Биографии Характеристики Анализ

Детям рассказ про ориентирование на местности. Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями «Одаренный ребенок

Спортивное ориентирование – неолимпийский, но популярный вид спорта . Задачей ориентировщиков является прохождение контрольных пунктов в заданном, произвольном или полупроизвольном порядке. Побеждает тот, кто пройдет дистанцию быстрее (иногда с учетом штрафного времени) или же наберет наибольшее количество очков.

О видах соревнований, экипировке, истории, спортивном ориентировании на конвертах, марках и тортах, а также другие интересные факты поведает сегодня

Чтобы ориентировщиком стать…

Как и любой вид спорта , ориентирование требует определенного снаряжения . Обязательно понадобятся компас, специальная крупномасштабная схема местности (спортивная карта), легенды, чипы для отметки (SFR, SportIdent, Emit) и, конечно же, удобный спортивный костюм.

В зависимости от вида спортивного ориентирования , дополнительно необходимы шиповки (ориентирование бегом), фонарь (ночное ориентирование), планшет (лыжное и велоориентирование), лыжи и палки или же велосипед.

История и виды спортивного ориентирования

Еще со времен Древнего Мира люди развивали собственные умения и навыки ориентирования на местности, которое в конце XIX века перешло в вид спорта . Первооткрывателями соревнований стали военные гарнизоны Великобритании, Норвегии и Швеции.

Первые масштабные гражданские первенства по ориентированию провел норвежский клуб Тьалве недалеко от Осло в 1897. А уже в 1918 — Президент Стокгольмской Любительской Спортивной Ассоциации Эрнст Килландер модифицировал военный опыт, придумав соревнования по пересеченной местности. Спортсмены должны были пробежать по собственному маршруту, используя карту и компас. К 1934 году это явление распространилось в Швейцарии, СССР и Венгрии. А начало Второй мировой войны совпало с датой основания ежегодных национальных соревнований для мужчин и женщин Швеции, Норвегии и Финляндии.

21 мая 1961 года на конгрессе в Копенгагене была основана Международная федерация спортивного ориентирования , которая и сегодня руководит четырьмя видами спортивного ориентирования:

  • Первый Чемпионат мира (ЧМ) по ориентированию бегом был проведен в 1966 году.
  • С 1975 в ЧМ выделилось спортивное ориентирование на лыжах . Его особенностью является то, что на карте при соревнованиях в заданном направлении нанесены лыжни и показаны виды лыжней в отношении скорости передвижения.
  • 2002 год стал дебютным для ЧМ по спортивному ориентированию на велосипедах . Где на спортивной карте показаны виды дорог в отношении скорости проезда.
  • ЧМ по точному ориентированию (ориентированию по тропам) проводятся с 2004 года. Это, пожалуй, самый сложный вид ориентирования. Участник лишь может выбрать, как ему стартовать: пешком (бегом), на велосипеде или на одноместной коляске. Далее он двигается только по разрешенным участкам местности и должен идентифицировать какой/никакой из контрольных пунктов обозначен в карте.

Наш адрес не дом и не улица, наш адрес…

Luise-Finke-Weg…

В 2011 году одну из улиц Ганновера (Германия) назвали в честь выдающейся ориентировщицы Луисэ Финке (Luise Finke ). Начав заниматься этим спортом в возрасте «за 40», она стала первооткрывательницей спортивного ориентирования начала 60-х годов в ФРГ. А в последние годы своей жизни, давала фору соперницам на 30 лет младше и ушла из жизни в 85. А кто из украинок-оринтировщиц известен вам?

Спортивное ориентирование на марках

Марки , посвященные спортивному ориентированию, составляют отдельный подраздел спортивной филателии или картофилии – тематического коллекционирования.

Первые почтовые марки были посвящены второму чемпионату мира по спортивному ориентированию (World Orienteering Championships) 1968 года в Швеции. Также выпушены почтовые марки по случаю чемпионата Европы 2008 года, юниорского чемпионата мира 2003 года, эстафеты Юкола 2009. А на филателистической выставке LAPOEX 2010 в Финляндии представили марку с изображением финской ориентировщицы Минны Кауппи.

Всего в мире 16-18 разновидностей марок , посвященных спортивному ориентированию. Их создали представители Швеции, ГДР, Дании, Болгарии, Финляндии, Аландских островов, Швейцарии, Эстонии и Латвии.

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с таким понятием, как ориентирование. Что такое понятие подразумевает, какие имеются его способы и виды, история спортивного ориентирования - все это мы затронем в нашем рассказе. Прежде всего необходимо определиться с ключевым термином. Расскажем о таком понятии, как ориентирование. Что такое понятие существует, знает каждый из нас. А многие даже могут пояснить его: это способность правильно определить стороны света, а также представить себе расположение населенных пунктов и направление дорог к тому месту, где вы находитесь. Можно всегда отыскать дорогу, если знать о расположении четырех сторон света. Это юг (S), север (N), запад (W) и восток (E). Поговорим теперь подробнее о таком понятии, как ориентирование.

Что такое ориентирование на местности

Это очень широкое понятие. Можно ориентироваться по компасу, карте, солнцу, звездам, часам, природным явлениям и признакам, а также различным подсказкам. К примеру, если вы выглянете утром в окно и увидите, что люди идут с зонтиками, вы поймете, что на улице дождь. Если же вы заметите снег, то оденетесь теплее. Это, если можно так выразиться, "бытовое" ориентирование.

Что такое ориентирование, для чего оно необходимо? Оно представляет собой одно из самых важных условий, обеспечивающих человеческую жизнедеятельность, а также необходимых для успешного решения поставленных задач. Использовать для или карту несложно. Однако иногда необходимо действовать, не имея при себе ни компаса, ни карты. Поэтому следует знать и другие способы ориентирования на местности.

Готовясь к походу, нужно уделить особое внимание привитию соответствующих навыков, способов, правил и приемов, которые помогут вам обходиться без использования компаса и карты.

Ориентирование по Солнцу

Возможно, вы знаете, что места его восхода и захода различаются в зависимости от времени года. Солнце зимой восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе. В летний период оно встает на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Осенью и весной Солнце встает на востоке, а садится на западе. Необходимо помнить о том, что в полдень оно всегда расположено в направлении к югу, вне зависимости от времени года. В 13 часов наблюдается наиболее короткая тень от предметов. В это время ее направление от предметов, расположенных вертикально, указывает на север. В случае если Солнце скрывают облака, можно поставить нож на ноготь пальца. Появится тень, хотя бы небольшая, и будет понятно, где оно находится.

По Солнцу и часам

Следует направить на Солнце часовую стрелку. Угол, который образуется между цифрой 1 (13 часов) и направлением часовой стрелки, нужно разделить пополам с помощью воображаемой линии. Она укажет вам направление: сзади - север, впереди - юг. Нужно помнить, что делить следует левый угол до 13 часов и правый - во второй половине дня.

По Полярной звезде

Способы ориентирования на местности многочисленны. Один из самых известных - по Полярной звезде. Эта звезда всегда на севере. Для того чтобы ее найти, следует сначала отыскать созвездие Большой Медведицы. Это созвездие напоминает ковш, который образуется из 7 звезд, довольно ярких. Далее через 2 крайние правые звезды следует мысленно провести линию. На ней необходимо отложить расстояние между ними, умноженное на пять. В конце линии мы обнаружим Полярную звезду. Она расположена в хвосте Малой Медведицы, еще одного созвездия. Если встать лицом к этой звезде, мы будем стоять по направлению к северу.

По Луне

Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности, необходимо помнить о том, что Луна в первую четверть в 20 часов виднеется на юге, на западе она находится в 2 часа ночи. Если же речь идет о последней четверти, то на востоке Луна будет в 2 часа ночи, а на юге - в 8 утра. Стороны горизонта ночью при полнолунии определяются таким же образом, как по Солнцу и часам. В этом случае вместо Солнца используется Луна. Нужно помнить, что когда она полная, она противостоит Солнцу. Другими словами, расположена против него.

Способ ориентирования по таянию снега

Продолжаем рассказывать о том, что такое ориентирование в географии. Мы описали еще далеко не все его способы. В этой статье говорится лишь об основных из них. Одним из самых распространенных способов является ориентирование по таянию снега. Южная сторона всех предметов, как известно, нагревается сильнее, чем северная. Это означает, что с этой стороны таяние снега также происходит быстрее. Хорошо заметно это ранней весной, а также зимой, во время оттепелей, по прилипшему к камням снегу, лункам у деревьев, склонам оврагов.

По тени

В полдень тень максимально короткая, и ее направление указывает на север. Чтобы не дожидаться ее появления, можно действовать следующим образом. В землю необходимо воткнуть палку, длина которой составляет примерно 1 м. Далее нужно отметить конец ее тени. Затем следует подождать около 10-15 минут, после чего повторить процедуру. От первой до второй позиции тени необходимо провести линию, а затем продлить ее дальше второй отметки примерно на шаг. Носком левой ноги станьте напротив 1-й отметки, а носок правой расположите в конце начерченной вами линии. Сейчас вы стоите в направлении к северу.

По постройкам

Определенный тип построек ориентирован строго по сторонам света. К ним относятся церкви, синагоги, мечети. Часовни и алтари лютеранских и крестьянских церквей всегда обращены на восток, а колокольни этих построек - на запад. Ориентироваться можно и по куполу православной церкви, вернее, по кресту на нем. Край его нижней перекладины, который опущен, обращен к югу, а к северу - приподнятый. На западной стороне находятся алтари католических костелов. Двери мусульманских мечетей и синагог обращены приблизительно на север.

Обыкновенно выход из юрт делают на юг. В селах в домах больше окон делается с южной стороны. Еще одна важная примета - с южной стороны окраска на стенах зданий выцветает больше и приобретает жухлый цвет.

Просеки в лесу

Определить стороны света в массивах культурного леса можно по просекам. Обычно они прорубаются по линиям восток-запад и север-юг. Можно сориентироваться и по надписям номеров кварталов, которые делаются на столбах, помещенных на пересечении просек. В верхней части каждого такого столба и на каждой из 4 граней ставятся цифры. Направление на север показывает ребро между двумя гранями, на которых указаны наименьшие цифры.

без часов

Если вы потеряли или сломали часы, местное время можно узнать с относительной точностью, используя компас. Для этого применяется ориентирование по азимуту. Что это такое? Необходимо измерить азимут по Солнцу. После того как вы определите его, необходимо разделить полученное значение на 15. Это величина, на которую поворачивается Солнце за час. Число, которое окажется в итоге, будет указывать время. К примеру, азимут по Солнцу - 180°. Следовательно, время - 12 часов.

Спортивное ориентирование

Наверняка вам знакомо словосочетание "спортивное ориентирование". вид спорта основан на том, что участники должны пройти расположенные на местности КП (Контрольные пункты) при помощи компаса и спортивной карты. Как правило, результаты определяются по времени, затраченному на прохождение дистанции (иногда учитывается штрафное время). Также может использоваться метод расчета по количеству очков, которое набрали участники.

Сегодня соревнования по этому виду спорта проводятся в различных группах. Они могут быть как по уровню мастерства, так и по возрасту. Длина дистанции и ее сложность определяются по сложности местности и возрастной группе. Маршрут (дистанция) при этом должен быть неизвестен всем участникам, а также содержать определенные трудности, которые необходимо преодолеть, имея хорошую физическую форму и умение ориентироваться.

История спортивного ориентирования

Еще с древних времен люди знали, что такое ориентирование на местности. Известно, что еще тогда они использовали навыки и умения, связанные с ним. Однако обзор исторических фактов обычно начинают с военных состязаний, которые проводились в северных государствах Европы. Считается, что ориентирование как вид спорта появилось в конце 19-го века. Именно тогда были организованы первые соревнования между рядом военных гарнизонов Норвегии, Швеции, Великобритании. 31 октября 1897 г. были проведены первые массовые соревнования среди граждан. Так, множество людей узнало о том, что такое ориентирование, определение которого в наше время может дать каждый школьник. Однако настоящее рождение этого вида спорта состоялось в 1918 году. Именно тогда майор Э. Килландер из Стокгольма решил использовать окружающую среду сельской местности Швеции для организации Во время соревнований, придуманных им, бегуны не только бежали, но также должны были выбрать свои собственные маршруты, используя компас и карту.

Ориентирование как спорт к 1934 году распространилось в Швейцарии, Венгрии и СССР. Национальные первенства для женщин и мужчин начали проводиться ежегодно в Швеции, Финляндии и Норвегии к началу Второй мировой войны. В 1960 году состоялись Открытые международные соревнования в районе Стокгольма. В них участвовали представители 7 стран. Сегодня этот вид спорта очень популярен. Существует несколько его бегом, на лыжах, на велосипедах, трейл-ориентирование и др. По каждому из них проводятся соревнования.

Теперь и вы сможете рассказать о том, что такое ориентирование. И туризм, и спорт, и выживание в экстремальных условиях совмещает в себе это понятие. Ориентирование позволяет отыскать дорогу, находясь в любой точке нашей планеты в незнакомой местности. Зная его основы, вы не будете бояться заблудиться в лесу или в любом другом месте.

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Республиканский центр дополнительного образования»

Дистанционный Фестиваль педагогического мастерства

по проектной и исследовательской деятельности

Сценарий интегрированного мероприятия (литература + ОБЖ)

«Исследовательский практикум: достоверность способов ориентирования на местности в произведениях русских писателей».

Дюкина Гульнара Рашидовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1»

2014 г.

Одной из целей современного образования является развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету, то есть помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Высокую эффективность при достижении данной цели имеют интегрированные мероприятия.

Предлагаемая методическая разработка «Сценарий интегрированного мероприятия» проводится в форме исследовательского практикума.

Ежегодно десятки людей теряются в лесу, и не только дети или взрослые. Пожилые люди, десятки лет ходившие по одним и тем же тропам, не могут найти выход из знакомых с детства мест. В этом случае только сосредоточенность и знание основ ориентирования на местности могут помочь. Именно в этом и заключается актуальность данной работы.

Объектом исследования на данном мероприятия являются произведения русской литературы.

Предметом исследования являются способы ориентирования на местности в произведениях русских писателей.

Целью работы на уроке является выявление достоверности изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать данный вопрос, на основе общей цели сформулированы частные задачи:

    Рассмотреть способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

    Проследить соответствуют ли способы ориентирования на местности способам, описанным в произведениях;

    Создать интегрированное учебное пособие.

При работе нами выдвигалась гипотеза: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются полностью достоверными.

Следует отметить, что тема «Способы ориентирования на местности» рассматривается в специальной литературе, посвященной ориентированию как виду спорта, а также на уроках ОБЖ в 6 и 10 классах учащиеся знакомятся с основными способами ориентирования (в учебнике для 6 класса выделяются параграфы «Ориентирование по компасу, по Солнцу, Луне, звездам, местным признакам»).

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность

Формируемые УУД

1.Организационно-исполнительский этап

Создание проблемной ситуации. Перед учащимися разложены компас, gps -навигатор, книги, в которых присутствует мотив ориентирования. Проводится анкетирование.

Уметь структурировать знания, выделять существенную информацию;

Понимать смысл информации;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Формировать познавательные, социальные и учебные мотивы

2.Исполнительский этап

Работа в группах с литературными источниками, в которых есть мотив ориентирования, заполнение таблиц, представление результатов

Быть тактичным и уважительным в процессе учебного занятия

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Договариваться и приходить к общему решению

Учитывать мнение других

3.Оценочно-рефлексивный этап

На листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, записать его.

    Большой – для меня это важно/неважно

    Указательный – я получил конкретные рекомендации/ я не узнал ничего нового

    Средний – мне было интересно/ скучно, струдно

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы

    Мизинец – хочу для себя выяснить..

Развивать самооценку;

Развивать рефлексивность как адекватное осознанное представленте о качествах хорошего ученика;

Осуществлять рефлексию своих действий

Что такое ориентирование?

« Ориентирование - определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства. Ориентироваться на местности, это значит найти направления на стороны света (север, юг, восток и запад)» . Умения и навыки ориентирования на местности использовались со времен Древнего Мира, однако правомерно начать обзор исторических фактов с военных состязаний в северных странах Европы. То есть первоначально ориентирование считалось неким видом спорта, который принято относить к концу 19 века. Но знание основ ориентирования на местности необходимо знать не только спортсменам, занимающимся данным видом спорта, но и обычным людям. Скорее всего, каждый из нас хоть раз ходил в лес за грибами, ягодами и до такой степени увлекался процессом, что неожиданно для себя понимал, что он заблудился.

Итак, как же ориентироваться в лесу? Судя по тому, что люди блуждают в нем довольно часто, можно сделать вывод: это не очень простое дело. Такой вывод вполне справедлив. Сложность ориентирования в лесу объясняется крайне ограниченным обзором местности из-за обступающих деревьев и подлеска; во многих случаях видимость теряется уже в нескольких шагах. Кажущаяся «одинаковость» окружения чаще всего и зарождает сомнение: туда ли ты идешь?

Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, по карте, по Солнцу, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по Луне, по таянию снега, по тени.

Да, тому, кто путешествует по лесу с картой и компасом, можно позавидовать. Однако, подавляющая часть выезжающих в лес не имеет ни карты, ни компаса. Как же быть в этом случае? Чтобы не заблудиться в лесу без компаса, нужно, прежде всего, определить северное направление, в этом случае учитываются местные признаки. Таких признаков, указывающих, в какой стороне находится север или юг, существует немало, все они перечислены в учебнике ОБЖ для 6 класса:

    У растущих на открытом месте деревьев ветки длиннее и гуще к югу, а стволы северной стороны покрыты мхом.

    На стволах берез с северной стороны бывает больше пятен.

    По срезам на пнях можно определить стороны света: годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже.

    На пнях и валуне почва с южной стороны более сухая, а мох растет с северной стороны.

    У созревших брусники и клюквы окраска ярче с южной стороны, светлее с северной.

    На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны.

    Муравейник у ствола дерева, пня или камня находятся с южной стороны.

    Пчелы обычно строят свои гнезда на камнях и в дуплах деревьев, обращенных к югу.

    Если вы идете далеко в незнакомый лес без компаса, то старайтесь запомнить во время пути какие-либо заметные ориентиры: болота, ручеек, речку, озеро, тропинку.

    Можно определять время по так называемым «зеленым часам». Есть немало растений, которые обладают свойством раскрывать и закрывать свои цветки в одно и то же время. Так, шиповник открывает шипы в 4–5 часов, мак - в 5.

    В весенне-летнюю пору грибник может довольно точно ориентироваться во времени по голосам и пению птиц. Так, задолго до рассвета слышны трели соловья - это значит наступил 2 час ночи.

    Погоду могут предсказать и другие явления в природе. Перестали петь птицы в лесу - будет ненастье. Комары вьются кучей - к холодной погоде, а если они пищат и жалят - будет дождливо.

Ориентируясь в лесу по местным признакам нужно стараться пользоваться сразу несколькими из перечисленных признаков, чтобы избежать случайной ошибки. Рассмотренные нами местные признаки, по которым удается определить стороны горизонта, являются основными и далеко не исчерпывают всего многообразия, которым располагает природа и которым может воспользоваться наблюдательный человек. Присмотритесь, сопоставьте увиденное, и вы сами откроете, что первые проталины появляются весной на склонах, обращенных к югу, что плоды и ягоды начинают быстрее созревать с южной стороны куста или дерева, что трава весной с южной стороны кочки или камня выше, чем с северной, а в конце лета более сочная с северной стороны и т. д. Научитесь читать следы Солнца на земле, и вы всегда будете с «компасом»!

Анализ способов ориентирования на местности в произведениях В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

2.1 Диагностика общественного мнения.

Для того чтобы проверить, насколько учащиеся осведомлены в целом с понятием ориентирование и способы ориентирования, нами была проведено анкетирование среди учащихся 6 классов нашей гимназии (50 человек), в анкетирование входили такие вопросы:

    Какие способы ориентирования на местности вам известно ?

    Как вы считаете, можно ли в настоящей жизни воспользоваться теми способами, которые описаны в произведениях «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, «Васюткино озеро» В. П. Астафьева?

Ответы на первый вопрос:

Компас

Мох

Деревья

Солнце

Звёзды

Муравейник

GPS- Навигатор

Тропинки

карта

Ответы на второй вопрос:

Да, можно

Нет, нельзя

Данный способ не является полностью достоверным, зависит от географического положения.

«Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Трава стала попадаться чаще и пучками».

По данному способу нельзя ориентироваться.

Данный способ является недостоверным.

«Заметив меж хвойных деревьев березки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался».

Березы, осины – лиственные деревья, значит, впереди река.

Леса с лиственными породами деревьев являются весьма прихотливыми по таким критериям как увлажненность почвы и мягкость климата, поэтому чаще всего таки леса находятся возле водоемов. Способ достоверен.

«Болота чаще всего бывают у берегов озер».

Существуют разные типы болот по происхождению, не всегда водная сеть связана с озером, болото может простираться на множество километров (болото-океан).

Данный способ является частично достоверным.

«Еще раз поглядел на озеро, на кровянистое небо: «Ветер завтра будет. А вдруг еще и дождь. Вызвездило – к холоду!»

Народные приметы о погоде:

Вызвездило к вечеру - ночью жди мороз.

«Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею»

Проточные озера - озера которые имеют приток воды по рекам и сток в другую реку, озеро или море.

Данный способ является достоверным.

«Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!»

В тех случаях, когда через озера протекают реки, их называют проточными. В таких озерах даже возникают течения, вызванные рекой.

Данный способ является достоверным.

«Далеко Васютка заметил входящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка».

Лиственный лес растет около водоемов.

Данный способ является достоверным.

2.4 Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Отрывок из произведения

Обоснование

Возможность использования способа

«Митраша не забыл и компас» «… бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно

всегда, как ее ни верти, все на север глядит».

Компас - устройство, облегчающее ориентирование на местности .

Данный способ является достоверным.

«…по ту и другую сторону, аллейкой вырастала

высокая сладкая трава белоус. По этой, не желтого цвета, а скорее цвета белого, траве можно было далеко

впереди себя понять, где проходит тропа человеческая. Высокая трава белоус - неизменный спутник тропы

человеческой».

Белоус – сорная трава, семена переносятся на подошве человека.

Данный способ частично является достоверным. Зависит от географического положения, например, у нас трава белоус не растет.

Проанализировав произведения, мы видим, что способы, которыми пользуются маленькие герои, являются достоверными, но есть несколько способов, пользоваться которыми можно только при определенных географических условиях. Следует сказать, что авторы произведений (М.М.Пришвин, В.П.Астафьев) нередко сами отмечают, поясняют достоверность способа, используемого в тексте.

Заключение

В результате проделанной работы задачи, стоящие перед нами в начале исследования, выполнены :

    Найдены произведения, в которых есть мотив ориентирования героев на местности;

    Рассмотрены способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

    Были отслежены и сопоставлены способы ориентирования на местности со способами, описанными в произведениях;

    Создано интегрированное учебное пособие.

Благодаря выполненным задачам нами была достигнута цель работы: выявлена достоверность изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтверждается: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются достоверными, но следует учитывать географическое положение анализируемой местности.

Данная тема является перспективной, так как можно продолжить рассматривать способы ориентирования на местности, но уже в произведениях зарубежных писателей.

Список литературы

    Вертель Л. Ориентирование и поведение в лесу/ Л.Вертель. – СПб.: 1980. – 62 с.

    http://wikipedia.org

Несмотря на повсеместную распространённость в последние годы всякого рода GPS-навигаторов старые, надёжные, проверенные веками способы ориентирования на местности всегда должны быть в арсенале любого уважающего себя туриста.

Для ориентирования на местности необходимо правильно определить своё местоположение относительно сторон горизонта и особо выделяющихся объектов (ориентиров) и точно выдерживать выбранное направление движения к заданному объекту.

Ориентирование в пространстве

  • По карте;
  • По компасу
  • По народным приметам

Ориентирование по карте

Карта будет верным помощником только того туриста, который умеет её «читать», то есть знает все условные обозначения для различных объектов и ориентиров, разбирается в масштабировании, умеет определять по ней стороны света (обычно всегда сверху находится север, юг внизу, восток справа, запад слева). Естественно, об этом нужно позаботиться до момента попадания с картой в незнакомую местность. Для ориентирования по карте необходимо «привязать» изображённые на ней объекты к реальным объектам на местности.

Лучше всего для этого найти на местности один из достаточно протяжённых ориентиров (дорогу, просеку в лесу, берег реки, линию электропередач и т.д.), выйти на него, найти его на карте, и путём поворачивания карты относительно сторон света добиться совпадения направления реального ориентира с изображённым на карте. При этом более мелкие объекты: холмы, овраги, рощи, отдельно стоящие деревья или строения, находящиеся на местности справа или слева от выбранного основного ориентира там же должны находиться и на карте . Потом по взаимному расположению близлежащих ориентиров и глазомерно определённому, или же промеренному шагами расстоянию между ними, можно определить своё местоположение на карте. После чего можно начинать прокладывание схемы маршрута следования к выбранной точке движения и определение его протяжённости, необходимых поворотов и основных ориентиров.

Значительно облегчает ориентирование на местности наличие компаса , что позволяет сразу определить стороны горизонта и не отклоняться от направления выбранного маршрута во время движения. Особенно компас незаменим в условиях скудной на приметные ориентиры местности, например, в пустыне, тундре, густом лесу или же в условиях плохой видимости.

Нужно лишь учитывать, что компас не будет давать точных показаний возле линий электропередач, железных предметов, некоторых электронных устройств, в местах рудных аномалий. В этих случаях показания компаса нужно по возможности дополнять данными ориентирования по местным признакам.

Ориентирование по компасу

Для его нужно расположить горизонтально и дождаться прекращения колебания стрелки, после чего она укажет на север. При наличии карты , её нужно расположить верхней стороной рамки в направлении севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки совпала с осью стрелки компаса.

После этого осуществляется стандартное определение местоположения на карте и прокладывается маршрут дальнейшего движения по азимуту (углу между указанием стрелки компаса и нужным нам направлением движения).

Ориентирование по местным признакам и народным приметам

При отсутствии компаса направление сторон горизонта поможет определить большое количество , а именно:

  • По Солнцу , Луне и звёздам (например, Полярная звезда всегда указывает на север и в безоблачную погоду по ночам вполне себе заменяет компас);
  • По растениям (например, мхи и лишайники развиваются на более сырых северных сторонах деревьев, пней, валунов; трава растёт лучше с юга от отдельно стоящих объектов, а с северной дольше сохраняется свежей в жаркую погоду; просеки в лесу прорубаются всегда строго с севера на юг и с запада на восток);
  • По животным (например, степные пчёлы всегда гнездятся с южной стороны стен или больших камней, муравейники располагаются к югу от ближайших пней, деревьев и кустов, причём южная сторона муравейников всегда более пологая);
  • По рельефу , влажности почвы, таянию снега;
  • По строениям (например, алтари православных храмов всегда обращены на восток, а смотрящий вверх край нижней перекладины крестов на куполах, всегда указывает на север; на старых зданиях с северной стороны зачастую на стенах или крыше есть поросли мха и лишайников, почва возле них более сырая или снег дольше не тает).

Из видео, вы узнаете как применять приметы ориентирования на практике. Особое внимание следует уделить ориентированию по часам.

В завершение можно отметить, что человечество за многие века своего существования выработало множество способов ориентирования на местности, как первейшее условие выживания человека в незнакомой или малонаселённой местности.

И при условии предварительного знакомства человека с данной наукой есть все шансы при соблюдении хладнокровия и трезвого рассудка с честью выбраться из любой экстремальной ситуации, связанной с потерей ориентации в пространстве на незнакомой и не населённой местности.

У любого опытного туриста наверняка есть какие-то свои, выработанные личной практикой походов, способы ориентирования на местности. Думаю, всем будет интересно узнать о таких эксклюзивных методах от читателей сайта, имеющих опыт походов и путешествий по бескрайним просторам нашей прекрасной планеты!

Светлана Романова
Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями «Одаренный ребенок»

Тема «Школа картографов»

Программное содержание :

Систематизировать знания детей о пространственных отношениях и способах ориентирования при помощи компаса, глобуса и географической карты, дать детям понятие «части света» : север, запад, восток, юг :

Повысить уровень познавательной активности у детей через организацию поисковой деятельности с компасом, географической картой. Продолжать развивать заинтересованность детей в получении новых знаний об использовании умения ориентироваться на местности в повседневной жизни, людьми разных профессий.

Продолжать работу по развитию интеллектуальной сферы дошкольников : учить детей планировать и координировать действия для получения желаемого результата, а так же анализировать полученный результат совместной работы с использованием имеющихся навыков в экспериментально- опытной работе.

Продолжать развивать коммуникативные навыки детей через совместную поисковую деятельность.

Ввести в словарь детей названия и термины : компас, магнит, север, запад, восток, юг, стороны света, картограф. Объяснить значение выражения : «сориентироваться» , «графический план» .

Материалы к занятию :

Технические средства обучения : ТВ, компьютер, интерактивная доска.

Демонстрационный : видеозапись отрывка из мультфильма «Смешарики» , «Картография» ; рисунок карты Смешариков; мерки (лента, полоска бумаги, шнурок, деревянная палочка, фишки; презентация «История изобретения компаса» ; чертеж «роза ветров» , глобус, географический атлас.

Раздаточный : на каждого ребенка карандаши , карточки, компасы, 5 кружков из плотного картона диаметром около 1,5 см, 5 намагниченных иголок, емкость для воды.

Предшествующая работа : знакомство детей с географическим атласом, природными зонами; организация сюжетно- ролевых игр с использованием различных конструкторов по теме «Путешественники- мореплаватели» ; ориентирование по графическим планам помещений, выполненных на бумаге в разных масштабах, по помещениям второго этажа детского сада; использование компьютерных игр по ориентировке в пространстве и ознакомлению с окружающим ; знакомство дошкольников с различными видами транспорта и средствами передвижения.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу с игрушкой «Смешарики. Нюшей» , обращается к детям :

Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам в гости пришла Нюша. Вы знаете, Нюша очень хотела сегодня с вами увидеться , у нее есть к вам какая-то просьба . С ней еще осенью приключилась одна не очень приятная история, да что ее рассказывать, давайте вместе вспомним.

(Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Смешарики» , «Картография» )

Воспитатель : - Ребята, карту, которую нарисовал Нюше Ёжик я вам сейчас еще раз покажу, а вы мне скажите : почему же Нюша не нашла грибную поляну по нарисованной карте? Давайте посмотрим и выясним, что не было указано на карте? Правильно ли был указан маршрут?

Нюша :- Да, ребята, расскажите почему?

(На экране появляется изображение карты Ежика. Дети высказывают свои предположения, почему так трудно пользоваться такой неточной картой : по такой карте трудно сориентироваться (соотнести ее с участком) ; на карте не указаны направления; не точно указаны ориентиры (ручей, родник, утес) ; непонятны условные обозначения предметов ; не указано расстояние от одного предмета до другого)

Воспитатель : - Ребята, если не владеешь навыком пользования взрослых измерительных приборов (линейка, метр, рулетка, то как можно измерить расстояние между ориентирами?

Нюша : - Вы знаете, ребята, после такого неудачного поиска грибов и «помощи» друзей Смешариков в рисовании карты, я хочу сама научиться составлять карты. Пожалуйста, научите меня правильно обращаться с картой, указывать направления движения, передвигаться по указанным направлениям, измерять расстояния. А главное, я хочу научиться находить выход из сложной ситуации так, как умеете вы, и делать все это обдуманно, обсудив решение вопроса с друзьями .

Воспитатель : - Ребята, вы согласны помочь Нюше? Давайте сначала расскажем Нюше о последовательности составления маршрута на примере карты Ёжика.

(Воспитатель предлагает детям присесть на ковер в центре групповой комнаты , посмотреть на карту и рассказать Нюше :

Есть ли на карте Ёжика указание начала маршрута Нюши? (дом Нюши) - воспитатель ставит на карте в указанном месте точку.

До какого первого указателя должна была дойти Нюша? (до 2 дубов)

Какое расстояние между началом маршрута и первым поворотом? (оно не указано)

Указал ли Ёжик, в какую сторону повернуть Нюше у дубов? (налево)

Какие еще ориентиры называл Ёжик Нюше? (родник, ручей, утес, грибная поляна)

Указывал ли Ёжик между ними расстояния? (не указывал)

Что обозначают рисунки на карте на пути движения Нюши? (елки, деревья,

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, можем ли мы помочь Нюше исправить неточности на карте? Что вы можете предложить Нюше? (ответы детей)

Воспитатель : - Ребята я хочу предложить вам смоделировать карту Ёжика у нас на ковре, мы можем расставить в группе все ориентиры указанные Ёжиком, измерить все расстояния, зарисовать карту на бумаге, а Нюше останется повторить все действия, но уже на местности, у себя в лесу.

(Воспитатель расставляет указанные ориентиры на ковре (дом, 2 дуба, родник, утес, грибную поляну)

Воспитатель : - Ребята, проверьте, все ли мы расставили и скажите, какими мерками мы можем пользоваться при измерении расстояний между ориентирами? (лента, полоска бумаги, шнурок, палка и т. д.) .

Воспитатель : - Я хочу предложить сегодня вам использовать такую мерку, как шаги человека : «короткие и длинные» .

Воспитатель : - Скажите, пожалуйста, какими шагами удобнее пользоваться нам при измерении расстояний между ориентирами и почему? (короткими, у нас очень маленькие расстояния между ориентирами)

Воспитатель : - Какими шагами удобнее будет пользоваться Нюше в лесу? (длинными, там расстояния между ориентирами длиннее)

Воспитатель : - Я предлагаю вам объединиться по парам, Договоритесь, кто у вас в паре будет измерять расстояние, а кто – откладывать фишки. Зачем нам понадобятся фишки, что может быть фишками? (фишки нужны чтобы зафиксировать, сколько мерок было отмерено на данном отрезке пути; фишками могут быть любые мелкие предметы.) И не забудьте, правило : фишка ставиться в конце каждой отложенной мерки – сегодня это будет носок вашей обуви. (Воспитатель расставляет пары детей между указанными ориентирами на ковре (дом - 2 дуба,2 дуба - родник, родник - утес, утес – грибная поляна. Дети взяв с собой фишки) приступают к работе)

Воспитатель : - Какое расстояние пути прошла первая пара от начала пути до 2 дубов? (ответ детей) - Какое количество мерок было отмеряно у второй пары от 2 дубов до родника? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у третьей пары от родника до утеса? (ответы детей) - Какое количество мерок было отмеряно у четвертой пары от утеса до грибной поляны? (ответы детей)

Воспитатель :- Нюша, ребята узнают каждый раз что-то новое и полезное, чтобы стать настоящими картографами. Ты знаешь, кто такие «картографы» ? Ребята, а вы догадались что обозначает слово «картограф» ?

(Профессия взрослых, связанная с рисованием карт)

Воспитатель :- Правильно, картография - (от греческого - «карта» и– «рисовать» ) наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения , сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества.

Предметами изучения картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Результатом труда картографов являются образно-знаковые модели пространства в виде : плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.

Картография появилась, вероятно, ещё до появления письменности в первобытном обществе. Об этом свидетельствует, например, то, что у народов, не имевших письменности в момент их открытия, имелись развитые картографические навыки. Путешественники, расспрашивавшие эскимосов северной Америки о расположении окрестных островов и берегов, получали от них сравнительно внятные описания, в виде карт, нарисованных на кусочках коры, на песке или на бумаге (если она была) . Сохранились карты в форме наскальных рисунков. Первые известные карты относятся к небу , а не к земле. Точки (наскальный рисунок, найденные на стенах пещеры в Турции изображают часть ночного неба, три яркие звезды Вега, Денеб и Альтаир (созвездие Летний треугольник) .

Самые ранние карты в Китае были найдены во время археологических раскопок гробниц, это были шелковые карты, и карты, нарисованные черными чернилами на деревянных блоках.

(Показ древнейших карт на доске : Туринская папирусная карта - древнейшая бумажная карта в мире; Вавилонская карта мира.)

Воспитатель :- Ребята, вы хотели бы узнать секреты картографов при составлении карт? Если не знать этих секретов, то у нас с вами получится карта очень похожая на карту Смешариков. Я приглашаю вас с Нюшей в «Школу картографов» .

(Детям предлагается сесть за стол)

Воспитатель :- Для точного изображения карт еще с древности человек определял стороны света (запад, север, восток, юг) : примерное южное направление по положению солнца в зените, восточное - по месту восхода, а западное - по месту заката солнца. Старинные карты , в отличие от современных карт, ориентировались на юг. Я предлагаю вам зарисовать все 4 стороны света так, как показано на экране.

(Детям предлагается карточка для обозначения сторон света . Показ слайда «роза ветров)

Воспитатель : - Знание сторон света – было одним из секретов картографов.

А вот изобретение одного загадочного предмета позволило морякам и путешественникам прокладывать курс в открытом море. Вооружившись этим предметом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания. Они оставили морские берега (к которым мореплавание было привязано на протяжении нескольких тысячелетий) и пустились в плавание через океан. Послушайте загадку :

На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодиться - С ним нигде не заблудиться.

(Дети отгадывают загадку (компас) . Воспитатель предлагает послушать историю изобретения компаса и посмотреть его иллюстрации.)

(Рассказ воспитателя об истории компаса, показ слайдов)

1. Первый компас, в переводе с китайского языка назывался “ведающий югом” и имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.

2. В Китае установлен памятник первому компасу.

3. Следующим изобретением считался намагниченный компас в виде железной рыбки. Рыбка нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. В воде она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. (При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.)

Далее ученые попробовали намагнитить о природный магнит обычную швейную иглу, прикрепить ее с помощью воска в центре корпуса к свободно висящей шелковой нити. Этот компас указывал направление более точно, чем плавающий, так как испытывал гораздо меньшее сопротивление при своем повороте. Другая конструкция компаса, предложенная китайским ученым Шэнь Гуа, была еще ближе к современному компасу : намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку.

Воспитатель :- Ребята, а вы хотели бы сегодня поучавствовать в роли изобретателей компаса? (Воспитатель предлагает детям пройти к столу и посмотреть первый опыт)

ОПЫТЫ С НАМАГНИЧЕННЫМИ ИГОЛКАМИ

Воспитатель :- Ребята, а теперь вы возьмите 5 кружков картона с проколотыми точно по центру намагниченными иголками. На поверхность воды в своей тарелке (не железной) опустите 2 кружка с иголками острием вверх. Расположите их рядом на расстоянии 1 см. Что произошло с иголками?

(Иголки отплыли друг от друга на некоторое расстояние и замерли.)

Магнитные силы уравновешены. Опустите на воду поплавок с третьей иголкой. В форме какой фигуры расположились ваши поплавки? (В форме треугольника)

Добавляйте по одному поплавку и каждый раз рассматривайте образовавшиеся фигуры. Три иголки образуют треугольник, 4 – квадрат, 5 - пятиугольник или квадрат с одной иголкой в центре. (показ слайда)

(Если степень намагниченности иголок и сами картонные кружочки будут одинаковыми, то получатся симметричные фигуры.)

Воспитатель : - Ребята, вот вы и стали настоящими изобретателями. Я предлагаю вам рассмотреть современный компас и сравнить его показания с показаниями нашего «водного компаса»

(Дети получают каждый по компасу, рассматривают его. Взрослый рассказывает об устройстве и назначении компаса. Рассказывает, что стрелка компаса всегда указывает в одну и ту же сторону, ее нельзя повернуть в другую сторону (если она свободна и ее не зажимает специальный затвор, называет направления указанные на компасе : север, юг, восток, запад. Указывает, что стрелка всегда указывает на север, а противоположный конец стрелки указывает на юг, если встать лицом к северу, то справа будет находиться восток, а слева - запад, за спиной - юг.

На экране появляется изображение «розы ветров» .

Детям предлагаются карточки, воспитатель просит ребят зарисовать стороны света) Встать лицом на север, куда указывает стрелка компаса, рассказать, что будет сзади, справа, слева. (юг, восток, запад)

Воспитатель :- Ребята, как вы думаете, кому компас необходим в работе?

(Ответы детей : путешественникам, морякам, летчикам, туристам.)

Воспитатель :- Ребята, в настоящее время существует разнообразное количество компасов, давайте на них посмотрим.

(Показ слайдов с изображением разных видов компаса.)

Воспитатель : - Ребята, как хорошо мы с вами поработали, а заодно и Нюша узнала много нового. Нюша, ты действительно была хорошей ученицей.

Нюша : – Ребята, большое спасибо от меня и от всех Смешариков за то, что вы научили меня пользоваться компасом, я узнала о существовании 4 основных сторон света, узнала, как нужно измерять расстояния, как правильно наносить условные обозначения и обязательно использовать эти знания при рисовании карты.

Воспитатель : - Ребята, что еще мы сегодня успели рассказать Нюше? (Пользоваться условной меркой и масштабом для изображения разных размеров и расстояний, использовать для фиксации количества мерок фишками)

Нюша :- Я хочу сказать Вам большое спасибо за то, что вы были такими внимательными, активными и дружными, без вашей помощи я не смогла бы научить Нюшу.

(Воспитатель благодарит каждого ребенка за участие ) .