Биографии Характеристики Анализ

Ключи от счастья женского заброшены потеряны. Кому на руси жить хорошо

Характеристика героя

Матрена Тимофеевна Корчагина — крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

М.Т. — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать».

В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник — дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца — мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. — Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены,потеряны
У бога самого!..

Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье. Он написал о суровой.В своем творчестве он описывает женщину -крестьянку как бесправную, задавленную тяжёлым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту. Другие писатели, например, Пушкин, Лермонтов больше писали о женщинах высшего света. Эти дамы, незнающие нужды, голода, ведь они были очень богаты. А писатели даже не подозревали,какая интересная,но в то же время трудная бывает жизнь крестьянской женщины.

Так как я считаю эту проблему актуальной для нашего времени, мне хочется показать её на примере Матрёны Тимофеевны, героини поэмы Некрасова.

Матрёна Тимофеевна - красивая,осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Несмотря на то,что ей очень тяжело приходилось в жизни, характер у неё был стойкий. Она терпелива к своей семье,где её оскорбляют и заставляют работать,как рабыню.
До замужества Матрёна Тимофеевна жила счастливо. У неё была хорошая непьющая семья. Жила она в своё удовольствие. На парней она не вешалась, но жених ей всё-таки нашёлся.
Вышла она замуж за Филиппа Корчагина. В этой семье Матрёне Тимофеевне жилось очень плохо. Муж её удерживал,чтобы она не ругалась со свёкром, свекровью, золовками. Только один дедушка Савелий к ней хорошо относился.
Скоро у Матрёны родился первый сын Дёмушка. Она его очень любила и всё время ходила с ним в поле. где работала. Но однажды свекровь воспротивилась этому, и тогда Матрёна оставила Дёму с дедом Савеличем. Когда она вернулась с поля, сын был мёртв.
Был у Матрёны Тимофеевны второй сын, Федотушка. И с ним произошло несчастье, из-за которого пострадала мать:

Подпасла малолетнего.
По младости, по глупости
Простить: а бабу дерзкую
Примерно наказать!

Но одним несчастьем не обошлось. Мужа забрали в рекруты. Без мужа Матрёне Тимофеевне пришлось ещё туже, сама она голодала,пытаясь прокормить семью. Ей пришлось идти в город к губернаторше и просить её, чтобы та вернула её мужа из рекрутов. И губернаторша помогла ей. Муж вернулся домой.
Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны, но и счастье было. Все эти события закалили её характер, волю.
Трудно,очень трудно жить женщине-крестьянке. Много забот на её плечах. И дом, и дети, и муж, и работа. Тяжело жить ей. И некогда крестьянке о счастье задумываться, а если и будет время, то невольно напрашивается вопрос: Так где же они, ключи от счастья женского? Неужели их не существует?

«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это поэма-эпопея, ведь в центре ее изображения вся пореформенная Россия. Поэма необычайно широко охватывает всю народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в своем произведении все социальные слои от крестьянина до царя, однако, главным предметом повествования остается все же жизнь народная. С самого начала поэмы определяется и главный ее герой – человек из народа. И все же не была бы так ярка картина крестьянской жизни, если бы не повествовала нам о доле простой русской женщины. Рассуждая на эту тему, нельзя не обратиться к главному женскому образу поэмы.

Особое и очень большое место в поэме занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны. В исключительном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть «долюшки женской». Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко. И именно эта героиня ответит в поэме на вечный вопрос о женской доле, отчего «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»…

Матрена Тимофеевна Корчагина – умная, самоотверженная женщина, носительница «гневного» сердца, помнящая о «неоплаченных» обидах. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки: после замужества она попала «с девичьей холи в ад», на нее одно за другим обрушились разные горести. В итоге, Матрена вынуждена взять на себя непосильный мужской труд, чтобы прокормить свою многодетную семью.

Будучи «губернаторшей», Матрена остается все же человеком трудовой крестьянской массы. Ей, умной и сильной, поэт доверил самой рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть в поэме Некрасова, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ не только о Матрениной женской доле. Голос ее – это голос самого народа. Потому-то Матрена Тимофеевна чаще поет, причем «Крестьянка» - глава, пронизанная фольклорными мотивами, почти сплошь построенная на народно-поэтических образах. Судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских. Некрасов сумел совместить личную судьбу героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Потому что в отличие от большинства крестьянских женщин, чье замужество определялось волей родителей, Матрена Тимофеевна выходит замуж за любимого человека.

Далее перед нами разворачивается картина традиционной семейной жизни в крестьянской среде, весь простонародный быт. Как только Матрена вошла в семью мужа, тут же на ее плечи взвалились все обязанности по дому. Как и всякая другая русская крестьянка, Матрена Тимофеевна воспитывалась в уважении к старшему поколению, поэтому в новой семье она беспрекословно «подчинялася» воле мужа и его родителей. Кажущийся невыносимым труд в суровом крестьянском быту становится ее будничным делом, причем делом женским.

Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

Некрасов постоянно в своей поэме подчеркивает истинно христианское смирение простой русской женщины, на долю которой выпадают порой страшные, невыносимые испытания. Однако во всем уповает на волю божью Матрена Тимофеевна, как и тысячи других женщин с тяжелыми судьбами. Героиня принимает как должное свою жизнь, вот почему она с глубокой житейской мудростью произносит ответ на вопрос о женской доле: « ключи от счастья женского… потеряны у Бога самого». Так, перед нами собирательный образ большинства русских женщин, всем сердцем преданных своей семье, мужественно несущих на своих плечах огромный груз заботы о родных и близких, и несут они свою ношу с невероятной покорностью судьбе, уповая лишь на Бога да на самих себя. Такова женская доля русской крестьянки, воплощенная в лице Матрены Корчагиной.

Задачи и тесты по теме "Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)"


Историки утверждают, что самое тяжелое положение в России было у крестьян XVI – XIX веков. Но если рассматривать положение крепостных по отдельности, то можно сказать, что на жизнь женщины часто приходилось больше испытаний, чем на жизнь мужчины, ведь крестьянки всегда оставляли родной дом и уходили жить в семью мужа, где им порой жилось совсем не сладко, умирали при родах и даже с грудными детьми не освобождались от непосильной работы на полях.

Проблему положения женщины не обошёл вниманием великий русский писатель Н.А.

Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» ей уделена особая глава, раскрывающая все трудности жизни женщины. В поисках счастливого главные герои произведения доходят до обычной крестьянки, и она рассказывает им историю своей жизни. Корчагиной Матрене Тимофеевне до замужества жилось хорошо. «За батюшкой, за матушкой, /Как у Христа за пазухой/, Жила я, молодца, » - говорит она странникам. Потом Матрена вышла замуж, да только семья мужа её невзлюбила. «Семья была большущая, /Сварливая…Попала я/ С девичьей холи в ад!» Свекровь попалась злая, золовка постоянно ябедничала. Муж бил Матрену только один раз, что по тем соображениям считалось роскошью. Другие женщины всю жизнь терпели побои мужей.

Матрена нигде не могла найти защиты, единственным, кто её жалел, был отец свекра, дед Савелий. Героиня трудилась каждый день, она даже была вынуждена оставлять маленького сына, чтобы работать.

Жизнь современных девочек, девушек, женщин, конечно, сильно, отличается от жизни бесправных крестьянок, но есть и такие страшные моменты, когда женщина остается один на один со своим горем. Это смерть детей. У Матрены Тимофеевны умер первенец, маленький Демушка, и она об этом ни на минуту не забывала всю оставшуюся жизнь. Остальных своих сыновей крестьянка всегда защищала, несмотря на сильное давление семьи мужа и общества. Они стали её единственной радостью.

Матрена Тимофеевна считала, что «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки, / Заброшены, потеряны, / У Бога самого». Я думаю, это было верным суждением для описания положения женщины того времени. Жизнь Матрены Корчагиной – один из многочисленных примеров тяжелой женской доли. В России тогда чуть ли не каждая крестьянка имела похожую судьбу. Сегодня, когда прошло уже столько лет после отмены крепостного права, когда в большинстве стран мира все люди имеют равные права, мы все равно помним, что когда-то женщины было совершенно не защищены законом и государством. Только в начале XX века они стали бороться за своё счастье.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Опросы агентства Masmi Russia показали, что женщины в России менее счастливы, чем мужчины. По результатам опроса абсолютно счастливыми считают себя 10% мужчин и 8% женщин – россиянок.

Социологи выяснили, что мужчинам для того, чтобы ощущать себя счастливым, в большей степени, нежели женщинам, не хватает денег и связанной с ними стабильности. А женщины в большей степени нуждаются в любви.

Тот же самый дефицит счастья испытывают и американки. Согласно данным центра социальных исследований США, несмотря на огромный прогресс в достижении равенства с мужчинами, женщины менее счастливы, чем были, допустим, 40 лет назад. Они также менее счастливы, чем мужчины.

Ничего удивительного в этом нет, считает психолог Рассел Бишоп.

"Большинство людей сегодня страдают от иллюзии, что счастье - это результат достижения некоторой цели или приобретения чего-либо материального. В результате появляется тенденция "отсрочки" счастья, пока мы не достигли своих целей", - пишет он.

"Эта иллюзия у женщин особенно велика, поскольку для нее открылись ранее недоступные возможности. Если вы ставите целью добиться больших высот в карьере или финансовом благосостоянии, то настоящее счастье, находящееся по другую сторону работы и карьеры, вы можете просто не заметить".

Психолог советует жить сегодняшним днем, не отсрочивать счастье на завтра. А для этого надо научиться быть довольным собой и тем, что у тебя есть сейчас.

Так, где же они, ключи от счастья женского? Как найти золотую середину и устроить свою жизнь так, чтобы все в ней было гармонично и ладно, чтобы ощущение счастья было нам знакомо не понаслышке, а в реальной, пусть довольно непростой действительности?

Современная жизнь давно уже предоставила женщине выбор: муж, дети, уютный дом или карьера, возможность реализовать себя в социуме. Выбирай или совмещай!

Впрочем, только ли это нам, женщинам, нужно, чтобы быть счастливыми?

Ведь счастье состоит из множества составляющих. Кто-то не представляет его без интересных путешествий, кому-то не хватает взаимопонимания с друзьями, близкими, домочадцами.

Помните, известную фразу из кинофильма: "Счастье – это когда тебя понимают". Остается только добавить: и когда ты сама стараешься понять другого, потому что взаимопонимание – вещь обоюдная.

На одном из форумов в интернете одна из представительниц прекрасного пола написала, что для нее счастье – это свобода, возможность принадлежать себе.

Другая оставила такой комментарий: "Для счастья нужны деньги. Вряд ли найдется женщина, которая может считать себя счастливой без дорогих нарядов и хорошей косметики... Я такая женщина".

Интересно, что мужчины тоже охотно откликаются и высказывают свое мнение по поводу женского счастья. Опять-таки с форума:

"Счастье - это чтоб любимый муж был рядом. Вы делаете каждый его день интересным с вами, а он в свою очередь обязан любить и дарить счастье вам, от чего, я считаю, и сам будет счастлив".

Или: "Счастье не надо искать в стороне, его нужно искать внутри своей души".

Итак, желаний много, они все время меняются. Выходит, счастье, оно, как лоскутное одеяло, состоит из множества разноцветных кусочков. Сегодня мы счастливы, потому что сбылось одно из наших желаний. Завтра несчастны, потому что не сбылось.

Так как же стать счастливой? Если смотреть на эту проблему глобально, а не раздавать советы о том, как улучшить свои жилищные условия (проблема, которая волнует многих россиянок, по опросу агентства Masmi Russia) или, как научиться не конфликтовать со своей второй половинкой, а жить мирно и дружно, то хочется поговорить вот о чем.

Давайте обратим свой взор на братьев наших меньших. Они копошатся себе в траве (муравьи, ящерки разные), сидят на ветках деревьев, поют (даже если просто чирикают) – и счастливы.

А что же случилось с нами, людьми? Мы перестали ощущать гармонию, которой наполнена природа. Мы очень сложны. Так сложны, что не можем понять не только других, своих близких, но и себя тоже. Мы потеряли целостность восприятия.

И как результат – стрессы, тревога, напряжение, депрессия, полное отсутствие счастья. Мир становится все более жестоким, нам приходится постоянно защищаться, обороняться друг от друга. Но не мы ли сами сделали его таким?

Гармония вокруг нас, но мы не пускаем ее внутрь и ощущаем себя маленькими, несчастными, одинокими и нелюбимыми.

Как вернуть гармонию в наши сердца, а значит и ощущение счастья, не сиюминутного, преходящего, а настоящего, может, даже вечного?

Это как создавать мелодию из отдельных нот. Когда они соединяются вместе, рождается прекрасная мелодия, которой не было в отдельных нотах, рождается гармония. И мир вокруг меняется, наполняется радостью и теплом.

Возможно, это и есть ключик к счастью? Не отделять себя от других, не противопоставлять себя им, а стараться понять и принять, создать вместе с ними одну красивую мелодию?