Биографии Характеристики Анализ

Как определить готов ли ребенок к школе. Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе? У крохи развита мелкая моторика

Мои дорогие читатели, здравствуйте! Мы с вами уже обсуждали, стоит ли ребёнка и пришли к выводу, что каждый будущий первоклассник индивидуален. Кто-то в 6 лет готов «грызть гранит науки», а кто-то и в свои «без пяти минут восемь» с сожалением расстаётся с детским садом.

Ребёнок вряд ли поможет вам с подсказкой, идти ему уже в первый класс или нет. Как определить готовность ребёнка к школе, могут знать лишь взрослые. Есть ли такие лакмусовые бумажки, которые дают зелёный свет, чтобы сесть за школьную парту?

План урока:

Что может проверить психолог?

Повторяя пройденный материал, напомню, что у психологов умения читать и писать – не самое важное в жизни будущего первоклассника. При определении уровня готовности детсадовца переступить школьный порог «лекари детских душ»:

  1. в первую очередь, отталкиваются от настойчивого желания ребёнка;
  2. затем изучают имеющую немаловажную роль стадию коллективизации, то есть умение сотрудничать;
  3. анализируют третий показатель на к получению знаний – умение жить по инструкции, то есть подчиняться и выполнять чужие требования.

Чтобы убедиться, что малыш действительно отвечает перечисленным психологическим условиям окунуться в новый для него мир, радеющие за своё чадо родители нередко идут на приём к психологу и там уже «с глаза на глаз» выясняют, готов или ещё не очень.

Что делает с ребёнком психолог? Изучает его внутренний мир при помощи тестов. Многие пользуются тестом «зрелости», разработанным американской Джеральдиной Чейни. Она предлагает проанализировать уровень подготовки по нескольким блокам, состоящим из вопросов на:

  • познание;
  • базовый опыт;
  • языковое развитие;
  • эмоциональное развитие;
  • слуховые способности;
  • зрительное восприятие;
  • отношение к книгам.

Иные психологи предпочитают ориентационное графическое тестирование по Керну-Йирасеку. Оно состоит из:

  • рисунка человека (мужской фигуры);
  • рисунка — копии фразы, состоящей из письменных букв;
  • рисунка – копии набора точек.

В этом тесте предусмотрена своя система баллов , а дополняет его интеллектуальный опросник.

Что может проверить педагог?

Существует педагогическая диагностика, разработанная учёными в помощь воспитателям детсадов. Она позволяет определить в общем смысле, готов ли на уровне имеющихся знаний ребёнок к школе. Эти несложные тесты помогают выявить «дырки».

Задание 1 на умение сориентироваться на плоскости и сосчитать

Подобие Д. Эльконина. Не клетчатом листочке закрашивается чёрным цветом одна клетка. Ребёнку даются карандаши красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Ему требуется найти чёрный квадратик и по указанию педагога отсчитывать энное количество клеточек вправо-влево-вниз-вверх и закрашивать указанным цветом.

Задание 2 на элементарное сложение-вычитание и понимание задачи

Для него требуется также листок в клетку. Даётся простейшая задачка по типу «в комнате 3 кошки и 2 собаки». Нарисовать надо столько кружочков, сколько всего животных. И далее «из комнаты ушли 1 кошка и 1 собака». Нарисовать надо столько квадратов, сколько животных осталось.

Задание 3 на проверку развития речи

Педагоги проверяют:

  • , умение определять место звука в слове (в начале – середине — в конце) и способность выделить интонацией необходимый;
  • навыки составления предложений из 3-5 слов и определения их порядка (1-е, 2-е, последнее);
  • способность объединять понятия, например, «томат, огурец и тыква – овощи»;
  • умение составлять по картинкам рассказы.

Задание 4 на запоминание

В данном случае проверяется:

  • умение читать и знать автора, который их написал;
  • навыки сказки, рассказа.

Задание 5 на простейшие математические навыки с числами

Педагоги проверяют будущего первоклассника:

  • знает ли цифры от 0 до 9;
  • умеет ли считать до 10 туда-обратно;
  • может ли назвать предыдущее и последующее числа;
  • знаком ли со знаками «+» и «-»;
  • может ли сравнить больше-меньше;
  • определяет ли геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг).

Задание 6 на знание окружающего мира

Такие тесты предполагают, что ребёнок должен знать:

  • внешний вид распространённых растений (ель, берёзка, ромашка, колокольчик и прочие);
  • различия между дикими и домашними животными, основные признаки внешнего вида птиц и прочей живности, их отличия, например, вороны от дятла;
  • признаки сезонов природы, например, что есть осенью, а что зимой;
  • названия всех месяцев;
  • названия всех дней недели.

Помимо всего прочего у потенциального первоклассника педагоги обязательно спросят название страны, города и улицы, где он живёт, номер дома и квартиры, полные имена мамы-папы, бабушки-дедушки, их род занятий.

Что могут проверить педиатр и стоматолог?

Да-да, не удивляйтесь. Очень много вопросов и обсуждения на тему, готов ли ребёнок к школе, ведут именно к педиатру и стоматологу. Медики тоже вносят свою лепту и выделяют возраст паспортный и биологический. С паспортным всё понятно – посчитайте, сколько лет-месяцев-дней с момента рождения. А как определить подходящий для школы возраст биологический?

Скажем сразу, в медицине у многих паспортный и биологический возраст не совпадают, последний может запаздывать с интервалом до 1,5 лет. Что это значит? А значит это, что выпроваживать за школьную парту лучше тогда, когда имеется к тому психофизиологическая готовность детского организма.

Для определения биологического возраста применяют филиппинский тест, в основе которого лежит полуростовой скачок роста – существенное вырастание в длину детских рук и ног. Попросите своего дошкольника дотянуться правой рукой до мочки левого уха, сделав это через макушку головы. Если он это делает без труда, то можно говорить, что к школе он готов.

«Как от этого зависит «школьная зрелость?!» — удивитесь вы. Медики объясняют просто: филиппинский тест показывает не только развитие детского скелета, но и насколько созрела нервная система и насколько детский мозг готов воспринимать и перерабатывать информацию. Педиатры считают, что поспешить отдать ребёнка в школу до того, как произошёл этот самый скачок, помогающий работоспособности,– значит, обречь его на провалы в учёбе.

О повышении способности направить все силы организма уже не на физическое развитие, а на учёбу можно судить и по зубам. Когда стоматологи фиксируют у вашего ребёнка – это благоприятный знак, чтобы к физиологическому развитию добавить умственное. В средние века в Китае и Японии так и определяли «вошедшего в разум» ребёнка, уже способного отвечать перед законом.

Что может проверить родитель?

Предлагаю составить на листочке бумаги две графы «за» и «против», или «+» и «-», чтобы с выполнением тестирований их заполнить.


Ну вот, постепенно на Ваш листочек легли плюсы и минусы, осталось только их подсчитать, если есть ещё сомнения – подтвердиться на приёме у психолога и принять окончательное решение.

Делитесь, как у вас получилось справиться с этими тестами и готовы ли вы собирать портфель?

Успешной вам подготовки к школе!

Как определить готовность вашего ребенка к школе?

Обязательно ли присутствие ребенка при записи в 1-ый класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам. Во время записи в 1-ый класс с ребенком проводится собеседование.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедам, психологом, в случае необходимости- с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная).

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребенка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов, родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть сформированы знания и умения, обозначенные в программе дошкольного образования, а также психологическая, физиологическая и интеллектуальная готовность.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь четко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-4-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

знать цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;

уметь назвать предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

знать +,-,=,<,>;

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4,6=6);

уметь соотносить цифру и число предметов;

уметь сравнивать 2 группы предметов;

уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

знать название фигур: треугольник, квадрат, круг;

уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «между», «за»;

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

ь уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки;

ь уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова…);

ь умет различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);

ь иметь представления о сезонных признаках природы (например: осень желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая, и т.д.);

ь знать 1-2-3 комнатных растения;

ь знать 12 месяцев года;

ь знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс, должен знать:

в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

На все ниже перечисленные вопросы будущий первоклассник должен знать ответы. Проверьте своих детей.

  • · Назови свою фамилию, имя, отчество.
  • · Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
  • · Как зовут твоих родителей?
  • · Утром ты завтракаешь, а днём…?
  • · Сравни самолёт и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
  • · Футбол, гимнастика, теннис, плавание - это…?
  • · Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
  • · Нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
  • · Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
  • · В какой стране ты живёшь? Какой твой адрес?
  • · Берёза, дуб, осина - это…?
  • · Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
  • · У коровы - телёнок, у собаки - …, у лошади - …?
  • · Почему раньше чем пройдёт поезд, опускается шлагбаум?
  • · Огурец, помидор, морковь, свёкла - это…?

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. В соответствии с общими требованиями к готовности ребенка к началу школьного обучения ниже приводятся варианты примерных заданий. Основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность - ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Как определить, можно ли в школу чаду? Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка - это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность - это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент - сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все "за" и "против".

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский - известный на всю Россию педиатр - утверждает, что 6,5-7 лет - это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок - личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: "Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?"

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу - это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый - это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие "пробелы". Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

Он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

Должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «-«, «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

6) Речь .

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Консультация для родителей подготовительной группы.

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Дети, которые не ходят в детский сад, и не получают соответствующую подготовку к школе, могут записаться в кружок «Почемучки» в Центре детского творчества.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.


  • Воспитательная работа
  • Дошкольное образование

Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания. Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного трехлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины. Итак, что представляет собой готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школе. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия. Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая». Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им. Немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни: - воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; - формировать представления о добре и зле; - закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения; Образовательная область «Познавательное развитие» -целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений; - учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно- развлекательных и культурных мероприятий; - формировать позитивное отношение к миру; - способствовать совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков; - развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы; Образовательная область «Речевое развитие» - вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информации из прочитанных произведений художественной литературы; - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы; - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; - способствовать освоению ребенком речевого этикета; - упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при постановке ударения; Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» - вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе; - развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, выразительности слова; - познакомить с произведениями живописи - формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.