Биографии Характеристики Анализ

Борис годунов царские палаты краткое содержание. Пересказ произведения "Борис Годунов" Пушкина А.С

В этой статье будет представлено краткое содержание "Бориса Годунова". Пьеса эта была написана Пушкиным в 1825 году. Начинается она следующим образом. Князья Воротынский и Шуйский встречаются в Кремлевских палатах. Разговор они ведут о Борисе Годунове. Тот уже месяц как затворился с сестрой в монастыре, и никто не может склонить его к согласию на принятие короны.

Разговор двух князей

Краткое содержание "Бориса Годунова" по главам следующее. В беседе Воротынский говорит, что он опасается того, что произойдет, если откажется от царства Борис. Шуйский считает, что в таком случае пролилась понапрасну кровь царевича Дмитрия. Воротынский же сомневается: возможно, не Борис сгубил его? Оба князя говорят о том, что для Руси невеликая честь - иметь царем татарина, вчерашнего раба, зятя Малюты Скуратова. Сами они, представители древних родов, являются более достойными того, чтобы быть избранными на престол. Борис сумел лишь "очаровать" народ. Шуйский видит из окна, как разошлась толпа на площади. Уходят оба князя для того, чтобы узнать о решении, принятом на Соборе.

Народ собирается, призывая к престолу Бориса

Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжим событиями в Москве, на Красной площади, где собрался народ. Слышатся разговоры о том, что на царский престол вновь отказался взойти Борис. Щелкалов, верховный дьяк, сообщает с Красного крыльца народу о том, что в последний раз завтра будет отслужен молебен, и будет сделана последняя попытка пригласить на царствование Бориса Годунова. Людям предложено разойтись по домам и молиться.

Царь соглашается править

Опишем следующий эпизод. Произведение "Борис Годунов", краткое содержание которого вы читаете, переносит нас на Девичье поле. Здесь, перед Новодевичьим монастырем, собрался народ. Человек из толпы рассказал о том, что к сестре Годунова вошли в келью Борис, а также патриарх вместе с толпой бояр. Народ поднял плач и вой. Наконец послышался крик: "Царь согласен!"

Борис Годунов в Кремлевских палатах говорит о том, что принял власть со смиреньем и страхом, просит у бояр и господа помощи в управлении страной. Он призывает поклониться всех гробам прошлых правителей России, после чего созывать на пир народ.

Разговор Пимена с Григорием

Отец Пимен, монах, в Чудовом монастыре ночью пишет последнее свое сказание, которое завершает летопись. Не будем подробно останавливаться на ней, описывая краткое содержание "Бориса Годунова". Отрывок этот при желании можете перечитать в оригинале. Для нас гораздо важнее следующее.

Григорий - один из главных героев интересующего нас произведения Пушкина. Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжается тем, что он просыпается и жалуется на то, что ему снится один и тот же сон вот уже третий раз. Григорий смотрит на сидящего перед лампадой Пимена. Говорит, что ему нравится спокойный вид этого старика, размышляет, о чем пишет на этот раз он, равнодушный одинаково и к добру, и к злу. Пимен замечает, что Григорий проснулся. Тот просит благословить его и растолковать значение его сна.

Сон Григория

Сон таков: Григорию снилось, что на башню его ведет крутая лестница. Виделась Москва с высоты, словно муравейник. Народ кипел внизу на площади, со смехом указывал на юношу. Тому становилось страшно и стыдно. Он пробуждался, падая стремглав. Лишь несколькими словами мы описали этот сон, составляя краткое содержание "Бориса Годунова" А. С. Пушкина.

Пимен говорит о том, что это младая кровь играет в Григории, советует себя смирять постом и молитвой. Тот отвечает, что у старца много воспоминаний, поскольку молодость его была насыщенной, а вот Григорию приходится с юных лет скитаться по кельям и монастырям. Старец говорит, что ему не о чем печалиться, и дает совет не горевать из-за раннего ухода из мира. Пимен вспоминает, что он многим насладился в молодости, но изведал истинное блаженство, лишь когда пришел в монастырь. Старец вспоминает о различных царях, которые меняли на монашеский клобук царский венец тогда, когда он становился тяжел им. Пимен сокрушается о том, что, назвав цареубийцу владыкой, люди прогневили бога.

Пимен вспоминает о смерти Дмитрия

Григорий спрашивает Пимена о смерти Дмитрия, маленького царевича. Тот снова погружается в воспоминания и говорит, что находился в Угличе во время его убийства. Он побежал вместе с другими на площадь, на которой лежал зарезанный царевич. Вслед трем убийцам бросился народ и привел их к трупу младенца. Произошло чудо - тот затрепетал. Завопил народ, чтобы покаялись убийцы. Они же, раскаявшись под топором палача, назвали имя Годунова.

Интересуется Григорий, каких лет был убитый царевич. Старец отвечает, что сейчас он был бы с Григорием одних лет.

Григорий Отрепьев бежит из монастыря

Игумен монастыря докладывает в палатах патриарху о том, что Отрепьев Григорий три дня как сбежал. Тот произносит вслух его слова о том, что Григорий будет в Москве царем, приказывает его поймать и сослать на вечное покаяние в Соловецкий монастырь.

Борис рассказывает о своем правлении

В царских палатах два стольника разговаривают о запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном царе. Они уходят, выходит Борис. Годунов рассказывает о том, что он достиг своей высшей власти, царствует спокойно уже шестой год. Но не веселит его такая жизнь. Он хотел славой и довольствием успокоить народ, однако решил эти помыслы оставить. Для черни ненавистна живая власть, любить они умеют лишь мертвых. Годунов накормил во время голода народ, дал работу людям - они же лишь проклинали его. После пожара, истребившего их дома, Борис приказал построить новые, а люди попрекали его этим же пожаром. Царь хотел осчастливить браком дочь, но смерть унесла ее жениха. Вновь молва стала упрекать Годунова за вдовство дочери. Лишь одна совесть может успокоить среди мирских печалей, считает царь.

Отрепьева разыскивают

На Литовской границе, в корчме сидят Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы. С ними в мирской одежде находится Отрепьев. Они мирно разговаривают, едят и пьют. Григорий здесь узнает от своей хозяйки, что повсюду расставлены заставы, так как ищут беглого. Появляются приставы, оглашают царский указ о поимке Григория Отрепьева. Тот вызвался его зачитать, сообщив, что владеет грамотой. Он пытается свести указанные на бумаге приметы к приметам Варлаама. Но тот также обучен грамоте и раскрывает хитрость Отрепьева. В указе - приметы Григория. Беглый преступник достает кинжал, перед ним все расступаются. Григорий бросается в окно, за ним бегут приставы.

До Москвы доходят слухи о том, что Дмитрий жив

В доме Шуйского в Москве узнают о том, что царевич Дмитрий, по слухам, жив. Ксения, дочь Годунова, плачет в царских палатах об умершем женихе. Сын ее чертит географическую карту. Семен Годунов с докладом приходит к царю. Тот просит дочь удалиться. Борису докладывают о собрании, произошедшем в доме Шуйского, а также о том, что сам он здесь. Шуйский, войдя, сообщает царю о том, что самозванец объявился в Кракове, а король и все паны - на его стороне. Он направляется к литовской границе. Царь спрашивает Шуйского, правда ли, что в Угличе убит был царевич Дмитрий, не могло ли быть подмены. Тот успокаивает Бориса, говоря, что это исключено.

Люди славят Дмитрия

В доме Вишневецкого, в Кракове, самозванец беседует с представителями знати, умело находя к каждому собеседнику подход. Поэт в конце беседы преподносит стихи Отрепьеву, он получает также перстень в подарок. Все готовы отправиться в поход. В честь Дмитрия звучат здравицы.

Мнишек и Вишневецкий говорят в замке о том, что самозванец занят лишь дочерью воеводы, Мариной. Мнишек говорит, что советовал девушке не упускать Дмитрия, и он попался в ее сети.

Свидание Григория и Марины

У фонтана ночью происходит свидание Григория и Марины. Отрепьев открывает ей свою тайну. Девушка заявляет в гневе, что тот ее недостоин, когда лишь из любви сознался, что он беглый монах. Она не может свою судьбу соединить с человеком, который так ветрено открыл собственный позор. Девушка угрожает самозванцу раскрыть его тайну. Тот говорит, что не боится. Она - только польская дева, а он в глазах людей - русский царевич. Марина говорит, что наконец слышит речь мужа, а не мальчика. Она посылает Григория скорее стать царем в Кремле. Самозванец выступает. С ним - Курбский.

Боярская дума

Последние события обсуждаются в Боярской думе. Возмущаются бояре, что расстрига дерзает писать государю угрозы. Басманов клянется, что скоро преступник будет наказан.

Дальнейшие события отражает написанное нами краткое содержание. Бориса Годунова посещает мысль о том, что необходимо создать войско и усмирить в народе смутные мысли. Патриарх предлагает святые мощи убитого младенца перевезти в Кремль из Углича, чтобы народ увидел истину. Но Шуйский против. Он предлагает выйти к народу самому. Бояре хвалят Шуйского.

Победа и поражение Лжедмитрия

Дмитрий одерживает первую победу возле Новгород-Северского. В церквях Москвы ему объявляют анафему, а в Севске он допрашивает пленного о настроениях в столице. Сражение назначено на завтра.

Лжедмитрий на следующий день терпит поражение. Однако он вскоре опять собирает войско и угрожает царю. Вновь находится под угрозой Борис Годунов. Краткое содержание произведения Пушкина познакомит вас далее с тем, что произошло в конце концов с Борисом.

Борис Годунов умирает

Царь в Москве хочет назначить воеводой Басманова, несмотря на его низкое происхождение. Вдруг чувствует себя плохо Борис Годунов. Пушкин, краткое содержание произведения которого вы читаете, рассказывает о следующих событиях. Царь просит оставить сына с ним. Он прощается, благословляет его на царствование и говорит, что ответит Богу за все грехи. Берет клятву с Басманова и бояр в том, что они будут служить Федору, царь Борис Годунов.

На Лобном месте в Москве Пушкин призывает людей признать Димитрия царевичем. Он говорит, что Басманов свои полки привел к присяге. Восхваляя Димитрия, народ несется во дворец для того, чтобы убить "борисова щенка".

Ксения и Федор отравили себя ядом

Дом Годунова под стражей. У окна его дети - Ксения и Федор. Некоторые их жалеют, но другие считают, что недалеко падает яблоко от яблони. Люди узнают через некоторое время, что они отравили себя ядом. Мосальский спрашивает народ, почему он молчит. Следует восхвалять Димитрия Ивановича. Однако безмолвствует народ.

Так заканчивается произведение "Борис Годунов" (Пушкин). Краткое содержание знакомит читателя лишь с основными событиями этой пьесы. Конечно, Александра Сергеевича пересказывать очень сложно, поскольку практически каждое его произведение распадается на цитаты. Значим каждый эпизод. Это относится и к такой пьесе, как "Борис Годунов". Очень краткое содержание ее мы постарались представить, но рекомендуем читателю все-таки ознакомиться с оригиналом.


1598 год, 20 февраля. Прошел месяц с тех пор, как Борис Годунов вместе со своей сестрой затворился в монастыре, он отказался принять московский престол и покинул «все мирское». Народ по-своему объясняет отказ Бориса венчаться на царство, но это объяснение говорит в пользу Годунова: сияние престола его страшит.

Боярин Шуйский, «лукавый царедворец», хорошо понимает игру Годунова, он ясно угадывает последующее развитие событий: народ будет просить Бориса снизойти до него, Годунов «ещё поморщится немного», но потом смиренно согласится принять венец.

По словам Шуйского, иначе «кровь царевича-младенца» лилась понапрасну, а ведь именно Бориса он обвиняет в его смерти.

Все происходит так, как и говорит Шуйский. Народ умоляет Бориса стать царем. Годунов начала раздумывает, но потом он уходит из монастыря и принимает власть со смирением и страхом. Прошло четыре года. Однажды ночью отец Пимен в келье Чудова монастыря, завершая летопись, пишет «последнее сказание». Просыпается молодой инок Григорий, который спал здесь же, в келье Пимена. Инок недоволен монашеской жизнью, которой он живет с отроческих лет, он с завистью говорит о веселой «младости» Пимена, видевшего двор и отражавшего рать Литвы при Шуйском.

Пимен увещевает молодого монаха, напоминая о том, что его жизнь была долгой, он многим насладился, но с тех пор, как Господь привел его в монастырь, он испытывает только блаженство. В качестве примера Пимен рассказывает о царя Иоанне и Феодоре, которые свое успокоение искали «в подобии монашеских трудов». Молодой инок Григорий интересуется смертью царевича Димитрия. Когда Пимен был в Угличе на послушании, он видел «злое дело» - «кровавый грех». Старик воспринимает восхождение на престол цареубийцы как «страшное, невиданное горе». Он собирается завершить свою летопись этой печальной повестью. Дальнейшее ее ведение Пимен решает передать Григорию.

Инок бежит из монастыря, заявляя, что станет «царем на Москве». Игумен Чудова монастыря докладывает об этом патриарху, который приказывает поймать беглеца и отправить на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

Царские палаты. После разговора с колдуном царь угрюм. Он царствует уже шестой год, но это не принесло ему счастья. А ведь желания и деяния Бориса Годунова были высокими: он хотел сделать свой народ счастливым. И тем сильнее было его разочарование. Его не веселит ни власть, ни жизнь. Нет ему счастья. Однако причина тяжелого душевного кризиса Годунова вовсе не в том, что он видит бесплодность своих трудов, а в том, что его совесть не чиста.

Корчма на литовской границе. Одетый в мирское платье Григорий Отрепьев сидит за столом с Мисаилом и Варламом - бродягами-чернецами. У хозяйки он узнает дорогу на Литву. Появляются приставы, ищущие Отрепьева. Они держат в руках царский указ, в котором описываются его приметы. Вызвавшись прочесть указ, Григорий подменяет свои приметы на описание Мисаила. К тому времени, как обман раскрылся, он успевает ускользнуть от растерявшихся приставов.

Дом Василия Шуйского. Одним из гостей Шуйского является Афанасий Пушкин. Ему известна новость, которую он получил от племянника Гаврилы Пушкина из Кракова. Этой новостью он делится с хозяином после ухода гостей: при дворе польского короля объявился Димитрий, престолонаследник, убитый по приказу Бориса. Димитрий приветлив и умен, он ловок и всем пришелся по нраву. Но самое главное в том, что польский король приблизил его к себе и даже обещал помощь. Эта новость очень важна для Шуйского, ведь «быть грозе великой», если об этом узнает народ.

Царские палаты. Шуйский рассказывает Борису о самозванце, который объявился в Кракове, а также о том, что король его поддерживает. Узнав, что самозванец называет себя царевичем Димитрием, Годунов в волнении расспрашивает Шуйского о произошедшем тринадцать лет назад в Угличе. Шуйский говорит, что на самом деле видел убитого царевича, но при этом упоминает о том, что тело его было нетленно- труп Димитрия три дня лежал в соборе, но ясным, свежим и тихим был лик царевича, будто усыпленный.

Краков. Григорий (а он и есть Самозванец) находится в доме Вишневецкого и пытается склонить на свою сторону будущих приверженцев, каждому из них он обещает то, чего они ожидают от Самозванца: беглые казаки желают получить вольность, иезуит Черниковский хочет подчинить Русь Ватикану, а опальные слуги Бориса хотят получить возмездие.

На три дня Самозванец останавливается в Самборе, в замке воеводы Мнишка. Там он встречает прелестную дочь хозяина Марину. Он влюбляется в нее и признается в самозванстве, поскольку не хочет «делиться с мертвецом любовницей». Однако Марине не нужна любовь беглого монаха, ее интересует московский трон. Она оценила «дерзостный обман» Самозванца и осыпает оскорблениями его до тех пор, пока не задевает его достоинство, и он не начинает снова называть себя Димитрием.

1604 год, 16 октября. Самозванец приближается к литовской границе вместе с полками. Он поначалу задумывается о том, что насылает врагов на Русь, но тут же гонит эти мысли, оправдывая себя тем, что этот грех не на нем, а на Борисе-цареубийце.

Идет заседание царской думы, на котором обсуждаются действия Самозванца, держащего Чернигов под осадой. Щелкалов получает от царя приказ разослать указы всем воеводам», чтобы они высылали на службу людей. Однако самое опасное в том, что слух о Самозванце уже распространился и вызвал в народе «тревогу и сомненье». Успокоить народ, раскрыв «злой обман» Самозванца, вызывается Шуйский.

Соборная площадь в Москве. Только что в соборе окончилась обедня, на которой Григорий был предан анафеме, а сейчас царевичу Димитрию поют «вечную память». Площадь полна народа, возле собора - юродивый Николка. Его дразнят мальчишки и отбирают копеечку. Царь выходит из собора. Николка обращается к нему, говоря, что маленькие дети обижают его и просит зарезать их, как он зарезал маленького царевича. Когда царь просит Николку молиться за него, он говорит, что Богородица не велит молиться за царя Ирода.

Войско Лжедимитрия «начисто» разбито у Севска, однако этот полный разгром вовсе не ввергает в отчаянье Самозванца. Гаврила Пушкин, соратник Самозванца, говорит, что того, видимо, хранит провиденье.

Правда, победа русских войск еще ничего не значит. Вновь Самозванец собрал войско и угрожает со стен Путивля. Борис недоволен боярами, он хочет поставить воеводой Басманова, хоть и неродовитого, но талантливого и умного. После разговора с Басмановым, спустя всего несколько минут царь «занемог», он вдруг упал с трона, из его уст и ушей хлынула кровь.

Умирая, Годунов просит оставить его наедине с царевичем. Он горячо любит своего сына и благословляет его на царствование. Умирающий царь берет на себя всю ответственность за содеянное, говоря сыну, что он станет царствовать по праву. За все Богу ответит Борис.

К царю входят патриарх, царица с царевной, бояре. Годунов берет с Басманова и бояр крестную клятву «усердием и правдой» нести службу Феодору, после этого над Борисом совершают обряд пострижения.

Ставка. Начальствующий над войском Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, который предлагает Басманову «дружбу» от имени Димитрия и высокую должность в Московском царстве». Но для этого воевода должен провозгласить Димитрия царем. Басманова приводит в ужас мысль о возможном предательстве. Но после слов Пушкина он начинает колебаться, ведь войско Самозванца сильно не помощью польского короля, а народным мнением.

Действие I
Картина 1

К окрестностям Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Плетки пристава и стражников "вдохновляют" народ "глоток не жалеть". Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании "скорбной Руси утешенья". Ночь подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. "Божьи люди" направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина 2
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают тяжелые предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - "всех, от бояр до нищего слепца". И рядом с ним - его любимый сын. За коронацией царя наблюдает летописец - монах Пимен… Славление сливается с колокольным звоном.Действие II
Картина 1
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий не спит. Доносится пение. Григория тревожит повторяющийся сон, "неотвязный, проклятый сон". Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена, который большую часть жизни провел в миру. Рассказы о царях, сменявших "свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный", не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.Картина 2
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об "окольной" дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются приставы. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - приставы с пристрастием допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, хитрит, указывая приметы своего спутника. Приставы бросаются на Варлаама. Григорий, Варлаам и Мисаил решили пошутить над приставами: старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он называет он имя Григория, но Григорий подготовлен к этому еще до развязки, - он быстро уходит.
Действие III
Царский терем. Царевна Ксения плачет об умершем женихе. Царевич Феодор занят уроком географии. Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на карте вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит тень убийства царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения факта гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: он изгоняет князя Шуйского, военачальника; в душе Бориса боль и смятение.Действие IV
Картина 1

В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца. Марина пытается сопротивляться, но уступает, понимая, что это и в ее интересах.
Картина 2
Во дворце магната Мнишека готовятся к балу. Григорий наблюдает за приготовлениями, ждет встречи с Мариной. Входит Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.
В зал входят многочисленные гости Марины. Начинается бал. Рангони, не желая представлять обществу Григория, выдворяет его из зала. Григорий прячется среди танцующих. Завершается бал, гости вслед за Мариной отправляются в парк - пить вино.
Сцена у фонтана. Парк. По парку проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.Действие V
Картина 1
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - "Богородица не велит".

Картина 2
Заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского "не ладно вышло мненье". А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом "Чур, дитя!" появляется сам царь в необычном облачении. Годунов обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Входит Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон. Входят монахи со схимой. Борис мертв.

Красная площадь

Дьяк Щелкалов объявляет собравшемуся народу решение бояр: завтра утром всё московское население во главе с патриархом должно идти к монастырю, где поселился Борис, и вновь уговаривать его занять престол.

Борис Годунов

Девичье поле, Новодевичий монастырь

Понукаемый боярами народ собирается у кельи Годунова в Новодевичьем монастыре. Бояре идут к Борису и вскоре торжественно объявляют: он всё же согласился принять трон. Толпа поневоле изображает вид радости.

Кремлёвские палаты

В Кремле проходит церемония помазания Годунова на царство. Боярин Воротынский пытается вновь заговорить с Шуйским об убийстве царевича Дмитрия, но его лукавый собеседник теперь притворяется, что ничего про это не знает.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Престарелый инок-летописец Пимен оканчивает книгу своих сказаний. Рядом с ним просыпается молодой монах Григорий Отрепьев , который видел странный сон: он, якобы, по крутой лестнице взобрался на башню, с которой можно обозревать всю Москву. Но народ внизу указывал на него со смехом, и Григорий стремглав упал со страшной высоты. Отрепьев просит, чтобы Пимен поведал ему про свою бурную молодость, когда он участвовал в Казанских походах и Ливонской войне Ивана Грозного , видел его опричников . Пимен рассказывает Григорию не только об этом, но и об убийстве в Угличе царевича Дмитрия, свидетелем которого он являлся. Отрепьев узнаёт, что Дмитрий был ровесником ему. Мечтая о бурной, славной жизни, он решает использовать это обстоятельство против Бориса Годунова.

Палаты патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что монах Отрепьев бежал из обители, оставив странную записку: «Буду царём на Москве». Патриарх повелевает изловить беглеца и сослать на Соловки.

Царские палаты

Два стольника беседуют друг с другом о том, что процарствовавший уже шесть лет царь Борис стал часто запираться с гадателями и ворожеями. Ушедших стольников сменяет сам Годунов с монологом, где признаётся: власть не принесла ему счастья. Несмотря на многие благодеяния народу, он не снискал ничьей любви . Даже добрые его поступки люди объясняют тайными злыми намерениями. Борис знает: подданные догадываются, что он проложил себе путь к трону убийством невинного Дмитрия. Этот смертный грех не даёт ему покоя: в глазах то и дело встают кровавые мальчики.

Корчма на литовской границе

Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.

Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.

Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского

Пир в доме Василия Шуйского. Гости поднимают тосты за здравие царя Бориса Годунова. Но когда приглашённые расходятся, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным и ведёт с ним совсем иные речи. Пушкин рассказывает: его племянник Гаврила написал из Кракова, что в Польше появился человек, который выдаёт себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия . Он нашёл себе почётный приём вначале у пана Вишневецкого, а потом у самого короля, обворожил всех умом, приветливостью и ловкостью. Пушкин и Шуйский сходятся на том, что если этот Дмитрий двинется в Россию добиваться «отцовского» престола, Годунову придётся несладко. Незнатный выскочка Борис побросал в тюрьмы людей из знатнейших родов – и тем снискал в этой среде сильную ненависть.

Царские палаты

Близкий родственник, Семён Годунов, извещает царя Бориса о доносах: к Пушкину приезжал гонец из польского Кракова, а потом он и Шуйский, запершись вдвоём после вечернего пира, долго беседовали наедине. Борис собирается послать за Шуйским, но тот является к нему сам и передаёт слух о появлении в Польше Дмитрия. Потрясённый Годунов велит выставить войска на всех пограничных заставах. Шуйский, некогда ведший следствие по делу о гибели царевича в Угличе, уверяет Бориса, что тот никак не мог остаться в живых. После его ухода Годунов в страшном волнении восклицает: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду всё снилося убитое дитя!»

Мусоргский. Борис Годунов. Монолог Бориса

Краков. Дом Вишневецкого

Самозванец готовит поход в Россию. В краковском доме магната Вишневецкого вокруг него собирается множество сторонников. Кроме Гаврилы Пушкина сюда прибывают сын знаменитого изгнанника Андрея Курбского , опальные беглецы от Годунова из Москвы во главе с Хрущовым, атаман Карела с донскими казаками. Польские поэты подносят Лжедмитрию хвалебные стихи. Предприятие благословляет католическое духовенство, которому Самозванец обещает подчинить русскую церковь папе.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

На балу в замке польского воеводы Мнишка Отрепьев увлекается его дочерью, Мариной . Во время танцев холодная, расчётливая Марина назначает ему свидание в аллее лип у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

На свидании в саду Григорий молит, чтобы Марина отдала ему свою руку. В приступе откровенности Отрепьев признаётся Марине: он не сын Ивана Грозного, а безвестный бедняк, ради честолюбивых замыслов покинувший монашескую келью. Крайне раздосадованная этим гордячка хочет отвергнуть Лжедмитрия и даже грозит разоблачить его. Но Отрепьев в запальчивости говорит, что словам Марины никто не придаст значения: королю и шляхтичам безразлично, истинный он царевич или нет; им нужен лишь предлог для вторжения в Россию. Марине нравится дерзость Самозванца. Она обещает ответить на его любовь, но торопит скорее начать войну и отнять московский трон у Годунова.

Граница литовская (1604 года, 16 октября)

Самозванец и князь Курбский во главе своих отрядов переходят границу России и Литвы .

Царская дума

Царь Борис, патриарх и бояре обсуждают весть о вторжении в Россию армии Самозванца. Отправляемый против него воевода Басманов обещает привезти пленного Лжедмитрия в Москву в железной клетке. Патриарх считает нужным поскорее рассеять в народе молву о том, что царевич Дмитрий спасся от смерти. Он советует привезти из Углича в Москву гроб с мощами Дмитрия и выставить его в Архангельском соборе. При этих словах Борис Годунов бледнеет, с лица его капает пот. Царя выручает льстивый Шуйский: он советует не привозить гроба в Москву, чтобы не оживлять толков о судьбе царевича.

Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)

В первой битве с Лжедмитрием у Новгорода-Северского русские войска бегут. Тщетно пытаются остановить их наёмные иноземные командиры, состоящие на службе у Годунова.

Площадь перед собором в Москве

На торжественной службе в Соборе духовенство предаёт анафеме еретика Гришку Отрепьева. Но многие в Москве верят, что тот, кого называют Самозванцем, – настоящий царевич. Малые дети у собора насмехаются над юродивым Николкой. Когда после службы из храма выходит царь Борис, Николка просит, чтобы он «велел зарезать их, как зарезал маленького царевича». Потрясённый Годунов не в силах возразить и лишь просит юродивого молиться за себя.

Севск

Под городом Севском Лжедмитрий расспрашивает русского пленника Рожнова, о том, что происходит в Москве. Рожнов рассказывает: все там недовольны, что Годунов держит у себя на службе множество шпионов и доносчиков. Про Лжедмитрия же говорят: он хоть и вор, но молодец. Отрепьев, услышав это, смеётся. Хотя против него двинута большая армия, тысяч в пятьдесят, Самозванец из удали даёт приказ своим 15 тысячам вступить в сражение с нею.

Лес

Этот бой оканчивается разгромом Лжедмитрия. С трудом спасшись, он, Гаврила Пушкин и горсть сопровождающих скрываются в лесу и думают скакать оттуда в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Воевода Басманов рассказывает Годунову, что Самозванец собрал новую армию и занял города Путивль и Кромы. Борис собирается, устранив обычай местничества , сделать незнатного Басманова главнокомандующим. Царь уходит принимать иноплеменных гостей, но через некоторое время вбежавшие люди извещают Басманова: с Годуновым прямо на троне сделался удар. Бориса выносят на стуле. Умирая, он даёт сыну и наследнику Фёдору наставления, как править царством, умоляет бояр быть верными ему.

Ставка

К прибывшему на войну Басманову приезжает посланный Лжедмитрием Гаврила Пушкин, склоняя его изменить юному Фёдору Годунову и перейти на сторону Самозванца. За это Отрепьев обещает сделать его вторым после себя человеком в государстве. Басманов вначале отвергает уговоры, но потом задумывается: повсюду растёт измена – и стоит ли ждать, когда вскоре взбунтовавшиеся солдаты свяжут его и выдадут «царевичу»?

Лобное место

Гаврила Пушкин приезжает в Москву и с Лобного места держит речь перед горожанами. Он рассказывает, что армия Басманова соединилась с «царевичем Дмитрием» . Зачем теперь москвичам хранить верность наследнику Годунова, царя, который недавно угнетал их опалами, шпионством и тяжкими поборами? Лучше послать гонцов к «законному владыке» и поцеловать ему крест!

Народ, зашумев, толпой несётся в царские палаты «вязать Борисова щенка».

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Народ толпится у дома в Кремле, где заперт арестованный сын Бориса, Фёдор Годунов, с сестрой Ксеньей и матерью Марией (дочерью Малюты Скуратова). Некоторые жалеют узников, но другие не хотят сострадать отпрыскам царя-злодея. Появляются и идут в дом Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Люди у порога гадают о цели их визита.

Из дома вдруг начинают доноситься крики. Когда они затихают, дверь отворяется и вышедший Мосальский возглашает: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Охваченный ужасом народ безмолвствует.

Борис Годунов – одно из самых значимых произведений Пушкина. Это драматическое произведение, показывает одну из трагических страниц русской истории. По признанию автора, сюжетом для создания столь многозначительного произведения послужили сведения, полученные из «Истории Государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В драме нет разделения на акты, действия, но указаны место и время действия. Диалог двух бояр Шуйского с Воротынским предваряют действие драмы, служат вместо вступления. Из этой беседы читатель узнает, что после смерти царя Феодора в стране решается вопрос о том, кому царствовать в дальнейшем. Ближайший кандидат на царство – Борис Годунов, но он отказывается принимать царство. Беседуя с Воротынским, Шуйский обвиняет Годунова в убийстве наследника престола, царевича Димитрия.

На красной площади собрался народ, который был призван умолять Бориса Годунова на царство. В конце концов, Годунов согласится принять шапку Мономаха и стать царем русского государства.

Тем временем в Чудовом монастыре летописец, монах Пимен заканчивает свою летопись. Послушник Григорий просыпается от тяжкого сна. Пушкин использует в своих произведениях сны, предвещающие дальнейшие события, как один из элементов композиции (например, в «Евгении Онегине», сон Петра Гринева в ). Этот сон послушника Григория становится навязчивым, он снится ему неоднократно.

Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел,
И на меня указывал со смехом.
И стыдно мне и страшно становилось -
И, падая стремглав, я пробуждался…

Старец Пимен рассказывает иноку о смерти младенца Димитрия. Он говорит о том, что убивцев было трое, и они назвали Бориса, как человека, подговорившего их на это злодейство. На вопрос, сколько лет было царевичу, Пимен ответил, что он – ровесник Григория.

Прошло 6 лет царствования Бориса Годунова. Из Чудова монастыря сбежал послушник и в то же время объявился самозванец, заявивший, что он царевич Димитрий. Царь Борис напуган.

В это время в Кракове в доме боярина Вишневецкого самозванец планирует выступление на Москву. Но перед этим он останавливается в замке воеводы Самборы.

В замке пана Мнишека в Самборе Самозванец знакомится с дочерью воеводы – Мариной и безумно в нее влюбляется. Он даже открывает ей, что он на самом деле всего лишь сын боярина Отрепьева, инок из монастыря. Марина осуждает его в том, что он открылся перед нею, и ставит свое условие:

Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву -
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;
Но - слышит бог - пока твоя нога
Не оперлась на тронные ступени,
Пока тобой не свержен Годунов,
Любви речей не буду слушать я.

Самозванец начинает наступление на Москву. Войска у него немного, но его поддерживает народ. В бою погиб Курбский, правая рука самозванца.

В царских палатах патриарх рассказывает царю Борису о том, что в Угличе, где похоронен царевич Димитрий, имели место чудеса исцеления. Люди приходили на могилу царевича,

И сведано, что многие страдальцы
Спасение подобно обретали
У гробовой царевича доски.

Патриарх советует перевезти мощи царевича Димитрия в Москву и тем самым разоблачить самозванца перед народом. Но Борис Годунов отказывается.
В Москве в своих палатах в состоянии нервного возбуждения и страха умирает царь Борис и передает власть сыну Феодору. Перед смертью он успевает дать несколько наставлений сыну.

Некоторые из бояр переходят на сторону самозванца. Они убивают царевича Феодора и его мать, а народу объявляют, что те отравились сами. Народ оказывается в растерянности и на столь печальное событие отвечает молчанием.

В этой драме, если не главной, но все же силой, влияющей на ход событий, служит народ. Правда, этим народом манипулируют то бояре, то самозванец и его приспешники. Тем не менее, Пушкин показывает, что народные массы способны стать движущей силой исторических событий.

Поэт считал «Бориса Годунова» одним из лучших своих произведений. Советуем не ограничиться кратким содержанием, а прочесть его .