Биографии Характеристики Анализ

К какой разновидности языков относится морская флажковая. Искусственные и естественные языки

Вопрос 11. Информационной моделью, которая имеет табличную структуру, является:


Ответ 2. расписание авиарейсов;
Ответ 3. генеалогическое древо семьи;
Ответ 4. функциональная схема компьютера.

Вопрос 12. Информационной моделью, которая имеет сетевую структуру, является:
Ответ 1. файловая система компьютера;
Ответ 2. генеалогическое древо семьи;
Ответ 3. модель компьютерной сети Интернет;
Ответ 4. расписание движения поездов.

Вопрос 13. Натурное моделирование - это:
Ответ 1. создание математических формул, описывающих форму или поведение объекта-оригинала;
Ответ 2. моделирование, при котором в модели узнается отдельный признак объекта-оригинала;
Ответ 3. совокупность данных, содержащих текстовую информацию об объекте-оригинале;
Ответ 4. моделирование, при котором модель имеет визуальную схожесть с объектом-оригиналом

Вопрос 14. Информационной моделью объекта нельзя считать:
Ответ 1. описание объекта-оригинала с помощью математических формул;
Ответ 2. описание объекта-оригинала на естественном или формальном языке;
Ответ 3. другой объект, не отражающий существенных признаков и свойств объекта-оригинала;
Ответ 4. совокупность записанных на языке математики формул, описывающих поведение объекта-оригинала.

Вопрос 15. Математическая модель объекта - это:
Ответ 1. совокупность записанных на языке математики формул, отражающих свойства объекта;
Ответ 2. описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;
Ответ 3. совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках;
Ответ 4. созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта.

Вопрос 16. В отношениях «объект-модель» находятся
Ответ 1. страна - ее столица;
Ответ 2. болт - чертеж болта;
Ответ 3. курица - цыплята;
Ответ 4. космический аппарат - закон всемирного тяготения.

Вопрос 17. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
Ответ 1. Конституцию РФ;
Ответ 2. географическую карту России;
Ответ 3. Российский словарь политических терминов;
Ответ 4. список депутатов Государственной думы.

Вопрос 18. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
Ответ 1. классный журнал;
Ответ 2. перечень наглядных учебных пособий;
Ответ 3. список учащихся школы;
Ответ 4. расписание уроков.

Вопрос 19. Отметить истинное высказывание:
Ответ 1. непосредственное наблюдение - это хранение информации;
Ответ 2. запрос к информационным системам - это защита информации;
Ответ 3. построение графической модели явления - это передача информации;
Ответ 4. чтение справочной литературы - это поиск информации.

Вопрос 20. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой:
Ответ 1. табличные информационные модели;
Ответ 2. математические модели;
Ответ 3. графические информационные модели;
Ответ 4. иерархические информационные модели

В чём суть алфавитного подхода к измерению информации?

Как определить информационный объём сообщения,представленного символами некоторого естественного или формального языка?
Информационное сообщение объёмом 650 битов состоит из 130 символов.Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СОСТАВИТЬ ПЛАН ЭТОГО ПАРАГРАФА! § 2.2. Информационные модели Объект-оригинал можно заменить набором его свойств: названий (величин)

и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуе¬мых объектах и процессах, называют информационной моделью.
В табл. 2.1 приведен пример информационной модели дачного дома - карточка из каталога, по которому заказ¬чик строительной компании может выбрать подходящий проект. Каждая карточка в каталоге содержит названия (величины) свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа).

Таблица 2.1

Внешний вид
Длина 10 м
Ширина 8 м
Количество этажей 1
Материал стен Кирпич
Толщина стен 0,6 м
Внутренняя отделка стен Доска
Материал крыши Шифер

Все названия свойств в информационных моделях - это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. 2.1 значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых).
Образным элементом информационной модели может быть не только рисунок или фотография, но и объемный макет или видеозапись. Однако при этом обязательно дол¬жна иметься возможность связать этот элемент с характе¬ристикой конкретного объекта. Например, в строке «Внешний вид» в каталоге домов может быть указан шифр макета. А чтобы сами макеты были элементами ин¬формационной модели, а не украшением, их нужно снаб¬дить ярлыками с шифрами.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают следующие виды информацион¬ных моделей - рис. 2.1.

Виды информационных моделей

Образные Смешанные Знаковые
модели модели модели

Карты Графы Блок-схемы

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) пред-ставляют собой зрительные образы объектов, зафиксиро¬ванные на каком-либо носителе информации (бумаге, фо¬то- и кинопленке и др.).
Много информации дают специалистам полученные со спутников фотографии поверхности Земли (рис. 2.2)

Рис. 2.2 Полученная со спутника фотография территории в районе Чёрного моря<

Широко используются образные информационные мо¬дели в образовании (иллюстрации в учебниках (рис. 2.3), учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним при¬знакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.).

Рис. 2.3 Построение римского легиона в три линии

Знаковые информационные модели строятся с исполь-зованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в фор¬ме текста на естественном языке или программы на языке программирования, формулы (например, площади прямо-угольника S = ab) и т. д.
Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. На рис. 2.4 приведен пример модели однокле¬точной водоросли хламидомонады. Нарисованные части водоросли - образные элементы этой модели, а надписи снизу и справа от рисунка - знаковые элементы. Рис. 2.4

Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграм¬мы и пр. Во всех этих моделях используются одновремен¬но и графические элементы, и символьный язык.

і Коротко о главном
Объект-оригинал можно заменить набором его свойств: их названий и значений. Набор свойств, содержа¬щий всю необходимую информацию об исследуемых объ¬ектах и процессах, называют информационной моделью.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают образные, знаковые и смешанные информационные модели.

«Естественный» и «искусственный» - это деление языков по происхождению.

Естественный язык - в лингвистике и философии языка язык, используемый для общения людей и не созданный искусственно (в отличие от искусственных языков)

Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры и неотделимы от истории народа, владеющего им. Словарь и грамматические правила естественного языка определяются практикой применения и не всегда бывают формально зафиксированы.

Функции естественного языка:

  • · коммуникативная:
    • ? констатирующая (для нейтрального сообщения о факте),
    • ? вопросительная (для запроса о факте),
    • ? апеллятивная (для побуждения к действию),
    • ? экспрессивная (для выражения настроения и эмоций говорящего),
    • ? контактоустанавливающая (для создания и поддержания контакта между собеседниками);
  • · метаязыковая (для толкования языковых фактов);
  • · эстетическая (для эстетического воздействия);
  • · функция индикатора принадлежности к определённой группе людей (нации, народности, профессии);
  • · информационная;
  • · познавательная;
  • · эмоциональная.

Свойства естественного языка:

  • · неограниченная семантическая мощность - принципиальная безграничность ноэтического поля языка, способность к передаче информации относительно любой области наблюдаемых или воображаемых фактов;
  • · эволютивность - неограниченная способность к бесконечному развитию и модификациям;
  • · манифестируемость в речи - проявление языка в виде речи, понимаемой как конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму;
  • · этничность - неотъемлемая и двусторонняя связь языка с этносом.

Существенным свойством языка является его двойственность, находящая своё выражение в существовании следующих языковых антиномий:

  • · антиномия объективного и субъективного в языке;
  • · антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности;
  • · антиномия устойчивости и изменчивости в языке;
  • · антиномия идеального и материального характера языка;
  • · антиномия онтологического и гносеологического характера языка;
  • · антиномия континуального и дискретного характера языка;
  • · антиномия языка как явления природы и артефакта;
  • · антиномия индивидуального и коллективного в языке.

Человеческие каждодневные рассуждения ведутся именно на естественном языке. Этот язык развивался с целью упрощения процесса общения, обмена мыслями в убыток ясности и точности. Естественные языки обладают огромными возможностями выражения - можно выразить любые чувства, переживания, знания, эмоции.

Естественный язык исполняет главные функции - репрезентативную и коммуникативную. Репрезентативная функция выводится из того, что язык это средство выражения с помощью символов или представления абстрактного характера, (к примеру: знания, понятия, мысли) доступного благодаря мышлению конкретным интеллектуальным субъектам. Коммуникативная функция проявляется в том, что язык это возможность передачи абстрактного характера от одного интеллектуального лица к другому. Сами символы, буквы, слова, предложения основывают материальный базис. В нем реализуется материальная надстройка языка, то есть это общность правил построения слов, букв и других языковых символов, и только с этой надстройкой тот или иной материальный базис образует конкретный естественный язык.

Исходя из семантического статуса естественного языка отмечаем следующее:

Исходя из того что, язык представляет собой совокупность правил, следовательно, существует огромное количество естественных языков. Материальный базис любого языка, естественного происхождения, является многомерным, это означает, что он разделяется на зрительные, вербальные, осязательные разновидности знаков. Все эти разновидности не зависят друг от друга, но в большом количестве существующих сегодня языков они неразрывно связаны, причем главные - вербальные символы.

Материальный базис языка, естественного происхождения, изучается лишь в двух измерениях - вербальном и зрительном, иначе письме.

В силу отличий в надстройке и базисе, отдельно взятый естественный язык, показывает одно и то же абстрактное содержание неповторимым, уникальным. С другой стороны, в любом отдельно взятом языке показывается и такое абстрактное содержание, которое не показывается нам в других языках. Однако это не значит, что каждый отдельно взятый язык имеет свою особую сферу абстрактного содержания. Например, «Мужчина», «Man» объясняет нам одно абстрактное содержание, но само содержание не относится не к английскому не к русскому языку. Сфера абстрактного содержания одинакова для разных естественных языков. Именно поэтому возможен перевод с одного на другой естественный язык.

Объект логического анализа языка - абстрактное содержание, в то время как естественные языки являются лишь необходимым условием такого анализа.

Сфера абстрактного содержания является структурной областью различных объектов. Объекты основывают некую уникальную абстрактную структуру. Естественные языки показывают элементы этой структуры, а так же некоторые фрагменты. Любой естественный язык в некотором смысле отражает строение объективной реальности. Однако это описание показывает поверхностный и противоречивый характер.

Во время становления, естественный язык изменялся - это связано с взаимодействием культур разных народов и техническим прогрессом. В результате этого некоторые слова теряют со временем свои значения, а другие напротив приобретают новые.

К примеру, слово “спутник” - раньше использовалось только одно значение (попутчик, товарищ в пути.), а сегодня имеет еще одно - космический спутник.

Естественный язык живет собственной жизнью. В нем заключено много особенностей и нюансов, которые мешает изложить мысль в словах. Не помогает этому и наличие огромного количества гипербол, образных выражений, архаизмов, идиом, метафор. Кроме того, естественный язык полон восклицаний, междометий, смысл которых трудно передать.

Исторически становление языка происходило в различных формах, различные языки создавали разнообразные группы, культурологические особенности различных структурных компонентов языка сохранились и в настоящее время.

Все языки принято делить на 2 большие группы: естественные и искусственные языки.

Естественные языки возникли в условиях становления человека в различных естественно-географических и социально-исторических условиях. Являясь одним из основных этнических признаков (общая территория проживания, язык, культура, менталитет), естественный язык стал средством интеграции людей на первых этапах становления человеческого общества. С усложнением социальной жизни и расселением людей по обширным территориям земного шара возникли языковые различия, которые привели к формированию множества национальных языков. В настоящее время на земном шаре насчитывается около 5000 языков, на которых говорят жители немногим более 200 стран.

Исторические особенности формирования естественных языков привели к тому, что один и тот же язык
считают родным народы, проживающие в разных странах и даже на разных континентах, например, англичане, американцы и австралийцы. Русский же язык является родным для многих людей, родившихся во времена Советского Союза в национальных республиках. В их число входят и белорусы, и украинцы, и представители различных этнических групп бескрайней России и др.
В естественных языках выделяются различные формы. Основными из них являются:

1 диалекты, в том числе социальные диалекты,
2 профессиональная речь,
3 просторечие,
4 литературный язык.

Диалект - это язык, состоящий из местных названий предметов и явлений повседневного быта, словесного обозначения обыденных действий, простейших понятий, известных каждому человеку с рождения. Разные этнические группы, и даже люди, относящиеся к одному этническому и национальному образованию, могут говорить на разных диалектах. Кроме отличий в понятийном строе, диалекты зачастую строятся на разных фонетических основах (одни и те же буквы и слоги произносятся по-разному). В каждой местности может быть свой диалект.

Диалекты не входят в состав литературного национального языка, так как они употребляются не повсеместно, а лишь на определенной территории. Под влиянием меняющихся условий жизни, распространением языковой грамотности, культивируемой СМИ, диалектные слова постепенно выходят из употребления. Одни вытесняются словами литературного языка, другие забываются по мере того, как исчезают из быта явления и предметы, обозначаемые ими.

Социальные диалекты - это язык различных социальных групп, которые по разным причинам в определенных социально-исторических условиях могут выступать в виде создателей и носителей отдельной субкультуры. Эта субкультура может оформляться в различных языковых формах. Главное отличие социальных диалектов от других форм языка состоит либо в использовании особых слов для обозначения явлений, известных только этой социальной группе, например, язык преступников, блатная «феня»; либо в изменении смысла обычных слов, например, «шнурки» - родители в молодежном сленге; в использовании обычных слов в измененном контексте, например, в языке аристократии «званый обед, ужин» и т.д. трактуются не как приглашение на прием пищи, а словом «конкретный» (человек, мужчина, парень) новые русские (как и новые белорусы) называют человека, который соответствует их образу делового и успешного человека.

Разновидностью социального диалекта является профессиональный язык. Его главное отличие от естественного языка состоит в том, что это язык отдельной социально-профессиональной группы, специализированная деятельность которой связана с необходимостью использования специальных терминов для обозначения специфических явлений и предметов, включенных в эту профессиональную деятельность.

В зависимости от того, в каких языковых условиях начала формироваться конкретная профессиональная деятельность, может складываться терминология, которая в этом случае носит заимствованный характер. Так, в русском языке социологов, генетиков, кибернетиков и вообще тех, кто связан с информатикой, есть очень много иноязычных терминов, преимущественно англоязычных, потому что на бывшем советском пространстве эти науки долгое время были под запретом. А классическая медицина традиционно оперирует терминологией на латинском - уже мертвом - языке.

Профессиональный язык - это средство существования профессиональной культуры. И если он иногда специально усложняется для того, чтобы дистанцировать профессионалов от «непосвященных», то это может быть свидетельством не очень высокого уровня профессиональной культуры. В современном «обществе знания» развитие осуществляется не только за счет повышения образовательного, «знаниевого» уровня всех членов гражданского общества, но и за счет приближения научной профессиональной базы знаний к каждому активному члену общества, что осуществляется в том числе и за счет открытости профессиональных знаний в их языковом оформлении.

Просторечие - это особая форма естественного языка, которая свойственна людям, не владеющим нормами литературного языка. Просторечие отличается и от литературного языка, и от диалекта. Оно имеет целый ряд типических особенностей в области лексики, морфологии, фонетики, синтаксиса. Например: такие слова, как «завсегда», «оттудова», «супротив», «ихний» и т.д., являются формами просторечия. Их использование в обыденной речи иногда носит характер иронии, иногда используется в литературе, чтобы выразить социокультурные особенности какого-то персонажа, иногда они используются политиками, чтобы стать ближе к своему электорату, говорящему на просторечии. Однако, в целом, просторечие - это язык людей, которые не совсем знакомы с литературным языком, по разным причинам. В наше время просторечие активно вытесняется литературным языком. Однако отдельные его черты очень живучи.

В отличие от диалектов, для которых характерна территориальная закрепленность, просторечие внетерриториально. Оно не имеет своих строго определенных норм, чем отличается и от литературного языка, и от диалектов.

Литературный язык - язык официально-деловых документов, обучения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Изучение литературного языка тесно связано с изучением литературы, истории языка, истории культуры народа. Он является одним из самых действенных орудий просвещения, соприкасаясь с задачами образования.

Основным признаком национального литературного языка является его нормативность. Языковая норма - это центральное понятие в определении национального литературного языка как в его письменной, так и в разговорной форме, оно означает то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Языковые нормы складываются объективно в процессе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать. Литературная речь смешалась бы с потоками диалектной речи, просторечием, утратив свои нормативные функции.

Искусственные языки - это особые формализованные языки, сконструированные по определенному плану для определенных целей, например, стенография, азбука Морзе, компьютерные языки.

Мировые (международные) языки - наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они являются изначально родными. Это языки, приняты как рабочие языки ООН и других международных организаций. Сегодня в их число входят: английский, французский, испанский, русский, китайский. Ведущее место принадлежит английскому языку, родному для 350 млн. человек, который изучают почти во всех странах мира.

Существуют вспомогательные международные языки, например эсперанто - искусственный язык, созданный в 1887 г. с целью упрощения общения людей, говорящих на разных языках. Свое название эсперанто получил от псевдонима его создателя: эсперанто значит «надеющийся».


Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками. Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком является китайский язык. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык. Естественные языки характеризуются:

Широкой сферой применения - естественный язык известен всему национальному сообществу;

Наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);

Гибкостью - естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;

Открытостью - естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;

Динамичностью - естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.

В связи с развитием науки и техники возникли формальные языки, применяемые специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.

Формальный язык - это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми мы будем знакомиться на уроках информатики.

Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме, что обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.



1 .2.4. Формы представления информации

Одна и та же информация может быть выражена разными способа ми. Человек может представить информацию в знаковой или образной форме (рис. 1.3).

Представление информации в той или иной форме иначе называют кодированием.

Представление информации с помощью некоторой знаковой сис темы дискретно (составлено из отдельных значений). Образное представление информации непрерывно.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует её с помощью знаков. Знак (набор знаков) - заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.



Язык - знаковая система, используемая человеком для выраже ния своих мыслей, общения с другими людьми. Различают естественные и формальные языки.

Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах.

Представление информации на каком-либо языке или в образной форме называют кодировАнием.

Вопросы и задания

1. Что такое знак? Приведите примеры знаков, используемых в общении людей.

2. Что общего у пиктограммы и символа? В чём между ними различие?

З. Что такое знаковая система? Попытайтесь описать русский язык как знаковую систему. Опишите десятичную систему счисления как знаковую систему.

4. К какому типу письменности (буквенно-звуковому, слоговому, идеографическому) относится письменность англичан; немцев; французов; испанцев?

5. Какие языки в настоящее время являются самыми распространёнными в мире? (Ответ можно найти в энциклопедиях или в сети Интернет.)

б. К какой разновидности языков (естественных или формальных) может быть отнесена морская флажковая азбука?

7. Сравните естественные и формальные языки:

а) по сфере применения;

б) по правилам оперирования знаками языка.

8. Для чего людям потребовались формальные языки?

9. В каких случаях можно знаки формальных языков включать в тексты на естественном языке? Где вы с этим встречались?

Двоичное кодирование

Ключевые слова:

Дискретизация алфавит

Мощность алфавита

Двоичный алфавит

Двоичное кодирование

Разрядность двоичного кода

Двоичное кодирование 5 1.3

1 . З. 1 . Преобразование информации из непрерывной

Формы в дискретную

Для решения своих задач человеку часто приходится преобразовывать имеющуюся информацию из одной формы представления в другую. Например, при чтении вслух происходит преобразование информации из дискретной (текстовой) формы в непрерывную (звук). Во время диктанта на уроке русского языка, наоборот, происходит преобразование информации из непрерывной формы (голос учителя) в дискретную (записи учеников).



Информация, представленная в дискретной форме, значительно проще для передачи, хранения или автоматической обработки. Поэтому в компьютерной технике большое внимание уделяется мето дам преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.

Дискретизация информации - процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную,

Рассмотрим суть процесса дискретизации информации на примере.

На метеорологических станциях имеются самопишущие приборы для непрерывной записи атмосферного давления. Результатом их работы являются кривые, показывающие, как изменялось давление в течение длительных промежутков времени (барограммы). Одна из таких кривых, вычерченная прибором в течение семи часов проведе ния наблюдений, показана на рис. 1.4.

На основании полученной информации можно построить таблицу, в которую будут занесены показания прибора в начале измерений и на конец каждого часа наблюдений (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Таблица, построенная по барограмме

Полученная таблица даёт не совсем полную картину того, как изменялось давление за время наблюдений: например, не указано самое большое значение давления, имевшее место в течение четвёртого часа наблюдений. Но если занести в таблицу значения давления, наблюдаемые каждые полчаса или 15 минут, то новая таблица будет давать более полное представление о том, как изменялось давление.

Таким образом, информацию, представленную в непрерывной форме (барограмму, кривую), мы с некоторой потерей точности преобразовали в дискретную форму (таблицу).

В дальнейшем вы познакомитесь со способами дискретного представления звуковой и графической информации.

Двоичное кодирование

В общем случае, чтобы представить информацию в дискретной форме, её следует выразить с помощью символов какого-нибудь естественного или формального языка. Таких языков тысячи. Каждый язык имеет свой алфавит.

Алфавит - набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Мощность алфавита - это коли чество входящих в него символов (знаков).

Рис. 1.7. Схема перевода символа произвольного алфавита в двоичный код

Если мощность исходного алфавита больше двух, то для кодирования символа этого алфавита потребуется не один, а несколько двоичных символов. Другими словами, порядковому номеру каждого символа исходного алфавита будет поставлена в соответствие цепочка (последовательность) из нескольких двоичных символов.

Правило двоичного кодирования символов алфавита мощности больше двух представим схемой на рис. 1.8.

Л Л ЛЛ

Цепочки из трёх двоичных символов получаются дополнением двузначных двоичных кодов справа символом О или 1. В итоге трёхзначных двоичных кодовых комбинаций получается 8 - вдвое больше, чем двузначных:

Соответственно, четырёхзначный двоичный код позволяет получить 16 кодовых комбинаций, пятизначный - 32, Ше(УТИЗНаЧНЫЙ - 64 и т. д.

Обратите внимание, что 2 = 2 1 , 4 2 2 , 8= 23, 16 = 24, 32=25 ит. д.

Если количество кодовых комбинаций обозначить буквой N, а разрядность двоичного кода - буквой i, то выявленная закономерность в общем виде будет записана так:

Задача . Вождь племени Мульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Какой разрядности потребуется двоичный код, если алфавит, используемый племенем Мульти, содержит 16 символов? Выпишите все кодовые комбинации.

Решение. Так как алфавит племени Мульти состоит из 16 символов, то и кодовых комбинаций им нужно 16. В этом случае длина (разрядность) двоичного кода определяется из соотношения: 16 2 i . Отсюда

Чтобы выписать все кодовые комбинации из четырёх О и 1, воспользуемся схемой на рис. 1.8: 0000, 0001, 0010, 0011, 0100, 0101,

На сайте http://school-collection.eduxu/ размещена виртуальная лаборатория «Цифровые весы». С её помощью вы можете самостоятельно открыть метод разностей - один из способов получения двоичного кода целых де-

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры человечества и отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Естественные языки не всегда удается использовать в процессе научного познания в силу таких их особенностей, как:

  • 1) многозначность – многие слова и языковые выражения естественного языка в зависимости от контекста принимают различные значения, что связано с омонимией, например слова "мир", "коса", "рукав" и др.;
  • 2) некомпозиционность, т.е. отсутствие в естественном языке правил, при помощи которых вне контекста можно было бы определить точное значение сложного выражения, хотя значения всех входящих в него слов известны. Например, фраза "Он долго садился на лошадь со сломанной ногой" может быть истолкована двояко: а) нога была сломана у всадника; б) нога была сломана у лошади;
  • 3) самоприменимость, т.е. когда выражения могут говорить сами о себе. Например, "Я лгу".

Искусственные (научные) языки создаются специально для решения определенных задач познания. Они появились как формализованные языки науки – математики, физики, химии, программирования. Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка.

Научные языки подчиняются нормативным принципам: однозначности, предметности и взаимозаменимосги.

Согласно принципу однозначности выражение, используемое в качестве имени, должно быть именем только одного предмета, если это единичное имя, а если это общее имя, то данное выражение должно быть именем, общим для всех предметов одного класса. В естественном языке этот принцип не всегда соблюдается, но его необходимо придерживаться при построении искусственных языков, например языка логики предикатов.

Принцип однозначности исключает омонимию, т.е. обозначение одним словом разных объектов, что часто встречается в естественных языках (например, слово "коса" может означать и вид прически, и сельскохозяйственное орудие труда, и песчаную отмель).

В соответствии с принципом предметности в высказываниях должно утверждаться или отрицаться нечто о значениях имен, входящих в предложения, а не о самих именах. Следует, конечно, иметь в виду, что значениями некоторых имен являются сами имена. Такие случаи не противоречат принципу предметности. Например, в предложении "Материя первична, а сознание вторично" слово "материя" – это имя объективной реальности, а в предложении "“Материя” – это философская категория" слово "материя", взятое в кавычки, – это имя имени, имя категории. Такие имена называются кавычковыми именами. Иногда в естественном языке встречаются случаи, когда именем имени является само исходное имя. Например, в предложении "Слово “стол” состоит из четырех букв" слово "стол" является именем самого этого слова. Такое употребление имен, когда слова обозначают сами себя, называется автонимным. Автонимное употребление выражений недопустимо в научных языках, поскольку оно приводит к недоразумениям.

Для указания на автонимное употребление выражений используются курсив или кавычки. Смешение обычного и автонимного употребления выражений ведет к логическим ошибкам в рассуждениях. Примером такой ошибки может служить следующее рассуждение: "Собака грызет кость. “Собака” – имя существительное. Следовательно, имя существительное грызет кость".

Принцип взаимозаменимости : если в сложном имени заменить часть, в свою очередь являющуюся именем, другим именем с тем же значением, то значение, полученное в результате такой замены сложного имени, должно быть тем же, что и значение исходного сложного имени. Например, в предложении "Аристотель обучал Александра Македонского философии", слово "Аристотель" можно заменить словами "создатель силлогистики".

Экстенсиональным называется контекст относительно тех знаков, равнозначная замена которых не приводит к изменению значения контекста. Употребление этих знаков называется экстенсиональным.

Чтобы сохранить принцип взаимозаменимости и избежать антиномий, следует различать два способа употребления имен. Первый – имя просто выделяет предмет (предметы). Второй – предметы, обозначаемые именем, рассматриваются в определенном аспекте.

Например: если два выражения имеют одно и то же значение, то одно из них можно заменить другим, причем предложение, в котором производится замена, сохраняет свое истинное значение. Так, два выражения – "Михаил Юрьевич Лермонтов" и "автор повести “Тамань”" – обозначают одного и того же человека, поэтому в предложении "Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году" – первое выражение ("Михаил Юрьевич Лермонтов") можно заменить вторым ("автор повести “Тамань”") без всякого ущерба для истинности всего высказывания: "Автор повести “Тамань” родился в 1814 году".

Таким образом, принцип взаимозаменимости служит для различения экстенсиональных и интенсиональных контекстов.

Контекст (сложный знак), в котором нарушается принцип взаимозаменимости хотя бы одного из входящих в него знаков, называется интенсиональным относительно этого знака, т.е. зависящим от интенсионала (смысла) данного знака.

Контекст (сложный знак), в котором равнозначная замена знаков не приводит к изменению значения контекста, называется экстенсиональным, зависящим только от экстенсионала (значения) знака.

Для экстенсиональных контекстов важно только предметное значение выражений (их "объем"), поэтому выражения с одним и тем же значением отождествляются. В интенсиональных контекстах учитывается также смысл выражения, поэтому замена выражений с одним значением может сделать истинное предложение ложным, если эти выражения имеют разный смысл. Если в истинном предложении "Студент не знал, что Михаил Юрьевич Лермонтов – автор повести “Тамань”" выражение "автор повести “Тамань”" заменить выражением "Михаил Юрьевич Лермонтов", которое имеет то же самое значение, то в результате получится очевидно ложное предложение: "Студент не знал, что Михаил Юрьевич Лермонтов – Михаил Юрьевич Лермонтов".

Например, в выражении "Париж – столица Франции" имена "Париж" и "столица Франции" употребляются экстенсионально, так как утверждается только тождество их значений и никакая замена любого имени на равнозначное ему не приведет к изменению значения контекста. В предложении "Париж – столица Франции, в силу чего в ней находится правительство Франции" имя "Париж" употребляется интенсионально, так как именно свойство этого города быть столицей Франции дает обоснование тому факту, что в нем находится правительство. Если же заменить имя "столица Франции" на равнозначное ему "город, в котором находится Эйфелева башня", то произойдет превращение истинного высказывания в ложное, так как нахождение в Париже Эйфелевой башни не является причиной того, что в нем находится правительство Франции, т.е. относительно имени "Париж" контекст экстенсионален, так как подразумевается просто определенный город со всеми его характеристиками, и любая замена этого имени на равнозначные ему не приведет к изменению значения высказывания.

Таким образом, относительно одного знака контекст может быть интенсиональным, а относительно другого – экстенсиональным. Характеристика контекста как интенсионального или экстенсионального всегда дается относительно определенного знака.