Биографии Характеристики Анализ

И если в дверь ты постучишь. Анализ стихотворения «Я научилась просто мудро жить…

В первом поэтическом сборнике Анны Ахматовой «Вечер», изданном в 1912 году, есть небольшое, но знаковое для поэтессы стихотворение «Я научилась просто, мудро жить». Почему знаковое? Потому что оно написано под финальные аккорды семейного счастья, разбившегося, как хрустальный бокал на мраморном полу жизни.

Всего ничего прошло после венчания с Гумилёвым (2 года), но идеалы брака растворились. Между Анной и Николаем растёт стене непонимания, только в совместной жизни они увидели, что являются разными людьми по стремлению и духу. Автор строк решает в этот непростой момент обойтись без крайностей, а учится жить мудро, вместе с тем, она не расстаётся с мечтой о семейной идиллии.

Крушение надежд

В момент написания стихотворения Ахматова уже не робкая девочка, которая часами рассматривает облака и с замиранием сердца гадает на кофейной гуще. Она сделала шаг в узы брака, перешла полог таинства венчания и увидела, что в храме совместной жизни нет плюшевых игрушек и мыльных пузырей – там обычная рутина, которая почитателями семейных традиций именуется как жизнь.

Ахматова хочет писать и любить, Гумилёв желает открывать для себя новые страницы жизни. Анна поддерживает костёр семейного очага, Николай не обращает на него внимания, считая это пустой тратой времени. Поэтесса смотрит на небо и молится Богу у окна семейного пристанища. Муж не берёт на себя никаких обязанностей, кроме вечного напоминания жене, что она супруга, а не поэт.


Смотреть на небо и молиться Богу.

Шаги к мудрости

Вечерние прогулки – это часть мудрости, они снимают тревогу за день нынешний и позволяют без страха, но с покорностью смотреть в завтрашний день. После прогулки Анна возвращает в дом, где её ждёт лишь кот с умилённым мурлыканьем. Кот лучше, чем пустота, но этого ли ждала Анна от брака?

Знаковым можно назвать последнее четверостишие стихотворения, из которого видно, что тишину одиночества замужней женщины нарушает только:

Крик аиста, слетевшего на крышу.

Не имеет ли Анна под аистом сына Льва, не единственная ли он ниточка, которая связывает Ахматову и Гумилёва через 2 года после венчания и через 9 лет после первого знакомства? Скорее всего, это так, что видно в финальных строках:

И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Ниточка между Анной и Николаем

В 1912 году Лев единственная паутинка, которая не даёт браку окончательно рассыпаться.

Рождение сына – это ещё один шаг к мудрости, теперь Ахматова может смотреть на мир со спокойствием олимпийца, не строя больше иллюзорных планов счастливого замужества. Уже нет той девичьей надежды, когда весь мир готов покориться желаниям, появляется практичность и мудрость не девицы, но женщины.

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» подводит черту между Ахматовой и Гумилёвым, делая их супругами только по факту венчания, но уже не по зову сердца. Черта проведена – теперь Николай отец ребёнка, не более. Мечты о счастье? Полученная за счёт горьких уроков мудрость говорит автору строк, что сейчас ей остаётся жить практичностью и надеждой. Если кладовка счастья в судьбе Ахматовой ещё не пуста, то оно появится на горизонте.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. Мы можем отнести произведение к любовной и философской лирике.

В первой строфе лирическая героиня словно обозначает свою позицию:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Оказывается, мудрость жизни — в простоте, в вере. Героиня пытается слить свою жизнь с жизнью природы:

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Когда она возвращается с прогулок, ее встречает пушистый кот, на башенке озерной лесопильни загорается «яркий огонь» (символ надежды). И на первый взгляд, в жизни героини царит атмосфера покоя и умиротворения. Настораживает лишь заме­чание ее о «ненужной тревоге» да еще определение — «веселые стихи». Не себя ли пытается она убедить в том, что все хорошо и прекрасно?

И только последняя строфа приоткрывает нам жизненную драму героини: она пережила расставание с любимым. И учится обретать радость жизни в простых, обыденных вещах: в природе, в творчестве, в домашних заботах. Вероятно, не все еще чувства умерли в ее душе, но жизнь так прекрасна и многообразна. И лирическая героиня в полной мере осознает это, назвав жизнь «тленной и прекрасной».

Композиционно стихотворение делится на две части. Пер­вая часть (три первые строфы) — это утверждение героиней сво­его единства с окружающим миром, стремление обрести в нем спасение от душевных невзгод. Вторая часть — это последняя строфа, своеобразный итог: жизнь — это больше, чем любовь.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. А.А. Ахма­това использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («рябины желто-красной», «веселые стихи»), инверсию («И яркий загорается огонь»), метафору («Чтоб уто­мить ненужную тревогу»).

Первая строфа - важное начало стихотворения - содержит, как это не парадоксально, выводы, которые сделала героиня. Перед нами два своеобразных совета, следование которым влечет за собой «мудрую» и «простую» жизнь: «Смотреть на небо и молиться Богу…» и «И долго перед вечером бродить…».

Гармонию лирическая героиня находит именно в общении с Богом и с окружающей природой. Не случайно во второй и третьей строфах стихотворения Ахматова использует прием психологического параллелизма: внутренний мир героини описывается через природные объекты, окружающие ее.

Признаки наступления осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) вызывают у читателя светлую грусть и печаль, связанные с осознанием тленности, конечности всего существующего. А умильно-приятно мурлыкающий кот и загоревшийся на башне лесопильни огонь показывают нам, что героиня воспринимает окружающий мир ясно и правильно.

Родная природа показана в стихотворении с восхищением, кроткой нежностью и огромной любовью, а эпитеты и инверсия, используемые А.А. Ахматовой, лишь только подчеркивают это восхищение, отражают всю уникальность каждого временного отрезка жизни лирической героини: именно в унылой осенней поре она находит свое вдохновение.

Сближение героини с окружающим миром способствует тому, что все ей кажется гармоничным и понятным, закономерно движущимся к своему логическому завершению. Об этом свидетельствует оксюморон во второй строфе стихотворения:

«Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной».

Также этот прием помогает проиллюстрировать многообразие и противоречивость всей человеческой жизни, где зачастую соседствуют полярные величины.

Конечный аспект «простого» и «мудрого» существования представлен в четвертом четверостишии произведения:

«И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу».

Здесь тесно переплетены две темы: любви и уединения. Героиня стихотворения А.А. Ахматовой хочет покоя, а не безумных страстей, именно поэтому она готова променять свидание с любимым на минуты одиночества вместе с мурлыкающим котом.

Такое отстраненное состояние, отрешенность от земных проблем и страстей позволяет переосмыслить многие вопросы, найти на них «простые» и «мудрые» ответы, начать жизнь с чистого листа. А это возможно лишь в гармоничном существовании с природой Богом и самим собой.

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола. Ее первый сборник стихов под названием «Вечер», увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой популярность в литературных кругах. Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

Одним из произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью. Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником. Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто, мудро жить».

Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться Богу» . О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности. Она молится для того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования. Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом . В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней». Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является «крик аиста, слетевшего на крышу». На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно. И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу». Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.