениям одного из источников, в связи с этими событиями погибли 4 сына Владимира Святославовича. Затем основные силы монголов резко повернули на северо-восток. Обойдя Карачев и Брянск, татары завладели Козельском. Восточная группа, между тем, проходила весной 1238-го неподалеку от Рязани. Во главе отрядов стояли Бури и Кадан. В Козельске на тот момент княжил Василий - 12-летний внук Мстислава Святославовича. Битва за город затянулась на семь недель. К маю 1238 года обе группы монголов объединились под Козельском и захватили его спустя три дня, пусть и с большими потерями.

В помощь монгольским отрядам, задействованным в Закавказье, были отправлен корпус во главе с Букдаем. Это произошло в 1240 г. Приблизительно в этот же период Батый принимает решение отослать Мунке, Бури и Гуюка домой. Оставшиеся отряды провели перегруппировку, пополнившись вторично за счет пленных поволжцев и половцев. Следующим направлением стали территории правого берега Днепра. Большая их часть (Киевское, Волынское, Галицкое и, предположительно, Турово-Пинское княжество) к 1240 году находилась в объединении под властью Даниила и Василька - сыновей Романа Мстиславовича (волынского правителя). Первый, посчитав себя не в состоянии самостоятельно противостоять монголам, отправился накануне вторжения в Венгрию. Предположительно цель Даниила состояла в том, чтобы попросить у короля Белы VI помощи в отражении атак татар.

В результате варварских набегов монголов погибло огромное количество населения государства. Была разрушена значительная часть крупных и мелких городов и сел. Значительно пострадали Чернигов, Тверь, Рязань, Суздаль, Владимир, Киев. Исключением стали Псков, Великий Новгород, города Турово-Пинского, Полоцкого и Суздальского княжеств. В результате нашествия сравнительно развития культура крупных населенных пунктов понесла невосполнимый ущерб. В течение нескольких десятилетий в городах почти полностью было прекращено каменное строительство. Кроме того, исчезли такие сложные ремесла, как изготовление украшений из стекла, производство зерни, черни, перегородчатой эмали, поливной полихромной керамики. Русь в своем развитии существенно отстала. Она была отброшена на несколько веков назад. И в то время, как западная цеховая промышленность становилась на этап первоначального накопления, русское ремесло должно было снова проходить тот отрезок исторического пути, что был проделан до нашествия Батыя. На южных землях оседлое население исчезло практически полностью. Уцелевшие жители уходили на лесные территории северо-востока, расселяясь по междуречью Оки и Северной Волги. В этих областях был более холодный климат и не такие плодородные почвы, как в южных районах, разрушенных и разоренных монголами. Торговые пути контролировались татарами. Из-за этого не было связи между Русью и другими заморскими государствами. Социально-экономическое развитие Отечества в тот исторический период находилось на очень низком уровне.

Исследователи отмечают, что процесс формирования и слияния стрелковых отрядов и полков тяжелой кавалерии, которая специализировалась на прямых ударах холодным оружием, оборвался на Руси непосредственно после нашествия Батыя. В этот период случилась унификация функций в лице единственного воина-феодала. Он был вынужден стрелять из лука и в то же время сражаться мечом и копьем. Из этого можно сделать вывод, что даже исключительно отборная, феодальная часть русского войска в своем развитии была отброшена на пару веков назад. Летописи не содержат сведений о существовании отдельных стрелковых отрядов. Это вполне объяснимо. Для их формирования необходимы были люди, готовые оторваться от производства и продавать за деньги свою кровь. А в том экономическом положении, в котором находилась Русь, наемничество было совершенно не по карману.

2. Невская битва

Невская битва является одним из ключевых событий в российской истории. В 1240 году Киевская Русь представляла собою раздробленное на отдельные княжества государство. При этом, каждое из княжеств стремилось стать во главе всех остальных территорий. В тот период южные и центральные княжества пострадали от монголо-татарского ига, а Новгородское княжество, как самое северное получило иные проблемы.

Ливонский орден, который находился по соседству стремился всеми способами изжить с данных земель «неверных» и для достижения этой цели даже вступил в союз со шведами и Папой Римским. На самом деле, достоверных сведений о данной (Невской) битве совсем немного. Однако точно известно, что шведское войско, вторгшееся в Ижорскую землю, возглавлял Ульф Фаси.

Некоторые историки приводят доказательство того, что в данном сражении участвовал и будущий король Швеции (Биргер Магнуссон) и даже утверждают, что он был ранен самим Александром Ярославовичем, командующим русским войском.

В составе шведской армии были норвежцы, представители католической церкви и финны. Для некоторых данный поход был частью Крестового Похода. Ижорские земли были союзниками Новгорода, поэтому такая весть о вторжении быстро пришла к Александру.

Александр Ярославович наспех собирает войско и, не запросив помощь у Владимирского княжество самостоятельно с небольшой дружиной выступил на врага, заручившись по пути поддержкой ладожских ополченцев. В основном армия состояла из конницы, что и стало определяющим фактором мобильности. Шведы не ожидали молниеносной реакции.

Битва началась пятнадцатого июля 1240 года. Утром Александр приказывает обстрелять лагерь огненными стрелами, что вызвало сумятицу и панику.

После этого, обладая стратегическим преимуществом, его войско ударило по шведам, не давая им развернуться. В ходе данного боя было затоплено также несколько кораблей, но к вечеру русские войска отступают.

Эта Невская победа была настолько впечатляющей, что Александра после неё начали называть Невский. В итоге тевтонцы и шведы оказались разрозненными и последующее вторжение ливонского ордена также удалось остановить. Многие считают, что эта победа изменила ход русской истории и смогла обеспечить безопасность Новгорода.

3. Ледовое побоище

Ледовое побоище на Чудском озере произошло 5 апреля 1242 года. Оно стало известно как одна из важнейших в истории страны побед. Дата этой битвы поставила точку в притязаниях Ливонского ордена на русские земли. Но, как часто бывает, многие факты, связанные с событием, произошедшим в далеком прошлом, являются для современных ученых спорными. Да и достоверность большинства источников может быть поставлена под сомнение. В результате, современным историкам не известно точное число войск, участвовавших в сражении. Этой информации нет ни в Житии Александра Невского, ни в летописях. Предположительно количество русских воинов, принявших участие в сражении равно 15 тысячам, ливонские рыцари привели с собой около 12 тысяч воинов, большей частью ополченцев.

Выбор в качестве места для битвы Александром льда Чудского озера (недалеко от Вороньего камня), имел важное значение. Прежде всего, позиция, занятая воинами молодого князя позволяла перекрыть подступы к Новгороду. Наверняка, Александр Невский помнил и о том, что тяжелые рыцари более уязвимы в зимних условиях. Итак, Ледовое побоище кратко можно описать следующим образом.

Ливонские рыцари выстроились в хорошо известный боевой клин. Тяжелые рыцари разместились на флангах, а воины с легким вооружением - внутри этого клина. Русские летописи называют такое построение «великой свиньей». Но, о том, какое построение избрал Александр Невский современным историкам ничего не известно. Это вполне мог быть «полчный ряд», традиционный для русских дружин. На наступление по открытому льду рыцари решились, даже не имея точных данных ни о количестве, ни о расположении войск противника.

Схема Ледового побоища отсутствует в дошедших до нас летописных источниках. Но, ее вполне можно реконструировать. Рыцарский клин атаковал сторожевой полк и двинулся дальше, довольно легко прорвав его сопротивление. Однако, наступавшие встретили на дальнейшем пути немало препятствий совсем неожиданных. Вполне можно предположить, что этот успех рыцарей был заранее подготовлен Александром Невским.

Клин оказался зажат в клещи и практически полностью потерял маневренность. Атака засадного полка окончательно склонила чашу весов на сторону Александра. Рыцари, облаченные в тяжелые доспехи, были совершенно беспомощны, стащенные со своих коней. Тех, кто смог спастись после битвы новгородцы преследовали, по сообщениям летописей «до Соколиного берега».

Александр победил в Ледовом побоище, чем принудил Ливонский Орден к заключению мира и отказу всех территориальных притязаний. Воины, плененные в бою, обеими сторонами были возвращены.

Благодаря победе Александра Невского была устранена угроза захвата северо-западных русских территорий Орденом. Так же, это позволило новгородцам сохранить торговые связи с Европой.

4. Роль князя Александра Невского в борьбе с иноземными завоевателями

Александр Ярославович Невский - князь, который занимает в российской истории особое место. В древнерусской истории он самый популярный персонаж. Описание Александра Невского говорит о том, что он был защитником Отечества, бесстрашным рыцарем, который посвятил жизнь своей родине.

Родился Александр 30 мая 1219 года в Переяславле. Его отец - Ярослав Всеволодович - был справедливым и верующим князем. О княгине Феодосии Мстиславне - его матери - практически ничего не известно. По некоторым летописям можно сказать, что она было тихой и покорной женщиной. В этих летописях дается характеристика Александра Невского: он был ловким, сильным и выносливым, а еще очень рано освоил науки. О его чертах характера говорится и в повести «Житие Александра Невского».

В книге Борисова Н.С. «Русские полководцы» приводится характеристика Александра Невского еще с раннего детства. Автор использовал множество цитат из древнейших исторических источников, что дает возможность почувствовать дух той эпохи.

В 1228 году появились первые сведения об Александре. Тогда Ярослав Всеволодович был князем в Новгороде. У него возник конфликт с жителями города, и он был вынужден переехать в свой родной Переяславль. Но в Новгороде он оставил двоих сыновей, Федора и Александра, на попечение доверенных бояр. Сын Федор умер, Александр же в 1236 году стал новгородским князем, а в 1239 году женился на Александре Брячиславне - полоцкой княгине.

Во время первых годов своего княжения Невский укреплял Новгород, потому что ему грозили монголо-татары с востока. На реке Шелони было возведено несколько крепостей.

Великую славу Александру принесла победа на берегу Невы в устье реки Ижоры 15 июлы 1240 года над шведским отрядом. Он лично участвовал в этой битве. Считают, что именно из-за этой победы великого князя стали звать Невским.

Когда Александр Невский вернулся с берегов Невы из-за конфликта, он должен был покинуть Новгород и вернуться в Переяславль-Залесский. В то время Новгороду угрожала опасность с запада. Ливонский орден собрал из Прибалтики немецких крестоносцев, а из Ревеля датских рыцарей, и напал на земли Новгорода.

Ярослав Всеволодович получил посольство из Новгорода с просьбой о помощи. Он отправил в Новгород вооруженный отряд во главе с сыном Андреем Ярославовичем, которого позже заменил Александр. Он освободил Копорье и Водскую землю, занятые рыцарями, и потом выбил немецкий гарнизон из Пскова. Новгородцы, вдохновленные этими успехами, ворвались на территорию Ливонского ордена и разорили поселение эстов и данников-крестоносцев. После этого из Риги вышли рыцари, которые уничтожили русский полк Домана Твердославича и вынудили Александра Невского отвести отряды на границу Ливонского ордена. Две стороны начали готовиться к решающему бою.

5 апреля 1242 года начался решающий бой, который произошел возле Вороньего камня на льду Чудского озера. Этот бой в истории называется Ледовым побоищем. В результате сражения разгромили немецких рыцарей. Ливонский орден должен был заключить мир: крестоносцы отказались от русской земли и передали часть Латгалии.

В 1246 году Александр со своим братом Андреем посещает Орду по настоянию Батыя. Затем отправились они в Монголию, где новая ханша Огул Гамиш объявила Андрея великим князем, а Александру дала Южную Русь, но он отказался и уехал в Новгород.

В 1252 году он посещает хана Мункэ в Монголии и получает разрешение на великое княжение. Все следующие годы он борется за то, чтобы сохранить примиренческие отношения с Ордой.

В 1262 году Александр совершил четвертую поездку в Орду, во время которой ему удалось «отмолить» русских, чтобы они не участвовали в монгольских завоевательных походах. Но во время обратной дороги он заболел и 14 ноября 1268 года умер в Городце.

В честь Александра Невского Петром I был основан монастырь в Петербурге в 1724 году (сегодня это Александро-Невская лавра). А в годы Великой Отечественной войны учредили советский орден Александра Невского: им награждались отважные командиры.

Блестящий полководец, талантливейшей дипломат и искусный политик - все это характеристика Александра Невского, который навсегда останется бессмертным в сердцах русских людей.

Заключение

Татаро-монгольское нашествие отличалось от набегов других кочевников, например, половцев. Оно произошло сразу в масштабах всей страны и явилось большим потрясением для современников. Множество городов было разрушено и разграблено. Монголы не ограничились нашествием - Русь потеряла независимость и вынуждена была платить тяжелую дань:

С другой стороны, в это же время был отражен более опасный противник - крестоносцы. Монголы, установив свою власть над русскими княжествами, следили только за исправной уплатой дани и сохранением системы политической раздробленности, не вмешиваясь в дела православной церкви. Завоевание Руси крестоносцами могло бы привести к потере русской государственности, религии и культуры.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что, несмотря, на царившую в стране раздробленность между княжествами, Русь нашла в себе силы противостоять столь мощным атакам иноземных захватчиков. Немаловажной в этом процессе была роль князя Александра Невского, который был блестящим полководцем, талантливейшим дипломатом и искусным политиком.

Библиографический список

1. Военная история России с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Волков В.А., Воронин В.Е., Горский В.В. - М.: МПГУ, 2012. - 224 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - Москва: Проспект, 2014. - 768 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т. 1 / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - Москва: Проспект, 2015. - 544 с.

4. История России. Учебное пособие для вузов/ Под редакцией И.И. Широкорад. - М.: ПЕР СЭ, 2014. - 496 с.

5. Кубеев М. Сто великих имен России. - М.: Вече, 2013. - 256 с.

6. Основы курса истории России: учебник / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2015. - 576 с.

7. Отечественная история IX - XXI вв.: учеб. пособие: В 2 ч. - Ч. 1: IX-XVI вв. / [И.Л. Абрамова и др.]; под ред. И.Л. Абрамовой. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 82, с.

8. Отечественная история: Учебник / И.Н. Кузнецов. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 816 с.

9. По дороге в будущее / А.В. Торкунов; ред.-сост. А.В. Мальгин, А.Л. Чечевишников. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 476 с.

10. Сто великих побед России / Михаил Кубеев. - М.: Вече, 2013. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Происхождение знаменитого русского полководца Александра Ярославовича Невского, его новгородское княжение. Причины вторжения на Русь шведов, битва и победа на Неве. Нашествие псов-рыцарей, Ледовое Побоище. Александр и Орда. Смерть и канонизация Невского.

    презентация , добавлен 27.12.2012

    Северная Русь на рубеже XII–XIII веков, взросление Александра. Между "молотом и наковальней": шведское вторжение 1240 года и Невская битва, немецкое вторжение и Ледовое побоище. Политическая деятельность Александра Невского - военачальника и дипломата.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Детство и юность князя А. Невского. Невская битва - сражение на реке Неве между Новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским отрядом. Немецкие набеги и Ледовое побоище. Восстание против бесерменов, смерть Александра.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Особенности детства и юности Александра Невского. Победа Александра над шведскими рыцарями в Невской битве. Ледовое побоище и победы русского войска в битве на Чудском озере. Особенности политики князя Александра Невского в отношениях с монголо-татарами.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Политическое дробление Киевской Руси. Победы Александра Невского над шведскими и немецкими феодалами. Сражение владимиро-суздальской рати с монголами. Борьба Северно-Западной Руси за свою независимость. Влияние монголо-татарского ига на историю Руси.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2013

    Образование монгольской империи. Нашествия хана Батыя на русские земли. Вторжение крестоносцев. Полководец и князь Александр Невский. Невская битва и "Ледовое побоище". Проблема господства золотой орды над Русью в современной исторической литературе.

    шпаргалка , добавлен 08.12.2010

    Один из самых тяжелых и страшных периодов в истории Руси. Крестоносная агрессия на территории Руси в ХІІ - первой четверти XIII вв.. Александр Невский - военачальник и государственный деятель. Ледовое побоище 1242 года на южной части Чудского озера.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2008

    Конфликты из-за территории современной Финляндии между Новгородом и Швецией. Борьба Александра Невского с нашествием немецких рыцарей и шведских феодалов. Великий Новгород в период феодальной раздробленности. Права и обязанности новгородского князя.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2009

    Борьба русских войск против немецких, шведских и датских феодалов, битва при Юрьеве (Тарту). Александр Невский и его роль в отражении натиска рыцарей Ливонского ордена, значение одержанной им победы в Невской битве и Ледовом побоище для развития Руси.

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Социально-политическая и культурная характеристика русских земель периода раздробленности. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Золотая Орда. Борьба Руси против агрессии немецких и шведских завоевателей, Александр Невский.

Первая встреча русских с монголами – битва на реке Калке в 1223 г. В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый начал нашествие на СевероВосточную Русь. Первым из русских земель подверглось нападению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. Княжество было опустошено и разорено. Его столица Рязань после нескольких дней непрерывного штурма была взята, разграблена, а затем город сравняли с землей. Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина Евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести большие потери врагу и героически погиб в бою с захватчиками.

Вслед за Рязанским наступила очередь ВладимироСуздальского княжества. Были взяты и сожжены города Коломна, Москва и др. Столица княжества Владимир после ожесточенного штурма была взята и подвергнута полному разрушению. Великий князь Юрий Всеволодович находился в это время вне города, собирая войско. После взятия Владимира 4 марта 1238 г. на реке Сити войско князя было уничтожено монголами, сам князь погиб в ходе битвы.

Новгород избежал нашествия. Не дойдя до столицы богатой боярской республики ста верст, Батый повернул на юг и направился со всей ордой на отдых в половецкие степи. Проходя мимо небольшого города Козельска, монголы вынуждены были задержаться на семь недель. Именно столько выдержал осаду Батыевых полчищ этот городок, прежде чем пасть и быть полностью уничтоженным. Монголы прозвали его «злым городом».

Через полтора года, в 1239–1240 гг., разорены были южные русские земли во главе с Киевом. Затем через ГалицкоВолынскую землю войска завоевателей вторглись в Польшу, Венгрию и Чехословакию. Отдельные их отряды дошли до Адриатического моря. Однако непрекращающееся сопротивление разоренных, но не до конца покоренных русских земель заставило завоевателей прекратить дальнейшую войну в Европе.

Мнения Какие последствия имело для Руси иго? Одни историки указывают на положительные последствия ига в смысле формирования предпосылок для создания единого российского государства. Другие подчеркивают, что иго не оказало значительного влияния на внутреннее развитие Руси. Большинство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, сопровождались гибелью населения, опустошением деревень, разорением городов; дань, уходившая в Орду, истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время разошлись; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Русь vs татаро-монголы

Хронология :

1223 г - битва на реке Калке между русско-половецкими и монгольскими войсками. Не все русские князья, обещавшие участвовать в битве, выставили свои войска, некоторые опаздывали. Князья - участники битвы действовали недружно. Киевский князь Мстислав Романович вообще стоял со своим войском в стороне, наблюдая, как изнемогают в бою дружины других князей. Битва закончилась поражением русско-половецких войск, многие князья и дружинники погибли. В результате этой битвы государство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы вошли в состав государства, созданного монголами.

1237-38 - поход Батыя Поход на Северо-Восточную Русь. В конце 1237 г. Батый двинулся на Рязанское княжество, Рязань была взята через 5 дней, разграблена и сожжена. Потом был бои под Коломной, опять Батый всех разбил и пошел Владимиру, осадил, сжег, раззорил Владимиро-Суздальскую землю, все плохо. В 1238 состоялась битва на реке Сити (приток Мологи, северо-западнее Углича) битва кончилась поражением, большинство князей и войск погибло. Другой отряд войск Батыя в это время взял Торжок. Несмотря на всю победоносность первого похода Батыя, каждый город его войско брало после боя, неся определенные потери.

1239-41 - второй поход Батыя на Русь: захватил, сжег Муром, Гороховец, потом в 1240 - Киев после трех месяцев осады (владевшего Киевом Даниила Галицкого не было в городе, говорят, что он был в Венгрии, . Затем монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Взяв Владимир Волынский, Галич, в 1241 г., Батый пошел в Европу (он устал и там все для него было не так удачно).

Почему все так плохо ?

Традиционно считается, что в поражениях виновата раздробленность , при которой каждое из княжеств оказалось наедине с силами захватчиков. Кроме того, у Батыя была крутая китайская военная техника : стенобитные машины, камнеметы (досталась после завоевания Северного Китая и Средней Азии). Так же превосходящая численность монголо-татарского войска.

Карацуба, Курукин и Соколов также пишут о том, что вообще-то надо было обратиться к помощи внешнего союзника - Западу. Даниил Галицкий усиленно работал над этим- вел переговоры с Римом, но Александр Ярославич (Невский) заручился поддержкой орды, получил ярлык на княженье, поэтому был против, хотя до этого вел переговоры с «братьями Тевтонского ордена».

Какие последствия ?

Классическая версия - огромные потери. «Последствия нашествия были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны. Множество людей было убито, не меньше было уведено в рабство. Многие города уничтожены. Например, столицей Рязанского княжества теперь оказался город Переяславль Рязанский (с конца XVIII в. -Рязань). Разрушенную Рязань не удалось восстановить. Ныне на ее месте - поросшее кустарником городище, где были проведены чрезвычайно интересные раскопки, и село Старая Рязань. Запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Археологами неподалеку от Бердичева обнаружено так называемое Райковецкое городище: город, полностью уничтоженный во время Батыева нашествия. Там одновременно погибли все жители. Жизнь на месте этого города более не возродилась.» Утратились некоторые ремесла (стекло). НО Кочевники-монголы не смогли поставить перед собой задачи включения Русской земли, земледельческой страны, в свою империю. Речь шла только о подчинении, о получении дани. А потому сам характер внутренних отношений оставался в значительной степени не затронутым завоевателями.

РУСЬ VS НЕМЕЦКО-ШВЕДСКИЕ, ДАТСКИЕ ФЕОДАЛЫ

Хронология:

1240 - победа новгородского на тот момент князя Александра Ярославича на Неве над шведами, после которого он и стал Невским.

5 апреля 1242 - «Ледовое побоище» на Чудском озере, Александр Невский победил немецких рыцарей.

Как это оценивать?

Значение победы на Неве обычно сильно преувеличивается: шведский поход носил разведывательный характер, что и определило численность отряда (об этом в учебнике Павленко). Карацуба и иже с ним вообще пишут, что миф об эпохальном сражении на Неве начал антикатолически настроенный митрополит Кирилл, затем его раздули дипломаты Петра, которому понадобился предшественник на берегах Невы, а завершили его борзописцы сталинской эпохи. Вообще, это было одно из столкновений, регулярно происходивших в «буферной зоне».

Что касается знаменитого «Ледового побоища», тоже не все однозначно. В советской версии - «положен предел грабительскому продвижению на восток». Но там же была обоюдная борьба за сферы влияния в Прибалтике. Кроме того, в 1242 году Александр Ярославич разорил немецкий острожек, «освободил» вовсе о том не помышлявший Псков, и повел войско в земли чуди воевать «в зажитии», то есть разорять хозяйство, но после неудачной стычки с немцами повернул обратно. Масштабы побоища тоже не ясны: в новгородской летописи - 400 убитых, 50 раненных немцев, в ливонской «Рифмованной хронике» - 20 убитых и 6 плененных.

Еще немного о Александре Ярославиче

Историк Антон Горский (в книге Карацубы…): в действиях Александра Ярославича не следует искать «какой-то осознанный, судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствие с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь современным языком, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгоден для укрепления его земли и его лично. Когда это был решительный бой, он давал бой, когда это было соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение». В общем, союз с ордой облегчил путь князю укрощения строптивых вечевых городов, союз с Западом бы неизбежно втянул Русь в систему европейского права.

Историк Михаил Сокольский (в книге Карацубы…): «Позор русского исторического сознания, русской исторической памяти в том, что Александр Невский стал непререкаемым понятием национальной гордости, стал фетишем, стам знаменем не секты или партии, а того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал».