Биографии Характеристики Анализ

Известные люди люблино. Мемуарный очерк о Старом Люблино - messie_anatol

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

История кузьминской земли обогащает отечественную историю топонимикой — название местности Кузьминки, гидронимикой — названия рек Чурилиха и Голедянка. На ее территории сохранились захоронения XIII века — остатки жилой постройки с частично сохранившейся печью и фрагментами каменно-глинобитной конструкции. — редчайшая археологическая находка на территории Москвы.

Следует отметить, что и сегодня долина объединенных рек с заросшим прудом, расположенная между Кузьминским и новым Люблинским прудами, представляет собой естественный природный ландшафт с уникальными для Москвы мезотрофными болотными комплексами. Поверхность поймы заболочена, на участках которых с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения. Русло реки характеризуется наличием многочисленных родников. В настоящее время этот участок площадью пять с половиной гектаров поставлен на охрану как памятник природы.

Стоит отметить, что усадьба создавалась не как замкнутая летняя резиденция, огражденная от окружающего ее мира. Ни до князя М. М. Голицына, ни после него в XIX веке усадьба не имела ясно выраженных границ, постепенно сливаясь с окружающими ее лесами. Таким образом, в кузьминской усадьбе создавался один из первых пейзажных парков Москвы конца XVIII века, который явился примером для подражания в других помещичьих усадьбах. Так, например, по образцу заречной беседки в Кузьминках в 1801 году в Павловске была перенесена статуя героя античности Аполлона на новое место — против княжеского дворца за рекой.

Стоит добавить, что Кузьминки в свою очередь перенимали лучшее при создании пейзажного парка. По примеру Павловского парка в конце XVIII века в Кузьминках в сосновой роще была прорублена двенадцати лучевая просека регулярного (французского) парка, в центре которой была устроена круглая площадка, в центре ее была помещена статуя Аполлона (копии для Павловска и Кузьминок выполнены скульптором Ф. И. Гордеевым). По кругу площадки у каждой из аллей были расположены гипсовые статуи Муз. И сегодня 12-лучевая просека французского парка является большой достопримечательностью Кузьминок. Стоит отметить еще одну особенность Кузьминок: продолжение преемственности павловского принципа украшательства парка. Пример тому — чугунные «Триумфальные ворота», которые во всех своих частях, за исключением верха — герба, совпадают с «Николаевскими воротами» в Павловске под Санкт-Петербургом, построенными в 1826 году К. И. Росси. Проект этот был выполнен на Пашийских чугунолитейных заводах князя С. М. Голицына I и через три года повторен вторично для украшения Кузьминок. Это еще раз убеждает, насколько близки по паркостроению обе усадьбы. Москвичи впоследствии даже стали называть село Влахернское «Московским Павловском».

Сама по себе усадьба «Кузьминки» являет собой высокий уровень искусства. Творчество архитекторов, литейщиков, художников, скульпторов, специалистов паркового строительства представляет огромную ценность в отечественной культуре. В Кузьминках создавали свои творения такие маститые архитекторы, скульпторы и художники, XVIII-XIX веков: как Доменико (в России его называли Дементий Иванович) Жилярди, А. Г. Григорьев, А. Н. Воронихин, М. Д. Быковский, К. И. Росси, П. К. Клодт фон Юргенсбург, Артари, С. П. Кампиони, И. П. Витали, Ф. П. Крентан, оставившие после себя яркие примеры творчества.

Если говорить о творчестве архитектора Доменико Жилярди в Кузьминках, стоит отметить следующее. Он много строил в Москве и ее окрестностях, но везде это были отдельные постройки. И только в Кузьминках архитектор смог отставить о себе память, как автор единого архитектурно — паркового ансамбля, так как здесь по проекту зодчего восстанавливалась полностью вся усадьба: от парковых дорожек и скамеек до фундаментальных сооружений. Это сыграло положительную роль в том, что усадьба «Кузьминки» в итоге была проникнута единством замысла, стиля и выполнения, что ее отличало от многих российских усадеб. Умелая рука зодчего превратила конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора явился знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.

С подмосковной усадьбой «Кузьминки» связана вся творческая биография архитектора М. Д. Быковского, занимаясь переделками, ремонтами, отделкой интерьеров домов, а также создав самостоятельные работы — дом и каменный мост на плотине, памятники императору Петр Великому, Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, надгробие князю С. М. Голицыну I в приделе святого Сергия Радонежского церкви Влахернской иконы Божией Матери.

Кроме того, стоит отметить, что такого обилия чугунно-литейных изделий, как в Кузьминках, нельзя было встретить ни в одной подмосковной усадьбе. Чугунные изделия в количестве 250 единиц представляли собой подлинные произведения искусства. Так, например, литые из чугуна канделябры-торшеры с богато орнаментированными растительными стволами, которые «вырастают» из основания, состоящего из четырех крылатых грифонов. Звери-птицы сидят по диагоналям постамента, опираясь на выставленные вперед львиные лапы. Выразительные крылатые грифоны и сто семьдесят лет назад, и сегодня являются визитной карточкой усадьбы. В любой литературе в качестве иллюстрации по Кузьминкам представлены знаменитые скульптурные композиции. Это дает основание выдвинуть точку зрения, что усадьбу «Кузьминки» можно рассматривать как своеобразный музей малой архитектурной формы под открытым небом.

Большой художественный вкус подарил отечеству прекрасные памятники архитектуры. Так, оригинальный вид Египетского павильона и тогда, и сейчас производит внушительное впечатление. Скошенные стены и окна здания напоминают собой усеченную пирамиду. В центре здания имеется неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами, перехваченными рельефными жгутами с папирусообразными капителями. На стенах лоджии имеются скульптурные детали на египетские ритуальные темы. Это единственное в своем роде здание в архитектурной Москве.

Многие события, происшедшие в усадьбе «Кузьминки», дополняют отечественную историю. Так, например, священнослужитель местного прихода и бытописатель Н. А. Порецкий описывает ураган, пронесшийся 16 июня 1904 года над юго-востоком Подмосковья, который уничтожил до 100000 деревьев в Кузьминском парке. Помимо местного описания он дает яркую характеристику злосчастного лета.

Н. А. Порецкий так же упоминает об эпидемиях холеры 1830 и 1871 годов, ставших трагедией для всей России.

Более того, он, видимо, по рассказам старожилов, описал знойное лето 1871 года — причину распространения холерной заразы: «Лето было как никогда жаркое. Дождей почти не было. Все сожгло». В Кузьминках от холеры умер только один обитатель. Сами жители, якобы, спасли себя, совершив крестный ход вокруг села с Влахернской иконой Божией Матери.

История Влахернского прихода — неотъемлемая часть истории русского православия. «Влахернское было единственным подмосковным местом, куда в таком множестве стекались москвичи на гулянье 2 июля…к единственному московскому барину-вельможе». «В храмовый праздник 2 июля здесь бывали большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающие гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной роще», — отмечали современники.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках по изяществу интерьера и богатству ризницы не уступал многим московским церквам. Внутренние стены храма были облицованы дорогим испанским карарским мрамором. На колокольне были установлены куранты.

Относительно церкви в Кузьминках и повышенного внимания к ней со стороны современных ценителей древнерусской живописи стоит отметить семейную реликвию Строгановых, а впоследствии князей Голицыных — Влахернскую икону Божией Матери, находившуюся в местном храме с 1725 по 1929 годы.

Бесспорная ценность икон состоит в технике их исполнения — «энкаустика» (exaustix — выжигаю) — античная живописная техника. Восковую краску растопляли, и по причине быстрого охлаждения воска, от изготовителя требовалось большое мастерство при наложении на разогретую доску состава, создавая рельефное изображение Богоматери и младенца, имитируя при этом резьбу. В 1654 году икона и три ее списка были подарены константинопольским патриархом русскому царю Алексею Михайловичу. Одну из них царь подарил купцам Строгановым.

Особое место стоит уделить кузьминской лечебнице, учрежденной князем С. М. Голицыным в 1816 году, что являлось не частым явлением в помещичьих усадьбах. Лечебница была единственной на округу, насчитывавшей около восьмидесяти населенных пунктов. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в популярности Кузьминок. До 1869 года лечебница полностью содержалась на средства князей Голицыных, все консультации врачей и отпуск лекарств были бесплатными. В вышеназванном году лечебница была передана Московскому уездному земству и переведена в здание бывшего скотного двора этой же усадьбы.

В истории русской культуры стоит отметить, что именно в больнице в Кузьминках в 1882 году лежал на излечении художник В. Г. Перов. Здесь же, в Кузьминках, он скончался. В день его смерти в Кузьминки пришли многие представители культурного общества, чтобы проводить в последний путь художника.

В этой же больнице лежал на излечении, будучи мальчиком, поэт Ф. С. Шкулев.

Много замечательных и славных имен связано с Кузьминками. Посещения истори ческих лиц вошли в летопись кузьминской земли.

Известно, что в 1722 году здесь бывал царь Петр I. Современник петровской эпохи В. А. Нащокин в своих записках оставил сведения о его пребывании: «В декабре, в последних числах, Его Величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в Подмосковной Строгановой, что слывет Мельница, наступили в Москву из онаго Персидского походу триумфом».

До середины XIX века еще сохранялся деревянный домик, в котором останавливался Петр Великий. В 1848 году на его месте был сооружен чугунный обелиск (арх. М. Д. Быковский).

Усадьбу «Кузьминки» посещали генералиссимус В. А. Суворов с женой Варварой Ивановной (урожд. Прозоровской) после венчания; вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), посещение которой было отмечено чугунным памятником, открытым в 1828 году; император Николай I, в память о котором в 1856 году был установлен чугунный монумент.

В 1837 году после возвращения из сибирского путешествия цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении воспитателя-поэта В.А. Жуковского посетил Кузьминки. Следующее посещение Александра Николаевича уже императором Александром II состоялось в 1858 году, когда проездом в Николо-Угрешский монастырь он с супругой Марией Александровной заехал в Кузьминки навестить больного князя С.М. Голицына.

Кузьминки посетили: саксонский дипломат при петербургском и лондонском дворах Фицтум фон Экштедт, отметивший, что усадьба «образцовая ферма в величественнейшем стиле, воздвигнутая среди голой степи», и делегация американских моряков во главе с адмиралом Фоксом, где им был оказан пышный прием.

Помимо высокопоставленных лиц Кузьминки посещали писатели, художники, политические деятели. Именно в Кузьминках на даче Елизаровых В.И. Ульянов (Ленин) закончил брошюру «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Священнослужитель Иоанн Кронштадский порадовал обитателей села Влахернское своим посещением.

Кузьминки вдохновляли художников, поэтов, писателей. В своих произведениях, отмечая местную красоту, писатели живописным языком отражали то величие и благородство архитектуры и природы, которая подняла Кузьминки на вершину славы. Кузьминки — село Влахернское имели заслуженную славу художественной сокровищницы русской культуры и были хорошо известны не только у нас в России, но и за границей по изданным в 1841 году в Париже гравюрам Ж. Н. Рауха «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего кн. С. М. Голицыну». «Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна дворянская подмосковная усадьба», — констатирует М. Ю. Коробко.

Село Влахернское «едва ли уступит какой — нибудь великолепной итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером», отмечали современники князя С. М. Голицына. «Здесь что ни шаг, то искусство», — писал бытописатель Кузьминок Н. А. Порецкий.

Живописные места усадьбы «Кузьминки» вдохновили художника В. А. Серова, написавшего картину «Линейка на пути из Москвы в Кузьминки» (Русский музей в Санкт-Петербурге), высоко оцененную И. Э. Грабарем, который в свою очередь оставил потомкам живописное полотно с видом ванного домика усадьбы «Кузьминки».

В 1918 году усадьба была передана Государственному (позже Всесоюзному, Всероссийскому) институту экспериментальной ветеринарии, который использовал ее здания и землю в своих целях, исключив историко-архитектурную ценность усадьбы. Поселковый совет, созданный на базе бывшей усадьбы «Кузьминки» так же решал проблемы в обход интересам ее сохранения.

Несмотря на попытку Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины защитить усадьбу от уничтожения, усадьба была оставлена за институтом с размещением в зданиях лабораторий и квартир для сотрудников. Часть голицынского леса определили в леса местного значения для соседних селений.

Борьба атеистов с Церковью обернулась для Влахернского прихода его упразднением в 1929 году, арестом и ссылкой настоятеля Н. А. Порецкого. Здание храма перестроили, проведя внутреннюю перепланировку, уничтожив могилу князя С. М. Голицына и устроив там общежитие для аспирантов. Колокольню взорвали, ризницу приспособили под лабораторию.

В 1929 году Рудметаллторгу было передано большинство чугунных изделий усадьбы. До сегодняшнего дня чудом сохранились кони и грифоны со львами. В 1936 году началась реконструкция Кузьминского парка с постройкой кафе, эстрады и павильонов настольных игр.

В годы Великой Отечественной войны в Кузьминках располагался зенитно-артиллерийский полк, стояли танковые части, шло формирование полков, были нарыты землянки и укрепления. Военные люди и оборудование нанесли значительный ущерб парку.

После войны стало меняться отношение к усадьбе. Историки рассматривали ее с позиции мест, связанных с деятельностью В. И. Ленина, искусствоведы обращались к Кузьминкам в конспекте изучения творчества архитекторов.

В 1955 году через лесной массив усадьбы «Кузьминки» прошла кольцевая автодорога, разделившая территорию лесопарка и резко сократившая историческую зону усадьбы. В 1960 году поселок Кузьминки был включен в состав Ждановского района г. Москвы, а усадьбе «Кузьминки» был определен охранный номер 393, как архитектурно-паркового ансамбля, подлежащего восстановлению.

В 1964 году была проведена реставрация дачи Елизаровых с размещением там Музея Ленина. На самой территории усадьбы создали парк культуры и отдыха, следствием чего стало привлечение большого количества москвичей, которые наносили значительный вред местному ландшафту. Воспользовавшись отсутствием границ охранной зоны архитектурно-паркового ансамбля, в 1966 году начали застраивать территорию парка жилыми домами.

Переломным годом в судьбе усадьбы «Кузьминки» считается 1974 год, в котором был подтвержден статус усадьбы как памятника государственного значения. Однако в 1979 году вышло решение «Об организации парка культуры и отдыха на территории лесопарковой зоны „Кузьминки“ Волгоградского района». Данное решение снижало статус Кузьминок, как усадебного комплекса, и низводила его до статуса районного значения.

В 1978 году сгорел шедевр зодчества XIX века — Музыкальный павильон. Бывшее здание больницы протерпело шесть пожаров, в результате которых пострадали уникальные росписи потолков. Памятник передали Госкомспорту СССР, который не принял никаких охранных мер.

Наконец, в 1980 году комплекс усадьбы «Кузьминки» был внесен в «Перечень памятников истории и культуры РСФСР», подлежащих первоочередной реставрации и музеефикации с обязательным выводом ВИЭВ с территории усадьбы. Но Программа реставрационных работ по Кузьминкам на 11-ю и 12-ю пятилетки осталась невыполненной.

С 1980-х годов стала проводиться просветительская работа среди москвичей. В 1983 г. в программе лектория ПКиО «Кузьминки» появилась новая тема «История усадьбы Кузьминки», с 1984 года начал работу Народный университет культуры «История усадебной культуры Подмосковья XVIII-XIX вв.». Предлагалась программа создания единого музея-памятника «Кузьминки» в качестве средства спасения комплекса.

Однако политические события изменили процесс музеефикации усадьбы и свели реставрационные работы к нулю. В последнее десятилетие XX века решения городских властей стали подавать надежды на возвращение усадьбе первоначального вида и вернуть ей статус одной из лучших российских усадеб.

В 1990 году храм, ризница и дом причта были переданы Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. В том же году правительство Москвы постановило создать на территории парка «Кузьминки» Государственный историко-культурный комплекс.

К XX веку на территории Кузьминок сохранилось более 20 памятников архитектуры. Среди них сохранились в руинированном состоянии кузница и теплица. В аварийном состоянии Оранжерея, дворцовые флигели, Скотный и Конный дворы. Требующие безотлагательных восстановительных и реставрационных работ — Музыкальный и Египетский павильоны. Полностью утрачена парковая скульптура. Исчезла две трети металлических изделий, украшавших Кузьминский парк. Английский парк был запущен, французский парк относительно благоустроен.

Территорию усадьбы «Кузьминки» и сохранившиеся постройки занимали различные учреждения: ВИЭВ, администрация Леспаркхоза «Кузьминки», частная школа, Музей К. Г. Паустовского, ЭСНРПМ.

В настоящее время отреставрированы гроты, здание на Слободке, Ризница Конный двор, воссоздан Музыкальный павильон, Горбатый мостик, Церковь, на стадии реставрации находятся Кузница, Ванный домик.

… История и культура усадьбы «Кузьминки» служит нам и сегодня.

Кузьминки заслуживают бережного отношения и серьезного изучения.

Более подробную информацию можно получить в книгах автора Нины Дмитриевны Кузьминой «Кузьминки. Село Влахернское. Мельница», «Православный приход храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках», «Москвы дорогой уголок»).

До нашего времени чудом сохранились почти все исторические постройки усадьбы, правда, перестроенные в XX столетии. Как и в XIX в., композиционным центром усадебного ансамбля является главный господский дом-дворец. Своеобразное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание имеет в плане сочетание креста и круга. Такая необычная форма представляет собой совершенно оригинальное решение, которому трудно найти аналогии среди русских усадебных построек. В классицизме круглая колоннада зачастую символизирует античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству – Аполлону, статуя которого изначально венчала его купол. Такая планировка восходит к проектам итальянского архитектора XVI в. А. Палладио, а также теоретика французского классицизма XVIIIстолетия Ж.-Ф. Неффоржа. Одновременно ряд исследователей предполагает, что архитектурное решение дворца приближается к более раннему французско-шведскому проекту «Салон Аполлона» («Храм Знаний, или Монпарнас»), созданному Никодемусом Тессином Младшим в 1700 г. как архитектурный панегирик Людовику XIV – королю-солнцу.

Н.А.Дурасов мирно строил и весело обживал свою новую «подмосковную» по моде того времени. В залах дворца, театре и тенистом парке щедрый хозяин летом устраивал роскошные обеды, празднества, спектакли и балы, на которых играл замечательный оркестр. В холодное время года он приглашал гостей в великолепную оранжерею. Об одном из таких приемов вспоминал известный мемуарист С.П.Жихарев. В начале марта 1805 г. он специально приехал в Люблино с приятелем, чтобы сравнить люблинскую оранжерею с оранжереей соседнего имения Кусково, принадлежавшего графам Шереметевым. Дурасов тотчас пригласил друзей отобедать с ним. Через некоторое время пожаловали еще гости. «…Всех нас было человек двенадцать, – пишет Жихарев, – но стол был накрыт кувертов на тридцать… Обед был чудесный… Когда оранжерею осветили, она превратилась в какой-то сад Армиды. Счастливец! Сколько удовольствия и добра он может сделать другим!»

Еще одна гостья, англичанка мисс Кэтрин Вильмот, бывшая на празднике, устроенном в Люблине в честь княгини Е.Р.Дашковой 4 октября 1806 г., пришла в восторг от усадьбы и театра: «все было как в волшебном замке». Вильмот называет усадьбу «райским уголком с мраморным дворцом…С этого восхитительного места можно увидеть кущи деревьев и поляны, рощи и озера, долины и холмы, раскинутые тут и там, а завершают картину блестящие купола Москвы… Правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья»…

О богатстве и хлебосольстве Н.А.Дурасова говорила вся Москва. Так, один из гостей люблинской усадьбы, М.А.Дмитриев свидетельствовал, что Дурасов угощал Москву роскошно, «жил в своем Люблине, как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы». Дмитриев особо подчеркивал, что «Дурасов до эпохи французов, все изменившей, был необходимым лицом общества».

Дорогие друзья, я продолжаю свою рубрику «Москвоведение» и приглашаю вас на очередную прогулку. Учитывая прошлый опыт и критику в адрес предыдущего поста, постарался исправиться и действительно интересно рассказать об одном из самых зеленых районов города Москвы. Мы держим с вами путь в обитель Николая Алексеевича Дурасова - в прекрасное Люблино!

Начну с описания герба Люблино и небольшого экскурса в историю района. Первые сведения об этой местности появились еще в начале XVII века, тогда здесь располагалась деревня Юркино. В свое время это владение было пожаловано Михаилом Федоровичем своему подьячему - Григорию Ларионову. В то время усадьба и все ее постройки были деревянными. Затем владение кочевало из рук в руки (в т.ч. и в руки Годуновых), а в начале уже XIX века перешло к отставному бригадиру Н. А. Дурасову, чей фамильный герб частично перешел на герб современного Люблино. Сегодня он обозначает в верхней части - дурасовский герб, в середине паровозное колесо напоминает о проходящей рядом железной дороге, а красные стены говорят о «городском» прошлом этого места. Внизу герба - синяя водица - символ замечательных Люблинских прудов.

Собственно, «дурасовский период» владения Люблино и прославил данную местность, с этого времени сохранилось наибольшее количество памятников (о них пойдет речь ниже). Дальнейшая история Люблино была связана в основном с советским периодом, так как большую часть сегодняшних жилых кварталов до массовой застройки использовали в качестве полей фильтрации. Люблино сегодня - промышленный центр на юго-востоке, зеленые легкие города на севере и сосредоточение памятных мест Великой Отечественной войны во всех уголках этого любопытного района Москвы.


Историки спорят о названии района, не находят концов. Кажется, свое имя (сначала ударение было на втором слоге) Люблино получило в XVIII веке, когда подобные «пасторальные» названия были довольно популярны. Начать рассказ следует, конечно же, с точки отправления - для нас это одноименное метро. Бегло кинем взгляд на карту. Нам с вами предстоит посетить 10 различных объектов. Благодаря ним мы вспомним и о славных временах дореволюционной России, и о советском прошлом района, и, конечно, о совсем недавних событиях, связанных с этим южным местечком нашего мегаполиса.


Собственно, с последнего и начнем. Люблино фигурировало в СМИ в этом году из-за довольно любопытного случая - спиливания креста храма Святой Татианы Римской (1) . Это новая постройка на территории района (на картах двухгодичной давности храм не указан). Кто это сделал (спилил крест) и зачем? - вопросы, на которые до сих пор многие ищут ответы. Так или иначе, за месяц до моего приезда в этот район, крест восстановили на радость местным жителям. Спокойному спальному району не нужна слава антихристов.


Сам храм находится около метро. Тут же рядом разбит ухоженный парк, где есть площадки для детей, многочисленные скамейки, футбольное поле. Напротив - супермаркет, а также обыкновенный рынок, где можно купить всё - от огурцов до батареек.


Чуть вдалеке виднеется современная застройка. Люблино - район для жизни. По пути далее можно встретить множество подобных многоэтажек.


Идем на восток. Мимо футбольной «коробки», мимо закрытой площадки для выгула собак. Зеленая пробивающаяся травка бросается в глаза.


Вдали виднеется крытое помещение, куда мы и отправляемся. На территории Люблино находится уникальный музей - Ломаковская коллекция старинных автомобилей и мотоциклов (2) .


Было бы серьезным упущением не зайти внутрь.


При входе нас встречают забавные экспонаты.


Заплатив всего 200 рублей за вход, мы в теплом помещении можем насладиться советской и зарубежной авто-стариной. Всего «Ломаковка» насчитывает более 130 исторических автомобилей и мотоциклов!


Коллекция собирается с 1959 года (последний экспонат привезен в гараж, по-моему, в прошлом году). Помимо автомобилей вас также будут окружать предметы быта советского времени, собранные бережливыми руками владельца данного музея.


Рули, повисшие над головой, так и просятся в руки!


На входе меня встретил, видимо, один из Ломаковых. Будущий владелец данного гаража охотно рассказал мне о «Чайках», «Победах», «ЗИСах»… В общем, провел для меня настоящую экскурсию.


Это, пожалуй, самый маленький и один из самых быстрых экспонатов.


Здесь под одной крышей собраны настоящие раритеты. Это касается как мотоциклов, так и автомобилей, которые до сих пор остаются на ходу.


Конечно же, культовой личностью для российского автопрома был товарищ Сталин, о чем нам ненавязчиво напоминает его потрет.


Машины Завода имени Сталина вообще занимают в гараже, кажется, больше всего места. Хотя, может, мне так показалось.


Здесь можно встретить и черную «Чайку», и зеленый «Запорожец». Будто возвращаешься на полвека назад!


А в углу притаилась черная «Шкода» - чешский раритет коллекции Ломаковых.


Конечно, нельзя не вспомнить и про «Волгу». Эти машины до сих пор можно встретить на улицах столицы и других городов России. Правда, не ГАЗ-21Р, а скорее ГАЗ-24…


Советским плакатам посвящена отдельная стена музея.


Небольшое пространство уделено и военной технике. Вот, например, ГАЗ 1933 года («полуторка»), который часто использовался во время Великой Отечественной (модифицированный ГАЗ-АА до ГАЗ-ММ). Здесь рядом с ним стоит почти настоящий солдат.


Вообще, экспонатов в музее Ломакова достаточно, так что просто советую вам заглянуть сюда. Музей работает ежедневно.


Очень любопытен, к примеру, «Опель» 28 года рождения. Выглядели машины тогда именно так.


А вот и мина-указатель. Осторожно!


Тот же «Опель», только спереди.


За отдельные деньги можно покататься на одном из чудес советского машиностроения. Но в любом случае, покинуть этот уникальный музей в Люблино вам придется с открытой улыбкой!


Выходим из здания музея. Здесь нас ждут мины и другие экспонаты, просто-напросто не поместившиеся в закрытый гараж.


Впрочем, эти экспонаты, как по мне, самые красивые!


В «Ломаковке» мы были около получаса. Теперь мы держим путь на юго-восток, направление - улица Марьинский парк.


Большие скопления народа, идущие с нами вперед, рассеиваются на середине пути, когда мы достигаем торгово-ярмарочного комплекса «Москва» (3) .


Это уже современная история Люблино. В течение многих лет с районом устойчиво ассоциировался именно этот торговый центр. Не мудрено: он стал первым многофункциональным торгово-ярмарочным комплексом Москвы. В прошлом году «Москва» отпраздновала свое пятнадцатилетие!


Но мы движемся далее по Краснодарской улице. Напротив нас - интересное здание. Это пожарная станция с характерной архитектурой.


Идем по Краснодарской улице до пересечения с улицей Марьинский парк. По пути нам встречается многоуровневая свалка, а также многоуровневый паркинг.


Пока мы идем к нашей очередной достопримечательности, пару слов скажу о названиях здешних улиц. Так получилось, что каждый раз, когда Москва расширялась, определенному району выдавали стандартный «пакет» названий улиц (за отсутствием фантазии). Так в Москве появилось …дцать улиц Строителей, …дцать улиц Ленина, …дцать профсоюзных улиц. Подобные наименования мешали «скорой помощи», пожарным, и т.д. качественно обслуживать население. Возникала постоянная путаница. И тут в дело вступила спасительная топонимика! Для более удобной навигации было решено обозвать улицы в районах Москвы по именованиям крупных городов, мест, и т.д., так или иначе, связанным с той стороной света, где этот район находится. Так на севере Москвы появились улицы Полярная, Северодвинская, Таймырская. На востоке - Байкальская, Хабаровская. На юге островок из Азовской, Ялтинской, Одесской улиц напоминает нам о теплых ветрах с южных морей. Не исключением стало и Люблино. В районе целая россыпь подобных названий. Это и Краснодарская улица, и Ставропольская (две основные артерии). И Мариупольская улица, и Краснодонская. В общем, полным-полно таких вот южных адресов (перечисляйте, кстати, их в комментариях, хочу перебрать все!).


Пока я вам рассказывал об этой занимательной топонимике, мы дошли до светофора (вдалеке виднеются электростанции), а теперь поворачиваем налево, проходим улицу Кожедуба, затем сворачиваем во дворы. Конечно, мой экскурс в недавнее прошлое был не простым лирическим отступлением. Давнее родство со Ставропольем и Краснодарским краем местные власти решили закрепить еще и отдельным памятником. Так он и называется - памятник Кубани (4) . Сей экспонат стоит во дворе одной из местных школ.


Честно признаюсь, что ваш покорный слуга потратил около 25 минут, чтобы разглядеть в окрестностях микрорайона злосчастный монумент. Пришлось заходить на разные детские площадки, ходить по малолюдным дворам.


Впрочем, местные жители вполне располагали к себе, да и весь микрорайон излучал только один позитив!


В конце концов, когда я делал очередной круг, то остановился над небольшим колосьями ржи, сделанными из непонятно чего. Пригляделся… Оказалось, что это и есть памятник Кубани.


На месте жителей житницы России я бы обиделся. Во-первых, куда-то делся каравай с хлебом (изначально памятник состоял не из одних колосьев), во-вторых, здесь даже не написано, что это памятник Кубани…


И это несмотря на то, что его открыли 11 октября 2008 года в самой торжественной обстановке. Так или иначе, в немного расстроенных чувствах я покидаю Марьинский Парк.


Сделать это можно на автобусе «201» или «728», которые ходят тут достаточно часто. Мы должны поехать до конечной остановки. Но пока мы ждем транспорт, еще раз оглянемся назад на новостройки и приветливый 14-ый микрорайон.


А теперь посмотрим вперед. Прямо по курсу у нас объект повышенной важности - знаменитая электрическая подстанция «Чагино» № 510 (5) . Все мы должны помнить события 25 мая 2005 года, когда на несколько часов из-за отключения электричества встала половина Москвы. То ли в этом был виноват Чубайс, то ли еще кто… тем не менее, вертолеты в тот злополучный майский денек летали именно над Люблино.


Сейчас подстанция немного реконструирована, она обеспечивает юг Москвы электричеством, так как входит в «Московское энергетическое кольцо». Тем не менее, блок электростанций и подобных крупных строений напоминает нам о том, что на территории города, а именно в Люблино, находится одна из крупнейших энергетических промзон столицы. Движемся дальше.

Пока мы едем на автобусе, расскажу о люблинских полях фильтрации. Конец XIX века - начало строительства полей орошения на месте Чагинского болота. Здесь по специальным каналам сточные воды, проходя через песок, очищались и сливались в Москву-реку. С тех пор сохранились названия улиц - Верхние поля и Нижние поля. Они проходят по южной границе района. К слову, здесь, в Люблине, впервые во всем мире был опробован метод биологической очистки стоков, что было признано выдающимся достижением на выставке в Брюсселе. Однако какую интересную славу имеют Люблинские поля!


По приезду на конечную остановку «Больница им. Семашко» мы можем разглядеть наш следующий объект - храм апостола Андрея Первозванного в Люблине (6) .


Сам храм был построен не так давно - в 2001 году, хотя смотрится как строение уж точно не двадцать первого века! Теперь мы идем на запад.


Начинается дождь… Проходим мимо больницы имени Семашко при РЖД. Дальше мы будем идти строго по улице Ставропольской к дому номер «1». По пути мы встречаем ухоженный сквер, который напоминает нам о трагических событиях сороковых, роковых…


В центре сквера памятник летчику А.Ф.Авдееву - посмертно Герою Советского Союза (7) .


Он прожил всю свою жизнь в родном Люблине, в молодости работал слесарем на местном заводе, а когда пришло время воевать, стал командиром звена. В небе он сбил 7 самолетов, совершил 189 боевых вылетов, один из которых стал для него последним. В 1942 году Авдеев протаранил вражеский самолет, после чего на землю так и не вернулся…


Люблино свято чтит память тех, кто сражался на той войне. Восточнее находится, например, улица Степана Шутова - еще одного участника Великой Отечественной; юго-западнее - сквер имени танкиста Судакова - героя Советского союза. Однако мы продолжаем наше путешествие. Идем вдоль Ставропольской до упора.


По пути встречается много чего интересного (обратите внимание на табличку в левом нижнем углу!). Вот так, к примеру, раскрашены входные двери в обычные дома на Ставропольской.


Дойдя до перекрестка с улицей Люблинской, мы ждем около двух минут зеленого света, чтобы перейти на другую сторону. Здесь идут какие-то раскопки и строительные работы, а вообще это здание дома культуры «Люблино» (8) .


Это бывший клуб имени III Интернационала. Здесь рабочий народ заседал, образовывался и развлекался. Тут расположено три зрительных зала на 70, 420 и 1200 мест, есть отдельный спортзал. Снаружи - ничем не приметный памятник советского конструктивизма. Оставим его реставраторам.


Пройдя вглубь небольшого зеленого участка, что расположен севернее здания клуба, можно наткнуться на одинокий бюст Ильича. Плачущая голова Ленина под дождем - это незабываемое зрелище.


Теперь же ваш покорный слуга оказывается под тропическим ливнем, но мы не можем просто так бросить экскурсию без главной жемчужины Люблино - усадьбы с прудами! Поэтому держим путь вдоль Люблинской улицы. Слева у нас останется платформа «Люблино», справа же постепенно начинает открываться вид на зеленую зону.


Итак, мы на месте. С западной части входим в парк «Люблино» (9) . Тихо и умиротворенно нас встречает Верхний Люблинский пруд.


Под звуки спокойного дождя вода так и манит своим парным отблеском.


На некоторой возвышенности позади (в самом уголке района) расположилась управа Люблино. О том, что это за здание, нам напоминает реющий на ветру флаг РФ.


Пройдемся по краю водоема, подышим свежим воздухом. Люблинские пруды замыкают систему Кузьминских прудов, они были созданы в начале XIX века на территории усадьбы. В целом, они отлично вписываются в местный ландшафт, так как ранее Люблино представляло собой нечто вроде полуострова на возвышенности. Ведь если посмотреть внимательно на карту, можно понять, что район почти со всех сторон, так или иначе окружен водой. Люблинские пруды - северная граница территориальной единицы и по сей день.


Сворачиваем в глубину парка. Здесь ориентир - огороженное здание (не знаю, как оно используется сейчас. Знаете - пишите в комментариях!).


Теперь мы проходим к географическому центру парка. Здесь начинается наше путешествие к изюминке Люблино - усадьбе Дурасова.


Ансамбль усадьбы «Люблино» - памятник исторического и культурного наследия (10) . На указателе белым по синему написано, что парковая зона вмещает до 5000 человек. Это примерно 3,3% населения территориальной единицы.


Пока мы преодолеваем крутой ландшафт, расскажу об этом месте подробнее. С тех пор, как Люблино (оно же Юркино) было небольшим поселением за территорией Москвы, сюда любили ездить отдыхать многие горожане. После владения этим местом Годуновыми и Прозоровскими (уже при бригадире Дурасове) здесь начинают появляться первые дачи. Расцвет усадьбы приходится на времена Н.А.Дурасова, когда здесь работал крепостной театр, имелся скотный двор, существовал огромный огород. Источники свидетельствуют о том, что на этом месте можно было найти даже ананасные теплицы, а рядом паслись коровы, привезенные специально с австрийских лугов. До нашего времени в хорошем состоянии сохранились дворец Дурасова, здание театра, несколько жилых помещений, оранжерея, конный двор.


Дурасовский дворец - необъятное здание, построенное с точки зрения архитектуры достаточно любопытно. Сам бригадир очень любил святую Анну, поэтому мы можем видеть, что бельведер украшает ее статуя - почти со всех сторон можно хорошо разглядеть высокий монумент. Более того: если посмотреть на план-схему здания с высоты птичьего полета, то можно удивиться еще раз - дворец построен в виде ордена Святой Анны! Он такой же круглый, с некоторыми выступами по сторонам.


К сожалению, внутрь я не попал, но знаю, что там очень красиво. Да и снаружи дворец производит потрясающее впечатление! Архитекторы Р.Р.Казаков и И.В.Еготов (он же реставрировал здания Кремля, создал план Гостиного двора) основали красивый ансамбль.


Само здание внушительно и занимает центральное место в усадьбе. Барельефы о Дионисе и Афродите, массивные колонны с узорчатыми капителями - задумка хозяина дворца, который был не просто любителем пышного палладианизма, но еще и настоящим интеллигентом, ценителем высокого искусства!


Это вид из-под крыши дворца.


Вообще же главное здание напоминает виллу Ротонда, и некоторые источники указывают на то, что богач Дурасов хотел возвести в пригороде Москвы такое же массивное произведение искусства. Ансамбль включает в себя еще некоторые здания, к которым мы сейчас и пройдем. Если будете повторять данный маршрут, обязательно загляните внутрь дворца. Это настоящий праздник великого классицизма!


Статский советник Дурасов любил искусство во всех его проявлениях, и как богатый помещик XIX века он не мог не иметь свой крепостной театр. Театр Дурасова был широко известен по всей России. Посмотреть спектакли сюда съезжалась не только Москва (что уже много!). Отсюда многие актеры перешли на Императорскую сцену. Самой труппой руководил знаменитый тогда актер П.А.Плавильщиков. Эпоха дурасовского театра - расцвет крепостных театров в России.


До нашего времени сохранились здание театральной школы, сам театр, жилое помещение для актеров. К сожалению, после смерти Дурасова заниматься искусством в усадьбе было некому, поэтому вскоре о театре все забыли.


Вот так выглядело окружающее пространство для тех, кто учился в театре.


В советское время эти здания использовались не по прямому назначению. Сегодня же стоит вопрос о том, чтобы возродить здесь театральную школу. По крайней мере, в 2007 году Правительство Москвы не раз заявляло об этом. Если данная инициатива получит продолжение, то я, конечно же, «за»!


Все здания ансамбля находятся в двух метрах друг от друга, поэтому обойти их за пять минут не составит никакого труда.


А вот и сам театр. Как и в предыдущих случаях, архитекторами зданий выступали Казаков и Еготов.


Это непримечательное сооружение - пансион для дворянских детей. К слову, некоторые части «Преступления и наказания», а также «Игрока» были написаны Ф.М.Достоевским именно в этом пансионе, на втором этаже здания! Интересно.


Пройдем мимо оранжереи. Направляемся вдоль по Летней улице за тем, чтобы оставить в покое владения Дурасова и вернуться домой. Наша прогулка в дождливом Люблине подходит к концу.


Экскурсия получилось достаточно длинной, но познавательной.


Если кто-то хочет узнать о Люблине гораздо больше, то советую вам пройти по этой ссылке: http://prolublino.ru/ . Здесь можно найти много интересного об истории района, названиях улиц, усадьбе Дурасова. Всё уместить в одном посте очень непросто, поэтому рекомендую!


Дойдя до конца улицы Летней, мы приходим к мосту над Люблинскими прудами.


Направляемся к станции метро «Волжская», которая находится на территории уже другого района.


На этом, думаю, пора прощаться с чудесным миром Люблино, где переплетение истории XIX века с советским прошлым и новейшей историей создает поистине удивительные узелки, которые так приятно распутывать, прогуливаясь по тихим и мирным улочкам района.


Как всегда, пишите в комментариях свои замечания, пожелания и благодарения! За сим прощаюсь. Это был район «Люблино». Весь маршрут я прошел за 3 часа и 9 минут.


С вами был Николай Несколов. До встречи на перекрестках столицы! ;-)

Старое Люблино
Геннадий Милованов
1.
Люблино, как местность на юго-востоке Москвы, впервые упомянуто в документах XVI века, а уже к середине XIX века Люблино было известно, как пригородная усадьба. С проведением в 1870-х годах железной дороги здесь возникли пристанционные мастерские и посёлок железнодорожников. В 1925 году Люблино стало новым городом Московской губернии, правда, мало чем отличаясь от других соседних посёлков и деревень: Текстильщики, Печатники, Перерва, Батюнино, Курьяново и Марьино. Все они располагались вдоль железной дороги Курского направления и представляли собой обыкновенные подмосковные деревни, с избами в три окна и резными наличниками на них, садами и огородами, с первыми советскими тракторами на окрестных полях и гуляющей по лугам скотиной.
Несколько невысоких каменных домов, кварталы серых бараков, дачные домики да деревенские избы – вот и всё Люблино накануне большой стройки тридцатых годов прошлого века. В 1930 – 1940 годы в его состав вошли некоторые окрестные населённые пункты: Кухмистерский посёлок (бывший Китаевский – Китаевка), Перерва, Поля Орошения и деревня Печатниково.
После войны, в конце 1940-х – начале 1950-х годов, стали застраиваться каменными зданиями Текстильщики и Курьяново со своей особой архитектурой, присущей маленьким провинциальным городкам. На центральной площади стоял памятник Ленину с традиционно протянутой рукой, напротив него располагался Дом Культуры с колоннадой и треугольным фронтоном на фасаде, а в разные стороны от центра разбегались прямые улицы и бульвары с цветочными клумбами, где в густой тени зеленых насаждений прятались двухэтажные домики с высокими шатровыми крышами.

В семидесятом году на месте старых деревень Печатники и Батюнино начали возводить новые многоэтажные жилые корпуса. И только позже всех, к концу семидесятых, пришло массовое жилищное строительство в Перерву и Марьино, впечатляя своими темпами и масштабностью и без сожаления расставаясь с прошлым, деревянным, кружевным.
Марьино, скорее всего, было названо по имени княгини Марии Ярославны, матери великого князя Ивана III, организовавшей это древнее поселение в низовьях Москвы-реки. Старинное село Перерва стояло на высоком берегу старицы той же Москвы-реки, неожиданно изменившей, прервавшей, своё прежнее течение и потёкшей по новому руслу, уже ближе к соседнему подмосковному селу Коломенское. В Перерве находится Николо-Перервинский монастырь, стоящий посреди села, одной стороною выходя на Центральную Шоссейную улицу, а другой спускаясь к излучине Москвы-реки.
Как гласит предание, этот монастырь был основан ещё в XIV веке вдовой князя Дмитрия Донского Евдокией. Видимый издалека, высился над деревенскими домами монастырский комплекс со стройным белокаменным Никольским собором XVII века и более поздним, огромным и помпезным, сложенным из красного кирпича, собором Иверской Божией Матери, корпусами и палатами, въездными воротами, стенами и башнями XVII – XIX веков.
На противоположной от Перервы стороне железной дороги, за станцией с одноимённым названием, между деревней Марьино и Южным проездом (ныне Иловайская улица), в обрамлении сараев и зелёных палисадников стояли многочисленные длинные приземистые бараки. В них жили в основном областные лимитчики, завезённые ранее в качестве дешёвой рабочей силы для ударных московских строек.
В до- и послевоенные годы повального дефицита жилья местный и приезжий люд помимо бараков ютился ещё и в тёмных удушливых подвалах домов, и в вырытых сырых землянках, и в вагонах-теплушках, стоявших в тупиках на путях-накопителях между станциями Перерва и Депо. А ещё дальше по дороге вдоль путей, рядом с карьером, было тайное кладбище пленных немцев, работавших в Москве и области после войны.
В своё время название Люблино Дачное подмосковная железнодорожная станция получила не случайно. Густо заросшая сосновым лесом вперемешку с лиственицами, липами и дубами холмистая местность между уходящим на север, в сторону Кузьминок, Люблинским прудом и крестьянскими домами вдоль части Астаповского шоссе и Московской (ныне Люблинской) улицей, с давних пор привлекала к себе внимание богатых и именитых людей. С восьмидесятых годов XVII века поместьем владели знаменитые Годуновы. Позднее имение принадлежало князьям Прозоровским и было так любимо хозяевами, что получило своё теперешнее название – Люблино.
В 1800 году усадьбу приобрёл богатый московский помещик, действительный статский советник, отставной армейский бригадир Николай Алексеевич Дурасов (1760 – 1818 г.г.). В 1801 году по его заказу архитекторы Р. Р. Казаков и В. И. Еготов спроектировали и построили на холмистом берегу речки Голяди, превращённой в обширный пруд, целый комплекс загородной усадьбы. В него входил главный дворец, в точности повторяющий форму и пропорции ордена-креста Святой Анны, полученный Н. А. Дурасовым от Павла I, здания крепостного театра и театральной школы, конный двор, оранжерея и парк в английском стиле.
В дореволюционных путеводителях писали: «Несмотря на курьёзность замысла, Люблинский дворец является одним из самых интересных подмосковных памятников». В залах своего роскошного дворца хлебосольный хозяин усадьбы устраивал званые обеды, балы, празднества и приёмы, сопровождавшиеся игрой оркестра. Праздники славились на всю Москву и привлекали столичную знать. В мае 1818 года, незадолго до смерти армейского бригадира, его театр и оранжерею посетила вдовствующая императрица и пришла в восторг от увиденного представления.
После скоропостижной смерти Н. А. Дурасова усадьбой Люблино владели его родные сёстры, а во второй половине XIX века главный дворец и остальные усадебные постройки вместе с обширными прилегающими территориями перешёл к купцам Рахманину и Галафтееву. А они, не долго думая, приспособили их под дачи и стали сдавать всем желающим в аренду. Рядом с дворцом стояла красивая деревянная церковь Петра и Павла, в 1928 году разобранная и увезённая атеистами-большевиками в подмосковное село Ежёво Егорьевского уезда.
В XIX веке в разное время приезжали на свои дачи в Люблино писатели Н. М. Карамзин и Ф. М. Достоевский, председатель любителей российской словесности академик Ф. И. Буслаев, живописцы В. И. Суриков и В. А. Серов. В деревне Печатники жил поэт Ф. С. Шкулёв, автор популярной в своё время песни «Мы – кузнецы, и дух наш молод». Даже вождь мирового пролетариата В. И. Ульянов-Ленин всё лето 1894 года гостил в кругу семьи на даче в Люблине.
29 июня 1904 года шедший с юга на Москву ураган затронул Люблино и погудел в нём на славу. Обрушившийся на дачный посёлок чёрный вихрь порушил деревенские дома, сбросил с купола дворца скульптуру бога Аполлона, заменённую впоследствии на новую скульптуру геркуланянки в античной одежде, повалил столетние деревья в усадебном парке, «выпил» пруд с коллекционными золотыми карпами, «выплюнув» ценных рыб аж в районе Лефортова в Яузу.
Здоровый сосновый воздух, зеркальная гладь Люблинского пруда, близость Москвы и удобство сообщения по железной дороге, а, главное, цены, в несколько раз дешевле по сравнению с теми же дачами по Ярославской дороге – всё это способствовало быстрому и популярному заселению дачниками Люблина. От самой станции вела широкая липовая аллея к Московской улице, вдоль которой выстроились крестьянские избы. К северу от них, под густым шатром вековых деревьев стояли одно- и двухэтажные дачные домики: у кого побольше, побогаче, у кого поскромнее, не отличаясь от соседних, деревенских.
После октябрьского переворота 1917 года многие владельцы дач, как летних, так и тех, в которых жили круглый год, покинули не только свои насиженные места, но и самую Россию отнюдь не по собственной воле, а, по мнению большевиков, явно не вписываясь в пролетарские предначертания светлого будущего. Их дачные домики были конфискованы Советами под учреждения местной власти и её работников. Кто-то из прежних домовладельцев остался доживать свой век в их строениях: либо от невозможности уехать в силу ряда причин, либо слепо веря в новую власть и мировую революцию, либо просто в надежде на извечное русское «авось пронесёт и не тронут».
Проходил год за годом, и от более, чем скромной жизни в условиях диктатуры пролетариата, мало что осталось от былого облика дворянства старых владельцев люблинских дач, заведомо уплотнённых властями по соображениям социалистической целесообразности. Так и жили в новой советской эпохе эти барынки из ушедшего в историю девятнадцатого века, как тихие серые мышки в своих чеховских «домах с мезонином».
Вместе с постройкой железной дороги от станции Люблино в сторону дачного посёлка была проложена широкая тенистая липовая аллея, после революции получившая название Октябрьская (ныне Тихая) улица, а в просторечии – аллейка. У самой станции и на часть аллеи до её пересечения с Московской улицей выходили в основном мелкие бытовые заведения: разные магазинчики, лавочки, киоски, мастерские. Была среди них и одна довольно примечательная парикмахерская, в которой стригли и брили старым дедовским способом мастера своего дела.
Когда сидящий в кресле клиент был уже подстрижен, мастер (преимущественно женщина) оборачивалась в глубину зала и зычным голосом командовала:
– Прибор!
Открывалась дверь, и оттуда появлялась шустрая «бабушка божий одуванчик» с подносом на руках, где стояли готовые к бритью блестящие металлические приборы с горячей водой и мыльной пеной, кисточкой-помазком, полотенцем и опасной бритвой, которую периодически точили на висевшем сбоку от зеркала кожаном ремне. Процесс бритья был довольно долог и трудоёмок, но терпеливый клиент оставался доволен, разглядывая после горячего компресса свои гладко-выбритые щёки, сияющие, как надраенные бока самовара.

2.
После пересечения с Московской улицей по обеим сторонам липовой аллеи начинались дачные домики, в одном из которых под номером восемнадцать когда-то жили мои близкие родственники. Дом был небольшой и красивый, даже изящный, явно отличаясь от других соседних домов, на невысоком фундаменте, двухэтажный, с мезонином, смотрящим в палисадник под окнами первого этажа и густую, тенистую аллею за ним. К правому торцу дома была пристроена террасса со ступеньками на входе, с которой крутая лестница вела на второй этаж.
За входной калиткой в высоком частоколе забора открывался внутренний, поросший травою, дворик со старым огромным раскидистым тополем, побитым молнией, но ещё живым, отбрасывающим свою тень чуть ли не на весь двор и дом. Со стороны заднего двора была ещё одна террасса с теми же деревянными стёртыми ступеньками при входе, по которым заходили в дом.
На первом этаже дома за крохотной тесной прихожей следовала кухонька со сложенной из кирпича небольшой печкой. Из кухни и прихожей двери вели в светлую, с окнами на улицу, и тёмную комнаты. По левую сторону от террассы на заднем дворе была ещё одноэтажная пристройка к дому с квадратной комнатушкой и кирпичной печуркой. Опоясывали двор летняя уборная да обитые ржавой жестью сараи с дровами, разной рухлядью и прочим барахлом.
На Садовой (ныне Летней) улице, начинавшейся от дворца Дурасова и шедшей параллельно берегу Люблинского пруда до проспекта Ленина (ныне Краснодонская улица) стояла городская школа №4, впоследствии №1144. Это было построенное в стиле провинциальной гимназии двухэтажное кирпичное здание с входной парадной лестницей посередине и длинными коридорами с чередою классов по этажам. Из окон школы просматривался противоположный берег пруда со старыми постройками начала XX века. В школу можно было ходить по аллейке, то бишь Октябрьской и Кооперативной (ныне Ейская) улице, но ребятня шла напрямик через дворцовый парк и через лаз в отогнутых железных прутьях в невысоком заборе – так было ближе.
Подмосковное Люблино, ставшее для моей бабушки по отцу Василисы Васильевны и её детей второй малой родиной, поначалу мало чем отличалось от их далёкой Александровки на Тамбовщине, откуда они приехали в конце двадцатых годов, спасаясь от раскулачивания. Была в Люблине одна центральная Московская улица с несколькими каменными зданиями, смотревших свысока на деревенские избы и дачи, утопавшие в садах, белоснежно цветущих весною и пламенеющих листвой по осени. В противоположном конце улицы начинались поля орошения, где на самом краю города с 1904 года заработали поля Люблинской станции аэрации городских сточных вод, а перед ними простирались серые унылые кварталы деревянных бараков. От того и другого уже давно остались одни воспоминания.
Довоенное Люблино – это тенистые укромные аллеи среди дачных домиков, улочки и переулки, тишину которых нарушали редкие проезжающие машины, цоканье копыт запряжённых в повозки лошадей да шум проносящихся невдалеке поездов железной дороги. По обеим сторонам Московской улицы, на всём её протяжении от люблинского пруда до пересечения с улицами Верхние и Нижние Поля, когда-то росли огромные старые липы, смыкавшиеся кронами над проезжей частью. Говорили, что это часть специально построенной и усаженной липами дороги для проезда Екатерины II в её загородный дворец в Царицыне, не такой уж и далёкий отсюда.
Двести лет высились могучие деревья, давая людям свежий воздух и тенистую прохладу летом, выстояв под ураганами и бомбёжками, а не устояли в конце двадцатого столетия перед реконструкцией Люблина. Сначала спилили и выкорчевали кряжи, проложили параллельную улицу с движением в обратном направлении, а потом из обеих двухполосных улиц сделали одну сплошную шестиполосную магистраль – этакий местный Бродвей. Ну, что ж, удобства передвижения дороже родной природы.
Словно вспомнив о своём статусе подмосковного города, стало Люблино при Советской власти активно строиться. Чуть ли не вся Московская улица в начале тридцатых годов была объявлена ударной стройкой. От Октябрьской улицы и до завода им. Л. М. Кагановича (ныне Люблинский литейно-механический завод) возводились пяти- и шестиэтажные кирпичные дома – в основном для работников литейки – оштукатуренные и покрашенные в весёлый розовый цвет. Не зря же сказал товарищ Сталин: жить стало лучше, жить стало веселее.
До революции 1917 года этот завод носил имя своего прежнего хозяина – француза Можиреза. Новая власть любезно освободила его от этой должности, прогнав восвояси на его историческую родину, и национализировала предприятие, дав ему имя нового коммунистического идола. Но ставшее нарицательным для местных жителей имя фабриканта-француза настолько закреплось в их памяти, что ещё долго они называли им окрестности завода:
– Куда пойдём?
– На Можирез.
– Где ты был?
– На Можирезе.
От железнодорожной станции Люблино Дачное брала своё начало Вокзальная (ныне Кубанская) улица. На её перекрёстке с Московской возвели большой красивый жилой дом со сквозными арками во двор, балконами, колоннами и лепными карнизами. В народе его прозвали «татарским» из-за того, что был он заселён обеспеченными татарами, купившими в нём себе квартиры. Это к концу двадцатого века потянулся в Москву народ с юга, жители «братского Кавказа» с их коммерческой и криминальной жилкой.
А до и после войны в Люблино было много татар, работавших дворниками. Их охотно брали на эту считавшуюся непрестижной, работу, так как были они исполнительными и, самое главное, непьющими, свято чтившими заповеди Корана, запрещавшего пить мусульманам. Помимо уважения со стороны это, видно, давало им немалую экономию в средствах по сравнению с изрядно поддававшими отечественными дворниками. Вот и могли они себе позволить купить квартиру в большом доме на центральной улице, в отличие от прочих коренных жителей, вкалывавших за гроши на заводах и стройках и всю жизнь ютившихся в многонаселённых коммуналках или в своих домах-развалюхах.
После войны по всей Московской улице строились новые высокие красивые дома, а на её перекрёстке с улицей Калинина ещё в 1943 году возвели монументальное здание с колоннами и лепным фронтоном, где разместился Индустриально-педагогический техникум, впоследствии преобразованный в Колледж. А в конце Московской улицы на месте прежнего довоенного железнодорожного училища появился одноимённый техникум, ставший тоже Колледжем.
Когда в 1960 году Люблино из подмосковного города стало Люблинским районом столицы, с парковой, липовой аллеи у дворца Дурасова перевели на Вокзальную улицу райотдел милиции, занявший весь первый этаж жилого дома. А в дом напротив – райвоенкомат, дотоле размещавшийся на Московской улице, у самой железной дороги, возле пруда, откуда в своё время в годы войны уходили на фронт жители Люблина.
Потом снесли целый квартал одноэтажных домишек в зарослях садов и возвели типовой кинотеатр «Алтай» рядом с довоенным ещё «Милицейским» магазином. Далее шёл вытрезвитель, приём стеклопосуды – короче, улица была на все случаи жизни. Чем тебе не конкурент Московской, то бишь, Люблинской улицы за звание местного Бродвея. Только не очень-то хотелось лишний раз появляться в означенных заведениях, разве что в кино да в магазине.
Что касается учреждений торговли, то, как свидетельствует путеводитель по окрестностям столицы двадцатых годов: «В Люблине следует отметить наличие ларька госрозницы, винно-гастрономического магазина «Конкордия» и частной хлебопекарни». В тридцатых же годах в связи с массовым строительством жилых домов первые этажи в них, как правило, отводились под магазины. Три такие торговые точки постоянно были на виду и на слуху у жителей города.
Это уже знакомый «Милицейский» – в соседстве с райотделом милиции на углу Вокзальной и Кооперативной улиц; на перекрёстке Московской и улицы Калинина (ныне Краснодарская) – так называемый «Серый» универмаг в доме, построенном из серого кирпича; и, наконец, «Белый» магазин – на перекрёстке Октябрьской и Московской улиц: двухэтажное (не сохранившееся) здание, выкрашенное снаружи белой краской, с продмагом на первом и универмагом на втором этаже, куда вела посередине магазина парадная лестница со стёртыми от времени каменными ступенями.
Все три названия – «Белый», «Серый» и «Милицейский» наряду с «Можирезом» стали нарицательными, и в просторечии употреблялись так, что местные жители, в отличие от посторонних понимали друг друга с полуслова, заведомо зная, о чём идёт речь в их разговоре:
– А что я на днях купила в «Белом»!
– В «Сером» тоже что-то выкинули – очередь была большая.
– Я вчера в «Милицейском» полдня простояла – вот это очередь!
– И на «Можирезе» народ за чем-то ломился – шуму было.
Как раз в «Белом» магазине и работала моя тётушка Прасковья Михайловна Милованова продавцом хлебного отдела на первом этаже от начала тридцатых годов до выхода на пенсию в 1963 году. Помню, ещё ребёнком, в конце пятидесятых годов прошлого века мы с родителями ездили в гости к тёте Пане в Люблино. Прежде, чем зайти к ним в дом на аллейке, заворачивали по пути в Белый и направлялись к хлебному отделу, от которого шёл такой ароматный дух свежеиспечённого хлеба, что только слюнки текли.
Подойдя к витрине, с выложенными на ней буханками и батонами, мы здоровались со стоящей за прилавком всегда приветливой тётей Паней. Я получал из её рук в гостинец какую-нибудь свежайшую, ещё тёплую, вкуснющую булку и уплетал её за обе щеки. А Прасковья Михайловна, простояв за магазинным прилавком с утра до вечера тридцать с лишним лет, заработала себе в итоге невеликую пенсию да больные ноги, отчего и прожила на белом свете всего-то шестьдесят два года.
Не легче была работа и у её сестры, Ольги Михайловны, тремя годами её моложе. Работала моя тётя Оля на железнодорожной станции Люблино, в ремонтной бригаде, ворочая со своими подругами тяжеленные шпалы и заколачивая в них стальные костыли, лишний раз убеждая в силе слабого пола. Была она и дворником: в зимние морозы сгребала лопатою снег и колола ломом лёд, в летнюю жару и пыль подметала метлою тротуары, а по осени, в дождь и ветер, убирала обильную опавшую листву и не менее обильный людской мусор вдоль по аллейке и возле достопамятного Белого магазина.

3.
Но не одним насущным хлебом – в буквальном и переносном смысле – жило довоенное Люблино. Сразу после Октябрьского переворота в главном доме усадьбы Дурасова была устроена школа 2-й ступени. Затем её сменил клуб железнодорожников им. III Интернационала. Соседнюю Петропавловскую церковь отдали под комсомольский клуб.
В 1930 годы на пространстве между Вокзальной, Курской и Советской (ныне Ставропольская) улицами было сооружено новое, довольно замысловатое по конструкции, здание Дома Культуры им. III Интернационала. В нём для люблинских рабочих крутили фильмы, устраивали танцы и разнообразные культурно-массовые мероприятия. Не знаю, как до, но после войны народ по-своему воспринимал это данное свыше в порыве революционного энтузиазма название Дома Культуры:
– Пошли в кино!
– Куда?
– Да в «Третий».
Просто в «Третий» и никакого «Интернационала», который ещё надо было выговорить. А на месте находившегося рядом с «Третьим» старого стадиона был разбит молодой парк с аллеями и дорожками, цветочными клумбами и скамейками вокруг них, тенистыми деревьями и подстриженными кустами. Сам же стадион был перенесён на новое, более просторное место по Октябрьской и Красноармейской (ныне Тихой) улице, по соседству со старым люблинским рынком.
Рынок тот был небольшим, с высоким глухим деревянным забором, воротами и прилавками. Торговали на нём всякой всячиной: выращенными на своих огородах овощами и фруктами, мясом и молоком, одеждой и обувью, мебелью и разным ширпотребом. Много было старья, трофейного и краденного. Всё это продавали, меняли, толкали – всего хватало. И продавцы-то были все свои – «не то, что нынешнее племя» с юга. Только в середине шестидесятых годов эту лавочку прикрыли по случаю открытия нового большого крытого колхозного рынка в Текстильщиках и расширения соседнего стадиона «Локомотив».
На месте снесённого старого рынка появилось ещё одно футбольное поле, а на главном, помимо районных и городских матчей проводились матчи дублёров союзного чемпионата. Можно было воочью увидеть будущих звёзд отечественного футбола. Зимою поле стадиона заливали, и по вечерам под свет и музыку устраивали катание на коньках по льду.
Весной и осенью у главного входа на стадион собирались людские толпы и среди них стриженые парни в старой одежде и с рюкзаками за плечами. Всё это оглашалось переливами гармошек, бренчанием гитар и разноголосым, разухабистым пением. Так ежегодно провожали люблинскую молодёжь в армию на призывном пункте, находившемся как раз на стадионе «Локомотив».
Возвращаясь к Домам Культуры, скажу, что был в Люблине ещё один такой – на Можирезе, среди старых двухэтажных домов, недалеко от завода Кагановича. Подобно Курьяновскому был он с колоннами и лепным фронтоном на фасаде, где тоже были фильмы в зрительном зале, а в фойе – танцы и буфет. От этого ДК параллельно Московской шла улица, которой в юбилейный для страны год дали громкое название «проспект Сорок лет Октября». И тянулся он среди трущобных каварталов и унылых бараков для люблинских рабочих.
В противоположном конце проспекта, недалеко от «милицейского» магазина находилась популярная в своё время баня с парилкой и непременным пивом. За «милицейским» начиналась Кооперативная улица, где после войны стояли дома общежитий для приезжих лимитчиков местного СМУ. Дальше улица упиралась в усадьбу Н. А. Дурасова.
После революции 1917 года новая власть национализировала усадьбу и по-хозяйски расположилась в ней. В господском доме, помимо школы и затем клуба, находилось отделение милиции, остальные ведомственные учреждения, в том числе горсовет, кооператив ТПО и др., также занимали бывшие постройки усадьбы Дурасова и некоторые конфискованные близлежащие дачи. В усадебной церкви местные активисты уничтожили интерьеры в алтарной части и устроили там «уголок безбожника», пока, наконец, её совсем не закрыли и разобрали.
Парк использовался, как городской сад: в нём был установлен громкоговоритель, и по праздникам играла музыка. После вывода клуба в 1930 годах главный дом сильно обветшал и одно время никак не использовался. Только после войны дворец был частично отремонтирован для Института океанологии АН СССР. В 1950 годах его уже капитально отреставрировали и восстановили живопись интерьеров, а в начале нового века открыли в нём музей и концертный зал.
А вот усадебному парку повезло меньше: он запущен и частично вырублен. Центральную часть его занимает парк культуры и отдыха с различного рода увеселениями в виде аттракционов, открытой эстрады с киноустановкой, танцплощадки, шахматно-шашечного клуба, читальни и пр. От бывшей Вокзальной улицы к главному входу в парк вела улица Горького, оставшаяся сейчас в виде небольшой липовой аллеи.
А сразу за входом одна из парковых аллей вела налево к небольшому одноэтажному дому. Где-то до середины шестидесятых годов это был знаменитый в своём роде местный, никогда не пустовавший, бильярд. В доме было два зала, в каждом из которых стояли столы, покрытые зелёным сукном, куда приходили сыграть партию много желающих – от начинающих до признанных мастеров.
В моей детской памяти остались мягкие летние сумерки в парке, яркий свет из окон дома с маленьким крылечком, громкие оживлённые голоса игроков и стук бильярдных шаров, стремительно скользящих по зелени столов. Было одновременно интересно и боязно малолетнему пацану заглянуть туда. А теперь уже нет этого домика с бильярдом, да и сам парк стал каким-то опустелым и сквозным, только молодёжная дискотека бьёт по ушам децибелами ревущих колонок. Когда-то на её месте, на веранде, заросшей густым плющом, днём играл духовой оркестр, а по вечерам для молодёжи моего поколения 1970-х годов – ансамбль «Кудесники».
Ни одно из специально выстроенных в Люблино под дачу зданий не сохранилось, как не сохранились и старые названия улиц. Особенно после 1960 года, когда Люблино вошло в состав Москвы, и канули в историю местные улицы Садовая и Бородиновка, Московская и Вокзальная, Ленина и Кирова, Горького и Калинина, Октябрьская и Красноармейская, Советская и Кооперативная. Им на смену пришли в основном названия городов юга России – на большее выдумки у наших чиновников не хватило.
А ведь когда-то, в те далёкие от нас 1930-е годы по этим улицам гуляли мои родные, молодые и счастливые Прасковья Милованова с мужем – Сергеем Моисеевым, впоследствие без вести пропавшим в августе 1942 года в боях под Сталинградом. Здесь же, зелёными люблинскими улочками, ходила в свободные летние вечера и моя тётя Оля с подругами, чтобы наутро снова ворочить с ними тяжеленные шпалы на железной дороге. Чудом уцелевшая от раскулачивания бабушка Василиса Васильевна приводила в усадебный парк своих внучат – моих старших двоюродных братьев и сестёр.
Быть может, мой дядя Егор, перед тем, как уйти в 1934 году служить на тихоокеанский флот, ходил смотреть в парке фильмы «Путёвка в жизнь» и «Чапаев», а в феврале 1942 года погиб на северо-западном фронте под городом Демянском. Мой отец с одноклассниками школы 1940 года выпуска гулял короткой июньской ночью в аллеях парка и на берегу люблинского пруда встречал рассвет. А через два с половиной года в январе сорок третьего он с теми же семнадцатилетними мальчишками ушёл на фронт, был тяжело ранен и, слава Богу, вернулся с войны.
Всё это невольно всплывает в памяти, когда проходишь, не спеша, по непривычно тихой в наше время и чудом сохранившейся среди современных небоскрёбов, тенистой липовой аллее от станции Люблино до дворцовой усадьбы Дурасова – от светлого несмышлённого детства до грустной умудрённой старости.

Москва – один из древнейших городов России. Каждый её закоулок, так или иначе, связан с определёнными историческими событиями – и это необязательно военные действия или государственные перевороты. Историческими событиями, с которых начинается история целых районов, может быть даже строительство – компания «ДверьЭкспо» даёт гарантию, что любой город или район начинается с одного камня. Одним из таких районов стало Люблино. Имя ему дала усадьба, построенная ещё в семнадцатом веке. Входные двери Люблино впускают многочисленные легенды о появлении этой усадьбы, которая пронизана сказками и сказаниями.

Изначально Люблино – точнее, село, располагавшееся на месте современного района Люблино вдоль реки Голеди – называлось Юркино. Очевидно, так село назвали по имени одного из его владельцев. Позже, с конца шестнадцатого века, село перешло к стольнику Григорию Годунову.

Он был дворянином и последним представителем своего рода. Звучная фамилия сделала своё дело: село стали называть Годуновым. И именно семья Годуновых основала усадьбу, с которой началось Люблино.

Дети Годунова, кроме Аграфены, скончались молодыми и были похоронены недалеко от усадьбы – в Николо-Перервинском монастыре, построенном по инициативе дворян. Сам Григорий Петрович умер в начале восемнадцатого века, после чего Аграфена вышла замуж за адъютанта князя Голицына, после чего село Годуново было передано их сыну – Петру Прозоровскому. Знатоки истории от компании «ДверьЭкспо» не владеют точными сведениями, однако по имеющимся данным именно Прозоровский переименовал Годуново в Люблино. При этом ударение первоначально падало на второй слог.

Именно эпоха Прозоровских обеспечила документалистов первыми архитектурными свидетельствами о плане этой территории. В 1766 году был составлен генеральный план межевания Московского уезда. По этим документам, в Люблино была небольшая усадьба (видимо, та самая усадьба Годуновых). Помимо неё, в деревне были несколько деревянных домов, крашеные двери которых никогда не запирались на замки. А к самой усадьбе шли две дороги. Примечательно, что несколькими годами позже к плану составляли примечания, в которых усадьбы уже не было. Большинство историков считает, что усадьба была сожжена. Причины пожара до сих пор не известны. Через некоторое время усадьбу Годуновых отстроили заново.

Дело в том, что в 1800 году Люблино со всеми владениями перешло к отставному бригадиру Николаю Дурасову. Некоторые называют этого человека графом, однако это исторически неверно. Дурасов хоть и был весьма зажиточным человеком, графского титула всё же не имел. Тем не менее, денег бригадира хватило на то, чтобы выстроить на месте прежней усадьбы новую. Она сохранилась до настоящего времени, и по имени бригадира её называют дурасовской. В усадьбе до социалистической революции жили дворяне, устраивались званые вечера и балы. Массивные двери Люблино в то время были открыты преимущественно для знати и состоятельных людей.

В конце девятнадцатого века возле Люблино проложили железную дорогу. Таким образом появилась своя станция – Люблино-Дачное. Вторая часть названия объясняется тем, что примерно в то же время было отменено крепостное право и на территории усадьбы начали строить дачи. Вслед за железной дорогой появились железнодорожные мастерские и собственное депо. Рабочим также нужно было где-то расселяться, и к началу двадцатого века в Люблино было около двухсот дач. В 1926 году Люблино стало городом – точнее, частью Москвы.

После гражданской войны и революции остатки верующих попытались спасти имеющуюся на территории Люблино церковь от разрушения и перевезли её в Рыжово. План удался, и церковь действительно удалось спасти. Даже строительные двери Люблино сохранились на долгий срок. Ну а само село тем временем превращалось в заводской индустриальный железнодорожный район. Вскоре в именно тут пустили рейсовые автобусы, во дворце усадьбы расположили дом культуры имени Третьего Интернационала, а на месте дворянский аллей и террас разбили общегородской парк отдыха и танцплощадку. В 1968 году его стали именовать парком культуры ленинского комсомола. В конце шестидесятых Люблино вошло в состав Ждановского района, затем ликвидировали дачные построения, и началась высотная застройка. Так в Люблино пришла новая Москва. Время приветливо распахнуло шпонированные двери Люблино и закрыло прежнюю веху истории.

Данью новому городу стал и новый подход к созданию межкомнатных дверей. Лучший производитель этого незаменимого атрибута – компания «ДверьЭкспо». Специалисты компании выполняют пластиковые двери, а также двери со стеклом и зеркалами в лучших традициях мебельного производства, но с учётом новых веяний в строительстве. Эти двери создаются в соответствии со всеми стандартами качества, поэтому будут служить своим счастливым обладателям длительное время. Продукция «ДверьЭкспо» - лучший выбор для вдумчивых и хозяйственных москвичей.