Биографии Характеристики Анализ

Сэргэ - ритуальный столб якутов. История про сэргэ Золотая коновязь

Раз уж мы про лошадок, то надо рассказать и про коновязи. Но не простые...
По сторонам дороги Р418 (Иркутск - Баяндай), а потом - Баяндай - Сахюрта, а дальше вдоль берега Малого Моря (Байкал), почти в каждой большой долине или рядом с возвышающейся над местностью горной вершиной можно увидеть вкопанные в землю столбы.


Это - сэргэ - коновязи, ритуальные столбы и деревья у бурят. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ - семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность.
Сэргэ связано с культом коня, что вполне понятно.
Эта коновязь — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.
В шаманской мифологии небосвод вращается вокруг Полярной звезды, представляющейся как Алтан-Сэргэ («Золотая коновязь»). Ее сделали девять кузнецов. Одно из самых древних обо Бурятии, расположенное на территории Тамчинского дацана (Селенгинский район) называется Алтан-Сэргэ.

Весна 2012 года

Когда я впервые попала в эти места, запомнила только три подобные сооружения - они были наиболее пышными и явно не оставленными внимания. Собственно - их мне и показыали, когда мы путешествовали в бухту Ая.
Сейчас - в этих местах появились соответствующие указатели и можно понять - почему эти столбы так ценны для местных жителей. Но - обо всем по порядку.

Лето 2010 года.

Мое знакомство началось с этого сооружения. Барисан за селом Жердовка. Сразу после красивого указателя начала Усть-Ордынского автономного округа.
Издревле на этом месте останавливались путники отдохнуть и отдать дань уважения хозяевам местности - Божествам Энжинам .
Переводится слово, как «хозяева». Это внуки тэнгри, являющиеся хозяевами отдельных местностей: ущелий, скал, сопок, рек, а также погоды. Делятся на добрых (Прибайкалье) и злых (Забайкалье). В разговорном бурятском языке синоним тэнгри.

Чуть дальше - в следующей степи.
Этот Барисан выглядит несколько проще, но на самом деле - очень важное место. Указатель гласит:
"Испросившая от Бурханов сокращения трехсот норм жертвенного тарасуна - до тридцати, тридцати жертвенных животных - до трех. От Иркутска до озера Хyлэн установившая тридцать барисанов, Мать-Покровительница Буубэйн Тоодээ. В вашу честь наши молитвы!"

Следующая долина. Синенькие - это как раз указатель и приветствие - благодарность.

"" - один из видов шаманских жертвоприношений, связанный с поднесением алкоголя и денег местному божеству, обитающему на обо, так же и место для подобных жертвоприношений.
"Бариса " - синоним слова «обо»

Бутылочку видите - это после жертвоприношения осталось...

"Глубокий белый священный Хулэн
В прекрасной бескрайней степи Арда
Хозяин Хулэна - hахалта Хухэ
Сын Хулэна Хулгэ Мээсгэр
Дочь Хулэна Эмтэ Галзуу
Основавший на Хулэн озере
стойбище - Хухэ Буха
Хозяин горы Гурбэл
Маамша- Мана Хатан
В Вашу честь наши молитвы!"

"Обо " - священное место, на котором совершается поклонение духу-хозяину местности. Если обо расположено у дороги, на нем вкапывается в землю деревянная сэргэ или навес, где помещаются изображения почитаемых святых, а также оставляются подношения.

Еще один старый знакомец. После Баяндая

Следует тут заметить, что Обо (бур., монг. овоо, хак. обаа) — «куча, груда, насыпь») - в традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озер, аршанов, на берегах рек.

В 2010 году было так...

Теперь же ленточки можно увидеть не только на деревьях возле аршанов (источников), но и вот так - на специальных перекладинках (которых раньше не было), соединяющих сэргэ.

Георгиевская ленточка и кусок тельняшки...
Вообще принято повязывать Залаа . Это ленты из шелковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах. Сейчас при многих датсанах в магазинчиках можно купить специальные. Разных цветов - в зависимости от того, чего хотелось бы. Но многие поступают по-старинке - и повязывают свои, какие есть

Небольшая окруженная горами долинка после реки Анга и селения Хурай-нур

А вот это типичный обо - куча камней и сэргэ. Перевал после реки Хорга, напротив мыса Шида (это уже над заливом Мухур, что на Байкале)

А вот тут пришлось изрядно остановиться. Эти сэргэ расположены после ущелья Сарма (куда мы собирались отправиться), и урочищем Хадарта, где есть свои (на фото ниже)
Дело в том, что прекрасная Хозяйка Сарма - не любит, когда к ней в гости приходят женщины. Поэтому местные жители делятся на тех, кто в ущелье был и тех, кто боится туда ходить. И я их понимаю - жить в этой местности надо в мире с духами.
"Когда к нам приехала из города женщина - археолог, она каждый раз перед тем, как в ущелье идти, обязательно молилась и говорила, что она по работе, а не просто так - от праздности", - рассказывала одна местная жительница.
Сарминское ущелье славится своими ветрами. Когда в конце 60-х у выхода из ущелья была сделана метеостанция, как-то раз ее просто снесло - ветер был 60 метров в секунду. Это примерно 200 км в час (для тех, кому лень считать).
В путеводителях пишут предупреждение для пребывающих на острове Ольхон - он напротив.
"Самым сильным и опастным здесь является ветер северо-западного направления "сарма" или "горняк", который неожиданно срывается с Прибайкальских гор. Его скорость достигает 40 м/с. Предвестниками этого внезапного ураганного ветра служат веретенообразные облака, появляющиеся над верхними склонами Приморского хребта "
Так вот. Сэргэ у входа в само ущелье - не было. Это мы тоже выяснили. Поэтому с самой Хозяйкой поговорить сложно. А так как была запланирована прогулка в ущелье, то меня отправили общаться с духами к этим сэргэ. Которые поблизости.
"Иди, договаривайся", - напутствовали.
Ну, раз договариваться - то надо чтобы все серьезно. С собой из напитков был только гранатовый сок, который был прихвачен, и обнаружился рис. Вот с такими подарками я и побывала "в гостях у местных хранителей".
Голубое небо, легкие облачка, солнце... и теплый ветерок, который развевает ленточки, повязанные многими, пришедшими сюда...
Про прогулку в само ущелье я расскажу несколько позже. Но так как прошла она хорошо, то видимо духам понравились подарки и они уговорили своенравную Хозяйку быть милостивой... За что ей отдельное большое спасибо (было ну очень красиво)

В бухте Хадарта. Обо и сэргэ

В этот раз это оказалась конечная точка нашего маршрута. И сюда тоже я заклянула с подарками (как, кстати, и к прочим - надо все-таки уважать местные обычаи).
Духи откровенно радовали - такого разнообразия погоды - мало когда встретишь. Среди солнечного дня пригнать несколько снежных тучек - это очень красиво!
Фото получилось с поездки много. Так что - продолжение следует...

Сайн байна уу эрэгтэй-эмэгтэй!

Мои фотоколлекции постоянно пополняются. Некоторые из них, например "Байкала корабли", я уже показывал

(Ольхон, мыс Бурхан)


Большую часть мой коллекции составляют ритуальные знаки Сибири, Бурятии, Монголии. Это обоо (овоо) и сэргэ. Когда-нибудь покажу что у меня есть. От парадно-официальных обоо, то стихийно возникающих... Например, торчала себе из берега металлическая труба в Посольском. Служила она осью ворота, которым вытягивали невода и лодки на берег. Но вот как, подошел к ней неизвестный турист, да повязал ленточку из ткани, насмотревшись на подобные, повязанные на деревьях и других предметах по дороге вдоль Байкала.

Посольское

И через некоторое время, появляются на этом столбе ритуальные повязки - хадаки. И у местного духа появляется еще одна резиденция. Что ж ему еще остается, как не поселиться в этом месте, раз уж люди это место почитать начали...

Вечерело... (Ольхон, мыс Бурхан)

Сэргэ́ в переводе с бурятского — коновязь. Это ритуальные столбы и деревья у бурят и якутов.
Установленное сэргэ означает то, что у этой местности есть хозяин. Сэргэ ставиться у юрты, у ворот дома, в особо почитаемых местах, там, где живут духи. Последнее означает как раз то, что хозяевами этих мест являются духи. Ни в коем случае нельзя выкапывать, срубать, сжигать или другим способом уничтожать сэргэ. Оно должно само прийти в негодность под воздействием природных сил.

Ритуальная значимость сэргэ связана с культом коня и является символом дерева жизни, которое объединяет три мира. Верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный мир). На столбе сэрге вырезаются три канавки, для привязывания коней. Верхняя канавка для небесных духов, средняя для коней людей, нижняя - для наездников темного нижнего мира.

Сэргэ неразрывно связано с шаманизмом, являсь очень важной частью культа. Сэргэ устанавливаваются в месте проведения обряда шанар - посвящения в шаманы. Шаманы - это проводники в мир духов, как в верхний, так и в темный нижний мир. Плохие духи воруют душу человека и уносят ее в нижний мир. Шаман может последовать за темным духом и вернуть душу ее хозяину. В местах захоронения шаманов иногда устанавливают очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов. Также на месте захоронения шаманов ставят сэргэ в виде каменных обелисков (оленный камень).

Сэргэ и оленный камень в Тажеранской степи

Хадак - это буддистский символ. Представляет собой ритуальный длинный шарф в виде полосы хлопчатобумажной ткани или шелка. Хадак - символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания. Почему хадак появляется на шаманских сэргэ? Все дело в очень плотном слиянии шаманизма и буддизма в Бурятии и Монголии. По некоторым версиям, особенно популярным в перечисленных местах, буддизм есть совершенная форма шаманизма, имеющего много общего в проведении обрядов, символике и атрибутике. Шаманы и буддийские ламы умеют входить в состояние транса, называемое ангон.
Я приведу версию, неоднократно услышанною мной во время поездок по Монголии. По этой версии, причина столь тесной общности заключается в особом покровительстве буддизму со стороны чингизидов. В XIII веке, во время прихода второй, наиболее крупной волны распространения буддизма из Тибета в Монголию, сын Угэдэй-хана - Годан пригласил главу школы Сакья - Кунга Гьелцена в качестве своего духовного наставника. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья - Пхагпа-лама. По приказу Хубилай-хана он разработал новую письменность (монгольское квадратное письмо) для главных языков империи Юань - монгольского, тибетского, уйгурского и китайского, чтобы обеспечить культурное единство народов державы, а также для транслитерации санскритских текстов. В это время в Монголию пришли также учителя традиции Карма Кагью. Буддизм был объявлен Хубилаем государственной религией империи Юань. Последователи буддизма весьма активно разрушали символы шаманистов, в т.ч. сэргэ, овоо, оленные камни. Это вызвало определенное недовольство и отторжение новой, для монголов, религии. В середине XIV века, с отделением Китая от монгольской империи Юань, влияние буддизма в Монголии ослабло. Это привело к тому, что буддистские иерархи запретили разрушать шаманистские символы и разрешили использовать в своих ритуалах. С тех пор можно увидеть буддистский хадак, повязанный на шаманском сэргэ.

Сайн байна уу эрэгтэй-эмэгтэй!

Мои фотоколлекции постоянно пополняются. Некоторые из них, например "Байкала корабли", я уже показывал >>>>>>>>>>>>

(Ольхон, мыс Бурхан)


Большую часть мой коллекции составляют ритуальные знаки Сибири, Бурятии, Монголии. Это обоо (овоо) и сэргэ. Когда-нибудь покажу что у меня есть. От парадно-официальных обоо, то стихийно возникающих... Например, торчала себе из берега металлическая труба в Посольском. Служила она осью ворота, которым вытягивали невода и лодки на берег. Но вот как, подошел к ней неизвестный турист, да повязал ленточку из ткани, насмотревшись на подобные, повязанные на деревьях и других предметах по дороге вдоль Байкала.

Посольское

И через некоторое время, появляются на этом столбе ритуальные повязки - хадаки. И у местного духа появляется еще одна резиденция. Что ж ему еще остается, как не поселиться в этом месте, раз уж люди это место почитать начали...

Вечерело... (Ольхон, мыс Бурхан)

Сэргэ́ в переводе с бурятского — коновязь. Это ритуальные столбы и деревья у бурят и якутов.
Установленное сэргэ означает то, что у этой местности есть хозяин. Сэргэ ставиться у юрты, у ворот дома, в особо почитаемых местах, там, где живут духи. Последнее означает как раз то, что хозяевами этих мест являются духи. Ни в коем случае нельзя выкапывать, срубать, сжигать или другим способом уничтожать сэргэ. Оно должно само прийти в негодность под воздействием природных сил.

Ритуальная значимость сэргэ связана с культом коня и является символом дерева жизни, которое объединяет три мира. Верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный мир). На столбе сэрге вырезаются три канавки, для привязывания коней. Верхняя канавка для небесных духов, средняя для коней людей, нижняя - для наездников темного нижнего мира.

Сэргэ неразрывно связано с шаманизмом, являсь очень важной частью культа. Сэргэ устанавливаваются в месте проведения обряда шанар - посвящения в шаманы. Шаманы - это проводники в мир духов, как в верхний, так и в темный нижний мир. Плохие духи воруют душу человека и уносят ее в нижний мир. Шаман может последовать за темным духом и вернуть душу ее хозяину. В местах захоронения шаманов иногда устанавливают очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов. Также на месте захоронения шаманов ставят сэргэ в виде каменных обелисков (оленный камень).

Сэргэ и оленный камень в Тажеранской степи

Хадак - это буддистский символ. Представляет собой ритуальный длинный шарф в виде полосы хлопчатобумажной ткани или шелка. Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания. Почему хадак появляется на шаманских сэргэ? Все дело в очень плотном слиянии шаманизма и буддизма в Бурятии и Монголии. По некоторым версиям, особенно популярным в перечисленных местах, буддизм есть совершенная форма шаманизма, имеющего много общего в проведении обрядов, символике и атрибутике. Шаманы и буддийские ламы умеют входить в состояние транса, называемое ангон.
Я приведу версию, неоднократно услышанною мной во время поездок по Монголии. По этой версии, причина столь тесной общности заключается в особом покровительстве буддизму со стороны чингизидов. В XIII веке, во время прихода второй, наиболее крупной волны распространения буддизма из Тибета в Монголию, сын Угэдэй-хана — Годан пригласил главу школы Сакья — Кунга Гьелцена в качестве своего духовного наставника. Во времена правления хана Хубилая в Монголию прибыл следующий глава школы Сакья — Пхагпа-лама. По приказу Хубилай-хана он разработал новую письменность (монгольское квадратное письмо) для главных языков империи Юань — монгольского, тибетского, уйгурского и китайского, чтобы обеспечить культурное единство народов державы, а также для транслитерации санскритских текстов. В это время в Монголию пришли также учителя традиции Карма Кагью. Буддизм был объявлен Хубилаем государственной религией империи Юань. Последователи буддизма весьма активно разрушали символы шаманистов, в т.ч. сэргэ, овоо, оленные камни. Это вызвало определенное недовольство и отторжение новой, для монголов, религии. В середине XIV века, с отделением Китая от монгольской империи Юань, влияние буддизма в Монголии ослабло. Это привело к тому, что буддистские иерархи запретили разрушать шаманистские символы и разрешили использовать в своих ритуалах. С тех пор можно увидеть буддистский хадак, повязанный на шаманском сэргэ.

На прошлой неделе бессовестно поменяла столицу нашей родины на столицу родины чужой. Ездили в Якутию. В командировку. В том числе наблюдала за установкой Сэргэ. Сейчас попробую рассказать что это.

Около Якутска есть место Ус Хатын, что переводится как «Три березы». Здесь традиционно собираются якуты в день летнего солнцестояния встречать рассвет и праздновать новый якутский год – Ыссыах. Собираются здесь сотни тысяч якутов – приезжают специально из других регионов. Место знаковое, потому каждая порядочная организация стремится обвеховать свою территорию, построив традиционное якутское жилище Тусулгэ и установив Сэргэ. Вот о последнем подробнее.

Сэргэ (як.) – столб для коновязи, в виде высокого деревянного идола - пожалуй, один из самых часто встречающихся в Якутии памятников. Это символ благополучия, счастья и гостеприимства по верованиям народа саха. Вокруг них проводились праздники, моления, общественные собрания и т.д.

Сэргэ в древности являлось прообразом мифологического вечнозеленого дерева "Аар-Кудук-Чэрчи-Мас". В его густых ветвях обитали добрые духи-хозяева плодородия и покровители животных, символизирующие небесную благодать, счастье и изобилие. В трудных случаях хозяин дома ночевал возле сэргэ, обнимая его, чтобы получить мудрые советы. Считалось, что сэргэ нельзя рубить на дрова, они должны стоять до тех пор, пока не упадут от ветхости. Упавшие столбы полагалось поднять и установить на том же месте или унести в лес и положить в развилину между двух сросшихся лиственниц.

Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". А в целом, установка сэргэ означало: «это моя земля, место имеет хозяина». На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя - предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей. Средняя - для лошадей обычных земных людей. Нижняя - для лошадей представителей подземного мира.

Если «капать» глубже, то фаллическое значение «сэргэ», как символа мужского начала, имело особое значение в культуре якутов. Символ фаллоса, как знака плодородия, имело в обряде «вызывания половой страсти» («Дьалын ылыы») - испрашивание потомства у духов. Молодые женщины с помощью заклинаний шамана входили в сексуальный транс. В этом обряде символом мужского начала был «сэргэ», как символ плодородия и потомства, символ продолжения народа и бессмертия. Только мужчина может даровать женщине душу ребенка, (дарованный ему от божества «Юрюнг Айыы Тойон»).

Ну и, конечно же, Сэргэ обвязывали разноцветными лоскутками материи - "хадак". Считается, что когда ветер колышет ленточку с написанными на ней молитвами, тот, кто ее повесил, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.

Любопытно, что при Советской власти установка сэргэ не преследовалась. Лишь слегка изменилось их оформление. Сэргэ, ранее изображавшие, например, фаллос как символ плодородия, теперь украшался звездой или портретом генерального секретаря, но возле него все так же разливали (проливали) жертвенный кумыс, под его основание все так же закапывали жертвенную конину, возле него все так же продолжали славить былинных героев-богатырей (и в первую очередь самого главного из них – Элея, пророка, кузнеца, охотника и философа, про которого якуты знали, что он пришел неизвестно откуда в их землю и научил их ремёслам, религии и поэзии) и героев Великой отечественной войны.

Советская атеистическая символика так же мягко и бесконфликтно адаптировалась якутами, как адаптировалось православие в ХIХ в., когда на вершине сэргэ можно было увидеть икону Николая Чудотворца.

Начиная с шестидесятых годов прошлого века и до сегодняшнего дня в Якутии было установлено множество сэргэ с памятными надписями: датами, объяснениями, для чего и кем установлено, с юбилейной символикой на вершине столба. В советские времена юбилеи и праздники, приезд больших гостей всегда отмечали пышно и сопровождали их установкой коновязей. Так и началась "коновязная лихорадка". Сэргэ устанавливали где угодно - на местах студенческих маевок, удачной охоты, сенокосных угодий и так далее. Особо широко распространилось установление коновязей у школ после выпускных экзаменов или после окончания вуза.

Между тем, сэргэ установленные не по правилам, например, корнем вверх, могут навлечь неприятности. Такие коновязи стали называть - сэргэ проклятия. Люди, когда устанавливают коновязь корнем вверх, как бы говорят ему: "Не расти больше, умирай, не приноси нам счастья". Раньше якуты ставили коновязи корнем вверх на территории своих врагов, чтобы нанести ему проклятие. Если кто-либо обнаруживал с утра возле своего дома сэргэ корнем вверх, то для них это считалось знаком, что их прокляли и наслали на них беды, болезни и даже смерть. В Якутии таких перевернутых сэргэ хватает до сих пор.

Это я к чему – к тому что, заступая на «неизведанные территории» - идти нужно осторожно:-) А в целом – очень интересный и красивый обряд. Наша компания устанавливала Сэргэ в честь пятилетия – считай все равно, что свадьбы:-)