Биографии Характеристики Анализ

Что такое радость в психологии. Радость – это внешнее проявление любви, или что значит “Всегда радуйтесь!”

Есть знаменитая фраза “Всегда радуйтесь!” Но многих новоначальных смущает, что в храме не часто можно увидеть улыбки верующих, их лица скорее строгие, а то и хмурые. Словно верующие решили: раз я хожу в храм, то должен быть очень серьезным. Получается странное несоответствие, которое очень смущает неофитов.

О радости мнимой и настоящей и как ее достичь, мы решили поговорить со священником храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади Игорем ФОМИНЫМ.

Двое у окна

Свой ответ я бы хотел начать с примера. Два человека ночью смотрят в окно и видят на улице путника. Один говорит: “Наверняка это страшный разбойник. Грабил, убивал, пил, блудил и теперь еле тащит ноги”. Другой отвечает: “Нет, что ты! Это замечательный человек. Он наверняка весь день трудился на работе, вечером пошел в храм на службу. Потом кому-то еще помог, и теперь идет домой”. Так давайте будем изначально оправдывать людей, а не осуждать, договорились?

Если отвечать на вопрос, что такое радость, думаю – это внешнее проявление любви. Когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь так пообщаться, так заглянуть им в глаза, что и у них на душе станет светлее, чище. С радостным человеком приятно находиться рядом.

Мне вспоминается моя первая встреча со знаменитым старцем Кириллом (Павловым) из Троице-Сергиевой Лавры. Я тогда был еще студентом семинарии и шел к отцу Кириллу из-за эгоистических чувств: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности. …После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл пригласил меня в келью, усадил на стульчик, пошутил, подарил иконку. А я был словно не в себе, ошеломленно наблюдал за ним. И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я тогда не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь.

Золото тонет, мусор всплывает…

О неулыбчивых верующих могу сказать… Знаете, золото всегда тонет, а мусор всплывает и бросается в глаза. Если немного успокоить свое раздражение на других и приглядеться, обязательно увидишь эти сокровенные золотинки. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь. Господь дал четкое определение, кто Его ученики: их можно будет узнать по тому, что они будут любить друг друга. Тем не менее, наличие в храме людей со знаком “минус” не означает, что нет никого со знаком “плюс”. Если хочешь найти хорошее, обязательно найдешь.

Чтобы рутина не заслонила Христа

Узнать, настоящая твоя радость или нет, можно по плодам. Например, люди собрались на пикник за город, пожарили шашлычки, весело поговорили, выпили, разошлись за полночь. Вроде все хорошо. А с утра у одного с похмелья голова раскалывается, другой подсчитывает, сколько его посуды побили и потеряли, третий вообще с больной ногой: вчера полез купаться и поранился. Важны последствия.

Духовная же радость совсем другая. Каждый из вас наверняка испытывал такое. Приходите на концерт классической или народной музыки, не имеющий отношения к Православию. Например, в Москву каждый год приезжает Кубанский хор, я всегда хожу его слушать. И знаете, они начинают петь – и ты просто плачешь. Это показатель того, что радость духовна. И утром просыпаешься с легким сердцем, голова не болит и не сожалеешь о проведенном вечере. Сам Cпаситель, апостолы, пророки говорят, что радость – это один из основополагающих моментов бытия Божия. И очень важно, чтобы верующий человек, который образован духовно, исполняет внешние правила – не терял этой радости, не ходил с угрюмым, напыщенным лицом, как сегодня некоторые делают, считая, что это важный показатель их веры.

Бывает и так. Человеку легко, радостно в храме. Выходишь, как на крыльях: “Я готов обнять весь мир!”. Заходишь в метро – а тебе там наступили на ножку. Как у нас часто бывает, наступили немножко, а получили множко – и понеслось-поехало: “Ах, ты корова, смотри, куда лезешь!”. И благодать от тебя отлетела, а вместо нее пустота. Потом начинаются думы о земном: “Сейчас приду домой. Надо столько дел переделать…Обед приготовить, дать по уху старшему сыну – наверняка уроки не сделал, прибить полку…”. Как будто человек и не был в храме. То есть очень важно уметь сохранять эту хрупкую радость.

У английского писателя и богослова Клайва Льюиса есть рассказ “Расторжение брака”, который подходит к нашей теме. Сюжет его вкратце таков. Есть день, когда из ада приезжает поезд в рай, умершие грешники могут посмотреть, чего они лишились. И вот в раю встречаются двое. В земной жизни они вместе учились в университете на богословском факультете. Один стал епископом – и после смерти попал в ад. А другой стал богословом и попал в рай. Он говорит епископу: “Слушай, тебе надо успеть взойти на эту гору до рассвета. Тебя там встретит Христос – и тогда ты останешься здесь навсегда. Пойдем быстрее. Я тебе помогу”. А епископ отвечает: “Понимаешь, у нас там, в преисподней, на завтра назначен богословский кружок. Мне надо будет выступить с докладом как раз по теме Христа: какой бы Он был, если б дожил до 50-летнего возраста. Я бы с удовольствием поднялся, но не могу” – “Какой кружок! Вот гора, брось все и пойдем!” – “Скоро отправление поезда, я могу опоздать. И мой доклад…” И уезжает, так и не поднявшись на гору. А совсем рядышком был Христос. Надо было сбросить с себя всю эту рутину и просто пойти Ему навстречу. Эта напыщенность заслоняет от человека радость, заслоняет самого Господа. Это не значит, что надо перестать мыть посуду, пылесосить – нет, есть необходимые вещи – я говорю об отношении к ним.

“Радость моя”

Есть еще один момент, связанный с радостью. Это защитное средство от любых скандалов. Если ты все переводишь, скажем так, в смешную, улыбчивую плоскость, очень часто с тобой просто связываться не будут – все равно не разозлишься.

Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: “Здравствуй, радость моя!” Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему. Мне кажется слова “радость моя”, сказанные с любовью – это то, что может обезоружить грубияна в семье. Я специально ограничиваюсь семейными проблемами, потому что мы читаем: надо возлюбить ближнего. Но насколько же легче любить на расстоянии! Говорят, что любовь к ближнему измеряется километрами: чем дальше, тем крепче. Когда человек, живущий рядом с тобой, храпит, ругается, пьет… Возлюбить его, лежащего пластом на диване в нетрезвом состоянии или валяющегося около входной двери очень сложно. Позвать в нашу жизнь радость – это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: “Я вас люблю!”. И здесь Господь дает нам очень четкий ответ. В 15 главе Евангелия от Иоанна есть прямая речь Христа к нам. Он сравнивает Себя с лозой, нас с ветвями, а наши дела – с виноградной гроздью. И там есть слова о том, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды – добрые дела. Виноградная лоза получает двойное питание: из земли соки, воду и из воздуха – солнечный свет. То есть должна быть гармония нашего общения с миром небесным, духовным и с земным. И наш плод должен рождаться таким, чтобы с нами рядом легко жилось нашим ближним.

Бывает, близкий человек радуется, как тебе кажется, какой-то ерунде. У него выиграла любимая футбольная команда. Не надо портить ему настроение: “Ну что, закончился твой дурацкий футбол? Сходи, наконец, за молоком, козел!” Извините за грубость, внешне все может звучать гораздо мягче, но в душе-то мы ворчим, возмущаемся. А у человека убито хорошее настроение. Обрати ты его в мирное русло, порадуйся вместе с ним, посидите рядом. Может, он увидит, что ты его понимаешь – и перестанет пить или не замечать тебя, наоборот, вы по-новому сблизитесь.

И самое главное: радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам это понять. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: “Не смотри ты воплощением мирового горя. Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают? ” – толку не будет. Также, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Тот человек может над тобой смеяться. издеваться. А потом останется один и подумает: “Какой все-таки он хороший, ничего плохого мне не сделал. После него легко на душе”.

Безусловно, в поисках радости очень поможет Священное Писание. В нем столько мест, которые открывают человеку совершенно потрясающий мир, мир духовной радости. Мы каждое утро встаем и заглядываем в зеркало, чистим зубы, причесываемся, прихорашиваемся. Наводим марафет, чтобы выйти к людям в приличном виде. А Священное Писание – это зеркало нашей души. Заглянешь туда и скажешь себе: “О! Как тебя перекосило, дружок. Надо что-то менять, надо подтянуться”. Мы даже не представляем, что Господь нам подарил. Эту небольшую книжечку – Евангелие – человек может читать на протяжении всей жизни и каждый раз находить что-то новое, жить этим.

Господь дал нам прекрасный стартовый капитал: ум, сердце, душу. Нам нельзя все это расточить, как младший сын из знаменитой Притчи о блудном сыне. Но нельзя и, как старший сын, требовать от отца награду. Лучший путь – царский, посередине: покаяние и смирение от младшего сына и трудолюбие старшего. И получится замечательный, радостный человек.

Записала Елена Меркулова

: Представляем Bашему вниманию большую, постоянно пополняющуюся, коллекцию бесплатных картинок, безусловно, высокого качества. Картинки на телефон можно скачать абсолютно бесплатно.

1. Ирландская звезда регби Брайян О’Дрисколл навещает юную болельщицу в больнице с кубком Хайнекен. (sportsgrid.com)

2. Парень ждет возвращения Нельсона Манделы домой впервые за 26 лет. (Corbis)

3. Глэдис Луи Джейне только что достали из-под обломков дома в Порт-о-Пренс, Гаити, 2010 год. (Patrick Farrell / AP)

4. 101-летний мужчина радуется успешному приземлению в Лондонском аэропорту. Этот человек родился еще до изобретения самолета и никогда прежде не летал. (Kevin Lamarque / Reuters)

5. Житель Северной Кореи Со Ги Сок плачет от радости, обнимая свою мать из Южной Кореи Ким Кум-яй. (POOL / Reuters)

6. Пакистанец несет овцу в затопленном районе города. (Mohsin Raza / Reuters)

7. Пятилетний мальчик играет с дельфином в специальном центре для инвалидов в Москве. Мальчик проводит 30-минутные сессии общения с дельфинами, которые помогают ему бороться с церебральным параличом. (Sergei Karpukhin / Reuters)

8. Пациенты и работники больницы в Сеуле радуются проходу сборной Южной Кореи в четвертьфинал Чемпионата мира по футболу. (Stringer Korea / Reuters)

9. Отпущенная на волю палестинская заключенная Ширин Халифа бежит к матери. (Mohammed Salem / Reuters)

10. Майкл Джонсон устанавливает мировой рекорд в забеге на 200 метров на Олимпиаде в Атланте в 1996 году. (Mike Blake / Reuters)

11. Счастливый отец держит на руках сына, который обрел слух и услышал своего отца впервые в жизни. (STRINGER / Reuters)

12. Индийские дети играют с зонтиками под дождем, который спас страну от длительной засухи. (Arko Datta / Reuters)

13. Египтянка радуется отставке Хосни Мубарака в 2011 году. (Getty)

14. 12-летний мальчик радуется, увидев свою семью впервые за три года в Южном Судане. (Handout Old / Reuters)

15. Пакистанские рыбаки радуются освобождению из индийской тюрьмы. Их арестовали за нелегальную ловлю рыбы в Аравийском море. (Amit Dave / Reuters)

16. Подростки радуются освобождению своего товарища – филиппинского заложника, отпущенного после 72-часового ареста. (Erik de Castro / Reuters)

17. Немцы пересекают границу между Венгрией и Австрией. В 1989 году тысячи немцев из ГДР смогли сбежать в ФРГ после уничтожения железного занавеса. (Reuters)

18. Мирон Ливайн и Филипп Зиндерман радуются, выходя из загса Манхэттена, где они только что зарегистрировали брак. Они живут вместе 51 год. (Allison Joyce / Reuters)

19. Семимесячный Энфернс Негрон ждет возвращения своего отца со службы в Северной Каролине в 2003 году. (Randy Davey / Reuters)

20. Хозяева обнимают полуторагодовалого пса, которого спасли после того, как он застрял на горном выступе. (Norsk Telegrambyra / Reuters)

21. Солдат обнимает девушку, вернувшись домой со службы. (Lucas Jackson / Reuters)

22. Одетте Эдумке воссоединилась со своей 8-летней дочерью в Конго. Организация Красного Креста воссоединила 25 детей из мятежного города со своими семьями, которых рассоединила война. (Finbarr O"Reilly WS / Reuters)

23. Бразильский пациент и его дочь Каролина радуются успехам национальной сборной в матче против Португалии в больнице, где лечат больных раком, в Сан-Паулу. (Nacho Doce / Reuters)

24. Ирландские дети радуются прекращению огня в западном Белфасте. (Kevin Lamarque / Reuters)

25. Эмми Ван Дайкен радуется, выиграв 4 золотые медали на Олимпиаде. (Nick Didlick / Reuters)

27. Две боснийские беженки из Сребреницы плачут от радости, встретившись впервые за четыре года. (Oleg Popov / Reuters)

28. Жители Пекина радуются, узнав, что их страну выбрали местом проведения Олимпийских игр в 2008 году. (Hyungwon Kang / Reuters)

29. Бабушки Ванг Хуи Цио и Гуо Хуа Ли радуются своему новорожденному внуку в больнице Шанхая. Родители малыша Янг Хойцин и ее муж Чэнь Имин оба родились во время действия политики «одного ребенка». Это их первый и единственный ребенок. (Carlos Barria / Reuters)33. Спасатели улыбаются, неся девушку-подростка, которую они достали из-под обломков дома в Индии. (Str Old / Reuters)37. Еще одно фото из той же серии. (Joshua Roberts / Reuters)

38. «Ребенок 81» из Шри-Ланки воссоединился со своими родителями через два месяца после того, как его нашли под обломками дома в результате цунами. (Anuruddha Lokuhapuarachchi / Reuters)

«Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как пОлны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.
М.Ю. Лермонтов

Маргарита Сабашникова мучилась от того, что, пригласив Макса в Дорнах, не только она, но и он попали в двусмысленное положение под неусыпными взглядами антропософских тёток. До этого «тётки» ревновали Маргариту только к Доктору, а теперь их ревность приобрела краски негодования от распущенности и разврата «этой русской», взявшей себе помимо прочего в любовники и главного инженера стройки.
Волошин, как мог, старался не придавать значения негодующим взглядам и злобным шипеньям «духовных» мадам. Он только сочувствовал Штейнеру: на кого он тратит свои силы и жизнь?!
Чтобы оправдать своё необдуманное решение вызвать Макса в Швейцарию, поближе к себе, Маргарита отдавалась воспоминаниям о первых днях влюблённости в поэта и художника:
«Портрет Волошина. А ведь я помню... На выставке он был рядом с моей картиной... Характерный типаж Латинского квартала - плотная фигура, львиная грива волос, плащ и широченные поля остроконечной шляпы... В жизни он, пожалуй, не таков... Хотя, конечно, все та же косматая шевелюра, неуместные в приличном обществе укороченные брюки, пуловер... Но глаза глядят так по-доброму, по-детски; такой искренней энергической восторженностью лучатся зрачки, что невольно перестаешь обращать внимание на эпатирующую экстравагантность обличья... Мы возвращались вместе, и он раскрывал мне мир французских художников, тогда это был его мир...»
Вокруг неё тогда искрилась и кипела увлекательная жизнь! Ей хотелось всё больше и больше расширить свой мир, серьезно учиться живописи, работать. Но отец и мать Маргариты не собирались отпускать её за границу. Написанная ею картина “Убийство царевича Дмитрия” принесла девушке двести рублей. По закону она уже достигла совершеннолетия. Однако намерение поехать в Париж родители приняли враждебно и не собирались отпускать. Последовали ссоры, неприятные объяснения. Наконец в семье достигнут компромисс: вместе с Маргаритой за границу едет в роли опекунши её тётя Таня, не стеснявшая, однако, свободы Маргариты.
О Волошине заговорили как раз одновременно с тем, как они познакомились.
«Одна из своеобразных черт русского общества того времени: каждое новое лицо встречали с восторженным интересом. Это ни в коей мере не было провинциальным любопытством, о нет, люди просто верили в необходимость и возможность перемен, жаждали обновления... А Макс? Его внешний облик, парадоксальное поведение и, наконец, удивительная непредвзятость по отношению к любой мысли, любому явлению... И эта его радостность, бившая ключом. Он был радостный человек, для России непривычно радостный. Ему уже минуло 29 лет, но детскость, искрящаяся детскость оставалась сутью, основой его личности... Он говорил, что не страдал никогда и не знает, что это такое... Странник... “Близкий всем, всему чужой” - это из его стихотворения, это он сам... Налет импрессионизма отличал его тогдашние стихи. Он великолепно переводил Верхарна».
Как-то вместе С Маргаритой они прочитали у П.Д. Успенского: «Эмоции - цветные стекла души, через которые она рассматривает мир. Задача правильного эмоционального познания заключается в том, чтобы чувствовать не с личной точки зрения, чувствовать не только за себя, но и за других.. И чем шире тот круг, за который чувствует субъект, тем глубже познание, которое дают ему его эмоции. Есть эмоции разделяющие: ненависть, ревность, страх, гордость, зависть; и объединяющие: симпатия, дружба, сострадание, любовь к родине, любовь к человечеству.»
А какие чувства испытывала она, когда решила позвать Максимилиана сюда к Штейнеру и к ней. Пожалуй, что это был сплав противоречивых чувств дружбы и ревности. Да ревности! Написал же он о стёклах её души:
«Много дней с тобою рядом
Я глядел в твое стекло.
Много грез под нашим взглядом
Расцвело и отцвело.

Все, во что мы в жизни верим,
Претворялось в твой кристалл.
Душен стал мне узкий терем,
Сны увяли, я устал...

Я устал от лунной сказки,
Я устал не видеть дня.
Мне нужны земные ласки,
Пламя алого огня.

Я иду к разгулам будней,
К шумам буйных площадей,
К ярким полымям полудней,
К пестроте живых людей...»

В этих стихах были обидные для неё намёки о том, что она – неживая. Какую женщину не затронут слова, высказанные поэтом для всеобщего обсуждения и осуждения. Многие же догадывались, что эти стихи о ней, Сабашниковой, княжне древнего азиатского рода.
И после того, как она изменила ему, он уже не говорил, что не знал страданий. Да, дорого он заплатил за свою искренность тогда! Сказать женщине, что он ещё не страдал, это как бы бросить ей вызов: «А, ну-ка, попробуй. Возьмись, может, у тебя получится научить меня страдать». Сказать это женщине, только недавно получившей равноправие с мужчинами!
О, как они спешили, эти «эмансипе», состояться, свершиться, доказать своё равенство! И потеряли в этой борьбе главное, божеское – сострадание! Заповеди Христа попрали: возлюби, как самого себя…
В тех пытках, что перенёс Макс в своей любви к ней, он стал иным, мудрым и профессиональным, и, как это ни неприятно осознавать, разбитым и больным, с «опрокинутой бездной» в душе.
А время, эпоха торопили её и миллионы других женщин догнать, настигнуть утерянное за годы матёрого патриархата.
Здесь, в Дорнахе в присутствии войны и Маргариты жизнь казалась сном. На подмостках Гётеанума ставились Элевсинские мистерии, культ Аполлона признавался не явно, априори. Волошин знался на культе Аполона, писал об этом.
«Мир Аполлона - это прекрасный сон жизни; жизнь прекрасна, лишь поскольку мы воспринимаем ее как свое сновидение; и в то же время мы не имеем права забыть о том, что это только сновидение, под страхом, чтобы сновидение не превратилось в грубую реальность. Таким образом, душа, посвященная в таинства аполлинийской грезы, стоит на острие между двух бездн: с одной стороны, грозит опасность поверить, что это не сон, с другой - опасность проснуться от сна. Пробудиться от жизни - это смерть, поверить в реальность жизни - это потерять свою божественность.» Макс ощущал, что многие из братства антропософов так же как и он боялись проснуться и увидеть, что жить – страшно.

Есть такой стереотип, что христиане очень грустные люди, что им все нельзя, а всего хочется, что они все какие-то забитые, печальные и совсем не умеют радоваться жизни. Но это неправда.

В мире есть тысячи вещей, которым невозможно не радоваться независимо от того, верующий ты или нет. Как не радоваться красоте неба, пению птиц, утренним лучам солнца? Чье сердце не веселят свадебные песни, смеющиеся дети? Кто не утешается встречей с верными друзьями? От всех этих общечеловеческих радостей вовсе не отказываются христиане.

Однако у верующих во Христа людей есть еще особая – христианская радость, которой нет у неверующего человека. О чем же радость христианина? Прежде всего – о Боге. Когда человек чувствует в себе зов Божий и откликается на него верой, он начинает ощущать огромную любовь Всевышнего к себе и замечать ее действие в своей жизни. Это может казаться какой-то сказкой или банальностью для того, кто не верит в Бога. Но достаточно однажды довериться Господу, обратиться к Нему как к живому – а Он и есть живой, личностный Бог – и жизнь изменится.

Не смейте говорить: «Меня никто не любит». Творец пришел на землю и явил Свою любовь человеку. И когда человек отвечает на эту любовь взаимностью, то испытывает ни с чем не сравнимую радость, которую у него никто не может отнять…

Вера в Бога решает фундаментальный вопрос смысла бытия. Христианство дарит жизни подлинный, непреходящий смысл. Он несоизмеримо выше того значения, которое иногда пытаются придать нашей жизни неверующие люди: родить потомство, построить дом и посадить дерево. Бессмертная душа человека решительно отвергает такой примитивный смысл земного существования. «Что же потом? Что ПОСЛЕ потомства, дома и дерева? Что со мной будет дальше?» – вопит наше сознание, предчувствуя бесконечность личностного бытия.

Смысл жизни в том, чтобы мы пребывали в Божьей любви вечно! Понимаете? Мы не для того живем, чтоб на нашей могиле вырос лопух, и корова его съела. Нам обещана вечная радость с нашим Господом! И отчасти мы познаем это состояние еще здесь, на земле. Можно ли об этом не радоваться?

Я не могу не радоваться о том, что я нужен Богу. Здесь, на земле, меня могут предать, оклеветать, обмануть… Но моя бессмертная душа имеет великую ценность в глазах Божиих. И если даже ко мне придет чувство уныния, я все равно помню и знаю, что у меня есть Небесный Отец и я дорог Ему. Нас могут бросить все друзья и близкие, но Господь не бросит никогда.

Верующий человек – это тот, кто уже нашел Царствие Божие и носит его в сердце. Об этом Спаситель говорил в притче: «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). А что такое Царство Небесное? Это великая радость богообщения. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17), – писал апостол Павел.

Все общечеловеческие радости, которые имеет в своей жизни неверующий, знакомы и верующему. Но верующий радуется больше! Он видит во всем руку Творца и общается с Ним уже здесь, на земле. Христианин – самый радостный в мире человек. По крайней мере, таким он должен быть.

Радости вам, братья и сестры! Радости жизни и радости веры.