Биографии Характеристики Анализ

Готов ли ребенок к школе: тесты, диагностика, определение. Тесты для детей: зачем и кому они нужны Зачем необходимо готовить детей к тестированию доу

Нужно ли ребёнка готовить к школе?

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школе. Школа - это совершенно новая жизнь для него.

Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься. Невнимательно слушая объяснения учителя, дети недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, ребята теряют интерес к учёбе. Это может стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться. Особенно трудными бывают первые дни пребывания в школе? В это время происходит сложный процесс привыкания к новым условиям (адаптация). Кто-то быстро приспосабливается к новым условиям, но есть часть первоклассников, для которых этот период оказывается непосильной задачей: они часто болеют. Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Поэтому необходимо готовить ребёнка к школе, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его - вполне реальная задача.

Как же готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного сна дети не утомляются, с удовольствием не только играют, но и занимаются - рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры у ребёнка развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит будущему первокласснику справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь чтобы сидеть прямо в течение 35 минут урока, требуется определённая физическая подготовка. А таких уроков будет 3 - 4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, скажется на результатах обучения.

В нашей школе для периода адаптации созданы следующие условия: занятия начинаются с 8.30, первые два месяца у первоклассников проводятся по три урока, предусмотрена динамическая пауза на 40 минут в течение учебного дня. Для того чтобы ребята привыкли к своему педагогу в школе проводятся занятия для будущих первоклассников. С 2010 - 2011 учебного года школа перешла на щадящий режим обучения (5-6 недель - обучение, неделя - каникулы).

Но хотелось бы заметить, какие бы не были созданы условия в школе, самое главное - это желание ребёнка учиться. Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются о школе, и образованных людях, говорят о том, зачем нужно быть умным, то будущий первоклассник будет понимать зачем он идёт в школу и для чего ему нужны знания. Учебная деятельность тогда станет для него более значимой и важной.

Консультация для педагогов ДОУ "Для чего нужна диагностика дошкольников?".


Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области. Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных организаций и родителям воспитанников детских садов.

Для чего нужна диагностика дошкольников? Зачем необходимо готовить детей к тестированию? Эти вопросы часто задают родители детей дошкольного возраста.

Тестирование дошкольников разными методами проводят и в детских садах, и перед поступлением в школу. Тесты для дошкольников помогают узнать о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании и обучении; психологические факторы, которые могут мешать ребенку нормально развиваться; особенности, на которые следует обратить внимание при поступлении в школу и дальнейшем обучении.
Диагностика дошкольников, методики различных видов и направленностей введены повсеместно, начиная с поступления в детский сад. Представляют они собой своеобразное тестирование. Разные методики действуют по-разному, однако есть у них одно общее свойство. Все они помогают родителям и педагогам разобраться в эмоциональном и психологическом состоянии ребенка, определить его готовность к школе или детскому саду, уровень знаний, сообразительность и многое другое.

Например, некоторые тестирования могут показать особенную предрасположенность будущего ученика к определенным предметам. Тогда имеет смысл отдать ребенка в специализированную школу с уклоном на иностранные языки, математику, лингвистику, информатику и так далее. В случае же если тестирование показывает недостаточный багаж знаний и умений, всегда можно заранее подготовиться к поступлению в учебное заведение и наверстать упущенное по какой-либо причине. Также тестирование помогает разобраться в межличностных отношениях, комплексах, проблемах в семье, различных психологических отклонениях от нормы, найти пути решения проблемы и, что особенно важно, первопричину нарушения.

Цель диагностики – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей.

Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

1. физическую готовность к школе , уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

2. психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

3. социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

4. дидактическую готовность к школ е – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей:

Во-первых , чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых , диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих , диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых , детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики.

Таким образом , диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна педагогу: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

***************************************************************************************************************_______________________________________________________________________________________________________________

По мнению мам, тестовая проверка не только далека от критерия объективности, но и в некоторой степени порочна и безнравственна. Вот что нам написала Марина П.: «Мы планировали, тщательно и целенаправленно готовили ребенка и были уверены в том, что сын поступит в школу с математическим уклоном. Этого хотел и сам мальчик. У него незаурядные математические способности. Воспитанием и обучением Вани в основном занимается дедушка, доцент, преподаватель университета. Поэтому у меня не было никаких серьезных опасений по поводу готовности мальчика учиться в специализированной школе. Но произошло нечто неожиданное и ужасное. После тестирования учитель и психолог сообщили мне, что ребенок не будет обучаться в их заведении, так как его и общее развитие не отвечают их требованиям. Самое неприятное состоит в том, что в присутствии Вани было сказано, что, хотя он и справился с математическими заданиями, но все остальные тесты «запорол», «сидел и ловил ворон», «мямлил что-то себе под нос», «рисовал каракули», «бессвязно бормотал», «двух слов связать не мог», «элементарного не понимал». Эти и даже более неприятные слова и фразы я и мальчик выслушивали в течение нескольких минут. Дома ребенок расплакался, замкнулся, ни с кем не хотел общаться и заявил, что вообще ни в какую школу больше не пойдет, потому что ненавидит все эти тесты. Позже я узнала: поскольку будет набран всего один первый класс, все места в нем заранее распределены и заняты детьми «нужных» людей. Так называемое тестирование проводили, чтобы просто создать видимость объективной оценки потенциальных учеников».

Всего лишь орудие

Как и всякий инструмент, тест — вещь объективная. Нет на свете добрых и злых методов и подходов, нет этичных или неэтичных приемов и методик. Хорошее и дурное в применении любых «орудий» определяется мотивацией людей, проводящих исследование. Хорошее лежит в душах мастеров, владеющих инструментом и непременно учитывающих данные тестирования в повседневной практической работе. Дурное гнездится в умах и сердцах тех, кто пытается манипулировать результатами тестирования. Непрофессионалы слишком многое понимают буквально, поэтому используют тестовую информацию как орудие. Опытный специалист, применяя предлагаемые эффективные тестовые методики, ни на миг не забывает о необходимости оберегать ребенка от избыточной информации о нем самом. Язык человеческий сложен и неоднозначен. Поэтому не переработанная, не гармонизированная, не оформленная в соответствии с особенностями восприятия ребенка информация порой оказывается не просто обижающей его, но и губительной. Люди вообще и дети в частности не нуждаются в том, чтобы их «разоблачали». Они нуждаются в помощи, ищут поддержки и стремятся к обретению понимания — в этом многие тесты становятся незаменимыми союзниками.

Все-таки не отказывайтесь!

Реалии наших дней: тестируют не только воспитанников детских садов, будущих школьников, но и учеников, абитуриентов, студентов и аспирантов. Всегда тестируют людей с образованием, желающих занять вакантные должности. Поэтому отнеситесь к использованию тестовой методики со всей серьезностью и осмотрительностью: почитайте соответствующую педагогическую и психологическую литературу, приобретите книги с диагностическими, обучающими, развивающими тестами. После этого вы сможете и сами составлять простейшие тесты. Ищите профессиональные толкования результатов тестирования, пробуйте новые подходы, накапливайте опыт наблюдений, чтобы внести свой вклад в развитие будущего школьника. Подружитесь с тестами, относитесь к ним с уважением и прививайте такое же отношение ребенку. Тогда и для малыша тест станет инструментом обучения.

Для чего нужны тесты

Во-первых, чтобы определить, насколько уровень развития ребенка соответствует нормам, характерным для детей данного возраста. Во-вторых, чтобы выявить особенности , его индивидуальные способности. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, какие-то — не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения. С помощью тестов можно определить «слабые места» и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг дошкольника.
В-третьих, тесты могут быть очень полезны для того, чтобы оценить эффективность средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка. И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с тестами, чтобы они были готовы к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения и растерянности, чувствовать себя уверенней. Ниже даются примеры простейших тестов.

Для «домашнего пользования»

Ответь на вопросы (оценка словесно-логического мышления)

  1. Какое из животных больше -лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают. А вечером что делают?
  3. Днем на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Черешня, груши, сливы, яблоки… — это что?
  6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
  9. Маленькая корова — теленок. Маленькая собака -? Маленькая овечка — это…?
  10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
  11. Для чего автомобилю тормоза?
  12. Чем похожи молоток и топор?
  13. Что общего между белкой и кошкой?
  14. Чем отличаются друг от друга гвоздь и шуруп?
  15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
  16. Какие ты знаешь виды транспорта?
  17. Чем отличается старый человек от молодого?
  18. Для чего люди занимаются спортом?
  19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  20. Для чего необходимо платить за проезд в транспорте?

При анализе ответов ребенка правильными считаются те, которые разумны, на которые был дан пространный ответ и которые отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления — ребенок ответил правильно и осмысленно на 15-16 вопросов из предложенных двадцати.

Изучение свойств памяти

Запомни картинки (оценка кратковременной зрительной памяти). Покажите ребенку по очереди десять картинок (карточек), на каждой из которых изображен знакомый ему предмет. Время демонстрации каждой — до двух секунд. Попросите малыша назвать предметы, которые он сумел запомнить. Учитывается количество предметов, запомненных и названных ребенком, — порядок перечисления не имеет значения. Повторы, как и названия предметов, которых на картинках не было, не учитываются. Обычно ребенок шести-семи лет воспроизводит в памяти семь-восемь предметов из десяти.
Запомни слова (оценка кратковременной слуховой памяти). Прочитайте ребенку десять слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите повторить слова, которые он запомнил — в любом порядке. Ребенок шести-семи лет повторяет пять-шесть слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.
Запомни фразы (оценка СМЫСЛОВОЙ памяти). Прочитайте ребенку несколько простых фраз: осенью идут дожди; дети любят играть; в саду растут яблони и груши; в небе летит самолет; мальчик помогает своей бабушке. Попросите повторить те, которые он запомнил. Главное — передать смысл каждой, дословно повторять не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог выполнить задание, прочитайте еще раз. Дети шести-семи лет обычно справляются с заданием со второй попытки.

Всем известно, что по закону имеют право быть принятыми в первый класс все дети, достигшие шести с половиной лет и не имеющие медицинских показаний. Однако достижение ребенком определенного возраста не является гарантией готовности к школе.

С введением программы 1-4 и классов «шестилеток» возникают дополнительные сложности. По интеллектуальным способностям дети шести и семи лет имеют небольшие различия, но физически и эмоционально шестилетки значительно отличаются от семилеток. В моей практике почти у всех детей, и особенно у мальчиков, которые начали учиться до шести с половиной лет, было много проблем и трудностей адаптации к школе. Некоторые родители стремятся отдать мальчиков в школу пораньше, боясь, что по окончании школы ребенок сразу попадет в армию. Но порой плата за это слишком высока - постоянный неуспех, низкая самооценка, отсутствие желания учиться. Девочки приспосабливаются легче, стараются соответствовать школьным требованиям, ожиданиям учителя и родителей. Именно школьные требования, правила, режим, длительность уроков, необходимость постоянно себя сдерживать и контролировать, быть внимательным в течение дня являются самыми большими трудностями для большинства шестилеток.

Что такое готовность к школе?

  1. Интеллектуальное и речевое развитие. Обычно определяется уровень овладения простейшими логическими операциями. Это задания типа «четвертый лишний», классификация, рассказ по серии картинок и т. п.
  2. Желание идти в школу.
  3. Умение действовать по заданному взрослым правилу, слушать и последовательно выполнять его указания.
  4. Отношение к взрослому как к учителю, указания которого обязательны.
  5. Первоначальные навыки общения со сверстниками.

Во время тестирования психолог не только определяет уровень развития интеллекта ребенка, но и его способность удерживать внимание на выполнении задания, способность принять инструкцию взрослого.

Важным элементом готовности к школе является способность удерживать дистанцию с посторонним взрослым, как минимум ребенок должен обращаться к нему на «вы».

Обратите внимание на способность малыша ориентироваться в пространстве. Как это определить? Проверьте, знает ли он, где находится «право» и «лево». Может ли найти верхний левый угол листа и т. п. Нарисуйте план вашей квартиры (детской площадки) и предложите ребенку найти «клад», помеченный в определенном месте. Или попросите ребенка срисовать абстрактный рисунок из простых геометрических фигур. Можно предложить посчитать расположенные по порядку в несколько рядов предметы. Обратите внимание на то, что счет идет слева направо и сверху вниз. Часто дети перечисляют предметы хаотично или начинают пересчитывать их справа налево или снизу вверх. Зеркальное письмо букв или цифр также является признаком необходимости дополнительного внимания к развитию именно пространственной ориентации ребенка.

Вот еще один простой тест. Нарисуйте рисунок или фигуру из десяти точек. Помимо точности расположения точек относительно друг друга, обратите внимание на способ рисования самой точки. Если вместо точки увидите круг, спираль, знайте, это признак недостаточной произвольной регуляции ребенка.

Если малыш испытывает трудности в регуляции поведения или развитии, обратитесь к психологу. Эти проблемы разрешаются гораздо проще именно до школы.

Если вы хотите протестировать ребенка у специалиста, то необходимо помнить, чтобы на данный момент ребенок бал здоров, перед тестированием нельзя смотреть телевизор или играть в компьютер, т. к. это приводит к снижению концентрации внимания и работоспособности. Иногда родители пытаются натренировать ребенка на выполнение определенных тестов, например «рисунок человека». Такая практика не помогает ребенку, не имеет развивающего потенциала. Специалист определяет уровень развития способностей по целому набору тестов, идеальное выполнение одного теста не имеет решающего значения.

Чтобы быть спокойными при поступлении ребенка в школу, пройдите тестирование заранее - в 6 лет. Специалист поможет вам подобрать индивидуальную программу занятий и даст необходимые рекомендации по организации подготовки ребенка к школе. Готовность к школе - залог успешного обучения вашего ребенка и хорошего настроения у всей семьи.

Может, просто дать шестилеткам наиграться еще год в детском саду?

Педагог-психолог Шелганова Н. С.

Дети воспринимают мир как нечто потрясающее и волшебное. А что может так отражать волшебство, как ни кулинария: берутся разные продукты, смешиваются, варятся-парятся и получается что-то абсолютно новое - красивое и вкусное блюдо. Но многие

Дети воспринимают мир как нечто потрясающее и волшебное. А что может так отражать волшебство, как ни кулинария: берутся разные продукты, смешиваются, варятся-парятся и получается что-то абсолютно новое - красивое и вкусное блюдо. Но многие родители не хотят или попросту бояться учить детей готовить. Давайте разберемся, почему учить ребенка готовить еду нужно, и развеем страхи взрослых.

Научить ребенка готовить еду нужно и полезно , потому что:

  • Вы получите новый способ развития мелкой моторики ребенка : он научится украшать пироги и торты присыпками, перебирать крупу, солить пищу, лепить пирожки и пельмени.
  • Вы сможете пополнить словарный запас ребенка вообще и в тематических областях в частности (кухонная утварь, продукты питания, речевые обороты, принятые в кулинарии).
  • Вам удастся проводить с ребенком больше времени , что называется, без отрыва от производства.
  • Кулинария предоставляет практически неограниченное пространство для реализации творческого потенциала , который требует внимания с самого детства.
  • Умение готовить поможет ребенку учиться быть самостоятельным и независимым.
  • Вы научите ребенка экономить . И не только деньги, но и время (как минимум, ваше). Когда ребенок будет постарше, он, уже имея навыки и пристрастие к приготовлению блюд, научится выбирать нужные, оптимальные для рецепта и вашего кошелька ингредиенты. Он начнет ценить то, что родители тратят деньги, время и силы, чтобы приготовить вкусную и полезную пищу на всю семью. А со временем он станет активно помогать вам, чтобы вы могли обратить внимание на другие важные для вас задачи.
  • Вы покажете и докажете ребенку, что домашняя пища лучше , полезнее и вкуснее, чем полуфабрикаты, фаст-фуд или блюда из кафе/ресторана. Потому что в данном случае все сделано, как сейчас любят говорить, с индивидуальным подходом и главное - с любовью...
  • …Вы научите ребенка заботиться . Помните, многие из нас говорят, что для себя готовить не интересно, скучно, лениво. Но если вы готовите для супруга, ребенка, родных или друзей, появляется естественная мотивация - порадовать их и самим блюдом, и его видом, и подачей. Разве это не проявление искренней заботы? В процессе приготовления вы лишний раз (хотя разве он лишний?!) подумаете о тех, кого любите, и выразите эту любовь предметно и... вкусно!

Готовим с детьми без страхов и отговорок

«Готовить с ребенком? Боже, это такой стресс!»

А если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то готовить с детьми - это удовольствие, главное - побороть страхи и заблуждения родителей на этот счет.

Решение. Не давайте ребенку острый нож, предложите ему столовый или пластмассовый, которым он из-за отсутствия навыка резать будут очень медленно. При этом обязательно донесите до ребенка мысль, что нож потенциально опасен, поэтому пользоваться им нужно предельно аккуратно и только в присутствии взрослых.

Решение. Может! Если вы не скажите, что плита и духовка очень горячие. А еще лучше дать ребенку возможность убедиться в вашим словах. Пусть при вас поднесет ладошку на безопасное расстояние но так, чтобы при этом почувствовал, что идет жар.

Решение. Ну что ж, к этому нужно быть готовым. Но только от вас зависит то, как будет вести себя ребенок, поймет ли культуру поведения на кухне во время приготовления. Главное - не ругайте ребенка, не повышайте голос. Если вы поставили задачу - научить ребенка готовить, то этот навык должен иметь только позитивные ассоциации. Учеба не дается легко, но если ребенок будет видеть ваш энтузиазм, чувствовать поддержку и любовь, то и сам не просто научится готовить, но и полюбит это делать.

Решение. С этим не поспоришь. Но с чего-то же нужно начинать, если вы понимаете, что этот навык ребенку необходим. Поначалу давайте ребенку самые простые легкие задания, наблюдайте, как он их выполняет, помогайте, советуйте. При этом очень важно сохранить атмосферу легкости и даже игры, чтобы ребенку было интересно и весело, чтобы так формировался позитивный образ приготовления блюд. Со временем усложняйте задания ребенку. В данной ситуации «утешать» вас должно то, что вложив силы сегодня, вы сможете сэкономить их завтра, когда ребенок будет помогать уже всерьез, а возможно, и вовсе возьмет «готовку» на себя.

Решение. Стоит оговориться, что обычно это касается мам девочек. Женщины рассуждают, что со временем дочка в любом случае будет готовить себе, а потом и на всю семью. Давайте задумаемся: а будет ли готовить? Если не умеет, если привыкла, что ее кормят другие, если считает кулинарию каторжным трудом, который отвлекает от себя, любимой, от других более интересных дел... Конечно, если появится необходимость, она научится готовить, но сумеет ли полюбить это занятие, сможет ли найти мужчину, который лояльно отнесется к ее неумению и нежеланию готовить. Конечно, вы можете сказать, что современные мужчины все чаще проявляют толерантность в этом вопросе. Однако не стоит забывать, что в жизни любой женщины однажды наступит период, когда она будет сидеть дома с ребенком и тут уже, безусловно, будет готовить ему и мужу. Представляете, как ей будет сложно переиначить свое отношение к приготовлению еды? Ведь в противном случае, она ежедневно будет страдать и готовить, готовить и страдать. Зачем такие сложности?