Биографии Характеристики Анализ

Какие чувства испытывал николенька к отцу. Характеристика образа Иртеньевой Натальи Николаевны

Ниже представлено его фото. Лев Николаевич Толстой («Детство») рассказывает о следующих событиях в жизни мальчиков — героев интересующего нас произведения. Повесть «Детство» — ностальгическое произведение, которое создано в жанре псевдоавтобиографии.

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.

Исследовательский проект «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО»

Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)- Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести - Николеньку?

Николенька и Володя в Москве

Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)- Как автор называет пору детства? Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву?

Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.- Кто такой Карл Иванович?

Какие главные герои в произведении Толстой Детство? Их описание? Описание места где они живут? Род их деятельности? Есть ли

Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? Образ Натальи Савишны.Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. Главный герой повести – автобиографический образ. Маленький мальчик Николенька Иртеньев, сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Обладая гордостью, оригинальностью, светскостью, он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях.

Толстой считает, что ребенок живет в душе каждого взрослого человека. Более всего в ребенке Толстой ценит искренность, силу веры и потребность в любви. Именно эти качества делают из человека человека. Главный герой повети «Детство» Николай Иртеньев остро чувствует свои недостатки и слабости. Первые главы повести знакомят читателя с главными людьми в жизни главного героя: учитель Карл Иваныч, мама, папа. Идёт описание жизни и событий в усадьбе,вдали от шумной и суетливой столицы.

Красочно описываются первые впечатления в детстве мальчика: влюблённость, обида, жалость, предвкушение, горечь прощания. В какой-то момент становится известно, что Коля и Володя переезжают в Москву…

Детство - счастливая пора в жизни каждого человека. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого - Николенька Иртеньев. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться.

Начало повести «Детство»

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии - в «Отрочестве».

3) Особенности повествования в повести «Детство». Почти каждый эпизод в повести показывает, как воспитывался, формировался главный герой произведения. Проблема воспитания рассматривается Львом Николаевичем Толстым в совокупности с основными темами произведения: темой детства, формирования личности.

», представляющая собою первую часть трилогии: «Детство», «Отрочество » и «Юность ». Говорят, Толстой хотел написать в четвертую часть и назвать свое произведение: «История четырех эпох», но этой заключительной четвертой главы, в которой, очевидно, говорилось о «возмужалости» героя, не было им написано.

Главный интерес повести «Детство» сосредоточивается на личности её героя – Николеньке Иртеньеве . Автор следит, шаг за шагом, за развитием его детской души, – за каждым, даже мелким, но характерным, проявлениям её. Таким образом, произведение это, по преимуществу, «психологическое». Но, кроме того, оно, в такой» же мере, может быть названо «моральным», – так как автор судит своего героя с этической точки зрения, – старается, пользуясь психологическим анализом, определить в нем моральную сторону его богатой, развивающейся натуры.

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано таких наблюдений над душой вырастающего человека. Тургенев от своего имени рассказал нам детство Лизы , юность Рудина . Гончаров изобразил один день детства Обломова . Толстой же ведет своего героя день за днем, – от его детской до университета, и все характерное постепенно определяется и выясняется в его душе.

Эпоха, с которой связано действие повести «Детство» – 1830 – 1840-е годы. Среда, в которой развертывается её содержание – богатая дворянская, помещичья, связанная с «землей». Это было время, когда в русской жизни, после событий 14 декабря 1825 года , те немногочисленные проблески общественного самосознания, которые, кое-где, мерцали в провинциальной дворянской среде в сердцах лучших русских людей того времени, за немногими исключениями, почти совсем погасли. В такое время и в такой среде не было никаких серьезных, духовных интересов, мысль спала, а потому отсутствовала всякая потребность в духовной пище. Время заполнялось строго-размеренным порядком жизни, установившимся этикетом, который возводился «чуть ли не на степень незыблемых законов», – так, даже «обед» в семье Иртеньевых был каким-то «ежедневным семейным радостным торжеством».

Жизнь в повести неизменно течет по раз заведенному воспринятому от родителей направлению, – она вся построена так, чтобы наполнять своими мелочами праздное время провинциального богатого дворянства. Крепостной строй и весь покоившийся на нем уклад жизни богатого помещика устранял от этого последнего всякий труд, не исключая и сколько-нибудь серьезных занятий хозяйством. Словом, эта была, в сущности, та же «обломовщина », только с лакеями в белых перчатках, с взысканной французской речью, с постоянными заботами о comme il faut.

В воспитании детей исключительное внимание устремлено было на внешность, на манеры; на развитие ума и сердца внимания не обращалось. О книгах никогда здесь не велось разговора, и к образованию относились несерьезно: если детей и посылали в университеты, то все по тем же побуждениям, которые заставляли Простакову учить Митрофана , Обломовых – своего Ильюшу. Полагая всю цель воспитания и подготовке ребенка к праздной, светской жизни, родители и воспитатели считала свою задачу выполненной, если забота о внешнем воспитании увенчивалась успехом. Им и в голову не приходило, что на их обязанности лежит развить в ребенке здоровое нравственное чувство, сильную волю, энергию, любовь и умение трудиться и многие другие положительные качества, необходимые для хорошей и счастливой жизни.

Много российских Обломовых явилось результатов такого воспитания. Но не таков вышел Николенька Иртеньев, благодаря своей сильной и богатой натуре, освободивший себя от влияний среды. Объясняется это, впрочем, и тем обстоятельством, что Толстой в своем Николеньке вовсе не хотел изобразить тип молодого барича, что типичность его не сословная, а вполне индивидуальная. В этом-то и заключается коренное отличие Толстого от других изобразителей детства. Своего Николеньку он понял и нарисовал вполне индивидуально и знакомит нас с малейшими подробностями его внутреннего мира, в котором очень много черт, совсем не зависящих от какой бы то ни было среды.

Детство - счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого - Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало» . Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души» . Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя - диалектику души - и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась» , по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви» . Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии - в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

  • «После бала», анализ рассказа Льва Толстого

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1) История создания повести Л.Н. Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография - повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть - художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла. Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)

3) Особенности повествования в повести «Детство».
Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни - детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

4) Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)

Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести - Николеньку? (как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка)

С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой)

Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)

Образ матушки.

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою - маленькому Николеньке Иртеньеву? («её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»)

В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)

Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, тёплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)

Образ отца.

Каким характеризует своего отца главный герой? (Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.)

Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? (карты и женщины)

Назовите основные черты, характеризующие отца? (оригинальность, практичность)

Образ Карла Ивановича.
Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)

Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»? (крайне почтительно)

Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)

Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)

Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)

Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)

Образ Натальи Савишны.
Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны - кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)

Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)

Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)