Биографии Характеристики Анализ

Что такое фонетика. Что такое фонетика в русском языке определение Что такое фонетика

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

С вопросом «Что такое фонетика?» рано или поздно сталкивается любой образованный Почему? Ну, во-первых, такие науки, как фонетика и фонология поверхностно изучаются в общеобразовательных школах (углубленно - в специализированных), ведь именно в стенах учебных заведений учеников начинают обучать правильному произношению звуков.

Во-вторых, нередко вопрос «А что такое фонетика вообще?» мы задаем преподавателям, едва записавшись на популярные нынче курсы иностранных языков.

Я попытаюсь ответить на этот вопрос очень подробно, но в то же время в простой и понятной манере. Для удобства статья будет разделена на несколько частей.

1. Фонетика и фонология - разделы современной лингвистики

В современной лингвистике звуковую сторону языка принято рассматривать в двух основных аспектах: акустико-артикулярном (с точки зрения фонетики) и функциональном (с точки зрения фонологии). Единицей фонетики является звук, фонологии - фонема.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с артикуляционно-акустической позиции, т.е. отвечает на вопрос, как именно образуются звуки и как взаимодействуют речевые органы в процессе говорения.

Ученые-лингвисты определяют как минимальные единицы речевой цепи, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Для них также характерны определенные акустические и перцептивные (связанные с восприятием речи) свойства. Фонологический аспект изучает собственно лингвистическую сторону фонемы и определяет, какую функцию выполняет она в процессе коммуникации.

2. Что такое фонетика? Основные разделы науки

Фонетика - это наука, изучающая звуковую сторону языка. Но это не просто учение о звуках, как принято считать. Фонетика рассматривает еще и интонацию, ударение, слоги и паузы. Но главным предметом исследования все-таки являются издаваемые человеком звуки, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики, вычленяемые из звучащей речи, называются линейными (сегментными). К ним относятся:

  • звук;
  • слог;
  • такт;
  • фонетическое слово;
  • фраза.

Но есть и суперсегментные: ударение, пауза, интонация. Они оформляют уже звучащую речь, помогая сделать ее более выразительной.

3. Фонетика и орфоэпия

Под орфоэпией следует понимать учение о нормах о специальных правилах, которые применяются при произношении не только отдельных звуков, но и их сочетаний. Наука также затрагивает и закономерности в постановке ударения.

Орфоэпической нормой называют произносительный вариант, который единственно возможен в данном слове. Он соответствует как системе произношения, так и основным закономерностям развития определенного языка.

Включают в себя фонетическую систему языка, а именно состав различаемых в современном языке фонем, их качество и изменения, происходящие в определенных фонетических позициях. Орфоэпия также охватывает произношение отдельных грамматических форм.

Следует обратить внимание на то, что эта наука не охватывает, например, такую важную сторону звучащей речи, как дикция. Многие считают, что, скажем, заикание и картавость тоже являются отдельными отраслями языкознания. Проблемы дикции рассматривает медицина. Почему? Потому что теоретически человек может иметь идеальную дикцию, но в тоже время абсолютно не владеть литературным произношением.

Я думаю, что смогла ответить на поставленный в самом начале статьи вопрос, что такое фонетика, а заодно мне удалось объяснить и доказать читателям, что человек не может существовать без знания языка. Без него непременно остановилось бы любое развитие общества, искусства, техники и науки. Способность выражать мысли образно, точно и ясно не дается природой, это приобретенный навык, которому приходится учиться долго, терпеливо и упорно. Изучение языка помогает тем, кто стремится лучше писать и говорить, ведь для того, чтобы выражать мысли, важно уметь вовремя подобрать самые нужные и точные слова.

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

различие

в одном звуке

различие в двух и более звуках

сыпь – осыпь

ворона – воронка

сор – сорт

порт – спорт

спор - спорт

лимон – лиман

задор – забор

тоска – доска

поток – потёк

кошка – мышка

урок – крот

фасоль – пароль

загар – затор

куст – стук

нос – сон

баржа – жабра

школа – ученик

сом – белуга

грач – щегол

слива - крыжовник

Гласные звуки : [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными .

Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными. Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, ко н ь [кон’] и ко н [кон]; л ук [лук] и л юк [л’ук].

Парные и непарные согласные по твёрдости/ мягкости.

Непарные согласные

по твёрдости / мягкости

твёрдые

мягкие

твёрдые

мягкие

только твёрдые

только мягкие

[ б ]

[ в ]

[ г ]

[ д ]

[ з ]

[ к ]

[ л ]

[ м ]

[ б ’]

[ в ’]

[ г ’]

[ д ’]

[ з ’]

[к’]

[л’]

]

[н]

[ п ]

[ р ]

[ с ]

[ т ]

[ ф ]

[ х ]

[н’]

[п’]

[р’]

[с’]

[т’]

]

]

[ ж ] , [ ш ] , [ ц ]

[ ч ’] , [ щ ’] , [ й ’]

Парные и непарные согласные по звонкости/глухости.

Непарные согласные

звонкие

глухие

только звонкие

только глухие

[б], [б’]

[в], [в’]

[г], [г’]

[д], [д’]

[ж]

[з], [з ]

[п], [п’]

[ф], [ф’]

[к], [к’]

[т], [т’]

[ш]

[с], [с ]

[й’], [л], [л’],

[м], [м’], [н],

[н’], [р], [р’]

[ х ], [ х ’],

[ ц ], [ ч ’],

[ щ ’]

Чередование звуков.

Чередование звуков – это мена звуков в одной и той же части слова, например: забросить – забрасывать, пеку – печёт, сохнуть – засыхать – сухой.

На месте ударных гласных [а`], [о`], [э`] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [во`ды] – [вада`], [во`с] – [ваз’и`т’], [л"э`с] – [л’исо`к]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (ду б [п], про б ка [п]).

Глухой парный согласный перед звонким согласным заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (про с ьба [ з ’] ).

Ударение.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Иногда только ударение различает слова, например: па`рить и пари`ть. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Ударение в слове может занимать всегда одно и то же место (ба`сня, ба`снями) , но может переходить с одного слога на другой (вода` – во`ды).

Слог.

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги), либо на согласный (это закрытые слоги).

Буквы русского письма.

Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл

«а» «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «е» «ё» «жэ» «зэ» «и» «и краткое» «ка» «эль»

Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш

«эм» «эн» «о» «пэ» «эр» «эс» «э» «у» «эф» «ха» «цэ» «че» «ша»

Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя

«ща» «твёрдый знак» «ы» «мягкий знак» «э» «ю» «я»

Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков : [л] – звук, «эль» - буква. Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).

Мягкий согласный [й’] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями.

На конце слова и

перед другими согласными

Перед гласными в начале слова

После согласных перед гласными

сарай, май

й [й’] сарайчик

майка

е – ель [й’э`]

ё – ёлка [й’о`]

ю – юла [й’у`]

я – яблоко [й’а`]

ъе – съезд ье - ателье

ъё – съёмка ьё - шьём

ъю – адъютант ью - льют

ъя – объявление ья – семья

ьи - воробьи

Фонетический разбор слова.

Образец разбора : е`ль-ник – 2 слога

е – [й"] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный - «е»

[э] – гласный, ударный

л – [л"] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный - «эль»

ь - [-] - «мягкий знак»

н - [н"] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный - «эн»

и - [и] – гласный, безударный - «и»

к - [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный - «ка»

6 букв, 6 звуков

При сокращении слов обязательно ставим точку: звон. парн., мягк. непарн., глух. непарн., тв. парн., согл., гласн..

Гласные «Хитрые»

буквы – звуки гласные буквы

а – а е – й΄  я – й ΄

я – а э а

э – э ё – й ΄ ю – й΄ 

е – э о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я , по ё м

и – и

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл];

[ ־ ] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

Способы обозначения звука [щ ΄ ]:

    щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ

счёты - [щ΄оты]; сч [щ ΄ ]

возчик - [вощ΄ик΄]; зч

мужчина - [мущ΄ина]. жч

Способы обозначения звука [ц]:

    цирк - [цырк]; ц

купаться - [купаца]; тьс [ц]

дерётся - [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [ в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

    Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова (или морфемы).

Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например: мор е – мор я – мор ю. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь - коня – коню.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный – подводный – водяной – водник – водянистый . Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один корень (водный ) или два корня ( сложные слова : водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище ).

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: бежать – вбежать, выбежать, забежать, перебежать, сбежать, подбежать, отбежать, пробежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: вы-ход, без-вы-ходное (положение).

Способы образования слов.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Приставочно – суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

План разбора слова по составу.

    Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.

    Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить (например, ранним – ранний – раннего – раннему; утром – утро – утра – утру).

    Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставка и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова.

    Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).

    Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова.

Основные понятия фонетики


Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.

Звук речи - это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:

1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;

3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.

4) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.

5) 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.

Принципы классификации звуков речи

Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, шум - [у], лес - [э]) и безударными (например: вода - [а], весна - [и]).

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.

Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.

Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных - их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз - звучный).

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг - [к], ложка - [ш]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба - [з"]).

Слог. Ударение

Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).

Ударение - это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.

Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.

Подвоенное ударение - это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора - гору.

Неподвижное ударение - это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) - окно (род.п. ед.ч.)

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог - творог, иначе - иначе, мышление и мышление.

Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора - горы, большой - большого, песчаный - песчаного, выбрать - выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок - дружка, занять - заняла.

Фонема как единица языка

В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.

Фонема - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.

Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие - «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал - мол - мул - здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, например: [г]ол - [к]ол.

Слабая позиция - это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма - сама и сома.

Для гласных русского языка слабая позиция- это позиция без ударения. Для глухих/звонких"согласных - позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса - лиса [лиса], съезд - съест [сйэст].

Транскрипция

Транскрипция - это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы, краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международной фонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например, слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [й у еп у ].

В России, кроме того, используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно], [д*эн"].

В транскрипции не используются знаки препинания и прописные буквы.


Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слот.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением (см. с. 22,157). Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Примечание. Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кружки - кружкй (см. с. 15).
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ро-

товую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только и з голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шу ма, а некоторые - из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок , вар [а], бур Iу], лес [б], синь [й]) и безударными (на- пример, водй [а], травй [а], судйк [у], лесок [и], Лией [и], былй [ы]).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кбн’] и кон [ибн]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости / мягкости


Парные согласные по твёрдоёти / мягкости

Непарные согласные по твёрдости / мягкости
твёрдые Нягкие твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие
м [б’1 [Я] ІН’] [ж], [ш], [ц] К], [Щ’1 ІЙ’]
[в] м [П] [П’]
[г] [Г’] [р] ІР’]
[Д] [ДІ [С] [с’]
[в] [в’1 [Т] [»’]
[х] [к’] [ф] [ф’1
[я] [Л"] [X]
М [«* ]

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Парные и непарные согласные по звонкости / глухости
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же
части слова, например: забросить - забрасывать, пеку-печёт.
На месте ударных гласных [а], [о], [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [вбды] - [вадamp;], [вбс]-[воз’йт"], [л*5с] -
[лЬисок]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Примечания. 1. Чередование гласных [а], [о], [э] иод ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - столы.
  1. Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражается, например: сад - сйдик.
На месте ударных гласных [у], [й], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - сучбк, лист - листок, стык - стыковка.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.
В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными, например:
УДАРЕНИЕ
Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в.слоге, например: травй, дзеро, небесный, приветствовать.
Примечания. 1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак " вверху над ударной гласной.
  1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то яа одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твдрог и теорб г, инйче и йначе, мышление и мышление, кёта и кетй, одновременно и одновременно и др.
  2. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мелкомасштйбный, сёнокосйлка.
РОЛЬ УД АРЕНИЯ В СЛОВЕ
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: пйритъ и парйть.
Примечания. 1. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бёгатъ, вечером, нйволочка, плбтничатъ; на втором слоге: бежйтъ, ребёнок, коричневый, запamp;мятоватъ;

яа третьем слоге: прибежйтъ, актуamp;лъный. авансировать; на четвертом слоге: аккордеЬн, аккумулктор; на пятом слоге: авита- минЬз, наперегонки и т. д.

  1. Ударение в русском языке может быть на любой частя слова, например иа приставке: нamp;дпись, выкрикнуть, подпись, Ьбжиг, набело, на корне: жирный, прикйдывать, подосйновик, яблонька, молдчный, пескарик, на суффиксе: деревкнпый, дубовый, рождк, прессовать, белйть, украшение, горячо, пиши, на окончании: горяча, молодой, пятй, степнде, берём, несут, несла.
  2. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: води - водй, молодЬй - молодого, сйний - сйнего, вйехать - вйеду, лйпа - на лйпе, курйный - курйного, красить - крашу - красил, может переходить на другую часть слова (с начала слова на конец и наоборот): рождк - рожки, принять - приняли, игрун - игруни, сйний - синёе, реки - реки, ugpU - йгры.
  3. При словообразовании ударение тоже может сохраняться на той же части слова, например: дом - домик, дёлать - надёлать, сйний - сйненький, может переходить либо ближе к концу слова, например: сйний - синйть, пёс - лесной, хорёший - хорошб, пктъ - пяток, либо ближе к началу слова: просить - прЬеьба, город - эйгородный, мёртвый - замертво.
  4. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
СЛОГ
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-та, кос-тюм, крас-ный, жел-тетъ, гор-дость, чёрный).
ГРАФИКА
Графика - это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами),

чёрточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (см. с. 238).
БУКВЫ РУССКОГО ПИСЬМА
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.


Русский алфавит и

названия букв
А Б В Г д Е Е Ж 3 И И К Л
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль
М Н О П р С Т У Ф X ц. Ч Ш
эм эн О пэ эр эс та У эф ха цэ че ша
щ Ъ Ы Ь э Ю Я
ща
твёрдый
знак
ы мягкий
знак
э ю я

Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этик звуков: [л] - звук, «эль» -7 буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
По начертанию различают следующие виды знаков букв:
а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; Б и в; Ж и ж;
б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б я б; А и А; а и а.
Буквы русского алфавита делятся на три группы: 1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и; 2) согласных букв -21: б, є, г, д, й, ж, з9 к9 я, м, и, л, р, с, г, ф, х, ц9 н, ш, щ; 3) 2. буквы, ие обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКОВ
Гласные звуки обозначаются специальными буквами.
Не все основные согласные звуки обозначаются специальными буквами.
Твёрдые согласные, составляющие пары с мягкими согласными, а также твёрдые шипящие имеют свои буквы, например: [б] (борьба), [ц] (цапля), [р] (рама), [ж] (жар), [ш] (шапка). Для обозначения нехшшящих мягких согласных используются буквы твёрдых согласных в сочетании с буквами ь, е, е, ю, я, и (см. таблицу на с. 19).
Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами

для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкие шипящие согласные [ч*] и [ш*] обозначаются своими буквами: чугун [чв], щука [ш*].
Мягкий согласный [й] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями (см. таблицу).
СООТНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы обозначают свой звук (бор, сон) и другие звуки (зуб [п], ёж [ш]).
Одни буквы имеют одно звуковое значение, т. е. обозначают одни звук: апрель [а]; окна , другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука: яма [йа], ёж [йб], ель [йэ], южный [йу].
Некоторые сочетания букв обозначают один звук: счастье [щ’], рассвет [с], дрожжи [ж*], бесшумно [ш] и т. п., другие - два звука: льёт [йб], подъезд [йэ].