Биографии Характеристики Анализ

Исследовательская работа учащегося «Исчезнувшие буквы русского языка. Проект « Алфавит всем надо знать I

Русский алфавит создан братьями Кириллом и Мефодием на заказ действующего императора. Но для чего понадобился алфавит самому императору?

Применение алфавита в повседневной жизни

Допустим, вы ищете нужный номер в телефонной книге. Это так быстро и удобно - пролистать до нужной буквы и найти его. Или вы попросили книгу в библиотеке, и её быстро нашли в электронной базе книг. Но всё чаще использование алфавита заменяется поиском - ввёл начальные несколько букв и система автоматически выдаёт список результатов.

Но существуют некоторые ситуации, в которых алфавит незаменим - когда отсутствует электроника. Например, вам нужно найти определённую бумажную книгу в магазине или библиотеке. Ведь намного быстрее и проще посмотреть на определённой полке, чем рыться в общей куче?

Актуальным остаётся значение алфавита при составлении списков людей. Как определить, кого записывать первым, кого вторым? Человек может обидеться или подать в суд за ущемление его прав. А так можно оправдываться алфавитным порядком - твоя фамилия начинается на "Б", а его - на "А", поэтому он первый.

Алфавитный порядок используется при изучении списка товаров или прайс-листов - благодаря ему все позиции легко объединяются между собой и их становится легче изучать, например:

  • Ручка Maxriter - 10 руб.;
  • Ручка Flair - 13 руб.;
  • Степлер - 400 руб.

Чтобы поступить в школу/перейти в какой-то класс, у учеников проверяют знание алфавита. Иногда его незнание может повлечь за собой отказ в поступлении или переводе.

Что значить "знать алфавит"

Знать алфавит - значит знать точное количество букв в нём, их порядок. Если ребёнок может назвать каждую букву, но при этом не может рассказать их порядок - он не знает алфавит.

В итоге, можно сделать вывод, что в современном мире поисковая функция алфавита понемногу уходит на второй план - её заменяет электронный поиск. Но он всё ещё остаётся отличным средством упорядочивания информации в любом виде - материальном (книги, записи, список товаров) или нематериальном (список номеров в телефоне, отображение файлов на ноутбуке).

Сначала люди пользовались только устной речью. Потом постепенно возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах (звуки мы произносим и слышим), а в письменной - с буквами, которыми обозначаются эти звуки (буквы мы видим, читаем и пишем). Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными) и маленькими. Буквы располагают в определённом, обязательном для всех порядке, и тогда они называются алфавитом (или азбукой), а такой порядок - алфавитным. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы -Ъ и Ь,- которые не обозначают звуков. По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке. Алфавит нужно знать для изучения любого языка. Алфавит является важной частью развития цивилизации и культуры (освоение других наук и передача знаний другим людям). Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Людмила Макарова
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»

Здравствуйте, меня зовут Сомов Дима и мне 6 лет. Тема моего проекта (название) : «Зачем человеку нужны буквы Цель моего проекта – узнать , как появился алфавит и почему люди не могут без него обходиться?

Когда я был ещё меньше, мне было не ясно (не понятно, как люди читают книги, ориентируются по картам (понимают карты, пишут друг другу смски. Но позже, немного повзрослев, я понял, что все это у них получается, потому что они знают буквы . Мне тоже хотелось побыстрее стать умным и взрослым, и тогда я принялся за алфавит. Вот только откуда он взялся, и кто его придумал?

Пока я готовил свое исследование , из интернета я разузнал, что самую первую азбуку (славянскую) для русских людей придумали два образованных (грамотных) брата Кирилл и Мефодий. Они придумали буквам названия и картинки . Вот только в их азбуке было целых 43 буквы ! Но это было очень-очень давно и с тех пор многое у людей поменялось (изменилось) . Поэтому теперь в нашем алфавите только 33 буквы . Ну, а что же такое алфавит я спросил у нашего логопеда Людмилы Александровны. Она объяснила мне, что алфавит это порядок букв . Ведь все, что нас окружает в жизни должно иметь свой порядок, так и буквы , каждая имеет свое место и значение. Кстати, все буквы алфавита мне теперь знакомы!

Но на этом я не остановился. Я стал замечать, где и как взрослые используют буквы . Например, когда мы с бабушкой заходили в магазин, то я обращал внимания на товары, на каждом из них было что-то написано. На пакете с молоком, я читал – «Молоко» , на ящике с апельсинами я читал – «Апельсины» . Так я понял, что порядок на полках в магазине связан с алфавитом.

Вы знаете, есть такие книги, это очень умные книги они называются справочники, словари, энциклопедии. В них без алфавита, всё было бы в перемешку, непонятным. Но с помощью алфавитного указателя, даже в книгах есть порядок. Например, моя фамилия Сомов и в телефонном справочнике нам нужно будет её искать среди фамилий, которые начинаются на букву «С» - попробуйте это очень просто. А, если бы все фамилии были бы перепутаны, то вы бы искали мой телефонный номер целый день.

Ещё буквы встречаются на смартфонах моих родителей, мама рассказала, что они называются клавиатурой и она нужна людям для того чтобы задавать вопросы интернету или писать смски (сообщения) своим близким или друзьям. Получается с помощью букв нам легче общаться .

А однажды, когда мы с папой заскучали, то он предложил мне сыграть с ним в интересную игру под названием «Морской бой» . Вот только, чтобы в неё играть нужно знать буквы (хотя бы от А до К) . Нам было очень весело, выходит, что буквы помогают и в веселье. А как же кроссворды или ребусы? Мы часто в кружке «АБВГДейка» их разгадываем, без букв этих игр просто не было бы.

Теперь я убедился, что без букв жить человеку было бы скучно и одиноко. Ведь, теперь, когда я знаю алфавит, я могу сам прочитать книгу, название улицы, подписать открытку, написать сообщение другу. Поэтому я говорю, что мне буквы в жизни очень пригодятся!

Вы знаете, мы с мамой очень потрудились и создали свой алфавит. Каждую букву мы украсили как-то особенно.

Надеюсь, вам было интересно меня слушать! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Буквы разные нужны, буквы всякие важны. Звук [Ч]. Буква Ч» «Буквы разные нужны, буквы всякие важны». Звук «Ч». Буква «Ч». Цели: *коррекционно-образовательные: -закрепление знаний о согласных и гласных.

Задачи: познакомить дошкольников с функцией скелета; через познание себя, частей своего тела воспитывать уважение и бережное отношение к.

С целью ознакомления детей со значением рук для человека при помощи игры и экспериментирования,в нашей группе прошло очередное познавательное.

Конспект беседы по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Зачем человеку руки?» Беседа-рассуждение «Зачем человеку руки?» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: - воспитывать бережное отношение к рукам, - способствовать формированию у.

"Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже.

Крюков Никита Сергеевич Комаровский Федор Николаевич Богачев Артем Витальевич

Мы дружим с книгой давно. Сначала для нас читали мама и папа, а теперь мы сами можем в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. Все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. На каждом уроке обучения грамоте авторы проекта знакомились с новой буквой и новым звуком, и их очень заинтересовало: откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем, зачем людям нужен алфавит, кто является его создателями, где он применяется. Отсюда тема проекта «Алфавит всем надо знать!». Поэтому целью работы стало знакомство с историей создания алфавита. Авторы проекта полагают, что: алфавит был создан давно и у него есть создатели; слова алфавит и азбука означают одно и тоже; знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни; одноклассники не знают историю развития азбуки. В результате исследования цель была достигнута: путём подбора информации из различных источников. Данная работа имела просветительскую и практическую направленность: авторы провели опрос среди одноклассников, взяли интервью у библиотекаря детской городской библиотеке №19 . Работу обобщили в виде создания классной библиотеки, составили алфавитный каталог. Своими выводами поделились с учащимися своего класса на классном часе «Алфавит вокруг нас!».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской конкурс проектов для младших школьников

«Эвритошка-2013»

секция: русский язык; родная речь; литературное творчество

Название работы:

«Алфавит всем надо знать!»

Крюков НикитаСергеевич

Комаровский Федор Николаевич

Богачев Артем Витальевич

Научный руководитель:

Макаренко Наталья Александровна-

учитель начальных классов МБУ школы №1

Тольятти 2013

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-4

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛФАВИТА

1.1. Что такое алфавит и азбука…………………………………………….5-6

1. 2 . Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки ………………..6-8

1. 3. Дальнейшее развитие русской азбуки..………………………….…..9

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Зачем нужен алфавит? ……………………………………………......10-11

2.2. Исследование результатов опроса одноклассников…………….........12

2.3. Создание классной библиотеки............................................................13-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..……………………………....15

Список использованной литературы ………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................17-18

Введение

В старину учились дети,

их учил церковный дьяк,

приходили на рассвете

и твердили буквы так:

А и Б - Аз и Буки,

В как Веди, Г - Глаголь.

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

наша грамота была.

Вот каким пером писали -

из гусиного пера.

Мы дружим с книгой давно. Сначала для нас читали мама и папа, а теперь мы сами можем в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. С тех пор как мы научились читать, мы стали чувствовать себя самостоятельными и взрослыми. Но ведь все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. На каждом уроке обучения грамоте мы знакомились с новой буквой и новым звуком, и нас очень заинтересовало: откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем, зачем людям нужен алфавит, кто является его создателями, где он применяется. Отсюда тема нашего проекта «Алфавит всем надо знать!». Поэтому целью нашей работы стало знакомство с историей создания алфавита.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать, что такое алфавит и азбука;
  • выяснить, кто и когда придумал алфавит;
  • познакомиться с дальнейшим развитием азбуки;
  • выяснить, зачем нужен алфавит;
  • провести небольшой опрос среди учащихся первого класса;
  • создать классную библиотеку.

Объект исследования: русский алфавит.

Предмет исследования: история создания русского алфавита.

Гипотеза исследования:

Мы полагаем, что:

  • алфавит был создан давно и у него есть создатели;
  • слова алфавит и азбука означают одно и тоже;
  • знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни;
  • наши одноклассники не знают историю развития азбуки.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования : поиск и изучение информации, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, анкетирование, интервью.

1.История создания алфавита

  1. . Что такое алфавит и азбука

История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знаком - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что надобно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова - слог?

Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было вписать любое слово, мысль, рассказ. Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: "аз", "буки", чтобы получилась "азбука"- название всех букв сообща, расставленных по порядку. Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита «альфа» + «бета» (правильнее вита) в XVI веке. Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.

Слово «азбука» произошло от названий первых букв русского алфавита: Азбука = аз + буки. Слово «азбука» пришло к нам в XIII веке.

В сущности, слово "азбука" можно считать "переводом" слова "алфавит", которое случилось от первых двух букв греческой азбуки - альфы и беты. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда сведениям. Каждый народ приспосабливал ее к твоему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось изобретать, от других - отказываться либо переделывать их. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Они ложились на бок, поворачивались справа налево и слева направо, более того вставали на голову. Начиная свою жизнь рисунком - иероглифом, многие из них изменялись так, что уловить связь между ними может только специалист.

Алфавит, которым мы пользуемся сейчас, выглядит так:

Рис.1

1.2. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки

В энциклопедии «Я познаю мир» (2) сказано, что у англичан алфавит состоит всего из 26 букв, у греков из 24, а у русских- целых 33 буквы! А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно- с 1918 года, а раньше...

Русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами - братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию - научить местных славян богослужению на их родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки - глаголица (от слова "глагол"- по-старославянски "слово") и кириллица. Кириллица - азбука, составленная в конце 9 –начале 10 века Кириллом и Мефодием, братьями из Солуни (ныне Салоники в Греции), на основе греческого алфавита. Было в ней 43 буквы, у каждой свое название - аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, ук, ферт, и так далее.

Рис.2 Выглядела она так:

Писатели составляли для легкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз-а, буки-буквы, ведаю-знаю. Глаголю-говорю, добро- хорошо, есть-жить... Или рцы- говори слово твердо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова.

Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете-аз-мыслете-аз». Что получилось? Оказывается – «мама». Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети осваивали чтение.

Большинство людей в древности не умело читать и писать. Поэтому самые лучшие, самые умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди-братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Именно ту, которую мы изучаем.

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - “дочка” греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.

1.3. Дальнейшее развитие русской азбуки

Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас. Как же она изменялась со времен? Пришел 1708 год, Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый « гражданский шрифт».

И все-таки правописание оставалось сложным. Попробуй запомнить, когда нужно писать «иже», а когда « и с точкой». Да еще и «ер»- твердый знак. Его ставили в каждом слове, заканчивающемся твердой согласной. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.

Число букв сократилось до 33, упростили названия букв (вместо «аз», « буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.

А от кириллицы в нашей речи остались поговорки. Например, о неграмотном, пишущем с ошибками человеке говорят: «Он пишет «корова» через «ять». То есть пишет букву, которой в этом слове нет.

Ру́сский алфави́т (ру́сская а́збука) - алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

2. Практическая часть исследования

2.1. Зачем нужен алфавит?

Нет необходимости разъяснять значение алфавита в нашей жизни. Каждый хотя бы раз держал в руках справочник, обращался к словарям. Работа с литературой такого рода очень трудна и даже невозможна без свободного владения алфавитом. У каждого есть телефонная книжка, где все записано в алфавитном порядке. Приходя в библиотеку или составляя собственную библиотечку дома, тоже не обойтись без него. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Алфавит - это система, порядок. А что даёт такая система? Прежде всего, экономию времени. И это уже не мало в наш быстротечный век.

Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

Прапрадедовской порой стали буквы в чёткий строй.

Все на месте тут как тут, «Русской азбукой» зовут.

По-другому «Алфавит» стал повсюду знаменит.

В результате нашего исследования (где и кем используется алфавит) мы пришли к следующим выводам:

1) В городской детской библиотеке № 19. Там книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов, ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

В библиотеке нашей

На полке, дружно в ряд,

Для школьников несметные

Сокровища стоят.

2) В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. Слова располагаются по алфавиту. Алфавитный порядок устанавливается не только для буквы, с которой начинается слово, но и для всех последующих. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

3) В классном журнале соблюдается строгий порядок. Все фамилии в алфавитном порядке.

4) На избирательном участке во время выборов. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.

5) В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

6) В телефонном справочнике. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

7) В энциклопедиях, в конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.

Есть такие стихи о пользе знания алфавита:

«Алфавит вокруг нас»

Чтоб в массе информации не смог я закопаться,

Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.

Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,

Порядок алфавитный запомни, заучи!

Отыщется в книге любое понятие,

Стоит нам только открыть указатель.

А рядом смотрите, номер странички!

Наш поиск был очень экономичен!

В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!

И не надо три часа перелистывать страницы!

В порядке алфавитном слова здесь расположены.

Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.

Все буквы по порядку назвать легко могу.

Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:

Школа, больница, детский сад, аптека,

Институт, милиция, музей, библиотека.

Расписание движения поездов,

Коды регионов и городов.

На страницах поиска в интернете

Алфавит использован при ответе.

Классный журнал, телефонная книга,

Всё, что нам надо – отыщется мигом.

2.2. Исследование результатов опроса одноклассников

В конце исследования мы провели среди одноклассников опрос. Были предложены следующие вопросы:

  • Любите ли читать?
  • Знаете ли вы, что такое алфавит?
  • Кто придумал алфавит?
  • Зачем нужен алфавит?
  • Применяете ли вы алфавит в жизни?

В опросе приняли участие 29 человек. Результаты опроса следующие:

2. Знают, что такое алфавит- 20 человек

3. Знают, кто придумал алфавит - 0

4. Знают, зачем нужен алфавит- 21 человек

5. Применяют алфавит в жизни – 22 человека

Нас порадовало, что наши одноклассники тоже любят читать и большинство из них знает, зачем нужен алфавит и применяет его в жизни. Значит, мы можем не только обмениваться книгами, но и обсуждать прочитанное.

Как мы и предполагали никто из них не знает, кто и когда придумал алфавит.

2.3. Создание классной библиотеки

Для того, чтобы создать классную библиотеку, мы взяли интервью у библиотекаря детской библиотеки №19. «Как составить картотеку для классной библиотеки?», - спросили мы.

Библиотекарь: «Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь нам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки.

В картотеке сосредоточен богатейший запас разнообразной информации. Их составляют, исходя из запросов читателей.

Алфавитная картотека призвана обеспечить поиск литературы по признаку, чаще всего известному читателю,- заглавию и имя автора. Карточки этой картотеки содержат минимум сведений - название произведения, его жанр, имя автора. Эту картотеку отличает простота создания и использования. Материал расположен по алфавиту.

В нашей классной библиотеке карточки расставлены в порядке алфавита авторов или названий книг. Одноклассникам мы предложили разобрать книги, подклеить, разложить в алфавитном порядке, выбрать классного библиотекаря.

Заключение

Теперь мы знаем, что алфавит был создан очень давно, и у него есть создатели: Кирилл и Мефодий. Сейчас в русском алфавите 33 буквы, он стал более понятен и не сложен в запоминании. Слова алфавит и азбука означают одно и тоже. Алфавит нужен везде для наведения порядка. И поэтому необходимо выучить его наизусть. Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.

Знание - это сила!

И за это АЛФАВИТУ: «Спасибо!»

Список использованной литературы

  1. Бархударова С.Г., Протченко И.Ф., Скворцова Л.И., Орфографический словарь русского языка. Издательство «Русский язык», 1974.
  2. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии – М., «Просвещение», 1991 г.
  3. Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М.: Дет. лит., 1984.
  4. Материал из Википидии-свободной энциклопедии.Сайт http://ru.wikipedia.org
  5. « Русская азбука»: учебник для 1 кл./ В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин. М.: Просвещение, 2000,-с.214
  6. Сайт http://uspi.ru/study/inteach/kurs_intel/teacher_project/mamasheva/sait.htm.
  7. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю.
  8. « Я познаю мир»: Дет.энцикл.: Культура/ Н.В.Чудакова. М.: АСТ, 1996.- с. 19.

Образовательные:

  • систематизировать знания об алфавите;
  • показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • продолжить формировать умение пользоваться словарями.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • учить "оценивать собственную деятельность на уроке;
  • воспитывать потребность в знаниях.

Оформление: на шторах закреплен красочный алфавит.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • толковые словари С.И.Ожегова на каждую парту;
  • листы формата А4 с заданием "Буратино" для каждого ученика;
  • карточки с буквами для каждого ученика для соревнования по рядам
  • блокнот, записная книжка;
  • диск с песней "Буратино" (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина);
  • раздаточный материал для учителей (на открытом уроке):
  • листы с темой и задачами урока (Приложение 1);
  • листы "алфавитный портрет учителя" (Приложение 2);
  • листы с заданием "Буратино" (Приложение 3).

Ход урока

I. Орг. Момент.

Сегодня гости к нам пришли.
Спасибо им за их вниманье.
Чтоб время зря не провели,
Приложим наши все старанья.

II. Чистописание.

Угадайте, какую букву мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания.

Буква эта знаменита,
Вы узнать её должны.
Звуком этой важной буквы
Поют песню груднички.

Дети прописывают одну строчку заглавной буквы "А", а другую строчной буквы "а".

III. Знакомство с новым словарным словом .

А чем знаменита эта буква? (Стоит в начале алфавита).

Что же такое алфавит?

Давайте вспомним, как звучит алфавит. Только ещё раз напомню вам, что каждая буква алфавита имеет своё название.

Мы много говорили про алфавит. Но ещё не познакомились со словом "алфавит", как со словарным словом. Сейчас мы это недоразумение устраним.

Итак, слово "алфавит". (На презентации появляется слово "алфавит".) (СЛАЙД 1).

Какой слог ударный в этом слове? Значит, нам надо запомнить, что безударные гласные обозначены здесь буквами "а". Запомнить это нам поможет история возникновения этого слова.

Алфавит назван так по названию двух первых греческих букв "альфа" и "вита". (СЛАЙД 2)

Название первой греческой буквы полностью поселилось в слове алфавит за исключением мягкого знака.

Дети прописывают слово алфавит.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Да, ребята, мы посвятим ещё один урок теме "Алфавит". Целью нашего сегодняшнего урока является необходимость ещё раз доказать себе, насколько важен алфавит в нашей жизни.

Дети, а кто знает, каким русским словом-синонимом можно заменить слово "алфавит"? (Словом азбука).

Правильно! Слово "азбука" тоже произошло от названия двух первых букв: "аз" и "буки". (СЛАЙД 3)

Есть замечательная пословица: "Азбука - к мудрости ступенька".

Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Давайте запишем это предложение в тетради. (На доске это предложение с комментированием записывает один ученик).

Физ. минутка для глаз. (СЛАЙД 4)

На экране под музыку перемещается буква в заданной траектории. Дети должны глазамиследить за ее перемещением по экрану.

V. Работа по обобщению, ранее полученных знаний.

Ребята, для чего же нам нужен алфавит? Кто в нашей школе использует знания алфавита? (Библиотекарь, секретарь, учитель).

А как вы думаете, можно сказать, что алфавит помогает экономить время, не тратить его зря?

Давайте докажем это.

К доске учитель вызывает двух учеников. Он сообщает, что одному из них сейчас дадут блокнот, а другому записную книжку с алфавитом.

Ребята, как вы думаете, чем отличаются друг от друга блокнот и записная книжка? (Записная книжка составлена по алфавиту, а блокнот - нет.)

И в блокноте и в записной книжке записан телефон Суздалевой Галины Ивановны. Представим себе, что вам срочно нужно мне позвонить.

Давайте посмотрим, кто быстрее его найдёт.

Попробуем ещё раз? (Записан телефон поликлиники).

Дети делают вывод, что, конечно, алфавит помогает сэкономить время.

А раз алфавит так необходим, то давайте потренируемся пользоваться им в обычной жизненной ситуации.

Задание 1.

Сейчас мы поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке по фамилиям их авторов.

Эта писательница написала поучительный рассказ "Печенье". (Осеева)

Кто написал произведение "Заплатка"? (Носов)

Кто написал стихотворение "Я лишний"? (Барто)

Дети работают в тетрадях. Затем один ученик выходит к доске и на магнитах располагает в алфавитном порядке фамилии авторов.

Правильность ответа проверяется на экране. По щелчку вылетают фамилии авторов. (СЛАЙД 6).

Задание 2.

Угадайте, с чем будет связано следующее задание.

Он на полках обитает,

Всё обо всём он вечно знает.

Какие словари вы уже знаете?

Конечно, это словарь.

А сейчас, используя алфавит, попробуем найти в Толковом словаре значение одного слова. Но до этого попытаемся сами определить его значение.

Это слово "баклуши".

(Предположения учащихся.)

Затем ученики находят данное слово в словаре. Далее объяснение учителя и на СЛАЙДЕ 7 появляется статья из Толкового словаря Ожегова.

Баклуши - чурки для выделки мелких изделий.

Бить баклуши - бездельничать.

(Учитель объясняет значение слова - чурки.)

А мы с вами бьём баклуши на уроке?

Физ. минутка.

Каждый ученик получает определенную букву. Дети должны встать в алфавитном порядке. Какой ряд быстрее.

Задание 3.

Ребята, на физ. минутке мы использовали знания алфавита для игры. А давайте еще поиграем.

Детям раздаются альбомные листы, на которых разбросаны буквы алфавита. Их надо соединить в алфавитном порядке, чтобы получилось изображение. (У учеников, которые правильно расположили буквы, появляется силуэт Буратино).

Звучит песня "Буратино", а у учителя в руках кукла Буратино (для открытого урока можно пригласить старшеклассника, который сыграет роль Буратино).

Вы, конечно, знаете этого сказочного героя. Помните, он сначала отказался от своей Азбуки, а потом понял, что учиться необходимо.

Задание 4. (Обыгрывается с использованием куклы Буратино).

Сейчас Буратино попросил меня, чтобы вы разгадали еще одно слово. Он сказал, что оно очень важное в жизни каждого человека. Разгадывать его мы будем тоже с помощью знаний алфавита.

(На столе у учителя лежат вырезанные буквы, из которых дети после выполненных заданий получат слово "порядок").

Это слово состоит из 7 букв.

1) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой Р. (П)

2) Вторая буква стоит в алфавите после буквы Н. (О)

3) Третья стоит после буквы П. (Р)

4) Четвёртая стоит в алфавите последняя. (Я)

5) Пятая буква слова - пятая буква и в алфавите. (Д)

6) Шестая стоит между буквами Н и П. (О)

7) Последняя буква в нашем слове стоит после Й. (К)

Запишем это важное слово в тетради. А вы знаете, что с этим словом есть замечательная пословица: "Порядок - душа всякого дела". (СЛАЙД 8)

Перепишем по памятке её к себе в тетрадь. (Списывание ведется по памятке, разработанной М.С.Соловейчик).

Пусть эта пословица станет вашим девизом в жизни.

VI. Подведение итога.

Что на уроке вы сегодня узнали?

Кто считает, что он замечательно сегодня поработал?

А кто считает, что бил баклуши?

Заключительное слово учителя.

Алфавит - вот ключ к ответам,
Ведь ответы в словарях.
И воспользуйся советом:
Знанья - свет во всех делах.

Аникина Елена
Исследовательская работа учащегося «Исчезнувшие буквы русского языка»

I. ВВЕДЕНИЕ

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

I.Введение.

Русская азбука – это начало начал великого русского языка . Может быть его богатство объясняется тем, что в своих истоках он хранит многовековые тайны. А русские писатели с незапамятных времен пытаются с его помощью разобраться в никем еще не разгаданной тайне русской души .

Как видим, язык исполняет много важнейших функций, без которых не было бы настоящего образованного общества. Язык переносит в себе историю от предков до современников. Это бесценный дар, который передали нам наши великие предки – славяне.

На уроках русского языка мы знакомились с буквами древнеславянского алфавита, а на уроке окружающего мира изучали историю возникновения древнеславянской письменности. Рассматривая древнеславянский алфавит, я увидела, что буквы носили другие названия и их было больше, чем в современном алфавите. Мне стало интересно какие буквы утеряны и почему , поэтому я определила цель для своего исследования : выявить, где в современном русском языке можно обнаружить исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.

Объект исследования : алфавит русского языка .

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи :

Сравнить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита ;

Выяснить причину исчезновения букв ;

Рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита .

Методы :

1. Изучить научную литературу по теме исследования ;

2. Посмотреть научно познавательные фильмы по данной теме;

3. Изучить источники в сети Интернет.

Гипотеза : Если , значит они не были важны.

Актуальность моего исследования определяется тем , что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков. Историю развития общества можно проследить в связи с историей развития его языка и наоборот : язык изучается в связи с изучением истории народа.

Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.

Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях, которые нашли отражение в их языке . Он оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.

II. Основная часть.

1. Теоретическое исследование .

Недавно в учебнике русского языка я увидела рисунок с изображением букв древнеславянского алфавита. Я сосчитала их и обнаружила, что алфавит состоял из 49 букв , начертания большинства букв похожи на буквы современного алфавита, но названия они носили более сложные и явно имели смысл. Например буква А называлась «аз» , Б-«буки» , В – «веди» , Г – «глаголь» , Е- «есть» , Ж- «живете» , Л- «люди» , М-«мыслите» , Н –«наш» , О- «он» , П- «покой» , С- «слово» , Т –«твердо» , Ф- «ферт» и так далее. Букв , которые сохранили свое написание в современном алфавите, я насчитала 29, хотя написание некоторых из них немного изменилось. Так, например, начертание букв Ц , Ч, Щ было немного другим, и назывались они «цы» , «червь» , «шта» , а вот для обозначения одного звука (з) служили два знака «зело» и «земля» . Некоторые буквы полностью исчезли из современного алфавита, например, «омега» , «ять» , «юс малый» . «юс большой» , «юс малый йотированный» , «юс большой йотированный» , «кси» , «пси» , «фита» , «ижица» и другие.

Я посмотрела научный документальный фильм о том, как на Руси появлялась письменность. Из фильма я узнала, что в истории древнерусского языка выделяются два периода : дописьменный – до X–XI вв. и письменный. Узнала, что существовали древние славянские алфавиты, которые носят названия глаголицы и кириллицы. Создание одного из них приписывают христианскому проповеднику IX в. Кириллу и все дошедшие до нас древнерусские тексты написаны кириллицей. Об употреблении глаголицы мы знаем очень мало (глаголицей сделаны, например, надписи на внутренних стенах новгородского Софийского собора).

Мне стало интересно узнать, почему же буквы кириллицы носят такие странные для современного человека названия, и тогда я стала искать информацию в Интернете.

Я узнала, что русская азбука , которая была в обиходе вплоть до 1918 года, - это набор графических знаков, обозначающих смысловые ОБРАЗЫ (а не простые звуки) . Знаки азбуки назывались «буквицы » . Каждая буквица несла в себе отдельное смысловое понятие. Например : первая буквица русской азбуки «АЗ» передаёт звук [а] и имеет смысло-образ «я, человек, начало…» ; буквица «Буки» передаёт звук [б] и несёт смысло-образ «Бог, быть, будет…» . И так - все знаки русской азбуки

Самое интересное, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой еще и число. Причем все буквы -числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – «аз» соответствует единица, В – 2, Г – 3, Д – 4, Е – 5 и так до десяти. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам : 10, 20, 30, 40, 50, 70, 80 и 100.

Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений : ведать, знать и владеть. Знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!» .

Глаголь – буква , значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы -слова Глаголь являются : глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать» . Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3.

Какой же смысловое значение несли исчезнувшие буквы ? Рассмотрим на примере некоторых букв .

Зело – буква , которая является сочетанием двух звуков [д] и [з]. Главное значение этой буквы для славян заключалось в словах «крепко» и «сильно» . Численным содержанием буквы Зело является шестерка.

Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна» . Иногда в предложениях буква -слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край» , «страна» , «народ» , «земля» или же под этим словом понималось тело человека. Это число 7 – семь, семерка, седмица.

Иже – буква , смысл которой можно выразить словами «ежели» , «если» и «когда» . Смысл этих слов по сей день не изменился, просто в повседневной жизни современные славяне используют синонимы Иже : если и когда. Иже соответствует цифра 10.

Оукъ – еще одна буква в азбуке , которая на сегодняшний день трансформировалась в букву У . Незнающему человеку, конечно, тяжело понять, что обозначает это слово, однако славяне знали её как «закон» . Оукъ часто употреблялась в значении «указ» , «скреплять» , «законник» , «указывать» , «крепить» и т. д.

Ферт. Эта необычная буква -слово обозначает не что иное, как славу, вершину, верх, воздает славу вечности. Числовым значением Ферта является 500 – пятьсот.

Ять – это буква , к которой наиболее подходит синоним «принять» . Ю [у] – буква скорби и печали . Её коренным смыслом является горькая доля и несчастливая судьба.

Еще две интересные буквы старославянского алфавита Юс малый и Юс большой.

Юс малый по форме напоминает связанные руки. Самое интересное то, что коренным смыслом этой буквы являются «узы» , «оковы» , «цепи» , «узлы» .

Юс большой был символом темницы или тюрьмы, как более строгого наказания за совершенные человеком злодеяния.

Рассмотрев часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Кирилла к потомкам. «Где это видно?» - спросите вы. А вы попробуйте теперь прочитать все буквы , зная их истинных смысл. Если брать по несколько последующих букв , то складываются фразы-назидания :

Веди + Глаголь обозначает «ведай учение» ;

Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон» .

Каждая буква -слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.

Изучив древнеславянскую азбуку, я смогла сделать вывод о том, что исчезнувшие буквы когда-то занимали равноправное положение среди других букв в алфавите

Причина исчезновения этих букв в том , что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме, и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание.

Приведу пример. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению :

Миръ – состояние без войны;

Міръ – вселенная;

Мїръ – община;

Мгро – благовонное масло;

Мръ – мера времени.

В процессе развития, совершенствования нашего письма изменились и названия букв . Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита "аз", "буки", "веди" и т. д., которые не совпадали с их звучанием, в XVIII в. были устранены и вместо них приняты названия "а", "бэ", "вэ" и т. д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка , поскольку название буквы указывало теперь на соответствующий этому названию звук.

В энциклопедии я прочитала, что самыми первыми исчезли «юс малый» и «юс большой» . В 1718 году серьезно взялся за усовершенствование алфавита Петр 1, он упразднил буквы , которые обозначали одни и те же звуки. А вот следующие преобразования алфавит претерпел в 1917 году, и стал иметь современный вид.

Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода , все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов» , обозначает не что иное как «начать с самого начала» . Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я» .

2. Практическая часть.

Рассмотрев причины и пути исчезновения букв древнеславянского алфавита, мне показалось интересным выявить случаи использования этих букв в современном русском языке . Я обратились к исследованию пословиц и поговорок, поскольку, как говорил Михаил Александрович Шолохов : «…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».

В Словаре русских пословиц Даля собрано 53 пословицы и поговорки. В них употреблены 23 буквы древнерусской азбуки . Вот, например, некоторые пословицы об исчезнувших буквах :

1) Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока) .

2) Там я (Наполеон, барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.

3) Фертом не ходят сохой орющие (пашущие) .

5) Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.

6) Ер Егорка упал в озёрко : сам не потонул и воды не всколебал.

7) Сделать на ять.

8) У нея ротик фитою.

9) От фиты подвело животы.

10) Фита – школьный грамотей, дошлый писака.

11) Фита не славна, а вещь она славна.

12) Фита, ижица к розге ближится.

13) Кси, пси с фитою пахнули сытою.

14) Не суйся, ижица поперёк аза.

15) Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.

16) От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.

17) От аза до ижицы.

Каждая буква представляет собой набор определённых признаков : звуковое значение, числовое значение, начертание, место в алфавите.

При употреблении в пословицах и поговорках подчёркиваются их разные признаки.

Следует отметить, что пословицы и поговорки славянской азбуки представляют собой особую группу среди других, являясь великим культурным наследием русского народа .

Закончив свою работу , мне стало интересно, а другие дети знают о существовании утерянных букв ?

Я провела анкетирование среди моих друзей по следующим вопросам :

Знаете ли вы, что в древнеславянском алфавите было букв больше ?

Результат : из 16 ребят- 5 человек знали об этом(31%, 11 человек не знали(69%) .

На сколько больше?

Результат : ребята предполагали разное количество, правильно никто не ответил(0%) .

Как вы думаете какой алфавит современный или древнерусский легче для употребления?

Результат : все ответили, что современный алфавит легче для употребления(100%) .

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв . Проделав исследовательскую работу , я вижу, что звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка . Русский народ создал и сохранил их, это показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке.

Вероятно, эти пословицы бытовали и в крестьянской, и в городской, более образованной среде, и, может быть, в среде семинаристов. Это даёт нам уверенность в том, что ещё не забыт древнерусский язык , что по-прежнему это великое культурное наследие русского народа .

Вывод : Опираясь на теоретическую и практическую часть, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась : буквы исчезли из русского алфавита , т, к они потеряли свою значимость и стали только усложнять понимание смысла написанного, значит они не были важны.